Лабораторный практикум факультативного курса по биологии « Основы экологии. Защита окружающей среды»
презентация к уроку по биологии (7 класс) на тему

Федянина Наталья Петровна

Роль экологии растёт год от года, так как появляются всё новые и новые технологии в с/х и  промышленности, отношения человека и природой обостряется. Экология – наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему. Человечество – тоже часть этой жизни. Всё его  современное благополучие и дальнейшая судьба зависят   от  общей системы жизни на нашей планете. Люди уже столкнулись с  целым рядом природных катастроф, вызванных  их деятельностью. Поэтому экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая, найти пути и выходы из  возникающего кризиса. Для экологически грамотного человека на Земле нужно знать,  очень много от того, как взаимодействуют со средой отдельные организмы, до понимания  общепланетарных связей жизни и место  в них человека. Экология становится  главным элементом в системе образования. Изучению экологии школьника нужно готовить начиная с начальных классов. А более сложные понятия можно давать уже в среднем звене. Курс экологии должен быть самостоятельным. Я разработала план, в который, входят ,34 урока включая экскурсии. В программе затронуты темы охраны природы, здоровья человека, законы касающиеся охраны природы и  вводятся такие понятия как  « популяции», «экосистема». « вид», « биоценоз», « антропогенные  факторы». 2 пищевые связи, основные пути и формы приспособления организмов. Хочется больше, остановится на  местных проблемах окружающей среды. В усвоении этого  материала помогут экскурсии и практические занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratornyy_praktikum_po_fakultativu_7_klass.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

КГУ « Пресногорьковская средняя школа»

Лабораторный  практикум факультативного курса по биологии

« Основы экологии. Защита окружающей среды»

7 класс.

Учитель биологии.: Федянина Наталья Петровна

Пояснительная записка.

Роль экологии растёт год от года, так как появляются всё новые и новые технологии в с/х и  промышленности, отношения человека и природой обостряется. Экология – наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему. Человечество – тоже часть этой жизни. Всё его  современное благополучие и дальнейшая судьба зависят   от  общей системы жизни на нашей планете. Люди уже столкнулись с  целым рядом природных катастроф, вызванных  их деятельностью. Поэтому экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая, найти пути и выходы из  возникающего кризиса. Для экологически грамотного человека на Земле нужно знать,  очень много от того, как взаимодействуют со средой отдельные организмы, до понимания  общепланетарных связей жизни и место  в них человека. Экология становится  главным элементом в системе образования. Изучению экологии школьника нужно готовить начиная с начальных классов. А более сложные понятия можно давать уже в среднем звене. Курс экологии должен быть самостоятельным. Я разработала план, в который, входят ,34 урока включая экскурсии. В программе затронуты темы охраны природы, здоровья человека, законы касающиеся охраны природы и  вводятся такие понятия как  « популяции», «экосистема». « вид», « биоценоз», « антропогенные  факторы». 2 пищевые связи, основные пути и формы приспособления организмов. Хочется больше, остановится на  местных проблемах окружающей среды. В усвоении этого  материала помогут экскурсии и практические занятия.

Тема

Количество часов

Форма проведения.

Современная экология (4 час)

1

Вводное занятие. Проблемы охраны природы.

Беседа

2

Экологическое законодательство конституция РК об охране  окружающей среды.

Лекция

3

Красная книга Казахстана. Особо  охраняемые территории.

Урок сообщение.

4

Ролевая игра.

Экология и здоровье(6 час.)

5

Место человека в природе.

Дискуссия

6

Экскурсия  «Экологическая обстановка села»

7

Деятельность человека как экологически  фактор. П/р №1

8

Виды взаимодействия  человека на природу.

Беседа

9-10

Экология и здоровье человека. П/р №2

Водная и воздушная среда (4 час)

11

Современное  состояние и  охрана атмосферы.

Работа в группах

12

Охрана водной среды.

Лекция

13

Экскурсия « Виды загрязнения».

14

КВН

Экосистемы (5 час)

15

« Индикаторы чистоты». П/р №3

Сообщение

16

Влияние деятельности человека на видовой состав растений.

17-18

Влияние деятельности человека на сообщества

19

Сохранение лесов.

Проект

Организм и среда(8 час)

20

Животные нуждаются в защите.

Дискуссия

21

Экологическое значение насекомых

Познавательные

задания

22

Влияние человека на численность животного мира.

23-24

Приспособление организмов к окружающей среде. П/р 5

Урок – исследование.

25-26

Взаимоотношения организмов в среде.

27

Конкуренция в природе.

Охрана природы (7 час)

28-29

Рациональное природопользование.П/р4

30

Практическое занятие №6

31

Экскурсия

32-33

Обощение.

Мониторинг

34

Летние задания

Практическая работа №1

Тема: Деятельность  человека, как экологический фактор.

Цель: Научиться составлять план села, изучить необходимую литературу, воспитывать экологически грамотную личность.

План работы.

1. Составление плана села ( парка).

2. Проведение  физико  географического описания.

3. Изучение литературы с целью выявления причин изменение сообщества.

Подумайте и ответьте:

  1. В чём заключается биологическая природа  человека?

2.Почему человек является  биосоциальным видом?

3. Как человек влияет на природу?

4 почему надо рационально использовать природные ресурсы?

Практическая работа №2

Тема: Экология и здоровье человека.

Цель ознакомить учащихся  с болезнями  связанными с загрязнением окружающей среды. По  аналитическим данным рассчитать полученную дозу негативного воздействия химических веществ на организм человека при  употреблении загрязнённых пищевых продуктов.

План работы.

1 определить усреднённое количество химического вещества, попадающего в организм человека.

2 Построение графиков.

3Влияние озеленения на продолжительность жизни.

Подумайте и ответьте.

  1. Какие болезни человека  связаны с неблагоприятной экологической обстановкой?
  2. Какие меры надо принять по улучшению здоровья  человека?        3.Какое влияние лес оказывает на человека?

Практическая работа №3

Тема: Влияние деятельности человека  на сообщества.

Цель: Изучить влияние деятельности человека  на растения, привитие любви к родному краю, бережному отношению ко всему живому.

                                     План работы.

1 Методы определения  растений и кустарников, составление инвентаризационных карточек.

2.Изготовление поделок из природного материала.

3.выявление растений – индикаторов чистоты воздуха, растений устойчивых к загрязнению атмосферы.

Подумайте и ответьте.

1Как влияет человек на растительные сообщества?

2.К  чему ведёт химическая обработка полей?

3.можно ли отказаться от химических мер борьбы с сорняками?

Практическая работа №4

Тема Рациональное природопользование.

Цель: изучение экологической обстановки.

План работы.

1.Изучение видов отдыха в лесу, на озере.

2.Составление картосхемы дорожно –тропиночной сети.

3. оценка влияния вытаптывания на растительность и почву.

Подумайте и ответьте.

1.Обсудите, что произойдёт ,если человек полностью  вырубит все леса на Земле, заменив их полями и пастбищами.

2.Есть ли в нашей местности редкие  ценные растения?

Практическая работа №5

Тема: Животные и человек.

Цель: Исследовать животных, обитающих в разлагающемся опаде. Воспитание бережного отношения к животному миру.

План работы.

  1. Исследовать животных, обитающих в разлагающемся опаде.

2.Подсчёт количества дождевых червей в почве.

Подумайте и ответьте.

1.Предложите принципы охраны в природе редких видов?

2.Как бы вы организовали подсчёт птиц в лесу?

                          Практическая работа №6.

Тема: Растения и  человек.

Цель: Знакомство с различными видами растений.

План работы.

1 Знакомство с  элементами методики полевой работы: ведение журнала наблюдений, методы описания.

2.Изучение видового состава  луга.

 

Подумайте и ответьте.

1.Влияет ли разнообразие растений на их  численность?

2Люди давно знают. Что разрушать природу невыгадно.  Зачем они это делают?

                 Используемая литература:

Агресс П. Ю. Ключи к экологии.

Голубев И.Р. Окружающая среда и её охрана.

            Велек И.Н.Что должен знать  юный защитник природы.

Лаптев И.И.  Мир людей в мире природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология, защита окружающей среды.

Тема урока: Экология, защита окружающей среды. Тип урока: Урок комплексного применения знаний и способов деятельности. Цель урока: Развитие навыков письменной речи (статья «Решение экологических пробл...

Открытый урок: Тема: «Экология. Защита окружающей среды»

Открытый урок:Тема: «Экология. Защита окружающей среды»Обобщающий урок .8 к.л.Учитель англ.языка Габолаева В.К.МОУ « Гимназия №17» г. ЭлектростальМосковская область2011-2012 учебный год.Цели:1.Формиро...

Презентация к уроку в 10 классе по теме: " Экология. Защита окружающей среды"

Познакомить учащихся с новой лексикой по теме " Экология. Защита окружающей среды" для решения коммуникативных задач, выражения своих мыслей и чувств относительно проблемы окружающей среды....

Конспект урока по немецкому языку в 10 классе по теме "Экология. Защита окружающей среды"

Познакомить учащихся с новой лексикой по теме   "Экология. Защита окружающей среды"для решения коммуникативных задач, выражения своих мыслей и чувств относительно проблемы окружающей среды....

Учебная ситуация по английскому языку на тему "Проблемы экологии. Защита окружающей среды"

В данном материале изложена учебная ситуация по английскому языку на тему  "Проблемы экологии. Защита окружающей среды". Материал разработан в рамках дистанционного тренинга "Методика разработки ...

Методическая разработка урока английского языка по теме: «Экология. Защита окружающей среды» “Are you a Friend of the Planet?”

Данный материал будет полезен при проведении уроков иностранного языка в старших классах...

Тема урока : Экология. Защита окружающей среды.

Цели урока:1. Образовательная.Познакомить учащихся с новой лексикой по теме для решения коммуникативных задач, выражения своих мыслей и чувств относительно проблемы окружающей среды.2. Развивающая....