Татарова Надежда Леонидовна

сайт учителя начальных классов

Учитель – это тот, кто всегда готов протянуть руку помощи!

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: Профессиональные интересы педагога — это сфера знаний, умений и компетенций, которые он развивает в процессе работы, изучения теоретических материалов, обмена опытом с коллегами и дальнейшего совершенствования своих навыков в профессии. Они включают в себ

Увлечения: аппликация, лепка, вышивание, вязание, шитье

Регион: Республика Татарстан

Населенный пункт: Бугульминский район поселок Акбаш

Место работы: МБОУ Акбашская ООШ

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/tatarova-nadezhda-leonidovna
«Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление» — это строки из главной книги Василия Сухомлинского «Сердце отдаю детям». Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд. Важнейшее условие духовного роста педагога - это прежде всего время - свободное время учителя. Пора понять, что чем меньше у учителя свободного времени, чем больше он загружен всевозможными планами, отчетами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам… Время- ещё и ещё раз повторяю – это большое духовное богатство учителя… Педагогическое творчество – сложный труд, требующий огромной затраты сил, и, если силы не будут восстанавливаться, учитель выдохнется и не сможет работать. Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, — это творение будущего и взгляд в будущее. Творчество – это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью и проявлением ее сил в активной деятельности. Без поисков и находок, а следовательно, и без напряжения сил немыслимы увлеченность, вдохновение.Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива. Нельзя хоть какую-нибудь одну сторону из системы воспитания исключить. Упустил что-нибудь одно: воспитание убеждений, воспитание человечности, воспитание трудолюбия… и вы не решите никакой другой задачи. Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И оттого, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям. Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю.
Василия Сухомлинского

Можно ли на современном этапе развития общества, государства, экономики, представить нашу жизнь без учителя? Конечно же нет!      

Учитель... Сколько смысла в этом слове! Для каждого человека слово «учитель» имеет свои представления, это теплота, доброта, это любовь к первому учителю, это теплые воспоминания, остаются в памяти навсегда. Так кто же такой современный учитель и какова его роль в обществе? Достаточно серьезный вопрос.

Приведем несколько цитат, афоризмов, высказываний в определении понятия «учитель» [1]:

- Конфуций – «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем»;

- Ральф Эмерсон – «Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими»;

- Д. Менделеев – «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян»;

- Л. Н. Толстой – «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель»;

- В. Ключевский – «Что бы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»;

- Томас Сас – «Учитель должен обладать максимальным авторитетом и минимальной властью»;

- А. Дистервег – «Учитель, образ его мыслей, - вот что самое главное во всяком обучении и воспитании…»;

- Г.Адамс – «Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние…».

По результатам проведенного исследования дадим определение современного учителя, по нашему мнению – «Учитель – это, прежде всего человек, который учит, закладывает и доводит до сознания своих учеников определенные знания, образ мышления, взгляды, опыт, которые помогают ему жить, развиваться, совершенствоваться и становиться лучше!».

В жизни каждого из нас всё начинается со школы, а в школе все начинается с учителя! И какие бы методы,приемы, технологии ни открывали, какое бы оборудование ни привозили в класс – интерактивную доску, компьютер, интернет - главным, вечным и неизменным в школе остается УЧИТЕЛЬ… [2]

Учитель! Как бесценно имя это

Среди богатых россыпей сердец.

Учитель! Это имя чище света.

Он мой отец, духовный мой отец!

Склонял он надо мною виски седые

И мир учил, как надо понимать,

И под его диктовку я впервые

Два слова вывел "Родина" и "Мать".

Школа  - это не здание и не учебные предметы, а лица, характеры, личности учеников и учителя.

Важную роль в жизни каждого человека играет его первый учитель!

  Учителя начальных классов - это особые люди в учительской среде. Они занимаются самой деликатной, важной и ответственной работой. Учитель начальных классов за ручку переводит детей через бурный поток школьной жизни, в котором они оказываются, придя в первый класс [3].

Учитель начальной школы одновременно преподаёт и воспитывает. Ему нужно обладать огромными воспитательскими способностями. Одновременно быть учителем, воспитателем, психологом, другом, помощником и даже родителем! И, несомненно, учитель должен сильно любить свое дело, свою профессию и своих учеников!

Только от любви учителя зависит, с каким багажом знаний и нравственных ценностей пойдет ребенок во взрослую жизнь.

В педагогической и психологической литературе способности учителя начальных классов или классного руководителя определяются так [3]:

- способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему;

- способность быть примером и образцом для подражания;

- способность вызвать у ребёнка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше;

- способность приспосабливать воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребёнка;

- способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию;

- способность находить нужный стиль общения с каждым ребёнком;

- способность вызывать к себе уважение, иметь авторитет среди детей, коллег, родителей.

Поэтому человек, который выбирает профессию учителя начальных классов, должен точно отдавать себе отчет, какое бремя ответственности он собирается взвалить на свои плечи. Недаром в народе говорят: «В средней  и старшей школе ищите для своего ребенка продвинутую школу, а в начальной школе ищите хорошего учителя» [3].

Как сказал Демокрит - «Быть учителем рискованное дело. В случае удачи последняя приобретена ценой большого труда и забот, в случае же неудачи горе не сравнимо ни с каким другим».

Каким же должен быть учитель начальной школы, какие качества и характеристики сочетать?

Учитель должен сочетать в себе [2]:

- умеренность - сочетание спокойной требовательности с хорошим доброжелательным отношением к детям;

- успешность - это значит, образ учителя начальной школы должен служить олицетворением активной успешной жизненной позиции;

- удивительность - учитель начальной школы должен уметь удивлять. Ребёнок в начальной школе - это альпинист, стоящий у подножия высокой вершины, на которую ему предстоит взбираться  долгие 11 лет. Ребёнок приходит в 1 класс с широко раскрытыми от удивления глазами. Его удивляет всё! И учитель должен не только не погасить этот огонёк во взоре ученика, но и постараться разжечь его как можно ярче.

Психологи считают, что оттого, насколько учителю начальной школы удастся сохранить мотивацию к обучению на протяжении 4 лет, настолько эта мотивация будет в дальнейшем. Недаром основная цель начальной школы – научить учиться!

- убедительность - учитель начальных классов должен уметь разговаривать с детьми на их языке. У детей свой мир, свой язык, свои понятия и определения;

- уважительность - понятно, что уважение к личности каждого маленького человечка, это основа успешного общения на уроке и соответственно всего процесса обучения в начальной школе;

- уравновешенность - нервозность учителя на уроке всегда передаётся детям, что провоцирует страх: боязнь неверно ответить на уроке. В таком случае даже зная правильный ответ, ребёнок будет сидеть, не поднимая руки;

         - улыбчивость - ещё Экзюпери сказал, что «улыбка – это рабочий инструмент  учителя», а уж в начальной школе с помощью улыбки педагог может добиться всего. Единственное условие - улыбка должна быть искренней, потому что всё же самое главное, это любить этого маленького человечка, только начинающего путь во взрослую жизнь!

         Таким образом можно сделать вывод о том, что профессия учителя начальных классов – это важная, серьезная и очень ответственная работа. Так как учителю приходиться работать с маленьким людьми, с маленьким человеком. Из которого вырастет новый член общества - гражданин, с определенным позициями, взглядами, устоями, принципами и моралью, в формировании которых не последнее место занимал учитель начальных классов! То есть учитель участвует в формировании будущего нашей страны, будущего России!

И поэтому мне хотелось бы, чтобы учителя в будущем и сейчас, оставались справедливыми, отзывчивыми, беспристрастными и социальное положение не должно иметь значения. Все дети в классе для нас должны быть равными. Мы должны искать проблемы в себе, а не в детях, если они чего то не допонимают или что-то у них не получается. Мы должны спросить себя: что я делаю не так? Ведь все начинается с нас, с учителей. Если не мы, то кто? И я не боюсь возложить на себя этот груз ответственности и осознаю серьезность выбранной мной профессии!

 

О себе

Родилась в 1957г. После окончания восьмилетней школы поступила в Подбельское педагогическое училище. С 1976 года работаю учителем начальных классов.

Стать учителем мечтала с детства и счастлива, что моя мечта сбылась.  Начинала работать учителем начальных классов, получив высшее образование, параллельно стала преподавать русский язык и литературу. Люблю детей и свою профессию. Главным в своей работе считаю гуманно-личностный и творческий подход к детям в образовательном процессе, комплексное решение задач обучения и воспитания, использование современных технологий и форм педагогической практики.

Легко нахожу с детьми общий язык. Понимаю их, уважаю их мнение, доверяю и принимаю их такими, какие они есть. В процессе многолетней педагогической деятельности я внимательно изучала особенности характера и поведения детей, при необходимости меняла стиль общения, обрела навыки создания благоприятной развивающей среды, в которой дети могут самостоятельно добывать знания, творчески развиваться и  самоутверждаться.

Особое внимание уделяю эмоциональному контакту с детьми. В образовательный процесс активно включаю родителей, так как именно, на мой взгляд, являются моими заинтересованными партнерами и единомышленниками в нашей совместной педагогической и воспитательной деятельности. Каждый ребенок, в развитии которого я принимаю участие, остается в моей памяти уникальным, неповторимым, обладающим своим собственным взглядом и позицией.

Приобретенный педагогический опыт, профессиональные знания и навыки  позволяют мне оказывать образовательные услуги, направленные на помощь и поддержку семьям в развитии и воспитании детей. Детей самостоятельных, умеющих свободно мыслить, общаться, планировать и контролировать свою деятельность.

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Книга всегда была и есть мой верный спутник жизни, путеводитель, советчик и друг. У меня много книг, которые я люблю и которые оказали самое мощное влияние на формирование моего  внутреннего мира. Назову главные из них.

Это, во-первых, роман Вениамина Каверина «Два капитана» - одно из самых ярких произведений русской приключенческой литературы XX века. История о любви и верности, мужестве и целеустремленности, которая не может оставить равнодушным ни взрослого, ни юного читателя. Это правдивая и увлекательная история становления героического характера молодого человека. Образы главных героев убеждают, что за торжество правды надо бороться.

Книгу называли «романом воспитания» и даже «авантюрным романом», но при этом никогда не обвиняли автора в излишней сентиментальности или самообмане. Сам Каверин говорил, что «это роман о справедливости и о том, что интереснее быть честным и смелым, чем трусом и лжецом». И еще он говорил, что это «роман о неизбежности правды». Подписываюсь под каждым авторским словом! Верю ему и принимаю все его принципы, как свои.

 «То strive, to seek, to find, and not to yield!».  Эти строки были высечены на памятном кресте, установленном на мысе Хижина в честь полярного исследователя Роберта Скотта и его товарищей, погибших в 1912 году во время обратного пути с Южного полюса. Я уверена, что на девизе героев романа «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» выросло не одно поколение тех, кто достойно отвечал всевозможным вызовам времени.

Главный герой романа Саня Григорьев, мечтающий о полярных походах, сделал эти слова девизом всей своей жизни, символом верности своей цели и своим принципам. 
«Бороться» (в том чис­ле с собственными слабо­стями) - первая задача. «Искать» - значит иметь перед собой гуман­ную цель. «Найти» - это сде­лать мечту реальностью. А если будут новые трудно­сти, то «не сдаваться». Этому девизу следовал в своей жизни капитан шхуны «Святая Мария» Иван Татаринов. Под этим же девизом спустя много лет другой капитан, летчик Александр Григорьев, начнет поиск следов экспедиции Татаринова и добьется цели. С этим девизом идут по жизни те, кому посчастливилось взять в руки книгу Каверина и прочесть ее.

Ры­царская мораль во все времена способствовала пополне­нию в нашей стране рядов летчи­ков, моряков и полярников: настолько велик заряд высо­кой нравственности и оп­тимизма, который давали людям герои Каверина. Прочитав в детстве замечательную книгу Вениамина Каверина «Два капитана», я всю последующую жизнь следую принципу ее главного героя Сани Григорьева: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!».

Вторая, особо значащая для меня книга, - это повесть Бориса Васильева      "А зори здесь тихие".  Борис Васильев - известный писатель, в прошлом участник Великой Отечественной войны. Он своими глазами видел жестокость и ужасы войны, не понаслышке знает то, о чем потом, в мирное время, решил рассказать своим читателям. Благодаря таланту и правдивости писатель создал яркие и героические образы женщин на войне.   

Опасность сблизила бойцов зенитно-пулеметной батареи, которой командует старшина Васков, раскрыла необыкновенные их душевные качества, готовность проявить лучшие качества защитника и солдата. Все девушки - Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Четвертак, Рита Осянина и Женька Комелькова - погибли, но старшина Васков, потрясенный такими потерями, довел дело до конца. Автор показал, что нет предела человеческим возможностям. Васков не столько мстит врагам за убитых девчат, сколько выполняет свой воинский долг.  Он смог выстоять, пройти войну и остаться в живых, чтобы вырастить сына Риты Осяниной, чтобы своей жизнью оправдаться за погибших девчат. 

Борис Васильев сумел создать образ героического поколения наших отцов и дедов, у которого всем последующим поколениям есть чему поучиться. Благодаря подвигу таких людей, как герои повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие», была одержана Великая Победа.

Мой взгляд на мир

Профессия учитель начальных классов - самая гуманная, востребованная и серьезная специальность, являющаяся фундаментом всех профессий. Лишь первый учитель может помочь решить большинство вопросов, волнующих детей. Лишь первый учитель сопровождает учеников на протяжении всего их жизненного пути. Первоклассники обретают добрую маму, которая готова помочь и поддержать в сложной ситуации в любое время.

Чтобы быть прекрасным педагогом, нужно любить тех, кого обучаешь, и то, что преподаешь. Для меня профессия учителя всегда была уважаемой и почетной. Я - учитель. Учитель- это даже не просто профессия. Это образ жизни. Хочу сказать, что ни разу в жизни я не пожалела о своем выборе .

Быть учителем- это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, родителями, и прежде всего, перед ребенком. Оправдать их доверие - вот настоящий итог работы учителя.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы