Титова Валентина Александровна

сайт воспитателя ГКУ ДДИ "Южное Бутово" ДСЗН г. Москвы Титовой Валентины Александровны

Профессия: воспитатель

Профессиональные интересы: специфика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в условиях детского дома-интерната

Увлечения: тестопластика, вышивание

Регион: Московская область

Населенный пункт: Москва

Место работы: ГКУ ДДИ "Южное Бутово" ДСЗН г. Москвы

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/titovawalentinaaleksandrovna
Силён не тот, кто никогда не падал, а тот, кто падал и вставал

Актуальность проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что выпускники детского дома-интерната постоянно попадают в общественно-политические, социальные, бытовые ситуации. От умения давать правильную оценку происходящему событию зависит жизненная позиция человека и определяется его место в обществе. Однако решение этой проблемы затрудняют особенности психофизического развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные нарушениями центральной нервной системы. В своей работе Титова В.А. делает акцент на развитии социально-личностных компетенций своих воспитанников, которые позволят в дальнейшем обеспечить им эффективное взаимодействие, общение с людьми, научит эффективно решать возникающие проблемы.

Трудовое воспитание является важнейшей составной частью воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, базой для развития творческих способностей воспитанников, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Титова В.А. поставила и реализует задачи развития у детей (с учетом возрастных возможностей) интереса к труду взрослых, желание трудиться, воспитывает навыки элементарной трудовой деятельности, трудолюбие. Эти задачи решаются Титовой В.А. через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное их участие в посильной трудовой деятельности в учреждении. Организуя трудовую деятельность, Титова В.А. обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает обрести уверенность в своих силах, способствует формированию жизненно необходимых умений и навыков, воспитывает ответственность и самостоятельность.

Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в социум Титовой В.А. осуществляется путем различных вариантов взаимодействия внутренней воспитательной среды учреждения с внешней социокультурной средой: открытого пространственно-предметного, коммуникативно-открытого, деятельностно-открытого, внутри-коммуникативного, внутридеятельностного, внутрипространственно-предметного. 

Титова В.А. мотивирует своих воспитанников на инициативу по включению в хозяйственно-бытовой труд по уборке групповой комнаты, участка, посуды  после обеда, то есть трудовая деятельность детей приобретает общественно полезную форму. Это  большой шаг с точки зрения не только формирования умений и навыков хозяйственного труда, но и с точки зрения изменения социальной ситуации. Ребенок включен в новую для себя систему отношений – он несет ответственность не только за себя, но и за свое ближайшее окружение, за тех, кто может быть слабее, младше и беспомощней его самого. Титова В.А. придерживается в своей работе комплекса педагогических условий, необходимых для социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья:

формированием субъектной позиции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе коррекционного обучения;  включением детей в специально организованную деятельность, направленную на усвоение социальных ролей;  поддержкой и развитием всех форм проявлений динамики в социальном развитии ребенка;  восстановлением и развитием важнейших форм жизнедеятельности ребенка (игра, труд, познание, общение); созданием системы мониторинга уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленной на разработку и корректировку индивидуальных программ обучения и воспитания, привитию навыков общественно-полезного труда у  воспитанников.

О себе

Окончила Тульское дошкольное педагогическое училище Министрерства просвещения РСФСР в 1967 г. по специальности "дошкольное воспитание"

Общий трудовой стаж 44 года.

Отличник народного просвещения.

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

 Мамин-Сибиряк «Серая шейка», А.Арсеньев «Салампи»; А.С.Пушкин «Дубровский», А.Каверин «Два капитана».

Мой взгляд на мир

Ученик спросил дервиша:
- Учитель, враждебен ли мир для человека?
Или он несет человеку благо?
- Я расскажу тебе притчу о том,
как относится мир к человеку, - сказал учитель.
"Давным-давно жил великий шах.
Он приказал построить прекрасный дворец.
Там было много чудесного.
Среди прочих диковин во дворце была зала,
где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными.
Зеркала были необыкновенно ясные,
и посетитель не сразу понимал, что перед ним зеркало,
- настолько точно они отражали предметы.
Кроме того, стены этой залы были устроены так,
чтобы создавать эхо.
Спросишь: "Кто ты?" - и услышишь в ответ с разных сторон:
"Кто ты? Кто ты? Кто ты?"
Однажды в эту залу забежала собака и в изумлении застыла посередине - целая свора собак окружила ее со всех сторон,
сверху и снизу.
Собака на всякий случай оскалила зубы,
и все отражения ответили ей тем же самым.
Перепугавшись не на шутку, она отчаянно залаяла.
Эхо повторило ее лай.
Собака лаяла все громче.
Эхо не отставало.
Собака металась туда и сюда, кусая воздух,
и ее отражения тоже носились вокруг, щелкая зубами.
Наутро слуги нашли несчастную собаку бездыханной
в окружении миллионов отражений издохших собак.
В зале не было никого,
кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред.
Собака погибла, сражаясь со своими собственными отражениями".

- Теперь ты видишь, - заканчивал дервиш,
- мир не приносит ни добра, ни зла сам по себе.
Он безразличен к человеку.
Все происходящее вокруг нас
- всего лишь отражение наших собственных мыслей,
чувств, желаний, поступков.

Мир - это большое зеркало.

Мои достижения

Категория детей, с которыми работает Титова Валентина Александровна, это дети с выраженной умственной отсталостью, которая сочетается с другими нарушениями в психофизическом развитии. Такая категория детей требует высокоорганизованного коррекционного  обучающего и воспитательного процесса.

Коррекционные занятия имеют логически законченную, целостную ограниченную временными рамками систему. В коррекционных занятиях представлены все основные элементы коррекционно-образовательного процесса: задачи, содержание, средства, методы, организация.

Достичь определенного педагогического результата в работе с воспитанниками  помогает Титовой В.А. использование в практике работы передовых образовательных и воспитательных технологий. Так социоигровая технология способствует развитию взаимодействия ребенка со сверстниками;  формированию умений и навыков дружеского коммуникативного взаимодействия. Технология личностно-ориентированного воспитания дает возможность Валентине Александровне строить процесс воспитания с учетом

личностных качеств своих воспитанников. Технология разноуровневого обучения (индивидуально-дифференцированное обучение) дает  возможность помогать слабому, уделять внимание сильному; реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в обучении. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья. Проектное обучение создаёт условия, при которых воспитанники: учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа,  обобщения); развивают мышление. Использование здоровьесберегающих технологий позволяют Титовой В.А. равномерно во время занятий распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с динамическими паузами, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. Применение ИКТ позволяет Титовой В.А. добиваться более высокой мотивации воспитанников к обучению, а, следовательно, и более высокого качества. В результате таких занятий воспитанники получают удовлетворение от собственных открытий, повышается интерес к изучаемым предметным областям, реализуется творческий потенциал детей, а, следовательно, повышается качество знаний.

Моё портфолио

Тестопластика

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Развитие «ручной умелости» способствуют занятия по лепке.

Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

Специфику лепки определяет материал.

Почему именно тесто? Тесто - это такой материал, который для детской руки более удобен - он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто - материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - "Тестопластика".

С чего я начала свою работу? В первую очередь познакомилась с литературой по тестопластике. И решила внести занятия по тестопластике в работу с детьми с ОВЗ. На первых занятиях я знакомила детей с тестопластикой как видом народно-прикладного искусства, ее особенностями, инструментами, которые необходимы для работы с тестом,  простейшими технологическими приемами работы с тестом.

Используемые приемы лепки:

Разминание - надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста.

Отщипывание - отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.

"Шлепанье" - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.

Сплющивание - сжимание куска теста (пластилина) с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.

На первых занятиях рассказывала детям об истории тестопластики. Замешивала тесто в присутствии детей. Давала возможность поработать с ним, потрогать, понюхать, помять. Высказать свое впечатление о тесте: твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д. Так же на первых занятиях в основном использовали с детьми формочки для печения. Ребятам очень нравилось стряпать угощения.

 

 

 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы