Урманчева Люфия Зуфаровна

сайт преподавателя колледжа

Самый лучший способ изменить свою жизнь к лучшему – это ежедневно менять к лучшему свои мысли, чувства, слова и поступки.
Язмышларга уфтанмагыз, дуслар, Нигә шулай булган, димәгез. Хафаланып, юк-бар нәрсәгә дә Өзгәләнеп, шулай көймәгез. Ни булырга тиеш булган булса, Нишләсәң дә, барыбер, була ул. Һәркем үз кайгысы, үз шатлыгы белән, Үз язмышы белән туа ул. Һәр кешенең һәрбер әйткән сүзен, Һәр адымын Ходай чутлаган, Без туганнан алда язып куйган Һәр язмышның һәрбер сукмагын. Кышын жил-буранга ачу тотып, Көз яңгырны тиргәү ни бирә? Телисеңме, теләмисеңме син, Көз дә килә, кышлар да килә. Зарланмагыз! Һәр вакытның бары Матурлыгын күрә белегез! Вак зарларга жанны вакламагыз! Гомерегезнең кадерен белегез!
Флёра Шарипова

 

                                                                             

 

           Вы спросите, как у меня дела?

        Отвечу вам, что ... как обычно:
        Живу как в сказке, господа,
        То хорошо, то все отлично!
       Не услыхать вам слов, которых ждут,
       И никогда вам не признаюсь -
       Что кошки на душе моей скребут,
       Что в сердце кровоточит рана...
       И только мило улыбнусь я вам,
       И даже веселиться буду...
       Лишь разнесу свои обиды в хлам...
       Не скоро я о них забуду.
       Но умный все увидит по глазам,
       Поймет, как больно мне бывает..
       И не поверит сладким тем словам,
       Которые я источаю.
       И только он тактично промолчит,
       Поняв, что боль мне душу гложет.
       Мою он тайну свято сохранит
       И этим очень мне поможет.

                            Люси Камли      

 

О себе

Живу, учусь и работаю

Учительский катехизис

1. Не давай ни одного урока без подготовки. 
2. Заблаговременно выясни себе, что ты должен подготовить к уроку. 
3. Затем прочитай и воспроизведи учебный материал, который хочешь сообщить и разъяснить ученикам, раз­дели его на малые доли и обдумай, как лучше познакомить с каждою из них своих учеников. 
4. При этом, держась уставов данного учебника, ты должен до такой степени освоиться с урочным материалом, способом преподавания его и распределением чтобы при объяснении в классе свободно обходиться без учебника. 
5. Примеры, которые необходимы для первоначальных упражнений и выводов, ты должен выбрать из книг или сам составить дома и усвоить себе в такой степени, чтобы во время преподавания пользоваться ими свободно. 
6. Если при подготовке к уроку встретится что-либо такое, что потом нужно будет дать ученикам для заучивания, напр., какие-либо изречения, тексты, стихи, то выучи их прежде сам или освежи в своей памяти. 
7. Так как все новое, что ты хо­чешь объяснить ученикам, необходимо привести в связь с тем, что учени­кам уже известно, то старайся вовремя восстановить в своей памяти учеб­ный материал настолько, чтобы без затруднений применять свои познания к делу. 
8. Для проверки себя во время этой подготовительной работы и для запоминания материала полезно хотя кратко, в виде набросков, составлять письмен­ные конспекты учебного материала и плана преподавания, а также записы­вать и примеры. 
9. Вся подготовительная работа бу­дет тем плодотворнее, чем более ты привыкнешь постоянно иметь в ви­ду умственные и вообще духовные потребности и силы детей, которых учишь, и сообразно с этим выбирать способ и форму преподавания. 
10. Начинай и оканчивай урок точь-в-точь в назначенное время. 
11. Начинай урок, когда все уче­ники сядут прямо, положив руки на стол и спокойно держа ноги; следи за этим и при всякой перемене во время урока, напр., при уборке или доставании книг, тетрадей и т. п. 
12. Никогда не спрашивай: что вам сегодня задано? На чем мы останови­лись? Ты должен знать это сам лучше всех. 
13. Если ты начинаешь разбирать письменную работу, то принимайся за исправление ее только тогда, когда все ученики достанут тетради. Ты должен смотреть в тетрадь то одного, то дру­гого ученика, чтобы удостовериться, что каждый указывает (подчеркивает) и исправляет ошибки. После исправления все тетради должны быть за­крыты и убраны в стол. 
14. За исправлением письменной ра­боты кратко повтори пройденное на прежнем уроке. Затем переходи к подробной разработке нового урока, разделив его на небольшие отделы. 
15. Научись правильно ставить во­просы: пусть они будут ясны по содержанию, кратки по форме и пра­вильны грамматически; если заметишь, что вопрос не удачен, то, прежде чем требовать ответа, предложи дру­гой вопрос, лучше составленный, бо­лее ясный и короткий. 
16. Избегай вопросов, на которые должно последовать лишь: «да» или «нет». 
17. Никогда не спрашивай: «Поняли?» Если ты предлагаешь такой вопрос, 
то можно подумать, что ты сам склонен предполагать, что тебя не поняли. 
18. Не перебивай ученика при первом неполном или не вполне правильном выражении, но дай ему окончить предложение. 
19. Вопросы, которые ты предлагаешь должны относиться ко всем ученикам. Поэтому после каждого вопроса делай небольшую паузу и только тогда вызывай отдельных учеников, кото­рые должны отвечать на твои вопросы. Вызывать ученика ты должен, конечно, по фамилии; значит, тебе необходимо знать фамилии всех учеников. 
20. При спрашивании учеников не следует держаться какого-либо определенного порядка; в противном слу­чае ученики, которым далеко до очереди, будут невнимательны. 
21. Во время урока должен быть спрошен, по возможности, каждый ученик или, по крайней мири, каждый привлечен к участию в уроке. Боль­шая ошибка предложить десяти ученикам по пять вопросов, а тридцати ни одного. 
22. Никогда не обучай и не спрашивай подолгу только одного ученика, 
оставляя других без дела или не обращая на них внимания. 
23. Если на какой-либо вопрос несколько учеников или совсем не ответят или ответят неверно и только затем последует правильный ответ, то можешь еще раз или повторить его сам или заставить повторить кого дру­гого. Услыхав удачный ответ, гово­ри: «верно», или «так», или «да». Не бойся небольшого перерыва, который произойдет, пока ты не дашь следующего вопроса: вопрос должен быть обдуман, а обдумывание требует вре­мени. 
24. Если ученик не может дать пра­вильный ответ, помоги ему, наведи его, а потому спрашивай другого; но если заметишь, что дальнейшее спрашивание бесполезно, то не заставляй учеников отвечать наугад и не трать времени попусту. 
25. Не спрашивай того, чего ученики еще не могут знать. Ты должен твердо помнить, что могут и должны знать ученики из пройденного курса. Мало чести для тебя, если ученики ответят: «Мы этого еще не учили». 
26. Говоря правильно и отчетливо, соблюдай логические ударения, облекай свои мысли в короткие легко обозримые предложения и излагай их с живым интересом к делу и своей задаче. 
27. Старайся пробудить в учениках интерес, и тогда не потребуется особенных усилий для поддержания дис­циплины в классе. 
28. Заботься о том, чтобы не было вялого настроения в классе. Если заметишь, что оно начинает овладевать учениками, то заставь их выровняться, велев предварительно нисколько раз встать и сесть. 
29. В тех случаях, когда нужно оттенить что-либо, как особенно важ­ное, и запечатлеть в памяти, рекомен­дуется разучивание хором, но лишь в том случае, если оно не помешает занятиям учеников другого класса или отделения. 
30. При всех ответах учеников следи за тем, чтобы они выговари­вали слова ясно и отчетливо, и в сомнительных случаях убеждайся на деле, слышат ли отвечающего ученика товарищи его в самом отдаленном углу класса. 
31. Заставляй учеников объясненное повторять тотчас же, в конце ка­ждой части урока, и старайся, чтобы оно твердо укрепилось в их памяти; так же поступай и по прохождении всего урока. 
32. Если ты намерен предложить для усвоения ученикам правило, то не забывай, что предварительно должны быть придуманы, написаны на доске и разобраны примеры. Из разбора примеров ученики, по наводящим вопросам, должны вывести правило, кото­рое записывается кратко и точно на классной доске и в тетрадях. На данное правило ученики письменно, а иногда и устно решают несколько задач. 
33. При объяснении всегда пользуйся наглядными пособиями: ландкартами, картинами, моделями и т.п., главным же образом пользуйся классной доской. 
34. Если тебе придется диктовать что ученикам, то при помощи отчетливого произношения и выписывания трудных слов добивайся того, чтобы все было написано правильно и ясно. 
35. Письменные работы, задаваемые в классе, тщательно подготовляй с учениками. Зорко смотри за тем, что­бы ученики не списывали задач друг у друга. Если в работах учеников встретятся такие схожие места, которые могут вызвать предположение, что один списал у другого, то главная вина - твоя. 
36. Тщательно рассматривай работы учеников, проверяя при этом, исправлены ли ошибки в предшествующей работе. Все замечания, которые ты делаешь в них, пиши ясно и отчет­ливо, лучше пером, чем карандашом. 
37. При исправлении работ, неправильные формы языка и неправильные обозначения их не доводи до слуха и до зрения учеников; в противном случае, ты как раз сам вкоренишь эти неправильности. 
38. Если ты берешь на дом письменные работы учеников, удостоверяйся, по возможности, сейчас же в опрят­ности тетради и тщательном с внешней стороны исполнении задачи: работы, исполненные неряшливо и небрежно, возвращай тут же для переписки. Тре­буй, чтобы ученики на каждой письменной работе обозначали время исполнения ее (число и месяц). Возвращай ученикам работы всегда в срок. 
39. Для домашнего приготовления на­значай устные и письменные работы только подготовительного и повторительного характера и легкие статьи для заучиванья, уроки же всегда разучи­вай с учениками в классе 
40. Избегай каких бы то ни было уклонений от дела. Но в тех случаях, когда сведения, приобретенные учениками в другой области, могут служить к уяснению того, что ты хо­чешь объяснить, пользуйся ими и таким образом приводи новое в связь с тем, что уже известно. 
41. Помни, что ты должен не выка­зывать свое красноречие, а суметь развязать язык у своих учеников. 
42. Желание рисоваться перед уче­никами своею ученостью должно быть тебе совершенно чуждо. 
43. Выставляй не самого себя, а преподаваемый предмет. 
44. Не расхаживай по классу, но выбери себе определенное место, от­куда и все ученики могут видеть тебя, и ты можешь видеть всех учеников. Не стой, однако, как прикованный к одному месту: каждый ученик дол­жен быть уверен, что ты во всякую минуту, если захочешь, можешь быть около него. 
45. Постоянно наблюдай за всеми уче­никами, будь всегда настороже, сохраняя внутреннее и внешнее спокойствие и сдержанность. 
46. Никогда не давай урока в раздраженном состоянии. В случае раздражения, сделай небольшой перерыв и продолжай дальше, уже успокоив­шись. Всякое раздражение учителя, овла­девая вниманием учеников, вредит делу обучения. 
47. Не рассчитывай на быстрый успех, не будь нетерпеливым, не падай духом. Ищи причину недостаточного успеха всегда главным образом в самом себе. 
48. Держись на уроке серьезно: ты исполняешь свой, долга, а к долгу 
относятся серьезно. Не говори ничего, не идущего к делу. 
49. Держись перед учениками, как образованный человек; не позволяй себе по отношению к ним вульгарных выражений. 
50. Избегай всяких замечаний отно­сительно положения, сословия и жизни 
родителей и родственников ученика. 
51. Не имей любимцев и доносчиков, не позволяй себе кого-либо «не терпеть». 
52. Не объявляй ученика не исправным относительно нравственности или успешности; не говори никому: «ступай вон» и т. п. выражения. 
53. Если во время урока у тебя явится повод к неудовольствию на ученика, то, не раздражаясь и помня, что он ребенок, сначала посмотри на него пристально, чтобы он дога­дался, чего ты от него хочешь, и больше пока ничего не делай; если он этого не заметить, на время прекрати во­просы или рассказ и продолжай смотреть на него; только в том случае, если и это окажется бесполезным, обратись к нему с замечанием. 
54. Ни в каком случал не употребляй бранных слов; не читай также длинных поучений, не прибегай к иронии или к насмешкам; в большей части случаев строго, но без крика, произ­неси фамилию ученика. 
55. Если это не поможет, тогда скажи ученику, что должен будешь записать его в книгу, и будь тверд в своем слове. 
56. Наказания, дозволенные законом, в твоем распоряжении. Однако, последуй доброму совету: обходись во время уроков без всяких наказаний. 
57. Строгое наказание для памяти от­мечай в записной книге. 
58. Будь правдив в своих отношениях к ученикам. Если при преподавании или при исправлении работы допустишь ошибку, то сознайся в ней тотчас и покажи ученикам, что истина выше тебя. Это сделает честь тебе, как человеку, как учителю и воспи­тателю, а на юные души произведет благотворное влияние. 
59. После каждого урока отдавай себе отчет о ходе его, о своих ошибках в спрашивании учеников, в объяснении урока, в наблюдении за класс­ной дисциплиной и в собственном поведении, а равно и о том, подвинул ли ты вперед своих учеников на пути их умственного и вообще духовного развития. 
60. Ежедневно повторяй себе, что ты существуешь ради учеников, а не они ради тебя. 

// Народная школа, руководство для учителей и учительниц начальных народных училищ: настольная справочная книга / сост. А.Анастасиев. — М., 1915. — С. 167—170.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Максим Горький . Федор Достоевский

Мой взгляд на мир

Моё портфолио

Мое портфолио

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: