Консультации для педагогов

Шапиева Элина Болатбиевна

Консультации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад образовательного вида «Солнышко» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей (МДОАУ д/с «Солнышко»)

 

 

Консультация для родителей

«Духовно – нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста, посредством чтения художественный литературы». https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/08/29/k_59a58e598dc73/426681_1.png

 

 

 

 Выполнил воспитатель :

Шапиева Э.Б.

 

 

 

Пыть-Ях.

Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно нравственных качеств личности.

Работая с детьми, я обратила внимание, что дети совершенно не могут играть вместе, присутствуют такие качества как: злость, жадность, самолюбие, обидчивость. Передо мной встала задача, как научить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми, милосердными.

Познакомившись с литературой о духовно – нравственном воспитании, я поняла, что духовно – нравственные качества личности можно развить с помощью сказок.

Сказка – прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Из сказок дети черпают множество познаний: это представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказка помогает ребенку разобраться в самых важных понятиях: на чем основываются отношения между людьми, как оценивать свои поступки и окружающих детей. Она помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту, чуткость, отзывчивость, сострадание, побуждающее прийти на помощь человеку, либо животному, попавшему в беду.

Мир сказки полон живых предметов, необычных явлений. Животные говорят и действуют, как люди, неживые предметы обладают психикой и душой. Многообразный образ сказочных героев дает детям простор воображению.

Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образе героев, закрепляются в реальной жизни детей и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Композиция, яркое противопоставление добра и зла, выразительный язык (наливное яблочко, речка – матушка), динамика событий (гуси – лебеди, царевна лягушка, колобок), причинно – следственные связи и явления (сказка «Колобок» - хвастовство, хитрость, осторожность) , - все это делает сказку интересной, волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно – здоровой личности ребенка.

Сказка – средство эмоционально – волевого развития и духовно – нравственного воспитания дошкольника. Она помогает развивать внутренний мир ребенка, его эмоциональные сферы чувств.

В процессе представления о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка. Перед собой я поставила задачи : посредством событий в сказке помочь усвоить детям духовно – нравственные категории (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность), содействовать развитию образного строя речи, обогатить словарь, развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, воспитывать послушание, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь, воспитывать трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда, развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Чтобы обеспечить активность и внимательность во время прослушивания сказки, в младшей группе я предложила выполнять имитационные движения (сказка «Курочка ряба»: плачет дед, плачет бабушка, а курочка кудахчет, уговаривает, жалеет бабушку и деда), использовала разнообразные наглядные пособия: иллюстрации, настольный театр, инсценирование сказки с использованием костюмов, шапочек, фланелеграфа. В сказке «Теремок» детям можно предложить двигательные упражнения – попрыгать как зайчик, обратить внимание, что лисичка в теремок забралась, а волк влез. Дети очень переживают кульминационный момент, когда, при появлении медведя, теремок развалился. Я предлагаю построить из крупного строителя большой теремок, где уместились все звери. Затем мы встаем вокруг теремка и заводим хоровод, пропевая первые слова сказки с перечислением живущих в нем зверят. Дети радостные, глаза у них веселые, ведь если все вместе будут помогать друг другу, то жить будет интереснее. Сказку мы продолжаем, рассказывая, кто что делает: лисичка пироги печет, зайка воду носит, волк дом стережет. Этой сказкой воспитываются такие качества: гостеприимство, доброжелательность, дружба. Повторяя сказку, не всегда обязательно рассказывать ее целиком, иногда достаточно вспомнить отдельные отрывки, те которые забываются или наиболее интересные в плане обогащения речи детей. Сказка «Гуси-лебеди» - эта сказка учит выполнять обещания, исправлять ошибки в поведении, преодолевать трудности, развивает чувство ответственности за свои поступки, учит детей быть послушными, приветливыми. После рассказывания сказки надо провести беседу: что понравилось в сказке, какие роли сказочных героев хотелось бы исполнить. Не все дети сразу включаются в игру, некоторые сначала наблюдают за происходящим. От степени психологического комфорта зависит активность и глубина эмоционального включения детей. После рассказывания сказки «Зимовье зверей» я провела с группой детей беседу о дружбе, в ней выяснила представления ребенка о дружбе. Расскажи, пожалуйста, как по-твоему, что такое хорошая дружба (помогать друг другу, вместе играть, не ссорится, делится игрушками), с кем ты хочешь дружить? Есть факты, когда дружеские отношения строятся на отрицательном содержании: дети придумывают плохую игру, произносят грубые слова, хохочут, сближаются друг с другом в «корыстных целях», чтобы взамен игрушки получить другую вещь. В каждом случае надо постараться, не указывая на плохое поведение детей прямо, а рассказать сказку, например, «Два жадных медвежонка», «Волшебные слова», рассказать о том, как недавно Олег дал свою машинку поиграть Диме, а сам строил гараж для машины, так они вместе играли. У детей подсознательно откладывается, что добрым, щедрым быть хорошо. Нужно постараться быть тактичным, не обидеть ребенка и главное направить его мысли по нужному руслу.

Регулярность рассказывания сказок, бесед, игр в сказку, драматизация - способствуют закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка.

В моей группе наблюдается положительная динамика нравственного развития детей и все это благодаря сказкам. Результат воспитания детей сказкой : усвоение норм духовно - нравственного воспитания, открытость к добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе, создание оптимистической детской картины мира, потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах, деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад образовательного вида «Солнышко» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей (МДОАУ д/с «Солнышко»)

 

 

Консультация для родителей «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку»

 https://pulse19.ru/wp-content/uploads/2019/08/cropped-1939-1024x576.jpg

 

 Выполнил воспитатель :

Шапиева Э.Б.

 

 

 

Пыть-Ях.

Произнесите эти волшебные слова: «Почитаем сказку…», и ребенок тут же подбежит к вам и приготовится слушать Вас.

В каждой сказке своя мораль, каждая освещает какую-то новую ситуацию, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни. Просто задавайте ребенку вопросы и вместе ищите ответ. Можно поиграть в игру «Полезные сказочные советы». Берете какую-то сказку, и — кто больше советов найдет?  Берете какой-то полезный совет, и кто больше сказок назовет, где он встречается?

Одна мама рассказывала, как ее дочка воспользовалась подсказкой из сказки. В дворовой песочнице ее девочка была самой маленькой, и вечно кто-нибудь отбирал у нее то совочек, то ведерко. И тут мама купила сказки «Кот, петух и лиса» и «Заюшкина избушка». Прочитала, обсудили, даже поиграли. Мама старалась беседовать по сказке и строить игру так, чтобы дочка научилась звать на помощь, постоять за себя.

Когда малышка снова оказалась в песочнице и ее снова стали толкать, она завизжала прямо в уши обидчикам изо всех сил. Больше на нее не нападали. Вот так сказка помогла.

Читать сказку нужно так, чтобы ребенок сопереживал поступкам героев, с восторгом воспринимал добро и всей душой противился злу.

Сказка помогает формировать речь ребенка, его эмоциональную жизнь, воспитывает умение удивляться разнообразию мира, развивает воображение и фантазию. Мудрость, заложенная в сказках, воспитывает у детей уважительное отношение к окружающим людям.

Если рядом Сказка, то ребенок стремится стать лучше, учится понимать и любить все живое, познает окружающий мир, пробует сочинять свои собственные сказки, знакомится с трудными правилами и понятиями, съедает «волшебное лекарство», с радостью и без капризов укладывается спать.

Дети очень любят слушать сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует и волшебный мир. Именно через сказки, обращенные к сердцу, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма воспитания этих понятий для взрослого не является образной. Детям необходима игра воображения. Детское понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, доброй волшебницы или феи, которые всегда могут прийти на помощь. В сказках повествуется о чувствах героев, а не о внешних событиях, и разворачивающееся в них действо часто противоречит обычной реальности.  Ребенок, услышав и представив сказочные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в себе.

Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как приятное, доступное детям занятие. С помощью сказок можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся личности. Например, жадному эгоистичному ребенку полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», «О трех жадных медвежатах»; пугливому и робкому – «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», капризуле – «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей.

Постарайтесь понять эмоциональную проблему Вашего малыша (страх, одиночество, неуверенность, грубость и другие черты). Задумайтесь, почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему. Придумайте фантастическое существо, пусть оно по сказочному сюжету преодолевает все трудности. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации.

Рассказывая малышу сказку. Обязательно придумайте хороший финал. Сочиняйте только те сказки, которые близки и понятны именно Вашему ребенку.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образование автономное учреждение детский сад образовательного вида «Солнышко» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

(МДОУА д/с «Солнышко»)

Консультация для родителей «Особенности чтения сказок о животных» 

https://steshka.ru/wp-content/uploads/2015/10/kartinki_lisa_i_kolobok_3.jpg

Подготовил воспитатель:    

Шапиева Э.Б.

г.Пыть-Ях

Сказки о животных имеют большое значение для воспитания дошкольников. 
Они поучительны и занимательны, поэтому их часто читают детям. Сказки о животных зародились в глубокой древности и на ранней стадии своего развития носили магический характер. С течением времени они утратили своё магическое значение и приблизились к небольшому поучительному рассказу аллегорической формы. В сказках о животных затрагиваются вопросы морали, нравственности. Они учат справедливости, воспитывают чувство коллективизма, вызывают желание помочь слабому. 
Своеобразие сказок о животных обуславливает и особенность их чтения.

Само по себе название «сказка» определяет форму чтения. Читается сказка по книге или наизусть всегда в простой, разговорной манере. Воспитатель обращается к детям распространённой сказочной формой повествования. « Я там был…» « Жили – были..» . Естественный задушевный тон - одно из главных условий чтения сказки. 
Сказки о животных обычно невелики по объёму, содержание их предельно просто, близко и понятно детям. В основе их лежит реальная действительность, элемент фантастики в них незначителен. Он проявляется в очеловечивании животных, которые не только говорят человеческим языком, но и действуют, как люди. Эта особенность сказок о животных также требует чтения их с обычными для бытового общения интонациями, естественно и просто.

Как правило, сказки о животных строятся по принципу антитезы: добро противопоставляется злу («Лиса, заяц и Петух»), ум – глупости («Лиса и козёл», и.т.д. Эту особенность сказок надо также учитывать при чтении. Места, в которых делается противопоставление, следует выделять голосом (большей силы), замедлением темпа, паузами (большей силы). 
Подчёркивание этих мест усиливает впечатление от сказки, делает её более понятной для детей. Герои в сказках о животных – хорошо знакомы детям. (Кот, лиса, петух, заяц, коза и др.), наделённые типическими чертами: лиса – хитрая, волк – злой, заяц – трусливый, кот и петух – храбрые и. т. д.)

Особенность изображения сказочных героев определяет и своеобразие передачи их образов при чтении. Воспитателю следует так читать сказки, чтобы дети сразу поняли, о каком герое идёт речь. Так, те места, где говориться о положительных героях, воспитатель читает ласково, с одобрительными интонациями, стремясь вызвать у слушателей тёплое отношение. Воспроизведению же образов отрицательных героев должны соответствовать сухие, неприязненные интонации.

Действие в сказках о животных начинается сразу: «Посадил дед репку…» и развивается непрерывно. Один эпизод сменяется другим. Возьмем, к примеру, сказку «Лиса, заяц и петух». Только что лиса выгнала зайца из избушки, как ему встречается собака, убежала собака - повстречался медведь, ушёл медведь - появился петух и.т.д.

Сюжет в сказках о животных развивается быстро. Композиция не сложная. Большую роль играют многократные повторения: например, заяц, выгнанный из своей избушки лисой, встречается с собаками, медведем, петухом и всем в совершенно одинаковых выражениях рассказывает о своём несчастье: «Как мне не плакать, была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная...» 
Многократные повторы имеют большое смысловое значение. Они передают постепенное нарастание напряжения, которое в последнем случае достигает наивысшей точки и является кульминационным моментом, после которого наступает решающий перелом в действии. Повторы волнуют детей, помогают им понять сказку и запомнить её, поэтому повторы при чтении необходимо выделять. Слова, которые передают нарастающее напряжение, лучше читать с большими паузами, следует замедленно произносить последний повтор, так как он, являясь моментом наивысшего напряжения, настораживает ребят и подготавливает их к восприятию того, что последует за ним.

Читайте детям сказки, ведь дети их так любят.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образование автономное учреждение детский сад образовательного вида «Солнышко» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

(МДОУА д/с «Солнышко»)

Консультация для родителей

«Роль семьи в воспитании

 духовно-нравственное воспитание чувств у дошкольника»

Подготовил воспитатель:    

Шапиева Э.Б.

г.Пыть-Ях

Современное общество переживает один из непростых периодов своего развития Сегодня материальные ценности в молодых семьях часто доминируют над духовными, поэтому у детей распространены искаженные представления о великодушии, справедливости, милосердии, доброте, патриотизме. «Это связано, с одной стороны, с «культурным взрывом» последних десятилетий, крушением идеалов, нравственных ориентиров, а с другой – с кризисом семьи, потерей традиционного авторитета родителей, педагогов, взрослых вообще».1

При этом дошкольное детство – признано специалистами наиболее чувствительным сензитивным периодом для духовно-нравственного становления личности человека, для формирования его нравственно-этических представлений. В детстве происходит значительное накопление социально-значимого опыта, активно идет процесс формирования его базовых отношений к окружающему миру.

Целостное социально-личностное развитие ребёнка становится оптимальным и идет более успешно при согласованном взаимодействии детского сада и его семьи.

Семья всегда остается первым, естественным и в тоже время священным институтом, в который каждый человек вступает в силу необходимости. И каждый призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе, научиться в нём первым совестным движениям сердца. Семья является ведущим каналом трансляции культурных ценностей.

В семье с первых дней жизни ребёнок устанавливает законы нравственных отношений, осваивает нравственные нормы. В дошкольный период происходит становление личности ребёнка.

Опыт нашего дошкольного учреждения показал, что системное, конструктивное сотрудничество с семьёй, направленное на сохранение традиций непрерывности и преемственности духовно-нравственного воспитания в детском саду и школе требует новых форм, а подчас и обновления содержания родительско-педагогического сотрудничества.. Детский сад обязан и способен взять на себя психолого-педагогическую поддержку семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников.

В родительской школе молодые родители подчас открывают своих детей, поскольку учебник по педагогике им до этого был неведом. Они узнают, что в дошкольный период важно показать ребёнку нравственные образцы как эталоны при этом взрослый, как это бывает у молодых родителей, не говорит ребенку «ты плохой», а сам являет норму нравственного поведения. А поскольку в наше время с образцами труднее, остается проверенный веками прием использование опосредованного сказочного образа или пример из жизни Святых.

Активный интерес у современных родителей вызывают мультимедийные средства: презентации, фильмы, аудиозаписи. Они активно пользуются материалами интернета, затрудняясь лишь в поисках нужных сайтов, часто попадая на сайты с сомнительными материалами по воспитанию малышей. Поэтому мы начали в детском саду создание аудио - и видео-теки, направленной на приобщение семей к православным ценностям.

Общие дела, реализуемые совместно с родителями, должны строиться по принципу, когда семья и детский сад не заменяют, а дополняют друг друга.

Заметное место отводится организации и проведению православных общенародных праздников. Целью таких праздников, является приобщение воспитанников к истокам русской народной культуры, восстановление традиционного уклада. К праздникам организуются и выставки работ педагогов, детей и их родителей. Это могут быть рукодельные куклы и игрушки, книги «семейных издательств», созданные совместными усилиями детей, их сестёр и братьев, родителей и бабушек. На масленицу родители не только зрители, но и участники конкурса на лучшее семейное выступление.

В программу сотрудничества с семьёй включены семейные экскурсии, паломнические поездки, игровые мастерские.

Приобщение детей к нравственности на основе духовных ценностей проходит во всех видах деятельности: через воспроизведение русских народных сказок, на театрализованных представлениях, при активном использовании малых фольклорных форм, пословиц, поговорок, потешек, которые родители разучивают в семейной гостиной.

Важную роль в приобщении семьи к культурному наследию имеют народные игры. Народная игра, как и любая другая игра, имеет познавательное, развивающее, корректирующее, но главное, воспитательное значение. Игра объединяет не только детей и родителей, но и всех членов семьи укрепляя межпоколенческие связи. Не менее значимыми являют такие семейные традиции как домашнее чтение, семейный театр и семейные праздники.

Семьи нуждаются в педагогической поддержке при выборе художественной литературы для семейного чтения. В рамках экспериментального апробирования региональной модели духовно-нравственного воспитания детей-дошкольников, большинство детских садов имеют возможность реализовать такие социально-педагогические проекты «Семейный круг» и «Читающая семья». Для первого проекта разработано более 40 буклетов на весь годовой круг православных праздников советами к каждому из них, со стихами и занимательными заданиями.

В духовном воспитании ребёнка – одной из главных задач, является воспитание привычки к делам милосердия. Воспитание любви строится на чувстве сострадания, сопереживания, соучастия. Поэтому особо значимыми, в нашем дошкольном учреждении, стали благотворительные акции, связанные с поездкой в Дом ветеранов. Активное участие в организации и проведении акций принимают не только педагоги, но и родители. Общее дело объединяет.

С особой любовью и трепетом дети и взрослые готовят ветеранам незатейливые сувениры. Эмоциональный отклик в сердцах всех участников вызывают народные песни и танцы, музыкальные пьесы. На глазах человека, умудрённого богатым жизненным опытом часто мы видим слёзы благодарности за теплоту и внимание, участие и чуткое отношение. Эта добрая традиция, исполненная милосердием, является фундаментом для формирования личности человека, как взрослого, так и ребенка. В будущем они смогут позаботиться сами о своих престарелых родных.

Таким образом, организованное взаимодействие дошкольного учреждения и родителей позволяет заметно поддержать становление духовно-нравственной личности ребёнка, повысить уровень духовно-нравственной культуры педагогов и семей, а в целом, укрепить сотрудничество семьи и детского сада.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад образовательного вида «Солнышко» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей (МДОАУ д/с «Солнышко»)

 

 

 

 

 




 

 

 

 

Конспект занятия  на тему: Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба»

 

 

 

 


                                                                                          Выполнил воспитатель:

Шапиева Э.Б.

 

 

 

г. Пыть-Ях.

Тема: Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба»

Цель: Формировать у детей представления о доброте, отзывчивости, сострадании к ближнему. Учить детей добрым поступкам на примере сказочных героев. Создать условия для желания проявить доброту, вызвать сочувствие, стремление помочь, попавшему в беду.

Задачи:

  • Уметь внимательно слушать воспитателя, наблюдать за его действиями.
  • Развивать разговорную речь детей, поощрять желание вступать в речевой контакт со взрослыми.

Интеграция образовательных областей: художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Форма проведения: интегрированное занятие.

Предварительная работа:

Разучивание подвижной игры «Курочка и цыплята».

Рассматривание иллюстраций Е.Чарушина «Курочка».

Рассказы воспитателя о жизни в деревне, о домашних птицах и их пользе.

Материалы: настольный театр «Курочка Ряба».

Ход общения

Дети находятся в игровой комнате, воспитатель подзывает их к себе.

Воспитатель. Детки, хотите сказку послушать и посмотреть?

Дети. Да!

Воспитатель. Тогда приведите себя в порядок, возьмитесь за руки, мы пойдём в театр кукол.

Дети с помощью воспитателя приводят в порядок свои костюмы, берутся за руки. Взрослый ведёт их «змейкой» по группе в ту часть групповой комнаты, где напротив детского столика полукругом стоят стульчики. Дети садятся и рассматривают декорации на столе (плоскостное изображение внутренней части избы, прикреплённое к ширме).

Воспитатель. Ну, вот мы и в кукольном театре. Вы – зрители. Я расскажу и покажу с помощью кукол русую народную сказку «Курочка Ряба». (Располагается рядом со столом и начинает  рассказывать сказку.)

Жили - были дед и баба, и была у них Курочка Ряба. (На фоне избы появляется фигурка Курочки Рябы.)

Снесла курочка яичко – не простое, а золотое. (Педагог кладёт рядом с курочкой яичко золотого цвета.)

Дед бил – бил – не разбил, баба била – била – не разбила. (По очереди на столе появляются сначала фигурка деда, а потом бабушки. Воспитатель показывает детям, как дед с бабкой пытались разбить яичко – бьёт кулачком одной руки по кулачку другой руки, попеременно меняя их.)

Мышка бежала, хвостиком махнула: яичко упало и разбилось.(На столе появляется мышка, педагог раскрывает яйцо на две половинки – как матрёшку.)

Дед плачет, старуха плачет…(Воспитатель показывает детям, как плакали дед с бабкой.) Курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба я снесу вам яичко другое, не золотое – простое». (Кладёт на стол белое яйцо, а половинки золотого убирает.)

Воспитатель. Ну что, ребятки, понравилась вам сказка?

Дети. Да!

Воспитатель. Кто вам больше всего понравился?

Дети. Курочка.

Воспитатель. А давайте мы поиграем. Вы будете цыплятки, а я – курочка. Повторяйте за мной.

«Подвижная игра «Курочка и цыплятки».

Все встают в круг друг за другом. Взрослый произносит слова и показывает движения, дети повторяют.

Вышла курочка гулять,                    Идут по кругу, машут руками – «крылышками».

Свежей травки пощипать.                Присаживаются на корточки, пальцами «щип

                                                            лют траву».

А за ней ребятки,                              

Жёлтые цыплятки.                              Грозят друг другу пальчиком.

«Ко – ко – ко! Ко – ко – ко!

Не ходите далеко!

Лапками гребите!                                 Присаживаются на корточки, показывают

                                                                руками, как гребут землю.

Зёрнышки ищите!»                               Стучат указательным пальцем по ладошке.

Съели толстого жука,                           Круговыми движениями рук поглаживают

Дождевого червяка,                            свои животики.

Выпили водицы.                                   Выполняю имитирующие движения.

Полное корытце.

                               Разводят прямые руки в стороны.                                  

   

Воспитатель. Дети, хотите, я вам ещё раз расскажу сказку про Курочку  Рябу?

Дети. Хотим!

Воспитатель. Тогда садитесь на стульчики и слушайте. Только теперь вы мне будете помогать рассказывать и показывать. Итак, начнём!

Жили - были дед…

Дети. …баба.

Воспитатель. И была у них… (Ставит на стол курочку.)

Дети. Курочка Ряба.

Воспитатель. Снесла курочка… (Кладёт рядом с курочкой яичко золотого цвета.)

Дети. Яичко.

Воспитатель. Яичко не простое, а…

Дети. Золотое!

Воспитатель. Дед бил - бил… (Дети и воспитатель бьют кулачком одной руки по кулачку другой руки, попеременно.)

Дети. Не разбил!

Воспитатель. Баба била – била… (Бьют кулачком одной руки по кулачку другой руки, попеременно.)

Дети. Не разбила!

Воспитатель. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и …

Дети. Разбилось. (Воспитатель раскрывает яйцо на две половинки.)

Воспитатель. Дед плачет, старуха…

Дети. …плачет (Показывают, как плакали дед с бабкой.)

Воспитатель. А курочка кудахчет…

Дети. Не плачь, дед, не плачь, баба…

Воспитатель. Я снесу вам яичко другое, не золотое… (Кладёт на стол белое яйцо, а половинки золотого убирает.)

Дети. Простое.

Воспитатель. Молодцы,  ребятки! А какую сказку мы с вами сейчас рассказали?

Дети. «Курочка Ряба». Воспитатель. Правильно! Вы хорошо мне помогли, а теперь пора и поиграть.

Подвижная игра «Воробушки и автомобили».

Девочки назначаются «воробьями», а мальчики «автомобилями».

Педагог говорит: «Птички вылетают погулять!» Девочки «летают» по комнате, машут «крыльями», «клюют зёрна». По сигналу «Автомобили выехали!» «птички» быстро убегают с «дороги», а мальчики «крутят рули» и «ездят по дороге».  В следующий  раз детям можно поменяться ролями.    

,  



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад образовательного вида «Солнышко» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей (МДОАУ д/с «Солнышко»)

 

 

 

 

 




 

 

 

 

Конспект занятия  на тему: Рассказывание русской народной сказки

«Теремок».

 

 

 

 


                                                                                          Выполнил воспитатель:

Шапиева Э.Б.

 

 

 

г. Пыть-Ях.

Тема: Рассказывание русской народной сказки «Теремок»

Цель:  Учить детей слушать небольшие по объёму сказки, понимать содержание.

Побуждать детей участвовать в драматизации сказки.

Способствовать воспитанию доброжелательного отношения к сверстникам, любви к животным.

Задачи:

  • Вовлечение детей в игровую ситуацию, открыть им мир устного народного творчества.
  • Умение произносить все слова, которые необходимы для выражения своих  мыслей.

Интеграция образовательных областей: художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Форма проведения: интегрированное занятие.

Предварительная работа: Рассказывание русских народных сказок.

Игра «Идёт коза рогатая».

Индивидуальные и групповые разговоры  о лесных жителях.

Рассматривание иллюстраций к сказке «Теремок».

Материалы: декорации леса, игрушка – ёжик; домик теремок; игрушки (мышка, лягушка, зайчик,  лисичка, волк, медведь).

Ход общения

Дети находятся в игровой комнате, воспитатель подзывает их к себе.

Воспитатель. Дети, хотите сегодня  встретится со сказкой?

Дети. Да, хотим!

Воспитатель. Хорошо, но чтобы попасть в сказку, нужно быть ловкими и сильными. Давайте тренироваться.

Пальчиковая гимнастика «Ёжик».

Добрый ёжик, добрый ёж,                                Дети крутят кулачками перед                                                                            На клубочек он похож.                                      Собой.

У ежа иголки очень – очень колкие.

Ёжик, ёжик – чудачок,

                                                                  Сжимают и разжимают пальцы

Где ты прячешься, дружок?                                                                  Прячут кулачки за спину,

Покажи иголки, очень – очень колкие.           Сжимают и разжимают пальцы.

Воспитатель обращает внимание на ёжика, сидящего под ёлкой, все подходят к нему. Педагог берёт в руку игрушку и разыгрывает диалог с ёжиком.

Воспитатель. Ёжик, как ты здесь оказался?

Ёж. Да вот услышал, что про меня говорят, и решил выйти из своей норки.

Воспитатель. Дети, давайте спросим у ежа, что же он такой колючий?

Дети. Ёжик, что же ты колючий?

Ёж.                                   Это я на всякий случай.

                                         Знаешь, кто мои соседи?

                                         Лисы, волки и медведи.

Воспитатель. Ёжик, а где живут твои соседи?

Ёж. Они живут в сказке, вон в том лесу (показывает на другой стол, где стоят декорации настольного театра – лес, домик и фигурки зверей).

Воспитатель. А как нам туда попасть?

Ёж. Я вам помогу! Нужно пройти по бревну, перепрыгнуть через ручеёк, пройти по кочкам. Дети выполняют задания. Затем воспитатель предлагает детям встать вокруг стола и внимательно посмотреть, что на нём находится.

Воспитатель. Вот мы и пришли в лес. Дети, как вы думаете, что это? (Показывает на домик).

Дети. Домик.

Воспитатель. Называется этот нарядный домик «теремок».  Садитесь, детки, я вам сказку расскажу. (Рассказывает и показывает.)

Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка – норушка. (Показывает  мышку, которая бежит к теремку, тихо попискивая.) Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

- Теремок  - теремок! Кто в тереме живёт?

Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

Прискакала к терему лягушка – квакушка (показывает лягушку, которая прыжками приблизилась к теремку, громко квакая) и спрашивает:

- Теремок – теремок! Кто в тереме живёт?

- Я, мышка – норушка! А ты кто?

- А я лягушка – квакушка.

- Иди ко мне жить!

Лягушка прыгнула в теремок. Стали они  вдвоём жить.

Бежит мимо зайчик – побегайчик.  (Показывает  зайчика, который прыгает к теремку, дрожа от страха.) Остановился и спрашивает:

- Терем – теремок! Кто в тереме живёт?

- Я, мышка – норушка.

- Я, лягушка – квакушка.

- Я, зайчик – побегайчик.

- А ты кто?

- А я лисичка – сестричка.

- Иди к нам жить!

Заяц скок в теремок! Стали они втроём  жить.

Идёт мимо лисичка - сестричка. (Показывает лисичку, которая идёт к теремку, тихо напевая.) Постучала в окошко и спрашивает:

- Терем – теремок! Кто в тереме живёт?

- Я, мышка - норушка.

- Я, лягушка - квакушка.

- Я, зайчик - побегайчик.

- А ты кто?

- А я лисичка - сестричка.

- Иди к нам жить!

Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок серый – бочок (показывает волка, который бежит к теремку, оглядываясь и тихо подвывая), заглянул в дверь и спрашивает:

- Терем – теремок! Кто в тереме живёт?

- Я, мышка - норушка.

- Я, лягушка - квакушка.

- Я, зайчик - побегайчик.

- Я, лисичка - сестричка.

- А ты кто?

- А  волчок - серый бочок.

- Иди к нам жить!

Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.

Вдруг идёт медведь косолапый. (Показывает  медведя, который вперевалку бредёт к теремку.) Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

- Терем - теремок! Кто в тереме живёт?

- Я, мышка -  норушка.

- Я, лягушка - квакушка.

- Я, зайчик- побегайчик.

- Я, лисичка- сестричка.

- Я, волчок - серый бочок.

- А ты кто?

- А я медведь косолапый.

- Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок. Лез – лез - лез – никак не мог влезть и говорит:

- А я лучше у вас на крыше буду жить.

- Да ты нас раздавишь.

- Нет, не раздавлю.

-Ну так полезай!

Влез медведь на крышу, и только уселся - трах! - развалился теремок.

Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился. Еле - успели из него выскочить мышка- норушка, лягушка- квакушка, зайчик - побегайчик, лисичка - сестричка, волчок - серый бочок – все целы и невредимы.

Принялись они брёвна носить, доски пилить- новый теремок строить.

Лучше прежнего выстроили!

Воспитатель ставит в круг – хоровод игрушки и предлагает детям вместе со

 Зверями порадоваться, поиграть.

Игра «Идёт коза рогатая»

Дети встают в круг, лицом к его центру, повторяют слова за воспитателем, одновременно выполняя движения.

Идёт коза рогатая                                    Приставляем к голове «рожки».

За малыми ребятами.                              

Ножками - топ - топ!                               Топаем ножками.

Глазками - хлоп - хлоп!

                           Зажмуриваемся и открываем глазки.

- Кто кашу не ест?                                     Грозим пальчиком.

Кто молочко не пьёт?

Забодаю, забодаю!  

                                 Бодаемся.  

Затем воспитатель рассаживает детей на скамеечки, а сама с ёжиком располагается напротив, рядом со столом, на котором стоит теремок. Игрушки из настольного театра спрятаны в мешочек, который находится под столом.

Воспитатель. Понравилась, вам детки сказка?

Дети. Да понравилась.

Воспитатель. Это русская народная сказка, а называется она «Теремок». Где стоял теремок?

Дети. Теремок стоял в лесу.

Воспитатель. В лесу живут разные звери. Кто живёт? Ёжик, расскажи, какие звери живут в лесу. (Отвечает за ежа.)

Ёж. Ответ на ваш вопрос вон в том мешке, а мне пора уходить.

Воспитатель незаметно прячет игрушку и берёт из - под стол мешочек.

Воспитатель. Давайте посмотрим, что ёжик нам приготовил. (Достаёт маленькую мышку и ставит рядом с теремком.)