Самообразование

Шапиева Элина Болатбиевна

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание в 1 младшей группе средствами музыки.

Мы хотели бы обратить внимание на использование устного народного творчества во всех образовательных областях, но особенно в играх с детьми. Игра является основным видом деятельности детей в детском саду. Русский народный фольклор мы используем в дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных, народных, подвижных играх на прогулках.

 Например, в игре-ситуации «укладываем куклу спать», поем песенку:

Баю-бай, ты, собачка, не лай,

Белолапа не скули, нашу Дашу не буди.

 В дидактической игре «Подбери пару» поем песенку:

Отобрали мы для Вари шарф из полосатой ткани

У Бори шарф красивый: темно-темно синий.

С помощью этой песенки дети отбирают одежду для куклы Вари и куклы Бори. Они раскладывают вещи по отдельным коробкам (шкафчикам), закрепляя цвет, форму одежды.

А в дидактической игре «Кто за елкой» ребята учатся называть животных, угадывать, выделять их характерные особенности с помощью прочитанных потешек, загадок.

Например, потешки:

Петушок, петушок, золотой гребешок.

Масляна головушка, шелкова бородушка.

Что ты рано встаешь, голосисто поешь,

Ване спать не даешь?

Произведения устного народного творчества благоприятно влияют на режимные моменты.

Песенки и потешки мы используем в своей работе при умывании детей:

Водичка, водичка, умой мое личико.

Чистая водичка умоет мое личико.

Укладывая ребят спать в тихий нас, стараемся создать им ощущение домашнего тепла и уюта, напевая колыбельные песни, пестушки, поглаживая малыша:

Баю, баю, байки, прилетели чайки.

Стали крыльями махать, наших деток усыплять

Удачно подобранная потешка, приговорка, пестушка помогает во время кормления. Даже тс дети, которые обычно отказываются от еды, при чтении потешки начинают кушать.

Умница, Сашенька, ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.

Особую значимость народное слово приобретает в первые дни пребывания малыша в детском саду. Особенно, в период адаптации ребенок скучает по дому, по маме. В этот период мы подбираем стишки, песенки, потешки, прибаутки, которые помогают установить контакт с ребенком, вызывая у него положительные эмоции, симпатию к незнакомому человеку — воспитателю.

Например:

Наша деточка в саду, что оладушек в меду.

Красно яблочко в саду.

Находясь в группе целый день, малыши устают, капризничают, ссорятся, или расшалятся и не могут успокоиться. В этих случаях мы ласковой потешкой, пестушкой, прибауткой, песенкой успокаиваем детей.

Например, пестушка:

Не плачь, детка, прискачет белка.

Принесет орешки, тебе для потешки.

Этими пестушками, потешками мы привлекаем других детей к успокоению плачущего ребенка, тем самым учим заботе о других малышах. Следующий вид игр, в которых мы используем устное народное творчество — это игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем самомассаж, шевеление пальчиков, поочередное сгибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем — и без помощи другой руки, разведение пальцев и их сведение, хлопки, сжимание пальцев в кулак и разжимание, помахивание кистями сверху вниз, вращение кистей «фонарики».

Например, пальчиковая игра: «Сидит белка на тележке»:

Сидит белка на тележке, продает она орешки.

(Ритмичное сгибание обеих рук в ритме потешке)

Лисичке-сестричке, воробью, синичке,

 Мишке косолапому, заиньке усатому.

(Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого)

Самые любимые игры для детей — это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие потешки, попевочки, заклички — это народные подвижные игры.

 Например в игре «Ладушки — оладушки», мы используем попевку:

 Ладушки, ладушки!

Пекла бабушка оладушки,

Маслом поливала, детушкам давала

Раз-два! — Даше.

Раз, два! — Тане.

Всем по два!

Хороши оладушки у нашей бабушки. После таких игр у детей поднимается хорошее настроение, развивается ловкость, внимание, сообразительность. Они учатся хлопать по-разному в ладоши, вести счет: раз, два.

 Малые фольклорные жанры помогают знакомить детей с окружающим миром, с могучей силой природы. На прогулках, наблюдая, мы учим радоваться любому явлению живой или неживой природы.

Например, закличка:

Солнышко — ведрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей!

Телят да ягнят

Еще маленьких ребят,

А ты радуга-дуга,

Ты высока и туга!

Не давай дождя!

Используя эти произведения в ознакомлении с окружающим миром, мы учим детей любить природу, свой родной край, заботиться о животных, растениях, птицах, оберегать природу.

Весь опыт мы реализуем вместе с детьми в театрализованной деятельности. На основе произведений устного народного творчества составлены тематические игры-инсценировки, праздники.

Например, в развлечении «Кот и мыши» мы поем русскую народную песенку и рассматриваем игрушку-кота, показывая детям у кота спинку, лобик, хвостик. Котя, котенька — коток, кудреватый лобок,

Хвостик пушистый, глазок золотистый.

Как у котика, кота шубка очень хороша:

Спинка серенькая, грудка беленькая.

Исполняется игра «Бубен» (на мотив русской народной песни «Как у наших у ворот»). 

Бубен, бубен позвени, ребятишек весели.

Деточки играют, в бубен ударяют.

Хлопай -раз и хлопай — два!

Интересная игра!

Тонечка играет, в бубен ударяет.

Пальчиковая игра:

Вот как наши ребятишки,

Расшалились, словно мышки;

Ловко пальчиками трут, словно лапками скребут: ш-ш-ш.

(Дети скребут пальчиками по бедрам.)

Русская народная игра «Кот и мыши», где рассказывается потешка:

Пошел котик во песок, нашел котик поясок,

Чем люлечку подцепить, спать котят положить.

Затем исполняется колыбельная народная попевка «У кота-воркота»

У кота — воркота! Колыбелька хороша.

Я коту — воркоту тихо песенку спою.

Такие игры-развлечения очень нравятся ребятам. Настроение у них радостное, возбужденное, приподнятое, повторяют и напевают некоторые песенки, потешки. Для того, чтобы детям легче запомнилось художественное слово, мы изготавливаем папки-передвижки, постоянно пополняем книги в книжном уголке, приобретаем наглядный материал (картинки, иллюстрации, видеодиски), изготавливаем и приобретаем дидактические игры, игрушки.

В театральном уголке поместили фигурки-игрушки персонажей знакомых потешек, прибауток, песен, сказок. Изготовлены и приобретены кукольные театры: би-ба-бо, плоскостной театр на фланелеграфе, театр мягкой игрушки, театр картинок, изготовили маски животных для сказок и подвижных игр.

В музыкальном уголке имеются музыкальные инструменты, музыкальные книги, видеодиски с записью сказок, песен из мультфильмов и других музыкальных произведений {сказки «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Волк и семеро козлят»).

В своей группе, мы привлекаем родителей к участию в театрализованной деятельности. Они вместе с детьми заучивают стихи, потешки, загадки, помогают изготовить атрибуты к развлечениям, праздникам, сказкам.

Специально для родителей у нас есть стенд «Учим вместе», где постоянно меняются стихи, потешки, загадки, песенки для заучивания вместе с малышами дома.

Таким образом, в результате общения с произведениями устного народного творчества у детей формируются такие душевные качества как настроение, чувство радости, тревоги, сожаления, нежность, доброта, забота о живых людях, животных, растениях, птицах.

Целенаправленное и систематическое использование устного народного творчества в работе с детьми раннего возраста помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной речевой деятельности, говорить на родном языке, развивает память, внимание, мышление, воображение создает положительные эмоции детей, радостное, бодрое настроение, то есть всесторонне развивает ребенка.

Литература: Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. — Ярославль: Академия развития, 1996. Виноградов Д. С. Русский детский фольклор, кН.1. — Иркутск. Духовно-нравственное воспитание: традиции и современность: материалы областного научно-практического семинара, Белгород, 2013г. — Белгород: БГИКИ, 2013. — 180с.
Засецкая Е. С., Мирошниченко Т. Н., Репина И. Н. Использование произведений устного народного творчества в работе по духовно-нравственному воспитанию младших дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №3. — С. 7-11. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/118/4013/



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образование автономное учреждение детский сад образовательного вида «Солнышко» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

(МДОУА д/с «Солнышко»)

Картотека

Дидактические игры по

 духовно – нравственному воспитанию дошкольников

Подготовил воспитатель:    

Шапиева Э.Б.

г.Пыть-Ях

Тема. Семья

Основная идея: семья – это остров любви, терпения, послушания, спасения.

Содержание темы: Родные, родня, род. Почему нужно беречь родных? Забота о близких. Заповедь «Чти отца своего и мать свою». Значение пословицы «Кто родителей почитает, тот во веки не погибает». Основные правила почитания и уважения старших. Что разрушает семью (ссора, непослушание, неправильные поступки, обиды, лень). Что созидает семью (любовь, терпение, уважение, взаимопомощь, нежность). Образы родных (родители Серафима Саровского, няня А.С. Пушкина - Арина Родионовна).

Ключевые слова: семья, родные, мама, папа, дедушка, бабушка, братья, сестры.

Практический материал для работы в детском саду: беседы о жизни, добрых делах бабушек, дедушек; игра «Быт моей семьи»; закрепление правила почитания и уважения старших; тематический вечер «Моя семья».

Практический материал для работы дома: рассмотреть семейный альбом, рассказать о жизни и добрых делах бабушек, дедушек и др. родных; рассказать о семейных реликвиях и традициях; составить родовое дерево.

Литературный ряд для занятий в детском саду: Д. Габе «Моя семья», В. Сухомлинский «Все добрые люди – одна семья», «Бабушка отдыхает», «Именинный обед», Б. Ганаго «Они забыли».

Литературный ряд для домашнего чтения: Б. Алмазов «Горбушка», А. Майков «Мать и дети», В. Дьяченко «Чему учат детей пчелы», «Великодушная дочь».

Зрительный ряд: семейные фотографии.

Тема. Слово

Основная идея: доброе слово и горе побеждает, и от беды спасает, а злое слово разрушает и боль причиняет.

Содержание темы: Слово как источник жизни человека. Какие бывают слова. Мудрые, добрые, задушевные слова помогают, сохраняют любовь. Слова лжи, клеветы, брани разрушают мир вокруг нас, хорошее настроение. Слова прощения и покаяния возвращают любовь, покой, лад.

Ключевые слова: спасибо, пожалуйста, будьте добры, родная, добрая, славная, прости, извини, спаси и помилуй.

Практический материал для работы в детском саду: ресурсный круг «Я дарю слово», упражнения «Комплимент», «Подари слово другу», «Подари слово любимой игрушке», игры «Волшебный стул», «Поляна добра», работа с куклой, обсуждение проблемных ситуаций.

Практический материал для работы дома: создать копилку добрых ласковых слов; приучать всех членов семьи использовать добрые ласковые слова каждый день.

 Литературный ряд для занятий в детском саду: В.А. Сухомлинской «Петушок-братик, добрый день», «Скажи человеку «здравствуйте», «Красивые слова и красивые дела», «Для чего говорят «спасибо», «Доброго здоровья, дедушка».

Литературный ряд для домашнего чтения: П. Поляков «Дар слова», «Не торопись языком своим», Б. Ганаго «Коварные слова», «Исчезло слово», «Спасительные слова», «Жестокие опыты», «Дух и слово».

Зрительный ряд: видеофильм А. Владимирова «Волшебные слова».

Тема. Совесть

Основная идея: совесть живет в нас, она подсказывает нам, как поступить в трудной ситуации, как сделать сердце чистым.

Содержание темы: Совесть человека – советчик в жизни. Для чего надо хранить совесть. Жить по совести – значит выполнять все заповеди, правила жизни; не делать того, чего не желаешь себе. Значение пословицы «Глаза – мера, душа – вера, а совесть – порука».

Ключевые слова: совесть, совет, весть, чистое сердце.

Практический материал для работы в детском саду: постоянно советоваться со своей совестью: «а хорошо ли то, что я делаю?», рассмотреть примеры совестливых добрых поступков детей.

Практический материал для работы дома: обсудить примеры поведения и поступков близких людей.

Литературный ряд для занятий в детском саду: В.Г. Дьяченко «Рассказы для детей», В.А. Сухомлинский «Стеклянный человечек», «Красивое и уродливое», «Не забывай про родник», «Заболел врач».

Литературный ряд для домашнего чтения: В.Г. Дьяченко «Рассказы для детей», К.Д. Ушинский «Брат и сестра», Д. Пантелеев «Честное слово».

Тема. Благодарность и недовольство

Основная идея: за все, что с нами происходит, нужно благодарить.

Содержание темы: Понятие «благодарность». Слова благодарности за доброе дело, услугу. Происхождение слов «спасибо» и «благодарю». Значение пословиц «Дружбу помни, а зло забывай», «За добро злом не платят». Люди не всегда бывают добрыми, совершают ошибки. Надо понять это и учиться прощать, не оставлять злобу в сердце.

Ключевые слова: спасибо, благодарю, здравствуйте, прощаю, жалею.

Практический материал для работы в детском саду: игра «Собери цветы благодарности», изготовление подарков для малышей; тренинг «Я благодарю».

Практический материал для работы дома: приучать детей благодарить за всякое доброе дело, услугу, за то, что для нас сделали, сделать своими руками подарки для близких людей.

Литературный ряд для занятий в детском саду: В.А. Сухомлинский «Трудно быть человеком», «Для чего говорят «спасибо», «Неблагодарность», «Скажи человеку «здравствуй», «Красивые слова и красивые дела».

Литературный ряд для домашнего чтения: Б. Ганаго «Бриллиантовые слезы», В. Осеева «Навестила», П. Поляков «Две дороги», «Радость».

Тема. Добро и зло

Основная идея: добро созидает, а зло разрушает. Все, что мы делаем, возвращается к нам и к близким нам людям. Ответив злом на зло, мы разрушаем мир в душе, в мыслях, чувствах.

Содержание темы: Добрые слова, добрые дела. Доброта истинная (забота, взаимопомощь, помощь в беде) и доброта ложная (доброта через обман, через обиду другого человека). Добро во благо других. Черты доброго человека. Значение пословицы «Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром».

Ключевые слова: добро, добрый, доброта, доброжелательность.

Практический материал для работы в детском саду: обсуждение житейских ситуаций; тест-шутка; кукольный театр с Петрушкой; игра «Острова», «Следы жизни».

Практический материал для работы дома: постоянно упражнять детей в совершении добрых дел, подсказывая, напоминая, давая поручения.

Литературный ряд для детского сада: Э. Мошковская «Кто самый добрый», «Каждый свое получил» (эстонская народная сказка), К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», Е. Пермяк «Самое страшное».

Литературный ряд для домашнего чтения: детская Библия, В. Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо», Т.А. Гофман «Тайна», А. Барто «Вовка – добрая душа», С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».

Тема. Щедрость и жадность

Основная идея: проявляя щедрость, мы делаем благо для других и для себя, т.к. приобретаем радость в душе, любовь, доброту. От жадности можно избавиться, если отдавать, не считая, не думая о сделанном добре.

Содержание темы: Проявления щедрости; щедрый человек – милостивый, милосердный на помощь, заботу. Жадность – скупость, нескромность в своих желаниях, присвоение чего-либо себе одному. Значение русской пословицы «Не хвались серебром, хвались добром».

Ключевые слова: радость, благодарность, щедрость, дар.

Практический материал для работы в детском саду: круг пожеланий и благодарения по теме «Щедрость»; обсуждение житейских ситуаций; игра «Светофор»; кукольный театр; тест-шутка.

Практический материал для работы дома: приучать себя делиться с другими тем, что имеешь.

Литературный ряд для детского сада: В.А. Сухомлинский «Жадный мальчик», «Котлетка как камень», «Металлический рубль», А. Гребенщиков «Азбука мудрости».

Литературный ряд для домашнего чтения: В. Печерский-Мельников «Сиротка Груня», В. Дорофеев «Жадная собака», «Бедные богатые» (японская сказка), «Кто добрее» (курдская притча), «Нищий и счастье» (арабская сказка).

Тема. Правда и ложь

Основная идея: от лжи человек страдает, мучается, болеет, у него изменяется настроение; правда освящает жизнь человека, очищает его от грязи, освобождает от зла.

Содержание темы: Что такое правдивость. Почему нельзя обманывать. Возможные последствия правдивых и лживых поступков. Как относятся к правдивым людям. Как вести себя, чтобы быть правдивым. Как избежать лжи. Значение пословицы: «Правда любит свет, а ложь тьму».

Ключевые слова: честность, правдивость, притворство, обман, ложь.

Практический материал для работы в детском саду: решение проблемных ситуаций; работа с куклой (Баба Яга в гостях); кукольный театр «Врунишка»; игра «Острова»; тест-шутка; круг пожеланий и благодарения «От сердца к сердцу».

Практический материал для работы дома: приучать детей не обманывать, выполнять данное обещание.

Литературный ряд для детского сада: В.А. Сухомлинский «Даже цветы покраснели от стыда», «Как мальчики съели мед», «Почему Сереже стало стыдно», «Я больше не буду».

Литературный ряд для домашнего чтения: Л. Толстой «Лгун», «Корова», «Косточка», В. Носов «Карасик», В. Осеева «Что легче».

Тема: Зависть и доброжелательство

Основная идея: будь доволен тем, что имеешь; зависть приносит вред человеку, разъедает его душу, как ржавчина разъедает железо.

Содержание темы: Различные проявления зависти в жизни. Доброжелательность – противоположность зависти. Радость добрая – доброжелательность, радость злая – злорадство. Как приучать себя не завидовать другим. Правило «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Значение пословицы: «Завидущи глаза не знают стыда».

Ключевые слова и фразы: я радуюсь за тебя, я огорчаюсь за тебя, я доволен твоим успехом, я радуюсь твоему хорошему настроению.

Практический материал для работы в детском саду: ресурсный круг «Я радуюсь, когда…»; обсуждение житейских ситуаций; игра «Волшебный стул»; тест-шутка; настольная печатная игра «Не завидуй».

Практический материал для работы дома: читать художественные произведения; контролировать проявления зависти у детей; напоминать правила доброжелательности.

Литературный ряд для детского сада: Ц. Витекам «Зависть – серая с желтыми пятнами», В. Сухомлинский «Трудно быть человеком».

Тема. Послушание и упрямство

Основная идея: делай не то, что хочешь, а делай то, что нужно.

Содержание темы: Различия слов «слышать» и «слушать». Послушание – умение слышать и понимать другого человека. Упрямый человек не принимает советов старших, делает все по-своему. Непослушание – как с ним бороться. Значение пословицы «Кто кого любит, тот того и слушает».

Ключевые слова и фразы: послушный, упрямый, совет, послушай.

Практический материал для работы в детском саду: игры «4 стихии», «Глухой телефон», «Выполни команду»; решение проблемных ситуаций; игры-этюды; тест-шутка.

Практический материал для работы дома: упражнять в правилах послушания: «делай не то, что хочешь, а делай то, что нужно»; приучать выполнять просьбы, поручения.

Литературный ряд для детского сада: В.А. Сухомлинский «Кому идти за дровами», А. Каралийчев «Непослушные дети», В. Белов «Ручеек», Н. Артюхова «Трудный вечер», П. Поляков «О послушании».

Литературный ряд для домашнего чтения: Б. Ганаго «Дочь», «Назови отцом», В.Г. Дьяченко «Ведь это моя маленькая сестра», «Чему учат детей пчелы».

Зрительный ряд: видеофильм А. Владимирова «О луне».

Тема. Трудолюбие и лень

Основная идея: человек любит трудиться (прилагать усилия), чтобы проверить себя, свои силы; испытать радость от полученного результата.

Содержание темы: Для чего трудится человек. Что такое трудолюбие. Труд – дело, требующее усилий, стараний, заботы. Труд – источник жизни человека, потому что человек, преодолевая трудности, становится умнее, сильнее, добрее. Лень и праздность – две беды. Как стать трудолюбивым человеком. Значение пословицы "Делу – время, потехе – час".

Ключевые слова и фразы: без труда нет добра, терпение и труд все перетрут.

Практический материал для работы в детском саду: игра: «Я умею делать сам»; разработка модели трудовых обязанностей (для уголка природы, дежурств); изготовление игр, игрушек для малышей; тест-шутка.

Практический материал для работы дома: предоставить выбор ребенку в выполнении основных домашних обязанностей и проследить за их исполнением; участвовать в совместном посильном труде (работа в саду, на огороде и др.).

Литературный ряд для детского сада: В.А. Сухомлинский «Каждый человек должен», В. Осеева «Своими руками», В. Мусатов «Как хлеб на стол пришел», В. Осеева «Сыновья», П. Поляков «О трудолюбии», И. Рутенин «Три сестрицы».

Литературный ряд для домашнего чтения: В. Сухомлинский «Счастье и труд», «Пекарь и портной», «Правильно думай о труде», Житие Сергия Радонежского.

Зрительный ряд: М. Нестеров «Труды Преподобного Сергия».

Тема. Милосердие и жестокость

Основная идея: сердце может быть милым, умеющим любить и жестоким, не чувствующим сострадания и любви.

Содержание темы: Дела милосердия: помочь нуждающимся, утешить обиженного, ободрить печального, произнести добрые слова, пожалеть. Жестокий человек не знает жалости, сочувствия, любви.

Ключевые слова и фразы: милосердие, равнодушие, утешить, пожалеть, позаботиться, я тебе сочувствую, мне жаль тебя.

Практический материал для работы в детском саду: обсуждение житейских ситуаций; игры «Я тебя люблю», «Волшебный стул», «Поляна добра»; изготовление подарков для малышей; тест-шутка.

Практический материал для работы дома: показать примеры помощи, жалости, сострадания близких нам людей; рассмотреть семейный альбом; приучать быть сострадательными и внимательными к своим близким; оказать помощь нуждающимся (книги, вещи, игрушки др.).

Литературный ряд для детского сада: В.А. Сухомлинский «Ненаглядный сынок», «Лесной домик», «Красивые слова и красивые дела»; Библия («Притча о милосердном самаритянине»), Л. Стрелкова «Пора, пора, порадуемся», П. Поляков «Утешение», «Блаженны милостивые».

Литературный ряд для домашнего чтения: Ф.М. Достоевский «Дорогая копеечка», З. Тонелиус «Три ржаных колоска», Е. Кошевая «Мой сын», И. Рутенин «Премудрый царь», «Два дара» (народная сказка).



Предварительный просмотр:

План самообразования

Учебный год

Содержание обучения по теме самообразования

Форма представления результата

04.2019-04.2020

  1. ФГОС ДО
  2. Программа «Детство»
  3. О. В. Бережнов. Сборник научно-методических статей. Орел- 2015г.
  4. И. Ильин. «Духовный мир сказки»
  5. Зинкевич-Евстегнеева. «Практикум по сказкотерапии»
  6. Э.И. Иванова. «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей Просвещение- 2001г.
  7. Ланчева-Репьева. «Иное царство русских сказок».
  8. И. Зимина «Народная сказка в системе воспитания дошкольников» №1 - №5 2005 год;
  9. Н. Исаева «Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников» №7 2012 год;
  10. О. Потаповская «Духовно-нравственное воспитание детей и родителей» №1 2006год;
  11. Г. Фигдор «Сказка и психическая переработка душевных конфликтов» №1 2007 год;
  12. О. А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. М., 2006.;
  13. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. Мозаика-синтез 2012год.
  14. М. Д. Маханева. Театрализованные занятия в детском саду. - М. ТЦ Сфера, 2003г.
  15. Интернет-ресурсы.

Сообщение к пед. совету

Составить перспективный план работы с детьми

перспективный план

Разработать серию конспектов, дид. игр

Конспекты, дид. игры

Открытый просмотр НОД

Составить каталог художественных произведений, способствующих формированию духовно – нравственных качеств у детей 2-3 лет

Каталог художественной литературы для детей 2-3 лет

Провести педагогическую диагностику в сентябре2019г. и  апреле 2020г.

Аналитическая справка

04.2020 – 05.2020

Обобщение опыта.

Аттестация. Трансляция опыта.

Литература:

1. Сборник научно-методических статей Орел 2015г. Под редакцией О. В. Бережнова.

2. Ильин И.: " Духовный мир сказки"

3. Зинкевич-Евстегнеева: " Практикум по сказкотерапии"

4. Э. И. Иванова: " Расскажи мне сказку". Литературные сказки для детей Посвещение 2001г.

5. Ланчева-Репьева:" Иное царство русских сказок".

Раздел

плана Сроки Форма работы Практические выходы (реферат, доклад, открытый посмотр,

выставка работ и т. д.)

Работа с детьми

Февраль 2018г. Совместная деятельностьс детьми: Чтение русских народных сказок. Дидактическая игра: " Угадай из какой сказки прочитан отрывок? "

Март 2018г. Совместная деятельность с детьми: " Чтение сказки три медведя", Рассказывание сказки с новой концовкой: " Волк и семеро козлят" .Литературная викторина " Сказочная страна"

Апрель 2018г. Совместная деятельность с детьми: Дидактическая игра " собери сказку", Чтение сказок А. С. Пушкина. обустройство уголка " Ряжениье ". Открытое занятие по теме: " В гостях у сказки".

Открытый просмотр.

Работа с родителями.

Февраль 2018г. Консультация для родителей:" Сказки помогут справится с детским непослушанием". Родительское собрание, тема: " Как и для чего читать детям сказки".

Март 2018г. Консультация для родителей: "Воспитание трудолюбия, ответственности и послушания у детей через сказку".

Апрель 2018г. Работа в уголке для родителей: рубрика советов, темы: " Личная библиотека вашего ребенка", " Как и когда рассказывать сказки". Выставка работ детей и родителей : " Наши люимык сказки"

Работа с педагогами

Апрель 2018г. Презентация детских работ на выставке. обмен опытов в индивидуальных консультациях. Выставка работ детей и родителей"Моя любимая сказка", открытый просмотр занятия: " В гостях у сказки".

ВыводыСамоанализ плана по самообразованию, изучение литературы по теме.

Каталог литературных произведений способствующих формированию духовно- нравственных качеств детей 3-4 лет

Сказки


  • Каникулы в Простоквашино - Эдуард Успенский
  • Малыш и Карлсон, который живёт на крыше - Астрид Линдгрен
  • Денискины рассказы - Виктор Драгунский
  • Возвращение блудного попугая - А. Курляндский
  • «Приключения Винни – Пуха и его друзей» - А.Милн (пер.Б.Заходер)
  • «Приключения Незнайки и его друзей» - Н.Носов
  • «Про ёжика и медвежонка» - С.Козлов
  • «Крокодил Гена и его друзья» Эдуард Успенский
    «Волшебник Изумрудного города» Александр Волков

Рассказы

  • М. Дружинина «Девочка наоборот»
  • М. Дружинина «Дразнительное имя»
  • В. Осеева «Кто хозяин?»
  • В. Осеева «Навестила»
  • В.Осеева «Отомстила»
  • В.Осеева «Плохо»
  • В. Осеева «Сыновья»
  • В. Голявкин «Коньки купили не напрасно»
  • В. Драгунский «Он живой и светится...»
  • В. Драгунский «Что я люблю
  • В. Драгунский «Заколдованная буква»
  • В. Сухомлинский «Жестокость»
  • В. Сухомлинский «Мальчик с больным сердцем»
  • В. Осеева «Синие листья»
  • Л. Толстой «Лев и собачка» (быль)
  • Л.Толстой «Косточка» (быль)
  • В. Сухомлинский «Большое ведро»
  • В. Катаев «Цветик-семицветик»

Стихи

  • Ю.Чичиков «Что такое дружба?»
  • С.Маршак « Друзья-товарищи.»
  • А.Барто «Мой друг»
  • А.Барто «Есть такие мальчики»
  • О.Бундур «Без меня»
  • Е.Благинина «Подарок»
  • Н.Саконская «Разговор о маме». 
  • Н.Саконская "О семье."
  • Н. Саконская «Завистливая Катя»
  • Н.Саконская «Ябеда»
  • И. Романов «Добрые слова»


Пословицы и поговорки о дружбе, труде, лени и других качеств человека.






Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образование автономное учреждение детский сад образовательного вида «Солнышко» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

(МДОУА д/с «Солнышко»)

Картотека

Игры по нравственному воспитанию для детей 2-3 лет

https://3.bp.blogspot.com/-pv-BJHJYp6Y/WCivlGfNEnI/AAAAAAAAAn4/QtN2fUus_AM8SQfRDI-nGD9qfbEDBVpFACLcB/w1200-h630-p-k-no-nu/16273042-Family-theme-image-2-Stock-Vector-family-cartoon-grandparents.jpg

                                   Подготовил воспитатель:                                                                                                                                                     Шапиева Э.Б.                                                  

г.Пыть-Ях

Игра «Едут машины»

Дидактическая задача. Развивать потребность в общении и взаимодействии,

показывать пример правильного разрешения конфликта, формировать

доброжелательные взаимоотношения.

Игровая задача. Соблюдать правила.

Игровое правило. Столкнувшись с партнером, следует извиниться и уступить

дорогу, иначе не появится зеленый сигнал.Ход игры

Воспитатель предлагает детям поехать кататься на машине. Дети берут в руки

воображаемый руль, дают сигнал: «Би-би!», и едут, подражая шуму машины: «Ж-ж-ж»

— под соответствующую характеру игры музыку. Педагог поднимает красный кружок

и громко сообщает: проезд закрыт. Дети ждут сигнала. Воспитатель поднимает

зеленый кружок и сообщает: можно ехать. Дети едут дальше.

Затем воспитатель сажает детей на стульчики и показывает с помощью игрушек

инсценировку «Упрямцы».

Две машины едут по мосту и неожиданно наталкиваются друг на друга. Один

шофер (козлик) просит другого (барашка) уступить ему дорогу, но первый шофер не

хочет уступать. Шоферы выходят на мостик, спорят, бодаются и падают в реку.

Воспитатель задает вопросы: «Что случилось с машинами? Кто вел эти машины?

Как спорили барашек и козлик? Что случилось с ними потом?»

После инсценировки педагог снова приглашает детей покататься на машинах.

Дети-«шоферы» должны не толкаться на дорогах, смотреть на светофор, слушать

сигнал: стоять или ехать. Если «машины» сталкиваются, воспитатель показывает

желтый кружок («спор»). Шоферы говорят друг другу: «Извините, проезжайте», и один

уступает другому дорогу.

Воспитатель специально останавливает «машины», которые сталкиваются, и дает

им возможность разрешить спор. После разрешения каждой спорной ситуации делает

вывод: надо жить дружно, уступать друг другу.

Игра «Вежливый медвежонок»

Дидактическая задача. Формировать нравственные качества (вежливость,

внимательность); учить проявлять заботу.

Игровая задача. Познакомиться с медвежонком Мишей.

Игровое правило. Внимательно слушать медвежонка и отвечать ему вежливо.

Ход игры

Воспитатель знакомит детей с медвежонком Мишей (показывает игрушку) и

рассказывает о нем: «Миша любит встречать гостей. При встрече он говорит гостям

„здравствуйте", а когда они уходят, говорит „до свидания“. Когда гости хотят сесть, он

подвигает им стул и говорит „пожалуйста, садитесь". Когда в комнате становится

жарко, он говорит гостю: „Вам не жарко? Открыть окно?“ Все называют Мишу

вежливым медвежонком, и он очень этим гордится. С таким медвежонком все дружат,

не ссорятся».

Затем дети подходят к медвежонку и по очереди беседуют с ним: здороваются,

справляются о здоровье друг друга, просят садиться, расспрашивают и т.д. В конце

игры-знакомства дети говорят медвежонку ласковые слова («Ты хороший», «Я тебя

люблю», «Приходи еще»). Если слова, сказанные ребенком, нравятся медвежонку, он

приветливо машет лапой, если не нравятся, наклоняет мордочку вниз (обижается).

Затем дети «дарят» медвежонку песенку.

Игра «Обидчивый цветок»

Дидактическая задача. Учить выражать в словах, в интонации и в мимике ласку и

внимательность.

Игровая задача. Помочь цветку расти красивым и крепким.

Игровое правило. Говорить цветку вежливые слова.

Ход игры Воспитатель подводит детей к цветочному горшку, показывает цветок и

сообщает: «Этот цветок такой красивый и большой, потому что его выращивала добрая

хозяйка». Воспитатель демонстрирует детям, как действуют на цветок хорошие,

ласковые слова: стебли расправляются, головка поднимается. Педагог говорит: «Этот

цветок не выносит невнимательного, грубого обращения. Если к нему обращаться без

ласковых слов, то он вянет».

Дети при поддержке воспитателя играют с цветком: говорят с ним, употребляя

вежливые и ласковые слова. Цветок покачивается, «кивает». Если ребенок про такие

слова забывает, то цветок начинает вянуть (вздыхать).

Игра «Мамины помощники»

Дидактическая задача. Учить проявлять заботу и внимание к маме.

Игровая задача. Помочь маме.

Игровое правило. Сказать (ясно и отчетливо), как нужно помогать маме, чтобы

она была довольна.

Ход игры

Воспитатель спрашивает у детей, любят ли они своих мам. Затем спрашивает, кто

как помогает маме, и предлагает рассказать об этом.

Проводится игра. На фланелеграфе расположена большая картинка, на которой

изображены мама и дети. Воспитатель предлагает детям выбрать из лежащих на столе

картинок те, которые показывают, как можно помочь маме: подмести пол, помыть

посуду, убрать игрушки. Воспитатель обращается к ребенку: «Андрюша, скажи, как

можно помочь маме?» Ребенок приносит картинку и объясняет, как можно помогать

маме. (Мыть пол.) Воспитатель и дети рассматривают ее. Дети по очереди подходят к

педагогу с выбранными картинками. В конце игры воспитатель показывает картинку:

дети дарят маме пирог.

Педагог и дети исполняют песенку «Пирожок» муз. Е. Тиличеевой, сл. Е.

Шмаковой:

Пирожок, пирожок

Испекли мы сами,

Пирожок, пирожок

Мы подарим маме.

Затем воспитатель хвалит детей и приглашает поплясать под веселую музыку.
Трудовое воспитание

Игра «Плакать не надо»

Дидактическая задача. Вызвать желание помочь другому.

Игровая задача. Помочь Филе и Хрюше.

Игровое правило. Не забывать сказать «пожалуйста».

Ход игры

Воспитатель заранее готовит предметную среду и вводит детей в игровую

ситуацию: «Филя и Хрюша сидят, отвернувшись друг от друга. Они играли в машинки,

возили на них кирпичики. Филина машинка сломалась, а Хрюша не дает ему играть со

своей машинкой».Воспитатель обращается к детям: «Давайте поможем Филе и Хрюше. Вы

поможете Филе починить машинку?» Малыши берут молоточки и «чинят машину».

Молоточек застучал,

Застучал, застучал,

Саша Филе помогал,

Помогал, помогал.

Леша гайку подкрутил,

Подкрутил, подкрутил,

И машину починил,

Починил, да.

Воспитатель вовлекает всех детей в починку машины. Филя говорит «спасибо»

каждому ребенку. Ребенок отвечает «пожалуйста». Воспитатель предлагает детям

спеть песенку «Плакать не надо» (муз.Е. Тиличеевой, сл. Е. Шмаковой):

Плакать не надо,

Слушаться нужно,

Будем играть мы

Дружно, дружно.

Игра «Ухаживаем за обувью»

Дидактическая задача. Обратить внимание детей на необходимость ухаживать за

обувью; побуждать к взаимодействию в труде.

Игровая задача. Помочь кукле и мишке убрать обувь.

Игровое правило. Правильно расставить обувь на полке.

Ход игры

Воспитатель приносит в группу стоптанный Башмачок, хозяин которого, мальчик

Витя, неправильно с ним обращается: не моет, бросает на пол. Башмачок просит

воспитателя найти ему нового хозяина. Педагог показывает на детей и говорит, что все

они умеют ухаживать за своей обувью. Дети «ведут» Башмачок к своим шкафчикам,

открывают их и показывают, как аккуратно расставлена их обувь (воспитатель заранее,

специально для этой игры, после прогулки просит детей аккуратно поставить обувь).

Башмачок радуется, хвалит детей и просит научить его хозяина, мальчика Витю,

ухаживать за обувью.

Проводится игра «Поставим обувь на полку». Воспитатель ставит на один столик

мишку, на другой — куклу. Возле каждого из них дощечки («полки»), на которые дети

по одному будут ставить кукольную обувь: сапожки для мишки и туфельки для куклы

(игрушечные или нарисованные). Башмачок хвалит детей за правильно выполненное

задание.

Игра «Поручения»

Дидактическая задача. Учить действовать в соответствии с заданием, побуждать к

самостоятельности.

Игровая задача. Убрать комнату.

Игровое правило. Убрать комнату чисто, аккуратно.

Ход игры

В гости к детям приходит киска (игрушка) и говорит: «Как чисто и уютно у вас в

групповой комнате!» Воспитатель просит детей объяснить, как они убирают комнату,

и приглашает киску помочь в уборке.Проводится игра «Убери комнату». Воспитатель говорит: «Дети, в нашей комнате

порядок? Где должны стоять машинки?» Дети отвечают: «В гараже». Воспитатель

называет ребенка по имени и просит его поставить машинки в гараж. Ребенок говорит

киске: «Машины в гараже». Киска находит, что еще не убрано в комнате и просит

другого ребенка, например, поднять с пола кусочки бумаги и отнести в мусорное

ведро.

Воспитатель предлагает дать поручения и киске: просит ее вытереть тряпочкой

стол в кукольном уголке. Поручения даются каждому ребенку. Киска громко звонит в

колокольчик и хвалит каждого ребенка за выполненное поручение. Киска показывает

воспитателю, как чисто стало в комнате, и говорит:

Я поставлю в шкафчик миску,

Вытру крошки со стола,

Я — хозяйственная киска,

Тут порядок навела.

Игра «Две руки»

Дидактическая задача. Учить детей понимать словесную инструкцию; вовлекать в

совместную трудовую деятельность.

Игровая задача. Помочь киске и куклам правильно обуться.

Игровое правило. Не перепутать обувь.

Ход игры

Воспитатель приносит в группу картинку, на которой изображен плачущий

мальчик, и говорит: «Этот мальчик не хочет обуваться сам». Спрашивает у детей,

умеют ли они обуваться самостоятельно. Потом показывает им киску (игрушку),

которая обувалась самостоятельно и перепутала левый и правый сапожки. Просит

ребят помочь киске переобуться.

Надевает киска сапожки.

На левую ножку,

На правую ножку Надела киска сапожки.

Ходит киска в сапожках.

Красивы у киски ножки:

На левой ножке,

На правой ножке Надеты у киски сапожки.

Педагог предлагает детям поиграть в игру «Надень сапожок». Дети надевают

куклам обувь. При этом они должны не перепутать и правильно надеть ботинки.

Киска смотрит, как обуты куклы, и хвалит детей. Воспитатель говорит, что у

ребят есть два помощника — две руки. Затем педагог инсценирует стихотворение.

Две руки

Два зеленых башмачка,

Два шнурка

И два носка.

И еще — две руки.

Для кого

Две руки?

Для того две руки,

Чтоб надеть носки,

Натянуть башмачки,

Завязать шнурки.

Г. САПГИР