7 класс

Материалы по русскому языку и литературе 7класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наречие

        Наречие  — часть речи, неизменяемая, обозначающая признак действия, признак признака. В школьном преподавании принято говорить, что слова этого класса отвечают на вопросы «как?», «где?», «куда?», «когда?», «зачем?», «с какой целью?», «в какой степени?» и чаще всего относятся к глаголам и обозначают признак действия.

ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ

Буквы о и е на конце наречий после шипящих.

На конце наречий после шипящих под ударением пишется о, без ударения –е: хорошо, свежо, горячо, но: певуче, угрожающе.

 Буквы нн в наречиях.

В наречиях на -о и -е, образованных от прилагательных, имеющих в основе нн (в том числе от прилагательных, которые образовались от страдательных причастий с суффиксом -нн-), пишется нн: искусственный – искусственно, взволнованный – взволнованно.

 Буквы а и о на конце наречий.

В наречиях, которые произошли от косвенных падежей имён существительных или прилагательных, сохраняются окончания этих падежей, например: втайне, вначале, сначала, впустую.

Поэтому на конце наречий, которые произошли от родительного падежа единственного числа среднего рода кратких прилагательных с предлогами с, из, до, пишется а: справа, издавна, досуха; а на конце наречий, которые произошли от винительного падежа единственного числа среднего рода с предлогами в, на, за, пишется о;

вправо, налево, заново.

Исключения: смолоду, сдуру, сослепу (эти наречия произошли от родительного падежа с окончанием -у).

Буква ь после шипящих на конце наречий.

После шипящих на конце наречий пишется ь: вскачь, наотмашь, настежь; за исключением слов: уж, замуж,  невтерпёж.

Частицы не и ни в местоименных наречиях.

1. Частицы не или ни в отрицательных местоименных наречиях являются приставками и пишутся слитно; причём под ударением пишется не, без ударения – ни: негде, некуда, некогда, неоткуда; нигде, никуда, никогда, ниоткуда, никак, а также незачем («бесцельно»), нисколько («ни в какой степени»), нипочём («очень легко»), ничуть, нимало (в значении «ни в какой степени»).

2. Слитно с не пишутся неопределённые местоименные наречия: некогда («когда-то») и несколько («отчасти»).

Отличие наречий с приставками от других частей речи с предлогами.

Наречия с приставками надо отличать от похожих на них существительных, прилагательных и местоимений с предлогами.

а) Прилагательные и местоимения-прилагательные согласуются с именами существительными; наречия обычно примыкают к глаголам и не изменяются, например: Мы вошли в пустую комнату (в – предлог, относится к существительному комнату; пустую – прилагательное, согласовано со словом комнату; в какую комнату? – в пустую). Не стоит тратить зарядов впустую (впустую – наречие образа действия, примыкает к глаголу тратить). Поезд идёт по новому мосту (по – предлог, относится к слову мосту, новому– прилагательное, согласуется со словом мосту). Мы зажили по-новому (по-новому – наречие, примыкает к глаголу зажили).

б) Имена существительные могут иметь при себе зависимые слова, а наречия по большей части не могут.

Примеры. В дали прозрачной синели горы (в дали – существительное, имеющее зависимое слово прозрачной). Мелькает звёздочка вдали (вдали – наречие, употреблённое в значение «далеко-далеко»), Я приехал в деревню в начале лета (в начале – существительное, имеющее зависимое слово лета). Вначале мне было трудно на новом месте, а затем я привык (вначале – наречие, употреблённое в значении «сперва»).

Слитное, дефисное и раздельное написание наречий зависит от того, как они образовались.
                                                             СЛИТНО наречия пишутся в шести случаях:
        1. Если наречие образовалось сравнительно давно и в его составе есть не употребляемые ныне в литературном языке именные формы, например: ВДОВОЛЬ, ВДРЕБЕЗГИ, ВЗАПЕРТИ, ВОСВОЯСИ, ВПРИТЫК, ВРАСПЛОХ, ВТИХОМОЛКУ, ЗАПАНИБРАТА, ЗАПОДЛИЦО, НАСПЕХ, НАСТОРОЖЕ, НАТОЩАК, НЕВПОПАД, ОЗЕМЬ, СПОЗАРАНКУ и др. Иными словами, наречие ВДРЕБЕЗГИ пишется слитно, так как формы ДРЕБЕЗГИ в современном литературном языке нет.
        2. Если наречие образовалось соединением приставки с другим наречием, например: ДОНЕЛЬЗЯ, ЗАДАРОМ, НАВСЕГДА, ПОСЛЕЗАВТРА, ПОВСЮДУ, ЗАРАНЕЕ и пр.

        3. Если наречие образовалось благодаря соединению предлога с прилагательным. В образовании наречий могут участвовать и полные, и краткие формы. Полные прилагательные отвечают в именительном падеже на вопросы КАКОЙ?, КАКАЯ?, КАКОЕ?, КАКИЕ? Например, наречие из словосочетания СДЕЛАТЬ ВРУЧНУЮ образовалось благодаря слиянию предлога В с прилагательным РУЧНУЮ (в им. падеже – РУЧНОЙ). Подобным образом появились наречия ВПЛОТНУЮ, ВРАССЫПНУЮ, ВТЕМНУЮ, ВЧИСТУЮ и др. Краткие прилагательные отвечают в именительном падеже на вопросы КАКОВО?, КАКОВА?, КАКОВО? и КАКОВЫ? и имеют усеченные по сравнению с полными прилагательными окончания, сравните: ГОРЯЧ-АЯ (отвечает на вопрос КАКАЯ? – это полная форма) и ГОРЯЧ-А (отвечает на вопрос КАКОВА? – это краткая форма). Например, наречие, которое получилось благодаря слиянию предлога С и краткого прилагательного ГОРЯЧА, надо писать слитно. Подобным образом образовались наречия ВЛЕВО, ДОСУХА, ЗАМЕРТВО, ИЗДАЛЕКА, НАСКОРО, ПОНЕМНОГУ, ПОПУСТУ, ПОТИХОНЬКУ.
        4. Если наречие образовалось благодаря соединению предлога с существительным, но между предлогом и существительным, из которых образовалось наречие, не может быть без изменения смысла вставлено определяющее прилагательное, местоимение, числительное или если к cyществительному не может быть поставлен падежный вопрос: ВДОБАВОК, ВБРОД, ВЛЕТ, ВНОВЬ, ВОИСТИНУ, ВОКРУГ, ВОСЛЕД, ВПЕРЕБОЙ, ВПЕРЕГИБ, ВПЛОТЬ, ВПОРУ (КОСТЮМ), ВОВРЕМЯ (ПРИЕХАТЬ), НАБОК (НАДЕТЬ ШЛЯПУ), НАВСТРЕЧУ, НАВЫЛЕТ, НАГОЛОВУ (РАЗБИТЬ), НАЗЛО, НАЗУБОК (ВЫУЧИТЬ),  Несмотря на возможность постановки перед некоторыми из них определяющего слова, они пишутся слитно, например: ВВЕРХ, ВВЕРХУ, КВЕРХУ, ДОВЕРХУ, НАВЕРХ, СВЕРХУ; ВНИЗ, ВНИЗУ, КНИЗУ, ДОНИЗУ, СНИЗУ; ВПЕРЕД, НАПЕРЕД; НАЗАД; ВВЫСЬ; ВДАЛЬ, ВДАЛИ, ИЗДАЛИ; ВВЕК, ВОВЕК, ВОВЕКИ, НАВЕК, НАВЕКИ; ВНАЧАЛЕ, СНАЧАЛА.
        5. Если наречие образовалось благодаря соединению предлога с местоимением, например: ПОТОМУ, ЗАТЕМ, ОТТОГО, ПОЭТОМУ, СОВСЕМ, ВНИЧЬЮ. ВОВСЕ.
        6. Если наречие образовалось благодаря соединению предлога В или НА с собирательными числительными. Числительные в русском языке делятся на три группы: количественные (например, ДВА, ПЯТЬ, ДЕСЯТЬ), порядковые (ВТОРОЙ, ПЯТЫЙ, ДЕСЯТЫЙ) и собирательные (ДВОЕ, ПЯТЕРО, ДЕСЯТЕРО). В соответствии с правилом слитно пишутся наречия, образованные только из числительных последней группы, например: ВДВОЕ, НАДВОЕ, ВШЕСТЕРО. Правописание наречий, образованных из числительных других типов, будет рассмотрено ниже.
                 Наречие пишется ЧЕРЕЗ ДЕФИС в четырех случаях.

        
1) наречия с приставкой по; оканчивающиеся на -ски, -цки, -ьи, -ому, -ему: по-русски, по-казацки, по-волчьи, по-новому, по-нашему, по-прежнему, по-пустому, по-видимому.

Примечание. Приставка по- пишется слитно: а) в наречиях, которые произошли от кратких прилагательных: поровну, попросту, потихоньку; б) в наречиях в сравнительной степени: получше, похуже, покрасивее; в) в местоименных наречиях: почему, потому,

2) наречия, образованные от порядковых числительных с предлогом в, употребляемые в качестве вводных слов: во-первых, во-вторых. в-третьих, в-седьмых и т. д.

Примечание.С чёрточкой пишется наречие на-гора: Уголь подавался на-гора                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                равномерно, партия за партией (Игишсв.):

3) наречия, образованные: а) повторением того же слова: чуть-чуть, еле-еле; б) повторением того же корня с разными приставками, суффиксами и окончаниями: мало-помалу, давным-давно, темным-темно, день-деньской; в) сочетанием двух синонимов: нежданно-негаданно, подобру-поздорову и т. п.;

4) неопределённые местоименные наречия, образованные посредством частиц -то, -либо, -нибудь, кое-: где-то, когда-либо, куда-нибудь, кое-как и т. п.

           Среди наречных сочетаний, пишущихся раздельно, можно выделить четыре группы.
        1. К первой группе принадлежат сочетания существительных с различными предлогами, в которых существительное сохранило хотя бы некоторые падежные формы. Рассмотрите следующие примеры: ПОД МЫШКАМИ, ПОД МЫШКИ, ПОД МЫШКОЙ, ПОД МЫШКУ, ИЗ-ПОД МЫШЕК;.
Наречие – это неизменяемая часть речи: оно не склоняется и не спрягается. Но если слово имеет несколько падежных форм, то это не наречие и писать его надо с предлогом раздельно.
        2. Вторая группа наречных сочетаний, которые пишутся отдельно, состоит из предлога, оканчивающегося на согласный звук, и существительного, начинающегося на гласный звук. Например: В ОБНИМКУ, В ОДИНОЧКУ, В ОТМЕСТКУ, В УПОР, В УГОДУ, БЕЗ УДЕРЖУ, БЕЗ УСТАЛИ и другие.
        3. Третью группу составляют наречные сочетания, состоящие из двух повторяющихся существительных, иногда с предлогом между ними. Например: ЧЕСТЬ ЧЕСТЬЮ, ЧУДАК ЧУДАКОМ, БОК О БОК, С ГЛАЗУ НА ГЛАЗ, ДВЕРЬ В ДВЕРЬ.
        4. Четвертая группа представляет из себя менее четко определенное множество сочетаний существительных с предлогами, которые употребляются в наречном значении или просто похожи на наречия, потому что отвечают на вопрос КАК?. Например: БЕЗ ВЕДОМА, БЕЗ ЗАПРОСА, БЕЗ ОГЛЯДКИ, БЕЗ ТОЛКУ, БЕЗ УСТАЛИ, В СТЕЛЬКУ, ДО ОТВАЛА, ДО СМЕРТИ, НА БЕГУ, НА ВИДУ, НА ГЛАЗОК, С РАЗБЕГУ, С ХОДУ и другие. Написания таких слов необходимо запоминать, а в случае сомнений обращаться за помощью к орфографическому словарю.
Необходимо запомнить слова-исключения, которые пишутся иначе, чем указано в правиле: В ОТКРЫТУЮ, НА-ГОРА, ПО-ЛАТЫНИ, ТОЧЬ-В-ТОЧЬ.



Предварительный просмотр:

Тренировочные задания по теме «Наречие» (7 класс)

 (правописание наречий, образованных от имён существительных, не в наречиях на -о, -е, н и нн в наречиях на -о, -е, буква о, а на конце наречий, -о, -е в наречиях после шипящих, степени сравнения наречий)

  1. Перепишите, раскройте скобки: 

Поймать (на) лету, работа (в) одиночку, трудиться (без) устали, вскочить (на) ходу, бежать (без) оглядки, прыгнуть (с) разбегу, вести (под) уздцы, показаться (на) миг, поднять (на) скаку, сделать (на) глазок, говорить (без) умолку, удариться (с) налёту, идти (в) обнимку.

  1. Напишите правильно, раскрывая скобки:

(Не) брежно, (не) аккуратно написал; (не) далеко, а близко находится; пришить (не) крепко; посмотреть (не) довольно; взглянуть (не) доверчиво, а с подозрением; говорить ничуть (не) весело; вырыть (не) глубоко.

  1. Подберите к прилагательным  однокоренные наречия и запишите словосочетания глагол (глав. слово)+ наречие.  Обозначьте условия выбора «н» и «нн» в наречиях:

Глядеть груст(н, нн)ый, вздрогнуть принуждё(н, нн)ый, улыбнуться дружелюб(н, нн)ый, взглянуть присталь(н, нн)ый, посмотреть вниматель(н, нн)ый, говорил взолнова(н, нн)ый, смотрел рассе(н, нн)ый.                                                 

  1. Спишите, обозначая орфограмму:

Певуч.., свеж.., испытующ.., убаюкивающ.., заискивающ.., умоляющ.., волнующ.., горяч.., угрожающ.., уничтожающ.., зловещ.., ещ..

  1. Запишите наречия, обозначая суффиксы -а (я), -о:

Слев.., досрочн.., созвучн.., досин.., изобильн.., доходчив.., издавн.., досух.., справ.., стеснительн.., дословн.., достаточн.., извилист.., исправн.., досыт.., доверительн.., сначал..  

  1. Как можно сгруппировать данные словосочетания? Запишите их в две колонки.

Искрен(?).. изумление, искрен(?)е изумляться, искус(?)ная работа, сделать искус(?)но, ус(?)ный ответ, ус(?)но ответить, ч..дес(?)но сверкать, ч..дес(?)ное сверкание, поз(?)ний приход, поз(?)но прийти, бескорыс(?)но помочь, бескорыс(?)ная помощь.

  1. Найдите примеры, которые подтверждают следующую мысль: «Наречия обычно зависят от глаголов, прилагательных или других наречий и поясняют их». Выпишите соответствующие словосочетания (по одному на каждый случай).

1.Ветер стих внезапно, как и налетел. Деревья снова застыли в холодном оцепенении. (Б. Полевой) 2. Вдруг у поворота лесной дороги, резко бравшей здесь влево, он остановился и застыл. Там, где дорога была особенно узка, зажатая частым молодым леском, он увидел немецкие машины, которые обогнали его. (Б. Полевой) 3. Кто никогда не видел, как растёт клюква, тот может долго идти по болоту и не замечать, что он по клюкве идёт. (М. Пришвин)

       8.  Найдите ошибки в употреблении наречий, отредактируйте предложения, затем запишите их.

               1. Я стараюсь писать более красивее. 2. Он говорил очень прекрасно. 3. Я люблю читать фантастику больше всех, больше, чем сказки. 4. Он нарисовал красивее всего. 5. Ты читаешь быстрее всех, старайся читать более медленнее и правильнее. 6. Вчера было холодно, шёл дождь. Сегодня обратно подул ветер, пошёл дождь.

       9.  Образуйте превосходную степень от наречий громко, сильно, слабо, красиво, искренне, далеко. Включите их в словосочетания и запишите.          



Предварительный просмотр:

 Тест по теме «БЫЛИНЫ» 7 класс                                          

1. К какому роду литературы относятся былины?

а) Лирика

б) Драма

в) Эпос

2.Выбрать определение жанра былины.

а) Жанр русского фольклора; эпос героико-патриотического содержания, повествующий о богатырях и исторических событиях средневековой Руси

б) Жанр фольклора, в котором содержится лирическая оценка какого-либо исторического события или исторической личности

в) Жанр русской средневековой литературы, содержащий описания легендарных и и реальных событий и мифологический представлений

3. Главной целью былин было:

а) Сохранение исторической памяти о событиях прошлого, о том, чему автор был сам свидетелем, или слышал, или читал об этом

б) Возвеличивание Руси, прославление её героического прошлого, славной истории русского народа

4. Написать названия 3-4 прочитанных былин.

5. Какому богатырю соответствует описание?
                  А у оратая кудри качаются,
                Что не скачен ли жемчуг рассыпаются,
                У оратая глаза да ясна сокола,
                А брови у него да черна соболя.
                У оратая сапожки зелен сафьян:
                Вот шилом пяты, носы востры,
                Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
                Около носа хоть яйцо прокати.
                У оратая шляпа пуховая,
                А кафтанчик у него черна бархата.

6. Какой город не мог упоминаться в былинах?
а) Киев              б) Чернигов                в) Муром                г) Москва

7. Какому элементу композиции соответствует фрагмент былины?

                   Как во славном городе во городе во Новгороде

                   Ай как был Садко да гусельщик;

                   А как не было у него несчётной золотой казны

                   Как ходил он по честным пирам,

                   Спотешал он да купцов, бояр,

                   Веселил он их на честных пирах

                   А как тут с Садко да случилося…

а) Кульминация

б) Развитие действия

в) Исход

г) Зачин

8. Каким стихотворным размером написаны былины?

а) Двухсложный (ямб, хорей)

б) Трёхсложный (дактиль, амфибрахий, анапест)

в) Былинный стих

9. Соотнести существительные и прилагательные, чтобы получились «постоянные эпитеты».

1. Чисто                            а) молодец

2.Добрый                          б) поле

3.Буйная                           в) дружинушка

4. Хоробрая                      г) головушка

10. Выбрать примеры употребления гиперболы

а) «Чисто поле», «ковыль-трава», «добрый конь».

б) «Птицей-соколом летать ему под оболока».

в) «Мужичками-разбойничками, положил их до тысячи.

11. Прочитать фрагмент и определить, из какой былины он взят.

                                   А тут ли оратай-оратаюшко

                                   Гужики шелковые повыстегнул,

                                   Кобылу из сошки повывернул.

                                   Они сели на добрых коней, поехали,

                                   Как хвост-то у ней расстилается,

                                   А грива-то у неё да завивается.

                                   У оратая кобыла ступью пошла...

а) «Добрыня и змей»

в) «Три поездки Ильи Муромца»

г) «Волга и Микула Селянинович»

12.С какой целью Вольга Святославич отправляется в путь-дорогу?

а) мир посмотреть

б) на войну

в) за данью

г) в гости к князю Владимиру

13. Выбрать определение гиперболы.
а) один из тропов, чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета;
б) один из тропов, сопоставление  предметов и явлений по их сходству, присущим качествам;
в) один из тропов, перенесение свойств одного предмета на другой на основании общего для обоих признака.

14. К какому циклу относится былина «Садко»?
а) Киевские былины;                 б) Новгородские былины.

15. В какой былине нашли отражение нравственные идеалы русского народа: прославление мирного труда, мастерство, трудолюбие, физическая сила, чувство собственного достоинства, доброта и честь?

а) «Садко»

б) «Три поездки Ильи Муромца»

в) «Вольга и Микула Селянинович»

16. Какие качества богатыря являются первостепенными?
а) физические                  б) нравственные
17. Есть ли былины, в которых богатырь не одолел бы врага?
а) да            б) нет
18. Какой из перечисленных признаков былин не соответствует истине?
а) былина – исконно русский жанр;
б) былина – правдивый исторический рассказ;
в) былина родственна мифу;
г) былина рисует картину мироздания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Рабочий, специалист по бетонным работам. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке. Работник, ведущий учет кого-нибудь, чего-нибудь. Лицо, которое снимает, арендует помещение.

Слайд 3

Суффиксы существительных – ЧИК-, ЩИК- После букв: з-с; т-д; ж ЧИК В остальных случаях ЩИК

Слайд 4

Суффиксы прилагательных Гуси(н,нн)ый тума(н,нн)ый, земля(н,нн)ой, революцио(н,нн)ый песча(н,нн)ый клюкве(н,нн)ый

Слайд 5

Суффиксы прилагательных 1. На стыке образующей основы на –Н- и суффикса –Н-; 2. В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ОНН-, ЁНН- и –ЕНН-. Исключения: ветреный. НО: безветренный -Н- пишется в прилагательных: 1. с суффиксами –АН-,-ЯН-, –ИН-. Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.

Слайд 6

Мы вошли в лес, который был освеще(н,нн) лучами осе(н,нн)его солнца. Расчище(н,нн)ая дорожка вела к неугомо(н,нн)ому морю. Мы часто останавливались, пораже(н,нн)ые яркой красотой необыкнове(н,нн)ого леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы как будто окутаны золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багря(н,нн)ую листву. Часто мы видим позолоче(н,нн)ые солнцем и осенью листья, тихо падающие на землю. Иногда попадется дача, окруже(н,нн)ая деревя(н,нн)ыми выкраше(н,нн)ыми масля(н,нн)ой краской забором.

Слайд 7

Быстрая, волнение, песчаный, зеленеющая, река, долина, туманные, испытанное.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Древнерусская литература. «Повесть временных лет». «Поучения Владимира Мономаха»

Слайд 2

Жанры древнерусской литературы - Переводные - Оригинальные (с XI в.)

Слайд 3

Послание обычно использовалось в публицистических целях, то есть было посвящено каким-либо актуальным проблемам Первое послание Андрея Курбского Ивану Грозному 1. Послание

Слайд 4

Киево-Печерский патерик Патерик – сборник коротких рассказов о монахах и мирских людях 2. Патерик

Слайд 5

Хождение –жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли или приключения «Хождение Богородицы по мукам» 3. Хождение

Слайд 6

Житие – описание жизни святого. Протопоп Аввакум Петр и Феврония Муромские Сергий Радонежский 4. Житие

Слайд 7

Летописи – погодные (по «летам» - по «годам») записи. В летописях ученые монахи сообщали о тех событиях, которые происходили в тот или иной год. «Повесть временных лет» Никон 5. Летопись Нестор

Слайд 8

Владимир Мономах 1053-1125 6. Поучение Поучение – жанр древнерусской литературы, в котором излагались правила жизни.

Слайд 9

Не ленитесь ни на что хорошее… Поспешите на всякие добрые дела. Владимир Мономах

Слайд 10

Поучение состоит из 3-х частей. Первая часть - его автобиография. Вторая часть - “Рассказ Мономаха о своей жизни”. Третья часть - письмо двоюродному брату Олегу Святославовичу.

Слайд 11

Я, недостойный, дедом своим, благословенным и славным Ярославом нареченный в крещении Василием, русским именем — Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею — Мономах. Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня, грешного, до этих дней сохранил. Дети мои, или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому она из детей моих будет люба, пусть примет её в сердце своё — и не станет лениться, а будет трудиться. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеётся, а так скажет: на дальнем пути да на санях сидя, пустого наговорил.

Слайд 12

Словарная работа по тексту «Поучения» 1. Я, худой… – о чём здесь идёт речь – об особенностях телосложения («стройный») или о нравственной самооценке? Можно ли это определить вне контекста «Поучения»?

Слайд 13

Словарная работа по тексту «Поучения» 2. Слушал эту грамотку … – излишняя ли буква «к» в последнем слове? Отличается ли оно от слова «грамота» по смыслу?

Слайд 14

Словарная работа по тексту «Поучения» 3. Милостыню подавайте нескудную … – отличается ли определение «нескудную» от синонимичных ему «щедрую», «богатую»? Каково происхождение старинного слова?

Слайд 15

Словарная работа по тексту «Поучения» 4. Безлепицу молвил … – что нужно заменить - приставку или суффикс, - чтобы получилась современная форма первого слова?

Слайд 16

5. Послы от братьев моих… – равнозначно ли современному слово «послы» в этом контексте? Какое значение первично?

Слайд 17

Словарная работа по тексту «Поучения» 6. Волость – какое понятие прижилось в языке вместо первого?

Слайд 18

Словарная работа по тексту «Поучения» 7. Крестоцелование преступить … – о чём здесь идёт речь? Какой православный обряд лежит в основе этой метафоры?

Слайд 19

Словарная работа по тексту «Поучения» 8. Кроткие – состоит ли в родстве с «короткими»? Как это узнать?

Слайд 20

Словарная работа по тексту «Поучения» 9. Замысляет грешный против праведного … – как перевести это выражение на современный язык?

Слайд 21

Словарная работа по тексту «Поучения» 10. Убогого – в чём смысл этого понятия? Почему оно состоит в родстве со словом «Бог»? Связано ли генетически со словом «богатый»?

Слайд 22

Словарная работа по тексту «Поучения» 11. Заклать правых сердцем … – состоят ли в родстве глаголы «заклать» и «заколоть»?

Слайд 23

Словарная работа по тексту «Поучения» 12. Когда восстали люди … – можно ли отождествить это выражение из «Поучения» с таким, например, выражением: «Декабристы восстали против самодержавия»? Определите первичный смысл этого понятия по составу слова.

Слайд 24

Словарная работа по тексту «Поучения» 13. От мужа крови … – можно ли определить смысл этого выражения по контексту? Кого так называли – убийцу или «кровника» (родственную кровь)?

Слайд 25

Словарная работа по тексту «Поучения» 14. Не свирепствовать ни словом, не хулить в беседе … - от каких слов образованы глаголы и какова их семантика?

Слайд 26

Словарная работа по тексту «Поучения» 15. Быть благочистию свершителем – из каких двух слов образовано слово «благочестие»?

Слайд 27

Словарная работа по тексту «Поучения» 16. От Бога на воздаяние пусть надеется … - что означало понятие «воздаяние»? Определите смысл слова по составу.

Слайд 28

Словарная работа по тексту «Поучения» 17. Вдовицу – чем отличается от «вдовы»? Какой смысл придаёт суффикс -ц-?

Слайд 29

Словарная работа по тексту «Поучения» 18. Царствия небесного не лишиться … - о чём здесь идёт речь? Отличается ли понятие «царствие» от слова «царство»?

Слайд 30

Словарная работа по тексту «Поучения» 19. Затворничеством – какому из слов – творчество, творение, затворы – родственно это понятие?

Слайд 31

Словарная работа по тексту «Поучения» 20. Господи, твоим промыслом! – каков контекстуальный смысл последнего слова? С чем связан – с мыслью или добычей («охотничий промысел»)?

Слайд 32

Словарная работа по тексту «Поучения» 22. Сторожей сами наряживайте … - что здесь имеется в виду – одеяние сторожей или нечто, к одежде относящееся?

Слайд 33

Словарная работа по тексту «Поучения» Все добрые мужи совершенные … – в каком значении выступает слово «мужи» и в чём смысл его характеристики?\

Слайд 34

Домашнее задание: Читать стр.67-75