Дистанционное обучение 20-21

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-путешествие По страницам романа А.С. Пушкина «Дубровский»

Слайд 2

П. В. Нащокин А. С. Пушкин

Слайд 3

Из истории создания романа «Дубровский» Роман не был завершён А.С. Пушкин работал над ним с 21 октября 1832 по 6 февраля 1833 года. Незаконченный роман он не опубликовал. Уже после смерти писателя в 1841 г. издатели выпустили роман в свет, дав название по фамилии главного героя – «Дубровский». Художник – Б. М. Кустодиев

Слайд 4

В основу романа легло сообщение Нащокина «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский…, который имел процесс с соседом за землю. Был вытеснен из имения и , оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, а затем и других». Из истории создания романа «Дубровский»

Слайд 5

Известно, что перед началом работы над романом Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Пушкин слышал псковские предания о бунте крестьян помещика Дубровского, оказавших вооруженное сопротивление присланной воинской команде и заявивших, что по наказу Дубровского они будут бить помещиков. Таким образом, в основу романа легли подлинные факты, жизненные обстоятельства. Из истории создания романа «Дубровский»

Слайд 6

Роман – крупное эпическое произведение с развернутым сюжетом, в котором события происходят на протяжении значительного времени и в широком художественном пространстве. Композиция – построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. Сюжет – последовательность и связь событий в художественном произведении. Эпизод – отрывок, фрагмент художественного произведения. Проверьте свои записи. Повторим термины.

Слайд 7

1.Обед у Троекурова. 2. Возвращение Владимира Дубровского в родную Кистенёвку. 3. Письмо Маши князю Верейскому. 4. Саша прячет кольцо в дупле. 5. Суд 6. Ссора Дубровского и Троекурова. 7. Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского. 8. Дубровский останавливает карету князя Верейского (после венчания). 9. Первое свидание Маши и Дубровского. 10. Похороны Андрея Гавриловича Дубровского. 11. Пожар. Восстановите последовательность эпизодов

Слайд 8

Проверьте ответ 6. Ссора Дубровского и Троекурова. 7. Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского. 5. Суд 2. Возвращение Владимира Дубровского в родную Кистенёвку 10. Похороны Андрея Гавриловича Дубровского. 11. Пожар. 1.Обед у Троекурова. 9. Первое свидание Маши и Дубровского. 3. Письмо Маши князю Верейскому. 4. Саша прячет кольцо в дупле. 8. Дубровский останавливает карету князя Верейского .

Слайд 9

Что означают устаревшие слова и выражения? Холоп Стремянный Гувернёр Стряпчий Купчая Исправник Плетью обуха не перешибёшь Гол как сокол

Слайд 10

Проверим Холоп - крепостной человек, раб, слуга. Стремянный - конюх Гувернёр – воспитатель, надзиратель за детьми Стряпчий – чиновник, правовед, наблюдающий за правильным ходом дела Купчая – законное свидетельство на купленное именье, утвержденное в суде Исправник - начальник уездной полиции Плетью обуха не перешибёшь (пословица) – невозможно, бесполезно противостоять силе, власти. Гол как сокол – страшно беден, ничего не имеет

Слайд 11

Сочиняем… Домашнее задание Как вы думаете, какое будущее ждет Машу и Владимира? Напишите продолжение романа «Дубровский» (7-10 предложений).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Сентиментализм ( франц.sentimentalisme , англ . sentimental – чувство) —литературное направление, существовавшее в Европе с 20-е по 80-е годы XVIII века, в России - в конце XVIII - начале XIX века.

Слайд 3

Доминанта «человеческой природы» - чувство, а не разум (не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств). Герой более индивидуализирован, он способен сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. Богатый духовный мир простолюдина – одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.

Слайд 4

Сентиментализм в живописи В.Л.Боровиковский «Портрет Е.Н.Арсеньевой»

Слайд 5

В.Л.Боровиковский «Екатерина II в Царскосельском парке»

Слайд 6

В.Л.Боровиковский «Портрет сестёр Гагариных»

Слайд 7

Н.И.Аргунов «Портрет Шереметьевой»

Слайд 8

Ф.С.Рокотов «Портрет А.П.Струйской »

Слайд 9

Николай Заболоцкий Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Её глаза – как два тумана, Полуулыбка, полуплач . Её глаза – как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг , полуиспуг , Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук…

Слайд 10

В.Л.Боровиковский «Портрет М.В.Лопухиной»

Слайд 11

Яков Полонский Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье - тень любви, и мысли - тень печали, Но красоту её Боровиковский спас. Так часть души её от нас не улетела, И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать …

Слайд 12

Родина сентиментализма - Англия. В конце 20-х годов XVIII века Джеймс Томсон поэмами под названием «Времена года » содействовал развитию в английской читающей публике любви к природе, рисуя простые, непритязательные сельские ландшафты, следя шаг за шагом за различными моментами жизни и работ земледельца и стремясь поставить мирную, идиллическую деревенскую обстановку выше суетной и испорченной городской.

Слайд 13

В 40-х годах того же столетия Томас Грей, автор элегии «Сельское кладбище» (одно из известнейших произведений кладбищенской поэзии ), старался заинтересовать читателей деревенскою жизнью и природою, пробудить в них сочувствие к простым, незаметным людям с их нуждами, горестями и верованиями, придавая своему творчеству задумчиво-меланхолический характер.

Слайд 14

Лоренс Стерн, автор «Сентиментального путешествия» (по имени этого произведения направление было названо «сентиментальным») соединял чувствительность с любовью к природе и своеобразным юмором. «Сентиментальное путешествие» сам Стерн называл «мирным странствием сердца в поисках за природою и за всеми душевными влечениями, способными внушить нам больше любви к ближним и ко всему миру, чем мы обыкновенно чувствуем».

Слайд 15

Жан Жак Руссо

Слайд 17

Главные черты Раскрытие человеческой психологии. Чувство провозглашается высшей ценностью. Интерес к простому человеку, к миру его чувств, к природе, к быту. Идеализация действительности, субъективное изображение мира. Идеи нравственного равенства людей, органической связи с природой. Произведение часто написано от первого лица (рассказчик – автор), что придает ему лиризм и поэтичность.

Слайд 18

Сравнительная характеристика классицизма и сентиментализма Линия сравнения Классицизм Сентиментализм Идеи Воспитание в духе верности государству, культ разума Стремление представить личность в движении души Тематика Гражданская, общественная Любовная Герои и характеры Деление на положительных и отрицательных героев Нет прямолинейности в оценке, внимание к простым людям Роль пейзажа Вспомогательная, условная Средство психологической характеристики

Слайд 19

Литературные формы Эпос Сентиментальная повесть Послание Путевые заметки Лирика Элегия Народные песни Драма Мещанская драма


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Понятие о сложноподчинённом предложении

Слайд 2

Словарная работа Результат – конечный итог Эффект - производимое впечатление Оптимист – человек, верящий в успех Пессимист – человек, не верящий в успех Презентация – публичное представление чего-либо

Слайд 3

Повторение изученного Какие предложения называем сложными? Сложные предложения Союзные Бессоюзные Сложносочиненные Сложноподчиненные На какие группы делятся ССП по значению союзов?

Слайд 4

Тема урока Понятие о сложноподчинённом предложении

Слайд 5

Понятие сложноподчинённого предложения Сложноподчинённое предложение состоит из частей, представляющих собой смысловое и грамматическое единство. Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого соединены при помощи подчинительных союзов или союзных слов. Сложноподчинённое предложение имеет две части, одна из которых является главной , а другая — подчинённой, придаточной .

Слайд 6

От главной части к придаточной можно поставить вопрос. Запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга обрели [ о том ] , (как ). о чём? о чём? х х

Слайд 7

Придаточная часть может находиться : 1) в начале предложения: Если бы язык не был поэтичен, не было бы искусства слова—поэзии. ( Если ), [ ] . при каком условии? х х

Слайд 8

2) в середине предложения: Ветви деревьев казались мохнатыми и, когда набегал ветерок, слегка шумели первым зеленым шумом. [ ,(когда ), ] . х х при каком условии?

Слайд 9

3) после главной части: Вспомни песни, что пел соловей [ ] , ( что ). х х какие?

Слайд 10

Подчинительные союзы если, чтобы, словно, потому что и др. находятся в придаточной части, но не являются ее членами. Они используются только для связи придаточной части с главной. Союзные слова который, чей, кто, что, где, куда и др. не только связывают придаточную часть с главной, но и являются членами придаточного предложения. Возьмите на заметку! Возьмите на заметку! 1 2

Слайд 11

Возьмите на заметку! Для того чтобы различить союз или союзное слово , необходимо запомнить: союз обычно можно опустить или заменить другим союзом-синонимом, союзное слово можно заменить только союзным словом или словом самостоятельной части речи. 1

Слайд 12

К союзному слову можно поставить вопрос и определить, каким членом предложения оно является. Горько думать, что пройдёт жизнь без горя и без счастья, в суете дневных забот. Вспомни песни, что пел соловей. что? союзное слово _ _ _ союз

Слайд 13

Возьмите на заметку! Существуют разные способы схематического изображения модели сложноподчиненного предложения: вертикальные и горизонтальные схемы. Вечер оказался таким, каким его обещало утро. (М. Горький.) [ таким ] , (каким ). таким каким 2

Слайд 14

Вертикальные схемы наглядно показывают подчинительный характер связи придаточной части от главной. Горизонтальные схемы помогают лучше разобраться в пунктуационном оформлении сложноподчиненного предложения. В таких схемах главная часть обозначается в квадратных скобках [ ] , а придаточная — в круглых ( ).

Слайд 15

Установите соответствия Земля обласканная солнцем кружила голову крепким запахом прелых листьев и хвои. Лес стоял мрачный и молчаливый потому что главные певцы улетели. Мне было как-то неуютно в этой комнате. Сложное предложение Простое предложение Простое осложненное предложение

Слайд 16

Минутка подготовки к ОГЭ 1. Самостоятельная работа Взаимопроверка

Слайд 17

Язык - это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. А. И. Куприн А. И. Куприн писал, что язык – это история народа, путь цивилизации и культуры, поэтому изучение и сбережение русского языка - насущная необходимость. 2. Сжатие текста



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

их истоки и современное развитие Народные промыслы

Слайд 2

Сказочная гжель


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Васильева Татьяна Валентиновна 2020/2021 учебный год

Слайд 2

Вычитание натуральных чисел.

Слайд 3

Работа с учебником отвечаем устно С. 56, вопросы № 1-7

Слайд 4

Вместо звёздочек поставь цифры, чтобы получилось верное равенство *56 - _______ 8*2 43* 6 9 4 *3*46 *7*8 - _______ 1651* 8 2 2 6 2

Слайд 5

Физминутка

Слайд 7

Классная работа 11.10 .

Слайд 8

С. 59-61, Письменно: №221 №225, №226 Работа по учебнику:

Слайд 10

Домашнее задание Пройти онлайн тест по ссылке 10.11.2020 https://onlinetestpad.com/ru/testview/8962-slozhenie-i-vychitanie-naturalnykh-chisel Инструкция прохождения теста: Данный тест предназначен для проверки и закрепления полученных знаний по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» Инструкция к тесту Перед прохождением теста, пожалуйста, полностью ознакомьтесь с инструкциями. 1. Для начала прохождения теста нажмите кнопку далее. 2. Выберите ответ, который Вы считаете верным, и нажните на него, в окошке слева появиться галочка. Если количество ответов 1, то окна слева будут круглыми, если 2 или более ответов, то квадратные. 3. После того как Вы ответили, нажмите далее, в такой последовательности ответьте на все вопросы теста. 4. По завершению теста Вы сразу же увидите результат . Его необходимо сфотографировать и отправить в личку на вайбер Васильевой Т.В. 10.11.2020 до 15:00

Слайд 11

РЕБЯТА! Убедительная к Вам просьба: В тетрадях каждый день писать дату и вид работы. Выполнять задания, аккуратно, правильно. В л юбое время могу попросить что-либо мне сфотографировать и отправить. Скидывать скрины , только тогда, когда я об этом прошу. Спасибо за понимание! С уважением Татьяна Валентиновна matreshka70@mail.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В.А. Жуковский Волшебная сказка «Спящая царевна»

Слайд 2

Лето 1831 г. Жуковский и Пушкин в Царском Селе. Шутливое соревнование между друзьями-поэтами. Жуковский пишет «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». Пушкин – «Сказку о царе Салтане», «Сказку о царе Берендее» Пушкинская «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» была создана в 1833 г. «Спящая царевна» написана 26 августа —12 сентября 1831 г. Состязание Жуковского и Пушкина

Слайд 3

Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов. Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно. Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава. Дотоле — до сих пор, до этого времени. Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь. Хорунжий — в царской армии казачий офицерский чин. Словарная работа

Слайд 4

Словарная работа Свита — сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного лица. Сном пресекся разговор — разговор прервался из-за наступившего внезапно сна. Терновник — колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли. Ланиты — щеки.

Слайд 5

Почему на пир не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Как вы представляете себе ведьму?

Слайд 6

Почему можно сказать, что двенадцатая чародейка спасла царевну от смерти? Как царь Матвей пытается отвести беду от любимой дочери? Кем на самом деле была старушонка-пряха?

Слайд 7

Как выглядит царство, объятое сном? Кто пробудил царевну от волшебного сна?

Слайд 9

Что в сказке Жуковского напоминает русские народные сказки?

Слайд 10

Русскую народную волшебную сказку напоминает сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был...», концовка: «Свадьба, пир, и я там был...» В сказке Жуковского есть чародейки, старуха-колдунья, предсказание и колдовство, помощник, который рассказывает царскому сыну о спящей царевне.

Слайд 11

Что отличает «Спящую царевну» от русских народных сказок? Отличает эту сказку от народной ее форма: она написана стихами, и известен ее автор.

Слайд 12

Домашнее задание Подготовиться к тесту по сказке «Спящая царевна» и литературной сказке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Васильева Т.В. 2020/2021 учебный год

Слайд 2

Вычитание натуральных чисел.

Слайд 3

С вычитанием ты тоже хорошо знаком. Думаю, ты не забыл еще, что вычитание – это действие обратное сложению. 26 - 15 = ... ??? Уменьшаемое Вычитаемое Разность 11

Слайд 4

Найдите разность: 19 - 4 = ... 22 - 3 = ... 42 - 30 = ... 98 - 27 = ... 71 12 19 15 Что показывает разность двух чисел? Что можно сказать, сравнивая уменьшаемое и вычитаемое?

Слайд 5

Вычитание чисел можно изобразить на координатном луче. 0 1 2 3 4 5 6 7 х -3 7 - 3 = 4 0 1 2 3 4 5 6 7 х -4 6 - 4 = 2

Слайд 6

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 х -(3 + 1) -1 -3 7 - (3 + 1) = 7 - 4 = 3 (7 - 1) - 3 = 6 - 3 = 3 Для того чтобы вычесть сумму из числа, можно сначала вычесть из этого числа первое слагаемое, а потом, из полученной разности – второе слагаемое.

Слайд 7

Чтобы из суммы вычесть число, можно вычесть его из одного слагаемого, а к полученной разности прибавить другое слагаемое. (6 + 3) -2 = (6 - 2) + 3 = 7

Слайд 8

1 - 0 = ... 24 - 0 = ... 12 - 0 = ... 71 - 0 = ... 71 12 24 1 Найди разность чисел: Какой вывод можно сделать ?

Слайд 9

Если из числа вычесть нуль , оно не изменится 0 1 2 3 4 5 6 х 5 - 0 = 5 -0

Слайд 10

1 - 1 = ... 24 - 24 = ... 12 - 12 = ... 71 - 71 = ... Найди разность чисел: Какой вывод можно сделать ? 0

Слайд 11

Если из числа вычесть это число, получится нуль . 0 1 2 3 4 5 6 х 5 - 5 = 0 -5

Слайд 12

Реши удобным способом: 96 -(36 +46)= 88 -(18+33)= 115-(75+18)= (417+33)-57= (629+84)-74 = (96+336)-86= 14 37 22 393 639 346

Слайд 13

Задача. Точка С лежит на отрезке АВ. Найдите длину отрезка АС, если АВ = 38 см, а СВ = 29 см. А В С 38см 29см ? Проверка Решение: 38 - 29 = 9

Слайд 14

Физминутка

Слайд 16

Классная работа 12/ XI-20

Слайд 17

c . 57 № 198 (столбиком) 2 строчку; № 204 (краткую запись обязательно+решение+ответ); № 231 (1,3,5,7) Работа по учебнику:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«И крестьянки любить умеют!» ( по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»)

Слайд 2

Н.М.Карамзин Военная служба Смерть отца Отставка Симбирск Увлечение масонством Занятие литературой Изучение истории Симбирская губерния Родовитая, но небогатая дворянская семья Светское образование Знание иностранных языков Путешествие по Европе

Слайд 3

История создания повести Повесть «Бедная Лиза» написана в 1792 году. В 1796 году повесть вышла отдельной книгой. Повесть «Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини.

Слайд 4

Пейзаж у Карамзина не только фон действия, но и средство психологической характеристики героя, «зеркало души». Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства. Роль пейзажа в повести

Слайд 5

Рассказчик является полноценным героем повести. Посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом. Рассказчик задаёт эмоциональный тон повести своим переживанием за судьбы героев, его эмоции передаются читателю. Образ повествователя в повести

Слайд 6

бедная Социальное положение небогатая, живущая в бедности Отношение автора несчастная, горемычная, её жалко Социальный статус героини

Слайд 7

Лиза Эраст Имя Елизавета означает «почитающая Бога» Прекрасная душой и телом, редкой красоты, трудилась день и ночь, любезная…крестьянка. Имя Эраст означает «возлюбленный» Довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем… но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии… Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры. Сопоставление героев

Слайд 8

Художник Кипренский «Бедная Лиза» В день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышами в руках; при первом появлении Эраста под окнами Лизиной хижины она поит его молоком, наливая его из «чистой кринки, покрытой чистым деревянным кружком» в стакан, вытертый белым полотенцем; в утро приезда Эраста на первое свидание Лиза, «…смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе». Мотив белизны, чистоты и свежести

Слайд 9

Первая встреча «…. Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», - отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек».- «Это слишком дешево…….»

Слайд 10

При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек ; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены »; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег »; в армии он «вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение», из-за чего вынужден жениться на «пожилой богатой вдове». Мотив денег

Слайд 11

Герои повести Эраст Лиза автор мать Лизы богатая вдова подружка Анюта

Слайд 12

Лиза трудолюбивая кормилица Божеская милость отрада старости милая любезная нежная

Слайд 13

Лиза любила матушку трудолюбивая самоотверженная робкая чистая услужливая радостная душа прелестная

Слайд 14

«Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил её — она упала — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся — далее — далее — и, наконец, скрылся, — воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти». Сцена расставания героев

Слайд 15

Причины самоубийства Лизы Потеря смысла жизни Измена Эраста Легкомыслие Эраста Любовь к Эрасту Обманутое доверие

Слайд 16

Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью? Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют» ? Почему повесть Карамзина так полюбилась читателю? Как проявляются в повести черты сентиментализма? Какие ее эпизоды показались вам особенно трогательными? В чем смысл заглавия? Какие, на ваш взгляд, чувства воспитывает в читателях повесть Карамзина? Могут ли извлечь из нее современные молодые люди нравственные уроки? Если да, то какие? Итоги

Слайд 17

Домашнее задание Подготовиться к тесту по повести «Бедная Лиза»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ и КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ Почему так говорят?

Слайд 2

Фразеологизм – это устойчивое словосочетание, употребляется как некоторое целое , не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки своих частей. Крылатые слова — устойчивые выражения образного или афористического характера, вошедшие в лексику из исторических либо литературных источников и получившие широкое распространение благодаря своей выразительности.

Слайд 3

ПРИМЕРЫ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

Слайд 4

СЕСТЬ В КАЛОШУ Оказаться в нелепом и смешном положении. Потерпеть неудачу.

Слайд 5

ДЕЛО В ШЛЯПЕ 1. Оборот восходит к старинному обычаю решать всякие спорные дела жеребьёвкой: в шляпу бросали монеты, кусочки свинца или другие мелкие предметы, из которых один был с меткой. Кому посчастливится, у того "дело в шляпе", т.е. никто уже не может у него отнять полученного волею судьбы. 2. Фразеологизм связан со старинным способом доставки почты, когда сообщение доставлялось специальными курьерами - гонцами. Очень важные бумаги, "дела", как их тогда называли, зашивались под подкладку шапки или шляпы, чтобы не привлекать внимания грабителей .

Слайд 6

ВОДИТЬ ЗА НОС В не столь давние времена по деревням ходили цыгане с медведями и устраивали различные представления. Медведей они водили на поводке, привязанном к кольцу, продетому в нос. Такое кольцо позволяло держать медведей в повиновении и выполнять нужные трюки. Во время представлений цыгане показывали различные фокусы, ловко обманывая зрителей. Со временем выражение стало применяться в более широком смысле - "вводить в заблуждение кого-либо "

Слайд 7

ВИЛАМИ ПО ВОДЕ ПИСАНО Выражение «Вилами по воде писано» происходит из славянской мифологии. Сегодня оно означает маловероятное , сомнительное и вряд ли возможное событие. В славянской мифологии вилами назывались мифические существа, живущие в водоёмах. По преданию они могли предсказывать судьбу, записывая её на воде. До сих пор «вилы» в некоторых русских диалектах означают «круги». Во время гадания по воде в реку бросали камешки и по форме образующихся на поверхности кругов, их пересечениям и размерам предсказывали будущее. А так как предсказания эти не точны и редко сбываются, то «вилами по воде писано» стали говорить о маловерояном событии .

Слайд 8

ЗАРЫВАТЬ ТАЛАНТ В ЗЕМЛЮ Слово «талант» первоначально означало вес металла, затем название денежной единицы. Выражение возникло из евангельской притчи о том, как один человек перед отъездом в чужую страну поручил рабам охранять имение, при этом дал каждому деньги по его силе: одному рабу пять талантов, второму — два, а третьему — один. Первые два раба отдали деньги ростовщику под проценты, а третий зарыл свой талант в землю. Когда хозяин вернулся и потребовал у них отчета, то рабы, отдавшие деньги ростовщику, вернули ему в два раза больше, и хозяин похвалил их. Третий принес один талант и сознался, что никакой прибыли у него нет. Хозяин понял, что перед ним ленивый человек, и выгнал его. Позже слово «талант» стало синонимом выдающихся способностей человека в какой-либо области, а выражение «зарыть талант в землю» употребляется в значении «не использовать имеющиеся способности».

Слайд 9

Какие фразеологизмы и крылатые выражения из произведений русских писателей в ы знаете?

Слайд 10

Остаться у разбитого корыта Остаться ни с чем, потерпеть крах всех своих надежд. Первоисточник: «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина А В аська слушает, да ест! Фраза употребляется к человеку, который совершенно равнодушен к высказанным ему упрекам о ситуации, когда один говорит, убеждает, а другой не слушает, не считается с говорящим и продолжает делать свое (обычно предосудительное) дело . Первоисточник: басня «Кот и повар» И.А. Крылова. "Кот Васька плут! Кот Васька вор! И Ваську-де, не только что в поварню, Пускать не надо и на двор, Как волка жадного в овчарню: Он порча, он чума, он язва здешних мест!" (А Васька слушает, да ест .)

Слайд 11

Медвежья услуга Услуга , приносящая вместо помощи вред, неприятность. Первоисточник: басня «Пустынник и медведь» (1818) И. А. Крылова. В басне говорится о том, как Медведь, желая услужить своему другу Пустыннику (отшельнику) и прихлопнуть муху, севшую тому на лоб, убил вместе с ней и самого Пустынника . В крыловском произведении выражения «медвежья услуга» нет: оно сложилось позднее, как читательский комментарий к сюжету и морали этой басни и в таком виде вошло в фольклор. Попасть с корабля на бал О человеке, попадающем после долгого отсутствия, путешествия на какое-л. празднество. О чьем-либо резком, стремительном переходе из одной обстановки в другую, от одних занятий к другим, о быстрой смене ситуаций. Первоисточник - роман "Евгений Онегин" А. С. Пушкина (1823-1831): «И путешествия ему, Как всё на свете, надоели, Он возвратился и попал, Как Чацкий, с корабля на бал.»

Слайд 12

Закончите предложения фразеологизмами Он выделялся в толпе, был каким-то другим, слыл… (белой вороной) Это произведение я знаю, как …. (свои пять пальцев) Я так ждала этого письма! Получив его, я была на … (седьмом небе от счастья) Что-то я ужасно проголодался, надо бы … (заморить червячка) Темные тучи сгущались, раздался гром, начался сильный ливень, мы попали под дождь и … (промокли до нитки) Целый день на ногах, некогда и присесть, кручусь, как … (белка в колесе)

Слайд 13

Продолжите ряд фразеологизмов : На краю света, у черта на куличиках, куда Макар телят не гонял … (за тридевять земель) Кот наплакал, с гулькин нос, на один зуб … (с маковую росинку) Семь пядей во лбу, светлая голова, мудрость змия … (ума палата) В голове ветер, с ног на голову, без царя в голове, садовая голова … (каша в голове) Со всех ног, на всех парусах, сломя голову, во всю прыть … (только пятки сверкают) Бить баклуши, работать спустя рукава, собак гонять, валить через пень-колоду … (плевать в потолок)

Слайд 14

Замените фразеологизм одним словом: 1) Рог изобилия … (богатство) 2) Обвести вокруг пальца (обмануть) 3) Вешать нос ( унывать) 4) Намотать себе на ус (запомнить) 5) Пальцем в небо (наугад) 6) Во всю глотку (громко) 7) Как по маслу (легко, складно) 8) Перегнуть палку (перестараться) 9) Сесть в калошу (опозориться) 10) Тянуть кота за хвост (медлить)



Предварительный просмотр:

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

«СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ»    

I вариант                                                                                                    

                                                                                                                                                                                                                                                                                   

  1. Запишите прилагательные в составе словосочетаний               прил. + сущ.

Суффиксы прилагательных выделите.

Электронный_______________________________,

клеёнчатый________________________________,

религиозный_______________________________.

  1. Проведите морфемный разбор следующих прилагательных:

Стремительный,       пародийный,         бессмысленный.

  1. Запишите прилагательные в составе словообразовательных пар и укажите способ и средство их образования.

______________                                             бессмысленный,

____________________                                атмосферный,

___________________                                  питательный.

  1. Запишите прилагательное в составе словообразовательной цепочки, показывая  последовательность его образования.  

________________                     ______________________                  спасительный.

  1. Объясните значение прилагательного путём подбора синонимов или путём толкования.

Исполинский - ________________________________________________________.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

«СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ»

II вариант                                                                                                    

                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                                                                                   

  1. Запишите прилагательные в составе словосочетаний               прил. + сущ.

Суффиксы прилагательных выделите.

Магнитофонный_____________________________,

интеллигентный_____________________________,

ветеринарный_______________________________.

  1. Проведите морфемный разбор следующих прилагательных:

Бессмысленный,            сельскохозяйственный,            режиссёрский.

  1. Запишите прилагательные в составе словообразовательных пар и укажите способ и средство их образования.

___________________                                  питательный,

____________________                                коллекционный,

____________________                                грамматический.

  1. Запишите прилагательное в составе словообразовательной цепочки, показывая  последовательность его образования.  

________________                     ______________________                 антисанитарный.

  1. Объясните значение прилагательного путём подбора синонимов или путём толкования.

Монотонный - _________________________________________________________.                                        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.С.Пушкин «Повести Белкина»

Слайд 2

1.История создания «Повести Белкина — первое законченное прозаическое произведение Пушкина. Созданы в знаменитую Болдинскую осень 1830 г. Пушкин взял на себя роль издателя, авторство же приписал провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину. Почему Пушкин, уже прославленный литератор, вздумал мистифицировать, вымышляя какого-то несуществовавшего Белкина? Какую функцию выполняет И. П. Белкин как автор?

Слайд 3

За короткий промежуток времени с 9 сентября по 20 октября были закончены все пять повестей цикла.

Слайд 4

Жизненный материал, легший в основу повестей,— истории, случаи, происшествия провинциального быта. Присутствуют персонажи из разных социальных слоев. В судьбе «рассказчиков» не было ничего примечательного. Пушкин подчеркнул как бы «профессиональную» причастность всех этих людей к известным им историям.

Слайд 5

У них разные профессии, но относятся они к одной провинциальной среде деревенской или городской. Общность интересов и духовного развития позволяет Пушкину объединить повести одним рассказчиком — Иваном Петровичем Белкиным, который им духовно близок, собственно от них неотличим. Пушкину было очень важно, чтобы осмысление историй шло не от автора, а с точки зрения обыкновенного человека.

Слайд 6

Доверяя роль основного рассказчика Белкину, Пушкин не устраняется из повествования . «Повести Белкина» выросли на скрещении двух писательских взглядов (Белкина и Пушкина).

Слайд 7

2.Содержание предисловия повести. Цикл предваряет предисловие «От издателя». Кто берет на себя роль издателя? Кому Пушкин приписывает авторство «Повестей»? Что мы о нем узнаем?

Слайд 8

Для чего Пушкину понадобилась мистификация с авторством Белкина? Белкин оказывается идеальным повествователем, который не сочиняет свои истории, а лишь излагает то, что услышал от других лиц.

Слайд 10

3.Тематика «Повестей Белкина» «Повести Белкина» отличаются тематическим разнообразием: Отображение военно-офицерских нравов («Выстрел»), быт мелких чиновников и аристократов («Станционный смотритель»), поместно-усадебный уклад («Метель», «Барышня-крестьянка»), жизнь ремесленников и мещан (« Гробовщик») 10-20-х гг 19 века.

Слайд 11

Главная тема «Повестей Белкина» — стихия жизни, «жизни мышья беготня», невозможно разобраться, найти логику, сюжет, смысл жизни. «Повести Белкина» — не просто веселое пушкинское произведение с забавными сюжетами.

Слайд 12

основная проблематика - маленький, бедный человек, его положение в обществе, социальные противоречия и нравственное достоинство, человеческое счастье. 4.Проблематика «Повестей Белкина»

Слайд 13

Автор А.С.Пушкин Вымышленный рассказчик- Иван Петрович Белкин «ПОВЕСТИ БЕЛКИНА» «Гробовщик» « Станционный смотритель» «Выстрел» «Метель» «Барышня-крестьянка» Вывод

Слайд 14

Домашнее задание: Прочитать повесть «Барышня крестьянка» в любых источниках



Предварительный просмотр:

СПП с  разными видами придаточных (самостоятельная работа) 9 класс

Задания

1) Задание: записать, расставляя знаки препинания. Определить вид придаточного.

1. Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился.

2. Где гнутся над омутом лозы, где летнее солнце печет, летают и пляшут стрекозы, веселый ведут хоровод.

3. Там, где уходят горы вдаль, свободнее вздыхают степи.

4. Мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем.

5. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

6. Мишутка не ходит в школу, оттого что он босой.

7. Для того чтобы перейти реку, надо было крепко держаться на ногах.

8. Чтоб эту истину понять еще ясней, прослушай басенки моей.

9. Листья на деревьях не желтели и не облетали, сколько ни свистел ветер по ночам.

10. Зной все увеличивался, так что становилось тяжело дышать.

2) Задание: записать текст, расставив знаки препинания, указав вид придаточного. 

Весна.

Когда пр…шла весна наступили теплые дни. Там где раньше л…жал снег весело бегут ручьи. Куда н… взглян…шь всюду расцветают подснежники. Если посмотр…шь на весеннее небо увид…шь стаи птиц летящих с юга. Когда просыпает(?)ся природа от зимнего сна лес наполняет(?)ся весенней суетой. Люди приходят туда чтобы насладит(?)ся красотой родной природы.

3) Задание: см. на схемы и определяем вид придаточного обстоятельственного .

1) [ ], (когда…). –

2)[ ], (где…). -

3)[ ], когда( ). -

4)[ ], если( ). -

5)[ ], потому что( ). -

6)[ ], чтобы( ). -

7)[ ], словно( ). -

8)[ ], хотя( ). -

9)[ ], так что( ). -

4) Задание:  обозначить грамматическая основу главного предл., гр. основу придаточного, к какому слову в главном относится придаточное, на какой вопрос отвечает придаточное, вид придаточного.

1.Мне показалось, что сейчас сгорит все живое.

2.Попадались полянки, которые заросли высокими желтыми цветами.

3.Оставшись один, он (Плюшкин) даже подумал о том, как бы ему возблагодарить гостя за такое беспримерное великодушие.

4.И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал.

5.Я догадывался, что брат привез мне.

6.Лес, который стряхнул с себя остатки ночного мрака, вставал во всем своем зеленом величии.

7.Макар и не заметил, что на равнине как будто стало светать.

8.Не помню, сколько длился этот тягостный разговор.



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа по разделам «Фонетика», «Орфоэпия»

1 вариант.

1. Расставьте ударения в словах:

Жалюзи, камбала, щавель, звонит, августовский, принудить, договор, квартал, баловать, творог, каталог, диспансер, красивее, банты.

2. Укажите количество звуков и букв в следующих словах:

Лестный (___б, ___зв.), маячить (___б, ___зв.), вскользь (___б, ___зв.), разъяренный (___б, ___зв.).

3.Запишите слова в фонетической транскрипции:

Разбежаться, конечно, съесть.

4. Выполните фонетический разбор слов:

Кусаться

Ястреб

5.Дайте определение понятию: 

Орфоэпия – это…

6.Перечислите основные фонетические единицы, из них 2 определения раскройте (на выбор)

Самостоятельная работа по разделам «Фонетика», «Орфоэпия»

2 вариант.

1. Расставьте ударения в словах:

Позвонит, жалюзи, столяр, ходатайство, одновременно, черпать, средствами, петля, кухонный, диспансер, апостроф, джинсовый, завидно, торты.

2. Укажите количество звуков и букв в следующих словах:

Звёздный (___б, ___зв.), июньский (___б, ___зв.), поющие (___б, ___зв.), бьющаяся (___б, ___зв.)

  1. Запишите слова в фонетической транскрипции:

Местность, всмотреться, льёт.

4. Выполните фонетический разбор слов:

Пинаться

Язва

5.Дайте определение понятию: 

Орфоэпия – это…

6.Перечислите основные фонетические единицы, из них 2 определения раскройте (на выбор)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

Слайд 2

Повторим! На какие группы делятся сложные предложения? Назовите виды союзных предложений. Чем они различаются? Какие предложения называются сложносочинёнными, какие – сложноподчинёнными? В чём их различие? Назовите средства связи в сложносочинённом предложении? Как называются части сложноподчиненного предложения? Каковы средства связи в нем? В чём отличие союза от союзных слов?

Слайд 3

Отличие союзов от союзных слов Союз – служебная часть речи, не являющаяся членом предложения; на него не падает логическое ударение, его можно заменить другим союзом или опустить . Союзное слово (с. с.) – это синтаксическая роль местоимений или местоимённых наречий , а не часть речи. Союзное слово не только объединяет главную и придаточную части, но и является членом придаточной части . Его можно заменить другими подходящими по смыслу словами знаменательных частей речи, на него может падать логическое ударение . В дневник.ру прикреплена памятка!!!!!

Слайд 4

Семнадцатое ноября Классная работа

Слайд 5

«У одного господина Грибоедова мы находим непринуждённый легкий язык каким говорят у нас в обществах…» В.Ф.Одоевский В ыделить грамматические основы, определить предикативные части, задать вопрос от главного предложения к придаточному.

Слайд 6

Проверим! У одного господина Грибоедова мы находим непринуждённый, легкий язык , каким говорят у нас в обществах . 1 2 х Какой?

Слайд 7

1. Софья не может полюбить Чацкого который всем складом своего ума и своей души противостоит этому миру . 2. Вам людям молодым другого нету дела Как замечать девичьи красоты… 3. Дождусь её и вынужу признанье кто наконец ей мил? 4. «Чацкие живут… в каждом доме где два века сходятся лицом к лицу в тесноте семейств … и становятся там лишними.» Определите вид придаточного и средства связи и составьте схемы

Слайд 8

1 . Софья не может полюбить Чацкого, который всем складом своего ума и своей души противостоит этому миру . 2. Вам, людям молодым, другого нету дела , Как замечать девичьи красоты… Какое? 3. Дождусь её и вынужу признанье, кто наконец ей мил? Каком? 4. Чацкие живут… в каждом доме, где два века сходятся лицом к лицу в тесноте семейств, и становятся там лишними… х Какого? х

Слайд 9

- Почему эти придаточные определительные? - С помощью чего связывается придаточное предложение с главным? - - Определите место придаточного в сложноподчинённом предложении с придаточным определительным. Промежуточный вывод

Слайд 10

Готовимся к ОГЭ Р… внодушие это ягодки которые вызревают на цветах эгоизма. У р… внодушного человека нет близкого родного дорогого существа которому бы он отд..вал свое сердце. Человек для эгоиста это не бе ..граничный мир мыслей переживаний стремлений а источник насл … ждений или же совершенно нейтральное существо которое не может принести ему н..какой пользы. ( В.Сухомлинский ).

Слайд 11

― Прочитайте текст. Назовите тему и основную мысль текста. ― Что такое эгоизм? ― Почему эгоизм порождает равнодушие? ― Чем страшно равнодушие?

Слайд 12

Домашнее задание Учить таблицу «Виды СПП», памятку «Отличие союзов от союзных слов перенести в ТС, раздел Синтаксис. СПП».



Предварительный просмотр:

Н.М. Карамзин "Бедная Лиза"

1. Художественное своеобразие сентиментализма, основоположником которого в России был Карамзин, состоит:

а) в изображении внутреннего мира и чувств человека;

б) в изучении личностных качеств человека;

в) в воспитании внешней красоты человека.

2. Жанр «Бедной Лизы»:

а) очерк;

б) повесть;

в) рассказ.

3. Отец Лизы —

а) дворянин;

б) поселянин, то есть крестьянин;

в) военный.

4. «До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной…» - пишет Карамзин о Лизе:

а) как о человеке чистом душой;

б) с иронией;

в) как о легкомысленной девушке.

5. Лиза продавала:

а) фиалки;

б) ромашки;

в) ландыши.

6. Лизе было:

а) 25 лет;

б) 15 лет;

в) 17 лет.

7. Эраст:

а) умный

б) добрый от природы

в) ветреный и слабый.

8. Эраста привлекла в Лизе:

а) бедность;

б) естественная красота;

в) чистота и аккуратность.

9. Эраст:

а) сразу предложил Лизе выйти за него замуж;

б) сказал, что по смерти матери возьмет ее к себе и будет жить с ней неразлучно в деревне, в дремучих лесах;

в) ничего не говорил о будущем.

10. слова признания в любви к Лизе прозвучали из уст Эраста как:

А) гром небесный;

Б) восхитительная музыка;

В) шелест листьев.

11. Эраст женился на богатой вдове, потому что:

а) благосостояние для него было важнее любви;

б) не мог продолжать отношения с крестьянкой;

в) в армии проиграл свое имение и остался без средств.

12. «Когда там, в новой жизни, увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза» — это:

а) слова Эраста;                 б) повествователя;                      в) матери.

13. Картины природы в произведении:

А) являются фоном повествования;

Б) показывают смену времен года;

В) передают настроение Лизы.

14. Фраза из «Бедной Лизы», ставшая крылатой:

А) «Однако ж, Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром»;

Б) «И крестьянки любить умеют»;

В) «Смерть за отечество не страшна…».

15. Главная тема произведения:

А) тема любви;

Б) тема природы;

В) тема предательства.

16. Эпитет «бедная» в названии произведения означает:

а) нищая;

б) обездоленная;

в) несчастная.

17. Новаторство Карамзина проявилось:

А) в обличении социального неравенства героев;

Б) в осуждении паразитического образа жизни Эраста;

В) в детальном изображении внутреннего мира героини.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.С. Пушкин. Цикл повестей Белкина. «Барышня- крестьянка».

Слайд 2

1831г.- «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.» В каких взаимоотношениях находятся Белкин и Пушкин? Почему, изучая творчество Пушкина, мы вдруг сталкиваемся с неизвестным Белкиным?

Слайд 3

Приём создания мнимого автора. Иван Петрович Белкин- «мнимый автор», под чьим именем Пушкин выпускает собрание повестей. «Кто бы он ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко, ясно.» Пушкин скрывается за двойной цепочкой рассказчиков.

Слайд 4

За 2 месяца- 5 повестей «Гробовщик» «Станционный смотритель» «Барышня- крестьянка» «Выстрел» «Метель»

Слайд 5

«Барышня –крестьянка»- маленькая изящная комедия с переодеваниями. Анекдот - занимательная история. Комедия – драматическое произведение, в основе которого лежит юмор, смешное .

Слайд 6

Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский Чем похожи соседи – помещики, чем отличаются? Почему помещики не дружили? Перечитайте 1-ю страницу повести и последнюю. О ком из героев Пушкин пишет с бОльшим почтением?

Слайд 7

Алексей Берестов Чем примечателен сын Берестова Алексей? Почему он оставлял неизгладимый след в душах барышень?

Слайд 8

Лиза Почему отец называл Лизу Бетси? Какая она была по характеру? Кто был лучшим другом Лизы, «лицом гораздо более значительным, нежели любая наперсница во французской трагедии»?

Слайд 9

Лиза и Настя Как автор передаёт состояние барышни и её служанки во время разговора? Почему Лиза, слушая рассказ Насти, постоянно её перебивает и почему Насте хочется подробно рассказать о деталях, которые Лизе не интересны? О каких чертах характера Лизы говорит её согласие на игру в переодевания?

Слайд 10

Переодевание С каким чувством Пушкин описывает переодевание Лизы в крестьянское платье и попытку перенять манеру поведения крестьянских девушек? Какие детали предусмотрели девушки, чтобы барин не узнал барышню? Чем речь Лизы отличается от речи Алексея? Как необычное предложение чуть не раскрыло Лизу? Что восхитило Алексея в Акулине?

Слайд 11

Упражнение Кто это? Лиза Акулина Настя Строгая, рассудительная, боязливая. Выдумщица, болтливая, наблюдательная. Хитрая, проказница, образованная, любопытная.

Слайд 12

Домашнее задание: Найти и записать в тетрадь определение термина ПОВЕСТЬ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Черты сентиментализма в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»

Слайд 2

«Бедная Лиза» - образцовое произведение, посвященное не внешним событиям, а «чувствительной» душе. Е. Осетров «И крестьянки любить умеют!» Н.М.Карамзин

Слайд 3

В «Московском журнале» в 1792 была напечатана повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

Слайд 4

«Внимательный читатель» Город, в котором происходят описываемые события? Главные герои повести. Какие цветы и по какой цене продавала Лиза весной в Москве? Стакан какого напитка выпил Эраст из рук Лизиной матери?

Слайд 5

5. О чем договаривается Эраст с Лизиной матерью, чтобы оберечь девушку от походов в город? 6.Прошло несколько недель. Причина покрасневших от слез глаз Лизы? 7.Сколько дней подряд Эраст не приходил к Лизе? 8. Что поведал Эраст Лизе, придя к ней после долгого отсутствия?

Слайд 6

9. Прошло два месяца. Лиза отправилась в Москву за розовой водой. Что произошло в этот день? 10.Почему Эраст должен был жениться на «пожилой богатой вдове»? 11.Как поступила Лиза со злополучными 100 рублями, которыми хотел откупиться Эраст? 12.Как сложилась жизнь Эраста?

Слайд 7

Проверь! 1. Москва 2. Лиза, Эраст, мать Лизы 3.Ландыши, 5 копеек 4.Стакан молока 5. О продаже ее изделий Эрасту 6.Сватовство сына богатого крестьянина из соседней деревни 7. 5 дней 8. Эраст отправляется в поход 9.Встретила Эраста 10.Поправить свое материальное положение 11.Отправила их матери вместе с известием о своей смерти 12. Он до конца своих дней был несчастлив

Слайд 8

Почему герои не смогли быть счастливы? Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют»? Почему повесть Карамзина так полюбилась читателю ? Докажите, что перед вами произведение сентиментализма. Какие уроки вы извлекли для себя из повести «Бедная Лиза»? Итоги

Слайд 9

Соответствует ли повесть требованиям сентиментализма? Центральной категорией этого направления является чувство ( в отличие от классицизма, где главным был разум). Идея сентиментализма – мирная, идиллическая жизнь на лоне природы. Пейзаж – идиллический. Резкое противопоставление деревни, как средоточия нравственной чистоты, естества – городу с его злом, суетой, условностями. Цель автора – заставить читателя сочувствовать героям, переживать вместе с ними. Основная тема – любовная. Основная идея – протест против испорченности аристократического общества.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Текст Текст – это предложения, связанные по смыслу и грамматически. В тексте всегда есть тема и идея. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация и другие средства.

Слайд 2

Тема. Идея. Тема текста – это то, о чём говорится в тексте Идея – это главная мысль текста

Слайд 3

От чего зависит порядок расположения предложений в тексте?

Слайд 4

Жаворонок Самая трогательная птица – жаворонок. Наивная и бесхитростная, как ребёнок. И поёт, и радуется, как ребёнок. Простенько, но так чисто! Назовите зависимые и независимые предложения. Какие слова-сигналы вам помогли?

Слайд 5

О чем «говорит» содержание предложения? Содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого (союзы но, а, зато) Содержание второго предложения может пояснять содержание первого (а именно) Одно предложение может указывать на причину, следствие, цель или условие того, о чём говорится в другом ( вопросы почему? при каком условии? для чего? что из этого следует?

Слайд 6

Порядок расположения предложений в тексте Порядок расположения в тексте зависимых предложений изменить нельзя, так как нарушатся смысловые отношения между ними

Слайд 7

Микротема Часть одной общей темы называется подтемой или микротемой Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которая называется абзацем.

Слайд 8

Абзац Абзац – 1) отступ в начале строки, красная строка; 2) часть текста между двумя такими отступами ( микротемами ).

Слайд 9

Как определить микротему ? Чтобы определить микротему , нужно в каждом абзаце найти ключевое слово или ключевые слова

Слайд 10

Строение абзаца В абзаце обычно выделяют зачин (начало), развитие мысли, конец (концовка)

Слайд 11

Как составить план текста? Чтобы составить план текста, действуйте по алгоритму: Прочитайте текст В каждом абзаце подчеркните ключевое слово Выпишите эти ключевые слова по порядку столбиком Попробуйте, опираясь на эти слова, пересказать текст Если получилось, то план составлен верно

Слайд 12

Работа с текстом. Разделите текст на абзацы и составьте план. Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы – один другого краше! Под тёмными ёлками деды-боровики стоят. У них кафтаны белые, на головах – шляпы богатые. Загляденье! Под светлыми осинками отцы-подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах – красные шапки. Тоже красота! Под высокими соснами братцы-маслята растут. Тоже хороши! Подчеркните ключевые слова.

Слайд 13

Проверьте себя Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы – один другого краше! Под тёмными ёлками деды-боровики стоят. У них кафтаны белые, на головах – шляпы богатые. Загляденье! Под светлыми осинками отцы-подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах – красные шапки. Тоже красота! Под высокими соснами братцы-маслята растут. Тоже хороши!

Слайд 14

Домашнее задание: Чтение §25-26


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В. А. Жуковский. Баллада «Кубок»

Слайд 2

Ответьте на вопросы: Что такое сказка? Чем литературная сказка отличается от народной? Что сближает сказку В.Жуковского «Спящая царевна» с народной сказкой? Вспомните автора и название любой литературной сказки

Слайд 4

БАЛЛАДА - сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит необычный случай, предание или таинственное происшествие. В балладах особенно ярко проявился романтизм Жуковского. Всего Жуковский написал 39 баллад. Основная тема его баллад - тема любви, безнадежная тоска по счастью, грусть, религиозные настроения.

Слайд 5

Все спало для слуха в той бездне глухой; ‎Но виделось страшно очам, Как двигались в ней безобразные груды, Морской глубины несказанные чуды . Я видел, как в черной пучине кипят, ‎В громадный свиваяся клуб, И млат водяной, и уродливый скат, ‎И ужас морей однозуб; И смертью грозил мне, зубами сверкая, Мокой ненасытный, гиена морская

Слайд 6

Домашнее задание: Выполнить тест «Спящая царевна»



Предварительный просмотр:

Тест В.А.Жуковский «Спящая царевна»

Вариант 1

1. Кто сказал царице о том, что у неё родится дочь:

а) ведьма;               б) царь Матвей;

в) рак;                     г) добрый волшебник?

2. Почему царь не позвал на пир 12-ю чародейку:

а) так как было украдено двенадцатое блюдо;

б) так захотела царица;

в) так как он испугался её;

г) потому что она была хромоногая, старая, злая?

3. Как отомстила злая старуха за то, что её не позвали на пир:

а) она усыпила царевну;

б) предсказала смерть царевны

в) подарила отравленное яблоко;

г) превратила царевну в жабу?

4. Что, по предсказанию ведьмы, стало причиной смерти царевны:

а) веретено;              б) яблоко;

в) гребень;                 г) зеркало?

5. Как одиннадцатая чародейка смягчает пророчество злой колдуньи:

а) она подарила царевне волшебное кольцо;

б) она дала выпить царевне живой воды;

в) она предсказала, что царевна умрёт не через 15 лет, а через 50;

г) она заменила смерть 300-летним сном?

6. Как старался царь отвести беду от любимой дочери:

а) запретил царевне выходить из дворца;

б) издал указ, запрещающий прясть;

в) приказал убить злую колдунью;

г) приказал уничтожить все веретёна и прялки?

7. Кем на самом деле была старушка-пряха:

а) переодетой царицей;             б) 11-ой чародейкой;

в) злой колдуньей;                       г) служанкой?

8. Как сбылось предсказание колдуньи:

а) царевна заснула;                 б) заснул весь дворец;

в) заснуло всё царство;          г) царевна умерла?

9. Изображая лес, окружавший замок царевны, называя его «дикий, неприступный, страшный, тёмный … бор», поэт использует:

а) сравнение;                б) метафору;

в) эпитет;                   г) гиперболу.

г) свадебным пиром?

10. Какую сказку А. С. Пушкина напоминает вам сказка «Спящая царевна»:

а) о рыбаке и рыбке;

б) о попе и его работнике Балде;

в) о мёртвой царевне и семи богатырях;

г) о золотом петушке?

 


Тест В.А.Жуковский «Спящая царевна»

Вариант 2

1. Что же разрушило силу сна:

а) поцелуй царевича;

б) гром и молния во время грозы;

в) старая ведьма умерла, и колдовство перестало действовать;

г) царевну разбудил царь?

2. Какой сказочной формулой завершилась сказка:

а) всеобщим пробуждением;          б) смертью колдуньи;

в) пиром;                                                                            

3. Как отомстила злая старуха за то, что её не позвали на пир:

а) она усыпила царевну;

б) предсказала смерть царевны

в) подарила отравленное яблоко;

г) превратила царевну в жабу?

4. Что, по предсказанию ведьмы, стало причиной смерти царевны:

а) веретено;              б) яблоко;

в) гребень;                 г) зеркало?

5. Кем на самом деле была старушка-пряха:

а) переодетой царицей;             б) 11-ой чародейкой;

в) злой колдуньей;                       г) служанкой?

6. Как сбылось предсказание колдуньи: а) царевна заснула;                 б) заснул весь дворец; в) заснуло всё царство;          г) царевна умерла?

7. Изображая лес, окружавший замок царевны, называя его «дикий, неприступный, страшный, тёмный … бор», поэт использует:

а) сравнение;                б) метафору; в) эпитет;                   г) гиперболу.

г) свадебным пиром?

8. Как одиннадцатая чародейка смягчает пророчество злой колдуньи:

а) она подарила царевне волшебное кольцо;

б) она дала выпить царевне живой воды;

в) она предсказала, что царевна умрёт не через 15 лет, а через 50;

г) она заменила смерть 300-летним сном?

9. Как старался царь отвести беду от любимой дочери:

а) запретил царевне выходить из дворца;

б) издал указ, запрещающий прясть;

в) приказал убить злую колдунью;

г) приказал уничтожить все веретёна и прялки?

10. Кто сказал царице о том, что у неё родится дочь:

а) ведьма;               б) царь Матвей;

в) рак;                     г) добрый волшебник?

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прочитайте и проанализируйте предложения. (Ярко) белая вспышка молний прорезала ночное небо. Нам предстояла поездка в ( северо ) восточную территорию на Новосибирских островах. Попробуйте объяснить правописание сложных имен прилагательных.

Слайд 2

Правописание сложных имен прилагательных

Слайд 3

Сложные прилагательные могут писаться через дефис. Ярко-красный , бледно-розовый. Машинно-тракторный (машина и трактор); русско-немецкий (русский и немецкий). Юго-восточный (юго-восток), санкт-петербургский (Санкт-Петербург). Белый-белый теплоход. НО!!! Широкоэкранный – широкий экран Дальневосточный – Д альний Восток.

Слайд 4

Образуйте сложные прилагательные. Запишите сначала те, которые пишутся слитно, затем – через дефис. (Каменный уголь) промышленность, (кислый и сладкий) сок, (российское и болгарское) сотрудничество, (ремонтируют вагоны) депо, (макаронные и кондитерские) изделия, (бело) розовое облако, ( северо ) западный ветер, (черная, черная) краска, (русский и английский) словарь.

Слайд 5

Проверь себя! Каменноугольная промышленность, вагоноремонтное депо. Кисло-сладкий сок, российско-болгарское сотрудничество, макаронно-кондитерские изделия, бело-розовое облако, северо-западный ветер, черная-черная краска, русско-английский словарь.

Слайд 6

Выпиши «третье лишнее». (Немецко) французский , (садово) огородный, (железно) дорожный. (Кисло) молочный, (сельско) хозяйственный, (ярко) желтый. (Северо) восточный, (литературно) музыкальный, (судо) строительный. Проверь себя! 1) железнодорожный; 2) ярко-желтый; 3) судостроительный.

Слайд 7

Домашнее задание : упр.221 (по заданию)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.

Слайд 2

Много слов на земле. Есть дневные слова - В них весеннего неба сквозит синева. Есть ночные слова, о которых мы днём Вспоминаем с улыбкой и со стыдом. Есть слова – словно раны, слова – словно суд, С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести...

Слайд 3

посв е тить посв я тить прим и рять прим е рять пол а скать пол о скать

Слайд 4

Слово и его лексическое значение

Слайд 5

Эпиграф урока: Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. К.Г.Паустовский

Слайд 6

ЛЕКСИКА (греч. «лексис»- слово, выражение) – раздел русского языка, изучающий его словарный состав.

Слайд 7

Сколько слов в русском языке? В современном русском языке около 200 000 слов. Иностранные слова (30 000), новые слова (5000), научные термины, жаргоны (10 000), устаревшие слова (30 000), имена собственные и прозвища (25 000), слова-однодневки, которые невозможно сосчитать, диалектные слова (около200 000).

Слайд 8

Словарное богатство языка неисчерпаемо. Русский язык таит в себе такие возможности, которые позволяют говорящим на нем создавать новые и новые слова. Никакой словарь не в состоянии зафиксировать все имеющиеся в русском языке слова.

Слайд 9

Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей , составляет 12000 слов. Словарь негра из людоедского племени Мумбо - Юмбо составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно общалась тридцатью. (И.Ильф, Е.Петров «12стульев») Лексика. Словарный состав языка.

Слайд 10

- слово называет понятия, предметы, признаки, действия; - слово - значимая единица языка, имеет внешнюю оболочку ( звуки и буквы) и внутреннюю оболочку (значение и смысл слова); - слово имеет лексическое и грамматическое значение; - лексикология – раздел науки, изучающий лексику.

Слайд 11

Предметы Признаки Действия См…шной, бл…днеть, пощ…дить, сл…варь, г…р…зонт, ст…р…жить, радос…ный, тр…щит, нев…димка, ж…вописный, ш…лковый, бры…жет, м…н…лог.

Слайд 12

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. Увазила Бутявку и глаголит: - Калушата! Калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подавинились. А Калуша глаголит: - Оее! Оее! Бутявка-то некузявая! Калушата Бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша глаголит калушатам: - Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок подавинятся.

Слайд 13

Шла курица с цыплятами по опушке. Подхватила божью коровку и говорит: - Цыплята! Цыпляточки! Божья коровка! Цыплята присели и божью коровку склевали. И подавились. А курица говорит: - Ой! Ой! Божья коровка-то несъедобная! Цыплята божью коровку выплюнули. Божья коровка поднялась, отряхнулась и улетела с опушки. А курица говорит цыплятам: - Цыпляточки! Не ешьте божьих коровок, божьи коровки добрые и очень-очень невкусные. От божьих коровок можно подавиться.

Слайд 14

Домашнее задание Прочитать § 32, выполнить упр.238.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Александр Сергеевич Пушкин 1799 - 1837

Слайд 2

Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме

Слайд 3

Пролог к поэме «У лукоморья дуб зеленый…» - пролог поэмы. Это вступление. Оно представляет собой «собирательное» полотно сказочных мотивов, изобилующее необыкновенным, волшебным. Картины, изображенные в прологе, даны поэтом необычайно выразительно: часто несколько пушкинских строк или слов вызывают у читателя художественные образы представление о картине, героях.

Слайд 4

Пролог к поэме Арина Родионовна Яковлева , н яня А.С.Пушкина Одна из записей Пушкина, сделанная со слов няни: «Что за чудо, говорит мачеха, вот это чудо: у моря - лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет…»

Слайд 5

История создания поэмы «Руслан и Людмила» Наверное, именно эту сказку и вспоминал юный Пушкин - лицеист, когда скучал по своим родным, по своей любимой няне Арине Родионовне, вспоминал её голос. В один из таких моментов и родился замысел будущей поэмы «Руслан и Людмила». Императорский Царскосельский Лицей

Слайд 6

История создания поэмы «Руслан и Людмила» Пушкину было 20 лет, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». Она имела большой успех. Жуковский, первый поэт того времени, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница».

Слайд 7

Жанровое своеобразие поэмы Критики по-разному определяли жанр поэмы Пушкина. Одни называли ее шуточной и иронической поэмой-сказкой. Другие – произведением, в котором историческое содержание преобладает над сказочным. «Руслан и Людмила» - оригинальное произведение, в котором черты волшебной сказки пересекаются с реальными историческими событиями.

Слайд 8

Жанровое своеобразие поэмы Поэма ( от греч. «творение») – это крупное стихотворное произведение, для которого характерны сюжетность , событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств. Известно много жанровых разновидностей поэм: героическая, дидактическая, сатирическая, историческая, лирико - драматическая.

Слайд 9

Словарная работа по прологу Лукоморье Лук (оружие) и море. Море, напоминающее лук, а точнее, та часть морского берега, которая похожа на изгиб лука. С давних времен такие места считались особенными, необычными, чудодейственными. У ченый – выученный, наученный чему-нибудь. Н еведомый – необъяснимый, таинственный, неизвестный. В идение – это призрак, что-нибудь, возникшее в воображении. В итязь – это отважный, доблестный воин в Древней Руси . Ч редой – по очереди. Пленяет – берет в плен; Ч ахнуть – становиться слабым, болезненным, хилым.

Слайд 10

Иллюстрации к поэме Рассмотрите иллюстрации к поэме. Какие эпизоды на них изображены?

Слайд 11

Иллюстрации к поэме Рассмотрите иллюстрации к поэме. Какие эпизоды на них изображены?

Слайд 12

Иллюстрации к поэме

Слайд 13

Иллюстрации к поэме Какие из иллюстраций вам понравились и почему? Какую из иллюстраций вы поместили бы на обложку книги поэта? Домашнее задание: 1. Прочитать поэму «Руслан и Людмила». 2.Составить 3-5 вопросов по содержанию поэмы ( вопросы будут заданы одноклассникам, чтобы выяснить, насколько внимательно ими прочитана поэма).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интерактивная игра по сказке А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Слайд 2

Переход хода Три Сколько теремов получил в приданое королевич Елисей ? Переход хода Семь Переход хода Сорок Верно + 1 Сто сорок

Слайд 3

Переход хода У трёх В тереме у скольких богатырей гостила царевна? Верно + 1 У семи Переход хода У двенадцати Переход хода У тридцати трёх

Слайд 4

Переход хода Ветер К кому НЕ обращался королевич Елисей в поисках царевны? Переход хода Солнце Переход хода Месяц Верно + 1 Ясень

Слайд 5

Верно + 1 Ветер Кто помог Елисею найти невесту? Переход хода Солнце Переход хода Месяц Переход хода Звёзды

Слайд 6

Переход хода Милее Какое слово отсутствовало в обращении царицы к зеркальцу: «Я ль на свете всех…»? Верно + 1 Стройнее Переход хода Белее Переход хода Румяней

Слайд 7

Переход хода Орлик У семи богатырей была собака. А какая у неё была кличка? Переход хода Воронок Верно + 1 Соколко Переход хода Журавка

Слайд 8

Верно + 1 Кроткий Какой был нрав у молодой царевны? Переход хода Задорный Переход хода Отважный Переход хода Безрассудный

Слайд 9

Переход хода Царевич Алексей Какой жених сыскался молодой царевне? Верно + 1 Королевич Елисей Переход хода Князь Гвидон Переход хода Принц Роланд

Слайд 10

Верно + 1 Прибралась и улеглась Что сделала царевна в тереме, на который набрела в лесу? Переход хода Нашла еду, поела и легла Переход хода Попыталась войти внутрь, но не смогла Переход хода Приготовила еду, села на лавку и стала ждать

Слайд 11

Переход хода За плохую уборку За что извинилась царевна перед хозяевами? Переход хода За неумело приготовленную еду Верно + 1 За то, что пришла без приглашения Переход хода За всё выше перечисленное

Слайд 12

Переход хода Тренировались во дворе Что делали семь богатырей каждый день? Переход хода Работали в поле Переход хода Занимались хозяйством Верно + 1 Охотились и сражались

Слайд 13

Верно + 1 Нищая монахиня Кто однажды пришёл к царевне? Переход хода Чернавка Переход хода Незнакомая девушка Переход хода Заблудившаяся женщина

Слайд 14

Переход хода Бабу-ягу, лешего, водяного Кого расспрашивал Елисей о своей невесте? Верно + 1 Солнце, месяц, ветер Переход хода Деревья, реки, горы Переход хода Цветы, траву, деревья

Слайд 15

Переход хода Окропил её живой водой Как жених оживил мёртвую царевну? Переход хода Произнёс заклинание Переход хода Поцеловал царевну Верно + 1 Разбил гроб

Слайд 16

Переход хода Её прогнали Что произошло со злой царицей? Переход хода Её казнили Переход хода Её посадили в тюрьму Верно + 1 Она умерла

Слайд 17

Верно + 1 Свадьбой Чем закончилась сказка? Переход хода Свадебным путешествием жениха и невесты Переход хода Приездом во дворец семи богатырей Переход хода Казнью царицы ВЫХОД



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова. 6 класс

Задания с выбором ответа

1.Назовите годы жизни М.Ю. Лермонтова

а) 1801-1841, б) 1810-1841, в)1814-1851, г)1814-1841

2. Детство мальчика проходило в имении…

а) Михайловское, б) Тарханы, в) Петровское, г)Коломенское

3. Что стало причиной второй ссылки поэта на Кавказ?

а) публикация стихотворения «Смерть поэта», Б) дуэль с сыном французского подданного; в) желание самого Лермонтова, г) участие в восстании декабристов

4.  Стихотворения  «Тучи», «Листок»,  «Утес», «Парус» сближает

а) тема одиночества, б) гражданская тематика, в) вольнолюбие, г) пейзаж

5.  «Тучки небесные, вечные странники…», - это первая строчка стихотворения

а) «Утес», б) «Листок», в) «На севере диком…», г) «Парус»

6. Что, по мнению Лермонтова, наскучило тучкам в стихотворении «Тучи»

а) страсти и страдания, б) холод, в) свобода, г) нивы бесплодные

7.  У какого дерева приюта на время искал дубовый листок?

а) кипарис, б) пальма, в) чинара, г) секвойя

Задания с кратким ответом.

  1. Из какого стихотворения взяты эти строки:

«Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя»

  1. Какое средство художественной  выразительности  встречается в данной строке

Степью лазурною, цепью жемчужною

  1.  Как лирический герой называет тучки в стихотворении Лермонтова «Тучи»?
  2. Какой художественный прием лежит в основе стихотворения «Листок»?
  3.  Выпишите из данной строфы метафору:

«Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне».

Задания на знание текста стихотворений М. Ю. Лермонтова.

Вставьте недостающие слова в отрывки из стихотворений М. Ю. Лермонтова, в скобочках напишите название стихотворения.

  1.                                     холодные,                                 свободные,

Нет у вас _____________, нет вам изгнания. (                               )

__________ листок оторвался от ветки ________
И в степь укатился, жестокою бурей ______;(      )

  1. Белеет парус __________
    В _________ моря голубом. 
    Что ищет он в стране далекой?
    Что кинул он в краю _______? (                          )

Задание с развернутым ответом

Выполните краткий анализ любого стихотворения М.Ю. Лермонтова