Для тех, кому не скучно учиться

Назарова Светлана Алексеевна

На этой странице будут размещаться материалы для учащихся:

- контрольные материалы

- интересные факты

- примеры оформления работ

- методические советы

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа по русскому языку

8 класс

Вариант 1

А1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) лаур…ат, ком…тет

2) арт...ллерия, об…лиск

3) арх…тектура, д...плом

4) пр…вилегия, р…золюция

А2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна согласная буква?

1) а…естат, кава…ерия

2) пье…а, иску...ный

3) бе…тристика, инте...ект

4) конгре..,,  диску…ия

A3. В каком ряду в обоих словах верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) срЕдства, облегчИть

2) щАвель, включИм

 3) красивЕе, повторИт

4) инАче, собрАла

А4. Какая группа слов является словосочетанием?

1) через сутки

2) машина нагружена

3) кресло-качалка

4) довольно жарко

А5. Укажите предложение с составным именным сказуемым.

1) Знайте, что я всегда рад помочь вам.

2) Облако представлялось то косматым медведем, то гривастым львом.

3) Команда будет выступать на своём поле.
4) Оксана любила покрасоваться.

А6. Какое предложение является неопределённо-личным?

1) Переходите улицу внимательнее!

2) Мне вдруг сделалось страшно.

3) И на обломках самовластья напишут наши имена!

 4) Маленькая комната в гостинице.

А7. В состав какого предложения входит неполное предложение?

1) Пишу, читаю без лампады.

2) Брат любит чёрный чай, а я — зелёный.

3) Мне что-то не по себе.

4) Суворов учил брать не числом, а умением.

А8. В каком предложении на месте пропуска надо поставить тире?

1) Походка, голос, взгляд (..) всё изменилось в Маше.

2) В опасности забор (..) не препятствие.

3) Твои слова (..) словно острый нож.

4) У моего дедушки пять наград (..) один орден и четыре медали.

А9. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Желая до восхода солнца попытать нашего счастья (на тягуможно ходить поутру), мы решили переночевать на ближайшей мельнице.

2) «Моя работа кончена, Паоло, — сказал он мне однажды. —Береги себя и возвращайся домой».

3) Всё здесь было необычайно: и молчаливые горы, и суровыескалы, и даже эти одинокие дома на далёком берегу.

4) «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю» — думаля про полковника.

А10. В каком предложении нужно поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Джульетта ты как день!

2) И невозможное возможно.

 3) Существует кстати интересная легенда о происхожденииэтого названия.

4) Увы мой стих не блещет новизной разнообразьем переменнежданных.

A11. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Несмотря на сильный встречный ветер и большую волну,катер продолжал упорно двигаться вперёд.

2) Хлеб берут рукой и кладут на тарелку, специально длянего предназначенную.

3) Он переоделся, позавтракал в буфете и вернувшись в номер, позвонил в справочное бюро вокзала.

4) Сад был окружён забором, старым, ветхим.

А12. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Пустив стрелу,

1) она упала на купеческий двор.

2) Ивану-царевичу не повезло: стрела упала в болото.

3) её долго пришлось искать.

4) Иван-царевич отправился на её поиски.

Прочитайте текст и выполните задания В1—В6

(1)В государственном механизме и во всех деяниях высших чиновников от императора и губернаторов до каких-нибудь мелких делопроизводителей царствовал один и тот же порядок. (2)Во-первых, они не опасались ответственности и получали возможность творить что хотели, не ожидая наказания или возмездия. (3) Лишь на короткие мгновения им угрожали бессмысленными бунтами, легко подавляемыми. (4)Во-вторых, в основе всех действий по управлению страной, министерством, департаментом или другим казённым учреждением лежал личный произвол, каприз, принцип «что хочу, то и ворочу». (5)Произвол всегда оставался основным и единственным способом управления. (б)Именно в таком свете Салтыкову-Щедрину открылась русская история на протяжении веков, которую он в фантастической форме изобразил в знаменитой «Истории одного города», конечно преувеличив и сатирически заострив свои наблюдения над русской жизнью.

В1. Напишите цифрой количество рядов однородных членов в предложении (1).

В2. Из предложения (3) выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

ВЗ. Напишите номера предложений, в которых есть обособленные обстоятельства.

В4. Укажите тип сказуемого в предложении (5).

В5. Найдите предложение с несогласованным определением, выраженным определённо-личным предложением. Напишите его номер.

В6. Напишите цифрой количество вводных слов в данном тексте.

С1. Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте  и прокомментируйте  данное  Вами  определение.  Напишите  сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса

данное  Вами  определение.  Аргументируя  свой  тезис,  приведите 2 (два)

примера-аргумента,  подтверждающих  Ваши  рассуждения:  один  пример-аргумент  приведите  из  прочитанных произведений,  а  второй–  из  Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее70 слов

Итоговая контрольная работа по русскому языку

8 класс

Вариант 2

А1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) д…алог, ст…пендия

2) св…детельство, пр…зидиум

3) ч…столюбивый, эп…лог

4) манн…врировать, ид…ал

А2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишетсяодна согласная буква?

 1) коло…альный, режи…ёр

2) и...юминация, прогре…
3) га...ерея, ко…орит

4) тро…ейбус, ко…итет

A3. В каком ряду в обоих словах верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

 1) кУхонный, обеспЕчение

2) договОр, позвОнит

3) катАлог, началА

4) тортЫ, прАвы

А4. Какая группа слов является словосочетанием?

1) впереди лето

|2) чёт или нечет

3) разделив на группы

4) приёмник настроен

А5. Укажите предложение с составным именным сказуемым.

1) Всё стало вокруг голубым и зелёным.

2) В клетке соловей перестал петь.

3) Прошло несколько месяцев.

4) Ты бы поговорил со мной.

А6. Какое предложение является неопределённо-личным?

1) Сад Капулетти.

2) О любви в словах не говорят.

3) Идёшь, на меня похожий, глаза устремляя вниз.

4) При сильном ветре выходить в море опасно.

А7. В состав какого предложения входит неполное предложение?

1) Знаешь, Зинка, я против грусти.

2) В детстве все девочки играют в куклы, а я любила машинки.

3) Узнали его офицеры, повезли в крепость.

4) Я буду читать за Хлестакова, а ты - за Осипа.

А8. В каком предложении на месте пропуска надо поставить тире?

1) Очевидно (..) не значит верно.

2) Рифей (..) древнее название Урала.

3) И сейчас многие знают и любят песни времён Великой

Отечественной войны (..) «Дороги», «В лесу прифронтовом», «Землянку».

4) Лес (..) будто терем расписной.

А9. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) И кочи, и моховые болота, и пни — всё хорошо под сиянием лунным.

2) «Чтобы выдрессировать зверя, — рассказывал дрессировщик, — надо изучить его привычки, подружиться с ним».

3) Однажды — дело было утром часу в двенадцатом — к Перовским нагрянули гости.

4) «Как я рад, дорогой Максим Максимыч! Ну, как вы поживаете?» — сказал Печорин.

А10. В каком предложении нужно поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)    

1) Об этом портном конечно не следовало много говорить.

2) Для Гулливера одеяло лилипутов казалось маленькимплатком.

3) О не клянись луною в месяц раз меняющейся.

4) Люблю тебя Петра творенье!

А11. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Лицо его, исчерченное морщинами, оставалось невозмутимым.

2) Быстро поднимался золотистый шар солнца, согреваяпросыпающееся море.

3) Меня, мокрого до последней нитки, сняли с лошади.

 4) Долго ничего не было видно, кроме дождя и длинного человека лежавшего на песке у моря.

А12. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Проводя реформы,

1) перестраивалась вся жизнь России.

2) Пётр Первый опирался на опыт европейских стран.

3) им упорно сопротивлялись бояре.

 4) их нелегко было принять.

Прочитайте текст и выполните задания В1—В6

  1. Шестнадцатилетнему Лескову пришлось поступить на службу писцом в суд. (2)С 1861 года Лесков - сотрудник московских газет, сначала «Русской речи», а позднее «Северной пчелы». (З)Писатель пробует свои силы в художественном очерке, рассказе, романе, хрониках. (4)В мае 1862 года в передовой статье «Северной пчелы», посвященной пожарам в Петербурге, требует от власти открыть народу «поджигателей», «адских злодеев». (5)Статья, совпавшая по времени с новой волной репрессий против революционеров, была воспринята как открытое публичное выступление охранителя режима, реакционера. (6)Не понятый ни властями, ни революционерами-демократами, ни либералами, разочарованный в реформах царского правительства, не принимая революционной перспективы для России, Лесков называл народ «хранителем отечественного предания» в искусстве, труде, в повседневном укладе жизни.

В1. Из предложения (1) выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

В2. Укажите, чем выражено сказуемое в предложении (2).

ВЗ. Найдите в тексте безличное предложение. Напишите его номер.

В4. Укажите тип сказуемого в предложении (5).

В5. Напишите номера предложений, в которых есть обособленные определения.

В6. Напишите цифрой количество рядов однородных членов в предложении (6).

С1. Как Вы понимаете значение слова ДОБРОДУШИЕ? Сформулируйте  и прокомментируйте  данное  Вами  определение.  Напишите  сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса

данное  Вами  определение.  Аргументируя  свой  тезис,  приведите 2 (два)

примера-аргумента,  подтверждающих  Ваши  рассуждения:  один  пример-аргумент  приведите  из  прочитанных произведений,  а  второй–  из  Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее70 слов

Ключ

Вариант

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

1

3

2

1

4

2

3

2

1

4

1

3

4

2

4

3

1

3

1

2

4

2

3

4

4

2

Вариант

В1

В2

В3

В4

В5

В6

1

2

Легко подавляемому

2, 6

Составное именное

4

3

2

Шестнадцатилетнему Лескову

(именем) существительными

1

Составное именное

2, 4, 5, 6

3



Предварительный просмотр:

Евангелие от Луки

Глава 15

http://www.patriarchia.ru/images/1x1.gif

1

Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его.

http://www.patriarchia.ru/images/1x1.gif

2

Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.

http://www.patriarchia.ru/images/1x1.gif

3

Но Он сказал им следующую притчу:

Мф 18, 12

http://www.patriarchia.ru/images/1x1.gif

4

кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?

http://www.patriarchia.ru/images/1x1.gif

5

А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью

http://www.patriarchia.ru/images/1x1.gif

6

и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу.

http://www.patriarchia.ru/images/1x1.gif

7

Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

http://www.patriarchia.ru/images/1x1.gif

8

Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи́ и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет,

http://www.patriarchia.ru/images/1x1.gif

9

а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму.

http://www.patriarchia.ru/images/1x1.gif

10

Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

http://www.patriarchia.ru/images/1x1.gif

11

Еще сказал: у некоторого человека было два сына;

http://www.patriarchia.ru/images/1x1.gif

12

и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отецразделил им имение.

http://www.patriarchia.ru/images/1x1.gif

13

По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

http://www.patriarchia.ru/images/1x1.gif

14

Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;

http://www.patriarchia.ru/images/1x1.gif

15

и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;

http://www.patriarchia.ru/images/1x1.gif

16

и он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

http://www.patriarchia.ru/images/1x1.gif

17

Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;

http://www.patriarchia.ru/images/1x1.gif

18

встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою

http://www.patriarchia.ru/images/1x1.gif

19

и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

http://www.patriarchia.ru/images/1x1.gif

20

Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

http://www.patriarchia.ru/images/1x1.gif

21

Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

http://www.patriarchia.ru/images/1x1.gif

22

А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;

http://www.patriarchia.ru/images/1x1.gif

23

и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!

Еф 2, 1 Еф 5, 14Кол 2, 13 Откр 3, 1

http://www.patriarchia.ru/images/1x1.gif

24

ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

http://www.patriarchia.ru/images/1x1.gif

25

Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;

http://www.patriarchia.ru/images/1x1.gif

26

и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

http://www.patriarchia.ru/images/1x1.gif

27

Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

http://www.patriarchia.ru/images/1x1.gif

28

Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

http://www.patriarchia.ru/images/1x1.gif

29

Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;

http://www.patriarchia.ru/images/1x1.gif

30

а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

http://www.patriarchia.ru/images/1x1.gif

31

Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,

http://www.patriarchia.ru/images/1x1.gif

32

а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Глава 14

Глава 16



Предварительный просмотр:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ПРОЧИТАТЬ ЛЕТОМ.

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ, КОТОРЫЕ БУДУТ ИЗУЧАТЬСЯ В 7-м КЛАССЕ:

 

1. Александр Сергеевич Пушкин. «Повести Белкина»: «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик».

2. Михаил Юрьевич Лермонтов. Лирика. «Песнь про купца Калашникова», поэма    «Мцыри».

3. Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Портрет».

4. Иван Сергеевич Тургенев. Стихотворения в прозе. (3-4 стихотворения).

5. Николай Алексеевич Некрасов. «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога».

6. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пискарь».

7. Николай Семёнович Лесков. Сказ «Левша».

8. Владимир Галактионович Короленко. Повесть «Слепой музыкант».*

9. Александр Иванович Куприн. Повесть «Белый пудель»*, рассказ «Барбос и Жулька».

10.Михаил Михайлович Зощенко. Рассказы. (3-4 рассказа).

11. Михаил Афанасьевич Булгаков. Рассказы. (2-3 рассказа).

12. Константин Георгиевич Паустовский. Рассказы «Зарубки на сердце», «Телеграмма».

13. Александр Трифонович Твардовский. Отдельные главы из книги про бойца «Василий Тёркин».

14. Юрий Маркович Нагибин. Рассказы «Учитель словесности», «Зимний дуб».

15. Фазиль Искандер. «Запретный плод».

17. Николай Михайлович Рубцов. Лирика.

18. Анна Андреевна Ахматова. Лирика.

20. Марк Твен. Рассказы. (2-3 рассказа).

21. Джек Лондон. «Воля к жизни», «Белый клык».*

22. Уильям Голдинг. Роман «Повелитель мух».*

 

ПРИМЕЧАНИЯ.

 

  1. Произведения, выделенные полужирным курсивом и отмеченные звёздочкой,* - довольно большие по объёму, поэтому их необходимо прочитать летом. Во время учебного года на чтение этих произведений времени может и не хватить! Эти произведения будут изучены в течение учебного года обязательно.
  2. Произведения, не отмеченные курсивом и звёздочкой, будут, вероятнее всего, изучены в течение учебного года. Читать их летом не обязательно, хотя и желательно.



Предварительный просмотр:

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ
7 класс
 ( к учебнику «Русский язык» под редакцией  М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, 

Л. А. Тростенцовой и др.)

2017 год

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

7 класс

Вариант 1

Часть 1

К каждому заданию А1А17 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1А17 обведите кружком.

А1

Буква Е пишется в примере:

1) о выпаш_м снеге

2) с бьющ_мся сердцем

3) со скачущ_м всадником

4) с веселящ_ мся другом

А2

Буква Я пишется в слове:

1) защища_щий

2) кол_щийся

3) потряса_щий

4) терп_щий

A3

На месте каких цифр необходимы запятые?

Слова (1) образованные от географических названий (2) довольно часто ставят перед говорящим и пишущим (3) вопросы (4) связанные с нормативным словоупотреблением.

1)    2, 3          2)    1, 2, 4           3)    2, 4          4)    1, 3, 4

А4

Неправильно образовано причастие в предложении:

1) Я никак не мог забыть взволновавшую меня книгу.

2) Проголодавшего медведя запрут в пустой комнате, привязав его за кольцо.

3) Голова его была покрыта густыми седеющими волосами.

4) От колышущихся на воде лодок идут легкие волны.

А5

Укажите вариант, в котором границы причастного оборота определены неправильно (запятые не проставлены):

1) Над широко расстилающимся пшеничным полем виднеются парящие в небе ястребы

2)   Извивались между деревьями  спускавшиеся к реке тропинки.

3) Метались в воздухе подхваченные ветром сухие листья.

4) Половики разостланы на сияющем чистотой полу.

 А6

Укажите правильно построенное предложение с деепричастным оборотом.

1) Потрогав воду, она показалась мне очень холодной.

2) Включив телевизор, он показывал футбольный матч.

3) Цепляясь за лавки и стулья, Яшка стал бродить по избе.

4) Расположившись на земляной насыпи, зрителям был виден весь стадион.

  А7

НЕ пишется слитно в примере:

1) (не)решённая задача

2) (не)сделав упражнения

3) (не)пытаясь выполнить  

4) трава (не)примята

А8

Буква И пишется в слове:

1) отмет_вшись

2) засе_л

3) обид_в

4) отча_вшийся

А9

Буква О пишется на конце слова:

1) докрасн_

2) издалек_

3) направ_

4) слев_

А10

Одна буква Н пишется в примере:

1) Утро тума_о.

2) Человек медле_о поднялся.

3) Девочка рассея_а.

4) Предложение написан_о.

А11

Найдите ошибку в определении морфологических признаков.

1) Задание не выполнено – краткое причастие

2) Путешествие длилось в течение трёх недель - существительное в предложном падеже

3) Впоследствии всё прояснилось - наречие

4) Я выше брата - прилагательное в сравнительной степени

А12

В каком предложении есть пунктуационная ошибка?

1) Используя высказывания об устном народном творчестве, подготовьте сообщение о былинах.

2) Под тонкими корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи.

3) Вся музыка наполнявшая день, затихла и сменялась другою.

4) Метались в воздухе подхваченные ветром сухие ветки.

А13

Найдите ошибку в употреблении падежной формы.

1) пришёл из школы

2) благодаря заботе

3) заплатить за билет

4) согласно графика

А14

Пишется буква И:

1) в следстви_  болезни

2) в течени_  дня

3) в продолжени_  книги

4) наподоби _  дерева

А15

Пишется слитно:

1) И завтра то(же), что вчера.

2) Я пришёл, что(бы) поговорить с тобой.

3) (По)тому пути идти ближе.

4) Погода (как)будто улучшилась.

А16

Пишется буква И:

1) Как н_ страшна правда, её надо знать.

2) Не могу н_ отметить произошедших перемен.

3) Его н_ раз предупреждали об опасности.

4) Мне н_ приходилось раньше бывать в этом крае.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания В1–В7 и С1.

1 )Как-то я ловил рыбу на одном из заливов речки Липка. 2) Вдруг справа за мысом раздался незнакомый звук. 3)Присмотревшись к крупным волнам, идущим из-за мыса в мою сторону, я неожиданно заметил плывущую лосиху. 4)На середине водоёма она обернулась назад, посмотрела, круто развернулась и поплыла обратно. (По П. Пичугову)

В1

Из предложения (3) выпишите деепричастие. ________________________________________________________________________

В2

Из предложения (3) выпишите притяжательное местоимение.

________________________________________________________________________

В3

Напишите цифрой количество причастий в тексте.

________________________________________________________________________

В4

Из предложения (1) выпишите наречие.

________________________________________________________________________

В5

Из предложения (4) выпишите союз.

________________________________________________________________________

В6

Из предложения (2) выпишите предлог.

________________________________________________________________________

В7

Определите стиль текста.

________________________________________________________________________

Часть 3

С1 Объясните, какова роль причастия в одном из предложений

    прочитанного текста. (Ответ должен быть полным.)



Предварительный просмотр:

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ
7 класс
 (к учебнику «Русский язык» под редакцией  М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской,

Л. А. Тростенцовой и др.)

2017 год

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

7 класс

Вариант 2

Часть 1

        К каждому заданию А1А17 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1А17 обведите кружком.

А1

Буква И пишется в примере:

1) об ушедш_м друге

2) на проходящ_й выставке

3) о пролившем_мся молоке

4) с прошедш_м праздником

А2

Буква Я пишется в слове:

1) прилега_щий

2) стел_щийся

3) мо_щий

А 3

4) гон_щий

На месте каких цифр необходимы запятые?

Слова (1) образованные от географических названий (2) довольно часто ставят перед говорящим и пишущим (3) вопросы (4) связанные с нормативным словоупотреблением.

1)    2, 3          2)    1, 2, 4           3)    2, 4          4)    1, 3, 4

А4

Неправильно образовано причастие в предложении:                                                            

1) Удивительно красив был возвышающий над городом холм.

2) По ветвям растущего подокном шиповника ползла черная с зеленым отливом букашка.

3) Многие выдающиеся люди вышли из Рязанской земли.

4) В темноте слабо мерцали светящиеся стрелки.

А5

Укажите вариант, в котором границы причастного оборота определены неправильно (запятые не проставлены):

1) Матрос вышел на палубу омываемую брызгами волн.

2) Назначенное на завтра представление должно быть интересным..

3) Победившая в соревнованиях команда вышла в финал.

4) Человек окликнувший меня оказался старым знакомым.

А6

Укажите правильно построенное предложение с деепричастным оборотом.

1) Потрогав воду, я передумал купаться.

2) Включив телевизор, у него прыгало изображение.

3) Расположившись на земляной насыпи, у зрителей был прекрасный обзор всего поля.

4) Составляя предложение, мне было сделано замечание.

А7

НЕ пишется слитно в примере:

1) нисколько (не)весело

2) (не)навидя несправедливость

3) (не) успев предупредить

4) ошибка (не) замечена

А8

Буква И пишется в слове:

1) завис_вший

2) увид_л

3) возглав_в

4) ре_вший

А9

Буква А пишется в слове:

1) достаточн_

2) строг_

3) начист_

4) докрасн_

А10

Одна буква Н пишется в примере:

1) Экскурсия прошла организова_о.

2) Ученики были рассея_ы на уроке.

3) Мы озабоче_ы трудным положением.

4) Сегодня тума_о.

А11

Найдите ошибку в определении морфологических признаков.

1) Дети окружены вниманием – краткое причастие

2) Здесь испытываешь лишь лёгкое волнение - наречие

3) Он ничего не говорил – отрицательное местоимение

4) Поздоровавшись, он остановился - деепричастие

А12

В каком предложении есть пунктуационная ошибка?

1) Пробираясь меж тростников, остановились они перед наваленным хворостом.

2) Бедная старушка, лишённая последней надежды, уныло поплелась в хату.

3) Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей,  отдавался в дальнем озере.

4) Державин, выйдя в отставку, всецело посвятил себя литературным трудам.

А13

Найдите ошибку в употреблении падежной формы слова.

1) пришёл со школы

2) вопреки всему

3) наперекор традициям

4) уверенность в победе

А14

Пишется буква И:

1) звонил в течени_ получаса

2) в продолжени_  месяца

3) вследстви_  заморозков

4) в продолжени_ книги

А15

Пишется слитно:

1) В то(же) время раздался голос...

2) Там были болота и тьма, потому(что) лес был старый.

3) (С)верх ожидания концерт прошёл с большим успехов.

4) (При)том заявлении приложены все необходимые справки.

А16

Пишется И:

1) Куда н_ посмотришь, повсюду степь.

2) Он не мог н_ улыбнуться.

3) Ему н_ от кого не ждать помощи.

4) Нельзя н_ отметить произошедших перемен.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания В1–В7и С1.

1) Вот в мертвенной тишине глухо и важно зашумели ветлы, долетели испуганные крики грачей. 2)Налетевший ветер засвистел, завыл в трубах и углах дома. 3) Где-то бухнуло окно, зазвенели разбитые стекла. 4) Весь сад теперь шумел, скрипели стволы, качая вершинами. (По А. Н. Толстому)

В 1

Из предложения (4) выпишите деепричастие. ______________________________________________________________________

В 2

Из предложения (1) выпишите частицу.

______________________________________________________________________

В З

Напишите цифрой количество причастий в тексте.

______________________________________________________________________

В 4

Из предложения (3) выпишите наречие.

 _____________________________________________________________________

В 5

Из предложения (2) выпишите союз.

______________________________________________________________________

В 6

Из предложения (4) выпишите местоимение.

______________________________________________________________________  

В 7

Определите стиль текста.

______________________________________________________________________

Часть 3

               С1 Объясните, какова роль деепричастия в одном из предложений

    прочитанного текста. (Ответ должен быть полным.)



Предварительный просмотр:

7 класс

Самостоятельная работа по рассказу Зощенко М.М, «Беда» /1923/

Вопрос

Ответ

1

«Егор Иваныч, по фамилии Глотов, мужик из деревни Гнилые Прудки, два года копил деньги /../».

2

«То есть как ножом отрезало — не помнит Егор Иваныч, какой вкус, хоть убей. А вспомнить, конечно, тянуло. Но крепился мужик». Вкус чего забыл герой?

3

И вот Егор Иваныч собрался. Завернул деньги/…/, натянул сапоги, взял в руки палку и пошёл.

4

« А перед самым уходом явился к Егору Иванычу мужик из соседнего села и предложил купить у него лошадь. Но Егор Иваныч предложение это отклонил. И даже испугался.

— Что ты, батюшка! — сказал он.— Я два года солому жрал — ожидал покупки. А тут накося — купи у него лошадь. Это вроде как и не покупка будет... Нет, не пугай меня, браток. Я уж в город лучше поеду. /../» Почему?

5

«А на базаре Егор Иваныч тотчас облюбовал себе лошадь.Была эта лошадь обыкновенная, мужицкая, с шибко раздутым животом. Масти она была неопределённой — /../».

6

«До зарезу нужна мне лошадь. Я, милый ты мой, /../солому жрал, прежде чем купить её. Вот как мне нужна лошадь...»

7

«— Ваша лошадь... Ведите...

И Егор Иваныч повёл. Он вёл торжественно, цокал языком и называл лошадь /../»

8

« Вспрыснуть, значит? — спросил земляк, улыбаясь.— Можно. Что можно, то можно...» Название питейного заведения?

9

«Это было в понедельник. А /../утром Егор Иваныч возвращался в деревню». Назовите день недели

10

«— Ты не горюй,— говорил мужик.— Не было у тебя лошади, да и эта была не лошадь./../ Зато, браток, вспрыснул. Есть что вспомнить». Что произошло?

7 класс

Самостоятельная работа по рассказу Зощенко М.М, «Беда» /1923/

Вопрос

Ответ

1

«Егор Иваныч, по фамилии Глотов, мужик из деревни Гнилые Прудки, два года копил деньги /../».

2

«То есть как ножом отрезало — не помнит Егор Иваныч, какой вкус, хоть убей. А вспомнить, конечно, тянуло. Но крепился мужик». Вкус чего забыл герой?

3

И вот Егор Иваныч собрался. Завернул деньги/…/, натянул сапоги, взял в руки палку и пошёл.

4

« А перед самым уходом явился к Егору Иванычу мужик из соседнего села и предложил купить у него лошадь. Но Егор Иваныч предложение это отклонил. И даже испугался.

— Что ты, батюшка! — сказал он.— Я два года солому жрал — ожидал покупки. А тут накося — купи у него лошадь. Это вроде как и не покупка будет... Нет, не пугай меня, браток. Я уж в город лучше поеду. /../» Почему?

5

«А на базаре Егор Иваныч тотчас облюбовал себе лошадь.Была эта лошадь обыкновенная, мужицкая, с шибко раздутым животом. Масти она была неопределённой — /../».

6

«До зарезу нужна мне лошадь. Я, милый ты мой, /../солому жрал, прежде чем купить её. Вот как мне нужна лошадь...»

7

«— Ваша лошадь... Ведите...

И Егор Иваныч повёл. Он вёл торжественно, цокал языком и называл лошадь /../»

8

« Вспрыснуть, значит? — спросил земляк, улыбаясь.— Можно. Что можно, то можно...» Название питейного заведения?

9

«Это было в понедельник. А /../утром Егор Иваныч возвращался в деревню». Назовите день недели

10

«— Ты не горюй,— говорил мужик.— Не было у тебя лошади, да и эта была не лошадь./../ Зато, браток, вспрыснул. Есть что вспомнить». Что произошло?



Предварительный просмотр:

План анализа текста

  1. Прочитайте текст. При чтении используйте интонационные подчеркивания, выделения как отдельных слов, так и смысловых отрезков.
  2. Вспомните, что вы знаете о его авторе. (Когда он жил, в какую эпоху? К какому литературному направлению принадлежал? Чем прославился?) Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.
  3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (К художественному, публицистическому, научному/научно-популярному.)
  4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение.)
  5. К какому жанру относится текст (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.)?
  6. Какое настроение преобладает в тексте?
  7. Определите тему текста.
  8. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом (почему именно такое заглавие выбрал автор).
  9. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста.
  10. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации, на порядок слов в предложениях).
  11. Как соотносятся начало и конец текста?
  12. На каком приеме/приемах построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)?
  13. Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).
  14. Проанализируйте лексику текста:
  15. Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значения по словарю. Обратите внимание на правописание этих слов.
  16. Найдите ключевые слова в каждой части текста. Чем обусловлен их выбор?
  17. Понаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами, лексическими повторами, повторами однокоренных слов). Чем они обусловлены?
  18. Найдите в тексте лексические и контекстуальные синонимы и/или антонимы.
  19. Найдите перифразы. С какими целями они использованы?
  20. Найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении.
  21. Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов терминов; на оценочные слова, на разговорные, просторечные или, наоборот, слона возвышенного стиля. Зачем они употреблены автором?
  22. Выделите фразеологизмы. Зачем они употреблены?
  23. Обратите, внимание на средства художественной выразительности и фигуры речи, если они применяются автором (эпитеты, метафоры).

Важно помнить: большее внимание нужно уделить не сюжету и философским проблемам героев, а структуре произведения, тропам, литературным приёмам.

  1. Анализ художественного произведения

1. Определить тему и идею /главную мысль/ данного произведения; проблемы, затронутые в нем; пафос, с которым произведение написано;

2. Показать взаимосвязь сюжета и композиции;

3. Рассмотреть субъектную организацию произведения /художественный образ человека, приемы создания персонажа, виды образов-персонажей, система образов-персонажей/;

4. Выяснить авторское отношение к теме, идее и героям произведения;

5. Определить особенности функционирования в данном произведении литературы изобразительно-выразительных средств языка;

6. Определить особенности жанра произведения и стиля писателя.

Примечание: по этой схеме можно писать сочинение-отзыв о прочитанной книге, при этом в работе представить также:

1. Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

2. Развернутое обоснование самостоятельной оценки характеров героев произведения, их поступков и переживаний.

3. Развернутое обоснование выводов.

  1. Анализ прозаического литературного произведения

Приступая к анализу художественного произведения, в первую очередь, необходимо обратить внимание на конкретно-исторический контекст произведения в период создания данного художественного произведения. Необходимо при этом раз¬личать понятия исторической и историко-литературной обстановки, в последнем случае имеется в виду

• литературные направления эпохи;

• место данного произведения среди произведений других авторов, написанных в этот период;

• творческая история произведения;

• оценка произведения в критике;

• своеобразие восприятия данного произведения современниками писателя;

• оценка произведения в контексте современного прочтения;

Далее следует обратиться к вопросу об идейно-художественном единстве произведения, его содержания и формы (при этом рассматривается план содержания - что хотел сказать автор и план выражения - как ему удалось это сделать).

Концептуальный уровень художественного произведения 
(тематика, проблематика, конфликт и пафос)

Тема - это то, о чем идет речь в произведении, основная проблема, поставленная и рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое; это те типические явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении. Созвучна ли тема основным вопросам своего времени? Связано ли с темой название? Каждое явление жизни - это отдельная тема; совокупность тем - тематика произведения.

Проблема - это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Одна и та же проблема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права - проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости...). Проблематика - перечень проблем, затронутых в произведении. (Они могут носить дополнительный характер и подчиняться главной проблеме.)

Идея - что хотел сказать автор; решение писателем главной проблемы или указание пути, которым она может решаться. (Идейный смысл - решение всех проблем - главной и дополнительных - или указание на возможный путь решения.)

Пафос - эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств (м.б. утверждающий, отрицающий, оправдывающий, возвышающий...).

Уровень организации произведения как художественного целого

Композиция - построение литературного произведения; объединяет части произведения в одно целое.

Основные средства композиции:

Сюжет - то, что происходит в произведении; система основных событий и конфликтов.

Конфликт — столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия. Конфликт может происходить между личностью и обществом, между персонажами. В сознании героя может быть явным и скрытым. Элементы сюжета отражают ступени развития конфликта;

Пролог - своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого, он эмоционально настраивает читателя на восприятие (встречается редко);

Экспозиция- введение в действие, изображение условий и обстоятельств, предшествовавших непосредственному началу действий (может быть развернутой и нет, цельной и «разорванной»; может располагаться не только в начале, но и в середине, конце произведения); знакомит с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия;

Завязка — начало движения сюжета; то событие, с которого начинается конфликт, развиваются последующие события.

Развитие действия - система событий, которые вытекают из завязки; по ходу развития действия, как правило, конфликт обостряется, а противоречия проявляются все яснее и острее;

Кульминация - момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта, кульминация представляет основную проблему произведения и характеры героев предельно ясно, после нее действие ослабевает.

Развязка — решение изображаемого конфликта или указание на возможные пути его решения. Заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Как правило, в ней или разрешается конфликт или демонстрируется его принципиальная неразрешимость.

Эпилог - заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев (иногда дается оценка изображенному); это краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами произведения после окончания основного сюжетного действия.

Сюжет может излагаться:

• В прямой хронологической последовательности событий;

• С отступлениями в прошлое - ретроспективами - и «экскурсами» в будущее;

• В преднамеренно измененной последовательности (см. художественное время в произведении).

Несюжетными элементами считаются:

• Вставные эпизоды;

• Лирические (иначе - авторские) отступления.

Их основная функция - расширять рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не связаны напрямую с сюжетом.

В произведении могут отсутствовать отдельные элементы сюжета; иногда сложно разделить эти элементы; иногда встречается несколько сюжетов в одном произведении - иначе, сюжетных линий. Существуют различные трактовки понятий «сюжет» и «фабула»:

1) сюжет - главный конфликт произведения; фабула - ряд событий, в которых он выражается;

2) сюжет - художественный порядок событий; фабула - естественный порядок событий

Композиционные принципы и элементы:

Ведущий композиционный принцип (композиция многоплановая, линейная, кольцевая, «нитка с бусами»; в хронологии событий или нет...).

Дополнительные средства композиции:

Лирические отступления - формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображенного (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции);

Вводные (вставные) эпизоды (не связанные непосредственно с сюжетом произведения);

Художественные предварения - изображение сцен, которые как бы предсказывают, предваряют дальнейшее развитие событий;

Художественное обрамление - сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его, придавая дополнительный смысл;

Композиционные приемы - внутренние монологи, дневник и др.

Уровень внутренней формы произведения

Субъектная организация повествования (ее рассмотрение включает следующее): Повествование может быть личное: от лица лирического героя (исповедь), от лица героя-рассказчика, и безличное (от лица повествователя).

1) Художественный образ человека - рассматриваются типические явления жизни, нашедшие отражение в этом образе; индивидуальные черты, присущие персонажу; раскрывается своеобразие созданного образа человека:

• Внешние черты - лицо, фигура, костюм;

• Характер персонажа - он раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, проявляется в портрете, в описаниях чувств героя, в его речи. Изображение условий, в которых живет и действует персонаж;

• Изображение природы, помогающее лучше понять мысли и чувства персонажа;

• Изображение социальной среды, общества, в котором живет и действует персонаж;

• Наличие или отсутствие прототипа.

2) 0сновные приемы создания образа-персонажа:

• Характеристика героя через его действия и поступки (в системе сюжета);

• Портрет, портретная характеристика героя (часто выражает авторское отношение к персонажу);

• Прямая авторская характеристика;

• Психологический анализ - подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений -внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики души», т.е. движения внутренней жизни героя;

• Характеристика героя другими действующими лицами;

• Художественная деталь - описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы);

3) Виды образов-персонажей:

лирические - в том случае, если писатель изображает только чувства и мысли героя, не упоминая о событиях его жизни, поступках героя (встречается, преимущественно, в поэзии);

драматические - в том случае, если возникает впечатление, что герои действуют «сами», «без помощи автора», т.е. автор использует для характеристики персонажей прием самораскрытия, самохарактеристики (встречаются, преимущественно, в драматических произведениях);

эпические - автор-повествователь или рассказчик последовательно описывает героев, их поступки, характеры, внешность, обстановку, в которой они живут, отношения с окружающими (встречаются в романах-эпопеях, повестях, рассказах, новеллах, очерках).

4) Система образов-персонажей;

Отдельные образы могут быть объединены в группы (группировка образов) - их взаимодействие помогает полнее представить и раскрыть каждое действующее лицо, а через них - тематику и идейный смысл произведения.

Все эти группы объединяются в общество, изображенное в произведении (многоплановое или одноплановое с социальной, этнической и т.п. точки зрения).

Художественное пространство и художественное время (хронотоп): пространство и время, изображенное автором.

Художественное пространство может быть условным и конкретным; сжатым и объемным;

Художественное время может быть соотнесенным с историческим или нет, прерывистым и непрерывным, в хронологии событий (время эпическое) или хронологии внутренних душевных процессов персонажей (время лирическое), длительным или мгновенным, конечным или бесконечным, замкнутым (т.е. только в пределах сюжета, вне исторического времени) и открытым (на фоне определенной исторической эпохи).

Позиция автора и способы ее выражения:

•Авторские оценки: прямые и косвенные.

•Способ создания художественных образов: повествование (изображение происходящих в произведении событий), описание (последовательное перечисление отдельных признаков, черт, свойств и явлений), формы устной речи (диалог, монолог).

•Место и значение художественной детали (художественная подробность, усиливающая представление о целом).

Уровень внешней формы. Речевая и ритмомелодическая организация художественного текста

Речь персонажей - выразительная или нет, выступающая как средство типизации; индивидуальные особенности речи; раскрывает характер и помогает понять отношение автора.

Речь повествователя - оценка событий и их участников

Своеобразие словопользования общенародного языка (активность включения синонимов, антонимов, омонимов, архаизмов, неологизмов, диалектизмов, варваризмов, профессионализмов).

Приемы образности (тропы - использование слов в переносном значении) - простейшие (эпитет и сравнение) и сложные (метафора, олицетворение, аллегория, литота, перифраз).

Анализ поэтического произведения

План анализа стихотворения

1. Элементы комментария к стихотворению:

- Время (место) написания, история создания;

- Жанровое своеобразие;

- Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.);

- Пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки.

2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя.

3. Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения.

4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы:

- Композиционные решения;

- Особенности самовыражения лирического героя и характер повествования;

- Звуковой ряд стихотворения, использование звукозаписи, ассонанса, аллитерации;

- Ритм, строфика, графика, их смысловая роль;

- Мотивированность и точность использования выразительных средств.

4. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные - любые).

5. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения.

6. Дополнительные (свободные) размышления.


Анализ поэтического произведения 
(схема)

Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить непосредственное содержание лирического произведения - переживание, чувство;

Определить «принадлежность» чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства);

- определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая - косвенная);

- определить организацию (композицию) лирического произведения;

- определить своеобразие использования изобразительных средств автором (активное - скупое); определить лексический рисунок (просторечие- книжно-литературная лексика...);

- определить ритмику (однородная - неоднородная; ритмическое движение);

- определить звуковой рисунок;

- определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику.


Поэтическая лексика

Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов;

- выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;

- определить своеобразие и активность использования тропов

ЭПИТЕТ - художественное определение;

СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого;

АЛЛЕГОРИЯ (иносказание) - изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы;

ИРОНИЯ - скрытая насмешка;

ГИПЕРБОЛА - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление;

ЛИТОТА - художественное преуменьшение;

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать;

МЕТАФОРА - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.


Поэтический синтаксис
(синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)

- риторические вопросы, обращения, восклицания - они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа;

- повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений;

- антитезы – противопоставления;


Поэтическая фонетика

Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.)

Аллитерация – повторение согласных звуков;

Ассонанс – повторение гласных звуков;

Анафора - единоначалия;


Композиция лирического произведения

Необходимо:

- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;

- выяснить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной мысли;

- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)

- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;

- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).


Анализ драматического произведения

Схема анализа драматического произведения

1. Общая характеристика: история создания, жизненная основа, замысел, литературная критика.

2. Сюжет, композиция:

- основной конфликт, этапы его развития;

- характер развязки /комический, трагический, драматический/

3. Анализ отдельных действий, сцен, явлений.

4. Сбор материала о персонажах:

-внешность героя,

- поведение,

- речевая характеристика

- содержание речи /о чем?/

- манера /как?/

- стиль, словарь

- самохарактеристика, взаимные характеристики героев, авторские ремарки;

- роль декораций, интерьера в развитии образа.

5. ВЫВОДЫ: Тема, идея, смысл заглавия, система образов. Жанр произведения, художественное своеобразие.


Драматическое произведение

Родовая специфика, «пограничное» положение драмы (Между литературой и театром) обязывает вести ее анализ по ходу развития драматического действия (в этом принципиальное отличие анализа драматического произведения от эпического или лирического). Поэтому предлагаемая схема носит условный характер, она лишь учитывает конгломерат основных родовых категорий драмы, особенность которых может проявиться по-разному в каждом отдельном случае именно в развитии действия (по принципу раскручиваемой пружины).

1. Общая характеристика драматического действия (характер, план и вектор движения, темп, ритм и т.д.). «Сквозное» действие и «подводные» течения.

2. Тип конфликта. Сущность драматизма и содержание конфликта, характер противоречий (двуплановость, внешний конфликт, внутренний конфликт, их взаимодействие), «вертикальный» и «горизонтальный» план драмы.

3. Система действующих лиц, их место и роль в развитии драматического деиствия и разрешения конфликта. Главные и второстепенные герои. Внесюжетные и внесценические персонажи.

4. Система мотивов и мотивочное развитие сюжета и микросюжетов драмы. Текст и подтекст.

5. Композиционно-структурный уровень. Основные этапы в развитии драматического действия (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Принцип монтажности.

6. Особенности поэтики (смысловой ключ заглавия, роль театральной афиши, сценический хронотип, символика, сценический психологизм, проблема финала). Признаки театральности: костюм, маска, игра и постситуативный анализ, ролевые ситуации и др.

7. Жанровое своеобразие (драма, трагедия или комедия?). Истоки жанра, его реминисценции и новаторские решения автором.

8. Способы выражения авторской позиции (ремарки, диалогичность, сценичность, поэтика имен, лирическая атмосфера и др.)

9. Контексты драмы (историко-культурный, творческий, собственно-драматический) .

10. Проблема интерпретаций и сценическая история.

 

Схема анализа лирического (поэтического) произведения

 

Анализ лирического произведения – это один из вариантов сочинения. Как правило, темы такого рода выглядят примерно так: «Стихотворение А.А. Блока «Незнакомка»: восприятие, истолкование, оценка». В самой формулировке заложено то, что необходимо вам сделать для раскрытия идейно-тематического содержания и художественных особенностей лирического произведения: 1) рассказать о своём восприятии произведения; 2) истолковать, то есть приблизиться к авторскому замыслу, разгадать идею, заложенную в произведении; 3) выразить своё эмоциональное отношение к произведению, рассказать о том, что затронуло, удивило вас, обратило ваше внимание.

 

1. История создания произведения:

  • факты из биографии автора, связанные с созданием поэтического произведения
  • место произведения в творчестве автора.
  • кому посвящено стихотворение (прототипы и адресаты произведения)?

2. Жанр стихотворения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения (если есть) и его смысл.

4. Образ лирического героя. Его близость автору.

5. Идейно-тематическое содержание:

  • ведущая тема;
  • идея (основная мысль) произведения
  • развитие мысли автора (лирического героя)
  • эмоциональная окраска (направленность) произведения и способы её передачи

6. Художественные особенности:

  • художественные приёмы и их значение;
  • ключевые слова и образы, связанные с идеей произведения;
  • приёмы звукописи;
  • наличие/отсутствие деления на строфы;
  • особенности ритмики стихотворения: стихотворный размер, рифмы, рифмовки и их связь с идейным замыслом автора.

7. Ваше читательское восприятие произведения.

 

Схема анализа эпического произведения (рассказа, повести)

 

1. История создания произведения:

  • факты из биографии автора, связанные с созданием данного произведения.
  • связь произведения с исторической эпохой его создания;
  • место произведения в творчестве автора.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения и его смысл.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

7. Система образов произведения:

  • персонажи произведения (главные, второстепенные; положительные, отрицательные;
  • особенности имён и фамилий персонажей;
  • поступки персонажей и их мотивация;
  • предметно-бытовые детали, характеризующие персонажа;
  • связь персонажа с общественным окружением;
  • отношение к герою произведения других персонажей;
  • самохарактеристика персонажей;
  • авторское отношение к персонажам и способы его выражения.

8. Композиция произведения:

  • деление текста произведения на части, смысл такого деления;
  • наличие прологов, эпилогов, посвящений и их смысл;
  • наличие вставных эпизодов и лирических отступлений и их смысл;
  • наличие эпиграфов и их смысл;
  • наличие лирических отступлений и их смысл.

9. Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?

10. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

11. Особенности языка произведения.

План комплексного анализа прозаического текста.

 

  1. Определите тему, основную мысль текста.
  2. Озаглавьте текст. Объясните смысл названия.
  3. Определите стиль текста, обоснуйте свое мнение.
  4. Укажите средства художественной изобразительности (если анализируется художественный текст).
  5. Определите, к какому типу речи (повествованию, описанию, рассуждению) относится текст.
  6. Определите, какую связь между предложениями использует автор (цепную, параллельную, их сочетание).
  7. Найдите в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова; слова, употребленные в переносном значении. Объясните их значение.
  8. Найдите стилистически окрашенные слова. Какова их роль в тексте?
  9. Найдите в тексте заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, архаизмы, фразеологизмы. Объясните их значение.
  10. Сделайте на материале текста разные виды разбора.
  11.  Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста.
  12. Выделите ключевые слова (словосочетания), составьте план.

 

 

Образец  анализа художественного текста.

 

  1. Текст.

- Береги-и! – завопил кто-то отчаянным голосом на весь лес.

«А, береги!» - мелькнёт в голове опьяняющая мысль.

Гикнешь на лошадь и, как сорвавшийся с цепи, помчишься по лесу, уже ничего не разбирая по пути. Только деревья мелькают перед глазами да лепит в лицо грязью из-под копыт лошади. Выскочишь из лесу, увидишь на зеленях пёструю, растянувшуюся по землестаю собак и ещё сильнее наддашь «киргиза» наперерез зверю – по зеленям, взмётам и жнивьям, пока, наконец, не перевалишься в другой остров и не скроется из глаз стая вместе со своим бешеным лаем и стоном. Тогда, весь мокрый и дрожащий от напряжения, осадишь вспенённую, хрипящую лошадь и жадно глотаешь ледяную сырость лесной долины. Вдали замирают крики охотников и лай собак, а вокруг тебя – мёртвая тишина. Полураскрытый строевой лес стоит неподвижно, и кажется, что ты попал в какие-то заповедные чертоги. Крепко пахнет от оврагов грибной сыростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корою. И сырость от оврагов становится всё ощутимее, в лесу холоднеет и темнеет… пора на ночёвку. Но собрать собак после охоты трудно. Долго и безнадёжно-тоскливо звенят рога в лесу, долго слышатся крики, брань и визг собак…. Наконец, уже совсем в темноте, вваливается ватага охотников в усадьбу какого-нибудь почти незнакомого холостяка-помещика.

(И. Бунин. «Антоновские яблоки».)

 

  1. Анализ текста.

Отрывок из рассказа И. Бунина повествует о самом ярком моменте охоты – гонке зверя. Основная мысль автора – показать, с одной стороны, ощущения участника охоты (восторг, азарт, напряжение и т. д.), с другой – его восхищение, удивление первозданностью величавой природы. Можно предложить несколько вариантов заголовка текста: «На охоте», «Гонка зверя» и т. д. По стилю и типу речи отрывок является художественным повествованием с элементами описания. Связь между предложениями параллельная. Средства связи: лексический повтор, однотематическая лексика, синонимы, антонимы, союзы (и, но), наречия (тогда, вдали, крепко, долго), видо-временная соотнесённость глаголов и т. д. Композиционно текст «разделён» на три части: в первой рассказывается об охоте, во второй – о «заповедных чертогах» леса, в третьей – о подготовке к ночёвке. Основной художественный приём – антитеза. Особенно чётко он прослеживается при сравнении первых двух частей текста, в которых автор использует глаголы-антонимы (помчишься, наддашь, мелькают, выскочишь. Перевалишься, осадишь (I) – замирает, стоит (II); определения-антонимы (отчаянный, опьяняющий, сорвавшийся, бешеный, дрожащий, хрипящая (I) – мёртвая (II); обстоятельства-антонимы (не разбирая, сильнее, жадно, наперерез (I) – неподвижно, безнадёжно-тоскливо (II). Чтобы передать чувства героя, автор включает в повествование синонимы (завопил, гикнешь - I), эпитеты (полураскрытый, заповедные - II), метафоры (деревья мелькают – I, замирают крики - II); слова, употреблённые в переносном значении (в тексте «киргиз»- порода лошади; прямое значение – человек киргизской национальности); приём градации (слышатся крик, брань, визг собак); многозначные слова (в тексте слово рога означает однотонный музыкальный инструмент, используемый для подачи сигнала; другое значение слова рога – закостеневшие отростки на голове животного). В отрывке встречаются слова с разной стилистической окрашенностьюпросторечные (по зеленям, взметам); разговорные (гикнешь, наперерез), профессиональные (береги - охотничий термин, призывающий к осторожности и внимательности при гонке зверя); выражение, образованные от фразеологизма «как с цепи сорвался», и так далее.

В тексте используются слова как исконно русские (овраг, безнадежно), так и старославянские (древесный, чертог).

Говоря о синтаксических особенностях текста, следует отметить, что он состоит из 14 предложений (2 - с прямой речью, 7 - простых, 5 - сложных ), осложненных однородными членами, распространенных определениями и обстоятельствами. Как  собственно простые предложение, так и простые, входящие в состав сложных, часто являются односоставными (безличными и определённо-личными). 

Анализируя орфографические особенности текста, можно сгруппировать орфограммы, например: н и нн в отымённых и отглагольных прилагательных (ледяную, отчаянным, бешеным); безударные гласные в корне (мелькает, копыта, опьяняющая, напряжение, долина, растянувшаяся), чередующиеся гласные в корне (разбирая, замирают, выскочишь); ь для обозначения глаголов в форме 2-го лица ед. числа (гикнешь, помчишься, выскочишь, увидишь, глотаешь), приставка пере- (наперерез, перевалишься, перегнившие) и так далее.

Можно предложить следующий план текста:

  1. Азарт охоты.
  2. В «заповедных чертогах» леса.
  3. «Пора на ночёвку».


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа

по русскому языку за курс 6 класса

2016  год


 

Итоговое тестирование за курс 6 класса

Вариант 3

Часть 1

  1. Какое из устаревших слов «начало свою вторую жизнь» в современном русском языке?
  1. губернатор                3)  урядник
  2. полицейский               4) кафтан
  1. Какая из данных пар слов не является антонимами?
  1. быстрый — медлительный
  2. громкий — оглушительный
  3. строить — разрушать
  4. вежливый — грубый
  1. Значение какого фразеологизма объяснено неверно?
  1. намылить шею — намылить шею мылом
  2. камень на душе — тяжелое, гнетущее чувство
  3. держать ушки на макушке — быть очень осмотрительным
  4. между небом и землёй — жить без жилья, без крова, без пристанища
  1. Найдите предложение, в котором есть фразеологизм.
  1. Мы не могли распутать этот узел на верёвке, пришлось его разрубить.
  2. На сшитые изделия наклеивали яркие ярлыки.
  3. Он запустил руку в мешок и вытащил оттуда зайчонка.
  4. Гвоздём программы было выступление известного актёра.
  1. В каком случае неправильное объяснение орфограммы ведёт к орфографической ошибке?
  1. (не)взлюбить не с глаголом пишется раздельно
  2. пр..остановить — приставка обозначает неполное действие, пишется при-
  3. постел..шь — в окончании пишется е, так как это глагол I спряжения
  4. зате..л — в прошедшем времени глагола перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и в неопределённой форме — затеять
  1. В каких словах написание гласной в корне проверяется ударением?
    А. бл..снуть                В.  разб..рать
    Б. сож..леть                Г.   потр..сти
    1) А, Б                2) Б, В        3) А, Г                4) Б, Г
  2. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква е?

А. ненавид..л,   тревож..т,   о   посещени..   лекци.., на знамен..

Б. в дальн..й  командировк.., танц..вал, ищ..т, с имен..м

В. самолёт..к, услыш..т, почу..л, обид..л,  повес..л

Г. дремл..т, разве..т, свеж..го (хлеба), каж..тся, раста..т

1) А, Б                2) Б, В                3) Б, Г                        4) В, Г

  1. В написании каких слов допущены ошибки?

A. расчитывать
Б. дышешь

B. обжёг (руку)
Г.  безидейный

1) Б, В                2) В, Г                3) А, Г                        4) А, Б, Г

  1. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущен мягкий знак?

A. Подпояш..ся,    январ..ский,    глуш..,   строш..ся

Б. еш.., сяд..те, реч.., в лис..ю нору

B. намаж..тесь, фальш.., думаеш.., медвеж..и лапы

Г.  трескуч..,  плющ..,  гоняеш..,  согнёш..

1) Б, Г                2) Б, В                3) А, Б                        4) А, Г

  1. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква и?

A. пр..обрести,    пр..сутствовать,    пр..ветствовать

Б. пр..готовиться, пр..мчаться, пр..милый

B. пр..сесть, пр..цепить, пр..образование

Г.  пр..мерный, пр..школьный, пр..смотреться

1) А, В                2) В, Г                3) А, Г                4) Б, В

  1. В каком слове ударение падает на второй слог?
  1. каталог
  2. позвонишь
  3. квартал
  4. облегчить
  1. Найдите ошибку.
  1. в обеих книгах
  2. с восьмистами рублями
  3. грущу по вас
  4. лягте
  1. Какое слово состоит: из одной  приставки, корня, двух суффиксов, окончания?
  1. разбирать
  2. вспыхивает
  3. продумывать
  4. заболевать
  1. В каком варианте ответа указаны все слова, где пишутся две буквы н?

A. овчи..ный, бли..ный, безветре..ный

Б. витами..ный, карма..ный, серебря..ный

B. мысле..ный,    дикови..ный,    пропасть   бездо..на

Г.  стари..ный, равни..ный, платье дли..но

1) А, Б                2) Б, Г                3) А, В, Г                        4) В, Г

  1. В каком варианте ответа указаны все слова, которые пишутся через дефис?

A. (северо) восток, кого (то), ярко (красный)

Б. кое (кого), (средне) европейский, (железно)дорожный

B. (восточно)   европейский,   (западно)   сибирский, (кое) с кем

Г. чьего (то), с кем (нибудь), горько (солёный)

1) А, Б                2) Б, В                3) А, Г                        4) В, Г

  1. Найдите предложение без грамматической ошибки.
  1. В прошлом году погода была более прохладнее.
  2. Зал    заполнен    семьюстами    пятьюдесятью зрителями.
  3. Байкал — самое глубочайшее пресное озеро.
  4. Сегодня обед был более вкуснее, чем вчера.
  1. В каком предложении на месте пропуска пишется буква е?
  1. Вытр..те руки: они у вас мокрые.
  2. Когда вытр..те, повесьте полотенце сушиться.
  3. Обязательно проветр..те на перемене класс.
  4. Выйд..те из леса, и вы увид..те прекрасный пейзаж.
  1. Со всеми словами какого ряда не пишется слитно?
  1. (не) высокие горы; (не) большой, а маленький дом
  2. (не) широкая, но глубокая река; (не) навидит ложь
  3. (не) брежная запись; (не) хотел идти
  4. явная (не) лепица; (не) решительность, а робость
  1. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
  1. Обычная беличья пища — семена хвойных деревьев.
  2. Дерево словно кивнуло и вылило за шиворот мне пригоршню чистой воды.
  3. Первые лучи солнца коснулись верхушек деревьев, и они озарили всю окрестность.
  4. Под ёлкой спит зайчонок и страшно ему становится от лесных шорохов.
  1. Найдите   ошибку   в   характеристике   морфологических признаков данных слов.
  1. и — союз
  2. (с) завтрашнего (дня) — прилаг., качеств., Род. пад., ед. ч., муж. р.
  3. стемнело — глагол, начальная форма — стемнеть, в безл. знач., сов. в., неперех., I спр., в изъяв, накл., ед. ч., прош. вр., ср. р.
  4. приготовишь — глаг., начальная форма — приготовить, сов. в., перех., II спр., изъяв, накл., ед. ч., буд. вр., 2-е л.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания.

Небо словно рассвирепело и посылало удар за ударом.   Над   головой   будто   треснуло  что-то. Вспышки молний опоясали свод небес.  Снова грохнуло ещё протяжнее, сильнее, страшнее.

  1. Определите стиль речи.
  1. художественный
  2. научный
  3. деловой
  4. разговорный
  1. Определите тип речи.
  1. повествование
  2. описание
  3. рассуждение
  1. Какое   средство   связи   предложений   использовано   в тексте?
  1. местоименная связь (замена местоимениями существительных)
  2. слова одной тематической лексики (ключевые слова)
  3. синонимы
  4. антонимы
  1. Какое средство выразительности языка не использовано в тексте?
  1. слова в переносном значении
  2. сравнение (сопоставление двух явлений, в результате чего изображение становится ярче, выразительнее)
  3. градация (однородные члены предложения, близкие по смыслу, расположенные по степени усиления или ослабления действия, явления)
  4. эпитеты (определения, которые не только подчёркивают свойство предмета, но и образно рисуют его, придают ему особую выразительность)
  1. Найдите ошибку в определении грамматической основы предложения.
  1. первое предложение — посылало удар
  2. второе предложение — что-то треснуло
  3. третье предложение — вспышки опоясали
  4. четвёртое предложение — грохнуло
  1. Выпишите из текста слово, образованное суффиксальным способом.

Часть 3

Выполните только одно из заданий: С3.1 или С3.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С3.1 или С3.2

С3.1  Прочитайте текст и выполните задание к нему.

(1)Утром 7 октября 1812 года французская армия начала отступление из Москвы. (2)3ахватчики везли с собой на повозках много награбленного добра. (З)Уходя из города, Наполеон приказал взорвать Кремль. (4)Это была месть непокорённому народу за неудачи завоевателей. (5)... (6)Кремль был спасён. (7)Выйдя из Москвы, французская армия направилась на юг, чтобы двигаться по ещё не разорённым местам, где можно добыть продовольствие. (8)Но русские войска преградили ей путь. (9)После ожесточённых боёв они заставили французов отступать по местности, которую те сами же разорили.

Прочитайте текст ещё раз.

Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Почему русские войска преградили путь французской армии, отступавшей из Москвы?»

Объём сочинения 30-40 слов.

Сочинение пишите аккуратным и разборчивым почерком.

С3.2  Прочитайте предложения и выполните задания.

Я среза'л цветы. – Я давно сре'зал цветы.

Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Какова роль ударения в русском языке?»

Подумайте, чем различаются глаголы в данных предложениях по форме и по смыслу и какова в этом роль ударения.

В сочинении объясните две функции ударения: форморазличительную и смыслоразличительную. В качестве аргументов приведите глаголы из данных предложений.

Объём сочинения 30-40 слов.

Сочинение пишите аккуратным и разборчивым почерком.


Фамилия _____________ имя ________________ класс ___________ вариант_________

БЛАНК ОТВЕТОВ

        Часть 1

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

1

2

3

4

А11

А12

А13

А14

А15

А16

А17

А18

А19

А20

1

2

3

4

ЗАМЕНА ОШИБОЧНЫХ ОТВЕТОВ

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

1

2

3

4

        Часть 2

В1

В2

В3

В4

В5

В6

1

2

3

4

ЗАМЕНА ОШИБОЧНЫХ ОТВЕТОВ

В

В

В

В

В

В6

1

2

3

4

Часть 3

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на

Баллы

СК1

Соответствие работы предложенной теме.

Содержание сочинения соответствует предложенной теме.

1

Написанный экзаменуемым текст не соответствует заданной теме, или сочинение представляет собой переписанный или пересказанный исходный текст.

0

СК2

Соответствие работы заданному типу речи (рассуждение)

Сочинение соответствует заданному типу речи: текст представляет собой цепочку мыслей, подтверждающих или опровергающих основной тезис; используются соответствующие данному типу речи лексико-грамматические средства.

1

Сочинение не соответствует заданному типу речи: не разворачивается цепочка мыслей, и/или нет основного тезиса, и/или используются не соответствующие  данному типу речи лексико-грамматические средства.

0

СК3

Наличие примеров-аргументов

Учащийся привёл из текста  примеры, которые служат обоснованием ответа на вопрос.

2

Экзаменуемый привёл из текста примеры, которые служат лишь частичным обоснованием ответа на вопрос.

1

 Учащийся не привёл из текста  примеров, которые служат обоснованием ответа на вопрос.

и/или

Учащийся привёл из текста  примеры, которые не служат обоснованием ответа на вопрос.

0

СК4

Смысловая цельность и логичность изложения мыслей

В работе отсутствуют логические ошибки; нет нарушений абзацного членения текста.

1

В работе допущено 2 и более логические ошибки и/или имеются 2 и более нарушения абзацного членения текста.

0

СК5

Композиционная стройность

Работа подчинена одному из видов композиции сочинения-рассуждения; начало соотносится с концом, ошибок в построении текста нет.

1

Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости.

0

СК6

Фактическая точность сочинения-рассуждения

Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов  нет.

2

Фактических ошибок в изложении материала нет, однако допущена 1 ошибка в понимании и употреблении терминов.

1

Учащимся допущены фактические ошибки в изложении материала,  

и/или

есть 2 или более ошибки в понимании и употреблении терминов.

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям
СК 1 – СК 6

8


Критерии оценки грамотности экзаменуемого

Баллы

ГК1

Соблюдение орфографических норм

орфографических ошибок нет или допущено не более 2 ошибок

2

допущено не более 3 ошибок

1

допущены 4 ошибки и более

0

ГК2

Соблюдение пунктуационных норм

пунктуационных ошибок нет или допущено не более 2 ошибок

2

допущено не более 3 ошибок

1

допущены 4 ошибки и более

0

ГК3

Соблюдение грамматических норм

грамматических ошибок нет или допущена 1 ошибка

2

допущены 2 ошибки

1

допущены 3 ошибки и более

0

ГК4

Соблюдение речевых норм

речевых ошибок нет или допущено не более 2 ошибок

2

допущено не более 3 ошибок

1

допущены 4 ошибки и более

0

Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ГК1 – ГК4

8

Максимальный балл за всю работу – 42 балла.

Шкала перевода в пятибалльную систему

«2»

«3»

«4»

«5»

0-18 баллов

19-28 баллов

29-36 баллов

Из них не меньше 4 баллов по критерию грамотность

37-42 балла

Из них не меньше 5 баллов по критерию грамотность