Исследовательская деятельность детей в ДОУ

Гильманова Венера Закиевна

Исследуем с детьми.

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму»

Сейчас в современной жизни, в эпоху информатизации и компьютеризации человеку требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь — умение добывать знания самому, мыслить самостоятельно и творчески.

В д/саду экспериментирование пронизывает все сферы д/деятельности, начиная с приёмом пищи, игр, занятий, прогулок, сна. А в ходе этой деятельности, ребенок познает свойства и связи, а ответы запоминает надолго. Придя домой, дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях, ставят такие же ответы дома.

Мы, педагоги выступаем в роли партнера, проявляющего живой интерес к познавательному объекту, используя выражения: «Подумаем вместе»; «Найди схожие листья деревьев». Если ребенок ошибся, то слушают ответы других детей. Педагоги дают ребенку возможность самому найти пути к получению новых знаний. Ведь роль воспитателя заключается в том, чтобы организовать активную деятельность в форме дискуссии, диалога, используя поисковые методы.

Во всех группах д/с имеются различные оборудования для центра исследовательской деятельности; это — центр песка и воды, центр воздуха, науки и природы, кулинарии, литературы, манипулятивный центр с мелкими предметами: различные магниты, бумага, ткани, природный материал, предметы для игры «Тонет — не тонет» и др.

Ведь детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, как выделяют ученые.

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

А положительный результат можно будет достичь при систематичности, планомерности проведения поисковой деятельности в последовательности работы педагога.


 


 


 

Исследовательская деятельность в ДОУ.

В детском саду экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, начиная с приёмом пищи, игр, занятий, прогулок, сна. Ребенок познает свойства и связи, а опыты запоминают надолго. Придя домой, дети с удовольствием пересказывают о своих открытиях, наблюдениях.

Мы, педагоги выступаем в роли партнера, проявляющего живой интерес к познавательному объекту. Дети усваивают прочно, надолго все то, что видят, слышат, делают сами. Изучено, что в процессе исследования предметов у детей развивается память, речь, активизируются мыслительные процессы.

В нашем детском саду мы создали опытно-исследовательские центры, где используем такие методы и приемы: наблюдения, эксперименты, опыты, моделирование, наглядность и практические действия. В группах имеются мини-лаборатории с различными предметами и атрибутами для работы: лупа, песочные часы, природный материал (песок, камешки, глина, ракушки, шишки), простейшие медицинские инструменты (весы, ложки, пипетки, шприцы, вата и др.).

Ведь современное дошкольное образование отличается широким использованием интерактивного оборудования ИКТ.

В старших и подготовительных группах детского сада имеются мини-микроскопы для наблюдения мелких сыпучих предметов, перышки, листья, камешки и др. Наши воспитатели всех групп участвовали в смотрах-конкурсах по исследовательским центрам развития. Был представлен богатый перечень материалов дидактических игр, предметов для работы с детьми по данному направлению, где ребенок совсем иначе мог взглянуть на самые простые вещи, увидеть их красоту и уникальность. Потому что исследуя, ребенок познает природу, самой жизни, видит в обычном необычное, в знакомом незнакомое. На протяжении многих лет работая над этим направление в ДОУ, мы поняли, что эта деятельность притягивает не только детей, но и взрослых. Проводим родительские собрания, консультации, беседы, размещаем информации в родительских уголках, объясняя, что главное — надо дать детям импульс, чтобы ребенок самостоятельно сам искал новые пути к знаниям, чтобы он сам делал эту работу, проникся в неё.

Совместно с родителями участвуем в конкурсах «Юный исследователь» где ребята представляют со своими воспитателями свои работы. Также создавали совместные проекты «Ходит капелька по кругу», дающий детям элементарные знания о круговороте воды в природе и разнообразии состояний воды в окружающей среде. Почти все педагоги ДОУ показали открытые мероприятия молодым педагогам. Имея многолетний опыт в работе с детьми, мы знаем, что элементы исследовательской деятельности можно включать не только в познавательные занятия, но и в занятия по развитию речи, математике, рисованию, здоровья, моделированию.

Благодаря проделанной работе наши дети стали более самостоятельными, думающими, инициативными, открытыми, способными на творческий подход к любому делу. А исследовательские занятия, опыты для дошкольника — главный источник получения представлений об окружающем мире.

А положительный результат можно будет достичь при систематичности, планомерности проведения поисковой деятельности в последовательной работе педагога.