Учителям

Хамидуллина Аклима Мирхатиповна

                                              МАСТЕР-КЛАСС

 

                                        На  тему  «Миру –мир».

 

Метод «Кластер» в технологии развития критического мышления на уроках татарского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_dnya_bibliotek_2018.doc48 КБ
Файл miru-mir.docx19.5 КБ
Файл master-klass.pptx1.45 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

Международный день школьных библиотек

-видео

Вед. 1. Да! Я люблю свою профессию

И с каждым годом все сильней,

Она похожа на поэзию,

Хоть много будничного в ней,

Она, как стих, не терпит серости,

Не терпит косности и зла,

Она еще в глубокой древности

Талант и мудрость обрела.

Вед.2. Добрый день уважаемые библиотекари! Хорошо, что стало доброй традицией отмечать День школьных библиотекарей. Этот день – день благодарения за тепло ваших сердец, за отданные работе силы, за опыт, которым Вы делитесь с молодым поколением, помогая им стать грамотнее, начитаннее.

Вед. 1. Сегодня мы чествуем людей, которые, пронесли сквозь трудности жизни — надежду на лучшее. Вы помогаете нам учиться, жить и радоваться в наше самое нелегкое, школьное время. Учите нас оптимизму и упорству.

Вед.2.  Слово для поздравления библиотекарей предоставляется – методисту Управления образования Администрации муниципального района Туймазинский район Гумеровой Фидалие Фидаиловне   (Выступление) 

Вед.1. Библиотека в школе. В наших умах она оставляет тысячи полезных фактов, интересных мнений и огромное количество информации. А запах книг, вызывающий трепет души! В мире электронных гаджетов ценность книг, к счастью, не утеряна и школьники всё также поглощают знания учебников и художественных произведений.

Вед.2. С праздником, дорогие наши библиотекари!

Вед.2.  Библиотекари наши, родные,

От всей мы вас благодарим.

За труд, старание и дела святые

От всей души «спасибо» говорим.

Вед.2: Простите нас за шум в библиотеке,

За лень и что просрочили возврат.

Пусть все добро, что вы несете,

К вам возвращается побольше, во стократ.

Музыкальный номер

Вед. 1.  Первый Международный день школьных библиотек был проведен 18 октября 1999 года по инициативе ЮНЕСКО. Впервые его провозгласил президент Международной ассоциации школьных библиотек Бланш Вуллз. Он предлагал отмечать праздник в 3 понедельник октября.

Австралийская организация Школьных библиотек (SLAV) была первой организацией, которая стала отмечать Международный День школьных библиотек.

Вед. 2.  В 2005 году официальный статус праздника подтвердил уже новый президент этой организации Питер Гинко, перенеся его на 4 понедельник октября.

Эмблема праздника представляет собой цветок с шестью лепестками, изображенный на фоне раскрытой книги.

Вед. 1.  В России День школьных библиотек впервые провели в 2008 году.

Отмечая Ваш праздник – День школьного библиотекаря, мы получаем возможность на один раз больше в году радоваться, и радовать Вас!

Выступление детей :

 

1:Нынче праздник, день осенний,

Сколько радостных речей!

Принимайте поздравленья

И от нас — от малышей!

2: Лучше доктора любого

И простудам всем назло,

Лучше всякого лекарства —

Ваших добрых душ тепло.

3:Мама с папой заняты,

Вечно на работе,

Вы сказку нам покажете,

И книжку нам прочтете!

4:Каждый школьник знает

С самых детских лет,

Библиотек нужнее

В школе залов нет!

5:Здесь книги знания дают

И на душе покой,

У каждого имеется

Любимый свой герой.

6:Так с праздником всеобщим,

С днем библиотек.

Мы вам желаем счастья

Успехов, долгих лет!

Вед.2.: Если кто-то жалуется на плохое настроение, на неважное здоровье, у кого-то тонус понижен, у кого-то хандра, у кого-то чего-то много, у другого чего-то мало...Мы вам советуем: не ходите к докторам, приходите в гости к нам.

Мы обещаем, что вам с нами будет тепло и уютно. Прочитаете интересную книжку, улыбнётесь весёлой шутке — улучшится настроение. А завтра утром проснётесь с улыбкой, аппетит - как в гостях, упругость в походке, и душа поёт.

Веселая песня «____________» (муз. Номер)

Вед.1.: Современный библиотекарь — это не только хранитель книг. Он еще и педагог, и артист, и психолог, и маркетолог, и специалист в области информационных технологий. В широком смысле это хранитель источников информации. Будь то глиняные таблички, книги, пленки, диски или файлы. Ему известны секреты навигации в бесконечном информационном патоке, секреты классификации, обработке и упорядочения информации, составления библиографических справочников и каталогов. Библиотекарь консультирует посетителей, выдает хранящиеся в библиотеке книги, периодику, файлы, ведет учет выданных и возвращенных материалов. Организует хранение информации и занимается ее поиском. Он принимает участие в создании фонда Регистрирует и составляет подшивки периодических изданий.

Сегодня среди нас есть и молодые библиотекари, которые всем этим занимаются. Это – Сафронова Екатерина Васильевна школа  №6 г. Туймазы,  ????? Регина Ришатовна  школа  №7 г. Туймазы, Фаткуллина Лилия Комиловна  школа  с. Николаевка и Романова Гульназ Рифовна  школа с. Субханкулово.

Хочется поздравить молодых библиотекарей с сегодняшним праздником и пожелать огромных успехов в работе, благополучия в личной жизни, везения и оптимизма.

Вед.2: Пусть исполнятся все ваши пожелания,

Пусть удача ждет вас впереди,

Счастья, мира, взаимопонимания,

Библиотеки, полные детьми.

Вед.1: Чтоб читатели любили книги, чтенье,

Тишину чтоб нарушал лишь добрый смех.

И в любых делах желаем лишь везенья,

Чтоб ценили вас, и вы ценили всех.

Вед. 1.  Самуил Яковлевич Маршак так писал о времени:

Мы знаем: время растяжимо, оно зависит от того,

Какого рода содержимым вы наполняете его.

И сегодня мы наполняем ваше время –

песнями, танцами и музыкой.

                                             Танец «_______________»

Вед.2.  Жизнь… жизненный путь - это дорога, по которой можно определить характер человека. Посмотреть, что сделано в жизни, сделано не для себя – для других. Ведь добрым словом, добрым делом мы продляем жизнь не только себе, но и людям, которые нас окружают.

Вед. 1.  Вы все уже взрослые и солидные люди. У каждого из них много заслуг за плечами. Каждый из них на протяжении своей жизни делал очень много для нашего поселка, для нас с вами. И мы благодарны им за это.

Для поздравления на сцену приглашается методист Управления образования Гумерова Фидалия Фидаиловна

Вед.1.   За многолетний и добросовестный труд Почетной грамотой Управления образования Администрации муниципального района Туймазинский район награждается  

Вед.2.      Нина Михайловна Хакимова -библиотекарь МБОУ СОШ №1 с. Серафимовский- 45 лет библиотечного стажа;

Вед.1.      Филиза Сабитовна Фаттахова - библиотекарь МБОУ СОШ с. Карамалы Губеево - 30 лет библиотечного стажа;

Вед. 2.  Дарья Фарвазетдинова Насибуллина  - библиотекарь МБОУ СОШ с. Старые Туймазы  - 30 лет библиотечного стажа.

Спасибо Фидалия Фидаиловна

Вед.1.  Как же празднуют этот праздник за рубежом?  

В Австралии принято в этот день надевать национальную одежду. Во всех школьных библиотеках работают волонтеры. Проводят выставки фотографий и разных книг. В школах ведут открытые уроки и проводят классный час, на котором обсуждают с детками все вопросы по поводу книг. Римский университет проводит семинары, в которых обсуждаются вопросы школьных библиотек и то, как они помогают обучаться детям. В Польше распространены конкурсы по чтению книг, выставки, посвященные библиотекам. И самым главным является конкурс по созданию закладки для книги. Румыния проводит акции по сбору книг для школьных библиотек, а также чтение вслух, любимых отрывком литературы. Интересными оказались конкурсы в Чехии. Там постоянно проводят игры, в которых дети должны сделать красивую обложку для книги. Выставки редких и древних книг. Переводы с иностранных языков. Такие конкурсы очень популярны во всем мире.

Вед.1. Слово для поздравления библиотекарей предоставляется – РМО (районное методическое объединение)  библиотекарей Босовой Зимфире Минсагитовне   (Выступление) 

Вед.1.    На сцену приглашается наши юбиляры этого и прошлого года:

Музыкальный номер «_____________»

Вед.1.:  Дорогие, друзья, вот и подошел наш праздник к концу. Праздник нашей профессии, нашей школьной библиотечной работы.
Поздравляем с Днем школьных библиотек,
Дорогие труженицы наши,
Пусть идут года, за веком век —
Книга — это то, чем мир украшен.
Книга — это радость для души,
Добрый друг, учитель, верный спутник.
Пусть и впредь к сиянию вершин
Мир она ведет глубинной сутью.
Вед. 2: Библиотечная работа
На вид простой и тихий труд
Вдали от пышного почета
Библиотекари живут!
Вед. 1: Так пусть же живут они вечно!
Вед. 2: Всем здоровья мы желаем.
Будьте счастливы навек!
Вы не только библиотекарь,
Но еще и человек!!!
Вед. 1: Желаю вам всем не терять бодрости духа, оставаться такими же творческими, мобильными, креативными, душевными и, безусловно, мудрыми! Удачи всем и во всём! До новых встреч! 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная  школа с.Уязытамак муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан (МБОУ ООШ с.Уязытамак )

                                              МАСТЕР-КЛАСС

                                        На  тему  «Миру –мир».

Метод «Кластер» в технологии развития критического мышления на уроках татарского языка и литературы.


             

  Выполнила:   учитель татарского языка и литературы

                                                                                     первой квалификационный категории

                                                                                   Хамидуллина Аклима Мирхатиповна

                                                                  МБОУ ООШ с.Уязытамак.

        Уязытамак

                                                         2020

ХОД МАСТЕР КЛАССА:

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я хочу продемонстрировать один из методических приемов технологии развития критического мышления - кластер, который я использую на своих уроках  татарского языка и литературы»  в условиях реализации ФГОС. Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть новой информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить.

Цели: Содействовать совершенствованию профессиональной компетентности педагогов в достижении более высокого качество работы;

2. Представить наиболее общую современную модель комбинированного урока, включающих три основных этапа: вызов, осмысление, рефлексию.

3. Детально рассмотреть новый прием обучения «Кластер».

На сегодняшний день общество ставит высокие требования перед системой образования:

- качества школьного образования

- использование новых технологий

- Формирование всесторонне и гармонично развитую личность

Сохранение  родного  языка – одна из главных задач учителей  родных языков.

Модель организации урока включает три этапа: ВЫЗОВ – ОСМЫСЛЕНИЕ – РЕФЛЕКСИЯ

1. На этапе вызова происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс.

2. На этапе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. Учащийся вступает в контакт с новой информацией или идеями.

3. Этап рефлексии необходим не только для того, чтобы преподаватель получил обратную связь, но и для того, чтобы сами учащиеся закрепили новые знания, перестроили свои представления, включив в них новые понятия. Именно в рефлексии заключается учение, которое долго служит человеку.

Методический прием «КЛАСТЕР» - это графический прием систематизации материала в виде «грозди».

В переводе означает «пучок», «созвездие».

В кластере выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями.   Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, касающиеся данной темы.

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

      На уроках татарского языка метод «кластер» я очень часто использую, когда изучаем части речи. На уроках татарской литературы - в начале урока, например, при  изучении таких  произведений писателей Туймазинсого района и г. Туймазы Альфиры Бикметовой «Коз» (Осень),»Язмыш »( Судьба) или Фатиха Сайфрана «Эниемэ рэхмэтем» (Спасибо маме) созтавляем кластер.

А теперь  более подробно рассмотрим этот метод на примере стихотворения  «Пулемет һәм кыз» Музагита  Хайрутдиновича Хайрутдинова. (ЧТЕНИЕ ПРИОЗВЕДЕНИЯ)  Составим с вами кластер. (На отдельном листке составим кластер.)

 

Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации. Всё это пригодится в жизни.

Хочу сосредоточить ваше внимание на рефлексии. Именно в рефлексии заключается учение, которое долго служит человеку.  Я использовала метод «синектики» в основе которого лежит 1. Наблюдение: МИР

2. Сравнение: СМЕХ

3.  Выводы: ДЕТСКИЙ ЗВОНКИЙ  СМЕХ МОЖНО УСЛЫШАТЬ ТОЛЬКО В МИРНОЕ ВРЕМЯ.

Например: МИР – ЦВЕТЫ - ЦВЕТЫ  НУЖНЫ ТОЛЬКО В МИРНОЕ ВРЕМЯ.                                                                          

Моим детям очень нравится составлять эти схемы. Вот такие схемы мы с ребятами составляли на уроках татарского языка и литературы.

Свой мастер-класс я хочу завершить КИТАЙСКОЙ мудростью.

    « Я СЛЫШУ – Я ЗАБЫВАЮ,

        Я ВИЖУ- Я ЗАПОМИНАЮ,

       Я ДЕЛАЮ – Я УСВАИВАЮ»

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: МИРУ-МИР МАСТЕР-КЛАСС Технология «Развитие критического мышления» Методический прием « Кластер» учитель татарского языка и литературы п ервой квалификационной категории Хамидуллина Аклима Мирхатиповна МБОУ ООШ с.Уязытамак

Слайд 2

ЦЕЛИ МАСТЕР-КЛАССА: 1. Содействовать совершенствованию профессиональной компетентности педагогов в достижении более высокого качества работы; 2. Представить наиболее общую современную модель комбинированного урока, включающих три основных этапа: вызов, осмысление, рефлексию. 3. Детально рассмотреть новый прием обучения «Кластер».

Слайд 3

Технология «Развитие критического мышления» Авторы: американские педагоги К.Мередит , Д.Огл , Д.Стил , Ч.Темпл Задачи: повышение качества образовательного процесса; повышение учебной мотивации ; повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по предмету; развитие мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни умение принимать взвешенные решения формирование информационной грамотности: развитие способности работать с информацией, выделять главное и второстепенное , анализировать различные стороны явлений.

Слайд 4

Модель организации урока включает три этапа: Вызов – «что знаю?» – актуализация знаний Осмысление – «что хочу знать?» - работа с информацией Рефлексия – «что узнал?» – анализ и оценка информации ВЫЗОВ – ОСМЫСЛЕНИЕ – РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 5

Методический прием «КЛАСТЕР» Это графический прием систематизации материала в виде «грозди ». В переводе означает «пучок», «созвездие».

Слайд 6

Последовательность составления «Кластера» Посередине чистого листа (доски) написать ключевое слово или предложение, которое является идеей или темой.

Слайд 7

Вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

Слайд 8

Правила работы над созданием « Кластера»: постараться построить как можно больше связей не бояться записывать все, что приходит на ум дать волю воображению и интуиции продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут не следовать по заранее определенному плану

Слайд 9

«Кластер» активизирует мыслительную деятельность учащихся: умение ставить вопросы умение выделить главное умение делать сравнение умение устанавливать следственные связи и делать умозаключения умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации

Слайд 10

2020 год объявлен в России Годом памяти и славы.

Слайд 11

Музагит Хайрутдинович Хайрутдинов (1901-1944) «Пулемет һәм кыз”

Слайд 12

ВОЙНА РАССТАВАНИЯ ПОТЕРИ ХОЛОД ГОЛОД Горе семьям СЛЕЗЫ разрушение БОЛЬ СТРАДАНИЯ ОДИНОЧЕСТВО ДЕТИ -СИРОТЫ ГОРОДА,СЕЛА ДУШИ

Слайд 13

Рефлексия Метод синектики 1. Наблюдение: МИР 2. Сравнение: СМЕХ 3. Выводы: ДЕТСКИЙ ЗВОНКИЙ СМЕХ МОЖНО УСЛЫШАТЬ ТОЛЬКО В МИРНОЕ ВРЕМЯ. Мир не кровью, А дружбой и любовью Должны мы уберечь. Ганс Сакс

Слайд 14

КИТАЙСКАЯ МУДРОСТЬ: « Я СЛЫШУ – Я ЗАБЫВАЮ, Я ВИЖУ- Я ЗАПОМИНАЮ, Я ДЕЛАЮ – Я УСВАИВАЮ»

Слайд 15

Спасибо за внимание!