Раздел 3.1-3.5
Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня
Скачать:
Предварительный просмотр:
Манын-оол А. С. - учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 г. Кызыла Р.Тыва
Математика. 3 класс. УМК «Перспектива»
ТЕМА: Действия над многозначными числами, решение задач изученных типов
ЦЕЛИ УРОКА:
- Закреплять знание нумерации многозначных чисел: чтение, запись, сравнение.
- Совершенствовать вычислительные навыки.
- Отрабатывать навыки преобразования именованных чисел в более мелкие единицы измерения и наоборот.
- Повторить приёмы решения задач изученных видов, решение уравнений.
- Развивать интерес к математике, мышление, речь, память; расширять кругозор.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Мультимедийный проектор
- Компьютер
- Мультимедийное пособие к учебнику математики Л.Г. Петерсон, 3 класс
- Магнитная доска
- Изображения царицы Математики, принцесс Арифметики, Геометрии и Алгебры
ХОД УРОКА
Ⅰ. Организационный момент.
- Сегодня мы с вами отправимся в царство Математики и подготовимся к контрольной работе по теме «Многозначные числа». У царицы Математики есть три дочери-принцессы. Первую дочь зовут Арифметика. Арифметика – это наука о числах, свойствах чисел, действиях над ними.
- Устный счёт: учащиеся по очереди выходят к доске и выполняют задания. Если задание выполнено верно, то на экране высвечивается слово «Молодец!» Если допущена ошибка, то задание даётся повторно. Виды заданий:
- Сколько миллионов в числе 335.046.269?
- Сколько миллиардов в числе 1.822.964.561?
- Сколько всего тысяч в числе 635.579?
- Запиши число, состоящее
- из 5 тысяч 3 сотен 8 десятков;
- 43 тысяч 7 сотен 5 десятков;
- 556 тысяч 5 сотен 7 десятков.
- Поставь знак <, =, >: 167.779.509 ? 26.539.644
220.650.284 ? 363.820.115
213.420.512 ? 100.982.504
- Увеличь число
- 970 в 1000 раз;
- 14 в 10.000 раз;
- 43 в 100 раз.
- Уменьши число
- 300.000 в 10.000 раз;
- 418.000 в 100 раз;
- 87.000 в 10 раз.
- Какие единицы длины вы знаете?
- Повторите соотношения между единицами длины по таблице на экране.
- Сколько метров в
- 9 км 297 м?
- 4 км 108 м?
- 7 км 154 м?
- Гимнастика для глаз.
- Плотно закрывать и широко открывать глаза (6 раз).
- Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево (не поворачивая головы).
- Вращать глазами по кругу вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону (по 6 раз).
- Решение арифметических задач про горы с использованием презентации.
- Во втором классе мы изучали формы поверхности земли. Какие основные формы поверхности земли вы знаете? (Горы, равнины.)
Демонстрация слайдов с изображением Алтайских и Уральских гор.
- Составьте про эти горы задачу по краткой записи (демонстрация слайда):
Гора Народная – 1.895 м ↖ на ? м <
Гора Белуха – 4.506 м ↙
Решение составленной задачи самостоятельно в тетрадях. Проверка решения по образцу.
Демонстрация слайда с изображением Кавказских гор.
Решение задачи с записью на доске и в тетрадях: «Одна вершина Эльбруса 5642 м, а другая – на 21 м меньше. Какой высоты вторая вершина?»
- Решение геометрической задачи.
- Вторую дочь царицы Математики зовут Геометрия. Геометрия – это раздел математики, в котором изучаются геометрические фигуры и их свойства. Решите геометрическую задачу:
Два третьеклассника -
Коля и Толя –
Вместе находят
Периметр поля.
Ты помоги
Вычисленьям ребят,
Если известно,
Что поле – квадрат,
25 метров – длина стороны.
И никаких нет данных иных.
(25 . 4 = 100 м)
- Физкультминутка.
- Решение уравнений с комментированием на доске и в тетрадях.
- Третью дочь царицы Математики зовут Алгебра. Алгебра – это раздел математики, в котором изучаются различные виды уравнений и способы их решения. Давайте решим уравнения на доске и в тетрадях с комментированием:
х . 70 = 42000
х : 80 = 700
2500 : х = 500
Во время решения уравнений некоторые учащиеся выполняют индивидуальные задания по теме «Умножение круглых чисел» на интерактивной доске с использованием мультимедийного пособия к учебнику математики Л.Г. Петерсон (отметку за выполняемые задания выставляет компьютер).
- Итог урока
Рефлексия
- Наш урок подходит к концу. Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Что мы повторили на уроке?
- Кто доволен своей работой? Поднимите руку.
-Оценим свои достижения на уроке на «Лесенке успеха».
Домашнее задание.
- Завтра вас ждёт контрольная работа. Желаю удачи, успехов. Чтобы ещё лучше подготовиться к контрольной работе, выполните задания в тетради на странице 111 № 6, 8, 9. Желающие могут выполнить все задания на этой странице.
Предварительный просмотр:
Манын-оол А. С. - учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 г. Кызыла Р.Тыва
Математика. 2 класс.
Тема: Закрепление частных случаев умножения на 1 и 0.
Цели:
1.Закреплять умение выполнять умножение и деление с числом 1, с числом 0.
2.Отрабатывать вычислительные навыки, продолжить работу по нахождению периметра и площади прямоугольника и умения решать задачи, примеры на табличное умножение на 5.
3.Провести кратковременную проверочную работу.
4.Развивать логическое мышление.
5.Воспитывать интерес к предмету, сознательное отношение к учёбе.
Планируемые результаты:
-личностные: развивать навыки сотрудничества со сверстниками; развивать чувство доброжелательности окружающему миру.
-предметные: познакомить со случаями умножения на 0 и на 1.
-метапредметные:
познавательные:
- учить сравнивать, анализировать, обобщать, делать вывод;
- учить переводить информацию в знакомо- символическую систему;
регулятивные
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
- оценивать достигнутые результаты и причины ошибок.
коммуникативные
- уметь слушать и понимать речь других:
- оформлять свои мысли в устной форме и аргументировать свою точку зрения.
Ход урока.
Организационный момент.
Поверка домашнего задания.
Задача 4, пример 6, с. 73.
-О ком была задача? ( о девочках и мальчиках, которые играли на школьном оркестре).
-Прочитайте первое действие задачи.(7+7.4=35)
-Второе действие (28-7=21)
Прочитайте ответ .(Мальчиков на 21 чел больше, чем девочек)
Вывод: Чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, надо от большего вычесть меньшее.
-Прочитайте
пример, где умножили число на ноль
15 .0=0 0.34=0 0.17=0
Вывод: При умножении любого числа на нуль получается нуль.
Математический диктант.
Работа на индивидуальных досках.
Частное чисел 38 и 1 уменьшите на 9.
Сумму чисел 380 и 20 уменьшите на 9.
Произведение чисел 40 и 8 уменьшите на 21.
Частное чисел 85 и 85 увеличьте на 99.
Работа по вариантам. (Двое выполняют работу на индивидуальных досках, а остальные – в тетрадях ). Работа проверяется и оценивается.
1 вариант.
Длина прямоугольника 12 см, ширина в 6 раз меньше длины. Найдите периметр и площадь прямоугольника.
2 вариант.
Найдите объём коробки, длина которого 15 см, ширина 5 см, высота 10 см.
Учащиеся делают вывод, работы проверяются по образцу.
Устный счёт.
Продолжаем работать устно, а трое в тетрадях будут работать с карточками.
Карточка 1.
Дельфин сначала плыл 2 часа со скоростью 20 км/ч, а потом ещё 3 часа со скоростью 30 км/ч. Какое расстояние проплыл дельфин?
Карточка 2.
Ворона летела 3ч со скоростью 50 км/ч. Какое расстояние она пролетела?
Карточка 3.
Пешеход шёл 5 мин со скоростью 59 м/мин. Сколько метров он прошёл?
Вычислите наиболее удобным способом.
56+56+56+56+56+56+56+56+56+56=
2х(374х5)=
(4х59)х25=
Проверка по образцу и оценивание.
Физминутка. ( Ведётся счёт от 5 до 50 пятёрками в паре).
Чистописание.
Продолжи ряд
5 10 . . .
50 45 . . .
Работа с учебником.
1.с74-75. Вычисли с устным объяснением. Прочитайте объяснения по цепочке.
1х13= 1х27= а:а=
13:13= 27:27= вх1=
13х1= 27:1= а:1=
С.75.
0:8=0, т.к 0х8=0 0:3=0, т.к 0х3=0 0:в=0
Закончи выводы по таблице и приведи свои примеры.
(Таблица)
1.При делении числа на то же самое получится . . . 1.
2.При делении числа на 1 получается . . . это же число.
3. Делить на нуль нельзя.
Задача 2, с.74.(письменно).
- О чём говорится в задаче? ( о велосипедах).
-Что сказано про детские велосипеды?
- А про взрослых?
- Что мы должны узнать сначала?
С.74, Задача 3, 4 (устно).
Домашнее задание.
Составить подобную задачу к задаче 3 и решить Пример 5,с. 74.
Самостоятельная работа.
На столах у вас карточки с тестовыми заданиями. Прочитайте внимательно задания и решите.
Блиц- турнир. Учебник.
2.Чтобы выполнить следующее задание, вы должны проявить смекалку.
* У семерых братьев по одной сестре. Сколько всего детей? (8).
*Сколько раз надо сказать п , чтобы остановить машину?(100 раз,100п – стоп).
*3 человека ждали поезд 3 часа. Сколько часов ждал каждый? (3ч).
*Батон разрезали на 3 части. Сколько сделали разреза?( два).
*Назовите наименьшее трёхзначное число, записанное разными(неодинаковыми) числами.(102).
3. Отгадайте слова, пользуясь подсказками в скобках, отгадайте слова.
Ряд (пучок волос) – прядь,
ряд(группа людей) – отряд,
ряд (праздничная одежда) – наряд,
ряд ( клумба с овощами) – грядка,
ряд ( утренняя разминка) – зарядка.
4.Попробуйте прочитать слова.
Ак3са ви3на 7-4 буна пу 100 та
5. Математические пословицы.
Отгадайте, какие цифры встречаются в русских пословицах. Объясните как их понимаете.
. . . . . в поле не воин. ( один).
. . . . . голова хорошо, а . . . . лучше. ( одна, две ).
Друг в беде - . . . . . . . друг. ( дважды ).
Рефлексия.
Итак, мы познакомились с вами с умножением на 0 и на 1. Какова была цель этого урока?
- Мы с вами достигли её?
- Теперь оцените свою работу по лестнице успеха.
- Если вы не допустили ошибок в работе на уроке,
- поставьте себя на верхнюю ступень.
- Если у вас возникло затруднение, но вы
- справились с ним, то поставьте себя на среднюю ступень.
- Если вы не справились с затруднением, то поставьте себя
- на нижнюю ступень.
Какие еще трудности остались на конец урока?
Что узнали сегодня на уроке?
С какими свойствами умножения сегодня познакомились? Что осталось не совсем понятным?
Значит над этим вы поработаете дома.
Предварительный просмотр:
Манын-оол А. С. - учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 г. Кызыла Р.Тыва
Математика 3 класс. УМК «Перспектива»
Тема: «Развёрнутый угол. Смежные углы».
Основные цели:
1) формировать у учащихся представление о развернутом и смежных углах;
2) уточнить представление о прямых, острых и тупых углах;
3) тренировать умение распознавать углы и сравнивать непосредственно и «на глаз»;
4) тренировать умение решать задачи на части и составные уравнения.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, обобщение, аналогия, сравнение, классификация.
Демонстрационный материал:
1) понятие развёрнутого угла:
Развернутым углом называют угол, стороны которого образуют прямую.
2) понятие смежных углов:
Смежными называют углы, у которых одна сторона общая, а две другие
составляют прямую.
3) признаки прямого угла и смежных углов:
Прямой угол равен половине развернутого угла. Если один из смежных углов острый, то второй – тупой.
∠ AOC и ∠ COB – прямые ∠ AOC – острый, ∠ COB – тупой
4) карточка с углами:
5) карточка для этапа актуализации:
6) понятия острого, тупого угла:
7) понятие биссектрисы угла:
8) таблички с названием углов для фиксации результатов выполнения пробного действия:
9) образец выполнения задания № 5, стр. 6.
Раздаточный материал
1) планшетки;
2) белый лист бумаги;
3) ножницы;
4) веер;
5) большие карандаши;
6) эталон для самопроверки самостоятельной работы:
6) задания для этапа мотивации:
7) таблица для этапа рефлексии:
Утверждения | Поставь знак «+» или «?» |
1) Тема урока мне понятна. | |
2) Я достиг цели урока. | |
3) Я знаю, какой угол является развёрнутым | |
4) Я знаю, какие углы являются смежными | |
5) Мне необходимо поработать над… | перечисли темы для доработки |
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
- У вас на партах листочки (Р-6), расшифруйте название города, который в третьем тысячелетии до нашей эры был столицей Древнего Египта.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
Проводится проверка.
- Как вы думаете, почему я вам предложила такое задание? (В Древнем Египте зародилась геометрия.)
- Чему будет посвящён сегодня урок? (Геометрическим фигурам.)
- С какими фигурами вы начали работать на прошлом уроке? (С углами.)
- Сегодня на уроке вы продолжите путешествие по геометрии и конечно много узнаете нового об углах. Как вы всегда открываете новые знания? (…)
- Вы знаете, что Египет – африканская страна, а в Африке всегда жарко, поэтому давайте раскроем каждый свой веер и прогоним жару.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
На этапе учащиеся работают на планшетках. Все задания показываются учителю и при необходимости результаты корректируются. Стараться при коррекции спрашивать тех учащихся, которые допустили ошибки.
1) - Раскройте свой веер так, чтобы получился острый, тупой, прямой углы (по ходу выполнения ученики дают определения углам.)
На доске фиксируются эталоны (Д-6).
- Сравните острый и тупой угол, обосновав свой ответ. (Тупой угол больше острого угла, т.к. острый угол меньше прямого, а тупой угол больше прямого угла.)
- На доске нарисован угол АОВ. Как найти его величину, зная величины углов АОС и СОВ? (Сложить величины углов АОС и СОВ.)
- Какое соотношение частей и целого вы здесь видите? (Углы АОС и СОВ части, а угол АОВ – целое.)
- А если углы АОС и СОВ равны, то, что вы можете сказать о луче ОС? (Он является биссектрисой угла АОВ.)
На доске фиксируется эталон (Д-7).
- Что вы сейчас повторили? (Виды углов, сравнение углов, биссектрису угла.)
- Вы сейчас вспомнили, что знаете, чтобы определить чего вы не знаете, какое задание вы должны попробывать выполнить? (Пробное задание.)
2) Пробное задание.
- Перед вами разные углы, исходя из значений слов русского языка, найти на рисунке и выпиши развёрнутые углы и смежные углы.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание и записывают углы на планшетках.
- Кто не смог выполнить задание? (…)
- Что вы можете сказать о выполнении вами пробного задания? (Мы не смогли определить, какие углы развёрнутые, какие смежные углы.)
- Кто справился с заданием? Поднимите планшетки с записанными углами. (…)
На доске под табличками с названиями углов учитель записывает варианты углов, которые предлагают учащиеся.
- Как вы можете аргументировать свой выбор? (…)
- Что вы видите? (...)
- Что вы можете сказать о выполнении вами пробного задания? (Мы не можем обосновать, почему какие-то углы мы определили, как развёрнутые, а какие-то, как смежные.)
3. Выявление места и причины затруднения.
- Какое задание вы должны были выполнить? (Надо было из данных углов выписать развёрнутые углы и смежные углы.)
- Как вы выполняли задание? (Мы вчитывались в название углов и пытались определить, какие из представленных углов подходят по название.)
- Где возникло затруднение? (При соотнесении найденных углов с эталонами.)
- Почему возникло затруднение? (Нет эталонов для развёрнутых углов, смежных углов.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Что дальше вы должны сделать? (Мы должны поставить цель, составить план действий.)
- Сформулируйте цель деятельности. (Узнать, какие углы называются развёрнутыми, какие углы называются смежными.)
- Сформулируйте тему урока. (Развёрнутый угол. Смежные углы.)
Тема фиксируется на доске.
- Что вам может помочь в достижении цели? (Учебник.)
- Как вы будете работать с учебником?
1) Найдём в учебнике урок, который посвящён развёрнутым и смежным углам.
2) Найдём определение развёрнутого угла и определение смежных углов.
3) Применим эти определения к данному заданию.
5. Построение проекта выхода из затруднения.
Дальше работу можно организовать по группам.
Задание группам:
1) Найти в учебнике урок, который посвящён развёрнутым и смежным углам.
2) Найти определение развёрнутого угла и определение смежных углов.
3) Выполнить пробное задание.
На работу группам отвести 5 минут.
По окончании времени одна из групп предлагает свой вариант выполнения задания, остальные группы дополняют и уточняют ответ группы.
На доске фиксируются эталоны (Д-1, Д-2).
- Удалось ли вам выйти из затруднения? (Да, удалось.)
- Что вы дальше должны сделать? (Потренироваться в применении алгоритма.)
6. Первичное закрепление во внешней речи.
№ 3, стр. 6.
После выполнения задания б) и в) на доске фиксируется эталон Д-3.
№ 5, стр. 6.
Задание может быть вы полнено в группах. Проверка проводится по образцу Д-9.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Какой следующий шаг надо сделать? (Проверить свои знания.)
№ 6, стр. 6.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу в тетрадях. На выполнение самостоятельной работы отводится 3 минуты.
- Закончили работу.
Проверку провести по эталону для самопроверки (Р-5).
При необходимости проводится коррекция ошибок.
- В каких заданиях допустили ошибки? (…)
- В чем причина ваших ошибок? (...)
- Поднимите руки, кто не допустил ошибок в самостоятельной работе?
- Молодцы! Поставьте себе «+».
8. Включение в систему знаний и повторение.
- С чего сегодня начался урок? (Мы расшифровывали столицу Древнего Египта в третьем тысячелетии до нашей эры.)
- А сейчас вы узнаете название столицы Египта в первом тысячелетии до нашей эры.
№ 9 стр. 7.
Задания выполняются по цепочки с комментарием.
Чтобы найти число по его части, выраженной дробью надо часть разделить на числитель и умножить на знаменатель.
В 72 : 9 ⋅ 11 = 88
И 96 : 48 ⋅ 100 = 200
Ы 105 : 35 ⋅ 12 = 36
Ф 680 : 170 ⋅ 100 = 400
ФИВЫ
№ 12 (г), стр. 8.
Уравнение решается на доске с комментарием, остальные работают в тетрадях.
(270 : у – 2) ⋅ 30 = 7 ⋅ 120
Упростим правую часть:
(270 : у – 2) ⋅ 30 = 840
Не известен множитель, чтобы найти неизвестный множитель надо произведение разделить на известный множитель:
270 : у – 2 = 840 : 30
270 : у – 2 = 28
Не известно уменьшаемое, чтобы найти уменьшаемое надо к разности прибавить вычитаемое:
270 : у = 28 + 2
270 : у = 30
Не известен делитель, чтобы найти делитель надо делимое разделить на частное:
у = 270 : 30
у = 9
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Что новое вы сегодня узнали? (Что есть развёрнутые углы, смежные углы.)
- С какими затруднениями столкнулись на уроке? (Сначала не смогли определить, какие углы на рисунке развёрнутые, какие смежные углы.)
- Что помогло вам справиться с затруднением? (Учебник.)
- Какие цели вы поставили перед собой на этом уроке? (Узнать, какие углы являются развёрнутыми, какие смежные.)
- Ребята, кто из вас достиг этих целей? (Дети поднимают руки).
- Для того, чтобы оценить ваши усилия по достижению этих целей заполните таблицу (Р-7).
Домашнее задание:
Т эталоны;
⇨ № 7 стр. 7 (выбрать один рисунок, перерисовать в тетрадь и для каждого угла построить смежный угол), № 10, стр. 8; № 12 (одно на выбор), стр. 8.
☺ № 16, стр. 8.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Однород-ные члены Однород-ные члены Однород-ные члены
Юный Михайло хор _ шо знал м _ рские , р _ чные , б _ реговые промыслы.
а но
Готовь сани летом а телегу зимой. В гостях хорошо но дома лучше.
Готовь сани летом, а телегу зимой. В гостях хорошо, но дома лучше.
Запятая ставится перед союзами а , но , соединяющими однородные члены.
и !
Ломоносов был великим физиком химиком. Народ нашей страны ценит хранит память о нём. и и
Перед союзом , соединяющим однородные члены предложения, запятая ставится, если союз и повторяется. и
Добиться успехов Ломоносову помогли и упорство, и трудолюбие, и блестящие способности.
Вчера мы были в зоопарке. Там мы видели слона тигра медведя. _______ В вольерах летали дрозды и дятлы. ________ Птицы свистели пели но подавали звук каждый по-своему. _________ Мы видели и попугаев и страусов и орлов. ________ Мой результат ______
Вчера мы были в зоопарке. Там мы видели слона, тигра, медведя. , , В вольерах летали дрозды и дятлы. и Птицы свистели, пели, но подавали звук каждый по-своему. , , но Мы видели и попугаев, и страусов, и орлов. и , и , и Мой результат ______
СИНКВЕЙН - ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОРМА ПИСЬМЕННОЙ РЕФЛЕКСИИ 1.Тема или предмет (одно существительное) 2.Описание предмета (два прилагательных) 3.Действие предмета (три глагола) 4.Ваше отношение к предмету(четыре слова) 5.Синоним, ассоциация к первому слову (одно слово)
не понял(а) тему, не запомнил(а) правила; есть ошибки . • понял(а) тему, но не запомнил(а) правила; • есть ошибки. • понял(а) тему, могу рассказать об этом; • есть ошибка. • понял(а) тему, могу рассказать об этом; • ошибок нет.
Предварительный просмотр:
Учитель: Алевтина Сандановна Манын-оол, учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 им. М.А. Бухтуева г. Кызыла; категория высшая, стаж 36 лет.
Предмет: математика, 4 класс (уровень) продвинутый.
Тип урока урок открытия нового знания УМК Перспектива
Тема: Формула пути
Цель:
- На основе исследования графических моделей движения на числовом луче выявить зависимости между величинами, характеризующими движение тел – скоростью, временем и расстоянием, и научить строить формулы, выражающие эти зависимости.
- Построить формулу пути и научить ее использовать для решения задач на движение.
- Способствовать развитию математического мышления, развивать интерес к математике, речь, память.
Задачи:
- вспомнить правила о порядке действий в выражениях;
- отрабатывать вычислительные навыки;
- тренировать в решении задач на нахождение расстояния по известным скорости и времени.
Формируемые УУД:
Личностные: проявляют интерес к предмету, сотрудничают с одноклассниками и взрослым, осознают личную ответственность за результат в парной и групповой работе.
Регулятивные: под руководством учителя определяют цель урока, ориентируются в учебнике, умеют использовать знаково-символические средства математического языка, планируют деятельность своей группы.
Познавательные: формулируют познавательную цель, находят необходимую информацию в ходе беседы, опираясь на материал учебника, свой жизненный опыт, выполняют пробные действия, фиксируют затруднения и выявляют причину затруднения, создают алгоритм деятельности.
Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать друг друга, в спорных ситуациях не создают конфликта.
Методы и формы обучения: частично- поисковый, практический; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Применяемая технология:
Организационная структура (сценарий) урока
- Организационный момент
- Какую тему мы прошли на прошлом уроке? (Скорость, время, расстояние)
- С какими предметами, созданными человеком, мы чаще всего связываем слова: скорость, время расстояние?
- Как называется участок дороги, по которому движутся машины? (шоссе)
- А кем мы являемся, двигаясь по улицам? (пешеходами)
- Как называется участок дороги, предназначенный для пешеходов? (тротуар)
- В какую сторону следует смотреть в первую очередь при переходе дороги?
- На какой свет светофора вы будете переходить улицу? (на зеленый)
- Актуализация знаний
Мы с вами, соблюдая ПДД, каждый день двигаемся по улицам: в школу, в магазин, из школы. То есть проходим какое-то расстояние или путь. Но наш сосед на машине преодолевает это расстояние быстрее.
- Почему? (разная скорость)
- А кто напомнит, что такое скорость?
(расстояние, пройденное в единицу времени)
Индивидуальная работа
А теперь я предлагаю вам поработать на карточках. Найдите значения данных выражений и расшифруйте слово.
- Какое слово получилось? (формула)
Проверьте свой результат по образцу. (на экране)
В графе «Мой результат» оцените свою работу. Если работа выполнена правильно, поставьте знак «+», а если допустили ошибки – «?».
- А что такое формула? (верные равенства, устанавливающие взаимосвязь между величинами.)
-Какие формулы вы знаете? (формулы площади прямоугольника, квадрата, объема, периметра прямоугольника и квадрата, формула деления с остатком.)
- Постановка учебной проблемы
- Можно ли использовать эти формулы для решения задач на движение? (нет)
- Почему нельзя? (в этих формулах другие величины)
-Какие величины характеризуют движение? (скорость, время, расстояние)
- Формулирование проблемы, планирование деятельности
- Можете ли вы записать формулу, связывающую эти величины? (Нет)
- В чем ваше затруднение? (Мы не знаем эту формулу)
- Какую цель на уроке мы сегодня поставим перед собой?
- построить формулу, связывающую величины скорость, время, расстояние;
- научиться использовать ее для решения задач на движение.
-Какая тема урока? (Формула пути)
- Как по-другому можно назвать путь? Найдите синонимы слову «путь» (расстояние, дистанция).
Значит, какую формулу мы с вами будем выводить сегодня? (формулу пути)
-Какие величины должны связывать эту формулу? (скорость, время, расстояние)
- Поиск решения
Формулу запишем с помощью букв латинского алфавита.
Скорость обозначается строчной буквой V.
В переводе с английского языка – velositi – скорость (слайд)
Какой буквой можно обозначить время?
Taim в переводе с английского языка – время, значит буквой t (слайд)
Расстояние обозначается латинской буквой s, так как spais по-английски – расстояние (слайд).
Это общепринятые буквенные обозначения.
Итак, мы обозначили величины. Какие это величины? (расстояние, скорость, время)
Давайте попробуем записать формулу зависимости между величинами.
Работа по карточкам
- Чтение задания
- О чем говориться в задаче?
- Какой объект движется? (велосипедист)
- Обрати внимание, как графически показан путь (это числовой луч);
- Как графически показана скорость? (это стрелка , которая выходит из начала луча, она показывает направление движения);
- Что показывают точки на луче? (Первая точка показывает 15 и скорость движения велосипедиста 15 км/ч, значит, первая точка показывает 1 час. За 2 часа 30 км, за 3 часа - ?)
Заполним таблицу. Время – это t, выраженное в часах. Расстояние – это S – выражено в км.
- За 1 час – сколько ехал велосипедист?
- За 2 часа велосипедист проехал 30 км.
- За 3 часа – 45 км.
- Как получили 30, если двигались со скоростью 15 км/ч? (2 раза по 15 км/ч)
- За 3 часа сколько проехал? (45)
- Как получили число 45, если двигались со скоростью 15 км/ч? (3 раза по 15 км/ч)
- А если пройдет какое-то время t, то чему будет равно расстояние?
S = 15*t.
- А что такое 15? (скорость)
Заменим на буквенное, получим
S = V*t.
Вывод:
- Как найти расстояние s?
S= v * t (Чтобы найти расстояние, нужно скорость движения умножить на время).
-Как называется эта формула? (формула пути)
- Какие величины мы можем найти, пользуясь этой формулой?
По правилу нахождения неизвестного множителя мы можем найти время и скорость:
v= s:t (Чтобы найти скорость движения, нужно расстояние разделить на время);
t=s:v (Чтобы найти время движения, нужно расстояние разделить на скорость).
- Давайте проверим наши выводы.
(чтение правила в учебнике стр.4, 5)
-Правы ли мы с вами?
Запись формул в тетрадь.
-На что нужно обратить особое внимание при записи формулы пути?
(при записи используются строчные буквы, чтобы не путать их с обозначением площади и объёма)
- Физминутка
- Повторение с включением новых правил
Какую формулу мы вывели? (формулу пути)
Как найти путь? (s = v * t)
Как найти скорость? (v = s/t)
Как найти время? (t = s/v)
А теперь поработаем в группах. (раздать карточки)
- Опираясь на таблицу, составь и реши задачу.
S | V | t |
180 км | ? | 3 ч |
- Чтобы найти скорость движения, нужно расстояние …… на время.
- Увеличить
- Уменьшить
- Умножить
- Разделить
S | V | t |
? | 3 м/ч | 2 ч |
- Опираясь на таблицу, составь и реши задачу.
- Чтобы найти расстояние, нужно скорость движения …. на время.
- Увеличить
- Уменьшить
- Умножить
- Разделить
- Опираясь на таблицу, составь и реши задачу.
S | V | t |
20 км | 4 км/ч | ? |
- Чтобы найти время движения, нужно расстояние …. на скорость.
- Увеличить
- Уменьшить
- Умножить
- Разделить
- Опираясь на таблицу, составь и реши задачу.
S | V | t |
? | 2000 км/ч | 2 ч |
- Чтобы найти расстояние, нужно скорость движения…… на время.
- Увеличить
- Уменьшить
- Умножить
- Разделить
- Опираясь на таблицу, составь и реши задачу.
S | V | t |
360 км | ? | 2 ч |
- Чтобы найти скорость движения, нужно расстояние …. на время.
- Увеличить
- Уменьшить
- Умножить
- Разделить
- Опираясь на таблицу, составь и реши задачу.
S | V | t |
210 км | 70 км/ч | ? |
- Чтобы найти время движения, нужно расстояние …. на скорость.
- Увеличить
- Уменьшить
- Умножить
- Разделить
VIII. Итог урока
- Наш урок подошел к концу.
Давайте подведём итог:
- Над какой темой мы сегодня работали? (формула пути)
- Какую цель мы преследовали на уроке? (построить формулу, связывающую величины скорость, время, расстояние; научиться использовать ее для решения задач на движение).
- Как вы думаете, достигли ли мы нашей цели?
- Что особенно понравилось на уроке?
- Кто доволен своей работой?
- Оцените свою работу на сегодняшнем уроке (Лесенка успеха).
IX. Домашнее задание
Домашнее задание: стр. 5 № 6 (а,б, в); знать формулы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
4 5 6 8 34 40 56 ф о р м у л а Мой результат: ___________
S = a*b S = a*a V = a*b*c P = ( a+b )*2 P = a*4 a = b*c + r
Формула пути
Велосипедист едет со скоростью v = 15 км/ч. Покажи его движение на числовом луче: Время ( t , ч) 1 2 3 t Расстояние ( s , км) Какое расстояние преодолеет велосипедист за 1 ч, 2 ч, 3 ч, t ч? Заполни таблицу и напиши формулу, выражающую зависимость пройденного расстояния s от времени t . v = 15 км/ч. s = _______ s = ______ _
Время ( t , ч) 1 2 3 t Расстояние ( s , км) 15 30 45 15* t v = 15 км/ч. s = 15 * t s = V * t 45
s = v*t v =s : t t=s:v
не знаю, что такое формула пути и как ее использовать в решении задач. знаю, что такое формула пути, но не знаю, как использовать. знаю, что такое формула пути, как использовать, могу рассказать родителям . знаю, что такое формула пути, как использовать, но есть ошибки в работе.