Методические материалы.

На странице представлены различного рода методические материалы, которые помогут молодым психологам сделать первые шаги в своей профессиональной деятельности. Буду рада вам помочь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы

педагога – психолога МБДОУ № 66

на 2015-2016 учебный год.

   

                                                                                                                                                                                                                                                 http://sad-kot.oskoluno.ru/upload/p2.JPG

Цель деятельности: сохранение и укрепление психологического здоровья детей; своевременное оказание психологической поддержки детям ОВЗ, направленной на обеспечение их психоэмоционального благополучия посредством использования перспективных коррекционно-развивающих средств.

Задачи:

  1. Содействовать  развитию способностей и творческого потенциала каждого  ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
  2. Содействовать устранению или ослаблению недостатков в эмоционально-личностной и поведенческой сфере проблемных категорий дошкольников коррекционными средствами воздействия.
  3. Формировать у педагогов ДОО позицию отзывчивости на конкретную ситуацию психоэмоционального неблагополучия дошкольников; научить педагогов оказывать помощь детям группы риска; дать рекомендации по эффективному взаимодействию с проблемными категориями дошкольников.
  4. Способствовать повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей; расширять психолого-педагогические знания и умения по оптимизации детско-родительских отношений.

Направление  психологической деятельности

Цели и задачи

Формы и методы работы

Сроки исполнения

Ожидаемый результат

I.Психопрофилактика.

  1. Психодиагностическое обследование детей подготовительных групп общеразвивающей направленности.

  1. Работа по адаптации детей, поступивших в ДОУ в новом учебном году и детей переформированных групп, вернувшихся из отпусков.

  1. Работа по развитию коммуникативных навыков у детей разных возрастных групп.

  1. Работа с педагогами ДОУ.

1. Получение и анализ данных об уровне подготовленности к обучению в школе детей подготовительных групп  общеразвивающей направленности.

2. Выявление детей вероятно имеющих особенности развития когнитивной сферы с целью проведения углубленного психодиагностического обследования и своевременной психокоррекции.

1. Психодиагностическое обследование с использованием тестовой методики Н.Н Павлова, Л. Г. Руденко.

2. Консультативная работа с педагогами подготовительных групп и родителями.

Октябрь – ноябрь

II этап в апреле

Развитие детей подготовительной группы в целом предположительно соответствует возрастной норме.

Ускорение процесса адаптации детей к пребыванию в ДОУ.

1. Беседы с педагогами и родителями.

2. Игровые занятия, направленные на адаптацию каждого ребенка к ДОУ и сплочение групп.

3. Индивидуальная работа по запросам родителей и педагогов.

В течение года

Для групп, сформированных к началу учебного года, завершение адаптационного периода к ноябрю.

1.  Повышение социальной компетентности у детей  разных возрастных групп.

2. Обучение педагогов разным способам и приемам активизации детей; расширение поведенческого репертуара.

1.  Игры  - занятия, игры – упражнения.

В течение года

Снижение конфликтов среди детей;

Улучшение социометрического климата в группе;

Повышение психологической компетентности у педагогов.

Повышение психологической компетенции.

Деловые игры, семинары – практикумы, тренинги

Сентябрь

Ноябрь

Февраль

Апрель

Улучшение психоэмоционального состояния педагогического состава; снижение конфликтности; повышение психологической компетентности.

  1.  Участие в родительских собраниях.

Повышать  психолого – педагогическую  компетентность родителей.

Круглый стол;

Семинары;

Лекции.

По запросу

II Психокоррекционная и развивающая деятельность.

  1. Коррекционно – развивающие занятия с детьми логопедических групп.

  1. Коррекционные занятия с элементами МЗО  с низкими баллами по результатам диагностики

.

  1. Психогимнастика для детей, имеющих трудности в поведении.

1. Повышение социальной компетентности у детей.

2. Способствовать  открытому проявлению эмоций различными социально – приемлемыми способами.

3. Обучение навыкам  самоконтроля через дыхательные техники.

Игры – занятия с элементами тренинга.

В течение года

Улучшение психоэмоционального состояния у детей.

Снижение конфликтных ситуаций в группе.

Повышение произвольности.

Коррекция когнитивных процессов и произвольной саморегуляции.

Занятия по программе Е. В. Пивоварова, ЦППР и К «Строгино» СЗАО г. Москвы.

В течение года

Повышение результатов по итогам диагностики.

  1. Снижение психомоторного напряжения.
  2. Снятие эмоциональных зажимов.
  3. Развитие эмоциональной сферы.
  4. Формирование коммуникативных навыков.

Психогимнастика по программе Е.А. Алябьевой.

В течение года.

Повышение социометрического статуса у детей «группы риска».

III Психодиагностика

3.1. Психодиагностическое обследование детей коррекционных групп.

3.2. Психодиагностика  детей по запросу  родителей или воспитателей.

  1. Выявить индивидуальные особенности  развития  у детей из речевых групп.

  1. Психодиагностическое обследование детей в индивидуальной форме. (Память, внимание, мыслительные процессы, восприятие)

I этап

Октябрь

 II этап

январь

III этап

Апрель

В целом результаты диагностики укладываются в пределы нижней границе возрастной нормы. Основные трудности у детей: внимание, восприятие.

1.Выявление причин обращения.

2. Изучение индивидуальных особенностей детей.

Подбор психодиагностических методик, исходя из запроса.

В течение года

Определение стратегии взаимодействия взрослого с ребенком, исходя из результатов диагностики.

IV  Консультативно – просветительская деятельность

  1. Консультации  по вопросам и результатам диагностики.

  1.  Выступления  на родительских собраниях.

  1.  Оформление наглядного материала в группах.

  1. Психологическое консультирование родителей.

  1. Психологическое консультирование педагогов.

Ознакомить с результатами диагностики значимых взрослых.

Определить стратегию взаимодействия с ребенком, исходя из результатов диагностики.

Беседа

В течение года

Улучшение взаимоотношений с ребенком. Коррекция требований  по отношению к ребенку. Повышение самоценности у ребенка.

Освещение актуальных вопросов психического развития детей.

Беседа

Лекция

Семинар –практикум

Круглый стол

Сентябрь

Феврвль

апрель

Повышение психолого – педагогической компетентности  у  родителей.

Ознакомление родителей с основными понятиями в рамках детской психологии.

Оформление стендового материала.

В течение года

Повышение психолого – педагогической компетентности  у  родителей.

Помощь в разрешении конфликтных ситуаций.

Достижение взаимопонимания о причинах возникновения трудностей у ребенка. Определение путей коррекции возникших проблем.

беседа

В течение года

Повышение психолого – педагогической компетентности  у  родителей.

Помощь в разрешении конфликтных ситуаций.

Достижение взаимопонимания о причинах возникновения трудностей у ребенка. Определение путей коррекции возникших проблем.

Консультативные беседы.

По запросу

Повышение психолого – педагогической компетентности  у  педагогов.

V  Научно - методическая деятельность

  1.  Руководство городским метод объединением.

  1.  Самообразование.

Актуализация  и  расширение профессиональных  знаний и навыков.

Круглый стол

Семинары

Тренинги

 По средам

Повышение профессиональной компетентности педагогов -психологов г. Кемерово.

Расширение знаний по нейропсихологии.

Библиотека

лекции

В течение года

Повышение профессиональной компетентности.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент как,  для самого ребенка, так и для его родителей. Понимая важность подготовки детей к школе необходимо организовывать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни.

Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.

Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу – мотивация к обучению.  У него должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования педагога, контролировать свое поведение.

И, пожалуй, самое главное, у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями.

 Старший дошкольный возраст - период активного развития и становления познавательной деятельности. Изменения, происходящие в детском сознании, приводят к тому, что к концу дошкольного возраста ребёнок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщённых знаний. Иными словами, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.
Следует подчеркнуть, что эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребёнка не происходят сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагогического воздействия.

В жизни очень сложно что-то делать первый раз. И понятно, как тяжело малышу пойти первый раз в школу. Даже если дошкольник уже умеет писать и считать, у него красивый портфель, ручки, карандаши и тетрадки, всё равно тяжело придти в класс, где он практически никого не знает.

Все мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми и успешно учились. Но всегда ли мы ясно понимаем, как во многом это зависит от душевного настроя ребёнка?
Готовность к школе - это сложный комплекс определённых психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребёнка. Она предполагает и готовность к большей, чем раньше самостоятельности ребёнка, к сотрудничеству с чужими взрослыми и сверстниками без непосредственной поддержки и защиты родителей.

Данный курс предназначен для дошкольников (6-7 лет подготовительной группы).

Цель: пробудить у детей интерес у детей к самопознанию, выявлению своих индивидуальных особенностей, развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, ощущения, восприятие, речь), повышение мотивации к познавательной деятельности.

Задачи курса:

  • Развитие у детей познавательных процессов, их диагностика и коррекция;
  • Формирование у детей, посредством занятий, психической готовности к школьному обучению;
  • Улучшение психологического климата в детском коллективе;
  • Формирование у детей таких личностных качеств, как внимательность, чуткость, отзывчивость.
  • Коррекция у детей нежелательных форм поведения.

Программа курса составлена так, чтобы помочь осознать взаимосвязь индивидуальных особенностей ребенка и его успешности в различных видах деятельности.

Программа рассчитана на  32 часов (2 занятие в неделю).  Работа ведется по подгруппам из 8-9 человек. Продолжительность одной встречи не более 30 минут. Элементы программы могут быть использованы для индивидуальной коррекционно – развивающей работы с детьми старшей и подготовительной групп.

Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагаемая программа строится на основе игровых упражнений.

Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.

Часть 1. Вводная.

Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы – приветствия, игры с именами. Постоянный ритуал начала занятий.

Часть 2. Рабочая.

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия.

Часть 3. Завершающая.

Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе  и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Ритуал прощания.

Основные формы обучения детей:

Развивающие игры, наблюдения, проблемные ситуации, элементы исследовательской деятельности,  рисование, сочинение историй, несложные методы психологической диагностики, пальчиковые игры.

Структура курса.

Программа включает в себя 5 разделов.

Раздел 1. Внимание – залог любого дела.

Раздел 2. «Память - знакомая незнакомка».

Раздел 3. Секреты мышления человека.

Раздел 4. Загадки воображения.

Раздел 5. Человек – личность.

Раздел 1.  Внимание – залог любого дела.

Понятие внимания, его отдельные особенности. Значение внимания в деятельности человека. Внимательность – как черта характера. Влияние внимания на общение.

Раздел 2. «Память - знакомая незнакомка».

Понятие памяти. Значение ее в жизни и деятельности человека. Виды памяти

у людей и животных.

Раздел 3. Секреты мышления человека.

Понятие мышление. Мыслят ли животные? Развитие интеллекта и навыков общения посредством групповых игр.

Раздел 4. Загадки воображения.

Понятие воображение. Значение его в жизни человека. Воображение, фантазии, мечты. Страхи – продукт нашего воображения. Как преодолеть свой страх.

Раздел 5. Человек – личность.

Как человек оценивает себя. Как воспринимают нас другие.

Тематический план.

Раздел

Темы

Количество занятий

1. Внимание - залог любого дела.

1.1.Внимание. Что я знаю о своем внимании. Внимание и интерес.

1.2.Игры на внимание.

1.3. «Наедине с самим собой»

1

5

1

2.Память - знакомая незнакомка.

2.1. Память. «Как я запоминаю».

2.2. Как успешно запомнить.

2

3

3.Секреты мышления.

3.1. Мышление. Мыслят ли животные.

3.2. Развитие интеллекта и навыков общения посредством групповых игр.

1

          6

4.Загадки воображения.

4.1. Фантазия. Я - фантазер.

4.2. Я – художник.  «Мой страх».

4.3. Будь смелым.

1

         3

1

5. Человек – личность.

5.1.Какой Я?

5.2.Как я отношусь к окружающим.

5.3.Учимся общаться.

5.4. Обобщение.

1

3

2

2

Итого

32часов

Раздел 1.

Внимание – залог любого дела.

Занятие 1.

Внимание. Что я знаю о своем внимании.

Цель: Установление контакта ведущего с группой, сближение членов группы; дать понятие внимания,  помочь детям исследовать свое внимание.

.

  1. Знакомство.  «Твое имя» (метод идентификации со своим именем)
  2. Произнеси свое имя в ласкательной форме.
  3. Игра «Узнай, кого не стало».

3.Беседа о внимании. Когда говорят «внимательный человек». Можно ли вас назвать «внимательными».  В каких профессиях важно быть внимательным.

4. Игра «Ухо, нос, глаза».

Кому было легко играть в эту игру? Кому трудно? Что мешало?

5.  Ритуал прощания. Игра «Доброе животное»

Цель: развитие чувства единства.

Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим все вместе. Вдох – все делают шаг вперед. Выдох - все делают шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад. Т.д.

Занятие 2.

Игры на внимание.

 Цель: Развитие  произвольности внимания.

Каждое занятие начинается с ритуального приветствия и включает в себя пальчиковые игры. В конце каждого занятия проводятся игры на сплочение детского коллектива. (см. в приложении)

1. Приветствие. Каждый называет себя именем выбранного животного, например: котик, тигр, медведь и т.д.

2. Игра для пальчиков «Сороконожки»

Две сороконожки бежали по дорожке -

Все бежали и бежали

Пока друг дружку не поймали,

Как друг дружечку поймали,

Так друг дружечку обняли,

Что едва мы их разняли.

3. Игра « Слушай хлопки!»

Цель – развитие активного внимания.

Процедура игры. Дети двигаются свободно в группе или ходят по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши определённое количество раз, дети принимают соответствующую позу (на 10-20 секунд).

Количество хлопков

Поза детей

1

Поза “аиста” (ребёнок стоит на одной ноге, поджав другую)

2

Поза “лягушки” (присесть, пятки вместе, носки врозь и колени в стороны, руки между ногами на полу)

3

Дети возобновляют движение (ходьбу)

4. Ритуал прощания. Игра «Доброе животное»

Цель: развитие чувства единства.

 

Занятие 3.

Игры на внимание.

 Цель: Развитие  произвольности внимания

1. Приветствие. Каждый называет себя именем выбранного животного, например: котик, тигр, медведь и т.д.

2. Игра для пальчиков «Сороконожки».

3. Игра «Три мудреца»

Цель: развитие произвольности, межполушарное взаимодействие,

Настроить детей на совместные действия.

Дети должны в такт произносимому тексту менять местами лежащие на коленях ладони.

Три мудреца в одном тазу

Поплыли по морю в грозу.

Будь попрочнее старый таз,

Длиннее был бы наш рассказ.

4.  «Найди фото»

Цель – развивать концентрацию и распределение внимания.

Процедура игры. Клоуны сфотографировались, но когда пришли получать фотокарточки, они оказались перепутанными. Задача: каждому клоуну разыскать свое фото. На фланелеграфе располагаются фотокарточки клоунов с разной мимикой. Ребенок получает оригинал (лист с изображением лица клоуна) и должен найти его аналог среди фотокарточек. Затем к поиску приступает следующий участник игры, и так до тех пор, пока не найдут все фотокарточки.

Игра сопровождается хлопками, речевками типа: “Смотри внимательно – найдешь обязательно!” Когда ребенок сделал выбор ему можно задать вопросы: “У тебя какой клоун?” (веселый, грустный и т.д.) “Как бы нам его назвать?” (Плакса, Ворчун, Хохотуни т.д.) “Куда смотрит клоун?” В поисках ответа на заданный вопрос принимают участие все играющие.

4. Ритуал прощания. Игра «Доброе животное»

Цель: развитие чувства единства.

Занятие 4.

Игры на внимание.

 Цель: Развитие  произвольности внимания.

  1. Приветствие «Волшебный клубочек».
  2. Игра для пальчиков «Сороконожки».
  3. Игра «Три мудреца»

Цель: развитие произвольности, межполушарное взаимодействие,

Настроить детей на совместные действия.

  1. Игра «Что нового».

Цель: Развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Взрослый рисует на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди выходят дети и пририсовывают какие – нибудь детали, создавая картинку. В то время, когда один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза, и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. Чем дольше длиться игра, тем сложнее искать новые детали.  

4. Ритуал прощания «Солнечные лучики».

Занятие 5 – 6.

Игры на внимание.

 Цель: Развитие  произвольности внимания.

  1. Приветствие «Доброе прикосновение».
  2. Пальчиковые игры «Десять птичек стайка», «Паучок».
  3. Игра «Мы охотимся на льва».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

Это упр. На ритмизацию, чередование темпа и громкости речи. Необходимо построчно выразительно проговаривать текст, сопровождая его движениями, соответствующими происходящими событиями. А дети должны повторять за вами текст и движения.

Мы охотимся на льва.

Не боимся мы его.

У нас длинное ружье

И подзорная труба.

Ой! А  что это?

А это – поле: топ-топ-топ.

Ой! А  что это?

А это – болото: чав-чав-чав.

Ой! А  что это?

А это – море: буль-буль-буль.

Ой! А  что это?

А это тропинка: шур-шур-шур.

Под ней не проползти.

Над ней не пролететь.

Ее не обойти, а дорожка напрямик.

Вышли на полянку.

Кто здесь лежит? Давайте  его потрогаем. ( Дети «трогают» воображаемого льва)

Да это же лев! Ой, мамочки! Испугались его и побежали домой.

По тропинке: шур-шур-шур.

По морю: буль-буль-буль.

По болоту: чав-чав-чав.

По полю: топ-топ-топ.

Прибежали домой.

Дверь закрыли.

Ух! (на выдохе) Устали.

Молодцы!

Игра «Узнай по голосу».

Цель: развитие слухового восприятия.

  1. Игра «Что нового».

Цель: Развитие умения концентрировать внимание на деталях.

      6.Ритуал прощания «Солнечные лучики».

Занятие 7- 8.

Наедине с самим собой.

Цель: обучение навыкам концентрации, снятие напряжения.

  1. Игра «Угадай, кого не стало».
  2. Беседа на тему как мы отдыхаем, когда устаем.
  3. Упражнения на расслабление.

Цель: снятие эмоциональных и мышечных зажимов, обучение навыкам релаксации.

  • Ведущий под музыкальное сопровождение предлагает всем участникам закрыть глаза и переместиться в своем воображении на песчаный берег моря, насладиться, шумом волн, теплом песка и т.д. .
  • Релаксация «Шарик»:

– Представьте себе, что сейчас мы будем с тобой надувать шарики. Вдохните воздух, поднимите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как растут узоры на нем. Дуйте осторожно. А теперь покажите их друг другу.

4.Рисование на свободную тему.

Также могут быть использованы следующие  игры на внимание:

«Лабиринты», «Поставь заплатку», «Дорисуй, чего не хватает», Найди различия, «Живое - неживое», «Звери, птицы и рыбы», «Ухо - нос».

                                  Раздел 2.

Память - знакомая незнакомка.

Занятие 9-13 (5 часов)

Память – знакомая незнакомка.

Цель: дать понятие о памяти, исследовать ведущий тип памяти, развитие памяти.

Каждое занятие начинается с ритуального приветствия и включает в себя пальчиковые игры. В конце каждого занятия проводятся игры на сплочение детского коллектива. (см. в приложении).

  1.  Приветствие «Волшебный клубочек», «Комплименты».
  2. Игра «Мы охотимся на льва».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

  1. Игры на развитие памяти.

  • «Посмотри и запомни».
  • Игра «Я фотоаппарат»

 (ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает предметы, находящиеся на столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить)

  • Игра «Я положил в мешок»

Ведущий начинает игру и говорит: «Я положил  в мешок яблоки ». Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь:

          «Я положил в мешок яблоки и бананы» и т.д.

  • «Нарисуй по памяти». 

Следующее задание очень интересное и волшебное, потому что развивает нашу способность видеть и запоминать закрытыми глазами.  Я прошу всех закрыть глазки, послушать внимательно и           представить все то, о чем я буду говорить.

(Минутка релаксации, можно использовать любое упражнение на релаксацию - звучит спокойная тихая музыка, дети закрывают глаза, расслабляются.) После чего, дети представляют несложные картинки, запоминают цвет, форму, количество предметов. Открываем глаза и рисуем под музыку, которая всегда нам помогает, запомнить то, что вы представляли и запоминали. В результате у каждого ребенка получается картинка с домиком, веселым человечком и букетом цветов. У каждого получились рисунки, а теперь каждая команда придумает добрые, веселые истории, рассказы по своим картинкам. Что это за человечек, куда идет, почему с цветами? У кого есть, какие интересные идеи? Заслушиваются все рассказы детей, подводим итоги, награждаем победителей.

  • «Тарелка- суп» (ведущий зачитывает пары слов, которые дети должны запомнить. Затем зачитываются только первые слова, а дети называют к ним пару.)

Тарелка-суп; Почта – письмо; Зима – снег; Булка – мука; Карандаш – бумага; Машина – дорога; Мультфильм – телевизор;

Буквы – книга; Сапог – нога; Рыба - вода.

   3.Ритуал прощания «Круг друзей», «Эстафета дружбы».

Раздел 3.

Секреты мышления.

Занятие 14.

Мышление. Мыслят ли животные.

Цель: развитие познавательной активности, развитие мышления.

  1. Ритуал приветствия «Волшебный клубочек».
  2. Пальчиковые игры. «Коготки», «Заборчики», «Солнышки».
  3. Беседа на тему: «Умеют ли думать животные?»
  4. Игра «Слушай хлопки!»

Цель: развитие произвольности.

5. «Что нового»

Цель: развитие концентрировать внимание на деталях.

  1. Релаксация «Шарик».
  2. Ритуал прощания «Круг друзей».

Занятие 15 – 20 (6 часов)

 Развитие интеллекта  и навыков общения посредством групповых игр.

  1. Ритуал приветствия «Волшебный клубочек»,

Игра «Три мудреца»

Цель: развитие произвольности, межполушарное взаимодействие,

Настроить детей на совместные действия.

2. Пальчиковые игры «Десять птичек стайка», «Паучок».

3. Игра «Мы охотимся на льва».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

4. Игры на развитие мышления.

  • «4 лишний»;
  • «Назови одним словом»;
  • «Подбери заплатку»;
  • «Скажи наоборот»;
  • «Бывает – не бывает»;
  • «Подбери пару по смыслу». Например, кошка – молоко, булка – масло, река – мост, рыба – вода, зима – снег и т. д.
  • «Скажи наоборот».
  • Ребусы.

5. Ритуал прощания.

Игра «Доброе животное»

Цель: сплочение детского коллектива.

Раздел 4.

Загадки воображения.

Занятие 21.

 Фантазия. Я – фантазер.

Цель: Дать понятие фантазии; разделить понятия фантазии и обмана.

  1. Ритуал приветствия «Комплименты».
  2. Чтение и обсуждение сказки « Розыгрыш ».
  3. Игра «Бывает – не бывает».
  4. Рисование «Сон под зонтиком доброго волшебника».
  5. Ритуал прощания. Игра «Доброе животное»

Цель: сплочение детского коллектива.

Занятия 22.

Я – Художник. «Мой страх».

Цель: помочь поверить в собственные силы, развить творческое воображение.

  1. Ритуал приветствия «Волшебный клубочек».
  2. Разминка. Игра «Мы охотимся на льва».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

  1. Беседа «Чего я боюсь».
  2. Сказка «Сказка о маленьком Чике». Беседа по сказке  о чувствах.
  3. Рисование по сказке.
  4. Ритуал прощания. «Эстафета дружбы».

Занятие 23.

«Мой страх».

Цель: помочь поверить в собственные силы, преодоление страхов.

  1. Ритуал приветствия.

Игра «Три мудреца»

Цель: развитие произвольности, межполушарное взаимодействие,

Настроить детей на совместные действия.

  1. Игра «Сорока- ворона»?

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Дети сидят в парах, проговаривают слова потешки и поочереди массируют друг другу пальчики правой руки, а в конце поглаживают друг другу ладошки.

Занятие 24.

«Мой страх».

Цель: помочь поверить в собственные силы, преодоление страхов.

1.Ритуал приветствия.

Игра «Три мудреца»

Цель: развитие произвольности, межполушарное взаимодействие,

Настроить детей на совместные действия.

2. Игра «Черная метка».

3. Работа со сказками.

4. Игра «Сорока- ворона»?

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Дети сидят в парах, проговаривают слова потешки и поочереди массируют друг другу пальчики правой руки, а в конце поглаживают друг другу ладошки.

Занятие 25.

Будь смелым.

Цель: способствовать формированию веры детей в свои силы, умению вести себя конструктивно в новой ситуации.

 1. Приветствие «Подари подарок другу»: Изобразите подарок, который вы можете изобразить пантомимой.

2.Беседа: «Что значит быть смелым?»

3. Продолжи сказку:

– Сейчас мы разыграем с вами сказку. Кто из вас какую роль хотел бы играть?

Дети выбирают. Психолог читает, дети показывают

Детям предлагается проблемная ситуация. Вопросы:

  • Что произошло дальше?
  • Что сделал Минь?

4. Рисование по сказке: «Нарисуйте того героя, который вам понравился.»

5. Релаксация «Шарик»:

6. Ритуал прощания «Подари улыбку другу».

Раздел 5.

Человек – личность.

Занятие 26.

Какой Я?

Цель: помочь осознать свою индивидуальность.

1. Ритуал приветствия.

2.Разминка.

3. Рассуждения на тему: « Знаешь ли  ты себя?»

Все люди разные, чем они отличаются друг от друга, почему не путают людей. Люди отличаются только внешне? Знаешь ли ты свой характер?

4.Игра «Узнай по описанию».

5.Рисование автопортрета.

6.Ритуал прощания. Игра «Доброе животное»

Цель: сплочение детского коллектива.

Занятие 27.

Как Я отношусь к окружающим.

Цель: помочь осознать свою индивидуальность, развитие эмпатии.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Разминка.
  3. Игра «Узнай по описанию».
  4. Этюд «Скажи хорошее о друге»;
  5. Сказка «Георгин и бабочка» Беседа по сказке  о чувствах и отношении к герою. (Хухлаева)
  6. Групповое сочинение. Рисование сказки на «волшебной доске». Тема: «Жил был…»
  7. Ритуал прощания. «Подари улыбку другу».

Занятие 28.

 Как Я отношусь к окружающим.

Цель: помочь осознать свою индивидуальность, развитие эмпатии.

  1. Ритуал приветствия «Волшебный клубочек».
  2. Игра «Узнай по описанию».
  3. Игра «Мой хороший попугай»

Цель: развивать чувство эмпатии и умение работать в группе.

  1. Рисование на тему «Мой лучший друг».
  2. Ритуал прощания. «Подари улыбку другу».

Занятие 29.

Как Я отношусь к окружающим.

Цель: помочь осознать свою индивидуальность, развитие эмпатии.

  1. Ритуал приветствия «Волшебный клубочек».
  2. Сказка «Хвастливая чашка» (Хухлаева) Беседа по сказке.
  3. Игра «Хвасталки».

     4.  Ритуал прощания. Игра «Доброе животное»

Цель: развитие чувства единства.

Занятие 30- 31.

Учимся общаться.

Цель: развитие эмпатийности.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Разминка.
  3. Этюд «Скажи хорошее о друге»;
  4. Беседа «Как можно пожалеть».
  5. Этюд на выражение сострадания:

Два медвежонка Том и Тим съели вкусные, но не мытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются:

Ой, Ой живот болит!

Ой, Ой меня тошнит!

Ой, Ой мы яблок не хотим!

Мы хвораем. Том и Тим.

Выразительные движения: брови приподняты, живот втянут, руки прижаты к животу.

Ведущий предлагает «медвежатам» пожалеть друг друга.

   6. Ритуал прощания. Игра «Доброе животное»

Цель: развитие чувства единства.

Занятие 32-33.

Обобщающее.

Цель: подвести итоги.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Разминка.
  3. Обсуждение на тему: «Что понравилось и запомнилось больше всего».
  4. Проигрывание любимых игр.
  5. Групповое сочинение. Рисование сказки на «волшебной доске». Тема: «Жил был…»
  6.  Любимый вариант ритуала прощания.

Список литературы.

  1. Алябьева Е. А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М. : Т Ц Сфера, 2004.
  2. Герасимова А. С. Тесты для подготовки к школе: развитие речи, математика, мышление. – М. : Айрис- пресс,2006.
  3. Герасимова А. С. Тесты для подготовки к школе: словарный запас, грамотная речь, память. – М. : Айрис- пресс,2006.
  4. Детская практическая психология: Учебник/ под ред. Проф. Т.Д. Марцинковской.- М.: Гардарики,2001.
  5. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка.- СПб.: Союз,1997.
  6. Ильина М.Н. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений.- СПб.: «Дельта», 1998.
  7. Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие- М.: Генезис.2002.
  8. Микляева Н. В. Работа педагога-психолога в ДОУ: методическое пособие. М.: Айрес- пресс,2005.
  9. Сиротюк А.Л, Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: ТЦ Сфера,2003.
  10. Синицына Е.И. Умные пальчики.М.: «Лист»,1998.
  11. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие; В 4-х томах. Т.2.- М.: Генезис.1998.
  12. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры и упражнения, сказки. М.: Генезис.2003.
  13. Чистякова М.И.Психогимнастика.- М.: Просвещение,1990.

                                                               



Предварительный просмотр:

Комплексный диагностический метод Ф.Г. Даскаловой. 

Комплексный диагностический метод речевого развития детей дошкольного возраста представлен 12 тестами на определение: развития грамматического строя речи, лексической стороны речи, с последующей обработкой результатов.

I. тест. Свободные словесные ассоциации по определенному слову. Задача: «Будем играть в игру со словами, я скажу тебе одно слово, а ты скажешь мне другое – какое ты хочешь».

Слова экспериментатора

 

Ответы детей

1 – стул

2 – мяч

3 – Иван

4 – зайчик

5 – пою

6 - красный

 

Оценка: 3 верных ответа.

II. тест. Ассоциативное дополнение слова в предложении – подбор и активное употребление имен существительных.

  1. Ребенок толкает…
  2. Девочка качает…
  3. Зайчик хрупает…
  4. Мама стирает…
  5. Девочка поливает…

 

Оценка: 5 верных ответов.

III. тест. Подбор и активное употребление глаголов.

  1. Что делает зайчик?
  2. Что делает ребенок?
  3. Что делает петух?
  4. Что делает мама?
  5. Что делает папа?

 

Оценка: 5 верных ответов.

IV. тест. Подбор и активное употребление имен прилагательных

  1. Какое яблоко?
  2. Какая собака?
  3. Какой слон?
  4. Какие цветы?
  5. Какая зима?

 

Оценка: 5 верных ответов.

V.тест. Практическое приложение грамматических (морфологических) правил изменения слова.

  1. Как говорится о маленьком стуле? А если их много
  2. Как говорится о маленькой собачке? А если их много?
  3. Как говорится о маленьком яблоке? А если их много

 

Оценка: 2 верных ответа.

VI. тест. Составление предложения по одному определенному слову.

  1. Мальчик…..
  2. Кукла …
  3. Мишка…

 

Оценка: 2 верных ответа.

VII. тест. Составление предложения по трем определенным словам.

  1. Кукла, девочка, платье.
  2. Тетя, плита, пуща.
  3. Дядя, грузовик, дрова.

 

Оценка: 2 верных ответа.

VIII. тест. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложном подчиненном предложении – раскрытие логического вербального мышления.

  1. Он вышел, когда….
  2. Он не пошел на прогулку, потому что…
  3. Он не вышел во двор, куда…
  4. Он не взял игрушку, которая…

 

Оценка: 3 верных ответа.

IX. тест. Открытие и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения – обнаружение чутья к грамматической правильности. Задача: « Скажу тебе несколько предложений, но будь осторожен, т.к. в них есть ошибки. Можешь их исправить»

  1. Он ушла на реку
  2. Там увидел маленький рыбку
  3. Потом бросил один камни
  4. Из реки выпрыгнула зеленый лягушка

 

Оценка: 3 верных ответа.

X тест. Словесное объяснение определенного действия в его последовательности.

Задача: 1. «Объясни мне, как из этих кубиков можно сделать домик?»

  1. «Объясни мне, как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь».

Оценка: Полное и понятное словесное объяснение одной из задач.

XI. тест. Практическое осознание основных языковых элементов.

  1. Скажи одно слово!
  2. Скажи один звук!
  3. скажи одно предложение!

 

Оценка: 3 верных ответа.

XII. тест. Произвольное и сознательное построение устного высказывания.

Задача: «Хочешь, сыграть в игру «Запрещенное слово» я буду спрашивать тебя о чем-либо, а ты мне должна отвечать, не употребляя при составлении предложения запрещенные слова».

  1. Что любит зайчик? (запрещенные слова: зайчик, морковь)
  1. Что делает собака? (З С: собака лает)
  2. Какая лиса (З С: лиса, хитрая)

 

Оценка: 2 верных ответа (ответ должен быть предложением, т.е. два связных слова).

Обработка и интерпретация результатов.

Обработка результатов с помощью математического метода, по формуле.

КоРР = ВРР * 100, где КоРР – коэффициент речевого развития, 

КВ

ВРР – возраст речевого развития, КВ – календарный (хронологический) возраст ребенка.

КоРР показывает степень общего речевого развития ребенка и степень сформированности его речевой способности.

Определены границы распределения КоРР:

КоРР от 1 до 9 – значительно низкое речевое развитие;

КоРР от 10 до 41 – низкое речевое развитие;

КоРР от 42 до 108 – нормальное речевое развитие;

КоРР от 109 до 141 – высокое речевое развитие;

КоРР от 142 – значительно высокое речевое развитие. 

 

Оценка: 3 верных ответа.

II. тест. Ассоциативное дополнение слова в предложении – подбор и активное употребление имен существительных.

Ребенок толкает…

Девочка качает…

Зайчик хрупает…

Мама стирает…

Девочка поливает…

 

Оценка: 5 верных ответов.

III. тест. Подбор и активное употребление глаголов.

Что делает зайчик?

Что делает ребенок?

Что делает петух?

Что делает мама?

Что делает папа?

 

Оценка: 5 верных ответов.

IV. тест. Подбор и активное употребление имен прилагательных

Какое яблоко?

Какая собака?

Какой слон?

Какие цветы?

Какая зима?

 

Оценка: 5 верных ответов.

V.тест. Практическое приложение грамматических (морфологических) правил изменения слова.

Как говорится о маленьком стуле? А если их много

Как говорится о маленькой собачке? А если их много?

Как говорится о маленьком яблоке? А если их много

 

Оценка: 2 верных ответа.

VI. тест. Составление предложения по одному определенному слову.

Мальчик…..

Кукла …

Мишка…

 

Оценка: 2 верных ответа.

VII. тест. Составление предложения по трем определенным словам.

Кукла, девочка, платье.

Тетя, плита, пуща.

Дядя, грузовик, дрова.

 

Оценка: 2 верных ответа.

VIII. тест. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложном подчиненном предложении – раскрытие логического вербального мышления.

Он вышел, когда….

Он не пошел на прогулку, потому что…

Он не вышел во двор, куда…

Он не взял игрушку, которая…

 

Оценка: 3 верных ответа.

IX. тест. Задача: « Скажу тебе несколько предложений, но будь осторожен, т.к. в них есть ошибки. Можешь их исправить»

Он ушла на реку

Там увидел маленький рыбку

Потом бросил один камни

Из реки выпрыгнула зеленый лягушка

 

Оценка: 3 верных ответа.

X тест. Задача: 1. «Объясни мне, как из этих кубиков можно сделать домик?»«Объясни мне, как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь». Оценка: Полное и понятное словесное объяснение одной из задач.

XI. тест. Практическое осознание основных языковых элементов.

Скажи одно слово!

Скажи один звук!

скажи одно предложение!

 

Оценка: 3 верных ответа.

XII. тест. Произвольное и сознательное построение устного высказывания.

Задача: «Хочешь, сыграть в игру «Запрещенное слово» я буду спрашивать тебя о чем-либо, а ты мне должна отвечать, не употребляя при составлении предложения запрещенные слова».

Что любит зайчик? (запрещенные слова: зайчик, морковь)

Что делает собака? (З С: собака лает)

Какая лиса (З С: лиса, хитрая)

 

Оценка: 2 верных ответа (ответ должен быть предложением, т.е. два связных слова).

Протокол            (Комплексный диагностический метод Ф.Г. Даскаловой.)

Ф. И.   ________________________________               группа _____________________________  Дата ______________________

I. «Будем играть в игру со словами, я скажу тебе одно слово, а ты скажешь мне другое – какое ты хочешь».

1 – стул

2 – мяч

3 – Иван

4 – зайчик

5 – пою

6 – красный

Оценка: 3 верных ответа.

VII. тест. Составление предложения по трем определенным словам.

Кукла, девочка, платье.

Тетя, плита, пуща.

Дядя, грузовик, дрова.

Оценка: 2 верных ответа.

II. тест. Ассоциативное дополнение слова в предложении – подбор и активное употребление имен существительных.

Ребенок толкает…

Девочка качает…

Зайчик хрупает…

Мама стирает…

Девочка поливает…

Оценка: 5 верных ответов

VIII. тест. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложном подчиненном предложении – раскрытие логического вербального мышления.

Он вышел, когда….

Он не пошел на прогулку, потому что…

Он не вышел во двор, куда…

Он не взял игрушку, которая…

Оценка: 3 верных ответа.

III. тест. Подбор и активное употребление глаголов.

Что делает зайчик?

Что делает ребенок?

Что делает петух?

Что делает мама?

Что делает папа?

Оценка: 5 верных ответов.

IX. тест. Задача: « Скажу тебе несколько предложений, но будь осторожен, т.к. в них есть ошибки. Можешь их исправить»

Он ушла на реку

Там увидел маленький рыбку

Потом бросил один камни

Из реки выпрыгнула зеленый лягушка

Оценка: 3 верных ответа.

IV. тест. Подбор и активное употребление имен прилагательных

Какое яблоко?

Какая собака?

Какой слон?

Какие цветы?

Какая зима?

Оценка: 5 верных ответов.

X тест. Задача: 1. «Объясни мне, как из этих кубиков можно сделать домик?»«Объясни мне, как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь». Оценка: Полное и понятное словесное объяснение одной из задач.

V.тест. Практическое приложение грамматических (морфологических) правил изменения слова.

Как говорится о маленьком стуле? А если их много

Как говорится о маленькой собачке? А если их много?

Как говорится о маленьком яблоке? А если их много

Оценка: 2 верных ответа.

XI. тест. Практическое осознание основных языковых элементов.

Скажи одно слово!

Скажи один звук!

скажи одно предложение!

Оценка: 3 верных ответа.

VI. тест. Составление предложения по одному определенному слову.

Мальчик…..

Кукла …

Мишка…

Оценка: 2 верных ответа.

XII. тест. Произвольное и сознательное построение устного высказывания.

Задача: «Хочешь, сыграть в игру «Запрещенное слово» я буду спрашивать тебя о чем-либо, а ты мне должна отвечать, не употребляя при составлении предложения запрещенные слова».

Что любит зайчик? (запрещенные слова: зайчик, морковь)

Что делает собака? (З С: собака лает)

Какая лиса (З С: лиса, хитрая)

Оценка: 2 верных ответа (ответ должен быть предложением, т.е. два связных слова).



Предварительный просмотр:

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.
Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.

https://sites.google.com/site/logopedonlain/_/rsrc/1308933843415/psihologogiceskaa-diagnostika-testy/testy-dla-detej-ot-3-do-5-let/vospriatie-test-kakie-predmety-spratany-v-risunke/%D0%BD%D0%B5%20%D1%85%D0%B2%D0%B0%D1%82%202.jpg



Оценка результатов

10 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.
8-9 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.
6-7 баллов — ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.
4-5 баллов — ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.
2-3 балла — ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.
0-1 балл — за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.


Выводы об уровне развития
10 баллов    — очень высокий.

8-9 баллов — высокий. 

4-7 баллов — средний. 

2-3 балла   — низкий.

0-1 балл     — очень низкий.

Тест на восприятие детей от 3 до 5 лет "Какие предметы спрятаны в рисунке"

https://sites.google.com/site/logopedonlain/_/rsrc/1308933843415/psihologogiceskaa-diagnostika-testy/testy-dla-detej-ot-3-do-5-let/vospriatie-test-kakie-predmety-spratany-v-risunke/%D0%BD%D0%B5%20%D1%85%D0%B2%D0%B0%D1%82%202.jpg

https://sites.google.com/site/logopedonlain/_/rsrc/1308933843415/psihologogiceskaa-diagnostika-testy/testy-dla-detej-ot-3-do-5-let/vospriatie-test-kakie-predmety-spratany-v-risunke/%D0%BD%D0%B5%20%D1%85%D0%B2%D0%B0%D1%82%202.jpg

https://sites.google.com/site/logopedonlain/_/rsrc/1308933843415/psihologogiceskaa-diagnostika-testy/testy-dla-detej-ot-3-do-5-let/vospriatie-test-kakie-predmety-spratany-v-risunke/%D0%BD%D0%B5%20%D1%85%D0%B2%D0%B0%D1%82%202.jpg



Предварительный просмотр:

Изучение новой внутренней позиции (А.Л.Венгер, Д.Б.Эльконин).

Цель: Определить сформированность новой внутренней позиции.

Эксперимент проводится индивидуально с детьми 6-7 лет в форме беседы "Об отношении к школе и будущей учебе".

Экспериментатор знакомится с ребенком и спрашивает, хочет ли он пойти в школу. В зависимости от ответа задают первый вопрос:

1. Что тебе в школе нравится больше всего? Что для тебя самое интересное и привлекательное в школе?

Далее экспериментатор говорит: "Я буду рассказывать маленькие истории про тебя самого, но только не о том, что с тобой уже было, а что могло бы случиться. А ты будешь мне говорить, что бы ты сделал(а) или сказал(а), если бы такая история произошла с тобой".

2. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: "Ты у меня маленький, тебе будет трудно ходить в школу. Не хочешь ли ты отложить поступление в школу? Что ответишь маме?

3. Представь себе, что мама так и сделала, не стала тебя отправлять в школу. Что бы ты стал делать в то время, когда другие ребята будут учиться в школе?

4. Представь себе, что ты вышел гулять и встретил мальчика. Ему тоже 6 лет, но он не ходит, ни в детский сад, ни в первый класс. Он тебя спрашивает: "Что нужно делать, чтобы хорошо приготовиться к школе?" Что ты ему ответишь?

5. Представь себе две школы - школа "А" и школа "Б". В школе "А" расписание уроков в первом классе такое: каждый день бывают уроки математики, письма, чтения, а рисование, музыка и физкультура бывают редко. В школе "В" наоборот ежедневно физкультура, музыка и рисование, а уроки математики, письма и чтения по одному разу в неделю. В какой школе тебе хотелось бы учиться?

6. Представь, что тебе предложат учиться не в школе со всеми, а учительница будет приходить к тебе каждый день. Ты бы согласился заниматься дома?

7. В школе "А" от первоклассников строго требуют внимательно слушать учительницу и делать все так, как она велит: не разговаривать на уроках, поднимать руку, если надо что-то сказать, или выйти. А в школе "Б" не сделают замечание, если ты встанешь во время урока поговорить с соседом или выйдешь из класса без спроса. В какой школе ты хотел бы учиться?

8. Представь себе, что в какой-то день ты хорошо и старательно работал на всех уроках, и учительница сказала тебе: "Сегодня ты учился хорошо, даже замечательно, и я хочу наградить тебя за такое хорошее учение.

Выбирай: дать тебе шоколадку, игрушку или поставить в журнале хорошую отметку?".

9. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: "Мы можем пригласить другую учительницу на это время или попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню побывала у вас в классе учительницей". Как, по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница или ее заменили мамы?

Обработка результатов: показателем новой внутренней позиции при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту являются:

- положительное отношение к поступлению в школу, пребыванию в ней как к необходимому событию в жизни;

- особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий;

- отказ от характерных для дошкольного детства ориентаций деятельности и поведения;

- признание авторитета учителя.

Каждый ответ ориентирован как школьный или дошкольный вариант.

Сформированность новой внутренней позиции определяют следующим образом:

I. Общее отношение к поступлению в школу и учению:

1. Положительное отношение к поступлению и пребыванию в школе.

2. Наличие школьно-учебных ориентаций в ситуации необязательного посещения школы, отказ от предполагаемого отпуска или отсрочки.

II. Ориентация на новое, собственно школьное содержание занятий:

1. Предпочтение занятий по математике, чтению занятиям по рисованию, труду и прочему времяпрепровождению вне школы.

2. Содержательное представление по подготовке к школе.

3. Отказ от школы, лишенной школьно-учебного содержания (школы, в которой занятия по грамоте и счету заменены уроками художественно-физкультурного цикла).

III. Ориентация на новые, собственно школьные формы организации деятельности:

1. Предпочтение коллективных занятий индивидуальной форме обучения.

2. Предпочтение школы, в которой соблюдение правил школьной дисциплины является обязательным.

3. Предпочтение отметки другим видам поощрения (сладостям, игрушкам).

IV. Признание авторитета учителя.



Предварительный просмотр:

Методика "Неоконченные предложения"

(А.М.Щетинина)

Цель: определить, насколько принимается ребенок родителями, их позитивное или негативное отношение к нему, видение родителями перспектив развития ребенка, а также и принятие взрослым себя как родителя.

Данная методика направлена на определение характера отношений родителей к своему ребенку, отношения к его будущему, особенностей их самопринятия как родителей.

Интерпретация. Содержание окончаний предложений с 1 по 7 дает информацию о том, какие качества родитель видит в своем ребенке, что его радует, а что вызывает тревогу; окончания предложений с 8 по 14 являются показателями его родительского поведения и осознания им своей функции родителя; последние три предложения  

того, каким человеком в будущем видят родители своего ребенка и каково это его будущее.

Инструкция. Закончите напечатанные ниже предложения. Делайте это как можно быстрее. Если начало какого-то предложения вызывает трудность в его продолжении, то оставьте на время, поставьте возле него галочку, а в конце работы вернитесь к нему.

1. Больше всего в моем ребенке...

2. Когда я сравниваю своего ребенка с другими, то...

3. Иногда мне кажется, что мой ребенок...

4. Меня очень радует в ребенке...

5. Я был(а) бы доволен(на), если бы мой ребенок...

6. Меня тревожит, что мой ребенок...

7. Мой ребенок вызывает у меня...

8. Когда у моего ребенка возникают в чем-то затруднения...

9. Я нередко ловлю себя на мысли, что я к своему ребенку...

10. Я думаю, что я как родитель...

11. Когда ребенок не выполняет моих требований, то я...

12. Мне как родителю хотелось бы перестать бояться...

13. Я думаю, что моему ребенку со мной...

14. Воспитывая своего ребенка, я больше всего хотел(а) бы, чтобы...

15. Будущее моего ребенка кажется мне...

16. Я надеюсь, что ребенок станет...

17. В будущем я представляю своего сына (дочь) очень...

Полученные данные могут быть использованы педагогом при построении взаимоотношений с родителями, оказании им необходимой педагогической и психологической помощи в организации педагогического сотрудничества с ними.



Предварительный просмотр:

Диагностика эмоционально-ценностного отношения к себе.

(А.М.Прихожан, З.Василяускайте)

Цель: изучение особенностей эмоционально-ценностного отношения к себе у детей 5-9 лет.

Материал: для выполнения методики ребенку дают 6 цветных карандашей - синий, красный, желтый, зеленый, черный, коричневый. При этом желательно использовать карандаши "Полицвет" для того, чтобы в возможной степени смягчить фактор индивидуального предпочтения и влия-

ния цвета. Бланк методики представляет собой сложенный пополам (кни-жечкой) стандартный лист нелинованной белой бумаги. Первая страница книжечки остается чистой. Здесь после проведения работы психолог записывает необходимые сведения о ребенке. На второй, третьей и четвертой

страницах книжечки, располагаемой перед ребенком вертикально, наверху большими буквами написано название каждого рисунка, соответственно: «Плохой мальчик/девочка" (в зависимости от пола ребенка), "Хороший мальчик/девочка", "Я".

Методика может проводиться как фронтально, так и индивидуально.

Инструкция к выполнению задания дается перед каждым рисунком, поэтому при фронтальном проведении дети переходят к выполнению следующего рисунка только после того, как все закончили предшествующий.

Примерная инструкция и ход эксперимента.

"Сейчас вы будете рисовать. Сначала нарисуйте плохого мальчика или плохую девочку. Будете рисовать 3 карандашами. Выберите эти карандаши и покажите их мне, а оставшиеся 3 уберите. (Необходимо убедиться, что все дети это сделали). Найдите страницу, вверху которой написано "Плохой мальчик/девочка". Все нашли? (Проверяет). Начинаем рисовать". После того, как все дети закончили рисовать, дается следующая инструкция: "А теперь отложите те карандаши, которыми вы рисовали, и возьмите 3 оставшихся. Покажите мне их. (Необходимо убедиться, что все дети поняли и выполнили инструкцию). Этими карандашами вы нарисуйте хорошего мальчика или хорошую девочку. Найдите страницу, на которой сверху написано "Хороший мальчик/девочка" все нашли? (Проверяет). Начинаем рисовать".

Инструкция, даваемая перед третьим рисунком: "На оставшемся листке (на нем сверху написано "Я") каждый из вас нарисует себя. Себя вы можете рисовать всеми 6 карандашами. Возьмите все карандаши в руки и покажите мне. (Проверяет). А вот сейчас внимание! Пусть ваш рисунок будет с секретом. Если кто-нибудь захочет нарисовать себя похожим на хорошегомальчика или хорошую девочку, то пусть в рисунке будет больше тех цветов, которыми вы рисовали хорошего мальчика или девочку. А если захочется нарисовать себя похожим на плохого, то тогда в нем будет больше тех цветов, которыми рисовали плохого мальчика или девочку. Но постарайтесь в этом рисунке использовать все карандаши. (После этого психолог кратко повторяет инструкцию и отвечает на вопросы). Найдите страницу, вверху которой написано "Я" (проверяет) и начинайте работать".

Необходимо специально следить за тем, как дети выполняют каждую инструкцию, ответить на все вопросы до того, как они начнут рисовать. Работают дети самостоятельно. Психолог вмешивается только в том случае, если нарушается инструкция. Ценную информацию дают наблюдения за поведением детей во время выполнения ими заданий, фиксирования психологом слишком быстрого или слишком медленного их выполнения. Обычно на выполнение всей методики при фронтальном проведении уходит около 40 минут.

Индивидуальное проведение требует меньше времени (в среднем около 30 минут) и в целом предпочтительней, поскольку позволяет фиксировать порядок рисования, в том числе последовательность использования цветов, спонтанные высказывания ребенка, его мимику, жесты, время, затрачиваемое им на каждый из рисунков, а также побеседовать с ним сразу после того, как он закончит выполнение задания.

Беседа содержит вопросы о том,

1 - какой из рисунков больше всего понравилось рисовать, а какой - меньше всего и почему;

 2 - какой рисунок, по мнению ребенка, получился лучше всего, а какой хуже; 3 - почему на одном рисунке мальчик (девочка) плохой, а на другом - хороший; что можно рассказать о каждом из них? Кто - хороший или плохой мальчик (девочка) - ему больше нравится;

4 - кого бы он выбрал себе в друзья? Почему? Особое внимание следует обратить на случаи, когда ребенок предпочитает плохого ребенка;

5 - каким ребенок хотел нарисовать себя? Что он может рассказать о себе? Что ему больше всего в себе нравится? А что он хотел бы в себе изменить;

6 - что он лучше всего умеет, а что он не умеет;  

7 - чему бы хотел научиться? Как он думает, сможет ли этому научиться?;

8 - что для этого потребуется и др.

Естественно, здесь приводится лишь примерный перечень вопросов, который психолог может дополнять и изменять в зависимости от конкретного случая.

Обработка и интерпретация результатов.

Прежде чем представить схему обработки и интерпретации, напомним, что диагностическое использование рисуночных проб, особенно когда они включают, как в данном случае, человеческую фигуру, предполагает три основных уровня анализа.

Первый уровень - проявление в рисунке показателей органического поражения ЦНС: наклон фигуры больше 95 или 85 градусов, двойные или прерывистые линии, "трясущиеся" линии, дрожание, неприсоединенные линии. Если подобные признаки обнаруживаются, то к интерпретации на последующих этапах анализа рисунков следует подходить с особой осторожностью.

Второй уровень предполагает анализ рисунка с точки зрения соответствия возрастным нормам. В случае резкого отличия рисунка от общевозрастной нормы следует выяснить, связан ли пропуск, например, отдельных деталей с отставанием в развитии, что позволяет получить ценные диагностические данные об общем развитии ребенка; или это связано с определенными проблемами, страхами, конфликтами, например, отсутствие кистей рук может свидетельствовать как о недостаточном развитии, так и низком уровне контактности, нарушениях общения.

Если речь идет об отставании в развитии, то переход на третий уровень интерпретации - собственно проективный - следует проводить с особой осторожностью. Ряд авторов полагают, что при получении на первом и втором уровне показателей, свидетельствующих об органических нарушениях ЦНС или о значительном отставании в развитии, вообще не следует переходить на третий уровень. Однако практика работы показывает, что и такие дети осуществляют в рисунках проекцию собственных чувств, установок, мотивов. Поэтому, с нашей точки зрения, и в этих случаях может

быть применен анализ третьего уровня, однако делать это следует предельно осторожно, учитывая только наиболее ярко выраженные признаки и обращая внимание на то, не связано ли появление того или иного показателя, например, с общим недоразвитием.

1. Анализ "автопортрета" (рисунок "Я"): наличие всех основных деталей, полнота изображения, количество дополнительных деталей, тщательность их прорисовки, степень украшенности "автопортрета", статичность рисунка или представленность фигурки в движении, включение себя в какой-либо сюжет - игру, танец, прогулку и т.п. Известно, что наличие дополнительных деталей - подробная прорисовка, "разукрашивание" - свидетельствуют о позитивном отношении к рисуемому персонажу. Напротив, неполнота рисунка, отсутствие необходимых деталей указывает на отрицательное или конфликтное отношение, о чем говорилось выше. Изображение в движении, включение в сюжет свидетельствует об активном, творческом отношении к действительности.

2. Анализ других проективных показателей по "автопортрету", в том числе по размеру рисунка, его расположению на листе (так называемая проективная семантика пространства), по соотношению отдельных частей рисунка и т.п. Известно, например, что размещение рисунка внизу страницы, может свидетельствовать о депрессивности ребенка, наличии у него комплекса неполноценности. Наиболее неблагоприятным является "автопортрет", нарисованный в профиль и расположенный в нижнем углу страницы, особенно в левом.

3. Сопоставление "автопортрета" ребенка с рисунками "хорошего" и "плохого" сверстников по следующим параметрам:

а - цвета, использованные в "автопортрете", их соответствие цветам "хорошего" и "плохого" ребенка, каких цветов больше;

б - размер "автопортрета" по сравнению с размерами двух других рисунков;

 в - повторение в "автопортрете" деталей из рисунков "хорошего" и "плохого" ребенка (одежда, головной убор, игрушка, рогатка, пистолет и т.п.);

г - наличие в "автопортрете" новых деталей и их характер;

д - общее впечатление о похожести "автопортрета" на рисунок "хорошего" и "плохого" сверстника.

4. Анализ поправок, перечеркиваний, перерисовывания (без существенного улучшения качества рисунка): их выраженность свидетельствует о конфликтности, тревожности ребенка.

5. Анализ процесса рисования, технических особенностей рисунка, а при индивидуальном проведении - характера спонтанных высказываний, порядка изображения отдельных деталей и времени, затрачиваемого на тот или иной рисунок. Особо рассматриваются случаи и мотивировки отказа от выполнения того или иного рисунка или задания в целом.

Окончательный вывод об особенностях эмоционально-ценностного отношения ребенка к себе целесообразно делать только на основании сопоставления качественных характеристик рисунка и беседы. При этом важно иметь в виду, что речь идет не о верификации критериев оценки рисунка по данным беседы, а именно об учете обеих групп данных в окончательном заключении психолога.



Предварительный просмотр:

Тест "Маски"

(с 5-лет)

Цель: исследование общения ребенка со сверстниками, определение его статусного места в группе.

Стимульный материал. Набор из четырех масок, нарисованных на  бумаге, символизирующих хорошее и плохое настроение, стремление к доминированию или подчинению.

Инструкция. Посмотри на эти лица. Как ты думаешь, какое лицо чаще всего бывает у  тебя, когда ты смотришь на ребят своей группы? А на кого из них ты смотришь обычно вот так? (показывает каждую из масок по очереди). А кто из ребят на тебя смотрит чаше всего вот так? (опять показывает по очереди каждую из масок).

Проведение теста. Четыре маски выкладывают в ряд перед ребенком.

После того, как он выбрал одну из них при ответе на первый вопрос, каждую из масок по очереди дают ребенку и задают вопрос, на кого он так смотрит или кто на него так смотрит. Принимается любой ответ, в том числе и отказ, отвечать.

Анализ результатов.

Эмоциональное состояние ребенка в группе проявляется в выборе маски с определенным настроением (хорошим или плохим при ответе на первый вопрос). Подсчитывают, сколько раз были выбраны маски с хорошим и плохим настроением при ответе на вопрос "На кого из ребят ты смотришь вот так?" Если ребенок удовлетворен своим местом в группе, количество улыбающихся масок значительно превышает количество грустных. Этот показатель важнее показателя статуса (лидер-

ства или отверженности) ребенка, так как свидетельствует об удовлетворенности детей тем местом, которое они занимают. В случае отверженности речь может идти о детях, которые предпочитают общаться со сверстниками дома, во дворе, а не в группе, а потому испытывающих тревогу от того, что здесь с ними мало общаются. Этот вариант может быть связан и с нежеланием ребенка активно общаться, его заинтересованностью в контактах со сверстниками. В то же время и лидеры могут быть не удовлетворены своим положением, если они претендуют на более высокое место в группе, либо стремятся к общению с кем-то из тех ребят, кто входит в другую группировку и не подчиняется данному лидеру. Таким образом выявляются так называемые "пассивные" и "активные" отверженные, то есть дети, которые спокойно переносят свою отверженность и не стремятся к общению, и дети, которые переживают свою отверженность от группы.

Подсчитывают также и количество выборов "доминирование и подчинение" - как при первом вопросе (это самый важный показатель), так и при последующих ответах. Те дети, у которых проявляется стремление к доминированию, не удовлетворены, как правило, своим статусным местом. Их не устраивает простое общение со сверстниками, они готовы лучше вообще прервать общение с ними, чем подчиняться. При коррекции таких детей им важно показать навыки организации деятельности сверстников, их игр, а не просто вводить их в группу на любые роли. Дети, у которых проявляется тенденция к подчинению, не удовлетворены именно своей отверженностью и готовы к общению в любой форме. Эти дети с готовностью примут любую помощь взрослого, в то время как дети первой группы к такой помощи относятся настороженно, часто предпочитая утверждаться самостоятельно.