Кружок "Волшебная кисть"

Букина Наталья Васильевна

Материалы по дополнительному образованию 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации

Лукояновского  муниципального района

Нижегородской области

МБОУ  Лукояновская средняя школа №1

Рассмотрено на МСУтверждаю:

МБОУ Лукояновская  СШ №1                                                   директор МБОУ

Протокол № 1 от 25 августа 2015г.                                        Лукояновская СШ №1

  _________ Э.А.Салин

 «   »                 2017 г.

Программа

творческого объединения

« Волшебная кисть»

на 2017 -2018 учебный год

Срок реализации – 1 год

 Автор: педагог

дополнительного      образования

Букина Наталья Васильевна.

Программа принята  на              педагогическом совете

«    »                     2017г.

Лукоянов

2017

Информационная карта программы

Полное название программы

« Волшебная кисть»

Автор программы

Букина Наталья Васильевна -

учитель ИЗО и МХК

Руководитель программы

Дядякина Надежда Александровна

Территория, представившая программу

г. Лукоянов

Название проводящей организации

МБОУ Лукояновская средняя школа № 1

Адрес учреждения

607800 Нижегородская обл.,

 г. Лукоянов, ул. Кирова, 34

Телефон

4-10-12

Форма проведения

Практическая творческая изо-деятельность

Цель программы

Развитие художественно-творческих способностей школьников посредством изобразительной деятельности.

Специализация программы

художественное творчество

Сроки проведения

2017 -2018 учебный год

Место проведения

МБОУ Лукояновская средняя школа № 1

Официальный язык программы

Русский

Общее количество участников

( в том числе детей)        

1 человек – кадровый состав

15 человек детей

География участников

Лукояновский район

Условия участия в программе

Добровольное участие

Условия размещения участников

Кабинет искусства

Пояснительная записка

Рабочая  программа творческого объединения   составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная рабочая программа составлена на основе рабочей программы «Изобразительное искусство» под редакцией и руководством Б.М. Неменского для 5-9 классов (издательство «Просвещение», 2014 г.).  

Актуальность программы

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся  постепенно погружаются в мир изобразительного искусства, учатся видеть связь искусства с жизнью человека. Каждое занятие - новый шаг в познании. А познание это происходит как через восприятие искусства (профессионального и народного), так и через практическую деятельность ребенка. Единство их в каждом занятии обязательно.  

Программа опирается на следующие принципы:

·        «от жизни через искусство к жизни»;

·        целостность и неспешность освоения материала каждой темы;

·        единство восприятия и созидания;

·        непрерывность, систематичность и взаимосвязь школьного и дополнительного образования и воспитания;

·        гуманизм в межличностных отношениях;

·        индивидуализации и дифференциации процесса образования и воспитания;

·        интеграции интеллектуального, художественного, эстетического и нравственного развития.

Работу по развитию в изобразительной деятельности важно осуществлять комплексно. Отказ от фронтальных занятий рисованием обязателен. Работа, как правило, переносится в блок совместной деятельности взрослого и детей. На специально организованных занятиях с группой детей в основном решаются задачи освоения технических и изобразительных навыков или осуществляется закрепление результатов знакомства с миром изобразительного искусства.

Для организации работы по развитию в изобразительной деятельности важно создавать такие условия, в которых будет комфортно проводить как специально подготовленные, так и  совместные со взрослыми и самостоятельные занятия детей.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

·        занятия в свободное время;

·        обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

·        детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.

Во время занятий предлагаются игры и упражнения, развивающие изобразительные способности. Использование этих развивающих игр сделает работу интересной и увлекательной.

Основная цель программы:

создание условий для формирования творческой личности, развития в ребенке природных задатков, творческого потенциала, способностей, позволяющих  самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.

Задачи программы:

приобщение учащихся к художественной культуре как форме материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, к искусству, как основе развития творческой личности;  эмоционально-ценностного отношения к жизни;

формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

развитие творческого опыта как формирования способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

овладение навыками работы различными художественными материалами, формирование практических навыков работы с различными инструментами, расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения;

воспитание интереса к изобразительному, декоративно-прикладному искусству, дизайну в разных формах; эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности;

воспитание усидчивости, аккуратности при выполнении творческих заданий.

Организационные условия реализации программы

Содержание программы рассчитано на занятия с обучающимися 5 -6 класса образовательной школы (34 часа, с сентября по май включительно), проявляющих интерес к изобразительному искусству. Занятия проводятся во второй половине дня.

Сроки реализации рабочей программы:  рассчитана на 1 год обучения.

Формы и режим занятий:

Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

- предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;

- система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;

- в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;

- создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;

- создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;

- объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Методы обучения.

Применяются такие методы, как беседы, объяснения, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

Режим занятий:

1 год обучения – 34 часа в год, 1 раз в неделю по 1 учебному часу.

Формы и средства контроля

подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в следующих формах:

- конкурсы;

- выставка детских работ;

- в конце года готовится итоговая выставка работ.

На первом, репродуктивном уровне организации деятельности обучающихся, основными формами представления результатов работы являются: открытые занятия, выставки на уровне школы, участие в конкурсах.

Учебно-тематический план

Название раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Графика

7

0,5

6,5

1

Граттаж. Практическая работа: «Космические дали», «Праздничный город»

0,5

1,5

2

Монотипия. Практическая работа «Чудо - рыба», «Волшебные бабочки»

1

3

Гравюра на картоне.  «Хоровод»

1

4

Линогравюра. «Уличный фонарь», «Северное сияние»

1

5

Гризайль. «Вид из окна», «Метель в лесу»

2

Натюрморт и его выразительные возможности

4

4

6

Натюрморт в холодной гамме

2

7

Натюрморт в теплой гамме

2

Фигура и портрет человека

5

5

8

 Набросок с натуры. «Наброски в жанре карикатуры, шаржа», «Наброски одним цветом и кистью»

2

9

Силуэт

1

10

Живописный портрет.  «Автопортрет», «Семейный портрет»

2

Образ природы

4

4

11

Зарисовки деревьев, цветов

1

12

Работа по впечатлению. «Разноцветный дождь», «Первый снег», «Весна поет»

1

13

Тематический пейзаж. «Лыжная прогулка в зимнем лесу»

2

Декоративно-прикладное рисование

4

4

12

Любимые персонажи народного творчества «Конь-огонь», «Птица счастья»

2

13

Декоративная композиция. Роспись стеклянных бутылочек и тарелочек.

2

Дизайн

7

7

14

Папье-маше. Маски

4

15

Фантазийные шляпы. «Шляпа-сад», «Шляпа-аквариум»

3

Экскурсии на выставки

2

2

Итоговое занятие

1

1

Содержание программы

В структуру программы входят разделы, каждый из которых содержит несколько тем.

Графика (7 ч.)  Знакомство с разными видами графики и ее характерными особенностями (штрих, линия, контраст черного и белого).

Натюрморт и его выразительные возможности (4 ч.)  Через тематические натюрморты учиться выражать отношение к миру, учиться группировать «говорящие вещи». Знакомство с появлением этого жанра в изобразительном искусстве.

Фигура и портрет человека (5 ч.) обучение пятновому и линейному наброску, передача в быстром рисунке характерного образа.

Образ природы (4 ч.) Красота природы в разное время года и ее изображение в разных состояниях. Умение передавать контрастные состояния природы.

Декоративно-прикладное рисование (4 ч.) Знакомство с основными законами декоративной росписи. Стилизация природных форм.

Дизайн (7 ч.) Изготовление по своим эскизам различных объемных композиций, используя цветную бумагу, картон, газету.

Посещение выставок (2 ч.)

Итоговое занятие (1ч.)

Ожидаемые результаты реализации программы.

Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.

Дети, в процессе усвоения программных требований, получают дополнительную подготовку в области изобразительного искусства, а наиболее одаренные – возможность развития творческого потенциала.

В результате формирования УУД у ребенка будут сформированы:

Предметные результаты — усвоение знаний по разнообразным техникам нетрадиционного рисования, созданию композиций с применением одной или нескольких техник;

Личностные результаты:

Выпускник научится и приобретёт:

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности
  •  развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • основ культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
  • формирования способности ориентироваться в мире современной художественной культуры

Метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные):

Регулятивные результаты

Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в практической, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания;
  • развивать  навыки самостоятельной работы с источниками;
  • самоорганизации и самовоспитания при организации исследовательской работы.

Выпускник получит возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия;

вносить необходимые изменения в исполнение программы.

Познавательные результаты

Выпускник научится:

  • определять названия основных и составных цветов  и элементарные правила их смешивания;
  • определять основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
  • определять название материалов и инструментов и их назначение;
  • правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения;
  • пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);
  • определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
  • получать простые оттенки (от основного к более светлому);
  • рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);
  • рисование предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);
  • изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.

Выпускник получит возможность:

  • самостоятельно создавать художественные композиции
  • подбирать материалы и техники для их выполнения;

Выпускник научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выпускник получит возможность:

  • формировать навыки коллективной и организаторской, проектной деятельности;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями других участников творческого объединения при выработке общего решения в совместной деятельности.

Методические условия реализации программы

Наглядный метод   

•Просмотр фильмов, слайдов, презентаций

•Уроки-выставки

Словесный метод  
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; 
• сообщение дополнительного материала; 
• рассматривание наглядного материала; 
• беседы по иллюстрациям, моделирования сказок; 
Практический метод  
• уроки-практикумы

Литература:

1.  Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

2. Изобразительное искусство: предметная неделя в школе/ сост. О.В.Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2007 - 185 с.

3. Костерин Н.П. Учебное рисование.- М.: Просвещение, 1980. – 272 с.

4Н.М.Сокольникова. Изобразительное искусство. Часть 1. Основы рисунка, 1995.

5.  Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование под редакцией В.А.Горского, 2-е издание. – М. : Просвещение, 2011.

6.  Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова. Сост. Е.Н.Петрова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. – 144 с.

7. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразоват.учреждений /Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов. – М. : Просвещение, 2011. – 80 с.

8. Программа дополнительного художественного образования. Изобразительное творчество. Н.В. Гросул

М.: Просвещение, 2011

Календарно-тематическое планирование занятий

в творческом объединении «Волшебная кисть» на 2017-2018 уч. г.

Название раздела

Дата план.

Дата факт

Практическая деятельность

Планируемые результаты

Графика

1

Граттаж.

 «Космические дали», «Праздничный город»

Создавать графические работы на восковой подкладке, используя  линии разного направления, плавности, длины и характера с помощью процарапывания.

2

Монотипия.

 «Чудо - рыба», «Волшебные бабочки»

Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.

Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений.

Создавать фантазийные рисунки посредством разнообразных спецэффектов в оттиске.

3

Гравюра на картоне.  

«Хоровод»

Уметь расчленять рисунок на части. Получать различные оттиски при многократном использовании клише.

4

Линогравюра.

«Уличный фонарь», «Северное сияние»

Передавать тональность предметов. Различную степень светлоты. Использовать разнообразие линий  (параллельные, пересекающиеся, округлые, пунктирные ит.д.)

5

Гризайль.

«Вид из окна», «Метель в лесу»

Использовать различные приемы работы в данной технике для получения тоновых  отношений.

Натюрморт и его выразительные возможности

6

Натюрморт в холодной гамме

«Гжельская сказка», «Зимняя фантазия»

Уметь различать «теплые»,  и «холодные» цвета, подбирать предметы для натюрморта в нужной гамме.

7

Натюрморт в теплой гамме

«Дары осени»

Уметь различать «теплые»,  и «холодные» цвета, подбирать предметы для натюрморта в нужной гамме.

Фигура и портрет человека

8

 Набросок с натуры.

«Наброски в жанре карикатуры, шаржа», «Наброски одним цветом и кистью»

Передавать в быстром рисунке характерность образа

9

Силуэт

«Сказочные герои»

Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, результата и вносить в план коррективы в случае отклонения; -адекватно относиться к оценке результатов работы учителем и сверстниками . Передавать в быстром рисунке характерность образа

10

Живописный портрет.  «Автопортрет», «Семейный портрет»

Практическая работа: зимний пейзаж (перо, тушь, белая гуашь).

Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, результата и вносить в план коррективы в случае отклонения; -адекватно относиться к оценке результатов работы учителем и сверстниками . Передавать в быстром рисунке характерность образа

Образ природы

11

Зарисовки деревьев, цветов

Зарисовки деревьев, цветов

Передавать красоту природы в разное время года и ее изображение в разных состояниях. Уметь передавать контрастные состояния.

12

Работа по впечатлению.

«Разноцветный дождь», «Первый снег», «Весна поет»

Передавать различными художественными материалами разного состояния природы. Уметь передавать контрастные состояния.

13

Тематический пейзаж.

«Лыжная прогулка в зимнем лесу»

Выражать эмоциональное отношение к природе в разные времена года, связь человека и природы.

Декоративно-прикладное рисование

12

Любимые персонажи народного творчества

«Конь-огонь», «Птица счастья»

Применять законы декоративной росписи, стилизовывать природные формы.

13

Декоративная композиция.

Роспись стеклянных бутылочек и тарелочек.

Применять правила стилизации, условный цвет, выразительность контура

Дизайн

14

Папье-маше.

Маски

Овладевать навыками работы в технике папье-маше, создавать объемные и полуобъемные композиции.

15

Фантазийные шляпы.

«Шляпа-сад», «Шляпа-аквариум»

 Овладевать навыками конструирования из бумаги. Приемы работы в технике бумагопластики.

Экскурсии на выставки

Посещение текущих выставок

Выражать эмоциональное отношение к работам других мастеров. Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной.

Итоговое занятие

Подведение итогов за год. Планирование работы на следующий год.

Аргументировать свое мнение, координировать его с позициями других участников творческого объединения при выработке общего решения в совместной деятельности.



Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации

Лукояновского  муниципального района

Нижегородской области

МБОУ  Лукояновская средняя школа №1

Рассмотрено на МСУтверждаю:

МБОУ Лукояновская  СШ №1                                                   директор МБОУ

Протокол №    от             2017г.                                        Лукояновская СШ №1

  _________ Э.А.Салин

 «    »                     2017 г.

Программа

творческого объединения

« Волшебная кисть»

на 2017 -2018 учебный год

Срок реализации – 1 год

 Автор: педагог

дополнительного      образования

Букина Наталья Васильевна.

Программа принята  на              педагогическом совете

«    »                     2017г.

Лукоянов

2017

Информационная карта программы

Полное название программы

« Волшебная кисть»

Автор программы

Букина Наталья Васильевна -

учитель ИЗО и МХК

Руководитель программы

Дядякина Надежда Александровна

Территория, представившая программу

г. Лукоянов

Название проводящей организации

МБОУ Лукояновская средняя школа № 1

Адрес учреждения

607800 Нижегородская обл.,

 г. Лукоянов, ул. Кирова, 34

Телефон

4-10-12

Форма проведения

Практическая творческая изо-деятельность

Цель программы

Развитие художественно-творческих способностей школьников посредством изобразительной деятельности.

Специализация программы

художественное творчество

Сроки проведения

2017 -2018 учебный год

Место проведения

МБОУ Лукояновская средняя школа № 1

Официальный язык программы

Русский

Общее количество участников

( в том числе детей)        

1 человек – кадровый состав

15 человек детей

География участников

Лукояновский район

Условия участия в программе

Добровольное участие

Условия размещения участников

Кабинет искусства

Пояснительная записка

Занятия различными видами изобразительной деятельности очень полезны для всех детей. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.

Программа ориентирована на младшего школьника (7-10 лет).

Период обучения – 1 год

Режим работы. Занятия целесообразно проводить  один раз в неделю по одному учебному часу.

Ребенок младшего школьного возраста имеет небольшой опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение и т.п. Овладеть и развить творческие способности маленького художника помогает программа кружка по изобразительной деятельности. На занятиях младший школьник активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения.

Реализация программы творческого объединения основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного  возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Необходимо уделять особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.

На занятиях творческого объединения дети также  учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка, аппликации

Обучение техническим навыкам и умениям направлено на использование различных приемов с учетом выразительных свойств материалов, особенностей изображаемого образа.

Основные принципы, положенные в основу программы:

- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- Принцип
научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
- Принцип
доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- Принцип
поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- Принцип
динамичности (от самого простого до сложного);
- Принцип
сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
- Принцип
выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
- Принцип
сотрудничества (совместная работа родителями);
Методы работы:

-        словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

-        наглядные методы: презентаций, схем, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей.

- практические методы: показ, выполнение рисунков, аппликаций, коллективных копозиций. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование мыльными пузырями, рисование с использованием природного материала, рисование тычками, рисование листьями, рисование примакиванием.

Усложнение обучения нетрадиционными техниками рисования учащихся происходит в следующих направлениях:

- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов.

Реализация данной программы предполагает использование  разнообразных форм  работы с детьми.Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.

 Занятия творческого объединения  проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа, 34 часа в год.

Цель программы:

развитие художественно-творческих способностей школьников посредством изобразительной деятельности.

Задачи программы:

  • создать условия для формирования творческой активности, художественного вкуса;
  • Содействовать овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях в творческом объединении;
  •  познакомить детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
  • содействовать формированию специальных графических умений и навыков (элементарные смешения цветов, формировать навыки размещения изображения в зависимости от листа бумаги);
  • способствовать развитию мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;
  • формировать чувства цвета;
  • воспитывать выдержку, волевое усилие, способность быстро переключать внимание;
  • содействовать формированию обычных учебных умений и навыков (правильно сидеть за партой, правильно организовать свое учебное место, держать лист бумаги, размещать на нем изображение);

Ожидаемые результаты реализации программы.

В результате формирования УУД у ребенка будут сформированы:

Предметные результаты — усвоение знаний по разнообразным техникам нетрадиционного рисования, созданию композиций с применением одной или нескольких техник;

Личностные результаты:

Выпускник научится и приобретёт:

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности
  •  развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • основ культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
  • формирования способности ориентироваться в мире современной художественной культуры

Метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные):

Регулятивные результаты

Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в практической, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания;
  • развивать  навыки самостоятельной работы с источниками;
  • самоорганизации и самовоспитания при организации исследовательской работы.

Выпускник получит возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия;

вносить необходимые изменения в исполнение программы.

Познавательные результаты

Выпускник научится:

  • определять названия основных и составных цветов  и элементарные правила их смешивания;
  • определять основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
  • определять название материалов и инструментов и их назначение;
  • правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения;
  • пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);
  • определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
  • получать простые оттенки (от основного к более светлому);
  • рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);
  • рисование предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);
  • изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.

Выпускник получит возможность:

  • самостоятельно создавать художественные композиции
  • подбирать материалы и техники для их выполнения;

Коммуникативные действия:

Выпускник научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выпускник получит возможность:

  • формировать навыки коллективной и организаторской, проектной деятельности;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями других участников творческого объединения при выработке общего решения в совместной деятельности.

Для реализации программы используются методы обучения: 

  • игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
  • Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).
  • Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.
  • Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.

Используются современные педагогические технологии:

  • проблемное обучение;
  • проектные методы в обучении;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • использование исследовательского метода в обучении;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

Объективный контроль знаний, умений и навыков обучаемых на соответствие требованиям программы включает подготовку самостоятельно выполненных творческих работ.

Реализация данной программы включает в себя:

- работу с литературой, иллюстрациями, репродукциями картин известных художников, фотоматериалами;

- взаимодействие с выставочным залом Лукояновского района;

- взаимодействие с  библиотекой;

- взаимодействие с детской школой искусств;

- взаимодействие с ДДТ

- творческий подход к проведению мероприятий;

- анализ деятельности, подведение итогов.

Основные принципы, положенные в основу программы:

-        принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

-        принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

-        научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

-        систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе,  накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является его культурная значимость в жизни школы, района, актуальность, художественная ценность.

Участники программы:учащиеся 1-4 классов МБОУ Лукояновская средняя  школа № 1. Данная программа рассчитана на разнородный контингент школьников, то есть предполагает как работу с учащимися, имеющими слабую художественную подготовку, так и работу с хорошо подготовленными детьми.

Материалы и инструменты, необходимые для работы:

1. Бумага разного формата и цвета.
2. Акварельные краски.
3. Тушь разноцветная
4. Гуашь.
5. Восковые мелки.
6. Трубочки для коктейля.
8. Ванночки с поролоном.
9. Баночки для воды.
10. Кисти круглые и плоские разного размера.
11. Салфетки.
12. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.
13. Клей ПВА.
14. Аптечный парафин или восковые свечи.

Кадровое обеспечение: учитель ИЗО и МХК Букина Наталья Васильевна

Содержание программы ( 34 занятия, 1 час в неделю).

1.Введение. Рисование пальцами «Букет»

Беседа. Знакомство с техниками рисования пальчиками. (1 ч.)

2. Закрепление техники рисования пальчиками. Творческая работа «Лилия».

Акварель, гуашь.  (1ч.)

3. Рисование ладошкой.

Творческие работы с использованием новой техники «Дерево», «Осминожки» (1 ч.)

4. Рисование отпечатками пальцев «Человек» (1ч.)

5. «Оттиск». Знакомство с техникой оттиска ластиком.

Практическая работа «Кирпичный домик» (1ч.).

6. «Оттиск». Знакомство с техникой оттиска поролоновой губкой.

Практическая работа «Пустыня» (1ч.)

7. «Тычкование». Введение в технику рисования тычками.

Рисование с помощью ватных палочек. Акварель, гуашь

Творческие работы с использованием новой техники «Ягоды»(1ч.)

8. «Тычкование». Рисование тычками с помощью карандаша с ластиком.

Творческая работа «Утро». (1ч.).

9. «Монотипия»

Творческие работы с использованием новой техники «Симметричный рисунок» (1 ч.)

10. «Набрызги» - введение в технику «набрызга».

Творческая работа с использованием новой техники «Звездное небо» (1 ч.)

11. «Набрызг» с помощью трафарета.

Творческая работа «Листик» (1 ч.)

12. «Волшебный воск»

Рисование свечой, восковыми мелками. (2ч.)

13. Рисование в технике  «граттаж»

Презентация техники рисования при помощи воска.

Выполнение творческих работ.

Бумага, картон, восковые мелки, воск, тушь, акварель (2 ч.)

14 «Кляксография»

Рисование при помощи цветовых пятен – клякс.

Творческая работа (1ч.)

15. Рисование нитками. Знакомство с новой  техникой рисования.

Практическая работа (1ч.)

16. Рисование по сырому. Знакомство с техникой рисования по сырому листу.

Практические работы «Зимний лес», «Черепаха» (2ч.)

17. Фактурное рисование. Знакомство со способами передачи фактуры предмета на листе бумаги (картона).

Практическая работа «Деревья» (1ч.)

18. Рисование на мятой бумаге.  Знакомство с техникой.

Практические работы «Рыба», «Фламинго» (2ч.)

19.Рисование клейкой лентой. Знакомство с техникой рисования при  помощи клейкой ленты.

Практическая работа (1ч.)

20. Рисование на неровной поверхности.

Практическая работа (1ч.)

21. «Волшебные пузыри»  - знакомство с техникой рисования мыльными пузырями

Беседа. Пробные упражнения по усвоению техники. Творческие работы с использованием новой техники. (4 ч.)

22. Рисование с трафаретом.

Практическая работа «Подводный мир» (2ч.)

23. Рисование соломкой. Введение в новую технику рисования.

Практическая работа «Сказочный лес» (3ч.)

24. Итоговое занятие. Выставка работ. (1ч.).

Использованная литература.

  1. «Нетрадиционная техника изодеятельности в школе» - 2007г. В.Л. Стрелкина
  2. Флористика, 2003г.
  3. Учебник «Учись рисовать и лепить», М.: Просвещение, 1998г.
  4. «Чудесная мастерская» - 3 учебника для начальной школы - М.Н. Конышева - 2000г.
  5. В. В. Ячменёва. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет, М, 2003

Теоретические занятия

Практические занятия

Количество часов

5,5

28,5

                                                                                                     Утверждаю:

Директор школы:              Э.А. Салин

Тематический план

творческого объединения « Волшебная кисть»

на 2017– 2018 учебный год

( один год обучения)

Тема занятий

Количество

теоретических

часов

Количество

практических

часов

Всего

часов

1-2

Рисование пальцами «Букет»

2

2

3

Рисование ладошками «Дерево», «Осьминожки»

1

1

4

Рисование отпечатками пальцев «Человек»

1

1

5-6

Оттиск «Кирпичный домик», «Пустыня»

0,5

1,5

2

7-8

«Тычкование». «Ягоды», «Утро»

2

2

9

 Монотипия «Симметричный рисунок»

1

1

10-11

 «Набрызг» . «Звездное небо», «Листик»

0, 5

1,5

2

12-13

«Волшебный воск»

Рисование свечой, восковыми мелками

0, 5

1,5

2

14-15

Граттаж.

0,5

1,5

2

16

Кляксография

1

1

17

Рисование нитками

0,5

0,5

1

18-19

Рисование по сырому «Зимний лес», «Черепаха»

0,5

1,5

2

20

Фактурное рисование «Деревья»

0.5

0,5

1

21-22

Рисование на мятой бумаге «Рыба», «Фламинго»

2

2

23

Рисование клейкой лентой

1

1

24

Рисование на неровной поверхности

1

1

25-28

«Волшебные пузыри»  техника рисования мыльными пузырями

1

3

4

29-20

Рисование трафаретом «Подводный мир»

0,5

1,5

2

31-33

Рисование соломкой «Сказочный лес»

0,5

2,5

3

34

Итоговое занятие. Выставка работ

1

1

Календарно-тематическое планирование занятий

в творческом объединении «Волшебная кисть» на 2017-2018 уч. г.

Тема

Дата план.

Дата факт

Практическая деятельность

Планируемые результаты

1-2

Рисование пальцами «Букет»

Рисование с помощью пальчиков

Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.

Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений.

3

Рисование ладошками «Дерево», «Осьминожки»

Рисование с помощью ладошек

Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.

Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений.

4

Рисование отпечатками пальцев «Человек»

Рисование при помощи отпечатков пальцев

Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки.

5-6

Оттиск «Кирпичный домик», «Пустыня»

Введение в технику рисования оттиском

Рисование с помощью ластика.

Выполнение творческих работ с использованием новой техники

Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Придумывать и создавать композиции, планируя последовательность этапов работы

7-8

«Тычкование». «Ягоды», «Утро»

Введение в технику рисования тычками

Рисование с помощью ватных палочек, используя акварель, гуашь.

Выполнение творческих работ с использованием новой техники

Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.

Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений.

9

 Монотипия «Симметричный рисунок»

Введение в технику.

Беседа. Пробные упражнения с использованием техники «монотипия»

Выполнение творческих работ с использованием новой техники

Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен

10-11

 «Набрызг» . «Звездное небо», «Листик»

введение в технику набрызга с помощью трафарета

Беседа; Пробные упражнения.

Выполнение творческих работ с использованием новой техники

Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.

12-13

«Волшебный воск»

Рисование свечой, восковыми мелками

Рисование свечой, восковыми мелками

Беседа, презентация новых техник рисования при помощи воска.

Выполнение творческих работ с использованием новых техник

Придумывать и создавать сказочные композиции, планируя последовательность этапов работы.

14-15

Граттаж.

Рисование в технике  «граттаж»

Беседа, презентация новых техник рисования при помощи воска.

Выполнение творческих работ с использованием новых техник

Придумывать и создавать сказочные композиции, планируя последовательность этапов работы

16

Кляксография

Упражнения с использованием техники кляксографии

Выполнение творческих работ с использованием новой техники

Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен

17

Рисование нитками

Знакомство с техникой рисования нитками. Беседа. Пробные упражнения по усвоению техники. Творческие работы с использованием новой техники

Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна, линии  и проявлять его путем дорисовки.

18-19

Рисование по сырому «Зимний лес», «Черепаха»

Знакомство с техникой рисования по сырому. Беседа. Пробные упражнения по усвоению техники. Творческие работы с использованием новой техники

Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен

20

Фактурное рисование «Деревья»

 Творческие работы на передачу фактуры предметов

Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе передачи фактуры

21-22

Рисование на мятой бумаге «Рыба», «Фламинго»

Создание творческой композиции на необычной поверхности.

Придумывать и создавать сказочные композиции, планируя последовательность этапов работы.

23

Рисование клейкой лентой

Знакомство с техникой рисования клейкой лентой. Пробные упражнения по усвоению техники. Творческие работы с использованием новой техники

Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна, линии  и проявлять его путем дорисовки.

24

Рисование на неровной поверхности

Создание творческой композиции на необычной поверхности.

Придумывать и создавать сказочные композиции, планируя последовательность этапов работы.

25-28

«Волшебные пузыри»  техника рисования мыльными пузырями

Знакомство с техникой рисования мыльными пузырями. Беседа. Пробные упражнения по усвоению техники. Творческие работы с использованием новой техники

Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки.

29-20

Рисование трафаретом «Подводный мир»

Придумывать и создавать сказочные композиции, планируя последовательность этапов работы.

31-33

Рисование соломкой «Сказочный лес»

Знакомство с техникой рисования соломкой. Беседа. Пробные упражнения по усвоению техники. Творческие работы с использованием новой техники

Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна, линии  и проявлять его путем дорисовки.

34

Итоговое занятие. Выставка работ

Оформление выставки детских рисунков

Воспринимать и обсуждать выставку детских работ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Волшебная кисть" Творческое объединение

Слайд 2

Цель программы Развитие художественно-творческих способностей школьников посредством изобразительной деятельности.

Слайд 3

Рисование пальчиками

Слайд 4

Рисование пальчиками

Слайд 5

Рисование пальчиками

Слайд 6

Рисование пальчиками

Слайд 7

Рисование пальчиками

Слайд 8

Рисование ладошками

Слайд 9

Рисование мыльными пузырями

Слайд 10

Печатание

Слайд 11

Кляксография

Слайд 12

Кляксография

Слайд 13

Монотипия

Слайд 14

Монотипия

Слайд 15

Монотипия

Слайд 16

Монотипия

Слайд 17

Монотипия

Слайд 18

Монотипия

Слайд 19

Монотипия

Слайд 20

Рисование воском

Слайд 21

Рисование воском