Учитель года 2018

Букина Наталья Васильевна

Предварительный просмотр:

Учить  детей видеть красоту

В человеке, в жизни, в обществе, в природе

         Главная задача учителя изобразительного искусства – развить художественно-творческие способности школьников, развить воображение, фантазию.

    Развитие творческих способностей человека всегда волновало, как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. Л.С. Выготский формулировал эту задачу так: «Жизнь — это система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения». Поэтому развитие творческого потенциала учащихся можно отнести к одной из наиболее актуальных задач педагогики.

Современный учитель всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования.

Любой педагог, ориентированный не только на информационное обогащение своих учеников, но и на их интеллектуально- творческое развитие, стремится разнообразить учебные занятия.

И я стараюсь внедрять в свою работу что-то новое, интересное. Я заинтересовалась опытом использования проектного метода.

Опыт основан на изучении разработок Т.С. Шацкого, В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, а также, учитывая рекомендации программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство»

Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему- все это лежит в основе проектной деятельности. Данная технология может быть использована, в первую очередь, для повышения качества обучения.

Проектное обучение создает атмосферу творчества. Привлекает то, что учащиеся сами участвуют в первоначальном выборе предмета деятельности, в обсуждении подходящих рабочих методов, в расписании работы над проектом и в выборе «конечного продукта». Проектная работа предоставляет учащимся возможность использования известных знаний, умений и навыков в реальных ситуациях и предполагает расширение активности учащихся. Она развивает способность определять ресурсы, использовать рациональные способы учебной и другой деятельности, а также дает возможность исследовательских методов в обучении.

Использование мною проектной работы, позволяет привлекать учеников с разными учебными способностями, придает им уверенность, положительно влиять на их отношение к изучаемому предмету, повышает их интерес.

Цель проектной деятельности – получение такого результата, который может быть как социально, так и личностно значим.

Социальный характер проявляется в том, что работа окружающим нравится и практически используется, например, в оформлении класса, школы или дома.

Личностный характер проявляется в том, что ребенок реализует свое собственное “Я” через самостоятельную деятельность, принятие самостоятельного решения, оценивание своей работы и получение от нее удовольствия.

Существуют различные виды проектов, которые я использую в своей деятельности:

- исследовательский

- ролевой

- творческий

- поисковый

- прикладной и др.

В зависимости от сложности замысла конечного продукта могут быть различными по продолжительности:

- краткосрочный;

- средней продолжительности;

- долгосрочные.

План работы над проектом

1.Информационный этап.

Проводится установочное занятие с учащимися, на котором учащимся сообщается тема проекта, формируется мотивация к выполнению проекта, определяется общее направление работы.

2.Плановый этап.

Проводится коллективное обсуждение проекта, обмен идеями, определяются цели, задачи, структура и форма индивидуальных и групповых проектов. Обдумываются условия, необходимые для реализации проекта. Определяется поле деятельности. Составляется план работы.

3.Поисковый этап.

Определяется комплекс необходимых данных. Выбираются способы сбора информации.

4. Обобщающий этап.

Производится обработка полученной информации. Интерпретируются факторы, делаются выводы, формируется собственное суждение автора. Уточняется и корректируется структура исследования.

5.Этап представления и защиты проекта.

Учащиеся представляют и защищают свои проекты, демонстрируют приобретенные знания и умения, анализируют проблемы, определяют перспективы дальнейшей работы.

6.Аналитический

Анализируются результаты работы над проектами.

Метод проектов повышает интерес к уроку, влияет на качество обучения, повышает результативность:

1. С позиции освоения программного материала на теоретическом и практическом уровне:

100% – законченность выполнения работы каждым учеником.

2. Балловые критерии:

100% – успеваемость.

98–100% – оценка "4"' и "5".

3. С позиции творческой самореализации (участие и победы в конкурсах и выставках).

4. Расширение и обогащение изобразительных возможностей детей за счет освоения навыков работы различными материалами и техниками исполнения.

5. Умение видеть и понимать выразительные средства различных материалов и использовать их в своих работах.

6. Раскрытие творческого потенциала ребенка.

7. Удовлетворенность учащихся и их родителей результатами художественной деятельности

       Использование метода проекта позволяет сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей. Практика показала, что метод проекта применим на уроках изобразительного искусства общеобразовательной школы, вызывает интерес и живую реакцию детей, способствует воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства» Букина Наталья Васильевна Учитель ИЗО, МХК МБОУ Лукояновская СШ №1

Слайд 2

Учить детей видеть красоту в ЧЕЛОВЕКЕ, в ЖИЗНИ, в ОБЩЕСТВЕ, в ПРИРОДЕ

Слайд 3

Изучение опыта известных педагогов Л.С. Выготский Т.С. Шацкий В.В. Давыдов Д.Б. Эльконин

Слайд 4

Актуальность метода проектной деятельности ФГОС определяет включение проектной деятельности в рабочие программы по изобразительному искусству, рекомендуя учителям самостоятельно вводить проекты в учебный процесс, учитывая специфику предмета, интересы школьников и возможности образовательного учреждения. ФГОС также определяет организацию внеурочной деятельности, которая позволяет решать проблемы эстетического воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся, расширяя и углубляя знания школьников по истории родного края, художественно-культурным традициям региона.

Слайд 5

Данная технология направлена на повышение качества обучения развитие познавательных навыков учащихся умений самостоятельно конструировать свои знания развитие критического и творческого мышления умение увидеть, сформулировать и решить проблему

Слайд 6

Цель и задачи педагогической деятельности Цель : Развитие у школьников самообразовательной и творческой активности, направленной на освоение нового опыта. Задачи: - использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся; -формирование информационной грамотности учащихся через активизацию их языковой компетентности в области изобразительного искусства; - воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала; - овладение практическими умениями и навыками в проектной художественно творческой деятельности ; -формирование устойчивого интереса к достижениям мировой культуры, к искусству народа России, к его художественным традициям; -воспитание духовности, нравственности, патриотизма и гражданственности

Слайд 7

Виды проектов Проект Прикладной Ролевой Творческий Поисковый Исследовательский И другие

Слайд 8

Виды проектов Проект краткосрочный долгосрочный Средней продолжительности

Слайд 9

План работы над проектом 1.Информационный этап. 2.Плановый этап. . 3.Поисковый этап. 4. Обобщающий этап. 5.Этап представления и защиты проекта 6.Аналитический этап. .

Слайд 10

Декоративное панно «Древо жизни» 5 кл. 1 четверть

Слайд 11

Дымковская игрушка 5 кл. 2 четверть

Слайд 12

Народный костюм 5 кл. 3 четверть

Слайд 13

«Портрет» 6кл. 3 четверть

Слайд 14

«Великие темы жизни» 7 кл. 3 четверть

Слайд 15

Метод проектов повышает Интерес к уроку Результативность Качество обучения

Слайд 16

Результативность использования методов проектов 1. С позиции освоения программного материала на теоретическом и практическом уровне: 100% - законченность выполнения работы каждым учеником Балловые критерии: 100% успеваемость 98-100% - оценка «4» и «5» 3. Расширение и обогащение изобразительных возможностей детей за счет освоения навыков работы различными материалами и техниками исполнения. 4. Умение видеть и понимать выразительные средства различных материалов и использовать их в своих работах 5. Раскрытие творческого потенциала ребенка

Слайд 17

литература 1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996. 2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000. 3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180. 4. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47. 5. Селевко Г.К.Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М.: Народное образование,1998.-256с. 6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.



Предварительный просмотр:

«Гражданская позиция современного учителя»

Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…

В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

                      З. Александрова

Что значит для каждого из нас слово «Родина»?

Для одного Родина — это место, где хорошо на душе, для другого - это дом, семья, мама, а для кого-то -  это наша страна – Россия, это наша земля, небо, родное село, улица, дом…

Родина не вокруг, она внутри нас, в нашем сердце, душе, памяти. Она - часть нас, а мы – часть её. Это наша любовь к стране, в которой мы живем, к месту, в котором родились, к людям, которые нас окружают. Нужно любить свою страну, свой город, село, улицу, людей.

 Часто можно слышать вопрос: «Что государство сделало для меня?»

-  А что мы сделали для него? Что мы сделали для своей родины, для тех, кто нас окружает? Что мы сделали для того, чтобы быть достойным гражданином своей страны?

 Ежедневно нам приходится сталкиваться с множеством проблем, часть из которых мы в состоянии решить сами, а в некоторых нам требуется помощь. Но случается так, что кто-то нуждается именно в нашей помощи и поддержке.  Именно поэтому важно с ранних лет формировать у детей правильную жизненную позицию, прививать любовь к Родине, к близким, воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи и уважения к окружающим. Быть готовыми потратить свои силы и время на пользу обществу, ведь самый счастливый человек, по мнению Дени Дидро, тот, который дарит счастье наибольшему числу людей. Ну а начинать, как всегда, нужно с малого, начинать нужно с себя.

В своей педагогической работе я уделяю особое место гражданско-патриотическому воспитанию. Большинство учеников восьмого класса, в котором я являюсь классным руководителем, входят в школьный военно-патриотический клуб «Орленок». Мы участвуем в различных патриотических акциях и мероприятиях: «Ветеран живет рядом», «Георгиевская ленточка», Вахта памяти у Вечного огня.  Экологические субботники, праздники для родителей, спортивные соревнования – все это способствует формированию активной жизненной позиции школьников. Посещая выставки, мы знакомимся с историей родного города, края, организуем встречи с известными и интересными людьми нашего района, так как личный пример лучше всего помогает воспитать в ребенке настоящего гражданина своей страны. Стараемся и сами быть примером для других. Уже на протяжении четырех лет мои ученики являются шефами воспитанников детского сада. Ребята посещают дошколят, дарят подарки, изготовленные своими руками, показывают сказки, организуют игры. А малыши каждый раз ждут их с нетерпением. Такие дела помогают передать самые важные и жизненно необходимые ценности от одного поколения другому. А это так же не менее важная ступень в воспитании гражданина своей страны.

Мой девиз, который я стараюсь привить и своим ученикам, – это «Делать добро и дарить его людям!», будущая Россия – это та, которую мы сделаем вместе!