Методическая копилка
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №9
___________Т.А. Галицкая
Приказ от___________№____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии
для 7 класса
Учитель: Загузова Надежда Николаевна
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании МО на методсовете
учителей образовательной области Протокол от____________№______
«Математика»
Протокол от____________№______
График проведения контрольных работ геометрия 7 класс
№ П. п. | Тема | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
1. | Контрольная работа №1 «Начала геометрии» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Контрольная работа №2 по теме: «Треугольники» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Контрольная работа №3 по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. | Контрольная работа №4 по теме: «Параллельные прямые» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. | Итоговая Контрольная работа |
Рабочая программа по геометрии разработана на основании следующих нормативных правовых документов:
- Обязательный минимум содержания основного общего образования по математике (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236);
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Математика (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. №1089).
- Примерная программа основного общего образования по математике (Стандарты второго поколения).
- Образовательная программа МБОУ СОШ №9 на 2012-2013 учебный год
- Учебный план МБОУ СОШ №9 на 2012-2013 учебный год.
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Рабочая программа разработана на основании Программы по геометрии к учебнику для 7—9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, Э.Г. Позняка и И.И. Юдиной.
Цели.
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование свойственных математической деятельности качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, концентрации внимания, активности развитого воображения, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, и умения аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.
- формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов происходящих в природе;
- воспитание культуры личности, отношения к предмету как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии. А так же развития нравственных качеств личности (настойчивости, целеустремленности, творческой активности, самостоятельности, ответственности, трудолюбия, дисциплинированности и способности к преодолению трудностей).
На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знаний, таким образом, решаются следующие задачи:
- введение терминологии и отработка умения ее грамотного использования;
- развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
- совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
- формирование умения доказывать равенство данных треугольников;
- отработка навыков решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки;
- формирование умения доказывать параллельность прямых с использованием соответствующих признаков, находить равные углы при параллельных прямых, что находит широкое применение в дальнейшем курсе геометрии;
- расширение знаний учащихся о треугольниках.
В ходе изучения материала планируется проведение пяти контрольных работ по основным темам и одной итоговой контрольной работы.
Роль и место предмета
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 70 часов за учебный год.
Роль математической подготовки в общем образовании современного человека ставит следующие цели обучения геометрии в школе:
- овладение конкретными геометрическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
- формирование представлений о геометрии как форме описания и методе познания действительности;
- формирование представлений о геометрии как части общечеловеческой культуры.
Распределение учебных часов по разделам программы
Начальные геометрические сведения — 12 часов.
Треугольники -18 часов.
Параллельные прямые -11 часов.
Соотношения между сторонами и углами треугольника — 20 часа.
Повторение —9 часов.
В каждом из разделов уделяется внимание привитию навыков самостоятельной работы.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
5) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
6) креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
8) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
5) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информа-ционно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
9) первоначальные представления об идеях и о методах ма-тематики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
11) умение находить в различных источниках информацию, не-обходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
12) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
13) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
14) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
15) понимание сущности алгоритмических предписаний и уме-ние действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
16) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
17) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, вектор, координаты) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
5) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
6) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;
7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Содержание обучения
Глава I. Начальные понятия и теоремы геометрии (12 часов).
Возникновение геометрии из практики. Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии. Точка, прямая и плоскость. Понятие о геометрическом месте точек. Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная. Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и ее свойства. Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярность прямых. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Перпендикуляр и наклонная к прямой. Многоугольники. Окружность и круг.
Основная цель:
- Обобщение и систематизация имеющихся у учащихся начальных геометрических сведений
- Формирование представлений о перпендикулярных прямых, смежных, вертикальных углах и их свойствах
- Формирование умения строить и обозначать основные геометрические фигуры
- Формирование умения использовать изученные свойства фигур при решении задач.
Контрольная работа №1 по теме: «Измерение отрезков и углов»
№ п/п | Тема | Планируемый результат и уровень усвоения | |
Базовый уровень | Повышенный уровень | ||
1. | Прямая и отрезок Луч и угол (2ч) | Учащиеся знают, сколько прямых можно провести через две точки, сколько общих точек могут иметь две прямые, какая фигура называется отрезком. | Имеют представление о проведении прямых и отрезков на местности |
Учащиеся знают определение луча, угла. | Имеют представление о нулевом, полном угле, угле, большем развёрнутого | ||
2. | Сравнение отрезков и углов (1ч.) | Учащиеся знают, какие геометрические фигуры называются равными, понятие середины отрезка, биссектрисы угла. | Умеют сравнивать отрезки и углы, применять метод наложения для определения равенства двух плоских фигур |
3. | Измерение отрезков (2ч.) | Учащиеся знают понятие длина отрезка, свойства длин отрезков, основные единицы измерения длины Умеют измерять данный отрезок с помощью линейки и выражать его длину в сантиметрах, миллиметрах; находить длину отрезка, если известны длины его частей | Знают о различных единицах измерения длины, их эволюции имеют представление |
4. | Измерение углов (1ч.) | Учащиеся знают, что такое градусная мера угла, свойства градусных мер углов, чему равны минута и секунда, виды углов | Умеют применять свойства градусных мер углов, находить градусную меру угла, большего, чем развёрнутый, имеют представление о способе измерения углов на местности (астролябия) |
5. | Смежные и вертикальные углы (1ч.) | Учащиеся знают определения и свойства смежных и вертикальных углов. Умеют выполнять построение смежных и вертикальных углов, | Умеют доказывать равенство вертикальных углов |
6. | Перпендикулярные прямые (3ч.) | Учащиеся знают определение перпендикулярных прямых. | Умеют доказывать утверждение о том, что две прямые, перпендикулярные к третьей, не пересекаются, имеют представление о способе построения прямых углов на местности (экер) |
7. | Контрольная работа № 1по теме «Измерение отрезков и углов» (1ч.) | Учащиеся демонстрируют знание основных понятий главы, умение решать основные задачи по теме | Учащиеся демонстрируют знание основных понятий главы, умение решать задачи по теме, в том числе повышенного уровня сложности |
Глава II. Треугольники (18 часов).
Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Высота, медиана, биссектриса. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников Неравенство треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Зависимость между величинами сторон и углов треугольника.
Основная цель:
- Обобщение и систематизация имеющихся у учащихся знаний о треугольниках
- Ознакомление с признаками равенства треугольников, свойствами равнобедренного треугольника
- Формирование умения применять изученные признаки, свойства для решения задач
- Формирование умения решать основные задачи на построение
Контрольная работа №2 по теме: «Треугольники»
№ п/п | Тема раздела | Планируемый результат и уровень усвоения | |
Базовый уровень | Повышенный уровень | ||
1. | Первый признак равенства треугольников (3ч.) | Учащиеся умеют решать задачи на применение первого признака равенства треугольников | Учащиеся умеют решать задачи на применение первого признака равенства треугольников |
2. | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника (1ч.) Свойства равнобедренного треугольника (2ч.) Решение задач (1ч.) | Учащиеся умеют решать задачи с использованием изученных свойств медиан, высот, биссектрис, равнобедренного треугольника | Учащиеся умеют решать задачи с использованием изученных свойств |
3. | Второй признак равенства треугольников (2ч.) | Умеют решать задачи на применение второго признака равенства треугольников | Умеют решать задачи повышенного уровня сложности на применение второго признака равенства треугольников |
Третий признак равенства треугольников (2ч.) | Умеют решать задачи на применение третьего признака равенства треугольников | Умеют решать задачи повышенного уровня сложности на применение третьего признака равенства треугольников | |
Окружность (1ч) | Умеют решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки. | Умеют решать задачи повышенного уровня сложности на применение новых понятий | |
4. | Задачи на построение (2ч.) | Умеют применять простейшие построения при решении задач | Умеют решать задачи на построения по полной схеме, включая этапы анализа и исследования |
5. | Решение задач (1ч.) | Умеют решать задачи на применение изученных определений, свойств, признаков, задачи на построение | Умеют решать задачи на применение изученных определений, свойств, признаков, задачи на построение |
6. | Контрольная работа № 2 по теме «Треугольники» (1ч.) | Учащиеся демонстрируют знание основных понятий главы, умение решать основные задачи по теме | Учащиеся демонстрируют знание основных понятий главы, умение решать задачи по теме, в том числе повышенного уровня сложности |
Глава III. Параллельные прямые (11 часов).
Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых; накрест лежащие, соответствующие и односторонние углы. Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей. Аксиомы, следствия. Аксиома параллельных прямых и следствие из нее.
Доказательство от противного. Прямая и обратная теоремы.
Основная цель:
- Формирование понятия параллельности двух прямых
- Формирование представлений об аксиомах геометрии
- Ознакомление с признаками параллельности двух прямых, аксиомой параллельных прямых, следствиями из аксиом, свойствами параллельных прямых
- Формирование умения применять изученные аксиому и теоремы при решении задач
Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые»
№ п/п | Тема раздела | Планируемый результат и уровень усвоения | |
Базовый уровень | Повышенный уровень | ||
1. | Признаки параллельности двух прямых (4ч.) | Учащиеся умеют решать задачи на применение признаков параллельности двух прямых | Учащиеся умеют решать задачи повышенного уровня сложности на применение признаков параллельности двух прямых |
2. | Аксиома параллельных прямых (2ч.) Свойства параллельных прямых (2ч) | Умеют решать задачи на применение свойств параллельных прямых | Умеют решать задачи на применение свойств параллельных прямых |
3. | Решение задач(3ч.) | Умеют решать задачи на применение изученных аксиом, признаков, свойств | Умеют решать задачи на применение изученных аксиом, признаков, свойств |
4. | Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые» (1ч.) | Учащиеся демонстрируют знание основных понятий главы, умение решать основные задачи по теме | Учащиеся демонстрируют знание основных понятий главы, умение решать задачи по теме, в том числе повышенного уровня сложности |
Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника (20 часов)
Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Остроугольные, тупоугольные и прямоугольные треугольники. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника . Свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Основная цель:
- Формирование понятий внешнего угла треугольника, наклонной, расстояния от точки до прямой, расстояния между двумя параллельными прямыми
- Ознакомление с теоремой о сумме углов треугольника, соотношениями между сторонами и углами треугольника
- Формирование умения применять изученные теоремы при решении задач
Контрольная работа № 4 «Сумма углов треугольника»
Контрольная работа № 5 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
№ п/п | Тема раздела | Планируемый результат и уровень усвоения | |
Базовый уровень | Повышенный уровень | ||
1. | Сумма углов треугольника (3ч.) | Учащиеся умеют решать задачи на применение теоремы о сумме углов треугольника и её следствий | Учащиеся умеют решать задачи повышенного уровня сложности на применение теоремы о сумме углов треугольника и её следствий |
2. | Соотношения между сторонами и углами треугольника(1ч.) Неравенство треугольника (1ч.) Решение задач (1ч.) | Учащиеся знают и умеют доказывать теорему о неравенстве треугольника. | Умеют решать задачи повышенного уровня сложности с использованием теоремы |
3. | Контрольная работа № 4 «Сумма углов треугольника» (1ч.) | Учащиеся демонстрируют знание основных понятий главы, умение решать основные задачи по теме | Учащиеся демонстрируют знание основных понятий главы, умение решать задачи по теме, в том числе повышенного уровня сложности |
4. | Прямоугольные треугольники(9ч.) | Умеют решать задачи на применение изученных признаков и свойств прямоугольных треугольников | Умеют решать задачи на применение изученных признаков и свойств прямоугольных треугольников |
5. | Построение треугольника по трём элементам (3ч.) | Умеют применять изученные теоремы и простейшие построения при решении задач | Умеют решать задачи на построения по полной схеме, включая этапы анализа и исследования |
6. | Решение задач(3ч.) | Умеют решать задачи на применение изученных определений, свойств, признаков | Умеют решать задачи на применение изученных определений, свойств, признаков |
7. | Контрольная работа № 5 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» (1ч.) | Учащиеся демонстрируют знание основных понятий главы, умение решать основные задачи по теме | Учащиеся демонстрируют знание основных понятий главы, умение решать задачи по теме, в том числе повышенного уровня сложности |
Повторение (9 часов)
Измерение отрезков и углов. Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые. Треугольники.
Основная цель:
- Обобщение и систематизация курса геометрии 7 класса
- Создание условий для плодотворного участия каждого ученика в работе группы; умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность.
№ п/п | Тема раздела | Планируемый результат и уровень усвоения | |
Базовый уровень | Повышенный уровень | ||
Учащиеся знают понятие треугольника, виды треугольников, свойства треугольников, признаки равенства треугольников Умеют применять изученные определения, свойства, признаки при решении задач. Знают понятие параллельности прямых, свойства параллельных прямых, признаки параллельности | Умеют применять изученные определения, свойства, признаки при решении задач, изученные теоремы при решении задач, теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника. Учащиеся умеют решать задачи на построение, в том числе повышенного уровня сложности. |
Критерии оценивания
В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5-балльной оценке для всех установлены общедидактические критерии. Система оценивания производится на основании устных ответов и письменных контрольных и самостоятельных работ.
Оценка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
4.Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.
Оценка устных ответов учащихся:
Оценка "5" ставится, если ученик:
1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. не делает выводов и обобщений.
3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6. не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
7 полностью не усвоил материал.
Примечание.
По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2. допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5 или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы;
3. не приступал к выполнению работы;
4. или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.
Грубыми считаются следующие ошибки:
1) незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
2) незнание наименований единиц измерения;
3) неумение выделить в ответе главное;
4) неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;
5) неумение делать выводы и обобщения;
6) неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;
7) неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;
8) неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
9) нарушение техники безопасности;
10) небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым ошибкам следует отнести:
1) неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;
2) ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, изменение угла наклона) и др.
3) нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
4) нерациональные методы работы со справочной и другой литературой.
Недочетами являются:
1) нерациональные приемы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, заданий;
2) небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;
3) орфографические и пунктуационные ошибки.
Оценка тестовых работ учащихся:
оцениваются по её процентному выполнению
«5»- 90-100%, «4»- 80-89% , «3»- 70-79%, «2»- 69-50%, «1»- менее 50%
Учебно- методическое обеспечение.
- Артюнян Е. Б., Волович М. Б., Глазков Ю. А., Левитас Г. Г. Математические диктанты для 5-9 классов. – М.: Просвещение, 1991.
- Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И. Геометрия 7-9. – М.: Просвещение, 2006.
- Афанасьева Т.Л., Тапилина Л. А. Поурочные планы к учебнику геометрии 7 класс. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Буланова Л. М., Дудницын Ю. П. Проверочные задания по математике для учащихся 5-8 и 10 классов. – М.: Просвещение, 1998.
- Зив Б. Г., Мейлер В. М. Дидактические материалы по геометрии за 7 класс. – М.: Просвещение, 2005.
- Иченская М. А. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Л. С. Атанасяна 7-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. Изучение геометрии в 7 - 9 классах: Метод. рекомендации к учебнику: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 2002
- Мельникова Н. Б. Тематический контроль по геометрии. 7 класс. – М.: Интеллект-Центр. 2001
- Зив Б.Г. Задачи к урокам геометрии.7-11 класс. - С.-Петербург, 1995. НПО «МИР И СЕМЬЯ-95», изд-во «Акация»
- Рыбакова Т.Л., Суслова И.В. Математика. Школьный справочник. - Ярославль: «Академия развития»,1997
- Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С. В.. Позняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия. 7—9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009.
- Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Юдина И.И. Геометрия: Рабочая тетрадь для 7 класса. М.: Просвещение, 2009
материально - техническое обеспечение
образовательного процесса в 7 классе
№ п/п | ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ | Примечание |
Монитор | Могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения | |
Колонки | ||
Интерактивная доска | ||
Проектор | ||
Принтер персональный | ||
Клавиатура | ||
Мышь | ||
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ | ||
Видеофильмы по истории развития математики, математических идей и методов | Могут быть в цифровом (компьютерном) виде | |
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | ||
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц | ||
Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (30◦, 60◦), угольник (45◦, 45◦), циркуль | Комплект предназначен для работы у доски | |
Комплект стереометрических тел (демонстрационный) | ||
Набор планиметрических фигур | ||
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) | ||
Стандарт основного общего образования по математике | ||
Стандарт среднего (полного) общего образования по математике (базовый уровень) | ||
Стандарт среднего (полного) общего образования по математике (профильный уровень) | ||
Примерная программа основного общего образования по математике | ||
Примерная программа среднего (полного) общего образования по математике на базовом уровне | ||
Примерная программа среднего (полного) общего образования по математике на профильном уровне | ||
Учебник Геометрия 7 класс Атанасян Л.С. | В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации | |
Дидактические материалы по геометрии 7 класс к учебнику Атанасян Л.С. | В состав библиотечного фонда включены рабочие материалы, сборники контрольных и самостоятельных работ, практикумы по решению задач, соответствующие используемым комплектам учебников | |
Рабочие тетради по геометрии 7 класс к учебнику Атанасян Л.С. | ||
Научная, научно-популярная, историческая литература | Необходимы для подготовки докладов, сообщений, рефератов, творческих работ и должны содержаться в фондах библиотеки образовательного учреждения | |
Справочные пособия (энциклопедия, словари, сборники основных формул и т.п.) | ||
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ | ||
Таблицы по геометрии для 7классов | Таблицы по геометрии содержат основные сведения о плоских и пространственных фигурах, основные математические формулы, соотношения, законы, метрические соотношения. | |
Портреты выдающих деятелей математики | В демонстрационном варианте представлены портреты математиков, вклад которых в развитии математики представлен в стандарте | |
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ: | ||
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ГЕОМЕТРИЯ 7 КЛАСС
№ п\п | Тема урока | Количество часов | Элементы содержания урока | Основные виды учебной деятельности | Домашнее задание | Дата проведения | |||
План | Факт | ||||||||
7 А | 7 В | 7 А | 7 В | ||||||
Глава I. Начальные геометрические сведения (12 часов) | |||||||||
1 | § 1. Прямая и отрезок | 1 |
3) Точка, прямая, луч, угол, отрезок, пересекающиеся прямые. | Учащиеся научатся: Объяснять, что такое отрезок, луч, угол, какие фигуры называются равными, как сравниваются и измеряются отрезки и углы, что такое градус и градусная мера угла, какой угол называется прямым, тупым, острым, развёрнутым, что такое середина отрезка и биссектриса угла. Ученик получит возможность научиться решать задачи, связанные с простейшими фигурами | п. 1-2; в. 1-3; № 4, 6 | ||||
2 | § 2. Луч и угол | 1 | п. 1-4; в. 5-6; №, 12, 13 | ||||||
3 | § 3. Сравнение отрезков и углов | 1 | 1) Понятие равенства фигур 2) Равенство отрезков 3) Равенство углов 4) Биссектриса угла | п. 5, 6; в. 7-11; № 18,23; РТ № 1-4, 12-14 | |||||
4,5 | § 4. Измерение отрезков | 2 | 1) Длина отрезка 2) Единицы измерения отрезков 3) Свойства длины отрезков | п. 7, 8 в. 12-13; № 31 а, 33, 37 | |||||
6 | § 5. Измерение углов | 1 | 1) Величина угла. 2) Градусная мера угла. 3) Прямой, острый, тупой углы. 4)Свойства величины угла | Учащиеся научатся: измерять с помощью линейки отрезки и строить середину отрезка; с помощью транспортира измерять углы и строить биссектрису угла | п. 9, 10 в. 14-16; № 42. 46, 48 | ||||
§ 5. Перпендикулярные прямые | |||||||||
7,8 | Смежные и вертикальные углы | 2 | Смежные ивертикальные углы. Свойства вертикальных и смежных углов | Учащиеся научатся: определять какие углы называются смежными и какие вертикальными; формулировать и обосновывать утверждения о свойствах смежных и вертикальных углов; строить угол, смежный с данным углом; изображать вертикальные углы; находить на рисунке смежные и вертикальные углы; Ученик получит возможность доказывать свойства смежных и вертикальных углов, решать задачи на нахождение смежных углов и углов, образованных при пересечении двух прямых, выполнять чертежи по условию задачи | п. 11, в. 17-18; №58 а, 61 а | ||||
9 | Перпенди- кулярные прямые. | 1 | Перпендикулярность прямых, свойство перпендикулярных прямых свойства | Учащиеся научатся: объяснять, какие прямые называются перпендикулярными; формулировать и обосновывать утверждение о свойстве двух прямых, перпендикулярных к третьей; изображать и распознавать указанные простейшие фигуры на чертежах; Ученик получит возможность строить перпендикулярные прямые с помощью чертежного треугольника; | П. 12, 13, в. 20, 21. № 57, 70 | ||||
10 | Решение задач | 1 | п. 1-13 № 64 а, 66 а | ||||||
11 | Контрольная Работа№1 по теме: «Основные свойства простейших геометрических фигур. Смежные и вертикальные углы» | 1 | Решение задач на нахождение длин отрезков в случаях, когда точка делит данный отрезок на два отрезка; величин углов, образованных пересекающимися прямыми, используя свойства измерения отрезков и углов | Повторить 1 – 13 | |||||
12 | Анализ контрольной | 1 | Анализировать и сравнивать учебный материал и свое решение задачи. Наблюдать за правильным решением и отыскивать ошибки. Критически оценивать сои достижения. | РТ № 38- 40, 41-44 | |||||
Глава II. Треугольники (18 часов) | |||||||||
§ 1. Первый признак равенства треугольников | |||||||||
13 | Треугольник | 1 |
4) Теоремы, доказательства. 5) Первый признак равенства треугольников | Учащиеся научатся: объяснять, какая фигура называется треугольником, что такое вершины, стороны, углы и периметр треугольника, называть элементы треугольника, объяснять какие треугольники называются равными; изображать и распознавать на чертежах моделях и в текущей обстановке, треугольники и их элементы; формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников, объяснять что такое периметр треугольника, какие треугольники называются равными, формулировку первого признака равенства треугольников. Ученик получит возможность решать задачи на нахождение периметра треугольника и доказательство равенства треугольников с использованием первого признака равенства треугольников при нахождении углов и сторон соответственно равных треугольников | п. 14-15 в. 1-4 № 89 а, 90 а, 93 а | ||||
14, 15 | Первый признак равенства треугольников | 2 | РТ № 89 б, 52 | ||||||
п. 14-15 № 95, 99 | |||||||||
§ 2. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | |||||||||
16 | Перпендикуляр к прямой | 1 |
| Учащиеся научатся: объяснять, что называется перпендикуляром, проведённым из данной точки к данной прямой; формулировать и доказывать теорему о перпендикуляре к прямой; проводить перпендикуляр к данной прямой, проходящий через данную точку. | п. 16, 17, в. 5-9 № 101, | ||||
17 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 1 |
| Учащиеся научатся: объяснять, какие отрезки называются медианой, биссектрисой и высотой треугольника; строить и распознавать медианы, высоты и биссектрисы треугольника. Ученик получит возможность решать задачи, связанные со свойствами высот, медиан и биссектрис. | п. 17, 103, 105 | ||||
18, 19 | Свойства равнобедренного треугольника | 2 | 3) Равнобедренный и равносторонний треугольники. 4) Свойства равнобедренного треугольника | Учащиеся научатся: объяснять, какой треугольник называется равнобедренным и какой равносторонним, формулировать и теоремы об углах при основании равнобедренного треугольника и медиане равнобедренного треугольника, проведенной к основанию. Ученик получит возможность решать задачи, используя изученные свойства равнобедренного треугольника формулировать и доказывать теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; | п. 18, 610, 13 № 104, 107 | ||||
п. 16-18, № 112, 117; РТ № 50- 52, 65 | |||||||||
20 | Решение задач | 1 | п. 16-18 № 119 | ||||||
§ 3. Второй и третий признаки равенства треугольников | |||||||||
21,22 | Второй признак равенства треугольников | 2 | Второй и третий признаки равенства треугольников | Учащиеся научатся: формулировать второй и третий признаки равенства треугольников. Ученик получит возможность: решать задачи на доказательство равенства треугольников, опираясь на изученные признаки | п. 19 в. 14 № 122, 124 | ||||
23,24 | Третий признак равенства треугольников | 2 | п. 20, в. 15 № 131,125 | ||||||
§ 4. Задачи на построение | |||||||||
25 | Окружность | 1 | 1) Окружность. 2) Круг, центр, радиус, диаметр. 3)Дуга, хорда. 4) Построение с помощью циркуля и линейки. 5) Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки. | Учащиеся научатся: объяснять, что называется окружностью, радиусом, хордой, диаметром окружности, алгоритм построения угла, равного данному, биссектрисы угла, перпендикулярных прямых, середины отрезка; распознавать на готовых чертежах и моделях различные виды треугольников выполнять с помощью циркуля и линейки простейшие построения: отрезка, равного данному; биссектрисы данного угла; прямой, проходящей через данную точку, перпендикулярно прямой; середины данного отрезка, угла, равного данному; | п. 21-22 в. 16-17. № 144,148 | ||||
26 | Задачи на построение | 1 | п. 23 в. 19-21 № 154,147 Изготовление моделей | ||||||
27 | Задачи на построение | 1 | № 168, 170, 172; РТ № 77- 79 | ||||||
28 | Решение задач по теме «Треугольники» | 1 | 1)Признаки равенства треугольников. 2)Периметр треугольника. 3)Равнобедренный треугольник и его свойства. 4)Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки | Учащиеся научатся: решать задачи на доказательство равенства треугольников, нахождение элементов треугольника, периметра треугольника, используя признаки равенства треугольников и свойства равнобедренного треугольника, решать несложные задачи на построение с помощью циркуля и линейки | № 180, 182, 184 | ||||
29 | Контрольная работа №2 по теме «Треугольники» | 1 | РТ № 75, 80, 82 | ||||||
30 | Анализ контрольной работы по предыдущему разделу | 1 | Понятия: треугольник, равенство треугольников, медиана, биссектриса, высота треугольника. Признаки равенства треугольников. | Учащиеся научатся: анализировать и сравнивать учебный материал и свое решение задачи. Наблюдать за правильным решением и отыскивать ошибки. Критически оценивать сои достижения. | п. 5-23; РТ № 100, 104,108 | ||||
Глава III. Параллельные прямые ( 11 часов). | |||||||||
§ 1. Признаки параллельности прямых | |||||||||
31 | Определение параллельных прямых | 1 | 1)Параллельные прямые. 2)Признаки параллельности прямых; накрест лежащие, соответствующие и односторонние углы | Учащиеся научатся: Формулировать определение параллельных прямых; объяснять с помощью рисунка, какие углы, образованные при пересечении двух прямых секущей, называются накрест лежащими, какие односторонними и какие соответственными и распознавать из на рисунках; формулировать и доказывать теоремы, выражающие признаки параллельности двух прямых; строить параллельные прямые с помощью чертежного угольника и линейки; Ученик получит возможность: при решении задач доказывать параллельность прямых, опираясь на изученные признаки. Использовать: признаки параллельности прямых при решении задач на готовых чертежах | п. 24-26 в. 1-3 № 186а, 188 | ||||
32,33 | Признаки параллельности двух прямых | 2 | п. 24-25 в. 1 – 5 № 186 б- 194; | ||||||
РТ № 81, 83 | |||||||||
34 | Практические способы построения параллельных прямых | 1 | П. 26, в 6, № 194, РТ № 85 | ||||||
§ 2. Аксиома параллельных прямых | |||||||||
35 | Аксиома параллельных прямых | 1 | 1)Аксиомы, следствия. 2)Доказательство от противного. 3)Прямая и обратная теоремы. 4)Аксиома параллельных прямых и следствие из нее. 5)Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей | Учащиеся научатся: объяснять, что такое аксиомы геометрии и какие аксиомы уже использовались ранее; формулировать аксиому параллельных прямых и выводить следствия из неё; формулировать и доказывать теоремы о свойствах параллельных прямых, обратные теоремам о признаках параллельности, связанных с накрест лежащими, соответственными и односторонними углами, в связи с этим объяснять, что такое условие и заключение теоремы, какая теорема называется обратной по отношению к данной теореме; объяснять, в чём заключается метод доказательства от противного; приводить примеры использования этого метода; Ученик получит возможность: решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с параллельными прямыми | п. 27-28 в. 1-6 с 63 № 199-197; РТ № 90, 92 подобрать примеры прямых и обратных утверждений | ||||
36 | Свойства параллельных прямых | 1 | п. 29 в. 12-15 № 203 а, 201 | ||||||
37 | Свойства параллельных прямых | 1 | п. 24-29 в. 1-15 № 209,207 | ||||||
38,39 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 2 | п. 24-29 в. 1-15 № 209,207; РТ № 97, 99 | ||||||
п. 24-29 №211; РТ№ 105, 110 | |||||||||
40 | Контрольная работа №3 по теме: «Параллельные прямые» | 1 | Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельности прямых. Свойства параллельных прямых | Учащиеся научатся: по условию задачи выполнять чертеж, в ходе решения задач доказывать параллельность прямых, используя соответствующие признаки; находить равные углы при параллельных прямых и секущей | п. 24-29 повт. №204, 215 | ||||
41 | Анализ контрольной работы по предыдущему разделу. | 1 | Параллельные прямые, признаки и свойства параллельных прямых. | Анализировать и сравнивать учебный материал и свое решение задачи. Наблюдать за правильным решением и отыскивать ошибки. Критически оценивать сои достижения. | п. 24-29 повт. №213, 216 | ||||
Глава IV. Соотношение между сторонами и углами треугольника (20 часов) | |||||||||
42, 43 | § 1. Сумма углов треугольника | 2 | Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Остроугольные, тупоугольные и прямоугольные треугольники | Учащиеся научатся: Формулировать и доказывать теорему о сумме углов треугольника и её следствие о внешнем угле треугольника, проводить классификацию треугольников по углам; изображать внешний угол треугольника, остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники; Ученик получит возможность решать задачи, используя теорему о сумме углов треугольника и ее следствия, обнаруживая возможность их применения. | п.30-31 № 223 б, 227 а, 228 б | ||||
п. 30, 31 в. 1-5 № 234,230 | |||||||||
§ 2. Соотношение между сторонами и углами треугольника | |||||||||
44 | Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника | 1 | 1)Соотношение между сторонами и углами.треугольника. 2)Признак равнобедренного треугольника. 3)Неравенство треугольника | Учащиеся научатся: формулировать и доказывать теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника (прямое и обратное утверждения) и следствия из неё – теорему о неравенстве треугольника. признака равнобедренного треугольника; сравнивать углы, стороны треугольника, опираясь на соотношения между сторонами и углами треугольника; Ученик получит возможность решать задачи, используя признак равнобедренного треугольника и теорему о неравенстве треугольника. | п. 32 в. 6-8 №241,237 | ||||
45 | Неравенство треугольника | 1 | п. 32-33 в. 6-9 № 242, 250 б | ||||||
46 | Решение задач | 1 | п. 30-33 № 244, 252, 235 | ||||||
47 | Контрольная работа «Сумма углов треугольника» №4 | 1 | п. 30-33 повт. № 296, 297 | ||||||
§ 3. Прямоугольные треугольники. | |||||||||
48,49 | Некоторые свойства прямоугольных треугольников | 2 | 1)Свойства прямоугольных треугольников. 2)Признаки равенства прямоугольных треугольников | Учащиеся научатся: формулировать и доказывать теоремы о свойствах прямоугольных треугольников (прямоугольный треугольник с углом 30°, признаки равенства прямоугольных треугольников); Ученик получит возможность применять свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников при решении задач; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для описания реальных ситуаций на языке геометрии, решения практических задач | п. 34 в. 10-11 №255,257 Анализ к.р. | ||||
50,51, 52 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 3 | п. 35 в. 12, 13 № 262,-264 | ||||||
53 | Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники» | 2 | п. 30-35 прочитать п. 36 № 266 | ||||||
54 | п. 15-33 № 258, 268 | ||||||||
§ 4. Построение треугольника по трем элементам | |||||||||
55,56 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми | 2 | 1)Перпендикуляр и наклонная к прямой. 2)Расстояние от точки до прямой. 3)Расстояние между параллельными прямыми | Учащиеся научатся: формулировать определения расстояния от точки до прямой, расстояния между параллельными прямыми, свойство перпендикуляра, проведенного от точки к прямой, свойство параллельных прямых.; Ученик получит возможность решать задачи на нахождение расстояния от точки до прямой и расстояния между параллельными прямыми, используя изученные свойства и понятия; на вычисления, доказательство и построение, связанные с соотношениями между сторонами и углами треугольника и расстоянием между параллельными прямыми, при необходимости проводить по ходу решения дополнительные построения, сопоставлять полученный результат с условием задачи, в задачах на построение использовать возможные случаи. | п. 37 в. 14-18 № 272,274 | ||||
№ 275, 278 | |||||||||
57,58, 59 | Построение треугольника по трем элементам | 3 | п. 37 в. 14-18 № 277, | ||||||
№ 280, 294 | |||||||||
№ 263, 276 | |||||||||
60 | Решение задач по теме: «Соотношение между сторонами и углами треугольника» | 1 | 1)Сумма углов треугольника. 2)Внешние углы треугольника. 3)Признаки равенства прямоугольных треугольников. 4)Задачи на построение | Ученик получит возможность решать задачи, опираясь на теорему о сумме углов треугольников; свойства внешнего угла треугольника; признаки равнобедренного треугольника; решать несложные задачи на построение с использованием известных алгоритмов | № 298 | ||||
№ 308 | |||||||||
61 | Контрольная работа №5 по теме: «Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника» | 1 | П. 30 - 38 | ||||||
Повторение (9 часов) | |||||||||
62, 63 | Подготовка к итоговой контрольной работе | 2 | Домашняя сам.работа | ||||||
64 | Итоговая контрольная работа за курс 7 класса | 1 | |||||||
65,66 | Анализ контрольной Практическая работа на местности (урок на пришкольном участке) | 2 | Задачи на построение | Ученик получит возможность использовать приоритетные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для описания реальных ситуаций на языке геометрии, для решения практических задач; размечать грядки различной формы | РТ№ 150, 153, 155 | ||||
67,68 69, 70 | Решение задач | 4 | 1)Измерение отрезков и углов. 2)Перпендикулярные прямые. 3)Параллельные прямые. 4)Треугольники | Ученик получит возможность решать задачи и проводить доказательные рассуждения, используя известные теоремы, обнаруживая возможности их применения | № 78, 80; РТ № 65 |
Темы контрольных работ
- Контрольная работа №1 по теме «Основные свойства простейших геометрических фигур. Смежные и вертикальные углы»
- Контрольная работа №2 по теме «Треугольники»
- Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые»
- Контрольная работа №4 по теме «Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника»
- Итоговая контрольная работа
Контрольная работа №3.
«Параллельные прямые»
Вариант 1
1. Параллельные прямые АВ и CD пересекаются с прямой ЕF в точках М и N
соответственно. Угол AMN на 30° больше угла CNM. Найдите все образовавшиеся
углы.
2. Дано: l = 2, угол 3 в 4 раза меньше угла 4.
Найти: углы 3, 4.
3. Отрезок DM— биссектриса треугольника CDE. Через точку М проведена прямая,
пересекающая сторону DE в точке N так, что DN = MN. Найдите углы треугольника
DMN, если угол CDE= 74°.
4*. Из точек А и В, лежащих по одну сторону от прямой, проведены перпендикуляры
АС и BD к этой прямой, угол ВАС равен 117°.
1) Найдите угол ABD.
2) Докажите, что прямые АВ и CD пересекаются.
Контрольная работа №3.
«Параллельные прямые»
Вариант 2
1. Параллельные прямые АВ и CD пересекаются с прямой ЕF в точках М и N
соответственно. Угол AMN в 3 раза меньше угла CNM. Найдите все образовавшиеся
углы.
2. Дано: l + 2 = 180° , угол 3 на 70° меньше угла 4. Найти: углы 3, 4.
3. Отрезок AD — биссектриса треугольника ABC. Через точку D проведена прямая, пересекающая сторону АВ в точке Е так, что АЕ = ED. Найдите углы треугольника AED, если угол ВАС= 64°.
4*. На сторонах угла А, равного 43°, отмечены точки В и С, а внутри угла — точка D так, что угол ABD равен 137°, а угол ВDС равен 45°.
1) Найдите угол ACD.
2) Докажите, что прямые АВ и DC имеют одну общую точку.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №5 (ИТОГОВАЯ)
Вариант 1
1. Дано: B=C= 90°, ADC= 50°, ADB = 40е.
Доказать: ABD = DCА. B C
2. В равнобедренном треугольнике угол между боковыми сторонами в 3 раза больше угла при основании. Найдите углы треугольника.
3. Параллельные прямые а и b пересечены двумя параллельными секущими АВ и CD, причем точки А и С лежат на прямой а, а точки В и D — на прямой b. Докажите, что АС = BD.
4*. Дано: АВ =ВС, ВТ= 4 см. B
1) Между какими целыми числами заключена длина отрезка АС ?
2) Найдите сумму длин отрезков, соединяющих точку Т с серединами сторон А В и ВС.
__________________________________________________________________________
Вариант 2
1. Дано: B=C= 90°, BDC= 10°, ADB = 40°. Доказать: ABD = DCА.
B C
2. В равнобедренном треугольнике угол при основании в 4 раза больше угла между боковыми сторонами. Найдите углы треугольника.
3. Параллельные прямые а и b пересечены двумя параллельными секущими АВ и CD, причем точки А и С принадлежат прямой а, а точки В и D - прямой b. Докажите, что АВ = CD.
4*. Дано: AB = ВС, АС =10 см. B
C
1) Между какими целыми числами заключена длина высоты треугольника АВС? 2)Найдите сумму длин отрезков, соединяющих точку Т с серединами сторон АВ и ВС.
Для учащихся
- Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия. 7—9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009.
- Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Юдина И. И. Геометрия: Рабочая тетрадь для 7 класса. М.: Просвещение, 2009.
- Зив Б.Г., Мейлер В.М., Баханский В.Ф. Задачи по геометрии для 7-11 классов. М.: Просвещение, 2004.
- Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса. М.: Просвещение, 2004.
Для учителя
- Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И. И. Геометрия. 7-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009.
- Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Юдина И.И. Геометрия: Рабочая тетрадь для 7 класса. М.: Просвещение, 2009.
- Зив Б.Г., Мейлер В.М., Баханский В.Ф. Задачи по геометрии для 7—11 классов. М.: Просвещение, 2004.
- Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса. М.: Просвещение, 2004.
- Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Некрасов В.Б., Юдина И.И. Изучение геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2003.
- Алтынов П.И. Геометрия, 7—9 классы. Тесты: Учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 2000.
- ЗвавичЛ.И. Новые контрольные и проверочные работы по геометрии. 7—9 классы. М.: Дрофа, 2002.
- Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 7 класс. М.: ВАКО, 2009.
- Кукарцева Г.И. Сборник задач по геометрии в рисунках и тестах. М.: Аквариум ГИППВ, 1998.