Внеклассная работа

Словарное богатство поэтического языка

А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова

(урок развития речи в 6 классе)

 

Подготовительный этап:   Урок развития устной речи производится после того, как изучены произведения А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Урок проводится в форме КВН, поэтому класс можно разделить на 2 группы. К конкурсу на лучшее исполнение стихов учащиеся готовятся заранее. Необходимо также дать список произведений М.Ю.Лермонтова и А.С.Пушкина, содержание которых ученики должны знать: «Няне», «У Лукоморья дуб зеленый…», «И.И.Пущину», «Узник», «Зимняя дорога», «Зимний вечер», «Зимнее утро» А.С.Пушкина, «Бородино», «Тучи», «Листок», «На севере диком…», «Парус», «Утес», «Три пальмы» М.Ю.Лермонтова.

Цель  урока: обобщить и углубить знания учащихся о жизни и  творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова; закрепить стремление применять на практике знания, полученные на уроке.

 Задачи:

- обучающие, формирование регулятивных УУД

·    обобщить и углубить знания учащихся о жизни и  творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова;

·    совершенствовать умение работать с книгой, применять теоретические знания при определении литературных приемов самостоятельно добывать знания;

·    проконтролировать степень усвоения знаний

- развивающие, формирование коммуникативных и познавательных УУД

·     развивать познавательный интерес; культуру устной и письменной речи; умение выразительного чтения лирического произведения наизусть;

·     развивать творческие способности учащихся;

·     развивать уверенность в своих силах, настойчивость

- воспитательные, формирование личностных УУД

·     укрепить интерес к творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова;

·     способствовать развитию чувства взаимопомощи, товарищеских отношений

·     закрепить стремление применять на практике знания, полученные на уроке

Тип урока – урок-соревнование

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран,  портреты поэтов; репродукции картин, тексты произведений. 

       

Ход урока:

1.Организационный момент. Вступительное слово учителя:  Нет в нашей стране человека, который бы не читал  и не заучивал наизусть стихотворения А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Глубоко и прочно вошли творения этих поэтов в русскую жизнь, в русскую литературу, в русский язык. Трудно представить себе нашу жизнь и русскую литературу без их проникновенных, ярких, образных творений, ведь в своих стихах они касались самых разных тем, актуальных и в наше время. Сегодня, заканчивая работу по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, мы отправимся в страну Поэзия. Задания, которые получат команды, помогут определить, кто из ребят оказался внимательнее к яркому, живому, точному слову великих поэтов, их жизненному пути. Итак, первый конкурс:

 

2. Викторина-разминка по творчеству поэтов.

А) Мой первый друг, мой друг бесценный!

     И я судьбу благословил,

     Когда мой двор уединенный,

     Печальным снегом занесенный,

     Твой колокольчик огласил.

 - Из какого произведения взяты эти строчки? Назовите автора?

  - Что означают строчки?

          Молю святое провиденье:

          Да голос мой душе твоей

          Дарует то же утешенье,

          Да озарит он заточенье

          Лучом лицейских ясных дней!

Б) Тучки небесные, вечные странники!

     Степью лазурную, цепью жемчужною

     Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

     С милого севера в сторону южную.

- Нужно назвать автора, произведение; подобрать синонимы степью        лазурною, цепью жемчужною.

- Объясните, что помогло нам представить картину, Нарисованную        автором? (эпитеты)

В) Мы вольные птицы;

     Пора, брат, пора!

     Туда, где за тучей белеет гора,

     Туда, где синеют морские края,

     Туда, где гуляем лишь ветер... да я!

  - Назовите автора, произведение. Как называется прием, при помощи которого поэт показывает стремление узника к свободе?  (сравнение)

  - Прочтите наизусть данное стихотворение.

Г) На север диком стоит одиноко

     На голой вершине сосна

     И дремлет качаясь, и снегом сыпучим

     Одета как ризой она.

  - Назовите произведение, автора. Объяснить значение слова риза        (длинное красивое одеяние без рукавов)

Д) Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

     На мутном небе мгла носилась;

     Луна, как бледное пятно,

     Сквозь тучи мрачное желтела...

- Назовите автора, стихотворение.

- Найдите эпитеты, олицетворения, которые употребляет поэт?

- Кто сможет прочесть наизусть?

Е) Играют волны, ветер свищет,

     И мачта гнется, ветер скрипит...

     Увы, он счастия не ищет,

     И не от счастия бежит!

 - Кто автор стихов, что это за стихотворение? Назовите олицетворения.

3.    Конкурс капитанов: Вспомнить и записать как можно больше названий произведений М.Ю.Лермонтова и А.С.Пушкина

4.    Конкурс художников. В это время команды рассматривают картины-иллюстрации к стихам лириков.

image image image

  image image image imageimage image image  image image  image

- Какие строчки можно поставить под данным рисунком, иллюстрацией? Вспомните строфы, которые близки изображенному на картинках.

 - Установите сходства, различия в изображении битвы разными художниками.

5.    Конкурс чтецов на лучшее исполнение стихотворений М.Ю.Лермонтова и А.С.Пушкина.

6.    Конкурс знатоков. - Назовите основные темы творчества Лермонтова и Пушкина.

7. Рефлексия. Просмотр мультфильма «У Лукоморья дуб зеленый…» Подведение итогов урока, выставление оценок.

Заключительное слово учителя: Произведения великих русских поэтов остаются актуальны и в 21 веке. Мы снова и снова обращаемся к их творчеству, чтобы научиться красиво говорить, видеть окружающий нас мир, любить свою Родину.  Я надеюсь, яркое, точное слово русских лириков будет для вас образцом для выражения своих мыслей, когда это понадобится.

8. Домашнее задание: Прочитать в учебнике вступительную статью о Н.В.Гоголе, приготовить пересказ, ответить на вопросы.