Солянка.

Ирина Алексеевна Чихачёва

Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада  школьников по химии. 2017-2018 учебный год

Школьный этап. 8 класс

Задание 1. Напишите слова, зашифрованные в ребусах

а)                                                                                             б)

C:\Users\Администратор\Desktop\element.gifhttps://arhivurokov.ru/multiurok/2/4/1/241bf069571da1578b571dd73b1ff9b24df73246/krossvordy-riebusy-dlia-9-11-klassa_13.png

в)                    г)

(8 баллов)

Задание 2. (https://infourok.ru/)

Юный химик составил список химических явлений, которые он наблюдал на кухне:

 а) гашение соды уксусом при приготовлении теста;

 б) растворение сахара в воде;

 в) прокисание молока;

       г) брожение сока;

 д) плавление сливочного масла на горячей сковородке;

е) заваривание чая;

 ж) образование плесени на хлебе;

 з) образование накипи в чайнике;

 и) жарение картошки;

 к) засахаривание варенья.

  Однако он включил в список и физические явления. Укажите их и обоснуйте свой ответ.      

(8 баллов)

Задание 3.(https://nsportal.ru/)

Какие химические элементы названы в честь стран? Приведите не менее четырех названий.

Какой элемент впервые открыт на солнце?

Укажите количество  протонов и нейтронов, содержащихся в ядрах атомов, названных вами элементах.

(12 баллов)

Задание 4.(oksana71.ucoz.ru)

В результате небрежности юного химика кристаллы поваренной соли оказались смешанными с медными опилками. Предложите способ разделения этой смеси.

(12 баллов)

Задание 5.(http://vos.olimpiada.ru/)

Многие вещества состоят из молекул.

Приведите по одному примеру веществ, молекулы которых состоят из:

а) 2 атомов,

б) 3 атомов,

в) 4 атомов,

г) 5 атомов,

д) больше 5 атомов.

Напишите формулы веществ.        

(20 баллов)

Задание 6.(https://docviewer.yandex.ru)

Определите молекулярную формулу соединения, содержащего 33, 3% натрия, 20,29 % азота, 46,38 % кислорода. Известно, что относительная молекулярная масса этого соединения в 3 раза больше относительной атомной массы натрия.

(20 баллов)

Задание 7.(oksana71.ucoz.ru)

Приведите примеры двух металлов, которые встречаются в природе в самородном состоянии (то есть в виде простого вещества). Объясните, по какой причине эти металлы способны находиться в окружающей среде в виде простого вещества.

(20 баллов)

Всероссийская олимпиада  школьников по химии. 2017-2018 учебный год

Школьный этап. 9 класс

Задание 1.
Напишите уравнения реакций, при помощи которых, используя простые вещества кальций, фосфор и кислород, можно получить фосфат кальция.
(9б)

(http://ruolimpiada.ru/olimpiada-po-khimii-9-klass-zadaniya-s-ot/)

Задание 2.

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

Na2O → NaOH → Al(OH)3 → Al2O3 → Al → AlCl3

Для четвертого уравнения составьте сокращенное ионное уравнение реакции.В седьмом уравнении расставьте коэффициенты методом электронного баланса. (21б).

(http://gigabaza.ru/doc/111027-p2.html)

Задание 3.

Из перечисленного списка веществ: хлорид натрия, хлорид меди, хлороводород, оксид серы(IV), оксид натрия, оксид меди(II):

а) Выберите и укажите вещества, с которыми известковая вода не реагирует;

б) Выберите и укажите вещества, с которыми известковая вода реагирует, и напишите

уравнения реакций. (18б)

(http://gigabaza.ru/doc/111027-p2.html)

Задание 4.

Выведите формулу оксида ванадия, если известно, что 2.27г оксида содержат 1.53 г металла.(12б)

(Сборник олимпиадных задач по химии. Школьный и муниципальный уровень. 9-11кл. Изд. «Легион» Ростов –на- Дону 2012г)

Задание 5.

На мрамор подействовали 25г 10%-ного раствора азотной кислоты. Вычислите объем (при н.у.) выделившегося газа.(15б)

(Сборник олимпиадных задач по химии. Школьный и муниципальный уровень. 9-11кл. Изд. «Легион» Ростов –на- Дону 2012г)

Задание 6.

В четырех пробирках без этикеток находятся растворы сульфида калия, карбоната калия, нитрата серебра и соляная кислота. Не используя других реактивов, определите, в какой пробирке находится каждое из веществ. Опишите наблюдения при смешивании растворов в форме таблицы. Приведите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и сокращенном ионном виде.(25б)

(Сборник олимпиадных задач по химии. Школьный и муниципальный уровень. 9-11кл. Изд. «Легион» Ростов –на- Дону 2012г)

Всероссийская олимпиада  школьников по химии. 2017-2018 учебный год

Школьный этап. 10 класс

Задание №1 (14 баллов)
Газообразный предельный нециклический углеводород объемом 448 мл (н. у.) сожгли, и продукты реакции пропустили через избыток известковой воды, при этом образовалось 8 г осадка. Какой углеводород был взят?

(Химия, часть С. Задача С5. Определение формул органических веществ...ege-study.ru/.../ximiya-chast-s-zadacha-s5-opredelenie-formul-organicheskix-veshhes)

Задание №2.(16 баллов)

 На смесь железа, алюминия и меди подействовали избытком холодной концентрированной серной кислоты. При этом часть смеси растворилась, и выделилось 5,6 л газа (н.у.). Оставшуюся смесь обработали избытком раствора едкого натра. Выделилось 3,36 л газа и осталось 3 г не растворившегося остатка. Определить массу и состав исходной смеси металлов.

(Задачи на смеси и сплавы металлов - EGE-Study.ru

ege-study.ru/materialy-ege/zadachi-na-smesi-i-splavy-metallov-2)

Задание №3 (12 баллов)

  При взаимодействии 0,74 г предельного одноатомного спирта с металлическим натрием выделился водород в количестве, достаточном для гидрирования 112 мл пропена (н. у.). Что это за спирт?

(https://otvet.mail.ru   Образование « Домашние задания»)

Задание№4 (23 балла)

При изготовлении “серебряной” краски используют порошкообразные металлы или их сплавы. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно установить, что является основным компонентом “серебряной” краски: серебро, алюминий или “новое серебро” (нейзильбер — сплав, который содержит медь, 5-35% никеля и 13-45% цинка); В ответе укажите на характерные признаки протекающих реакций, наблюдая которые вы будете устанавливать состав порошков: появление осадка и его цвет, изменение окраски раствора, выделение газа и другие.

(Задачник 10 класс,  tasks.ceemat.desc.ru/dir/206/591/)

Задание №5 (15 баллов)

Сульфат аммония применяется в качестве удобрения, при производстве вискозы, в пищевой промышленности, при очистке белков в биохимии, в качестве добавки при хлорировании водопроводной воды. Напишите уравнения реакции получения сульфата аммония из продукта, указанного в цепочке превращений, предложите химические реакции, позволяющие осуществить следующие превращения. Каждая стрелка может соответствовать как одной стадии, так и нескольким стадиям. Подпишите вещества вцепочке превращений.

NH3→(NH4)2SO4→  NH4Cl → NH3→ NO → HNO3

(LXI МОСКОВСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ 2004 ...

mos.olimpiada.ru/upload/files/Archive_tasks...5/tasks-chem-10-final-2004-5.pdf)

Задание №6. (20 баллов)

    В пронумерованных пробирках находятся растворы следующих веществ: нитрата цинка, нитрата бария, соляной кислоты, серной кислоты и карбоната натрия. Не используя других реагентов, предложите способ идентификации указанных веществ. Решение представьте в виде таблицы. В таблице отметьте признаки, по которым Вы провели идентификацию. Напишите уравнения реакций, представленных в вашей таблице.

(НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТим.Н. И. ЛОБАЧЕВСКОГО «Задачи школьных олимпиад по химии   iro86.ru/zhurnaly/sborniki/sborniki-olimpiadnykh-zadanij/42-olimpialy-po.../file)



Предварительный просмотр:

 Памятка для  учащихся

по «сворачиванию» текстовой информации в таблицу.

  1. Прочитай текст.

  1. Проанализируй, что является главным «действующим лицом» в тексте: что именно  описывается – организм (организмы), или процесс (процессы).

  1. Если «героем» текста является  живой организм, тогда в названиях вертикальных столбцов – граф – могут быть:
  • название организма
  • состав организма
  • структура организма
  • особенности жизнедеятельности
  • роль организма в природе
  • значение для человека

Название

Состав

Структура (рисунок)

Особенности жизни

Роль в природе

Значение для человека

       4.   Если в тексте идет речь о  процессе (дыхание, питание, размножение и т.д.), то

       столбцы могут содержать информацию о:

  • механизмах процесса
  • условиях процесса
  • результатах процесса

Название процесса

Условия процесса

Механизмы процесса

Результаты процесса

Значение процесса в природе (или для человека)

  1. Если в тексте сравниваются два или несколько объектов или процессов, то достаточно трех столбцов:

  • Название объекта (процесса)
  • Сходство
  • Различие

Название

Сходство

Различие

Объект 1

Объект 2

             Можно также сделать таблицу со столбцами, в «шапке» которых перечислены все характеристики, по которым идет сравнение. Тогда останется только ставить «+» или «-« в соответствующей ячейке.

Название

Свойство 1

Свойство 2

Свойство 3

Свойство 4

Свойство 5

Объект 1

+

-

+

+

+

Объект 2

-

+

-

+

-

Памятка для учащихся по выполнению и оформлению практических или лабораторных работ с использованием микроскопа.

  1. Приготовьте рабочее место: микроскоп, белый лист бумаги с препаратами и оборудованием, тетрадь, карандаши, ручку, информационную карту.

  1. Изучите информационную карту, цели и результаты работы,  проанализируй порядок действий.

  1. Запишите необходимую информацию из информационной карты в тетрадь.

  1. Подготовьте микроскоп к работе:

  • Установите свет
  • На малом увеличении найдите объект
  • Установите необходимое увеличение

  1. Зарисуйте объект, запишите название

  1. Обозначьте на рисунке те части клетки, которые вы смогли определить

  1. Укажите увеличение, которое вы использовали для работы.

  1. Если необходимо, сделайте вывод (письменно) о наличии структур, об особенностях клеток.

       

        

Памятка для учащихся

по составлению и оформлению план –конспекта

(текстовый конспект, без рисунков и символов)

  1. Прочитайте текст один раз, стараясь не останавливаться на подробностях, а отмечать главное ( можно – карандашом, без нажима).

  1. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.

  1. Запишите план – конспект в тетрадь в виде последовательных заглавий к смысловым частям текста (пишите пункты плана в левой части страницы). Оставьте место для того, чтобы можно было вписать подпункты плана – конспекта, цитаты или краткие формулировки содержания.

  1. Еще раз читайте текст, но теперь по выделенным разделам: разбейте каждый из пунктов на подпункты, если это необходимо, озаглавьте их. Названия подпунктов пишите справа от названия пункта.

  1. В оставленное пространство впишите краткие обобщения, цитаты, определения – все, что может помочь вам восстановить содержание текста.

Вид  план  -конспекта:

  1. ШШШШШ

                           А)шшшшш

                                         ____________________

                                          ___________________

       

                           Б)нннннннн

                                         ____________________

                                          ___________________

                           В)ииииииии

                                         ____________________

                                          ___________________

  1. ZZZZZZZZZ

                     

                           А)yyyyyyyy

                                         ____________________

                                          ___________________

                           Б)wwwwww

                                         ____________________

                                          ___________________

Памятка для ученика по формам работы с текстом учебника.

  1. Работа с учебником: найди место в учебнике, где описывается объект, представленный картинкой…
  2. Найди текст в учебнике, по которому  мы будем изучать…
  3. Спланируй, когда примерно мы будем изучать ….
  4. Читаем сложное предложение текста и переводим «с русского на русский».
  5. Уточни предложение, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся. Упражнение «Редактор».
  6. Поставь вопросы к выделенному абзацу (такому, в котором много недоговоренностей)
  7. Составь суждения по тексту параграфа. (составь цифровой диктант)
  8. Выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе ( можно в «угадайку» - угадай, какие слова выделил учитель). Расскажи по этим опорным словам  -  разверни информацию.
  9. Конкурс на шпаргалку для устного ответа (можно ограничить количество единиц информации (слов, символов, цифр и т.д.)
  10. Заполнение  «слепого» текста с терминами из изучаемой темы.( с поддержкой)
  11. Заполните таблицу, используя информацию учебника
  12. Создай таблицу (сверни  информацию)
  13. Составить план изучения темы ( алгоритмизируя его в зависимости от того, что мы изучаем – процесс, объект или свойство объектов).
  14. Составить  систему понятий темы на карточках
  15. Составить интеллект-карту темы на РК , научи другого отвечать по этой карте
  16. Дополнить предложения с заданием на причинно-следственные связи ( Кровь содержит гемоглобин, следовательно _____________.. Кровь _______________,  поэтому она красная..
  17. Составьте предложения по теме используя слова «так как», «потому что», «следовательно», «если…, то….»
  18. Найти подсказки в тексте учебника, статей, в Интернете и сформулировать ответы на проблемные вопросы: почему? зачем? Как можно объяснить?..
  19. Зашифровать понятие в символы, систему или последовательность символов.
  20. Составить разные предложения с одним и тем же  понятием.
  21. Приведите конкретные примеры, раскрывающие смысл понятия.
  22. Вопросы для поиска вне учебника: являются ли два понятия однокоренными ( вакуум и вакуоль), кто такой Гольджи и т.д.…

Виды   домашней   работы

  1. Перевод «с русского на русский». Читаем сложные предложения текста и пересказываем другими словами.

  1. Упражнение «Редактор». Уточни предложение, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся.

  1. Поставь вопросы к выделенному абзацу (такому, в котором много недоговоренностей)

  1. Составь суждения по тексту параграфа (составь цифровой диктант)

  1. Выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе. Перескажи  по этим опорным словам  содержание -  разверни информацию.

  1. Конкурс на шпаргалку для устного ответа (в шпаргалке может быть 10 слов и 10 символов на каждые 3 тысячи знаков учебного текста).

  1. Создать  таблицу, используя информацию учебника
  2. Составить план изучения темы

  1. Составить  систему понятий темы  в тетради.

  1. Составить  систему понятий темы на карточках с определениями на обратной стороне.

  1. Составить интеллект-карту темы.

  1. Составьте предложения по теме используя предложенный набор понятий и терминов по теме «так как», «потому что», «следовательно», «если…, то….»

  1. Составить разные предложения с одним и тем же  понятием.

  1. Придумать и оформить на отдельных карточках  кроссворд, развивающий канон, набор ребусов, смысловые пропорции с использованием списка терминов.

  1. Составить синквейн, оформить на отдельной карточке

  1. Написать сочинение «от имени… (органоида клетки, животного, растения, бактерии, экосистемы и др.)»,  можно в форме репортажа, интервью. Можно  разыграть написанное в виде сценки, монолога.

  1. Найти примеры из реальной жизни, иллюстрирующие законы, правила, изучаемые на уроке, оформить в виде аналитической таблицы  и представить (устно) на уроке.

  1. Составить меню на один день из продуктов, полученных на основе растений одного центра происхождения, оформить на странице формата А4.

  1. Придумать и нарисовать или создать на компьютере рекламу, листовку социального содержания: в защиту исчезающего вида, для владельцев собак в черте города, для посетителей лесопарка,  о здоровом образе жизни, против курения и т.д.

  1. Составить  числовой или буквенный диктант по изучаемой теме, оформить его на отдельном листе (желательно набрать на компьютере) и предложить одноклассникам.

  1. Найти информацию по проблемному вопросу, оформить в виде карточки или списка с аннотированными ссылками, при поиске использовать ПК (Интернет),  ресурсы школьной и районной библиотек,  фильмотек, видеотек и медиатек.

  1. Собрать, оформить и описать коллекцию.
  2. Провести самостоятельное исследование  в форме наблюдения, записать результаты по заданной форме, провести защиту.
  3. Создать презентацию к изучаемой теме по плану, данному учителем или по собственному плану..

  1. Самостоятельно успешно изучить тему  вне урока без  специальных дидактических материалов по собственной разработанной информационной карте с заданиями.

  1. Провести исследование на базе медиа-лаборатории (виртуальный опыт) и провести защиту результатов.

  1. Написать и оформить отчет об экскурсии с фотографиями, с использованием ПК.

  1. Составить задание для викторины, интеллектуальной игры  интегрированное с содержанием других школьных предметов.

  1. Составить и провести зоологическую или ботаническую экскурсию по карте, с использованием ПК.

  1. Составить  и оформить краткий путеводитель- справочник по природным ресурсам  местности с рисунками и/или фотографиями.

  1. Собрать и оформить тематический сборник  пословиц и поговорок, стихов, песен о представителях какого-либо класса животных или  семейства растений.

  1. Принять участие в уроке-ролевой игре (подготовить материалы для дискуссии, вопросы к другим участникам игры).

  1. Подготовить и провести урок биологии по определенной теме.



Предварительный просмотр:

Объяснения терминов

Очень часто в вопросах, заданных ученику в школе или абитуриентам на экзамене, звучат слова: сравнить, сопоставить, дать определение, сформулировать, проследить и т.д. Прежде чем вы приступите к выполнению предложенного задания, вы должны быть уверены, что правильно поняли вопрос. Мы предлагаем вам объяснения терминов, используемых на экзаменах и при опросах в школе.

Сравнить — выделить критерий для сравнения, затем найти по этому критерию сходства и отличия.

Сопоставить по предложенному критерию — в этом задании следует дать исчерпывающее описание как различий, так и сходств.

Дать определение — раскрыть суть понятия или явления. Определение не должно быть слишком подробным. Помните, что более сложное мы определяем через более простое, а не наоборот.

Описать — в описательном ответе вы должны подробно перечислить свойства и характеристики предмета или явления. От вас требуется подробный ответ в повествовательной форме, без описания проблем.

Обсудить — рассмотреть разные точки зрения на проблему или явление, привести аргументы за и против высказанных положений. Этот тип вопроса требует полного, исчерпывающего ответа.

Перечислить — ответ должен строиться в форме списка, причем предполагается, что список должен быть полным.

Дать оценку — проанализировать явление, указать его положительные и отрицательные стороны. Оценка не должна быть слишком субъективной.

Объяснить — необходимо охарактеризовать явление таким образом, чтобы стала понятна его суть. Из ответа должно быть ясно, на чем основано ваше представление о данном явлении.

Иллюстрировать — если в задании вас просят проиллюстрировать что бы то ни было, ваш ответ должен включать рисунки, схемы, диаграммы либо конкретные примеры.

Подкрепить доказательствами — то же, что доказать. Вы должны привести какие-то факты или рассуждения в пользу какого бы то ни было утверждения, даже если оно вам кажется очевидным.

Обрисовать — описать явление в общих чертах.

Установить связь — указать, в каких отношениях друг к другу находятся данные явления: относятся ли они друг к другу как причина и следствие, исключают друг друга и т.д.

Обзор — это не подробное, но достаточно полное описание определенного круга явлений, по возможности с их критической оценкой.

Сформулировать — изложить определенную точку зрения на вопрос или явление в лаконичной и понятной форме.

Выводы — кратко сформулировать наиболее важное из сказанного вами выше.

Проследить — дать описание хода событий, их последовательности, по возможности указывая их взаимосвязь.



Предварительный просмотр:

Как составить синквейн

Строгие правила синквейна заставляют анализировать и четко формулировать свои мысли, использовать емкие понятия, учат обобщать, выделять главное. По сути синквейн - это упражнение, замаскированное под свободное творчество и заставляющее размышлять на заданную тему. К тому же, упражнение интересное и увлекательное. "Сinq" по- французски значит пять. Классический синквейн  - это пятистрочная строфа, составленная по таким правилам:

  1. Первая строка содержит одно двуслоговое слово. Это может быть термин, фамилия, понятие.
  2. Вторая строка содержит четыре слога,  может быть из одного - двух слов – определения  предмета, темы стихотворения
  3. Третья строка - шесть слогов –  глагол (глаголы), определяющий возможности деятельности «героя» синквейна.
  4. Четвертая строфа  содержит восемь слогов (предложение, раскрывающее смысл главного слова  синквейна)
  5. Последняя строка – одно слово из двух слогов, определяющее эмоцию автора по отношению к главному слову синквейна.

Пример:

Дарвин

Кропотливый

Классифицировал

Придумал антропогенез

Спорно!..

              Однако, чаще всего в отечественной методической литературе описываются менее строгие правила составления дидактических синквейнов :

1. Первая строка содержит одно слово из любого количества слогов - термин, фамилия, понятие.

2. Вторая строка содержит два слова – определения  предмета, темы стихотворения

3. Третья строка содержит   три глагола, определяющего деятельность, функции  «героя» синквейна.

4. Четвертая строфа  содержит предложение из 4-х слов, раскрывающее смысл главного слова  синквейна

5. Последняя строка – одно слово, определяющее эмоцию автора по отношению к главному слову синквейна.

Пример:

Дарвин

Трудолюбивый, обстоятельный

Путешествовал, анализировал, наблюдал

Определил главные механизмы эволюции

Гений!



Предварительный просмотр:

Выступление на ГМО учителей биологии 2016.

Из опыта работы. Работа с текстом вызывает затруднения  даже у учащихся 7-8 классов. Умение работать с текстом оптимизирует работу во время урока, сокращают затраты времени на выполнение домашнего задания.

Ученики в целом умеют читать и понимать тексты, давать краткие ответы на вопросы к тексту. Развернутый ответ в виде текста вызывает затруднения у 20-30% учащихся.

При выполнении заданий затрудняются, если нужно дать качественный, а не точный (выраженный числом) ответ.

Если дать задания по текстам разных типов (бытовому, научно – популярному, публицистическому) учащиеся теряются.

Примеры заданий к тексту:

  1.   Найдите в тексте ключевые слова: «Любой вегетативный побег состоит из осевой части – стебля, имеющей обычно цилиндрическую форму, и листьев, плоских боковых органов, сидящих на оси. Ни стебель без листьев, ни листья без стебля образоваться не могут. Обязательной принадлежностью побега являются почки – зачатки новых побегов.
  2. Разбейте текст на смысловые части и дайте заголовок каждой из них.

  «Скелет позвоночных животных образован костями, сухожилиями и связками. Кости обладают большой прочностью. Так, большая берцовая кость человека может выдержать груз в 1250 кг. Кости состоят из органических и неорганических веществ, такое сочетание делает кость крепкой и достаточно упругой. Кости соединяются в скелете неподвижно, с помощью швов (например, в черепе), и подвижно – суставами. Связки – это особые образования, состоящие из соединительной ткани, которые связывают кости между собой в сочленениях – суставах. Сухожилия также образованы соединительной тканью; они прикрепляют мышцы к костям».

  1. Составьте схему по тексту: «Опыление – перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика. При перекрестном опылении пыльца с тычинок цветка переносится на рыльце пестика цветка другого растения. Различают насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения. Насекомоопыляемые растения имеют красивые, яркие цветки или мелкие цветки, собранные в соцветия. Обычно они богаты нектаром, пыльцой, обладают приятным запахом.  У ветроопыляемых растений мелкие, невзрачные цветки, собранные в соцветия. Пыльца у них сухая, мелкая, легкая».  (Для слабых учащихся подсказка)

Опыление

  1. Используя текст §12на стр. 78 ответьте на вопросы

№ п\п

Вопросы

Ответы

1

К какой группе относится элодея?

2

Каким образом в листе элодеи можно заметить перемещение хлоропластов?

3

Чем объяснить, что у многоклеточных организмов вода с растворёнными в ней веществами может свободно проникать из одной клетки в другую (соседнюю)?

4

Каким образом вода и растворённые в ней вещества попадают из корней в листья?

Используя текст §12на стр. 78 (4 абзац) выполните иллюстрацию к тексту

  1. Используя текст §12на стр. 78 ответьте на вопросы

№ п\п

Вопросы

Ответы

1

В каких водоёмах обитает элодея?

2

Каким образом в клетке происходит перемещение питательных веществ и газов?

3

Как доказать, что цитоплазмы растительных клеток сообщаются между собой?

4

Каким образом органические вещества попадают из листьев в корни?

Используя текст §12на стр. 78 (последний абзац) заполните таблицу

Сосуды

Ситовидные трубки

Вид ткани

Тип перемещаемых веществ

Направление перемещения веществ

  1.  Перепишите предложения, вставив, пропущенные слова (используйте слова – подсказки, приведенные в скобках). Вставленные слова подчеркните.

   Фотосинтез протекает в (хлоропластах, митохондриях). При этом углекислый газ (поглощается, выделяется), кислород (поглощается, выделяется), а органические вещества (расходуются, накапливаются) и масса растения (увеличивается, уменьшается). При фотосинтезе растение (накапливает, расходует) энергию, необходимую для его жизнедеятельности. Задайте вопросы по данному тексту.

  1.  Найдите ошибку в определении:
  • Питание – это процесс переваривания пищи.
  • Пищеварение – это процесс механической переработки пищи.
  • Ферменты – это особые белки, способствующие выделению.
  • Производители – организмы, потребляющие произведенное.

Как выделять главное в тексте учебника:

1. Внимательно прочитайте параграф или часть его.

2. Выделите главное в прочитанном тексте.

3. Найдите в тексте примеры или факты подтверждающие главное в содержании материала.

4. Придумайте свои примеры, взятые из жизненных наблюдений, конкретизирующие главное в содержании изучаемого материала.

5. Запишите главные мысли в прочитанном тексте в тетрадь своими словами. Найдите в тексте вывод по изученному материалу.

Как составить план прочитанного текста:

1. Прочитайте внимательно текст параграфа или часть его.

2. Перескажите мысленно этот текст. Отражает ли заголовок основное содержание текста?

3. Разделите этот материал на смысловые части, т.е. сгруппируйте текст, относящийся к каждой отдельной мысли.

4. Придумайте заголовок к каждой части по ведущей мысли.

5. Выберите вид плана (сложный, простой) и грамматическую форму плана (только из названных предложений; только из вопросительных предложений; смешанных предложений).

6. Запишите план в тетрадь. Проверьте его.

Как пересказать прочитанный текст учебника:

1. Внимательно прочитайте предложенный текст параграфа.

2. Найдите в тексте ответы на вопросы поставленные учителем (или стоящие после текста параграфа) и ответьте на них словами учебника.

3. Составьте ответы на вопросы своими словами.

4. Перескажите содержание параграфа своими словами (кратко, подробно, близко к тексту).

5. Подготовьте рассказ по тексту параграфа, используя учебник и соответствующие иллюстрации в данном параграфе.

Методы смысловой работы с текстом (структурно-диалектический, метод тезаурусного моделирования и т.д.)

Данный метод дает возможность и педагогу и студенту эффективно оперировать тезаурусами, что может привести к частичному снятию перегрузки, к экономии учебного времени. Определим понятие тезауруса. Слово «тезаурус» (в пер. с греч. яз. – положение, запас, клад, богатство, сокровище, словарный запас): все, что положено в основу, то огромное множество понятий и отношений между ними, иными словами, тезаурус, и составляет главное сокровище человека – его знания. Таким образом, тезаурус – это знание, представленное в виде понятий и отношений между ними, т.е. определенным образом структурированное и организованное знание, т.е. максимально полный объем лексики, организованной по тематическому принципу с отражением определенного набора базовых семантических отношений.

 Таким образом, тезаурус – «(1) словарь, в котором максимально полно представлены все слова языка с исчерпывающим перечнем примеров их употребления в текстах; в полном объеме осуществим лишь для мертвых языков; (2) идеографический словарь, в котором показаны семантические отношения (синонимические, родовидовые и др.) между лексическими единицами; (3) в информатике – полный систематизированный набор данных о какой-либо области знаний, позволяющий человеку или вычислительной машине в ней ориентироваться» (1, с. 771).  

Таким образом, тезаурус является универсальной моделью терминосистемы любой области знаний, а тезаурус учебного предмета – универсальной моделью терминосистемы предметной области, иначе говоря, тезаурус описывает предметное поле конкретной предметной  области как совокупность терминов и понятий.

В более узком смысле «тезаурусом называется множество смысловыражающих элементов (слов, словосочетаний и т.п.) некоторого языка с заданными смысловыми отношениями» (4, с. 148).

Любой тезаурус, в свою очередь, отражает логикосемантическую структуру терминологии. Следовательно, тезаурусный подход предполагает уделение особого внимания словарю научной дисциплины.

Кстати, идеи о семьях слов, об исследовании родственных связей слов как одном из способов анализа языка (впервые проблема языка в философии была четко сформулирована Л. Витгенштейном) вызывают непосредственные ассоциации с тезаурусами, как их понимаем мы. Представители самых разных научных направлений убеждены в том, что именно в языке следует искать ответы на многие вопросы, касающиеся когнитивной деятельности человека.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

жиры Выполнил Ученик 10 а класса Овсеенко Д анил

Слайд 2

В 1811 г. Мишель Эжен Шеврель получил при гидролизе жиров глицерин и карбоновые кислоты: стеариновую, капроновую, масляную и другие. 1779 г. шведский химик Карл Шееле нагрел оливковое масло с кислотой и получил вязкую желтоватую жидкость, сладкого вкуса («жировой сахар»). История жиров

Слайд 3

1839 г. Жан Батист Дюма и Пьер Жозеф Пельтье сделали вывод о том, что: Жиры − это сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. − − O CH 2 CH 2 CH − − O − − O C || O C || O C || O − − − R 1 R 2 R 3 | | 1 8 54 г. Пьер Эжен Марселен Бертло синтезировал жир.

Слайд 4

Состав: предельные кислоты миристиновая кислота пальмитиновая кислота стеариновая кислота непредельные кислоты олеиновая кислота линолевая кислота линоленовая кислота C 13 H 27 − COOH C 1 5 H 31 − COOH C 1 7 H 35 − COOH C 17 H 3 3 − COOH C 1 7 H 3 1 − COOH C 17 H 2 9 − COOH Твердые жиры Жидкие жиры

Слайд 5

Классификация Жиры растительные жидкие (масла) исключение: твердое пальмовое масло животные твердые исключение: рыбий жир

Слайд 6

Жиры растительного происхождения

Слайд 7

Жиры животного происхождения

Слайд 8

1. Потребление жиров не обязательно ведет к их отложению в организме Многие думают, что потребление жиров обязательно скажется на фигуре в виде отложений на талии, бедрах и животе. Если вы едите больше, чем требует ваш организм, то да, такая проблема может возникнуть. К примеру, если употреблять крахмалистые углеводы в неограниченном количестве, то можно ожидать повышения уровня инсулина, а там уж и жир отложится. Но если питаться, равномерно потребляя жиры и белки, то такой проблемы можно избежать. Во всем нужно знать меру .

Слайд 9

2. Не нужно избегать потребления орехов Орехи содержат полезные формы жиров - мононенасыщенные жиры, которые помогают быстрее насытиться, но также и повышают полезный холестерин. Орехи никак не влияют на набор веса, потому что их много не съешь из-за их сытности, к тому же они плохо перевариваются организмом. Следовательно, стенки клеток орехов при пережевывании не так просто разрушаются. Это значит, что они проходят через организм транзитом и не выделяют весь свой жир.

Слайд 10

3 . Жиры имеют много функций в организме. Без жиров наше тело и наш организм не смогут жить. Вот несколько тому причин : - мозг нуждается в жирах. Около 60 % сухого веса человеческого мозга - это жир. Здоровые нервные клетки содержат жиры ; - жирные кислоты необходимы для здоровья кожи и волос ; - жиры участвуют в обмене веществ, функциях иммунной системы, помогают стабилизировать сахар в крови.

Слайд 11

Химические свойства жиров Горение жиров

Слайд 12

Химические свойства Гидролиз жиров

Слайд 13

Физические свойства жиров Не растворяются в воде Растворяются в органических растворителях Плотность их меньше 1г/см 3 Если при комнатной температуре они имеют твердое агрегатное состояние, то их называют жирами, а если жидкое, то – маслами

Слайд 14

Применение жиров Пищевые продукты Сырье в производстве маргарина В медицине В производстве мыла В косметике В технике В лаках и красках

Слайд 15

Функции жиров Строительная Энергетическая Защитная Запасающая

Слайд 16

1 . Строительная. Жиры являются структурными элементами мемб - ран клеток и клеточных органелл.

Слайд 17

2 .Энергетическая . В ходе расщепления 1г жиров до СО 2 и Н 2 О осво - бождается большое количество энергии- 38,9 кДж. Жиры- основное резервное топливо, его называют «энергетическим депо» живых организмов. Выделяющаяся энергия необходима для жизне - деятельности организма.

Слайд 18

3 . Защитная. В связи с хорошо выраженными термоизоля - ционными свойствами жиры сохраняют тепло в организме, особенно у морских и полярных животных. В виде жировой прокладки предохра - няют тело и органы животных от механического повреждения, служат жировой смазкой для кожи.

Слайд 19

4. Запасная. Жиры- запасные вещества, в форме которых депонируется метаболическое топливо. Известно, что верблюд в состоянии прожить без питья до полутора месяцев. Воду в это время он «добывает» за счет постепенного окисления содержащихся в горбах запасов жира, которые могут достигать до 120 кг.

Слайд 20

Вывод : 1.Без жиров прожить нельзя ,потому что эта важная составляющая человека 2.Жиры выполняют множество функций для организма

Слайд 21

Спасибо за внимание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«История стекла в истории человечества »

Слайд 2

Стекло - твёрдый аморфный, прозрачный в определенной области оптического диапазона (исходя из химического состава) материал, получаемый при остывании горячего материала, содержащего стеклообразующие компоненты (оксиды Si , В, Al , Р и т. д.) и оксиды металлов ( Li , K, Mg , Pb и т. д.). В современном мире наибольшую распространённость получило силикатное стекло. Каждый день мы так или иначе соприкасаемся с эти волшебным материалом, и наша жизнь без него немыслима. Как же оно появилось на свет и кто его изобрел?

Слайд 3

Стекло известно людям уже около 55 веков. Самые древние образцы обнаружены в Египте. В Индии, Корее, Японии найдены стеклянные изделия, возраст которых относится к 2000 году до нашей эры. Раскопки свидетельствуют, что на Руси знали секреты производства стекла более тысячи лет назад.

Слайд 4

Интересный факт, следует знать, что не человечество изобрело стекло . Стекло родила сама природа. Первые комки стекла появились из раскаленной лавы, пролившейся на поверхность сотни миллионов лет назад. Известно, что было оно не прозрачным, а обычным матовым - почти черным. Определение стекольных масс - вулканическое стекло теперь называют обсидианом .

Слайд 5

Некоторые считают стекло побочным продуктом выплавки меди. А древнеримский историк Плиний-старший (79 - 23 гг. до н.э.) писал, что стеклом мы обязаны финикийским морским купцам, которые, готовя пищу на стоянках, разводили на прибрежном песке костры и подпирали горшки кусками извести, создав тем самым условия для возникновения стекломассы. Действительно, исходным сырьем для изготовления стекла служили кварцевый песок , известь и щелочь - органическая (зола растений) либо неорганическая (сода). В качестве красителей использовались металлургические шлаки: соединения меди, кобальта и марганца. кварцевый песок сода известь зола растений Считается, что рукотворное стекло было открыто случайно, как побочный продукт других ремесел. В те времена обжиг глиняных изделий происходил в обычных ямах, вырытых в песке, а топливом служила солома или тростник. Образующаяся при сгорании зола - то есть щелочь - при высокотемпературном контакте с песком давала стекловидную массу.

Слайд 6

И зготовление стекла было известно издревле в Египте. Стеклянные бусы и амулеты находили в гробницах, которые относятся к 7000 году до н. э. Около 1500 года до н. э. египтяне уже делали собственное стекло. Для этого они использовали смесь измельчённой кварцевой гальки и песка. Они также обнаружили, что если прибавить к этой смеси кобальт, медь или марганец, то можно получить стекло голубого, зелёного и пурпурного цвета. После 1200 года до н. э. египтяне научились отливать стекло в стеклянных формах. Но трубка для выдувания стекла была неизвестна вплоть до начала христианской эры, когда её изобрели финикийцы. В некоторых странах мира такими трубками пользуются в стеклодувных мастерских и сейчас .

Слайд 7

Большими умельцами по части изготовления стекла были римляне, которые первыми начали делать тонкие оконные стекла.

Слайд 8

Художественными изделиями из стекла прославилась Венеция . Венецианское стекло обладает необычайной твёрдостью, поражает своей легкостью, изяществом и красотой.

Слайд 9

В 13 веке многочисленные заводы по изготовлению изделий из стекла переместились из Венеции на соседний остров Мурано , из-за частых пожаров, вызываемых круглосуточной работой стекловаренных печей. Итальянский Мурано до настоящего времени - центр изготовления штучных изделий из стекла вручную.

Слайд 10

В XVI-ом веке стекло уже производили по всей Европе. В настоящее время широко известно своей красотой богемское стекло, выпускаемое в Чехии.

Слайд 11

Б лагодаря изобретению англичанином Джорджем Равенскрофтом в 1674 г. нового способа производства хрусталя, был получен более качественный состав стекломассы, чем у итальянских мастеров. Равенскрофт заменил поташ оксидом свинца высокой концентрации и получил стекло с высокими светоотражающими свойствами, которое очень хорошо поддавалось глубокой резке и гравировке. Основными странами производства высококачественной хрустальной столовой посуды из стекла с высоким содержанием свинца стали Швеция, Англия и Ирландия.

Слайд 12

Первое упоминание о русском стекольном заводе - он был построен под Москвой возле деревни Духанино - относится к 1635 году . Позднее , в 1669 г., на средства казны в селе Измайлове был выстроен другой завод. Особенно-большое развитие производство стекла получило в эпоху Петра I (начало XVIII в.), создавшего на Воробьевых горах в Москве образцовый завод-школу. Большей художественный интерес представляют стекла в витринах русских церквей XVI и XVII вв., расписанные огнеупорными, несмывающимися прозрачными красками. И только в конце XIX века стеклоделие из ремесленного стало перерастать в массовое промышленное производство и стало предметом повседневного быта .

Слайд 13

Спасибо за внимание!!!