Уроки

Ирина Алексеевна Чихачёва

Конспекты уроков. Дидактический материал к урокам. Контрольные работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока в 8 «Б» классе по теме:

«Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой. Ковалентная связь».  

Выполнила учитель химии МБОУ «СОШ № 4» Чихачёва Ирина Алексеевна

Цели:

  1. Образовательные:
  • сформировать представление о ковалентной химической связи;
  • формировать умение учащихся записывать схемы образования ковалентной химической связи для двухатомных молекул типа H2 ; N2 ;  Br2.
  • Развивать информационную компетентность (поиск новой информации и её переработку).

2) Коррекционно – развивающие:  

  • развивать информационную компетентность;
  • развивать мышление (обобщать, анализировать, классифицировать);
  • развивать внимание и восприятие;  

3) Воспитательные:   воспитывать  толерантность (формирование уважительного, терпимого отношения  друг к другу, выслушивать ответы товарищей).

Тип урока: урок комбинированный.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, словесный, репродуктивный, частично - поисковый.

Оборудование:  доска, учебник, раздаточный материал.

Формы организации учебной деятельности:

  - фронтальная;

- индивидуальная;

- работа с учебником

План урока:

1. Организационный этап.

2. Проверка домашнего задания

3. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

4. Изучение  нового материала.

5. Первичное закрепление знаний.

6. Подведение итогов урока.

7  Информация о домашнем задании.

         

№ п\п

Этапы урока

Методы и приёмы

Организация работы по общеобразовательной программе

Организация работы по программе СКОУ VII вида

1

Орг. момент

(2 минуты)

Словесный (слово учителя)

Здравствуйте! Я очень рада вас всех видеть, надеюсь, что вы настроены на работу. Ну что ж, улыбнитесь друг другу. Сейчас я попрошу вас нарисовать свое настроение (       на доске)

2

Проверка домашнего задания

(5 минут)

Словесный (беседа)

Что мы изучали на прошлом уроке?  (Ионную химическую связь).

Рабочая тетрадь.

Карточка на столе, рабочая тетрадь.

Каким образом возникает ионная химическая связь?  (За счёт притяжения между отрицательными и положительными частичками (ионами)).

Рабочая тетрадь.

Карточка на столе, рабочая тетрадь.

Репродуктивный (практическая работа с учебником)

стр38, № 2в

стр38, № 3

3

Подготовка к восприятию нового материала

(4 минуты)

Словесный (беседа)

На доске: F2 ;  MgF2 ;  F

Определите форму существования атома фтора в каждом из трёх примеров.

Учебник

Карточка на столе, учебник

Какое из веществ образовано за счёт ионной химической связи?  (MgF2)

Учебник

Карточка на столе, учебник

Сегодня мы изучим химическую связь с помощью, которой образована молекула Br2.  Запишите тему урока (на доске:«Ковалентная неполярная связь»).

4

Изучение нового материала

(10 минут)

Частично - поисковый (практическая работа с учебником по карточкам)

Класс

8

Предмет

химия

Тема

«Ковалентная связь»

Компетенции

Информационная

Аспект

Использовать для решения познавательных задач различных источников информации (информационная статья в учебнике), перерабатывать информацию.

Вид деятельности

Работа с информационной статьёй учебника по химии

Уровень сложности

2

Задачная формулировка

Заполните таблицу, используя текст §, в таблице должна быть отражена информация:

- о том каким образом должна осуществляться связь между атомами одного и того же элемента

- что кроме химических знаков элементов для этого используют

- дано определение ковалентной (атомной связи)

Инструкция

Для этого

1). Прочтите § 10 учебника химии 8 класс стр.38-39

2). Заполните таблицу, внеся записи соответственно в два столбика.

Результат

Ученик извлекает информацию по заданной теме, в заданном объёме используя разные источники информации, перерабатывает и записывает в новой форме.

Модельный ответ.

   

Связь между атомами одного и того же элемента осуществляется

способом обобществления внешних электронов

Для отражения состава веществ образованных атомами одного и того же элемента с помощью знаков химических элементов пользуются

индексами

Атомной или ковалентной  связью называют

химическую связь, возникающую в результате образования общих электронных пар

Класс

8

Предмет

химия

Тема

«Ковалентная связь»

Компетенции

Информационная

Аспект

Использовать для решения познавательных задач различных источников информации (информационная статья в учебнике)

Вид деятельности

Работа с информационной статьёй учебника по химии

Уровень сложности

1

Задачная формулировка

Заполните второй столбик в таблице, используя текст §

Инструкция

Для этого

1). Прочтите § 10 учебника химии 8 класс стр.38-39

2). Заполните второй столбик таблицы, продолжив текст, приведённый в первом столбике.

Результат

Ученик извлекает информацию по заданной теме, в заданном объёме используя разные источники информации.

Модельный ответ.

   

Связь между атомами одного и того же элемента осуществляется

способом обобществления внешних электронов

Для отражения состава веществ образованных атомами одного и того же элемента с помощью знаков химических элементов пользуются

индексами

Атомной или ковалентной  связью называют

химическую связь, возникающую в результате образования общих электронных пар

(2 минуты)

физкультминутка

(10 минут)

Объяснительно – иллюстративный (слово учителя)

Схемы образования молекул атомов: H2 ;  N2 ;  Br2  (ведут запись с доски)

5

Закрепление изученного материала

(7 минут)

Репродуктивный (практическая работа с учебником)

Запишите схемы образования химических связей для веществ: S2 ;  Cl2 (пользуются учебником)

Запишите схемы образования химических связей для веществ: F2 (пользуются учебником)

6

Итог урока

(3 минуты)

Словесный (беседа)

С чем познакомились на уроке?  (ковалентной неполярной связью)

Что нового узнали?  (вещества образованные атомами одного и того же элемента связаны обобщёнными электронными парами)

Нарисуйте  свое настроение в конце урока  (       на доске)

7

Инструктаж по выполнению домашнего задания

(2 минуты)

Словесный (слово учителя)

Изучите текст § 10, пользуясь тетрадью, выполните:

№1-3 после § 10

№2 после § 10



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист № 1

Тема: Типы химических связей

Изучите § 9, ответьте на вопросы и выполните задания маршрутного листа, ответы запишите в тетрадь.

Образец:  1.   инертным газом

                 2.   в том, что у атомов этих газов на внешних уровнях находятся по 8 электронов (у гелия 2)

  1. Чем заканчивается каждый период системы элементов Д.И.Менделеева?
  2. В чём причина инертности гелия, неона, аргона, криптона, ксенона и радона?
  3. Каким образом атомы могут добиться положения электронов в атоме подобно положению электронов в атомах инертных газов?
  4. Атомы, каких элементов отдают электроны, а какие принимают?
  5. Какие атомы имеют тенденцию к отдаче электронов с внешнего уровня?
  6. Элементы, какой группы являются типичными металлами?
  7. Каким образом изменяются металлические свойства химических элементов в пределах периода? С чем это связано?
  8. Каким образом изменяются неметаллические свойства химических элементов в пределах периода? С чем это связано?
  9. Элементы, какой группы являются типичными неметаллами?
  10. Что ещё оказывает влияние на способность атомов отдавать или принимать электроны кроме числа электронов на внешнем уровне?
  11. Каким образом изменяется радиус атом в пределах периода?
  12. Каким образом изменяется радиус атом в пределах одной и той же подгруппы?
  13. Как изменяются  в пределах одной и той же подгруппы следующие свойства:

- металлические свойства

- неметаллические свойства

- число электронов на внешнем уровне

- число энергетических уровней

- радиус атома

  1. Как изменяются  в пределах одного и того же периода следующие свойства:

- металлические свойства

- неметаллические свойства

- число электронов на внешнем уровне

- число энергетических уровней

- радиус атома

  1. Опишите, что произойдёт при встрече атома металла первой группы  и  атома неметалла седьмой группы.
  2. Ионами называют частицы, имеющие отрицательный или положительный заряд. Как называется связь, возникающая между ионами?
  3. Приведите пример образования ионной связи на примере соединения хлорида натрия (NaCl).
  4. Запишите алгоритм (последовательность)  записи схемы образования  ионной связи на примере её образования между атомами азота (N) и кальция (Ca).

Д\з:  используя текст § 9, выполните № 2, 3.



Предварительный просмотр:

Конспект урока в 8 «Б» классе по теме:

«Ковалентная полярная химическая связь».

Выполнила учитель химии МБОУ «СОШ № 4» Чихачёва Ирина Алексеевна

Цели:

  1. Образовательные:
  • продолжить формирование понятия о ковалентной химической связи;
  • формировать умение учащихся записывать схемы образования ковалентной химической связи для молекул веществ с ковалентной полярной связью.
  • Развивать информационную компетентность (поиск новой информации).

2) Коррекционно – развивающие:  

  • развивать информационную компетентность;
  • развивать мышление (обобщать, анализировать, классифицировать);
  • развивать внимание и восприятие;  

3) Воспитательные:   воспитывать  толерантность (формирование уважительного, терпимого отношения  друг к другу, выслушивать ответы товарищей).

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, словесный, репродуктивный, частично - поисковый.

Оборудование:  доска, учебник, раздаточный материал.

Формы организации учебной деятельности:

  - фронтальная;

- индивидуальная;

- работа с учебником

План урока:

1. Организационный этап.

2. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

3. Изучение  нового материала.

4. Первичное закрепление знаний.

5. Подведение итогов урока.

6. Информация о домашнем задании.

         

№ п\п

Этапы урока

Методы и приёмы

Организация работы по общеобразовательной программе

Организация работы по программе СКОУ VII вида

1

Орг. момент

(2 минуты)

Словесный (слово учителя)

Здравствуйте! Проверьте пожалуйста вашу готовность к уроку. Отметьте своё настроение на начало урока (       на доске). Сегодня мы продолжим изучать виды химической связи.

2

Подготовка к восприятию нового материала

(7 минут)

Словесный (беседа)

  1. Установите соответствие:

Формула вещества

Вид связи

а)   H2

1)   ионная

б)   HCl

2)   ковалентная

в)   NaCl

3)   ковалентная

  1. Запищите  схему образования связи для каждого вещества

а)  

б)      

в)          Na0 + Cl0 → Na+ + Cl → Na+Cl      (NaCl)

  1. Чем, по вашему мнению, отличаются формулы веществ под а) и б)?

(а) простое вещество (из атомов одного элемента);  б) сложное вещество (из атомов разных элементов))

(1 минута)

гимнастика для глаз

3

Изучение нового материала

(11 минут)

Частично - поисковый (практическая работа с учебником по карточкам)

Класс

8

Предмет

химия

Тема

«Ковалентная полярная химическая связь»

Компетенции

Информационная

Аспект

Использовать для решения познавательных задач различных источников информации (информационная статья в учебнике.

Вид деятельности

Работа с информационной статьёй учебника по химии

Уровень сложности

2

Задачная формулировка

Заполните таблицу, используя текст §, в таблице раскройте понятия:

- Ковалентная неполярная связь - Ковалентная полярная связь

- Электроотрицательность

Инструкция

Для этого

1). Прочтите § 11 учебника химии 8 класс стр.42-43

2). Заполните таблицу, внеся записи соответственно в два столбика.

Результат

Ученик извлекает информацию по заданной теме, в заданном объёме используя разные источники информации

Модельный ответ.

   

Ковалентная неполярная связь

связь, образованная с помощью электронных пар в одинаковой степени принадлежащих обоим атомам.

Ковалентная полярная связь

связь, образованная с помощью электронных пар смещённых в сторону более электроотрицательного элемента

Электроотрицательность

способность атомов химического элемента оттягивать к себе общие электронные пары

Класс

8

Предмет

химия

Тема

«Ковалентная полярная химическая связь»

Компетенции

Информационная

Аспект

Использовать для решения познавательных задач различных источников информации (информационная статья в учебнике)

Вид деятельности

Работа с информационной статьёй учебника по химии

Уровень сложности

1

Задачная формулировка

Заполните второй столбик в таблице, используя текст §

Инструкция

Для этого

1). Прочтите § 11 учебника химии 8 класс стр.42-43

2). Заполните второй столбик таблицы

Результат

Ученик извлекает информацию по заданной теме, в заданном объёме используя разные источники информации.

Модельный ответ.

   

Ковалентная неполярная связь

связь, образованная с помощью электронных пар в одинаковой степени принадлежащих обоим атомам

Ковалентная полярная связь

связь, образованная с помощью электронных пар смещённых в сторону более электроотрицательного элемента

Электроотрицательность

способность атомов химического элемента оттягивать к себе общие электронные пары

(2 минуты)

физкультминутка

(10 минут)

Объяснительно – иллюстративный (слово учителя)

В периодической системе электроотрицательность атомов химических элементов увеличивается слева направо и снизу вверх. Рассмотрим ряд электроотрицательности неметаллов.  

Рассмотрим алгоритм схематического изображения образования связи  для соединений  с ковалентной полярной связью на примере SCl2 (ведут запись с доски). Электроотрицательность хлора больше, следовательно, сильнее оттягивает к себе общие электронные пары, совсем как у Крылова: «У сильного всегда бессильный виноват».

4

Закрепление изученного материала

(7 минут)

Репродуктивный (практическая работа с учебником)

Запишите схемы образования химических связей для веществ: H2S ;  K2O ;  NCl3 (пользуются учебником)

Запишите схемы образования химических связей для веществ: H2S ;  OF2 (пользуются учебником)

5

Итог урока

(3 минуты)

Словесный (беседа)

С чем познакомились на уроке?  (ковалентной полярной связью, электроотрицательностью)

Что нового узнали?   (электроотрицательность атомов химических элементов увеличивается слева направо и снизу вверх; связь образованная атомами неметаллов разных химических элементов смещается к более электроотрицательному атому)

Нарисуйте  свое настроение в конце урока  (       на доске)

6

Инструктаж по выполнению домашнего задания

(2 минуты)

Словесный (слово учителя)

Изучите текст § 11, пользуясь тетрадью, выполните:

№1-3 после § 11

№4 после § 11



Предварительный просмотр:

Методическая разработка компетентностно-ориентированного задания

учителя химии МБОУ «СОШ № 4» Чихачёвой Ирины Алексеевны

г.Ачинск

Класс

9

Предмет

химия

Тема

Такие разные мыла

Компетенции

Информационная

Аспект

Использовать для решения познавательных задач различных источников информации (информационные статьи в учебнике, справочнике по химии и Интернете).

Вид деятельности

Работа с информационной статьёй из следующих источников информации: Интернета, учебника, справочника по химии

Уровень сложности

1

Стимул

В связи с плохой экологией аллергия стала частым явлением, в том числе и на гигиенические моющие средства.  Аллергия на шампунь встречается часто, как у взрослых, так и у детей. Дерматологи рекомендуют использовать мыло.  

Задачная формулировка

Проверьте объективность данной информации.

Инструкция

Для этого

-прочтите:

1). Статью из интернета и выпишите информацию:

-об аллергии на шампунь

- историческую справку о появлении шампуня

- сортах мыла с указанием свойств;

2). Текст § 37 (о мылах; О.С.Габриелян, химия, 9кл, Москва, Дрофа, 2009г., стр.222) и определите  порядок действий для определения характера влияния моющих средств на кожу головы.

-Проведите эксперимент проверяющий (в лабораторных условиях) информацию о действии различных моющих средств на кожу головы (рН среды, состав, наличие аллергенных факторов).

3). Воспользуйтесь справочными материалами «ХИМИЯ» (под редакцией Ю.Д.Третьякова, учебное пособие,  Москва, Просвещение, 2008г., стр.180) для записи формул и состава мыла.

-Используя полученную информацию, напишите статью для стенгазеты о мылах и их свойствах.

Критерии

-Использование информации из информационных статей всех источников (Интернета, учебника, справочника)

-Содержание в тексте стать для стенгазеты информации:

• о сортах мыла (по1 баллу)

• указана свойства соответствующая сортам мыла (по1 баллу)

• названо число видов мыла (1 балл)

• названы виды мыла (по1 баллу)

• указан состав для каждого вида мыла (по1 баллу)

• приведена формула для каждого вида мыла (по1 баллу)

всего-23балла

23-20баллов – «5»

19-16баллов – «4»

15-10баллов – «3»

Учащиеся, набравшие ˂ 10баллов, выходят на зачёт по лабораторной работе

Результат

Ученик извлекает информацию по заданной теме, в заданном объёме используя разные источники информации.

Модельный ответ. Шкала оценки.

   Вода и мыло были и еще долго будут самыми распространенными средствами очистки кожи и ухода за ней. После мытья с использованием мыла кожа становится по-настоящему чистой.  Мыло имеет в своем составе щелочи, за счет этого оно и отмывает грязь (растворяются кожные жиры, грязь переходит в пену).

   Существует два вида мыла (1б): твёрдое (1б) и жидкое (1б). Твёрдое мыло представляет собой натриевые соли (1б) стеариновой (1б) и пальмитиновой кислот (1б) и может быть представлено формулой  RCOONa (1б).

    Производят несколько сортов мыла (по 1б – за каждый сорт + по 1б – за характеристику. Итого – 12б):

-натуральное (кастильское) мыло –  успешно борется с целлюлитом; 

-гигиеническое (детское и антибактериальное) мыло –  очистит и не навредит, надежное, простое, никаких супер-формул, только избавление от грязи; гарантирует аллергенную безопасность;

-скрабовое мыло – уместно в роли первой ступени косметической процедуры;

-туалетное мыло не несет в себе никаких особо полезных свойств, кроме запаха и способности отмывать загрязнения;

-косметическое мыло – не только очищает кожу, но и предохраняет ее от пересыхания;

-хозяйственное мыло – быстро и качественно растворяет грязь и к тому обладает антимикробным действием; в медицине грубое хозяйственное мыло до сих пор используют в качестве антисептика.

   Жидкое мыло – это калиевые соли (1б)  пальмитиновой кислоты (1б).  Жидкое мыло имеет формулу RCOOК (1б).  

Жидкое мыло – наиболее гигиеничное, тщательно очищает кожу головы, укрепляет волосы, увеличивает объем тонких волос, позволяет уменьшить количество средств для укладки, придает волосам плотность, упругость (1б).

   Так как в составе жидкого мыла отсутствуют многие добавки входящие в состав шампуней, они обладают гипоаллергическими свойствами и могут заменить шампуни.

23-20баллов – «5»

19-16баллов – «4»

15-10баллов – «3»

Учащиеся, набравшие ˂ 10баллов, выходят на зачёт по лабораторной работе