Внеурочная деятельность

Цыренова Саяна Баторовна

 

Актуальность и особенность программы "Валяние шерстью" в том, что валянием шерсти могут заниматься все желающие. Валяние и живопись шерстью модные и популярные занятия во многих странах мира. Работа с шерстью представляет безграничные возможности для создания разнообразных поделок. На занятиях  можно изготовить как простые, так и сложные картины, игрушки и настенные панно, бижутерию, обувь, сумки и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_valyaniyu._tssbdocx.docx73.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Цаган-Моринская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

На заседании МО

_______/_____________/

ФИО

Протокол № ___

от «___»__________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МАОУ «Цаган-Моринская СОШ»:_________

Галданова С.З.

«___»_____________20__г.

«Утверждаю»

Директор  МАОУ «Цаган-Моринская СОШ»:__________

Ринчинова С.С.

Приказ № ____

от  «___»____________20___г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности по предмету «Технология»

«Валяние шерстью»

Класс  5-8

ФИО учителя: Цыренова Саяна Баторовна,

учитель технологии, 1 категория.

2018 – 2019 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

История использования шерсти насчитывает несколько тысячелетий. Такой универсальный материал как войлок использовался многими народами древнейших времен: от кочевников Азии и Монголии до воинов Китая и Рима, а в Скандинавии валяние было известно уже в железном веке.

        Существует красивая легенда, что первый валяный ковер появился в Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нем, находились в тесных помещениях. Шерсть падала с животных на пол, намокала и взбивалась их копытами. Когда овцы покинули ковчег, то в помещении остался валяный ковер.

Прочный, износостойкий и теплый войлок до сей поры используется для изготовления ковров, одеял, полотнищ шатров, обуви, головных уборов и других полезных и удобных вещей, необходимых для жизни. Их до сих пор изготавливают и применяют в странах с суровым климатом.

Особенно глубоки и богаты традиции в искусстве валяния в России. В нашей стране делали из шерсти бурки, кошмы, шляпы, ковры. Но больше всего прославилась удобная и теплая русская обувь — валенки.

На протяжении веков войлочное полотно служило не только утилитарным целям, но и было превосходным материалом для творчества. Войлок можно кроить, окрашивать в разные цвета, дополнять вышивкой, бисером, кружевами, создавая уникальные авторские вещи. Современные дизайнеры одежды, аксессуаров, игрушек с большим интересом работают с этим материалом, создавая красивые и полезные предметы.

Повышенный интерес к художественному войлоку проявляется и со стороны любителей рукоделия: они открывают для себя различные возможности работы с этим материалом, которому можно придать любую форму, объем, украсить вышивкой, аппликацией, бисером и так далее. Изделия из шерсти выглядят оригинально, приемы работы просты и предоставляют безграничные возможности для творческого самовыражения.

      С помощью техники валяния и техники живопись шерстью можно создать буквально все: необыкновенные картины, настенные панно, стильные изделия для интерьера, подарки и так далее. Войлок – податливый, мягкий материал, с которым интересно работать. Одно из его достоинств в том, что он не осыпается, поэтому края не приходится подшивать или обрабатывать каким-то иным способом. К тому же материал не расходуется зря, даже самые маленькие кусочки и обрезки можно использовать в работе.

Процесс воспитания детей через творчество давно используется в педагогике и вообще и в системе дополнительного образования в частности. Тем более что в процессе творческой деятельности формируются важные качества личности: выдержка, терпимость, усидчивость, аккуратность, а также вырабатываются универсальные учебные действия: умение планировать, представить результат, осуществлять контроль, доводить начатое дело до конца, вести совместную деятельность, диалог с педагогом и обучающимися разных возрастов.

Актуальность и особенность программы в том, что художественным войлоком могут заниматься все желающие. Валяние и живопись шерстью модные и популярные занятия во многих странах мира. Работа с художественным войлоком представляет безграничные возможности для создания разнообразных поделок. На занятиях художественным войлоком можно изготовить как простые, так и сложные картины, игрушки и настенные панно, бижутерию, обувь, сумки.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что особое внимание в данной программе уделено духовности детей и художественно-эстетическому восприятию. При помощи данного творческого объединения можно не только решить проблему занятости ребёнка в свободное время, не только научить различным методам работы с художественным войлоком, но, главное, через творчески-созидательный характер деятельности влиять на механизм преобразования культуры в мир личности ребенка.

Отличительные особенности данной образовательной программы в том, что она дает возможность восполнить пробелы художественно – эстетического образования, в особенности в плане приобретения ими углубленных практических навыков работы с шерстью, способствует лучшему восприятию произведений, изделий декоративно-прикладного искусства, повышения общего уровня нравственно-эстетической культуры личности.

С натуральной шерстью приятно работать, она теплая, мягкая, разноцветная. Не удивительно, что она заняла заметное место среди материалов для хобби. Работая в этой программе, мы познакомимся с двумя техниками валяния шерсти: мокрое и сухое (сухое валяние также иногда называют фильцеванием), а так же освоим технику живопись шерстью.

Чтобы достичь хороших результатов в этом виде творчества, необходимо с первых шагов приучить себя к аккуратности, дисциплине, быть внимательным и запастись терпением.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Цель: формирование и развитие творческих способностей обучающихся через приобщение к интереснейшему виду прикладного творчества с использованием шерсти и пряжи; формирование ребенка как целостной творческой личности.

Задачи программы

образовательные:

  • сформировать комплекс знаний в области валяния и живописи шерстью, включающие в себя декоративные композиции, основы цветовой грамоты, технологические основы при использовании шерсти (материалы, инструменты, приспособления и т.д.);
  • освоить способы валяния (мокрого, сухого);

-овладеть техниками живописи шерстью (выкладывания шерстяных волокон, мокрого валяния, фильцевания).

развивающие:

  • развить творческое мышления;
  • развить аналитические способности (умение сопоставлять, сравнивать, выявлять общее, особенности);
  • развить композиционное чувство при выполнении работ из шерсти;

воспитательные:

- сформировать умения анализировать произведения декоративно - прикладного искусства, проводить самоанализ;

  • приобщить к занятиям художественного творчества;
  • воспитать уважение к труду;
  • развить навыки самообслуживания;
  • формировать эстетический вкус.

Программа рассчитана на 35 ч. для учащихся 5-8 классов на 1 год обучения. Задания в программе могут быть разными по сложности, могут быть адаптированы к возрасту детей, построены с учетом их интересов,  возможностей и предпочтений. Педагог должен способствовать творческой активности детей при воплощении ими собственных творческих замыслов.

Программа предусматривает теоретическую часть (знакомство с материалами и инструментами для валяния, технологией и способами работы шерстью и пряжей) и практическую часть (работа над эскизом, выполнение изделий из шерсти, обсуждение работ, экскурсии, организация экспозиций).

Творческий рост обучающихся детей определяется по следующим критериям оценки:

  • оригинальность идеи;
  • соответствие работы возрасту ребенка;
  • исполнительское мастерство;
  • интересное цветовое решение;
  • использование народных традиций;
  • новаторство и современность.

Программа включает следующие виды деятельности:

  • работа над карандашным эскизом;
  • техника живопись шерстью: создание декоративных панно;
  • мокрое  валяние:  изготовление  чехлов  для  мобильных  телефонов, косметичек;
  • сухое валяние: изготовление игрушек, бижутерий, фигурок;
  • комбинирование техник мокрого и сухого валяния: изготовление авторских сумочек.

Программа включает следующие разделы:

  • знакомство с историей возникновения войлока;
  • знакомство с основами цветовой грамоты и законами композиции;
  • техника живопись шерстью, выкладывание художественного войлока.
  • мокрый способ валяния;
  • сухой способ валяния;
  • знакомство с декоративно-прикладным искусством;
  • оформление работ, выставок.

Формами проверки и оценки результативности освоения программы по работе с шерстью являются: открытые занятия, собеседования, наблюдения, анкетирование, отчетная выставка.

Предполагаемые результаты обучения

Образовательный компонент:

 К концу учебного года дети приобретут знания

  • об особенностях работы с приспособлениями и инструментами для работы с шерстью;
  • основ цветовой грамоты;
  • законов и правил работы над композицией;
  • об особенностях работы над изделием в технике живопись шерстью;
  • об особенностях работы над изделием в технике мокрого и сухого валяния;
  • безопасного использования иглы в технике нетканого гобелена.
  • правильного положения корпуса и рук при работе с шерстью;

Развивающий компонент:

Дети получат навыки

  • правильного определения пропорций для изображения натюрмортов,
  • пейзажей их цветовое решение;
  • соблюдения последовательности выполнения работы;
  • исполнения приемов в технике живопись шерстью;
  • переносить творческий замысел в изготовление работы.

Воспитательный компонент:

  • приобщение детей к занятиям художественного творчества;
  • готовность детей к действиям по самообразованию, развития умения содержать рабочее место и инструмент в надлежащем порядке;
  • развитие способностей детей видеть прекрасное вокруг, обращать внимание на яркие, красивые предметы, желание делать красивое.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Раздел

Количество часов

1.

Теоретический

2

2.

Живопись шерстью

5

3.

Валяние шерсти

10

4.

Комбинирование техник

8

5.

Авторские работы

10

Итоги за год

ВСЕГО:

35

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Общее кол-во

п/п

Тема

часов

Вводное занятие. Техника безопасности.

1

Виды шерсти. Инструменты и принадлежности.

1

Живопись шерстью:

- картина в технике выкладывания шерстяных волокон

1

- картина в технике «мокрого валяния»;

1

- картина в технике «сухого валяния»

3

Авторская работа.

2

Валяние из шерсти:

- мокрое валяние (на плоской и объемной формах);

5

- сухое валяние (плоских и объемных изделий).

5

Авторская работа.

4

Комбинирование техник.

6

Авторская работа.

4

Оформление работ, выставок.

1

Заключительное занятие. Аттестация.

1

ВСЕГО:

35

1.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Знакомство с программой кружка. Демонстрация шерстяных изделий (картины, игрушки). История развития художественного войлока. Инструктаж по технике безопасности.

  1. Виды шерсти. Инструменты и принадлежности.

Виды шерсти. Краткая характеристика, разновидность, применение. Определение вида шерсти из предложенных образцов (практическая работа). Инструменты и принадлежности, их эксплуатация. Инструктаж по технике безопасности.

  1. Живопись шерстью:
  • картина в технике «выкладывания шерстяных волокон»;

Создаем картину в технике многослойного выкладывания шерстяных волокон. Дети учатся аккуратно и бережно отделять прядки шерсти, раскладывать в соответствии с художественным замыслом, смешивать цвета (практическая работа).

  • картина в технике «мокрого валяния»;

Используя навыки аккуратной работы с шерстью, полученные на первом занятии, дети учатся технике "мокрого валяния" и формируют из выложенной картины войлочное полотно (практическая работа).

  • картина в технике «сухого валяния» (фильцевание).

Знакомимся с техникой "сухого валяния". Дети выкладывают картину из шерстяных прядок и закрепляют на полотне с помощью специальных игл для валяния (практическая работа).

  1. Авторская работа.

Изготовление авторской работы «Живопись шерстью» в любой технике (практическая работа).

  1. Валяние из шерсти:

  • мокрое валяние (на плоской и объемной формах);

При помощи техники «мокрое валяние» дети учатся выкладывать изделия из шерсти, смачивая мыльным раствором и при помощи трения производить процесс валяния.

Мокрое валяние на плоской форме применяется для создания сумочек, косметичек, чехлов для сотовых телефонов, шарфиков (практическая работа). Плоская форма позволяет выполнить такие изделия из одного куска, без швов.

Валяние на объемной форме – более простой способ валяния, чем на плоской форме. Здесь работает вода контрастных температур, и усилия для валяния довольно толстого настила минимальны. С помощью объемных форм (заготовок) изготавливают сувениры, игрушки, обувь (практическая работа).

  • сухое валяние (плоских и объемных изделий);

При сухом валянии дети учатся многократно протыкать специальной иглой шерсть до состояния сваливания. Во время этого процесса волокна сцепляются между собой, образуя плотный и однородный материал.

Сухое валяние применяется для создания плоских изделий – цветов, брошек, а также нанесения рисунков и узоров на войлок, фетр, предварительно сваленные поделки (практическая работа). И для создания объемных изделий – игрушек, фигурок, авторских кукол (практическая работа).

  1. Авторская работа.

Изготовление авторской работы «Валяние из шерсти» в любой технике (практическая работа).

  1. Комбинирование техник.

Дети учатся создавать панно с использованием максимального  количества приемов валяния (практическая работа).

  1. Авторская работа.

Изготовление авторской работы «Комбинирование техник» (практическая работа).

  1. Оформление работ, выставок.
  2. Заключительное занятие.

ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

В какой форме будет проводиться аттестация:

  1. Промежуточная. Аттестация проводиться в январе в форме анкетирования:

Какая шерсть используется в валянии?

Виды шерсти?

Способы валяния?

Что такое мокрое валяние?

Что такое сухое валяние?

По результатам анкет ребенок получает баллы:

5 правильных ответов – 5 баллов;

4 правильных ответа – 4 балла;

3 правильных ответа – 3 балла;

2 правильных ответа – 2 балла;

1 правильный ответ – 1 балл.

Также промежуточная аттестация проводится в форме наблюдения и оценивается правильность выполнения творческой работы по критериям:

последовательность выполнения;

соблюдение пропорций;

аккуратность выполнения;

проявление интереса к выполняемой работе;

проявление самостоятельности.

  1. Итоговая аттестация проводится в конце обучения в форме выставки творческих работ, оценки участия в конкурсах по декоративно-прикладному искусству (районные, областные), по результатам анкетирования промежуточной аттестации.

ФИ

Анкетирование

Участие в конкурсах

Участие в выставках

Общее кол.

По результатам всех компонентов оценки высчитывается общий балл.

Уровень оценивается как:

 15 – 10 баллов – высокий уровень, ребенок полностью освоил программу, уровень знаний соответствует предполагаемым результатам;

10 – 5 баллов – средний уровень, ребенок частично усвоил программу;

5 – 0 баллов – низкий уровень, ребенок не усвоил программу.

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

1.Ответы анкеты:

1.Натуральная. Шерсть овец.

2.Экстра тонкая, супер тонкая, тонкая, полутонкая, грубая, очень грубая. Сливер, гребенная, кардочесанная.

  1. Мокрый, сухой и смешанный.

4.Сухое валяние, когда непряденую шерсть многократно протыкают специальными иглами с зазубринами, формируя необходимый объем.

  1. Мокрое валяние, шерсть расстилают ровным слоем, смачивают горячей водой и мыльным раствором и катают по ровной твердой поверхности.

  1. Критерии наблюдения правильности выполненных работ:

2 балла  соблюдает технику безопасности и умение пользоваться инструментами;

1 балл  с трудом выполняет задание;

0 баллов  не способен сам справиться с заданием.

  1. Критерии выставочных работ:

5 баллов  изделие выполнено аккуратно, соблюдены пропорции, стиль, цвет, работа интересна;

4 балла  изделие выполнено аккуратно, соблюдены пропорции, но имеется не доработка в плане эстетического содержания (стиль, цвет);

3 балла  изделие выполнено не очень аккуратно, не соблюдены пропорции, стиль, цвет.

  1. Критерии участия в конкурсах:

5 баллов  ребенок активно участвует, проявляет интерес к участию, стремится к призовым местам;

4 балла  ребенок участвует в конкурсах, но слабо проявляет интерес к участию;

3 балла  редко участвует, только по инициативе педагога;

0 баллов  ребенок не участвует в конкурсах.

Оценка уровня освоения программы.

Высокий уровень: ребенок освоил материал, умеет изложить его своими словами, подтверждает примерами; правильно и аккуратно выполнял задания; работы выполнял самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.

Средний уровень: ребенок в основном усвоил материал, допускал незначительные ошибки при его изложении своими словами, в основном правильно и аккуратно выполнял задания; работы выполнял самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операции допущены небольшие отклонения, общий вид изделий аккуратный.

Низкий уровень: ребенок почти или полностью не усвоил материал, не может изложить его своими словами; допускал грубые ошибки и неаккуратно выполнял задания; самостоятельно не справлялся с работой или справлялся, но с нарушением технологической последовательности, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделия оформлял небрежно, которые имели незавершенный вид.

Для решения образовательных задач программы необходим комплекс, включающий методы, приемы, содержание, организационные формы учебной деятельности. Важно, чтобы ее компоненты были взаимосвязаны.

Методы обучения:

объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию

репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.

Данные методы конкретизируются по трем группам:

  • словесные - устное изложение, рассказ, объяснение, лекция;
  • наглядные - показ технических приемов демонстрация наглядных пособий и образцов изделий;
  • практические  –  упражнения  по  выполнению  приемов  работы, комплексные работы, самостоятельные работы.

При проведении занятий используется форма индивидуальной работы. А также, коллективные формы творчества:

  • фронтальная (одновременная) работа, направленная на достижение общей цели;
  • групповая работа (на принципах дифференциации);
  • межгрупповая  работа  (каждая  группа  имеет  свое  задание  в  общей цели).

Учебно-иллюстративный материал:

  • разработки  для  проведения  занятий:  наглядные  пособия,  схемы,

раздаточный материал для самостоятельной работы, учебные задания для индивидуальной и групповой работы;

  • рисунок «Цветовой круг»;
  • рисунок «Примерные сочетания цветов»;
  • таблица «Виды шерсти»;
  • технологические карты для изготовления изделий из шерсти;
  • коллекция образцов художественного войлока;
  • художественные средства: репродукции произведений искусства;
  • информационные  средства:  художественная  и  научная  литература,

             методические материалы;

  • технические средства: мультимедиапроектор, экран, компьютер.

Инструкции по охране труда и технике безопасности.

Правила безопасности при работе с иглой для фильцевания

  1. Иглы хранить в специальном футляре или в коробке с плотно закрывающейся крышкой.
  2. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку.
  3. Знать количество иголок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие.
  4. Во время работы иглы нельзя вкалывать в изделии и брать в рот.

Правила безопасности при работе с ножницами

  1. Ножницы хранить в определенном месте - в подставке или рабочей коробке.
  2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
  1. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
  2. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.
  3. Следить за движением и положением лезвий во время работы.
  4. Использовать ножницы только по назначению.

Правила безопасности при работе со стеклом.

  1. Во время работы стекло следует переносить, оборачивая материей, не браться голой рукой за края.
  2. Стекло следует класть на ровную поверхность подложив материю.
  3. Не класть на стекло предметы (ножницы, иглы…), чтобы не разбить его и не поцарапать.
  4. Если стекло разбилось, аккуратно собрать осколки мягкой материей (ватой) и провести тщательную уборку (поверхность, на которой разбилось стекло прокатать валиком из пластилина или мятого хлебного мякиша).

Советы и рекомендации по изготовлению картин из шерсти.

Чем больше Вам нравится сюжет, который Вы воплощаете в своей картине, тем удачнее получится сама картина и увлекательнее будет процесс. Поэтому очень важно, какие эмоции вызывает фотография или картинка, на которую Вы ориентируетесь, создавая свой шедевр. Для работы старайтесь выбирать самые милые для Вашего сердца сюжеты - успех в этом случае гарантирован

Шерсть - материал очень отзывчивый, благодарный, её образно можно сравнить с пластилином, потому что сразу чувствуешь и видишь, во что преобразуется прядь шерсти в твоих руках. Шерсть можно смешивать, скручивать, скатывать в шарики, стричь и проделывать др. Помните: Вы всегда можете "отмотать" процесс назад, поскольку работаете с шерстью и выкладываете её слоями; нужно просто снять часть слоя или убрать те детали, которые у Вас не получились. Вы потеряете немного времени, но приобретете бесценный опыт. Не бойтесь дерзать - у Вас всегда остается шанс всё переделать. Только не переусердствуйте с "переделками", иначе картина потеряет свежесть и легкость, станет "замученной".

Если у Вас небогатый выбор шерсти по цвету - это не проблема. Шерсть одного цвета при смешивании с шерстью другого цвета, как и краски, образует оттенки разной степени однородности. Оперируя полученными при смешивании основных цветов оттенками, можно создать удивительную картину. Имея в наличии шерсть всего лишь 2-х цветов можно создать полноценную картину (к примеру, темно-синей и белой шерсти достаточно, чтобы "нарисовать" шикарный ночной пейзаж).

Для "рисования" картин шерстью совсем неважно, умеете Вы рисовать или нет Главное в этом деле - обладать "усидчивостью" (многим, кстати, удобно выкладывать картины стоя) и иметь большое желание сделать что-то прекрасное своими руками.

Не старайтесь в точности скопировать изображение (фото), используйте его только как образец и источник вдохновения. У Вас ведь имеется свое индивидуальное видение этого сюжета?! Вы, как творец, как создатель, имеете право расставить свои акценты в этом сюжете (добавить или убрать какие-то детали на переднем плане, немного или полностью изменить фон (задний план) картины, выбрав цвета и оттенки шерсти наиболее подходящие в этом случае)

Полезно периодически в процессе выкладывания картины из шерсти аккуратно прихлопывать её ладонью для скрепления слоев между собой (естественное сваливание шерсти).

Не забывайте почаще прикладывать стекло к рабочей поверхности - так Вы очень быстро сможете обнаружить огрехи своей работы и оперативно их исправить. Ведь конечный результат - картина из шерсти под стеклом, следовательно и ориентироваться в процессе работы с шерстью нужно именно на то изображение, которое Вы видите под стеклом. Стекло служит индикатором, приложив его к уже выложенным слоям, Вы увидите, насколько хорошо лежат эти слои шерсти (можно увидеть, например, что слой недостаточно плотный и плохо укрывает рабочую поверхность) или Вы можете посмотреть, как выглядят мелкие детали под стеклом (как правило, со стеклом и без него всё выглядит иначе). Шерсть очень объемна, когда прижимаешь её стеклом, то детали картины "сплющиваются" и увеличиваются за счет этого в размерах. Часто бывает, что ложишь тонкий стебелек, а, приложив стекло, понимаешь, что он получился великоват для этого цветка и приходится его "уменьшать". Лишь позже, с опытом приходит понимание, как будет выглядеть та или иная деталь под стеклом и можно уже не так часто пользоваться этим своеобразным индикатором для контроля за эффективностью своей работы.

Для картин с темным фоном (темно-синий, черный, коричневый и пр.) в качестве подложки удобно брать черный флизелин. В таком случае можно начать выкладывать картину не со сливера, а сразу с цветной шерсти нужного Вам тёмного цвета. Таким образом, экономится много сил и времени, а также самого материала (шерсти).

  • каждого предмета на Вашей картине есть тени, или блики, или светлые и темные пятна/стороны предмета, по крайней мере они обязательно должны быть, иначе предмет не будет иметь объема. Старайтесь, выкладывая картину, оттенять части предметов подходящим по этому случаю цветом шерсти, создавайте блики на вазах (это же стекло!), пытайтесь всегда оживить картину за счет использования игры света и тени. Это очень важно!

Самое сложное, когда нужно передать именно "живые" свойства предметов.

При этом это должно выглядеть достаточно свежо, а не замученно.

Картины из шерсти очень колоритны. Не старайтесь изобразить много деталей на переднем плане, не "перегружайте" его, сделайте акцент на фон (задний план) картины - не проиграете. Дело в том, что главное в картине - передать чувства, эмоции, а не скопировать какой-то предмет, пейзаж и прочее... Большую роль здесь играет то, какие цвета Вы используете для рисования своей картины. Один и тот же сюжет в разном цвете, вызывает, порой, совершенно разные эмоции и ассоциации (особенно это относится к пейзажам). Грамотно выложенный, интересный по цветопередаче фон может "вытянуть" и преобразить даже самый скучный сюжет.

При поэтапной работе, результат заметно лучше. Если Вы работаете поэтапно - сегодня часть, завтра чуток... то есть разделяете работу на части, недочетов в картине, как правило, не наблюдается. Потому что на следующий день Вы увидите немного другую картину, Вы сможете адекватно (без излишней эмоциональной окраски) оценить свою работу, а также доработать её. Есть ещё одна особенность: если Вас просто распирает творчество, Вы не чувствуете усталости, и готовы творить все, например, 5 часов подряд - дерзайте! Есть картины, которые делаются на одном дыхании, и ничего в этом мире в процессе работы не интересует Но есть и такие, которые на одном дыхании сделать сложно - сюжет не интересен, или просто много деталей, которые отнимают время и ведут к усталости. Вот в этом случае надо брать тайм-аут и приступать к работе только тогда, когда будет достаточно времени, сил и вдохновения.

Сухое и мокрое валяние.

Существуют две разновидности валяния: сухое и мокрое. В чем их отличительные особенности, какие изделия можно изготовить, используя эти технологии, рассмотрим ниже.

Сухое валяние

Другие названия сухого валяния - фильтцнадель (от немецких слов filtz - шерсть и nadel - игла) или фильцевание. При данном способе

валяния шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния сваливания. Во

время этого процесса волокна сцепляются между собой, образуя плотный и однородный материал, превращаются в войлочную массу (фетр). Используют для этого специальные иглы с зазубринами, благодаря которым волокна шерсти подцепляются и смешиваются. Все насечки на игле расположены в одном направлении, противоположном направлению втыкания, благодаря чему иглу можно легко вынуть из шерсти.

Справка

Для валяния основного объема изделия используется длинная грубая игла.

Для выравнивания поверхности и предварительной обработки понадобится длинная игла средней толщины.

Для окончательного разглаживания поверхности нужна короткая и тонкая игла.

Иглы со звездчатым сечением подходят для обработки поверхности, нанесения детального рисунка при декорировании и изготовлении картин.

Значительно ускорит процесс обработки деталей аппликатор для валяния (он выглядит как держатель с несколькими иглами).

При работе с иглой нужно быть очень внимательными и аккуратными, поскольку она очень острая и может повредить палец, а при неправильном использовании может сломаться.

Для работы в технике сухого валяния пригодится также поролоновая губка высотой не менее 3 см или специальная щетка для валяния, на которую переносится скрученная деталь и валяется до нужного объема и вида. Процесс валяния существенно облегчается. Втыкая иглы в шерсть, расположенную на губке, шерсть уплотняют (сваливают), добиваясь необходимой формы (при объемном валянии) или толщины шерстяного слоя (при валянии плоских деталей). Никаких других специальных инструментов для сухого валяния не требуется.

Сухое валяние применяется для создания объемных изделий — игрушек, бижутерии, фигурок, авторских кукол, а также нанесения рисунков и узоров на войлок, фетр и предварительно сваленные поделки. Изделия, состоящие из нескольких частей, валяют по отдельности, а затем соединяют друг с другом при помощи небольшого клочка шерсти. Для обеспечения большей прочности (например, при изготовлении детских игрушек, которую в процессе игры могут "покалечить") лучше cшить детали, а нитки скрыть, приваляв сверху шерсть.

Большой плюс сухого валяния в том, что любые неровности, образуемые при работе, легко исправимы. Нужно всего лишь привалять в углубления немного шерсти.

Мокрое валяние

В отличие от сухого, мокрое валяние (фелтинг) предполагает изготовление плоских изделий: панно, шарфов, ковров, картин, палантинов, а также одежды, сумок, аксессуаров, обуви, головных уборов, валяных бусин, цветов и, конечно же, валенок. Мокрое валяние происходит под воздействием на шерсть теплой воды и мыла. При этом способе валяния шерсть, разложенную слоями (зачастую перпендикулярно друг другу), пропитывают мыльным раствором и поглаживают руками, сначала слегка, затем постепенно увеличивая усилия. Так, под воздействием щелочной среды и рук, волокна шерсти плотно переплетаются и получается войлок.

Для более эффективной работы не лишними будут дополнительные материалы и инструменты:

  • подстилка  под  будущее  изделие  (рифленый  резиновый  коврик,

полиэтиленовая упаковочная пленка с пупырышками, бамбуковая скатерть);

  • пульверизатор с водой;
  • сетка (противомоскитная, сетка под штукатурку или старый тюль);
  • целлофановые перчатки для рук (если вы заботитесь о состоянии кожи рук);
  • деревянная скалка;
  • скотч;
  • махровое полотенце.

 

Расходные материалы

Для сухого и мокрого валяния применяются различные расходные материалы. Для сухого валяния - специальные иглы с засечками,  для мокрого:

  • специальные растворы, но большинство мастеров обходятся обычным или жидким мылом.

Мыльный раствор для мокрого валяния делается так: брусок мыла натирается на крупной терке и заливается двумя литрами кипятка. Затем он перемешивается, чтобы мыло полностью растворилось, настаивается около двух часов до загустения, после чего оно готово к использованию. Для мокрого валяния подходит и готовое жидкое мыло. Работая в технике мокрого валяния, следует учитывать, что при валянии шерсть дает усадку на 20%, а то и больше. С учетом этой особенности следует продумывать размер будущего изделия.

Основной материал, используемый для валяния, - натуральная шерсть. В зависимости от вида и назначения изделия, можно использовать и другие материалы – как в качестве основных, так и в виде декора.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Волков Н.Н. «Цвет в живописи», 2000.
  2. Гофман Петра «Картины из шерсти», 2007.
  3. Диброва А.А. «Фелтинг валяние из шерсти», 2012.
  4. Зайцева Анна «Фетр и войлок», 2008.
  5. Иттен Й.М. «Искусство цвета», 2011.
  6. Комарова Т.С. «Коллективное творчество детей», 2005.
  7. Мичеева Надежда «Игрушки из войлока», 2011.
  8. Пипер Анна «Шерстяные панно своими руками», 2007.
  9. Смирнова Елена «Игрушки из шерсти», 2012.
  10. Шинковская Ксения «Войлок. Все способы валяния», 2011. Электронные ресурсы:

11. Вконтакте // Шедевры рукоделия [Электронный ресурс].

URL: http://vk.com/h.made?from=quick_search

12. Вконтакте // Всё о цвете. Цветовой Круг. [Электронный ресурс]. URL: http://vk.com/cvetovoj_krug

Литература для педагога:

  1. «Аппликация из ткани» ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА» 2011.
  2. «Войлок. Все способы валяния» Ксения Шинковская Москва АСТ-ПРЕСС  2011.
  3. «Игрушки из войлока» Надежда Мичеева Москва «робинс» 2011.
  4. «Игрушки из шерсти» Елена Смирнова Питер 2012
  5. «Картины из шерсти» Петра Гофман АРТ-РОДНИК 2007.
  6. «Фильц» валяные фигурки животных Екатерина Курчак, Людмила Заец Москва «эксмо» 2012.

7. «Фелтинг валяние из шерсти» Диброва А.А. Ростов-на- Дону «Феникс»

2012. . «Художественный войлок» Екатерина Хошабова ПИТЕР 2011.

  1. «Художественный войлок» Екатерина Хошабова ПИТЕР 2011.
  1. «Шерстяные панно своими руками» Анна Пипер издательство НИОЛА-ПРЕСС 2007.