ПРАКТИКА СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВРЕМЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Буркунова Лариса Ивановна

 

Практика сохранения здоровья школьников во время учебных занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_budanova.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИКА СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВРЕМЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ.

Буркунова Л.И.

Здоровье человека в настоящее время относится к глобальным мировым проблемам, так как касается каждого живущего на Земле. Так что же такое здоровье? Почему в последние десятилетия оно относится к глобальным мировым проблемам? Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает следующее определение индивидуального здоровья: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней и физических дефектов». Данное определение здоровья является, скорее всего, эталонной моделью будущего человека, к сожалению, пока далекой от реально существующей. В настоящее время здоровье наших детей стремительно ухудшается. Пугает стремительность наступления нездоровья подрастающего поколения.

Очень многие заболевания, которыми страдало взрослое население, теперь можно встретить и у совсем еще маленьких детей. Многие из них на современном уровне развития медицины излечить пока нельзя, и они приобретают хроническую форму. Актуальность работы педагогов в данном направлении очевидна. Здоровье каждого человека, и ребенка в том числе, определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его организм, возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействие полезных для здоровья факторов. Работа педагогов в данном направлении нацелена на развитие здоровьесберегающих навыков обучающихся.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели:

  • физически здоровыми рождаются не более 14 % детей;
  • 25 – 30 % детей, пришедших в первый класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания;
  • 90 – 92 % выпускников средних школ находятся в «третьем» состоянии, то есть они еще не знают, что уже больны;
  • только 4 – 5 % выпускников школ можно считать действительно здоровыми.

Наблюдается ухудшение состояния здоровья школьников это обуславливается следующими факторами:

  • изменением социальных условий жизни;
  • неблагоприятной экологической обстановкой;
  • интенсификацией школьного образовательного процесса.

По данным медицинских работников, удалось выявить, что количество детей, не болевших в течение года, уменьшается год от года. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой, так как здоровье человека зависит не только и не столько от уровня развития медицины и организации здравоохранения, сколько от решения общих социальных и политических вопросов. Медицине, как никогда, сегодня необходима помощь педагогики, так как все основные «факторы риска» имеют повседневную основу. Что же делать в сложившейся ситуации? Как помочь детям, получая знания, не терять своего здоровья? В связи с этим, семье и школе, точнее родителям и педагогам, отводится решающая роль в воспитании здорового подрастающего поколения. Ребенка можно назвать здоровым, если он:

  • в физическом плане - умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
  • в интеллектуальном - проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение;
  • в нравственном - честен, самокритичен, эмпатичен;
  • в социальном - уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Исходя из всего вышеизложенного, целью и задачами являются:

  • создание комфортных условий для учебы в школе, чтобы все уроки, внеклассные мероприятия рождали в каждом ребенке положительные эмоции, благотворно влияли на их здоровье;
  • формирование у обучающихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;
  • знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации.

Средствами педагогического воздействия служат:

  • воспитательная работа (формирование культуры здоровья);
  • учебная работа (удовлетворение информационных запросов ученика);
  • контроль и самоконтроль (ведение дневников здоровья).

Отправными направлениями деятельности по программе «Здоровье» являются:

  • сотрудничество с медицинским персоналом и медицинскими учреждениями с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;
  • сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками;
  • сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися;
  • формирование собственного отношения учащихся к проблеме сохранения и защиты здоровья;
  • организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом;
  • рациональная организация учебного процесса.

Ожидаемые результаты:

  • формирование осознанного отношения учащихся и их родителей к здоровью ребенка как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
  • внедрение оптимального режима учебной деятельности и отдыха детей. Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся. Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которое наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы. Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует чередовать виды учебной деятельности, активно отдохнуть, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности, необходимо проводить оздоровительные мероприятия в учебном процессе, чтобы учащиеся не уставали и могли работать на уроке в полную силу.

К формам оздоровительных мероприятий относятся:

  1. Общеукрепляющие упражнения. Это традиционная гимнастика под счет, где каждое упражнение рассчитано для определенной группы мышц (прыжки, ходьба, приседания т.д.).
  2. Танцевальные. Эти физкультурные минутки целесообразно проводить под популярную детскую мелодию или использовать классические произведения.
  3. Ритмические. Данные физкультминутки отличаются от танцевальных четким исполнением элементов. Для их проведения можно использовать аудиокассету, заранее записав на нее музыкальное произведение или ритмическое стихотворение. Это позволит учителю акцентировать внимание на выполнение учащимися двигательного задания, а так же поберечь голосовой аппарат. Практика показывает, что данная форма проведения физкультурных минуток повышает эмоциональный настрой и способствует развитию выразительности в движениях учащихся.
  4. Гимнастика для глаз. Это специальные упражнения для укрепления мышц век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятия утомления глаз.
  5. Двигательно-речевые. Учащиеся коллективно читают небольшие веселые стихи и выполняют в соответствии с текстом необходимые движения. Данный вид физкультминуток способствует развитию интереса школьников к изучению того или иного предмета. Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Список литературы:

  1. Шамова Т.И. «Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе», М.2008
  2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе.- М.: АПК и ПРО,2002.