ПРОБЛЕМА ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

Буркунова Лариса Ивановна

                                                                                                 

Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4tekst_1_chast_k_pyatoy.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМА ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.

Л.И.Буркунова

                               

Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся – важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться  и  педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями.

Здоровье – основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание».

Реформирование общества на основе принципиально новых экономических, социальных и политических факторов влечет за собой изменения в социальном заказе общества, где на первое место выходят такие понятия, как «личность», «здоровый образ жизни». Ведущая роль в этом принадлежит школе: именно она закладывает основы формирования нравственно здорового человека. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает сдвиг в сторону повышения эффективности образовательного процесса. Все это приводит к необходимости комплексного подхода к проблемам образования и здоровья.

«Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Здоровье человека – тема для разговора актуальная для всех времен и народов, а в ХХI веке она становится первостепенной.

Понятие «здоровье» необходимо рассматривать комплексно:

• физический аспект здоровья – физическая подготовка, умение преодолевать усталость, подвижный образ жизни, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;

• интеллектуальный аспект здоровья – хорошие умственные способности, необходимые знания, любознательность, самообучаемость;

• нравственный аспект здоровья – потребность подчинять свое поведение общественным нормам и требованиям морали, самокритичность;

• социальный аспект здоровья – коммуникабельность, умение жить в социуме;

• эмоциональный аспект здоровья – уравновешенность, отсутствие негативных эмоций, напряжения, стрессов.

Необходимо серьезно заниматься формированием культуры здоровья именно в детском возрасте, так как, по мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы:

1. Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы, потребность к физическому совершенствованию, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период.

2. В этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых и осознаваемых ребенком в специально проецируемой деятельности.

3.Школьный период в развитии наиболее сенситивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.

Ответственность за жизнь детей, укрепление их здоровья – одна из главных задач школы, она прописана в законе РФ «Об образовании».

Школьная среда – мощный фактор, влияющий на здоровье детей и подростков, поэтому важно эту среду сделать органичной, естественной для ребенка. Большую часть времени дети пребывают в образовательном учреждении. Поэтому, школа становится местом, где необходимо «соединить»: педагогику, психологию, медицину, школу, семью, социум.

Существенное ухудшение здоровья школьников в нашей стране зависит от ряда существенных причин. Это, в первую очередь, несоблюдение санитарно-гигиенических требований в организации образовательного пространства, неправильное питание школьников и отсутствие у обучающихся элементарных навыков по здоровьесбережению. Негативно отражается на здоровье школьников возросший объем и усложненный характер учебной нагрузки. Напрямую зависит здоровье наших детей и от базовых признаков утомляемости:

– фактора закрытых помещений и ограниченных пространств;

– телесно-мышечной гиподинамии;

– закрепленных статистических состояний;

– потока абстрактной сигнальной информации на фоне бедной образной среды;

– информационно-психогенных факторов;

– обедненной сенсорными стимулами среды;

– воздействия жестких форм излучения.

Следовательно, школа должна стать «территорией здоровья», а не местом, отнимающим здоровье у наших детей. Для этого нельзя ни на минуту забывать о том, что самые важные периоды интенсивного развития школьника и становление его индивидуального здоровья на протяжении многих лет связаны с местом его активной деятельности, а именно со школой. Поэтому создаваемая взрослыми здоровьесберегающая образовательная среда должна предоставлять реальную возможность каждому ученику совершенствоваться и физически и духовно, а также получить полноценное образование, адекватное его способностям, склонностям, возможностям, потребностям и интересам.

О школьной перегрузке давно говорят врачи, и это уже не миф, а реальность. По статистике «дети в учебное время гуляют 20 минут, все остальное время они проводят за партой в школе, или подготовкой к урокам». Гиподинамия приводит к тому, что многие школьники имеют излишний вес, который провоцирует развитие различных заболеваний, поэтому школьников необходимо привлекать к регулярным занятиям спортом и обеспечивать необходимые для этого условия, как на уроках физической культуры, так и во внеурочное время. Необходимо также обучать школьников азбучным правилам здоровьесбережения и прививать навыки по сохранению и укреплению своего здоровья.

Слова «о здоровье нужно думать, пока с ним нет проблем, и ничего быть не должно важнее тем, чем те, что связаны с твоим здоровьем» должны стать основополагающими. Отдельным компонентом должен стать уровень индивидуальной образовательной нагрузки, здесь ключевыми должны быть слова «многознание уму не научает», школьник должен иметь возможность для самосовершенствования и самопознания тех дисциплин и областей, которые ему наиболее интересны и в которых он может стать наиболее успешным.

Необходимым компонентом системы является психологическая «скорая помощь», желательно комната психологической разгрузки и поддержки в каждой школе.

Одним из компонентов системы по здоровьесбережению должен быть и кабинет интересов, место, где могут встретиться школьники для дискуссий, интеллектуальных игр, единомышленники для работы над творческими проектами и т.д.

Количество компонентов может быть различным у разных школ, в зависимости от профиля и условий, а также контингента всех участников образовательного процесса. Самое главное, чтобы эта система заработала и тогда, при соблюдении санитарно-гигиенических норм, рационального питания школа станет «территорией здоровья».

Список литературы:

  1. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе: справочник руководителя образовательного учреждения. -2005.-№10.-С.84-92.
  2. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология. -2004. -№1. -С.21-26.
  3. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3.-С.52-87.