Инновационная деятельность

Зимирева Татьяна Иннокентьевна

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.

Цель: создание условий формирования функциональной грамотности  учащихся на уроках.

Задачи:

- изучение методической литературы, опыта коллег;

-повышение квалификации по функциональной грамотности посредством курсов повышения квалификации («Формирование и оценка функциональной грамотности школьников», "Технологические основы формирования функциональной грамотности обучающихся" и т.д.);

-изучение банка заданий для формирования и оценки функциональной грамотности, разработанного Институтом развития стратегии образования и др.;

- использование заданий по формированию функциональной грамотности в педагогической деятельности;

-освоение методик конструирования заданий, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся;

- составление различных типов задач: ситуационных, практико-ориентированных заданий, задач открытого типа, которые способствуют формированию компонентов функциональной грамотности, например, для мотивации ребят, а также для развития функциональной грамотности, в учебниках по русскому языку приветствуются задания, которые построены на современном публицистическом материале. Так, в учебниках под редакцией Ладыженской Т. А. - Бархударова С. Г. есть тексты, отражающие увлечения современных школьников. Эти задания носят креативный характер: предлагается, например, написать статью о серфинге, добавив к тексту свои предложения, а также иную информацию об этом виде спорта. Работа в группе предполагает поиск, обработку или даже создание дополнительных иллюстраций к тексту. Также существуют упражнения, которые знакомят ребят с другими профессиями. На основе текста дается система заданий и упражнений (выписать из текста ключевые слова и слова, которые являются средством выражения отношения и оценки, подготовиться к сочинению-отклику на те мысли из текста, которые для ребят наиболее интересны, привести примеры, имея в виду ту науку, которая вызывает у учащихся желание ее изучать). С учетом актуальности темы профориентации в старшей школе (учебник для 10-11 класса, УМК Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина Т.М.), сам предмет «русский язык» становится проводником в мир решения практических, прикладных задач.
Этапы:

Подготовительный этап- изучение теоретического материала и методики работы, прохождение курсовой подготовки по формированию функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы; прогнозирование результатов; корректировка дальнейшей работы.

Практическая  реализация - разработка системы  использования заданий    различных типов по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление направленных на  формирование функциональной грамотности  на уроках русского языка и литературы.

Обобщающий этап - оценка деятельности, внедрение в практику преподавания, развитие профессиональной компетентности, распространение опыта по формированию функциональной грамотности обучающихся.

-оценка результатов инновационной деятельности по формированию функциональной грамотности