Главные вкладки
Мои публикации
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа наставничества «Путь к вершинам мастерства» разработана в целях реализации федеральных проектов национального проекта «Образование»: «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Учитель будущего» и национального проекта «Демография». В федеральном проекте «Учитель будущего» через наставничество решается задача и профессионального роста педагогических работников. Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт педагога. Следовательно, поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики. Настоящая образовательная программа раскрывает особенности создания условий и реализации модели наставничества в МБОУ Чыраа-Бажынской СОШ.
Нормативной базой программы являются следующие документы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 24 апреля 2020 года];
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29мая 2015г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года»;
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 23 января 2020 г. № МР 42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций»;
- Указ Президента РФ от 02.03.2018 г. №94 «Об учреждении знака отличия «За наставничество»; национальный проект «Образование» и проекты «Современная школа».
- Распоряжение министерства образования Российской Федерации № Р-145 от 25 декабря 2019 г. «Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «Указ о национальных целях развития России до 2030 года».
- Приказ Министерства образования и республики Тыва № 809-д от 18.03.2022г «Об утверждении положения о региональной целевой модели наставничества»
- Устав МБОУ Чыраа-Бажынской СОШ
- Положение о наставничестве в МБОУ Чыраа-Бажынской СОШ
Настоящая программа определяет стратегию оказания помощи наставляемым в повышении квалификации, уровня профессионального мастерства и обобщении передового педагогического опыта, адаптации к коллективу; является организационно-методическим проектом, направленным на повышение качества образовательной деятельности в школе.
Сроки реализации программы:
Данная программа рассчитана на 3 года.
Начало реализации программы наставничества с 01.09.2022г., срок окончания 01.06.2025 года.
Актуальность программы:
Молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, нередко теряется. Знаний, полученных в вузе, достаточно, но школьная практика показывает, что молодым учителям не хватает педагогического опыта. Помочь молодому специалисту в этом может опытный наставник.
Общим для всех начинающих учителей является то, что они хорошо представляют цели, задачи школы и свое социальное назначение в ней, имеют достаточно высокий уровень общеобразовательной подготовки, а отсутствие опыта, разрыв между знаниями и умениями приводят к разнообразным трудностям в период адаптации. Как следствие, происходит не всегда оправданный отток молодых учителей, не нашедших себя в выбранной специальности.
Данная программа наставничества составлена с учётом затруднений и призвана помочь адаптироваться молодому педагогу в коллективе, привить молодым учителям интерес к педагогической деятельности, развить процесс профессионального становления учителя; определить уровень профессиональной подготовки педагогов, выявить затруднения в педагогической практике и оказать методическую помощь; познакомить молодых специалистов с моделью профессионального роста учителей, достижениями педагогической науки и практики; развить потребности у молодого педагога к самообразованию и самосовершенствованию.
Цель программы:
Формирование эффективной системы наставничества для поддержки и самореализации молодых и вновь прибывших педагогов, осуществление их профессиональной адаптации к учебно-воспитательной среде; формирование педагогически и методически грамотного учителя.
Задачи:
1.Обеспечить успешное закрепление в образовательной организации молодого специалиста, вновь прибывшего учителя (наставляемых);
2. Создать комфортную профессиональную среду для реализации актуальных педагогических задач на высоком уровне.
3. Организовать методическую работу с наставляемыми в условиях школы.
4. Мобилизовать внутренние ресурсы педагога на результат успешности в профессиональной деятельности;
5. Адаптировать наставляемых к корпоративной культуре, усвоению лучших традиций коллектива, сознательного и творческого отношения к выполнению профессиональных обязанностей.
Основная идея:
Создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого и вновь прибывшего учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.
Ожидаемые результаты:
Для молодого педагога
1.Освоение молодым специалистом основных функциональных обязанностей учителя и классного руководителя;
2.Повышение уровня методической, интеллектуальной, аналитической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса;
3. Повышение педагогического мастерства молодого специалиста;
4. Достижение высокого уровня готовности молодого специалиста к исследовательской и инновационной деятельности, участию в профессиональных конкурсах;
5. Становление молодого учителя как учителя-профессионала
Для наставника:
- эффективный способ самореализации;
- повышение квалификации;
- достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.
Для образовательной организации:
- успешная адаптация молодых специалистов; повышение уровня закрепляемости молодых специалистов в образовательной организации.
Главным результатом становления молодого педагога следует считать не сумму единиц усвоенной информации, а необходимые изменения, предполагающие динамику личностного развития педагогов, самостоятельность, ответственность, креативность, достаточную сформированность базовых компетенций и функциональной грамотности педагогов, что предусматривает оценку их способности к решению различных проблем в предметном и метапредметном планах, не только на основе приобретенных знаний и умений, но и с учетом этического, ценностно-смыслового, коммуникативного, поведенческого и других аспектов, актуальных в данной ситуации.
Термины и определения, используемые в программе
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Программа наставничества- комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином "обучающийся".
Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Куратор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по организации наставничества в ОО.
Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Применяемые формы наставничества и технологии
Основной формой наставничества нашей программы является «учитель-учитель». Технологии, которые будут применяться в данной программе, подобраны исходя из практики работы опытных учителей школы. Применяемые в программе элементы технологий: групповое наставничество, традиционная модель наставничества, ситуационное наставничество, партнёрское, реверсивное, проектная, кейс-метод, коучинг.
Формы и методы работы с молодыми педагогами:
- беседы
- собеседования
- тренинговые занятия
- встречи с опытными учителями
- открытые уроки, внеклассные мероприятия
- тематические педсоветы, семинары
- методические консультации
- посещение и взаимопосещение уроков
- анкетирование, тестирование
- участие в различных мероприятиях
- прохождение курсов, посещение семинаров.
Характеристика участников формы наставничества «Учитель-учитель»
Наставник | Наставляемый |
| - Молодой педагог, имеющий малый опыт работы до 3 лет, испытывающий трудности с организацией учебного процесса; - Молодой педагог до 35 лет, прошедший профессиональную переподготовку; -Вновь прибывший педагог до 35 лет, поступивший на работу в школу. |
ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЫ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
(1-й год обучения – тема «Знания и умения учителя – залог творчества и успеха обучающихся»)
№ | Сроки | Мероприятие, формы деятельности |
1 | Сентябрь | Анкетирование (на входе для наставляемого и для наставника) Семинар по заполнению школьной документации и моделированию урока. Современные требования к личности педагога. Профессиональный стандарт педагога. |
2 | Октябрь | Проведение диагностики: Диагностика профессиональных затруднений молодых специалистов (самооценка и оценка наставника) Семинар «Технологическая карта урока. Самоанализ урока» |
3 | Ноябрь | Практические занятия: составление воспитательного плана работы в классе; Семинар «Дифференцированный подход на уроке» |
4 | Декабрь | Посещение уроков опытных учителей с целью наблюдения по предложенной схеме с последующим анализом. Семинар « Современные образовательные технологии» |
5 | Январь | Консультация «Критерии профессионализма учителя» Семинар «Самообразование учителя - лучшее обучение» |
6 | Февраль | Практическое занятие: апробирование одного из методов изучения личности на своем классе. Семинар «Создание личной страницы учителя» |
7 | Март | Беседа «Стиль взаимоотношений в коллективе учащихся и личность ребенка»; Психологический тренинг «Осознание профессиональных страхов и пути их преодоления». |
8 | Апрель | Психологический тренинг «Доверие себе и другому». Семинар «Методики работы с родителями обучающихся» |
9 | Май | Семинар «Роль учителя в учебно-воспитательном процессе» |
10 | По плану | Участие в методической неделе. Открытое мероприятие по предмету. |
11 | В течение года | Участие в вебинарах, педагогических советах Прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров Участие в разных мероприятиях Индивидуальное консультирование по запросам педагогов |
ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЫ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
(2-й год обучения – тема «Самостоятельный творческий поиск»)
№ | Сроки | Мероприятие, формы деятельности |
1 | Сентябрь | Практическое занятие: составление портфолио учащихся и класса. Семинар «Использование учебно-дидактических материалов в учебном процессе» |
2 | Октябрь | Практикум по поурочному планированию Семинар «Педагогические технологии, выбор и методика их использования» |
3 | Ноябрь | Практическое занятие: посещение уроков и анализ. Семинар «Основные требования к современному уроку», критерии конкурса «Мой лучший урок» |
4 | Декабрь | Практическое занятие: организация работы над выработкой методов и приемов организации самостоятельной работы на уроке. Совместно с наставником «Мастер-класс», открытый урок, классный час, интегрированный урок |
5 | Январь | Встречи с опытными педагогами «Изучение опыта творчески работающих педагогов» |
6 | Февраль | Семинар «Лучший пример - личный пример» (Методическая мастерская наставника) |
7 | Март | Семинар «Внеклассная работа по предмету. Научно-исследовательская деятельность» Семинар для наставников «Наставничество как образовательная технология» |
8 | Апрель | Открытый урок по проблеме самообразования или выступление на ШУМО о работе по самообразованию. Неделя молодых педагогов. |
9 | Май | Семинар «Профессиональная траектория роста молодого педагога» Аттестация на соответствие занимаемой должности. |
10 | По плану | Участие в методической неделе. Открытое мероприятие по предмету |
11 | В течение года | Участие в вебинарах, педагогических советах Прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров Участие в разных мероприятиях Индивидуальное консультирование по запросам педагогов |
ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЫ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
(3-й год обучения – тема «Выбор индивидуальной линии»)
№ | Сроки | Мероприятие, формы деятельности |
1 | Сентябрь | Семинар «Аттестация. Требования к квалификации педагогических работников» |
2 | Октябрь | Семинар «Нестандартные формы урока. Использование информационных технологий» |
3 | Ноябрь | Игра – тренинг «Камертон» (каждый учитель показывает свои варианты начала урока) Семинар «Создание ситуации успеха на уроке для учащихся» |
4 | Декабрь | Семинар «Методика работы с детьми ОВЗ, одаренными детьми» Совместно с наставником «Мастер-класс», открытый урок, классный час, интегрированный урок |
5 | Январь | Семинар «Личностно-ориентированный подход к учащимся, имеющим низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности» |
6 | Февраль | Практическая работа. Решение педагогических ситуаций |
7 | Март | Неделя педагогического мастерства. Творческие лаборатории педагогов-наставников |
8 | Апрель | Методическая выставка достижений молодых педагогов. |
9 | По графику (по желанию учителя) | Прохождение аттестации на первую квалификационную категорию |
10 | По плану | Участие в методической неделе. Открытое мероприятие по предмету. |
11 | В течение года | Участие в вебинарах, педагогических советах Прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров Участие в разных мероприятиях. Индивидуальное консультирование по запросам педагогов |
12 | Май | Анкетирование оценки удовлетворенности программой наставничества (на выходе для наставляемого и для наставника) Подведение итогов программы наставничества «Путь к вершинам мастерства» |
Механизм реализации, организация управления,
контроль за ходом реализации программы
Этапы реализации | Содержание |
Диагностический | |
Подготовка условий для запуска программы наставничества | Создание рабочей группы; заседание Педагогического совета |
Формирование базы наставляемых. | Отбор педагогов, испытывающий профессиональные проблемы, проблемы адаптации и желающих добровольно принять участие в программе наставничества. Разработка реестра базы наставляемых |
Формирование базы наставников | Отбор наставников из числа активных и опытных педагогов и педагогов, самостоятельно выражающих желание помочь педагогу Разработка реестра базы наставников |
Обучение наставников | Проводится при необходимости. Наставники должны пройти обучение и получить необходимые знания и навыки для работы с участниками программы. |
Формирование наставнических пар | Собеседование Разработка инструментов и организация встреч для формирования пар |
Основной | |
Организация работы наставнических пар | Целевые показатели и индикаторы реализации программы наставничества «Путь к вершинам мастерства». На данном этапе наставники проводят работу с участниками, передают им свои знания и помогают в решении возникающих вопросов. |
Повышение квалификации наставляемого, закрепление в профессии; творческая деятельность; успешная адаптация; КПК; проведение мастер–классов, открытых уроков и др. | |
Аналитический (контрольно-оценочный) | |
Завершение наставничества | Проведение рефлексии; Анализ эффективности реализации программы наставничества |
Целевые показатели программы | |
| |
Контроль за ходом реализации программы наставничества осуществляем в процессе мониторинга. Организация систематического мониторинга программы наставничества дает возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым, а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью.
Результаты практики наставничества «Путь к вершинам мастерства»
- Обеспечение информационно - методического сопровождения педагогов с учетом выявленных дефицитов в профессиональной деятельности.
- Включенность наставников и молодых специалистов в программу наставничества
- Составлен реестр наставников и наставляемых по годам.
- Проведены анкетирования по вопросам адаптации молодых педагогов к работе. Анкетирование оценки удовлетворенности программой наставничества (на входе для наставляемого и для наставника)
- Диагностика профессиональных затруднений молодых специалистов (самооценка и оценка наставника).
- Изучение методической литературы
- Участие педагогов в вебинарах, семинарах и т. д.
- Молодые педагоги ежегодно принимают участие в муниципальных семинарах «Школы молодого педагога», съездах педагогов нашей республики.
- Способствование раскрытию личностного, творческого, профессионального потенциала молодых специалистов, поддержка индивидуальной образовательной траектории.
- Прохождение курсов повышения квалификации
Участники программы проходят курсы повышения квалификации по наставничеству: ТИРОиПК – 9 учителей; Гос.университет.просвещения - 2 учителя; Форум «Педагоги России: инновации в образовании» - 1 учитель.
- Разработаны планы по самообразованию
- Представление опыта работы молодыми педагогами внутри учреждения
- Проведение открытых уроков в рамках недели молодых педагогов.
- Выступление на заседании ШУМО учителей
- Формирование умения организовывать воспитательно-образовательную деятельность с применением современных образовательных технологий.
- С целью оказания помощи в проектировании, методического сопровождения и организации образовательной деятельности с учащимися проведены практические занятия
- Проведены обучающие семинары для молодых педагогов по овладению образовательными технологиями и организационными формами сопровождения воспитания и обучения
В рамках сетевой формы наставничества по муниципалитету на базе школы проведены семинары для молодых педагогов:
2023г. «Организация дифференцированного подхода к учащимся»
2024г. «Заканчиваем урок: приемы обобщения и систематизации знаний»
2024г. Муниципальный этап проф. конкурса «Учитель года – молодой специалист» на базе школы
2025г. «Современный урок как основа эффективного и качественного образования»
- Мероприятия, проведенные участниками программы наставничества для обмена опытом внутри учреждения
- Декада наставничества «Школа наставника – от теории к практике». Проведение совместных открытых уроков, классных часов и интегрированных уроков.
- Посещение молодым педагогом уроков педагога - наставника.
- Участие в школьном учебно-методическом объединении учителей, проведение предметных недель.
- Активизация молодых педагогов на участие в профессиональных конкурсах и мероприятиях различного уровня.
Участие в конкурсах профессионального мастерства:
№ | Сроки | ФИО молодого педагога | Наименование конкурса | Уровень | Результат |
1 | 2022г | Монгуш Сайлык-Кыс Сандан-ооловна Монгуш Мара Марат-ооловна | Математический бой | Муниципальный | 2 команда |
2 | Монгуш Сайлык-Кыс Сандан-ооловна Монгуш Мара Марат-ооловна | Математический бой | Республиканский | Сертификат | |
3 | Дарбый Чингис Орланович | Лучший педагог по обучению ОБЖ | Республиканский | Сертификат | |
4 | Дамбаа Чодураа Вадимовна | Фестиваль открытых уроков | Муниципальный | 1 место | |
1 | 2023г | Монгуш Сайлык-Кыс Сандан-ооловна | Фестиваль открытых уроков | Муниципальный | 2 место |
2 | Дамбаа Чодураа Вадимовна | Учитель года-молодой специалист | Муниципальный | Победитель | |
3 | Команда наставников и наставляемых | Слет молодых педагогов и наставника | Муниципальный | 3 место | |
4 | Дарбый Шораана Адар-ооловна | Учитель года-Воспитать человека | Муниципальный | Номинация | |
5 | Монгуш Азиана Арсеньевна | Учитель года | Муниципальный | Номинация | |
6 | Дарбый Чингис Орланович | Лучший педагог-мужчина – лидер и наставник | Муниципальный | Лауреат 2 ст | |
7 | ДамбааЧодураа Вадимовна | Фестиваль открытых уроков | Муниципальный | 2 место | |
8 | Дарбый Чингис Орланович | Фестиваль открытых уроков | Муниципальный | 3 место | |
9 | Команда наставников и наставляемых | Квест-игра наставников и наставляемых | Муниципальный | Номинация | |
10 | Куулар Чодураа Вадимовна | Олимпиада «Хранители русского языка» | Региональный | Призер | |
11 | Ооржак Чимис Романовна | Фестиваль открытых уроков | Муниципальный | 2 место | |
12 | Монгуш Алина Ахмедовна | НПК | Муниципальный | 1 место | |
1 | 2024г | Дарбый Шораана Адар-ооловна | НПК по ФГОС | Муниципальный | 3 место |
2 | Монгуш Начын Мергенович | Лучший педагог-мужчина – лидер и наставник | Муниципальный | Номинация | |
3 | Монгуш Алина Ахмедовна | НПК по ФГОС | Муниципальный | 3 место | |
4 | Донгак Чингис Чыргал-ооловна | Мой лучший урок | Муниципальный | Номинация | |
5 | Куулар Чодураа Вадимовна | Мой лучший урок | Муниципальный | 2 место | |
6 | Куулар Чодураа Вадимовна | Олимпиада «Хранители русского языка» | Федеральный | Сертификат | |
7 | Монгуш Начын Мергенович | Мой лучший урок | Муниципальный | 2 место | |
8 | Куулар Чодураа Вадимовна | Мой лучший урок | Региональный | 2 место | |
9 | Куулар Чодураа Вадимовна | Мой лучший урок | Всероссийский | 2 место | |
10 | Дарбый Чингис Орланович | Мой лучший урок | Муниципальный | 3 место | |
11 | Монгуш Айза Артуровна | Мой лучший урок | Муниципальный | 3 место | |
1 | 2025г | Лайызап Алена Андреевна | Проф.конкурс «Воспитать человека» | Муниципальный | 2 место |
2 | Дарбый Чингис Орланович | Лучший педагог-мужчина – лидер и наставник | Муниципальный | 3 место | |
3 | Дарбый Шораана Адар-ооловна | Лучший учитель родного языка | Муниципальный | 2 место | |
4 | Куулар Чодураа Вадимовна | Конкурс эссе «Путь к успеху с наставником» | Региональный | Номинация |
- Трансляция опыта работы по реализации практик наставничества:
Ооржак Ч.В. – Всероссийская конференция (дистанционно) «Наставничество: идеология, технология, культура», 2023
Ооржак А.Б – региональный конкурс «Лучшая модель муниципального тьюторского сопровождения педагога», 2022
Чанзан С.С – августовское совещание педагогических работников Дзун-Хемчикского кожууна «Практика наставничества» из опыта работы, 2024
Монгуш Д-Х.С, Ооржак А.Б, Сарыглар Р.К, Куулар Ч.В, Дарбый Ш.А – региональный конкурс эссе «Путь к успеху с наставником», 2024
Ооржак А.Б, Ооржак Ч.В, Куулар Ч.В, Дарбый Ч.О, Монгуш Н.М, Лайызап А.А – региональный форум педагогов-наставников и наставляемых «Вместе к вершинам», 2025.
- Создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации
Для успешной адаптации молодых педагогов в коллективе проводятся тренинги.
Анкетирование оценки удовлетворенности программой наставничества (на выходе для наставляемого и для наставника).
Основной результат деятельности «Школы молодого педагога» - это аттестация учителей на квалификационную категорию. За период деятельности «Школы молодого педагога» аттестованы на первую квалификационную категорию 8 молодых педагогов: Дарбый Ч.О, Куулар Ч.В, Монгуш Ск.С, Монгуш М.М, Дарбый Ш.А, Монгуш С.А, Ооржак Ч.Р, Монгуш А.А.
Вывод: Раскрываются творческие возможности молодых педагогов, их готовность к творческому поиску, совершенствуется педагогическое мастерство, расширяется общая культура педагога, обогащается методический арсенал, формируется умение объективно оценить свою деятельность. Все это говорит о повышении профессионального уровня молодых коллег и их успешной адаптации в школьном микроклимате.
SWOT-анализ программы наставничества
Факторы SWOT | Позитивные | Негативные |
Внутренние | Сильные стороны: − Значительная доля участников (100%), которым понравилось участие в программе, и которые готовы продолжить работу в программе; − Участники программы (100%) видят свое профессиональное развитие в данном учреждении в течение следующих 5 лет; − У участников программы (100%) появилось желание и/или силы реализовывать собственные профессиональные работы − Наставляемые (100%) после общения с наставником отмечают, прилив уверенности в собственных силах для развития личного, творческого и педагогического потенциала; − Высокие достижения педагогов школы, которые можно использовать в программе наставничества. | Слабые стороны: − Инфраструктура наставничества в школе не позволяет достичь в полной мере цели и задач программы; − Высокая перегрузка педагогов-наставников, как следствие – невозможность регулярной работы с наставляемыми; − Дефицит педагогов, готовых и способных быть наставниками; |
Внешние | Возможности: −Информационно-методическая поддержка школы при внедрении Целевой модели наставничества со стороны ТИРОиПК; Управления образования; − Наличие программ повышения квалификации педагогов. | Угрозы: −Нестабильность внешней социально- экономической среды функционирования школы; −Рост конкуренции между образовательными организациями за квалифицированные педагогические кадры; -Отток квалифицированных педагогов; |
Анкеты для наставников и наставляемых
Анкета оценки удовлетворенности программой наставничества
(на входе для наставляемого)
Ф.И.О. педагога
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1-самый низший балл, а 10-самый высокий.
1.Сталкивались ли вы ранее с программой наставничества (да/нет)_____________________
2.Если да, то где?________________________________________________________________
3.Ожидаемый уровень комфорта при общении с наставником | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4.Насколько полезными/интересными, как Вам кажется, будут личные встречи с наставником? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5.Насколько полезными/интересными, как Вам кажется, будут групповые встречи? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
6.Какой уровень поддержки Вы ожидаете от наставника? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
7.НасколькоВы нуждаетесь в помощи наставника? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
8.Насколько понятным, согласно Вашим ожиданиям, должен быть план, выстроенный наставником? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
9.Насколько Вам важно обсудить и зафиксировать ожидания наставника? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
10.Ожидаемые после завершения проекта перемены в Вашей жизни | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11.Ожидаемая полезность проекта для Вас | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
12.Что Вы ожидаете от программы?
13.Что для Вас является особенно ценным в программе?
14.Вы рады, что участвуете в программе? [да/нет]
Анкета оценки удовлетворенности программой наставничества
(на входе для наставника)
Ф.И.О. педагога
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1-самый низший балл, а 10-самый высокий.
- Сталкивались ли вы ранее с программой наставничества (да/нет)_____________
- Если да, то где?_________________________________________________________
3.Насколько комфортным Вам представляется общение с наставляемым? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4.НасколькоВы можете реализовать свои лидерские качества в программе? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5.Насколько могут быть полезны/интересны групповые встречи? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
6.Насколько могут быть полезны/интересны личные встречи? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
7.НасколькоВаша работа зависит от предварительного планирования (разработанного Вами)? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
8.НасколькоВы собираетесь придерживаться плана? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
9.Ожидаемая включенность наставляемого в процесс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
10.Ожидаемый уровень удовлетворения от совместной работы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11.Ожидаемая полезность программы для Вас и Вашего наставляемого | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
14.Насколько важным/необходимым является обучение наставников? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
- Что Вы ожидаете от программы и своей роли?
13.Что в программе является наиболее ценным для Вас?___________________________
- Вы рады, что участвуете в программе? [да/нет]
Анкета оценки удовлетворенности программой наставничества
(на выходе для наставляемого)
1.Оцените в баллах от 1 до 10, где 1-самый низший балл, а 10-самый высокий:
1.1. Насколько комфортно было общение с наставником? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1.2. Насколько полезными/интересными были личные встречи с наставником? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |||||||||
1.3. Насколько полезными/интересными были групповые встречи? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |||||||||
1.4. Ощущали ли Вы поддержку наставника? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |||||||||
1.5. Насколько полезна была помощь наставника? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |||||||||
1.6. Насколько был понятен план работы с наставником? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |||||||||
1.7.Ощущали ли Вы безопасность при общении с наставником? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |||||||||
1.8.Насколько было понятно, что от Вас ждет наставник? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |||||||||
1.9. Насколько Вы довольны вашей совместной работой? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |||||||||
1.10. Насколько оправдались Ваши ожидания от участия в Программе наставничества? |
| |||||||||
2.Что для Вас особенно ценно было в программе?
3.Чего Вам не хватило в программе и/или что хотелось бы изменить?
4.Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет]
5.Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]
6. Планируете ли Вы стать наставником в будущем? [да/нет]
Анкета оценки удовлетворенности программой наставничества
(на выходе для наставника)
- Оцените в баллах от 1 до 10, где1-самый низший балл, а10-самый высокий.
1.1. Насколько было комфортно общение с наставляемым? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1.2.Насколько удалось реализовать свои лидерские качества в программе? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |||||||||
1.3.Насколько полезными/интересными были групповые встречи? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |||||||||
1.4.Насколькополезными/интересными были личные встречи? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |||||||||
1.5. Насколько удалось спланировать работу? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |||||||||
1.6.Насколько удалось осуществить план индивидуального развития наставляемого? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |||||||||
1.7. Насколько Вы оцениваете включенность наставляемого в процесс? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |||||||||
1.8. Насколько Вы довольны вашей совместной работой? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |||||||||
1.9. Насколько понравилась работа наставником? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |||||||||
1.10. Насколько оправдались Ваши ожидания от участия в Программе наставничества? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |||||||||
- Что особенно ценно для Вас было в программе?__________________________________
_____________________________________________________________________________
- Чего Вам не хватило в программе и/или что хотелось бы изменить?
______________________________________________________________________________
- Было ли достаточным и понятным обучение, организованное в рамках «Школы наставничества»? [да/нет]
- Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет]
- Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]
- Была ли для Вас полезна совместная работа с наставляемым? (узнали ли Вы что-то новое и/или интересное) [да/нет]
Форма отзыва о результатах наставничества
- Фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность наставника:
- Фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность, в отношении которого осуществлялось наставничество:
- Период наставничества: с 20 г. по 20 г.
- Информация о результатах наставничества:
а) наставляемый изучил следующие основные вопросы профессиональной деятельности:
б) наставляемый выполнил по рекомендациям наставника следующие основные задания:
в) наставляемому следует устранить следующие (заполняется при необходимости):
г) наставляемому следует дополнительно изучить следующие вопросы:
5. Определение профессионального потенциала, наставляемого и рекомендации по его профессиональному развитию:
6. Дополнительная информация о наставляемом, в отношении которого осуществлялось наставничество (заполняется при необходимости):
Отметка об ознакомлении наставника непосредственного руководителя
наставляемого, в отношении, которого
осуществлялось наставничество, с
выводами наставника (должность)
/( ) /( ) (подпись) (расшифровка подписи) (подпись) (расшифровка подписи)
"" 20 г. "" 20 г.
Показатели эффективности деятельности учителя
Для оценки эффективности наставничества и деятельности учителя определены следующие критерии, показатели и система оценивания.
ФИО учителя____________________________________________________________
Предмет________________________________________________________________
Показатели за период: с ___ по
Критерии | Показатели | Баллы | |||
Урочная деятельность | |||||
Общая успеваемость за четверть, год | 100% | 2 | |||
Имеется положительная динамика | 1 | ||||
Качество успеваемости за четверть, год | 65%-100% оптимальное | 3 | |||
40%-64% допустимое | 2 | ||||
Имеется положительная динамика | 1 | ||||
Участие в олимпиадах, конкурсах | Творческие работы, исследовательские работы, проекты учащихся | Уровень | |||
Школа | Муницип. | Регион | Федераль. | ||
Количество призеров и победителей | 5 и более | 2 | 4 | 8 | 12 |
2-4 | 1 | 2 | 5 | 8 | |
0-1 | 0 | 1 | 2 | 5 | |
Научно-методическая, инновационная деятельность | |||||
Участие в конференциях, семинарах, фестивалях, форумах и.т. д. | 1 или более мероприятий в год очном или дистанционном форматах | 1 | 2 | 3 | 4 |
Участие в профессиональных конкурсах | 1 или более в год очном или заочном форматах | 2 | 3 | 4 | 5 |
Публикации | В сетевых сообществах | В печатных изданиях | |||
2 | 4 | ||||
Целевые показатели и индикаторы
реализации программы наставничества
№ | Наименование показателя | Индикатор | Целевое значение | ||||||||
2022-2023 | 2023-2024 | 2024-2025 | |||||||||
| |||||||||||
1 | Включенность наставников и молодых специалистов в программу наставничества | % | |||||||||
2 | Изучение методической литературы | % | |||||||||
3 | Участие педагогов в вебинарах, семинарах. | % | |||||||||
| |||||||||||
1 | Доля педагогов, прошедших курсы повышения квалификации по наставничеству | % | |||||||||
2 | Разработка плана по самообразованию | % | |||||||||
3 | Представление опыта работы молодыми педагогами внутри образовательной организации | % | |||||||||
3. Формирование умения организовывать воспитательно-образовательную деятельность с применением современных образовательных технологий. | |||||||||||
1 | Оказание помощи в проектировании, методического сопровож- дения и организации образовательной деятельности с учащимися | % | |||||||||
2 | Проведение обучающих семинаров для молодых педагогов по овладению образовательными технологиями и органи- зационными формами сопровождения воспитания и обучения | Ед. | |||
3 | Количество мероприятий, проведенных участниками программы наставничества для обмена опытом внутри образовательной организации | Ед. | |||
4. Активизация молодых педагогов на участие в профессиональных конкурсах и мероприятиях различного уровня. | |||||
1 | Доля педагогов принявших участие в конкурсах профессионального мастерства | % | |||
2 | Трансляция опыта работы по реализации практик наставничества на различных уровнях | Ед. | |||
3 | Количество педагогов, подготовленных к аттестации | Ед. | |||
5. Создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, поддерживающую вновь пришедших в учреждение педагогов. | |||||
1 | Проведение тренингов по профилактике профессиональных выгораний, для успешной адаптации молодых педагогов в коллективе | Ед. | |||
2 | Удовлетворённость педагогов условиями комфортного взаи- модействия и эффективной работы | % | |||
Список использованной литературы и источников
1.Ладилова Н.А. Наставничество в России: от истоков к современности: [монография] / Н. А. Ладилова, И. А. Мишина. – Москва: ФГАОУ ДПО "Академия Минпросвещения России"- 2023г.
2.Наставничество как практика сопровождения, управления и исследования в образовательной организации: сборник материалов по итогам проведения Фестиваля практик наставничества в г. Томске. – Москва: Методист, 2023г.
3. Наставник 38. Электронный сборник лучших практик наставничества. Иркутск, 2024.

















