Мои публикации


Предварительный просмотр:

C:\Users\Acer\Desktop\69 001.jpg

Пояснительная записка

Программа наставничества «Путь к вершинам мастерства» разработана в целях реализации федеральных проектов национального проекта «Образование»: «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Учитель будущего» и национального проекта «Демография». В федеральном проекте «Учитель будущего» через наставничество решается задача и профессионального роста педагогических работников. Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт педагога. Следовательно, поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики. Настоящая образовательная программа раскрывает особенности создания условий и реализации модели наставничества в МБОУ Чыраа-Бажынской СОШ.

Нормативной базой программы являются следующие документы:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»    с изменениями на 24 апреля 2020 года];
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29мая 2015г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года»;
  • Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 23 января 2020 г. № МР 42/02 «О направлении целевой модели наставничества и    методических рекомендаций»;
  • Указ Президента РФ от 02.03.2018 г. №94 «Об учреждении знака отличия «За наставничество»; национальный проект «Образование» и проекты «Современная школа».
  • Распоряжение министерства образования Российской Федерации № Р-145 от 25 декабря 2019 г. «Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».
  • Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «Указ о национальных целях развития России до 2030 года».
  • Приказ Министерства образования и республики Тыва № 809-д от 18.03.2022г «Об утверждении положения о региональной целевой модели наставничества»
  • Устав МБОУ Чыраа-Бажынской СОШ
  • Положение о наставничестве в МБОУ Чыраа-Бажынской СОШ

        Настоящая программа определяет стратегию оказания помощи наставляемым в повышении квалификации, уровня профессионального мастерства и обобщении передового педагогического опыта, адаптации к коллективу; является организационно-методическим проектом, направленным на повышение качества образовательной деятельности в школе.

Сроки реализации программы:

Данная программа рассчитана на 3 года.

Начало реализации программы наставничества  с 01.09.2022г., срок окончания  01.06.2025 года.

Актуальность программы:

Молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, нередко теряется. Знаний, полученных в вузе, достаточно, но школьная практика показывает, что молодым учителям не хватает педагогического опыта. Помочь молодому специалисту в этом может опытный наставник.

Общим для всех начинающих учителей является то, что они хорошо представляют цели, задачи школы и свое социальное назначение в ней, имеют достаточно высокий уровень общеобразовательной подготовки, а отсутствие опыта, разрыв между знаниями и умениями приводят к разнообразным трудностям в период адаптации. Как следствие, происходит не всегда оправданный отток молодых учителей, не нашедших себя в выбранной специальности.

Данная программа наставничества составлена с учётом затруднений и призвана помочь адаптироваться молодому педагогу в коллективе, привить молодым учителям интерес к педагогической деятельности, развить процесс профессионального становления учителя; определить уровень профессиональной подготовки педагогов, выявить затруднения в педагогической практике и оказать методическую помощь; познакомить молодых специалистов с моделью профессионального роста учителей, достижениями педагогической науки и практики; развить потребности у молодого педагога к самообразованию и  самосовершенствованию.

Цель программы:

Формирование эффективной системы наставничества для поддержки и самореализации молодых и вновь прибывших педагогов, осуществление их профессиональной адаптации к учебно-воспитательной среде; формирование педагогически и методически грамотного учителя.

Задачи:

1.Обеспечить успешное закрепление в образовательной организации молодого специалиста, вновь прибывшего учителя (наставляемых);

2. Создать комфортную профессиональную среду для реализации актуальных педагогических задач на высоком уровне.

3. Организовать методическую работу с наставляемыми в условиях школы.

4. Мобилизовать внутренние ресурсы педагога на результат успешности в профессиональной деятельности;

5. Адаптировать наставляемых к корпоративной культуре, усвоению лучших традиций коллектива, сознательного и творческого отношения к выполнению профессиональных обязанностей.

Основная идея:

Создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого и вновь прибывшего учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.

Ожидаемые результаты:

Для молодого педагога

1.Освоение молодым специалистом основных функциональных обязанностей учителя и классного руководителя;

2.Повышение уровня методической, интеллектуальной, аналитической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса;

3. Повышение педагогического мастерства молодого специалиста;

4. Достижение высокого уровня готовности молодого специалиста к исследовательской и инновационной деятельности, участию в профессиональных конкурсах;

5. Становление молодого учителя как учителя-профессионала

Для наставника:

  • эффективный способ самореализации;
  • повышение квалификации;
  • достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.

Для образовательной организации:

  • успешная адаптация молодых специалистов;  повышение уровня закрепляемости молодых специалистов в образовательной организации.

        Главным результатом становления молодого педагога следует считать не сумму единиц усвоенной информации, а необходимые изменения, предполагающие динамику личностного развития педагогов, самостоятельность, ответственность, креативность, достаточную сформированность базовых компетенций и функциональной грамотности педагогов, что предусматривает оценку их способности к решению различных проблем в предметном и метапредметном планах, не только на основе приобретенных знаний и умений, но и с учетом этического, ценностно-смыслового, коммуникативного, поведенческого и других аспектов, актуальных в данной ситуации.

Термины и определения, используемые в программе

Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное        взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.  

Программа наставничества- комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином "обучающийся".

Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в        достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Куратор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по организации   наставничества в ОО.

Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.

Применяемые формы наставничества и технологии

Основной формой наставничества нашей программы является «учитель-учитель». Технологии, которые будут применяться в данной программе, подобраны исходя из практики работы опытных учителей школы. Применяемые в программе элементы технологий: групповое наставничество, традиционная модель наставничества, ситуационное наставничество, партнёрское, реверсивное, проектная, кейс-метод, коучинг.

Формы и методы работы с молодыми педагогами:

  • беседы
  • собеседования
  • тренинговые занятия
  • встречи с опытными учителями
  • открытые уроки, внеклассные мероприятия
  • тематические педсоветы, семинары
  • методические консультации
  • посещение и взаимопосещение уроков
  • анкетирование, тестирование
  • участие в различных мероприятиях
  • прохождение курсов, посещение семинаров.

Характеристика участников формы наставничества «Учитель-учитель»

Наставник

Наставляемый

  • Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи, квалификационную категорию (победитель различных профессиональных конкурсов);
  • Педагог, склонный к активной общественной работе;
  • Педагог, обладающий лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией.

- Молодой педагог, имеющий малый опыт работы до 3 лет, испытывающий трудности с организацией учебного процесса;

- Молодой педагог до 35 лет, прошедший профессиональную переподготовку;

-Вновь прибывший педагог до 35 лет, поступивший на работу в школу.

ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЫ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

(1-й год обучения тема «Знания и умения учителя – залог творчества и успеха обучающихся»)

Сроки

Мероприятие, формы деятельности

1

Сентябрь

Анкетирование (на входе для наставляемого и для наставника)

Семинар по заполнению школьной документации и моделированию урока. Современные требования к личности педагога. Профессиональный стандарт педагога.

2

Октябрь

Проведение диагностики:

Диагностика профессиональных затруднений молодых специалистов (самооценка и оценка наставника)

Семинар «Технологическая карта урока. Самоанализ урока»

3

Ноябрь

Практические занятия: составление воспитательного плана работы в классе;

Семинар «Дифференцированный подход на уроке»

4

Декабрь

Посещение уроков опытных учителей с целью наблюдения по предложенной схеме с последующим анализом.

Семинар « Современные образовательные технологии»

5

Январь

Консультация «Критерии профессионализма учителя»

Семинар «Самообразование учителя  - лучшее обучение»

6

Февраль

Практическое занятие: апробирование одного из методов изучения личности на своем классе.

Семинар «Создание личной страницы учителя»

7

Март

Беседа «Стиль взаимоотношений в коллективе учащихся и личность ребенка»;

Психологический тренинг «Осознание профессиональных страхов и пути их преодоления».

8

Апрель

Психологический тренинг «Доверие себе и другому».

Семинар «Методики работы с родителями обучающихся»

9

Май

Семинар «Роль учителя в учебно-воспитательном процессе»

10

По плану

Участие в методической неделе.

Открытое мероприятие по предмету.

11

В течение года

Участие в вебинарах, педагогических советах

Прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров

Участие в разных мероприятиях

Индивидуальное консультирование по запросам педагогов

ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЫ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

(2-й год обучения – тема «Самостоятельный творческий поиск»)

Сроки

Мероприятие, формы деятельности

1

Сентябрь

Практическое занятие: составление портфолио учащихся и класса.

Семинар «Использование учебно-дидактических материалов в учебном процессе»

2

Октябрь

Практикум по поурочному планированию

Семинар «Педагогические технологии, выбор и методика их использования»

3

Ноябрь

Практическое занятие: посещение уроков и анализ.

Семинар «Основные требования к современному уроку», критерии конкурса «Мой лучший урок»

4

Декабрь

Практическое занятие: организация работы над выработкой методов и приемов организации самостоятельной работы на уроке.

Совместно с наставником «Мастер-класс», открытый урок, классный час, интегрированный урок

5

Январь

Встречи с опытными педагогами «Изучение опыта творчески работающих педагогов»

6

Февраль

Семинар «Лучший пример - личный пример» (Методическая мастерская наставника)

7

Март

Семинар «Внеклассная работа по предмету. Научно-исследовательская деятельность»

Семинар для наставников «Наставничество как образовательная технология»

8

Апрель

Открытый урок по проблеме самообразования или выступление на ШУМО о работе по самообразованию.

Неделя молодых педагогов.

9

Май

Семинар «Профессиональная траектория роста молодого педагога»

Аттестация на соответствие занимаемой должности.

10

По плану

  Участие в методической неделе. Открытое мероприятие по предмету

11

В течение года

Участие в вебинарах, педагогических советах

Прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров

Участие в разных мероприятиях

Индивидуальное консультирование по запросам педагогов

ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЫ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

(3-й год обучения  – тема «Выбор индивидуальной линии»)

Сроки

Мероприятие, формы деятельности

1

Сентябрь

Семинар «Аттестация. Требования к квалификации педагогических работников»

2

Октябрь

Семинар «Нестандартные формы урока. Использование информационных технологий»

3

Ноябрь

Игра – тренинг «Камертон» (каждый учитель показывает свои варианты начала урока)

Семинар «Создание ситуации успеха на уроке для учащихся»

4

Декабрь

Семинар «Методика работы с детьми ОВЗ, одаренными детьми»

Совместно с наставником «Мастер-класс», открытый урок, классный час, интегрированный урок

5

Январь

Семинар «Личностно-ориентированный подход к учащимся, имеющим низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности»

6

Февраль

Практическая работа. Решение педагогических ситуаций

7

Март

Неделя педагогического мастерства.  Творческие лаборатории  педагогов-наставников

8

Апрель

Методическая выставка достижений молодых педагогов.

9

По графику

(по желанию учителя)

Прохождение аттестации на первую квалификационную категорию

10

По плану

Участие в методической неделе. Открытое мероприятие по     предмету.

11

В течение года

Участие в вебинарах, педагогических советах

Прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров

Участие в разных мероприятиях.

Индивидуальное консультирование по запросам педагогов

12

Май

Анкетирование оценки удовлетворенности программой наставничества (на выходе для наставляемого и для наставника)

Подведение итогов программы наставничества «Путь к вершинам мастерства»

Механизм реализации, организация управления,

контроль за ходом реализации программы

Этапы реализации

Содержание

Диагностический

Подготовка условий для запуска программы наставничества

Создание рабочей группы;  заседание Педагогического совета

Формирование базы наставляемых.

Отбор педагогов, испытывающий профессиональные проблемы, проблемы адаптации и желающих добровольно принять участие в программе наставничества.

Разработка реестра базы наставляемых

Формирование базы наставников

Отбор наставников из числа активных и опытных педагогов и педагогов, самостоятельно выражающих желание помочь педагогу

Разработка реестра базы наставников

Обучение наставников

Проводится при необходимости. Наставники должны пройти обучение и получить необходимые знания и навыки для работы с участниками программы.

Формирование наставнических пар

Собеседование

Разработка инструментов и организация встреч для формирования пар 

Основной

Организация работы наставнических пар

Целевые показатели и индикаторы реализации программы наставничества «Путь к вершинам мастерства». На данном этапе наставники проводят работу с участниками, передают им свои знания и помогают в решении возникающих вопросов.

Повышение квалификации наставляемого, закрепление в профессии; творческая

деятельность; успешная адаптация; КПК; проведение мастер–классов, открытых уроков и др.

 Аналитический (контрольно-оценочный)

Завершение наставничества

Проведение рефлексии; Анализ эффективности реализации программы наставничества

Целевые показатели программы

  1. Обеспечение информационно-методического сопровождения педагогов с учетом выявленных дефицитов в профессиональной деятельности;
  2. Способствование раскрытию личностного, творческого, профессионального потенциала молодых педагогов;
  3. Формирование умения организовывать воспитательно-образовательную деятельность применением современных образовательных технологий;
  4. Активизация молодых педагогов на участие в профессиональных конкурсах и мероприятиях различного уровня
  5. Создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, поддерживающую вновь пришедших в образовательную организацию педагогов.

Контроль за ходом реализации программы наставничества осуществляем в процессе мониторинга. Организация систематического мониторинга программы наставничества дает возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым, а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью.

Результаты практики наставничества «Путь к вершинам мастерства»

  1. Обеспечение информационно - методического сопровождения педагогов с учетом выявленных дефицитов в профессиональной деятельности.
  1. Включенность наставников и молодых специалистов в программу наставничества
  • Составлен реестр наставников и наставляемых по годам.
  • Проведены анкетирования по вопросам адаптации молодых педагогов к работе. Анкетирование оценки удовлетворенности программой наставничества (на входе для наставляемого и для наставника)
  • Диагностика профессиональных затруднений молодых специалистов (самооценка и оценка наставника).
  1. Изучение методической литературы
  2. Участие педагогов в вебинарах, семинарах и т. д.
  • Молодые педагоги ежегодно принимают участие в муниципальных семинарах «Школы молодого педагога», съездах педагогов нашей республики.

  1. Способствование раскрытию личностного, творческого, профессионального потенциала молодых специалистов, поддержка индивидуальной образовательной траектории.
  1. Прохождение курсов повышения квалификации

Участники программы проходят курсы повышения квалификации по наставничеству: ТИРОиПК – 9 учителей; Гос.университет.просвещения  - 2 учителя; Форум «Педагоги России: инновации в образовании» - 1 учитель.

  1. Разработаны планы по самообразованию
  2. Представление опыта работы молодыми педагогами внутри учреждения
  • Проведение открытых уроков в рамках недели молодых педагогов.
  • Выступление на заседании ШУМО учителей

  1. Формирование умения организовывать воспитательно-образовательную деятельность    с применением современных образовательных технологий.
  1.  С целью оказания помощи в проектировании, методического сопровождения и организации образовательной деятельности с учащимися проведены практические занятия
  2. Проведены обучающие семинары для молодых педагогов по овладению образовательными технологиями и организационными формами сопровождения воспитания и обучения

В рамках сетевой формы наставничества по муниципалитету на базе школы проведены семинары для молодых педагогов:

2023г. «Организация дифференцированного подхода к учащимся»

2024г. «Заканчиваем урок: приемы обобщения и систематизации знаний»

2024г. Муниципальный этап проф. конкурса  «Учитель года – молодой специалист» на базе школы

2025г. «Современный урок как основа эффективного и качественного образования»

  1. Мероприятия, проведенные участниками программы наставничества для обмена опытом внутри учреждения
  • Декада наставничества «Школа наставника – от теории к практике». Проведение совместных открытых уроков, классных часов и интегрированных уроков.
  • Посещение молодым педагогом уроков  педагога - наставника.
  • Участие в школьном учебно-методическом объединении учителей, проведение предметных недель.

  1. Активизация молодых педагогов на участие в профессиональных конкурсах и мероприятиях различного уровня.

Участие в конкурсах профессионального мастерства:

Сроки

ФИО молодого педагога

Наименование конкурса

Уровень

Результат

1

2022г

Монгуш Сайлык-Кыс Сандан-ооловна

Монгуш Мара Марат-ооловна

Математический бой

Муниципальный

2 команда

2

Монгуш Сайлык-Кыс Сандан-ооловна

Монгуш Мара Марат-ооловна

Математический бой

Республиканский

Сертификат

3

Дарбый Чингис Орланович

Лучший педагог по обучению ОБЖ

Республиканский

Сертификат

4

Дамбаа Чодураа  Вадимовна

Фестиваль открытых уроков

Муниципальный

1 место

1

2023г

Монгуш Сайлык-Кыс Сандан-ооловна

Фестиваль открытых уроков

Муниципальный

2 место

2

Дамбаа Чодураа Вадимовна

Учитель года-молодой специалист

Муниципальный

Победитель

3

Команда наставников и наставляемых

Слет молодых педагогов и наставника

Муниципальный

3 место

4

Дарбый Шораана Адар-ооловна

Учитель года-Воспитать человека

Муниципальный

Номинация

5

Монгуш Азиана Арсеньевна

Учитель года

Муниципальный

Номинация

6

Дарбый Чингис Орланович

Лучший педагог-мужчина – лидер и наставник

Муниципальный

Лауреат 2 ст

7

ДамбааЧодураа Вадимовна

Фестиваль открытых уроков

Муниципальный

2 место

8

Дарбый Чингис Орланович

Фестиваль открытых уроков

Муниципальный

3 место

9

Команда наставников и наставляемых

Квест-игра наставников и наставляемых

Муниципальный

Номинация

10

Куулар Чодураа  Вадимовна

Олимпиада «Хранители русского языка»

Региональный

Призер

11

Ооржак Чимис Романовна

Фестиваль открытых уроков

Муниципальный

2 место

12

Монгуш Алина Ахмедовна

НПК

Муниципальный

1 место

1

2024г

Дарбый Шораана Адар-ооловна

НПК по ФГОС

Муниципальный

3 место

2

Монгуш Начын Мергенович

Лучший педагог-мужчина – лидер и наставник

Муниципальный

Номинация

3

Монгуш Алина Ахмедовна

НПК по ФГОС

Муниципальный

3 место

4

Донгак Чингис Чыргал-ооловна

Мой лучший урок

Муниципальный

Номинация

5

Куулар Чодураа Вадимовна

Мой лучший урок

Муниципальный

2 место

6

Куулар Чодураа Вадимовна

Олимпиада «Хранители русского языка»

Федеральный

Сертификат

7

Монгуш Начын Мергенович

Мой лучший урок

Муниципальный

2 место

8

Куулар Чодураа  Вадимовна

Мой лучший урок

Региональный

2 место

9

Куулар Чодураа  Вадимовна

Мой лучший урок

Всероссийский

2 место

10

Дарбый Чингис Орланович

Мой лучший урок

Муниципальный

3 место

11

Монгуш Айза Артуровна

Мой лучший урок

Муниципальный

3 место

1

2025г

Лайызап Алена Андреевна

Проф.конкурс «Воспитать человека»

Муниципальный

2 место

2

Дарбый Чингис Орланович

Лучший педагог-мужчина – лидер и наставник

Муниципальный

3 место

3

Дарбый Шораана Адар-ооловна

Лучший учитель родного языка

Муниципальный

2 место

4

Куулар Чодураа Вадимовна

Конкурс эссе «Путь к успеху с наставником»

Региональный

Номинация

  1.  Трансляция опыта работы по реализации практик наставничества:

Ооржак Ч.В. – Всероссийская конференция (дистанционно) «Наставничество: идеология, технология, культура», 2023

Ооржак А.Б – региональный конкурс «Лучшая модель муниципального тьюторского сопровождения педагога», 2022

Чанзан С.С – августовское совещание педагогических работников Дзун-Хемчикского кожууна «Практика наставничества» из опыта работы, 2024

Монгуш Д-Х.С, Ооржак А.Б, Сарыглар Р.К, Куулар Ч.В, Дарбый Ш.А – региональный конкурс эссе «Путь к успеху с наставником», 2024

Ооржак А.Б, Ооржак Ч.В, Куулар Ч.В, Дарбый Ч.О, Монгуш Н.М, Лайызап А.А – региональный форум педагогов-наставников и наставляемых «Вместе к вершинам», 2025.

  1. Создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации

Для успешной адаптации молодых педагогов в коллективе проводятся тренинги.

Анкетирование оценки удовлетворенности программой наставничества (на выходе для наставляемого и для наставника).

Основной результат деятельности «Школы молодого педагога»  - это аттестация учителей на квалификационную категорию. За период деятельности «Школы молодого педагога» аттестованы  на первую квалификационную категорию 8 молодых педагогов: Дарбый Ч.О, Куулар Ч.В, Монгуш Ск.С, Монгуш М.М, Дарбый Ш.А, Монгуш С.А, Ооржак Ч.Р, Монгуш А.А.  

Вывод: Раскрываются творческие возможности молодых педагогов, их готовность к творческому поиску, совершенствуется педагогическое мастерство, расширяется общая культура педагога, обогащается методический арсенал, формируется умение объективно оценить свою деятельность. Все это говорит о повышении профессионального уровня молодых коллег и их успешной адаптации в школьном микроклимате.

SWOT-анализ программы наставничества

Факторы SWOT

Позитивные

Негативные

Внутренние

Сильные стороны:

− Значительная доля участников (100%), которым понравилось участие в программе, и которые готовы продолжить работу в программе;

− Участники программы (100%) видят свое профессиональное развитие в данном учреждении в течение следующих 5 лет;

− У участников программы (100%) появилось желание и/или силы реализовывать собственные профессиональные работы

− Наставляемые (100%) после общения с наставником отмечают, прилив уверенности в собственных силах для развития личного, творческого и педагогического потенциала;

− Высокие достижения педагогов школы, которые можно использовать в программе наставничества.

Слабые стороны:

− Инфраструктура наставничества в школе не позволяет достичь в полной мере цели и задач программы;

− Высокая перегрузка педагогов-наставников, как следствие – невозможность регулярной работы с наставляемыми;

− Дефицит педагогов, готовых и способных быть наставниками;

Внешние

Возможности:

−Информационно-методическая        поддержка школы при внедрении Целевой модели наставничества со стороны ТИРОиПК; Управления образования;

− Наличие программ повышения квалификации педагогов.

Угрозы:

−Нестабильность внешней социально- экономической среды функционирования школы;

−Рост конкуренции между образовательными организациями за квалифицированные педагогические кадры;

-Отток квалифицированных педагогов;

Анкеты для наставников и наставляемых

Анкета оценки удовлетворенности программой наставничества

(на входе для наставляемого)

Ф.И.О. педагога         

Оцените в баллах от 1 до 10, где 1-самый низший балл, а 10-самый высокий.

1.Сталкивались ли вы ранее с программой наставничества (да/нет)_____________________

2.Если да, то где?________________________________________________________________

3.Ожидаемый уровень комфорта при общении с наставником

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4.Насколько полезными/интересными, как Вам кажется, будут личные встречи с наставником?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5.Насколько полезными/интересными, как Вам кажется, будут групповые встречи?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6.Какой уровень поддержки Вы ожидаете от наставника?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7.НасколькоВы нуждаетесь в помощи наставника?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8.Насколько понятным, согласно Вашим ожиданиям, должен быть план, выстроенный наставником?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9.Насколько Вам важно обсудить и зафиксировать ожидания наставника?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10.Ожидаемые после завершения проекта перемены в Вашей жизни

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11.Ожидаемая полезность проекта для Вас

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12.Что Вы ожидаете от программы?

13.Что для Вас является особенно ценным в программе?

14.Вы рады, что участвуете в  программе? [да/нет]

Анкета оценки удовлетворенности программой наставничества

(на входе для наставника)

Ф.И.О. педагога         

Оцените в баллах от 1 до 10, где 1-самый низший балл, а 10-самый высокий.

  1. Сталкивались  ли вы ранее с программой наставничества (да/нет)_____________
  2. Если да, то где?_________________________________________________________

3.Насколько комфортным Вам представляется общение с наставляемым?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4.НасколькоВы можете реализовать свои лидерские качества в программе?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5.Насколько могут быть полезны/интересны групповые встречи?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6.Насколько могут быть полезны/интересны личные встречи?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7.НасколькоВаша работа зависит от предварительного    планирования (разработанного Вами)?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8.НасколькоВы собираетесь придерживаться плана?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9.Ожидаемая включенность наставляемого в процесс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10.Ожидаемый уровень удовлетворения от совместной работы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11.Ожидаемая полезность программы для Вас и Вашего наставляемого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

14.Насколько важным/необходимым является обучение наставников?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. Что Вы ожидаете от программы и своей роли?

13.Что в программе         является наиболее ценным для Вас?___________________________

  1. Вы рады, что участвуете  в  программе?        [да/нет]

Анкета оценки удовлетворенности программой наставничества

(на выходе для наставляемого)

1.Оцените в баллах от 1 до 10, где 1-самый низший балл, а 10-самый  высокий:

1.1. Насколько комфортно было общение с наставником?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.2.        Насколько        полезными/интересными были личные встречи с наставником?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.3.        Насколько        полезными/интересными были групповые встречи?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.4.        Ощущали        ли        Вы        поддержку наставника?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.5.        Насколько        полезна        была        помощь наставника?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.6. Насколько был понятен план работы с наставником?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.7.Ощущали ли Вы безопасность при общении с наставником?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.8.Насколько было понятно, что от Вас ждет наставник?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.9.        Насколько        Вы        довольны        вашей совместной работой?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.10.        Насколько        оправдались        Ваши

ожидания        от        участия        в        Программе наставничества?

  1. 2        3        4        5        6        7        8        9        10

2.Что для Вас особенно ценно было в программе?

3.Чего Вам не хватило в программе и/или что хотелось бы изменить?

4.Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет]

5.Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]

6. Планируете ли Вы стать наставником в будущем? [да/нет]

 

Анкета оценки удовлетворенности программой наставничества

(на выходе для наставника)

  1. Оцените в баллах от 1 до 10, где1-самый низший балл, а10-самый высокий.

1.1. Насколько было комфортно общение с наставляемым?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.2.Насколько удалось реализовать свои лидерские качества в программе?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.3.Насколько полезными/интересными были групповые встречи?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.4.Насколькополезными/интересными были личные встречи?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.5.        Насколько        удалось        спланировать работу?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.6.Насколько удалось осуществить план индивидуального развития наставляемого?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.7.        Насколько        Вы        оцениваете включенность наставляемого в процесс?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.8.        Насколько        Вы        довольны        вашей совместной работой?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.9.        Насколько        понравилась        работа наставником?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.10.        Насколько        оправдались        Ваши

ожидания        от        участия        в        Программе наставничества?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

  1. Что особенно ценно для Вас было в программе?__________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Чего Вам не хватило в программе и/или что хотелось бы изменить?

______________________________________________________________________________

  1. Было ли достаточным и понятным обучение, организованное в рамках «Школы наставничества»? [да/нет]
  2. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет]
  3. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]
  4. Была ли для Вас полезна совместная работа с наставляемым? (узнали ли Вы что-то новое и/или интересное)  [да/нет]

Форма отзыва о результатах наставничества

  1. Фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность наставника:

  1. Фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность, в отношении которого осуществлялось наставничество:

  1. Период наставничества: с        20        г. по         20        г.
  2. Информация о результатах наставничества:

а) наставляемый изучил следующие основные вопросы профессиональной деятельности:

б) наставляемый выполнил по рекомендациям наставника следующие основные задания:

в) наставляемому следует устранить следующие (заполняется при необходимости):

г) наставляемому следует дополнительно изучить следующие вопросы:

5. Определение профессионального потенциала,  наставляемого и рекомендации по его профессиональному развитию:

6. Дополнительная информация о наставляемом, в отношении которого осуществлялось наставничество (заполняется при необходимости):

Отметка об ознакомлении наставника непосредственного руководителя

наставляемого, в отношении, которого

осуществлялось наставничество, с                

выводами наставника        (должность)

        /(        )                        /(        ) (подпись) (расшифровка подписи)                      (подпись) (расшифровка подписи)

""        20        г.        ""        20        г.

Показатели эффективности деятельности учителя

Для оценки эффективности наставничества и деятельности учителя определены следующие критерии, показатели и система оценивания.

      ФИО учителя____________________________________________________________

      Предмет________________________________________________________________

      Показатели за период: с                ___ по         

Критерии

Показатели

Баллы

Урочная деятельность

Общая успеваемость за четверть, год

100%

2

Имеется положительная динамика

1

Качество успеваемости за четверть, год

65%-100% оптимальное

3

40%-64% допустимое

2

Имеется положительная динамика

1

Участие в олимпиадах, конкурсах

Творческие работы, исследовательские работы, проекты учащихся

Уровень

Школа

Муницип.

Регион

Федераль.

Количество призеров и победителей

5 и более

2

4

8

12

2-4

1

2

5

8

0-1

0

1

2

5

Научно-методическая, инновационная деятельность

Участие в конференциях, семинарах, фестивалях, форумах и.т. д.

1 или более мероприятий  в год  очном или  дистанционном форматах

1

2

3

4

Участие в профессиональных конкурсах

1 или более в год  очном или  заочном форматах

2

3

4

5

Публикации

В сетевых сообществах

В печатных изданиях

2

4

Целевые показатели и индикаторы

реализации программы наставничества

Наименование показателя

Индикатор

Целевое значение

2022-2023

2023-2024

2024-2025

  1. Обеспечение информационно - методического сопровождения педагогов с учетом выявленных дефицитов в профессиональной деятельности.

1

Включенность наставников и молодых специалистов в программу наставничества

%

2

Изучение методической литературы

%

3

Участие педагогов в    вебинарах, семинарах.

%

  1. Способствование раскрытию личностного, творческого, профессионального потенциала молодых специалистов, поддержка индивидуальной образовательной траектории.

1

Доля педагогов, прошедших курсы повышения квалификации по наставничеству

%

2

Разработка плана по самообразованию

%

3

Представление опыта работы молодыми педагогами внутри образовательной организации

%

3. Формирование умения организовывать воспитательно-образовательную деятельность    с применением современных образовательных технологий.

1

Оказание помощи в проектировании, методического сопровож- дения и организации образовательной деятельности с учащимися

%

2

Проведение обучающих семинаров для молодых педагогов по овладению образовательными технологиями и органи- зационными формами сопровождения воспитания и обучения

Ед.

3

Количество мероприятий, проведенных участниками программы наставничества для обмена опытом внутри

образовательной организации

Ед.

4.  Активизация молодых педагогов на участие в профессиональных конкурсах и мероприятиях различного уровня.

1

Доля педагогов принявших участие в конкурсах профессионального мастерства

%

2

Трансляция опыта работы по реализации практик

наставничества на различных уровнях

Ед.

3

Количество педагогов, подготовленных к аттестации

Ед.

5. Создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, поддерживающую вновь пришедших в учреждение педагогов.

1

Проведение тренингов по профилактике профессиональных выгораний, для успешной адаптации молодых педагогов в коллективе

         Ед.

2

Удовлетворённость педагогов условиями комфортного взаи- модействия и эффективной работы

%

Список использованной литературы и источников

1.Ладилова Н.А. Наставничество в России: от истоков к современности: [монография] / Н. А. Ладилова, И. А. Мишина. – Москва: ФГАОУ ДПО "Академия Минпросвещения России"- 2023г.

2.Наставничество как практика сопровождения, управления и исследования в образовательной организации: сборник материалов по итогам проведения Фестиваля практик наставничества в г. Томске. – Москва: Методист, 2023г.

3. Наставник 38. Электронный сборник лучших практик наставничества. Иркутск, 2024.