1. Продуктивность научно-методической деятельности педагогического работника

1.1. Доля исполненных мероприятий плана наставнической деятельности от общего числа мероприятий, предусмотренных планом работы наставника

    

1.2. Доля исполненных мероприятий индивидуального плана профессионального развития наставляемого от общего числа мероприятий, предусмотренных индивидуальным планом развития наставляемого

   

1.3. Своевременность исполнения мероприятий, предусмотренными планами

Справка прилагается см.

 

 

1.4. Наставничества в отношении педагогических работников образовательной организации, активного сопровождения их профессионального развития в образовательной организации

  

1.5. Методическая поддержка педагогических работников образовательной организации для подготовки к участию в профессиональных конкурсах

           

  

1.6. Разработка методических, информационно-аналитических материалов, диагностик по направлению деятельности

1.6.2. Методические материалы

     

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Acer\Desktop\69 001.jpg

Пояснительная записка

Программа наставничества «Путь к вершинам мастерства» разработана в целях реализации федеральных проектов национального проекта «Образование»: «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Учитель будущего» и национального проекта «Демография». В федеральном проекте «Учитель будущего» через наставничество решается задача и профессионального роста педагогических работников. Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт педагога. Следовательно, поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики. Настоящая образовательная программа раскрывает особенности создания условий и реализации модели наставничества в МБОУ Чыраа-Бажынской СОШ.

Нормативной базой программы являются следующие документы:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»    с изменениями на 24 апреля 2020 года];
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29мая 2015г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года»;
  • Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 23 января 2020 г. № МР 42/02 «О направлении целевой модели наставничества и    методических рекомендаций»;
  • Указ Президента РФ от 02.03.2018 г. №94 «Об учреждении знака отличия «За наставничество»; национальный проект «Образование» и проекты «Современная школа».
  • Распоряжение министерства образования Российской Федерации № Р-145 от 25 декабря 2019 г. «Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».
  • Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «Указ о национальных целях развития России до 2030 года».
  • Приказ Министерства образования и республики Тыва № 809-д от 18.03.2022г «Об утверждении положения о региональной целевой модели наставничества»
  • Устав МБОУ Чыраа-Бажынской СОШ
  • Положение о наставничестве в МБОУ Чыраа-Бажынской СОШ

        Настоящая программа определяет стратегию оказания помощи наставляемым в повышении квалификации, уровня профессионального мастерства и обобщении передового педагогического опыта, адаптации к коллективу; является организационно-методическим проектом, направленным на повышение качества образовательной деятельности в школе.

Сроки реализации программы:

Данная программа рассчитана на 3 года.

Начало реализации программы наставничества  с 01.09.2022г., срок окончания  01.06.2025 года.

Актуальность программы:

Молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, нередко теряется. Знаний, полученных в вузе, достаточно, но школьная практика показывает, что молодым учителям не хватает педагогического опыта. Помочь молодому специалисту в этом может опытный наставник.

Общим для всех начинающих учителей является то, что они хорошо представляют цели, задачи школы и свое социальное назначение в ней, имеют достаточно высокий уровень общеобразовательной подготовки, а отсутствие опыта, разрыв между знаниями и умениями приводят к разнообразным трудностям в период адаптации. Как следствие, происходит не всегда оправданный отток молодых учителей, не нашедших себя в выбранной специальности.

Данная программа наставничества составлена с учётом затруднений и призвана помочь адаптироваться молодому педагогу в коллективе, привить молодым учителям интерес к педагогической деятельности, развить процесс профессионального становления учителя; определить уровень профессиональной подготовки педагогов, выявить затруднения в педагогической практике и оказать методическую помощь; познакомить молодых специалистов с моделью профессионального роста учителей, достижениями педагогической науки и практики; развить потребности у молодого педагога к самообразованию и  самосовершенствованию.

Цель программы:

Формирование эффективной системы наставничества для поддержки и самореализации молодых и вновь прибывших педагогов, осуществление их профессиональной адаптации к учебно-воспитательной среде; формирование педагогически и методически грамотного учителя.

Задачи:

1.Обеспечить успешное закрепление в образовательной организации молодого специалиста, вновь прибывшего учителя (наставляемых);

2. Создать комфортную профессиональную среду для реализации актуальных педагогических задач на высоком уровне.

3. Организовать методическую работу с наставляемыми в условиях школы.

4. Мобилизовать внутренние ресурсы педагога на результат успешности в профессиональной деятельности;

5. Адаптировать наставляемых к корпоративной культуре, усвоению лучших традиций коллектива, сознательного и творческого отношения к выполнению профессиональных обязанностей.

Основная идея:

Создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого и вновь прибывшего учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.

Ожидаемые результаты:

Для молодого педагога

1.Освоение молодым специалистом основных функциональных обязанностей учителя и классного руководителя;

2.Повышение уровня методической, интеллектуальной, аналитической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса;

3. Повышение педагогического мастерства молодого специалиста;

4. Достижение высокого уровня готовности молодого специалиста к исследовательской и инновационной деятельности, участию в профессиональных конкурсах;

5. Становление молодого учителя как учителя-профессионала

Для наставника:

  • эффективный способ самореализации;
  • повышение квалификации;
  • достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.

Для образовательной организации:

  • успешная адаптация молодых специалистов;  повышение уровня закрепляемости молодых специалистов в образовательной организации.

        Главным результатом становления молодого педагога следует считать не сумму единиц усвоенной информации, а необходимые изменения, предполагающие динамику личностного развития педагогов, самостоятельность, ответственность, креативность, достаточную сформированность базовых компетенций и функциональной грамотности педагогов, что предусматривает оценку их способности к решению различных проблем в предметном и метапредметном планах, не только на основе приобретенных знаний и умений, но и с учетом этического, ценностно-смыслового, коммуникативного, поведенческого и других аспектов, актуальных в данной ситуации.

Термины и определения, используемые в программе

Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное        взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.  

Программа наставничества- комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином "обучающийся".

Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в        достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Куратор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по организации   наставничества в ОО.

Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.

Применяемые формы наставничества и технологии

Основной формой наставничества нашей программы является «учитель-учитель». Технологии, которые будут применяться в данной программе, подобраны исходя из практики работы опытных учителей школы. Применяемые в программе элементы технологий: групповое наставничество, традиционная модель наставничества, ситуационное наставничество, партнёрское, реверсивное, проектная, кейс-метод, коучинг.

Формы и методы работы с молодыми педагогами:

  • беседы
  • собеседования
  • тренинговые занятия
  • встречи с опытными учителями
  • открытые уроки, внеклассные мероприятия
  • тематические педсоветы, семинары
  • методические консультации
  • посещение и взаимопосещение уроков
  • анкетирование, тестирование
  • участие в различных мероприятиях
  • прохождение курсов, посещение семинаров.

Характеристика участников формы наставничества «Учитель-учитель»

Наставник

Наставляемый

  • Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи, квалификационную категорию (победитель различных профессиональных конкурсов);
  • Педагог, склонный к активной общественной работе;
  • Педагог, обладающий лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией.

- Молодой педагог, имеющий малый опыт работы до 3 лет, испытывающий трудности с организацией учебного процесса;

- Молодой педагог до 35 лет, прошедший профессиональную переподготовку;

-Вновь прибывший педагог до 35 лет, поступивший на работу в школу.

ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЫ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

(1-й год обучения тема «Знания и умения учителя – залог творчества и успеха обучающихся»)

Сроки

Мероприятие, формы деятельности

1

Сентябрь

Анкетирование (на входе для наставляемого и для наставника)

Семинар по заполнению школьной документации и моделированию урока. Современные требования к личности педагога. Профессиональный стандарт педагога.

2

Октябрь

Проведение диагностики:

Диагностика профессиональных затруднений молодых специалистов (самооценка и оценка наставника)

Семинар «Технологическая карта урока. Самоанализ урока»

3

Ноябрь

Практические занятия: составление воспитательного плана работы в классе;

Семинар «Дифференцированный подход на уроке»

4

Декабрь

Посещение уроков опытных учителей с целью наблюдения по предложенной схеме с последующим анализом.

Семинар « Современные образовательные технологии»

5

Январь

Консультация «Критерии профессионализма учителя»

Семинар «Самообразование учителя  - лучшее обучение»

6

Февраль

Практическое занятие: апробирование одного из методов изучения личности на своем классе.

Семинар «Создание личной страницы учителя»

7

Март

Беседа «Стиль взаимоотношений в коллективе учащихся и личность ребенка»;

Психологический тренинг «Осознание профессиональных страхов и пути их преодоления».

8

Апрель

Психологический тренинг «Доверие себе и другому».

Семинар «Методики работы с родителями обучающихся»

9

Май

Семинар «Роль учителя в учебно-воспитательном процессе»

10

По плану

Участие в методической неделе.

Открытое мероприятие по предмету.

11

В течение года

Участие в вебинарах, педагогических советах

Прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров

Участие в разных мероприятиях

Индивидуальное консультирование по запросам педагогов

ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЫ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

(2-й год обучения – тема «Самостоятельный творческий поиск»)

Сроки

Мероприятие, формы деятельности

1

Сентябрь

Практическое занятие: составление портфолио учащихся и класса.

Семинар «Использование учебно-дидактических материалов в учебном процессе»

2

Октябрь

Практикум по поурочному планированию

Семинар «Педагогические технологии, выбор и методика их использования»

3

Ноябрь

Практическое занятие: посещение уроков и анализ.

Семинар «Основные требования к современному уроку», критерии конкурса «Мой лучший урок»

4

Декабрь

Практическое занятие: организация работы над выработкой методов и приемов организации самостоятельной работы на уроке.

Совместно с наставником «Мастер-класс», открытый урок, классный час, интегрированный урок

5

Январь

Встречи с опытными педагогами «Изучение опыта творчески работающих педагогов»

6

Февраль

Семинар «Лучший пример - личный пример» (Методическая мастерская наставника)

7

Март

Семинар «Внеклассная работа по предмету. Научно-исследовательская деятельность»

Семинар для наставников «Наставничество как образовательная технология»

8

Апрель

Открытый урок по проблеме самообразования или выступление на ШУМО о работе по самообразованию.

Неделя молодых педагогов.

9

Май

Семинар «Профессиональная траектория роста молодого педагога»

Аттестация на соответствие занимаемой должности.

10

По плану

  Участие в методической неделе. Открытое мероприятие по предмету

11

В течение года

Участие в вебинарах, педагогических советах

Прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров

Участие в разных мероприятиях

Индивидуальное консультирование по запросам педагогов

ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЫ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

(3-й год обучения  – тема «Выбор индивидуальной линии»)

Сроки

Мероприятие, формы деятельности

1

Сентябрь

Семинар «Аттестация. Требования к квалификации педагогических работников»

2

Октябрь

Семинар «Нестандартные формы урока. Использование информационных технологий»

3

Ноябрь

Игра – тренинг «Камертон» (каждый учитель показывает свои варианты начала урока)

Семинар «Создание ситуации успеха на уроке для учащихся»

4

Декабрь

Семинар «Методика работы с детьми ОВЗ, одаренными детьми»

Совместно с наставником «Мастер-класс», открытый урок, классный час, интегрированный урок

5

Январь

Семинар «Личностно-ориентированный подход к учащимся, имеющим низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности»

6

Февраль

Практическая работа. Решение педагогических ситуаций

7

Март

Неделя педагогического мастерства.  Творческие лаборатории  педагогов-наставников

8

Апрель

Методическая выставка достижений молодых педагогов.

9

По графику

(по желанию учителя)

Прохождение аттестации на первую квалификационную категорию

10

По плану

Участие в методической неделе. Открытое мероприятие по     предмету.

11

В течение года

Участие в вебинарах, педагогических советах

Прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров

Участие в разных мероприятиях.

Индивидуальное консультирование по запросам педагогов

12

Май

Анкетирование оценки удовлетворенности программой наставничества (на выходе для наставляемого и для наставника)

Подведение итогов программы наставничества «Путь к вершинам мастерства»

Механизм реализации, организация управления,

контроль за ходом реализации программы

Этапы реализации

Содержание

Диагностический

Подготовка условий для запуска программы наставничества

Создание рабочей группы;  заседание Педагогического совета

Формирование базы наставляемых.

Отбор педагогов, испытывающий профессиональные проблемы, проблемы адаптации и желающих добровольно принять участие в программе наставничества.

Разработка реестра базы наставляемых

Формирование базы наставников

Отбор наставников из числа активных и опытных педагогов и педагогов, самостоятельно выражающих желание помочь педагогу

Разработка реестра базы наставников

Обучение наставников

Проводится при необходимости. Наставники должны пройти обучение и получить необходимые знания и навыки для работы с участниками программы.

Формирование наставнических пар

Собеседование

Разработка инструментов и организация встреч для формирования пар 

Основной

Организация работы наставнических пар

Целевые показатели и индикаторы реализации программы наставничества «Путь к вершинам мастерства». На данном этапе наставники проводят работу с участниками, передают им свои знания и помогают в решении возникающих вопросов.

Повышение квалификации наставляемого, закрепление в профессии; творческая

деятельность; успешная адаптация; КПК; проведение мастер–классов, открытых уроков и др.

 Аналитический (контрольно-оценочный)

Завершение наставничества

Проведение рефлексии; Анализ эффективности реализации программы наставничества

Целевые показатели программы

  1. Обеспечение информационно-методического сопровождения педагогов с учетом выявленных дефицитов в профессиональной деятельности;
  2. Способствование раскрытию личностного, творческого, профессионального потенциала молодых педагогов;
  3. Формирование умения организовывать воспитательно-образовательную деятельность применением современных образовательных технологий;
  4. Активизация молодых педагогов на участие в профессиональных конкурсах и мероприятиях различного уровня
  5. Создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, поддерживающую вновь пришедших в образовательную организацию педагогов.

Контроль за ходом реализации программы наставничества осуществляем в процессе мониторинга. Организация систематического мониторинга программы наставничества дает возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым, а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью.

SWOT-анализ программы наставничества

Факторы SWOT

Позитивные

Негативные

Внутренние

Сильные стороны:

− Значительная доля участников (100%), которым понравилось участие в программе, и которые готовы продолжить работу в программе;

− Участники программы (100%) видят свое профессиональное развитие в данном учреждении в течение следующих 5 лет;

− У участников программы (100%) появилось желание и/или силы реализовывать собственные профессиональные работы

− Наставляемые (100%) после общения с наставником отмечают, прилив уверенности в собственных силах для развития личного, творческого и педагогического потенциала;

− Высокие достижения педагогов школы, которые можно использовать в программе наставничества.

Слабые стороны:

− Инфраструктура наставничества в школе не позволяет достичь в полной мере цели и задач программы;

− Высокая перегрузка педагогов-наставников, как следствие – невозможность регулярной работы с наставляемыми;

− Дефицит педагогов, готовых и способных быть наставниками;

Внешние

Возможности:

−Информационно-методическая        поддержка школы при внедрении Целевой модели наставничества со стороны ТИРОиПК; Управления образования;

− Наличие программ повышения квалификации педагогов.

Угрозы:

−Нестабильность внешней социально- экономической среды функционирования школы;

−Рост конкуренции между образовательными организациями за квалифицированные педагогические кадры;

-Отток квалифицированных педагогов;

Анкеты для наставников и наставляемых

Анкета оценки удовлетворенности программой наставничества

(на входе для наставляемого)

Ф.И.О. педагога         

Оцените в баллах от 1 до 10, где 1-самый низший балл, а 10-самый высокий.

1.Сталкивались ли вы ранее с программой наставничества (да/нет)_____________________

2.Если да, то где?________________________________________________________________

3.Ожидаемый уровень комфорта при общении с наставником

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4.Насколько полезными/интересными, как Вам кажется, будут личные встречи с наставником?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5.Насколько полезными/интересными, как Вам кажется, будут групповые встречи?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6.Какой уровень поддержки Вы ожидаете от наставника?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7.НасколькоВы нуждаетесь в помощи наставника?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8.Насколько понятным, согласно Вашим ожиданиям, должен быть план, выстроенный наставником?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9.Насколько Вам важно обсудить и зафиксировать ожидания наставника?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10.Ожидаемые после завершения проекта перемены в Вашей жизни

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11.Ожидаемая полезность проекта для Вас

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12.Что Вы ожидаете от программы?

13.Что для Вас является особенно ценным в программе?

14.Вы рады, что участвуете в  программе? [да/нет]

Анкета оценки удовлетворенности программой наставничества

(на входе для наставника)

Ф.И.О. педагога         

Оцените в баллах от 1 до 10, где 1-самый низший балл, а 10-самый высокий.

  1. Сталкивались  ли вы ранее с программой наставничества (да/нет)_____________
  2. Если да, то где?_________________________________________________________

3.Насколько комфортным Вам представляется общение с наставляемым?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4.НасколькоВы можете реализовать свои лидерские качества в программе?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5.Насколько могут быть полезны/интересны групповые встречи?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6.Насколько могут быть полезны/интересны личные встречи?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7.НасколькоВаша работа зависит от предварительного    планирования (разработанного Вами)?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8.НасколькоВы собираетесь придерживаться плана?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9.Ожидаемая включенность наставляемого в процесс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10.Ожидаемый уровень удовлетворения от совместной работы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11.Ожидаемая полезность программы для Вас и Вашего наставляемого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

14.Насколько важным/необходимым является обучение наставников?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. Что Вы ожидаете от программы и своей роли?

13.Что в программе         является наиболее ценным для Вас?___________________________

  1. Вы рады, что участвуете  в  программе?        [да/нет]

Анкета оценки удовлетворенности программой наставничества

(на выходе для наставляемого)

1.Оцените в баллах от 1 до 10, где 1-самый низший балл, а 10-самый  высокий:

1.1. Насколько комфортно было общение с наставником?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.2.        Насколько        полезными/интересными были личные встречи с наставником?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.3.        Насколько        полезными/интересными были групповые встречи?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.4.        Ощущали        ли        Вы        поддержку наставника?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.5.        Насколько        полезна        была        помощь наставника?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.6. Насколько был понятен план работы с наставником?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.7.Ощущали ли Вы безопасность при общении с наставником?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.8.Насколько было понятно, что от Вас ждет наставник?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.9.        Насколько        Вы        довольны        вашей совместной работой?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.10.        Насколько        оправдались        Ваши

ожидания        от        участия        в        Программе наставничества?

  1. 2        3        4        5        6        7        8        9        10

2.Что для Вас особенно ценно было в программе?

3.Чего Вам не хватило в программе и/или что хотелось бы изменить?

4.Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет]

5.Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]

6. Планируете ли Вы стать наставником в будущем? [да/нет]

 

Анкета оценки удовлетворенности программой наставничества

(на выходе для наставника)

  1. Оцените в баллах от 1 до 10, где1-самый низший балл, а10-самый высокий.

1.1. Насколько было комфортно общение с наставляемым?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.2.Насколько удалось реализовать свои лидерские качества в программе?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.3.Насколько полезными/интересными были групповые встречи?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.4.Насколькополезными/интересными были личные встречи?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.5.        Насколько        удалось        спланировать работу?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.6.Насколько удалось осуществить план индивидуального развития наставляемого?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.7.        Насколько        Вы        оцениваете включенность наставляемого в процесс?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.8.        Насколько        Вы        довольны        вашей совместной работой?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.9.        Насколько        понравилась        работа наставником?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.10.        Насколько        оправдались        Ваши

ожидания        от        участия        в        Программе наставничества?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

  1. Что особенно ценно для Вас было в программе?__________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Чего Вам не хватило в программе и/или что хотелось бы изменить?

______________________________________________________________________________

  1. Было ли достаточным и понятным обучение, организованное в рамках «Школы наставничества»? [да/нет]
  2. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет]
  3. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]
  4. Была ли для Вас полезна совместная работа с наставляемым? (узнали ли Вы что-то новое и/или интересное)  [да/нет]

Форма отзыва о результатах наставничества

  1. Фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность наставника:

  1. Фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность, в отношении которого осуществлялось наставничество:

  1. Период наставничества: с        20        г. по         20        г.
  2. Информация о результатах наставничества:

а) наставляемый изучил следующие основные вопросы профессиональной деятельности:

б) наставляемый выполнил по рекомендациям наставника следующие основные задания:

в) наставляемому следует устранить следующие (заполняется при необходимости):

г) наставляемому следует дополнительно изучить следующие вопросы:

5. Определение профессионального потенциала,  наставляемого и рекомендации по его профессиональному развитию:

6. Дополнительная информация о наставляемом, в отношении которого осуществлялось наставничество (заполняется при необходимости):

Отметка об ознакомлении наставника непосредственного руководителя

наставляемого, в отношении, которого

осуществлялось наставничество, с                

выводами наставника        (должность)

        /(        )                        /(        ) (подпись) (расшифровка подписи)                      (подпись) (расшифровка подписи)

""        20        г.        ""        20        г.

Показатели эффективности деятельности учителя

Для оценки эффективности наставничества и деятельности учителя определены следующие критерии, показатели и система оценивания.

      ФИО учителя____________________________________________________________

      Предмет________________________________________________________________

      Показатели за период: с                ___ по         

Критерии

Показатели

Баллы

Урочная деятельность

Общая успеваемость за четверть, год

100%

2

Имеется положительная динамика

1

Качество успеваемости за четверть, год

65%-100% оптимальное

3

40%-64% допустимое

2

Имеется положительная динамика

1

Участие в олимпиадах, конкурсах

Творческие работы, исследовательские работы, проекты учащихся

Уровень

Школа

Муницип.

Регион

Федераль.

Количество призеров и победителей

5 и более

2

4

8

12

2-4

1

2

5

8

0-1

0

1

2

5

Научно-методическая, инновационная деятельность

Участие в конференциях, семинарах, фестивалях, форумах и.т. д.

1 или более мероприятий  в год  очном или  дистанционном форматах

1

2

3

4

Участие в профессиональных конкурсах

1 или более в год  очном или  заочном форматах

2

3

4

5

Публикации

В сетевых сообществах

В печатных изданиях

2

4

Целевые показатели и индикаторы

реализации программы наставничества

Наименование показателя

Индикатор

Целевое значение

2022-2023

2023-2024

2024-2025

  1. Обеспечение информационно - методического сопровождения педагогов с учетом выявленных дефицитов в профессиональной деятельности.

1

Включенность наставников и молодых специалистов в программу наставничества

%

2

Изучение методической литературы

%

3

Участие педагогов в    вебинарах, семинарах.

%

  1. Способствование раскрытию личностного, творческого, профессионального потенциала молодых специалистов, поддержка индивидуальной образовательной траектории.

1

Доля педагогов, прошедших курсы повышения квалификации по наставничеству

%

2

Разработка плана по самообразованию

%

3

Представление опыта работы молодыми педагогами внутри образовательной организации

%

3. Формирование умения организовывать воспитательно-образовательную деятельность    с применением современных образовательных технологий.

1

Оказание помощи в проектировании, методического сопровож- дения и организации образовательной деятельности с учащимися

%

2

Проведение обучающих семинаров для молодых педагогов по овладению образовательными технологиями и органи- зационными формами сопровождения воспитания и обучения

Ед.

3

Количество мероприятий, проведенных участниками программы наставничества для обмена опытом внутри

образовательной организации

Ед.

4.  Активизация молодых педагогов на участие в профессиональных конкурсах и мероприятиях различного уровня.

1

Доля педагогов принявших участие в конкурсах профессионального мастерства

%

2

Трансляция опыта работы по реализации практик

наставничества на различных уровнях

Ед.

3

Количество педагогов, подготовленных к аттестации

Ед.

5. Создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, поддерживающую вновь пришедших в учреждение педагогов.

1

Проведение тренингов по профилактике профессиональных выгораний, для успешной адаптации молодых педагогов в коллективе

         Ед.

2

Удовлетворённость педагогов условиями комфортного взаи- модействия и эффективной работы

%

Список использованной литературы и источников

1.Ладилова Н.А. Наставничество в России: от истоков к современности: [монография] / Н. А. Ладилова, И. А. Мишина. – Москва: ФГАОУ ДПО "Академия Минпросвещения России"- 2023г.

2.Наставничество как практика сопровождения, управления и исследования в образовательной организации: сборник материалов по итогам проведения Фестиваля практик наставничества в г. Томске. – Москва: Методист, 2023г.

3. Наставник 38. Электронный сборник лучших практик наставничества. Иркутск, 2024.



Предварительный просмотр:

Анкеты для наставников и наставляемых

Анкета оценки удовлетворенности программой наставничества

(на входе для наставляемого)

Ф.И.О. педагога         

Оцените в баллах от 1 до 10, где 1-самый низший балл, а 10-самый высокий.

1.Сталкивались ли вы ранее с программой наставничества (да/нет)_____________________

2.Если да, то где?________________________________________________________________

3.Ожидаемый уровень комфорта при общении с наставником

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4.Насколько полезными/интересными, как Вам кажется, будут личные встречи с наставником?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5.Насколько полезными/интересными, как Вам кажется, будут групповые встречи?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6.Какой уровень поддержки Вы ожидаете от наставника?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7.НасколькоВы нуждаетесь в помощи наставника?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8.Насколько понятным, согласно Вашим ожиданиям, должен быть план, выстроенный наставником?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9.Насколько Вам важно обсудить и зафиксировать ожидания наставника?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10.Ожидаемые после завершения проекта перемены в Вашей жизни

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11.Ожидаемая полезность проекта для Вас

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12.Что Вы ожидаете от программы?

13.Что для Вас является особенно ценным в программе?

14.Вы рады, что участвуете в  программе? [да/нет]

Анкета оценки удовлетворенности программой наставничества

(на входе для наставника)

Ф.И.О. педагога         

Оцените в баллах от 1 до 10, где 1-самый низший балл, а 10-самый высокий.

  1. Сталкивались  ли вы ранее с программой наставничества (да/нет)_____________
  2. Если да, то где?_________________________________________________________

3.Насколько комфортным Вам представляется общение с наставляемым?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4.НасколькоВы можете реализовать свои лидерские качества в программе?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5.Насколько могут быть полезны/интересны групповые встречи?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6.Насколько могут быть полезны/интересны личные встречи?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7.НасколькоВаша работа зависит от предварительного    планирования (разработанного Вами)?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8.НасколькоВы собираетесь придерживаться плана?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9.Ожидаемая включенность наставляемого в процесс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10.Ожидаемый уровень удовлетворения от совместной работы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11.Ожидаемая полезность программы для Вас и Вашего наставляемого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

14.Насколько важным/необходимым является обучение наставников?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. Что Вы ожидаете от программы и своей роли?

13.Что в программе         является наиболее ценным для Вас?___________________________

  1. Вы рады, что участвуете  в  программе?        [да/нет]

Анкета оценки удовлетворенности программой наставничества

(на выходе для наставляемого)

1.Оцените в баллах от 1 до 10, где 1-самый низший балл, а 10-самый  высокий:

1.1. Насколько комфортно было общение с наставником?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.2.        Насколько        полезными/интересными были личные встречи с наставником?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.3.        Насколько        полезными/интересными были групповые встречи?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.4.        Ощущали        ли        Вы        поддержку наставника?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.5.        Насколько        полезна        была        помощь наставника?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.6. Насколько был понятен план работы с наставником?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.7.Ощущали ли Вы безопасность при общении с наставником?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.8.Насколько было понятно, что от Вас ждет наставник?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.9.        Насколько        Вы        довольны        вашей совместной работой?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.10.        Насколько        оправдались        Ваши

ожидания        от        участия        в        Программе наставничества?

  1. 2        3        4        5        6        7        8        9        10

2.Что для Вас особенно ценно было в программе?

3.Чего Вам не хватило в программе и/или что хотелось бы изменить?

4.Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет]

5.Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]

6. Планируете ли Вы стать наставником в будущем? [да/нет]

 

Анкета оценки удовлетворенности программой наставничества

(на выходе для наставника)

  1. Оцените в баллах от 1 до 10, где1-самый низший балл, а10-самый высокий.

1.1. Насколько было комфортно общение с наставляемым?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.2.Насколько удалось реализовать свои лидерские качества в программе?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.3.Насколько полезными/интересными были групповые встречи?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.4.Насколькополезными/интересными были личные встречи?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.5.        Насколько        удалось        спланировать работу?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.6.Насколько удалось осуществить план индивидуального развития наставляемого?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.7.        Насколько        Вы        оцениваете включенность наставляемого в процесс?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.8.        Насколько        Вы        довольны        вашей совместной работой?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.9.        Насколько        понравилась        работа наставником?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

1.10.        Насколько        оправдались        Ваши

ожидания        от        участия        в        Программе наставничества?

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

  1. Что особенно ценно для Вас было в программе?__________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Чего Вам не хватило в программе и/или что хотелось бы изменить?

______________________________________________________________________________

  1. Было ли достаточным и понятным обучение, организованное в рамках «Школы наставничества»? [да/нет]
  2. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет]
  3. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]
  4. Была ли для Вас полезна совместная работа с наставляемым? (узнали ли Вы что-то новое и/или интересное)  [да/нет]

Форма отзыва о результатах наставничества

  1. Фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность наставника:

  1. Фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность, в отношении которого осуществлялось наставничество:

  1. Период наставничества: с        20        г. по         20        г.
  2. Информация о результатах наставничества:

а) наставляемый изучил следующие основные вопросы профессиональной деятельности:

б) наставляемый выполнил по рекомендациям наставника следующие основные задания:

в) наставляемому следует устранить следующие (заполняется при необходимости):

г) наставляемому следует дополнительно изучить следующие вопросы:

5. Определение профессионального потенциала,  наставляемого и рекомендации по его профессиональному развитию:

6. Дополнительная информация о наставляемом, в отношении которого осуществлялось наставничество (заполняется при необходимости):

Отметка об ознакомлении наставника непосредственного руководителя

наставляемого, в отношении, которого

осуществлялось наставничество, с                

выводами наставника        (должность)

        /(        )                        /(        ) (подпись) (расшифровка подписи)                      (подпись) (расшифровка подписи)

""        20        г.        ""        20        г.

Показатели эффективности деятельности учителя

Для оценки эффективности наставничества и деятельности учителя определены следующие критерии, показатели и система оценивания.

      ФИО учителя____________________________________________________________

      Предмет________________________________________________________________

      Показатели за период: с                ___ по         

Критерии

Показатели

Баллы

Урочная деятельность

Общая успеваемость за четверть, год

100%

2

Имеется положительная динамика

1

Качество успеваемости за четверть, год

65%-100% оптимальное

3

40%-64% допустимое

2

Имеется положительная динамика

1

Участие в олимпиадах, конкурсах

Творческие работы, исследовательские работы, проекты учащихся

Уровень

Школа

Муницип.

Регион

Федераль.

Количество призеров и победителей

5 и более

2

4

8

12

2-4

1

2

5

8

0-1

0

1

2

5

Научно-методическая, инновационная деятельность

Участие в конференциях, семинарах, фестивалях, форумах и.т. д.

1 или более мероприятий  в год  очном или  дистанционном форматах

1

2

3

4

Участие в профессиональных конкурсах

1 или более в год  очном или  заочном форматах

2

3

4

5

Публикации

В сетевых сообществах

В печатных изданиях

2

4



Предварительный просмотр:

Анализ результатов анкетирования педагогов

МБОУ Чыраа-Бажынской СОШ Дзун-Хемчикского кожууна

«Определение уровня сформированности профессиональных компетенций    педагога»

16-17 ноября 2022 года было проведено анкетирование с целью выявления уровня сформированности базовых компетентностей педагогов, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность.

        Учебно-воспитательный процесс осуществляют 37 педагогических работников. Из них:  

По стажу

По уровню

образования

По квалификационным категориям

По гендерному составу

Профессиональная переподготовка

До 3 лет – 6

3-5 лет – 4

5-10 лет – 3

10-15 лет – 3

15-20 лет – 5

20, более – 16

Высшее – 34

Среднее пед. – 3

Высшая – 11

Первая – 14

б/кат – 12

Муж – 7

Жен – 30

Проф.перепод. – 7

КПК за 5 лет - 37

Для педагогов была составлена анкета, которая предполагала ответы на вопросы в трех позициях: 1) да; 2) нет; 3) выполняю частично. 38 вопросов составлены сплошным текстом. Вопросы анкеты отражали шесть направлений базовых компетентностей педагога:

  1. Личностные качества.
  2. Постановка целей и задач педагогической деятельности.
  3. Мотивация учебной деятельности.
  4. Информационная компетентность.
  5. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений.
  6. Компетенции в организации учебной деятельности.

В анкетировании приняли участие 37 педагогов (100%). Обработка результатов диагностики педагогов предполагала выявление уровня (высокий более 65%, средний 40-65%, критический до 40%) сформированности базовых компетентностей по всем направлениям и выделение проблемных зон.

    Да – 2 балла

    частично – 1 балл

    нет – 0 баллов.

Результаты помогут составить программу коррекции деятельности педагогического коллектива.

  1. Личностные качества (вопросы 1-8).

Данная компетентность является выражением гуманистической позиции педагога. Она отражает основную задачу педагога — раскрывать потенциальные возможности обучающихся. Данная компетентность определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся. Вера в силы и возможности обучающихся снимает обвинительную позицию в отношении обучающегося, свидетельствует о готовности поддерживать ученика, искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности.

Результаты анкетирования:

Высокий -95%

Критический –нет

Средний – 5%

Вывод: у педагогов высокий уровень сформированности личностных качеств. Педагоги умеют создавать ситуацию успеха для обучающихся, осуществлять грамотное педагогическое оценивание, находить положительные стороны у каждого обучающегося, формировать точку зрения и аргументировать позицию.

  1. Постановка целей и задач педагогической деятельности (вопросы 9-10)

Данная компетенция обеспечивает эффективное целеполагание в учебном процессе, реализацию субъектно-субъектного подхода, ставит обучающегося в позицию субъекта деятельности, лежит в основе формирования творческой личности.

Результаты анкетирования:

Высокий -89%

Критический –нет

Средний – 11%

Вывод: как показывают результаты, у педагогов компетентность «Постановка целей и задач педагогической деятельности» сформирована на высоком уровне. Это значит, что педагоги в целом знают содержание и требования образовательных стандартов, примерных и рабочих программ, умеют формулировать тему и цели учебного занятия с учетом возрастных особенностей обучающихся. Некоторые педагоги испытывают затруднения в постановке педагогических целей и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.

  1. Мотивация учебной деятельности (вопросы 11-13)

Данная компетентность состоит из 2 умений это умение обеспечить успех в деятельности и умение оценить знания обучающихся.

Результаты анкетирования:

Высокий -92%

Критический –нет

Средний – 8%

Вывод: практически у всех педагогов данная компетентность сформирована на высоком уровне. Это означает, что педагоги знают возможности конкретных учащихся,  создают условия для самореализации и самопрезентации обучающихся, владеют различными методами оценивания знаний и умений учащихся, превращают учебную задачу в личностно значимую, тем самым обеспечивают мотивацию учебной деятельности.

  1. Информационная компетентность (вопросы 14-23)

Информационная компетентность подразумевает глубокое знание предмета преподавания, сочетающееся с общей культурой педагога, владение методикой преподавания, осуществление индивидуального подхода к организации образовательного процесса. Сочетание теоретического знания с видением его практического применения, что является предпосылкой установления личностной значимости учения.

Результаты анкетирования:

Высокий -95%

Критический –нет

Средний – 5%

Вывод: у педагогов высокий уровень информационной компетентности. Это значит, что педагоги знают генезис формирования предметного знания, возможности применения получаемых знаний для объяснения социальных и природных явлений, владеют методами решения различных задач, обеспечивают возможность эффективного усвоения знаний и формирования умений, предусмотренных программой, используют знания по психологии в организации учебного процесса, применяют свои индивидуальные особенности и саморазвитие в профессиональной деятельности.

  1. Разработка программ педагогической деятельности и принятие

                   педагогических решений (вопросы 24-29)

Компетентность «Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений» включает в себя умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты» и умение принимать решения в различных педагогических ситуациях. Это базовые умения, которые обеспечивают реализацию принципа академических свобод на основе индивидуальных образовательных программ. Без данных умений разрабатывать образовательные программы в современных условиях невозможно творчески организовать образовательный процесс.

Результаты анкетирования:

Высокий -100%

Критический –нет

Средний – нет

Вывод: следует отметить, что по результатам анкетирования указанная компетентность сформирована у педагогов на высоком уровне. Это говорит о том, что педагоги умеют разрабатывать, внедрять и реализовывать образовательные программы, обоснованно выбирают учебники и учебно-методические пособия.

  1. Компетенции в организации учебной деятельности (вопросы 30-38)

Последняя компетентность «Компетенции в организации учебной деятельности» состоит из умения устанавливать субъект-субъектные отношения, умения обеспечивать понимание педагогической задачи и способов деятельности», умения педагогического оценивания, умения организации информационной основы деятельности, обучающегося, умения использования современных средств и систем организации учебно-воспитательного процесса, умения выбирать способы умственной деятельности».

Результаты анкетирования:

Высокий -100%

Критический –нет

Средний –нет

Вывод: как показали результаты анкетирования, у педагогов уровень сформированности данной компетентности достаточно высокий. Это свидетельствует о том, что педагоги школы дидактически и методически грамотны, готовы к сотрудничеству, применяют различные инновационные образовательные технологии, стремятся демонстрировать практическое применение изучаемого материала, обеспечивают процессы стимулирования учебной активности, создают условия для формирования самооценки, организовывают самостоятельный поиск необходимой для школьника информации, владеют методами объективного контроля и оценивания, умеют использовать навыки самооценки для построения информационной основы деятельности.

Таким образом, все шесть компетентностей сформированы у педагогов МБОУ Чыраа-Бажынской СОШ на  высоком уровне.

Справку составила: учитель химии Ооржак А.Б



Предварительный просмотр:

Справка о реализации Программы наставничества

в МБОУ Чыраа-Бажынской СОШ в 2022-2023 учебном году

Данная аналитическая справка включает анализ работы только с молодыми специалистами, так как это направление работы является приоритетным. Но также в школе уделяется внимание и другим формам.

В рамках введения ЦМН (целевой модели наставничества) педагоги на методических семинарах и заседаниях ШУМО продолжили знакомство с нормативными документами и методическими рекомендациями введения целевой модели наставничества. Были созданы новые группы наставничества внутри ШУМО и подготовлен банк данных наставников и наставляемых (по учителям и учащимся); форматы наставничества: «педагог – стажист – молодой педагог», «педагог – учащийся, занимающийся проектной деятельностью», созданы группы «опытный педагог – новый педагог (вновь пришедший)», «опытный педагог – педагог, вышедший из отпуска по уходу за ребенком», «успешный ученик – отстающий ученик».

В школе успешно осуществляется наставничество 9 опытных педагогов над новыми педагогами (независимо от возраста), пришедшими работать в школу. Благодаря деятельности наставников Ооржак Ч.В, Куулар Д.Д,  Чанзан А.И, Монгуш Х.А, Соян Ч.В, Сарыглар Р.К, Ооржак А.Б, Куулар Г.А вновь пришедшие учителя достаточно быстро вливаются в коллектив школы, активно участвуют в общешкольных мероприятиях.

Также в школе продолжается наставничество педагогов в качестве научных руководителей проектных и исследовательских работ, подготовленных учащимися, наставничество по поддержке одаренных детей при подготовке к олимпиадам и конкурсам.

Одной из признанных форм выявления проблем и подведения итогов стал проведение «круглых столов», в том числе, с обучающимися, пожелания участников содействуют внесению коррективов в работу наставников.

Под руководством учителя химии Ооржак А.Б молодые педагоги школы принимают участие в республиканском конкурсе видеороликов «Школа молодого педагога» (2022,2023); приняли участие в первом муниципальном Слете молодых педагогов и наставников.

Основная цель при работе с педагогами в течение этого учебного года – создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодых педагогов в условиях современной школы и оказание поддержки в самосовершенствовании педагогам, проработавшим в школе 1 год.

Основные идеи:

  • Создать условия для развития профессиональных качеств педагогов, используя ресурсы системы методической работы в школе;
  • Используя возможности системы наставничества создать условия для формирования у педагогов готовности к самообразованию и самосовершенствованию.
  • Овладеть необходимыми знаниями и методами при работе по обновленным ФГОС.

В 2022-2023 учебном году в состав системы наставничества входило 9 молодых педагогов со стажем работы до 3-х лет, за каждым педагогом был закреплен наставник согласно приказа об организации методической работы в школе.

В течение года решались задачи:

  • Помочь адаптироваться учителям в коллективе;
  • Определить уровень профессиональной подготовки наставляемых;
  • Выявить затруднения в педагогической практике и наметить меры помощи;
  • Формировать творческую индивидуальность учителя;
  • создать условия для развития профессиональных навыков педагогов, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями;

-развивать потребности у педагогов к профессиональному самосовершенствованию и работе над собой;

  • с целью организации поддержки и методической помощи наставникам проводить постоянную работу с педагогами.

Были выбраны направления работы:

  • организационные вопросы;
  • планирование и организация работы по предмету;
  • планирование и организация методической работы;
  • работа со школьной документацией;
  • контроль за деятельностью молодых специалистов;
  • посещение уроков опытных педагогов;
  • самообразование педагога;
  • участие в методических мероприятиях.

Содержание деятельности:

  1. Диагностика затруднений молодых специалистов и выбор форм оказания помощи на основе анализа их потребностей;
  2. Планирование и анализ деятельности;
  3. Разработка рекомендаций о содержании, методах и формах организации воспитательно-

образовательной деятельности;

  1. Помощь молодым специалистам в повышении эффективности организации учебно-

воспитательной работы;

  1. Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время (олимпиады, смотры, предметные игры и др.);
  2. Организация мониторинга эффективности деятельности наставников;
  3. Создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодых учителей; 8.Организация встреч с опытными учителями, демонстрация опыта успешной педагогической деятельности;
  1. Проведение «круглых столов» наставников с молодыми педагогами;
  2. Проведение «круглых столов» администрации с молодыми педагогами. Планируемые результаты:
  • Формирование педагогических кадров, соответствующих требованиям современной системы образования (методически и психологически грамотных, творческих и коммуникабельных);
  • формирование        у        педагога        осознания        необходимости        непрерывного        самообразовании, постоянного повышения профессиональной компетентности;
  • успешная адаптация начинающего педагога в учреждении;
  • активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
  • повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии;
  • обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;
  • совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
  • использование в работе начинающих педагогов инновационных педагогических технологий.

Организация наставничества способствовала тому, чтобы из молодого специалиста

«вырос» молодой перспективный педагог, знакомый со всеми сферами педагогической деятельности, умеющий анализировать становление собственного мастерства, способный к реализации собственного творческого потенциала в педагогической деятельности.

Были проведены диагностика, микроисследование, анкетирование учителей: «Адаптация учителя в начале трудовой деятельности, «Выявление проблем педагога», «Как вы относитесь к своей профессии». Смысл диагностирования состоял в том, чтобы получить реальную и по возможности наглядную картину действительности.

Диагностический подход позволил:

  • точно учесть потребности педагога по всем направлениям развития педагогического мастерства;
  • объективно оценить промежуточные и конечные результаты;
  • определить перспективы создания наиболее благоприятных условий для развития творческой деятельности;
  • наметить программу роста педагогического мастерства каждого молодого специалиста;
  • учесть при организации методической работы не только проблему взаимопомощи в овладении профессиональными знаниями, но и аспекты психологической совместимости при создании микрогрупп;
  • обеспечить тесную взаимосвязь методической работы с учебой педагогов, с повышением их общего культурного уровня;
  • обеспечить оптимальное планирование методической работы в «Школе наставничества»;
  • выявить трудности, которые они испытывали в первый год своей педагогической деятельности.

Таким образом, на подготовительном этапе диагностирование выявило возможности педагогов и позволило оценить результаты наставничества, которые они получили в сравнении с требованиями, предъявляемыми к современному педагогу. Начинающим учителям были предложены анкеты успешности их как учителя.

Анализ анкет показал, что молодые специалисты соответствуют полученному образованию, не испытывают трудностей при планировании своей работы. Однако большая часть вопросов возникала у педагогов, работающих первый год, при непосредственном проведении уроков и контроле деятельности обучающихся, а также при проведении воспитательной работы с обучающимися и их родителями. С учетом полученных результатов был выстроен план проведения и темы семинаров, круглых столов, практикумов.

Работа состояла из следующих основных блоков:

Первый блок – теоретический (сентябрь-ноябрь).

В рамках работы данного блока проводились следующие мероприятия.

Собеседование на тему «Первые шаги молодых педагогов», включающее вопросы, направленные на выявление лидерских качеств каждого специалиста, формирование психологического портрета, как индивидуума, так и в микроклимате коллектива, вливание в педагогический коллектив (для педагогов первого года работы).

За каждым молодым педагогом был закреплен наставник. Учителями наставниками были подготовлены и проведены индивидуальные встречи, на которых они делились опытом своей работы: «Основные этапы организации урока», «Организация учебной работы с учащимися разных возрастных групп», «Педагогический такт учителя», «Оценка и отметка, как средства взаимодействия на ученика», «Последовательность в действиях учителя», «Использование рефлексии в образовательном процессе», «Методика определения результативности урока»,

«Учитель в классе и проблемы дисциплины», «Искусство педагогического общения с учащимися и их родителями», «Разрешение конфликтных ситуаций в ходе образовательного процесса». Молодыми специалистами с помощью учителей-наставников были выбраны темы по самообразованию, над которыми они работали в течение всего учебного года и делились наработками на заседаниях ШУМО. Молодые педагоги были ознакомлены с локальными актами (положениями, инструкциями), регламентирующими образовательный процесс.

Второй блок – практический (декабрь-апрель).

В рамках работы этого блока учителя-наставники посещали уроки молодых специалистов с последующим самоанализом молодыми педагогами применяемых форм и методов организации познавательной деятельности учащихся. Уроки, проведенные молодыми специалистами, показали владение методическими приемами для развития учебной и познавательной активности, стремление к применению передовых форм и методов в индивидуальной педагогической практике. В ходе работы молодые педагоги успешно освоили разные формы дистанционного обучения. Учителя так же участвуют в различных конкурсах, ими пройдены курсы повышения квалификации в рамках обновленных ФГОС.

Результаты работы

Результативной была работа с молодыми педагогами второго и третьего года работы.

Дамбаа Ч.В, учитель русского языка и литературы, стала победителем в муниципальном конкурсе «Учитель года-молодой специалист 2023», приняла участие в региональном этапе - достойно провела урок, получив высокие баллы, вошла в десятку сильнейших педагогов – конкурсантов. А в 2023г. успешно прошла процедуру аттестации на первую квалификационную категорию. При значимой поддержке методической службы школы и педагога – наставника учителя русского языка и литературы Сарыглар Р.К.

Монгуш А.А, учитель начальных классов, приняла участие в муниципальном конкурсе «Учитель года-2023», показала себя успешным педагогом – конкурсантом. Большую поддержку оказали наставники Ооржак А.Б, Куулар Г.А.

Монгуш А.А также прошла аттестацию на первую квалификационную категорию.

Молодые педагоги Монгуш А.А, Монгуш Н.М, Донгак Ч.Ч, Ооржак Ч.Р успешно готовят своих учащихся к различным конкурсам.

На традиционных «круглых столах», проведенных в мае и октябре 2022г. и в мае 2023г., молодые педагоги дали высокую оценку своим наставникам и методической службе школы.

Таким образом, период адаптации молодых специалистов, проработавших год в школе, прошел успешно. Им оказывалась помощь администрацией школы, педагогами - наставниками в вопросах ведения документации, совершенствования теоретических знаний, повышения профессионального мастерства. В конце учебного года было проведено анкетирование на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности молодого педагога в коллективе, и на основании этого были поставлены задачи на следующий учебный год:

  • работать над повышением компетентности молодых педагогов в вопросах развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся на уроках;
  • направить работу на изучение и практическое применение эффективных методов работы с учащимися с разным уровнем мотивации; обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся на протяжении всего урока;
  • продолжить освоение методов работы с родителями обучающихся.

Для педагогов, проработавших два-три года в школе, данный учебный год стал успешным в плане создания своего стиля преподавания, активности в пополнении знаний на различных курсах, освоение методических приемов, участие в конкурсах педмастерства. Молодые педагоги проявили себя активными, инициативными, творческими, в том числе, в деятельности профсоюзной организации. За творческий подход к работе, ответственность и активное участие в жизни образовательной организации Дамбаа Ч.В, Монгуш А.А были награждены Почетными грамотами Управления образования администрации Дзун-Хемчикского района.

Состоялся традиционный «круглый стол» с администрацией школы, на котором были подведены итоги работы молодых педагогов, выражена благодарность учителям – наставникам, определены запросы молодых педагогов и задачи на следующий год.

Выводы: продолжить работу по созданию условий для совершенствования педагогического мастерства молодых учителей, создания своего педагогического профессионального стиля в работе.

Педагогам-наставникам:

-поощрять        молодых        специалистов        к        самосовершенствованию        в        своей        педагогической деятельности, как в урочной, так и во внеурочной;

  • продолжить посещение уроков молодых педагогов с последующим методическим анализом; Молодым специалистам:
  • прислушиваться к рекомендациям опытных педагогов по организации учебного процесса по обновленным ФГОС;
  • продолжить овладевать теоретическими знаниями и практическими навыками для совершенствования педагогических компетенций через обучение на методических семинарах, практикумах;

-изучить методические приемы работы с родителями обучающихся;

В будущем учебном году целесообразно продолжить консультационную работу с молодыми специалистами учителей-наставников в направлении «Как сделать урок эффективным и эффектным», «Работа с одаренными детьми», «Работа с детьми, испытывающими трудности в обучении» и др. Молодым педагогам продолжить принимать активное участие в конкурсах различного уровня.

В целом, можно оценить реализацию целевой модели наставничества достаточно успешной.

Справку составила учитель химии Ооржак А.Б


Предварительный просмотр: