6. Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта.

Мушаева Байрта Михайловна

Статьи:

1. Метаметодический подход к обучению химии и физики на основе технологии укрупнения дидактических единиц. Васильева П.Д., Отчиева Б.М. Естественно-математическое образование в современной школе. Сборник научных трудов. Выпуск 5. /стр 133-137. Санкт-Петербург./

2. О формировании расчетных умений школьников по физике и химии. Отчиева Б.М. Фундаментальные и прикладные проблемы получения новых материалов: исследования, инновации, технологии. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. /стр. 284-286 г. Издательский дом «Астраханский университет»/.

3. Межпредметная интеграция в обучении предметам естественнонаучного цикла. Отчиева Б.М., Макаренкова С.В., Васильева П.Д. Естественно-математическое образование в современной школе. Сборник научных трудов. Выпуск 5. /стр 62-64. Санкт-Петербург./

4. Межпредметные связи физики и химии. Отчиева Б.М. V межрегиональная научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы естественнонаучной подготовки педагогов».  /стр. 59-62 Астрахань 2014 г./.

5. Межпредметные связи физики и химии при подготовке учащихся к единому государственному экзамену.  Отчиева Б.М., Васильева П.Д.

 V межрегиональная научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы естественнонаучной подготовки педагогов». /стр. 198 - 201 Астрахань 2014 г./.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

    Васильева П.Д., Отчиева Б.М.

Метаметодический подход к обучению химии и физики на основе технологии укрупнения дидактических единиц

    Актуальность использования метаметодического подхода в подготовке школьников по дисциплинам естественнонаучного цикла обусловлена возросшим уровнем  требований к результатам обучения школьников в форме итоговых аттестаций школьников - единых государственных экзаменов (ЕГЭ), увеличением объема и разнообразия типов задач, подлежащих усвоению школьниками,  и соответственно, поиском единых подходов к понижению этого разнообразия.  ЕГЭ как форма государственной аттестации предъявляет требования не только к ЗУНам, но и выдвигает требования к школьному учителю использовать в практике обучения метаметодический подход, используя задания междисциплинарного характера (1). В содержании химии и физики имеется немало учебных тем, требующие изучение с единых позиций. К числу таких учебных тем традиционно относятся: «Строение атома», «Агрегатное состояние веществ», «Строение вещества», «Периодический закон», газовые законы, законы физической теории растворов, электрохимические процессы.  В соответствии с целями и задачами  учебных предметов, основные понятия физической химии представлены в химии и в физике с разной степенью глубины изучения. Так, в разделе «Закономерности протекания химических процессов», более подробно изучается  кинетика химических процессов, в курсе физики - кинетика радиоактивных процессов, в курсе физики подробно изучаются превращения видов энергии, в химии – только термохимические процессы, в разделе «Электрохимические процессы»- электролиз и гальванические элементы.   Ведущим методом познания и методом обучения в химии и физике является эксперимент, а умения решать расчетные задачи  по химии и физике являются достаточно четким критерием усвоения учащимися теоретических знаний.

            В современной ситуации в обучении химии и физики требуетcя учет междисциплинарных связей и в подготовке школьников к ЕГЭ.      Важными аспектами метаметодического подхода являются применение методов технологии укрупнения дидактических единиц в части: а) выработки единых подходов в решении прямых и обратных задач;  б) единый подход к предъявлению заданий для творческого  составления расчетных задач с помощью матриц данных; б) целенаправленным применением приема сравнения и противопоставления свойств изучаемых объектов.

   На первом этапе обучения химии в разделе «Первоначальные химические понятия» сравниваются физические и химические явления (химические реакции), в сравнении изучаются агрегатные состояния веществ. Курсы химии и физики выполняют важную методологическую функцию формирования у школьников научной картины мира. Не случайно методологи-представители различных естественных наук пристально изучали межпредметные связи (3).

     При структурировании учебного материала по химии и физике в соответствии с технологией УДЕ, дидактически целесообразно противоположные процессы, явления рассматривать одновременно, в сравнении и противопоставлении . Так, с помощью сравнения можно связать новый учебный материал с уже известным, сравнение может быть исходным пунктом при постановке новых вопросов, способствовать закреплению материала. Заключение, сделанное на основе сравнения, всегда представляет собой краткий вывод. Противопоставление, как крайний случай сравнения — надёжный способ дифференцирования знаний. Подобно тому, как целое не есть сумма его частей, дидактическая ценность противопоставления изучаемых явлений состоит в новообразовании знаний.

     Задачи по химии и физике, продуктивнее решать не  изолированно друг от друга, а информационно связывать их между собой. В соответствии с технологией УДЕ, важно показать сходство и различать задач в рамках коротких временных интервалов, в рамках одного занятия (2).  

Задание. Прочитайте содержание двух предложенных задач. При анализе содержания задач определите более простую (по составу действий),  составьте алгоритм ее решения.

           Задача 1 (прямая)

        Задача 2 (обратная)

К 250 г 5%-ного водного раствора гидроксида натрия добавили 34,5 г оксида натрия. Вычислите массовую долю вещества в полученном растворе.

Ответ: 20%

 

    В результате добавления к 250 г

  5%-ного раствора гидроксида

  натрия оксида натрия получили

  раствор 20%-ной концентрации.

   Какова масса добавленного оксида  натрия?

Ответ: 34,5г.

      В решении химических и физических задач обратная задача составляется на основе полученного ответа и преобразования условия прямой задачи. Ответ прямой задачи позволяет проверить правильность результата путем решения обратной задачи. Однако следует отметить и различия в подходах к решению расчетных задач. В химии большинство задач описывают химические процессы с помощью уравнений реакций, в физике и химии размерности используемых величин различаются.

     Усиление самостоятельной продуктивной деятельности учащихся достигается путем увеличение самостоятельных творческих заданий.  Общей направленностью в формировании расчетных умений  может  стать предъявление исходных данных для составления задач на уроках химии и физике в компактной матричной форме. В качестве задания для самоподготовки предлагается составить задачи с использованием следующих данных, представленных в таблице. В качестве примера использования данных таблицы подробно обсуждаются задачи на основе числовых данных строки 1 (задача 1), строки 2 (задача 2).

       Таблица 2. Матрица данных для составления задач по физике

 

Р (Па)

V(м3)

T ( 0C)

м (кг)

M (кг/моль)

    -

0,02

120 С

2

0,029

8,2*106

  -

120 С

2

0,029

8,2*106

0,02

  -

2

0,029

8,2*106

0,02

120 С

-

0,029

8,2*106

0,02

120 С

2

-

Задача 1.

Рассчитайте давление сжатого воздуха, находящегося в баллоне объемом 0,02 м3 при температуре 120 С, если масса воздуха 2кг, молярная масса 0,029 кг/моль.

Задача 2.

Определите объем баллона, в котором содержится сжатый воздух под давлением  8,2*106 Па   и  температуре 120 С, если масса воздуха 2кг, молярная масса 0,029 кг/моль.

    Последующие задачи составляются учащимися при совместном обсуждении сюжета задачи и самостоятельным составлением текста задачи с последующим решением.

   На уроках химии и физики педагоги использует этот методический прием при решении задач по сходным темам. Так, при решении задач на газовые законы составляются задачи и выполняются расчеты с использованием матрицы данных (таблица 2).

Таблица 2. Матрица данных для составления задач по химии

Газ

М(г/моль)

m(г)

Р (кПа)

V(л)

n(моль)

t°C

NA(моле-

кул.)

О2

-

-

101,3

20

-

0

-

СН4

-

-

400

-

20

50

-

-

          -

120

120

       -

       -

120

         -

        -

44

   -

100

      -

       -

400

1,5-1023

Задание учащимся .  Составьте фабулу задачи. При решении задачи обратите внимание на размерность используемых величин.

      Сочетание приёмов противопоставления с приёмом графического выражения информации можно широко использовать на различных уроках химии и физики. Примером такого подхода, является схема, конструируемая при изучении темы «Электролиз». Основой совмещения этих разобщённых в курсе химии  и физики учебных тем является единство этих противоположных процессов: оба явления — две стороны сопряжённого процесса, выражаемого схемой (рис1.)

        C:\Users\vburlakov\Desktop\img029.jpg

Рис.1. Сравнение процессов электролиза и процессов, протекающих в гальваническом элементе.

   В заключении следует отметить, что метаметодический подход, реализуемый в современной школе, нуждается в максимальном  раскрытии  дидактического  потенциала  как в содержательном, так и в операционально-технологическом аспектах.  

Информационные источники

  1. Адамова М.Н. Использование межпредметных связей при подготовке к единому государственному экзамену по физике// Сборник материалов Образовательного саммита математиков и информатиков. Якутск, 2012, с 104-109.
  1. Васильева П.Д., Емцова О.М. Технология УДЕ при решении расчетных задач // Химия в школе, 2013 № 8, с38-43.
  2. Резник Н. Инвариантная основа внутрипредметных и межпредметных связей. Методологические и методические аспекты.: СПб, 2012.



Предварительный просмотр:

Межпредметная интеграция в обучении предметам естественнонаучного цикла  

     Одна из основных проблем современной системы школьного образования - разобщенность предметных методик, которая проявляется в неcостыковке содержания и методов обучения,  препятствующей  достижению новых целей, обозначенных в стандартах второго поколения. Школьные предметы естественно-научного цикла  имеют межпредметные связи: содержательные,  структурно-логические, операциональные и др.      Реализация интеграции методов в естественнонаучном образовании школьников  осуществляется на операциональном уровне проявляется в применении единых методов  и приемов обучении  учебных предметов проявляются в универсальных учебных действиях (УУД).

  Одним из проявлений интеграции методов обучения является  применение исследовательских методов обучения, в частности, метода проектов. Направленность обучения на формирование у школьников, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах реализуется в методе учебных проектов.  Современное школьное образование выдвигает целый ряд требований к результатам обучения – компетенциям выпускника, имеющих междисциплинарный, интегративный и надпредметный характер (2). К их числу относится: умение работать с различными источниками информации, справочными данными, осуществлять поиск путей решения проблем, использовать современный инструментарий для решения профессиональных задач. Особое значение в формировании ключевых компетентностей придается изучению предметам естественнонаучного цикла.

Другим примером интеграции обучения является широкое привлечение в образовательный процесс (информационно-коммуникативных технологий) ИКТ, значительно ускоряющий и рационализирующий обучение. В изучении всех учебных предметов в школе ИКТ активно внедрены в учебный процесс и влияние электронных средств в образовании, как и в других сферах жизни человека, будет больше возрастать.

Интеграция  естественнонаучного  образования школьников связана в первую очередь с устранением перегрузки учащихся и необходимостью сокращения учебного материала и времени без потери их познавательной емкости. Этой цели можно достичь за счет свертывания, уплотнения,  концентрации учебной информации за счет укрупнения дидактических единиц усвоения (3). Важнейшим способом укрупнения единиц усвоения является решение прямых и обратных задач с последующим составлением системы взаимосвязанных задач. Решение задач отражает практический способ освоения действительности и отражает уровень достигнутых теоретических знаний.

В традиционной практике обучения химии, физике и математике  учащимся предлагаются решение готовых изолированных задач. Деятельностный характер процесса решения задач определяет его как способ и средство формирования ключевых компетентностей учащихся в обучении. Для формирования расчетных умений школьников  мы применяем задания на решение расчетных задач из числа предложенных разработчиками КИМов.  Не ограничиваясь анализом решения задачи,  преобразуем исходную задачу для построения обратной, заменяя одно из известных количественных данных задачи рассчитанной. В результате получается система взаимосвязанных задач на единой информационной основе (1). Такой подход к преобразованию заданий помогает школьнику глубже понять количественные закономерности и  рациональный смысл расчетных действий и операций. Таким образом, варианты заданий по решению задач итоговой государственной аттестации школьников в форме ЕГЭ мы преобразуем в системы задач.

Таблица 1. Система задач по теме «Растворы» (С-4) ЕГЭ

Задача №1.

Определите массовую долю соли в растворе, полученном после добавления 8,4г.чистого железа в 150 мл 10% раствора соляной кислоты (плотность раствора 1,05 г\мл).

Задача №2

Определите объем выделившегося газа (н.у.), выделившегося при добавлении 8,4г.чистого железа в раствор соляной кислоты объемом 150 мл 10% концентрации (плотность 1, 05 г/мл.

Задача № 3

8,4 г чистого железа растворили в 150 мл 10% раствора соляной кислоты (плотность раствора 1,05 г\мл.). Вычислите массовую долю соляной кислоты в полученном растворе.

Задача № 4

После добавления чистого железа в 150 мл 10% раствора соляной кислоты (плотность раствора 1,05 г\мл.) массовая доля кислоты уменьшилась до 2,87%. Определите массу добавленного железа.

    Такой укрупненный подход применим в формировании расчетный умений не только в математике, в обучении химии, но и физике. Нами предполагается разработка системы задач по физике и внедрение в обучение физики.

        Интеграция – закономерный процесс, направленный на взаимопроникновение содержания и методов обучения. Она  осуществляется на внутрипредметном и  междисциплинарном уровне процедурами свертывания и уплотнения учебной информации, путем  установлением между элементами содержания содержательно-логических, генетических связей (2).  Межпредметную интеграцию можно осуществлять на уровне изучения общих проблем (экологических, экономических, социальных и др.) в ходе выполнения учебных проектов, так и на уровне изучения общенаучных понятий на интегративных уроках. Изучая учебную проблему, учащиеся выходят за пределы предметной области знаний, у них появляется необходимость привлечения знаний из разных источников.

      Внутрипредметная интеграция содержания и методов деятельности реализуется в решении системы задач, в их преобразовании. Большое внимание по решению задач в учебном предмете  уделяется вопросу установления межпредметных связей, систематизации знаний о физических величинах и единицах их измерения в соответствии с требованиями СИ, рассмотрению общих подходов к решению типовых расчетных задач и методике их решения с точки зрения рационального приложения межпредметных знаний. В обучении школьников решению расчетных  задач важно сопровождать сравнением способов решения и оформления задач в математике, химии, физике и биологии, показывать разные способы решения, использовать прямые и обратные задачи, составлять и  решать системы взаимосвязанных задач.

Литература

  1. Васильева П.Д., Емцова О.М. Технология УДЕ при решении расчетных задач // Химия в школе, 2013 № 8, с38-43.
  2. Резник Н. Инвариантная основа внутрипредметных и межпредметных связей. Методологические и методические аспекты.: СПб, 2012.
  3. Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как высокоэффективная технология математического образования// Учитель учителей. Академик П.М.Эрдниев.-Элиста: Изд-во Калмыцкого ун-та, 2006, с 31-58.



Предварительный просмотр:

Межпредметная интеграция в обучении предметам естественнонаучного цикла  

Макаренкова С.В., Отчиева Б.М., Васильева П.Д.

     Одна из основных проблем современной системы школьного образования - разобщенность предметных методик, которая проявляется в неcостыковке содержания и методов обучения,  препятствующей  достижению новых целей, обозначенных в стандартах второго поколения. Школьные предметы естественно-научного цикла  имеют межпредметные связи: содержательные,  структурно-логические, операциональные и др.      Реализация интеграции методов в естественнонаучном образовании школьников  осуществляется на операциональном уровне проявляется в применении единых методов  и приемов обучении  учебных предметов проявляются в универсальных учебных действиях (УУД).

  Одним из проявлений интеграции методов обучения является  применение исследовательских методов обучения, в частности, метода проектов. Направленность обучения на формирование у школьников, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах реализуется в методе учебных проектов.  Современное школьное образование выдвигает целый ряд требований к результатам обучения – компетенциям выпускника, имеющих междисциплинарный, интегративный и надпредметный характер (2). К их числу относится: умение работать с различными источниками информации, справочными данными, осуществлять поиск путей решения проблем, использовать современный инструментарий для решения профессиональных задач. Особое значение в формировании ключевых компетентностей придается изучению предметам естественнонаучного цикла.

Другим примером интеграции обучения является широкое привлечение в образовательный процесс (информационно-коммуникативных технологий) ИКТ, значительно ускоряющий и рационализирующий обучение. В изучении всех учебных предметов в школе ИКТ активно внедрены в учебный процесс и влияние электронных средств в образовании, как и в других сферах жизни человека, будет больше возрастать.

Интеграция  естественнонаучного  образования школьников связана в первую очередь с устранением перегрузки учащихся и необходимостью сокращения учебного материала и времени без потери их познавательной емкости. Этой цели можно достичь за счет свертывания, уплотнения,  концентрации учебной информации за счет укрупнения дидактических единиц усвоения (3). Важнейшим способом укрупнения единиц усвоения является решение прямых и обратных задач с последующим составлением системы взаимосвязанных задач. Решение задач отражает практический способ освоения действительности и отражает уровень достигнутых теоретических знаний.

В традиционной практике обучения химии, физике и математике  учащимся предлагаются решение готовых изолированных задач. Деятельностный характер процесса решения задач определяет его как способ и средство формирования ключевых компетентностей учащихся в обучении. Для формирования расчетных умений школьников  мы применяем задания на решение расчетных задач из числа предложенных разработчиками КИМов.  Не ограничиваясь анализом решения задачи,  преобразуем исходную задачу для построения обратной, заменяя одно из известных количественных данных задачи рассчитанной. В результате получается система взаимосвязанных задач на единой информационной основе (1). Такой подход к преобразованию заданий помогает школьнику глубже понять количественные закономерности и  рациональный смысл расчетных действий и операций. Таким образом, варианты заданий по решению задач итоговой государственной аттестации школьников в форме ЕГЭ мы преобразуем в системы задач.

Таблица 1. Система задач по теме «Растворы» (С-4) ЕГЭ

Задача №1.

Определите массовую долю соли в растворе, полученном после добавления 8,4г.чистого железа в 150 мл 10% раствора соляной кислоты (плотность раствора 1,05 г\мл).

Задача №2

Определите объем выделившегося газа (н.у.), выделившегося при добавлении 8,4г.чистого железа в раствор соляной кислоты объемом 150 мл 10% концентрации (плотность 1, 05 г/мл.

Задача № 3

8,4 г чистого железа растворили в 150 мл 10% раствора соляной кислоты (плотность раствора 1,05 г\мл.). Вычислите массовую долю соляной кислоты в полученном растворе.

Задача № 4

После добавления чистого железа в 150 мл 10% раствора соляной кислоты (плотность раствора 1,05 г\мл.) массовая доля кислоты уменьшилась до 2,87%. Определите массу добавленного железа.

    Такой укрупненный подход применим в формировании расчетный умений не только в математике, в обучении химии, но и физике. Нами предполагается разработка системы задач по физике и внедрение в обучение физики.

        Интеграция – закономерный процесс, направленный на взаимопроникновение содержания и методов обучения. Она  осуществляется на внутрипредметном и  междисциплинарном уровне процедурами свертывания и уплотнения учебной информации, путем  установлением между элементами содержания содержательно-логических, генетических связей (2).  Межпредметную интеграцию можно осуществлять на уровне изучения общих проблем (экологических, экономических, социальных и др.) в ходе выполнения учебных проектов, так и на уровне изучения общенаучных понятий на интегративных уроках. Изучая учебную проблему, учащиеся выходят за пределы предметной области знаний, у них появляется необходимость привлечения знаний из разных источников.

      Внутрипредметная интеграция содержания и методов деятельности реализуется в решении системы задач, в их преобразовании. Большое внимание по решению задач в учебном предмете  уделяется вопросу установления межпредметных связей, систематизации знаний о физических величинах и единицах их измерения в соответствии с требованиями СИ, рассмотрению общих подходов к решению типовых расчетных задач и методике их решения с точки зрения рационального приложения межпредметных знаний. В обучении школьников решению расчетных  задач важно сопровождать сравнением способов решения и оформления задач в математике, химии, физике и биологии, показывать разные способы решения, использовать прямые и обратные задачи, составлять и  решать системы взаимосвязанных задач.

Литература

  1. Васильева П.Д., Емцова О.М. Технология УДЕ при решении расчетных задач // Химия в школе, 2013 № 8, с38-43.
  2. Резник Н. Инвариантная основа внутрипредметных и межпредметных связей. Методологические и методические аспекты.: СПб, 2012.
  3. Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как высокоэффективная технология математического образования// Учитель учителей. Академик П.М.Эрдниев.-Элиста: Изд-во Калмыцкого ун-та, 2006, с 31-58.



Предварительный просмотр:

Сетевые взаимодействия КалмГУ им. Б.Б. Городовикова как инструмент развития региональной системы образования

Новости

21.02.2018 16:34

http://www.kalmsu.ru/images/stories/0_2018img/February/NAFON/Image00104.jpg

В эпоху глобализации образование стало тем узлом, в котором увязаны и отражаются противоречия, преимущества или недостатки современной эпохи. Фундаментальной характеристикой образования в информационном обществе становится характер новых отношений, которые во все возрастающей степени сводятся к взаимодействию людей друг с другом, а основной формой его организации и внутриорганизационного управления выступает сеть.

Системные, разносторонние сетевые взаимодействия Калмыцкого государственного университета имени Б.Б. Городовикова позволяют позиционировать регион на многих уровнях и что, особенно важно, в образовании. Конструируемые вузом сетевые взаимодействия способны повышать культурную целостность региональной системы образования и активизировать имеющийся человеческий потенциал на инновационные преобразования.

Так, благодаря сотрудничеству вуза с АНПО «Школьная лига» в рамках сетевой всероссийской образовательной программы «Школьная лига РОСНАНО», в Калмыкии создана региональная сеть, позволяющая повышать качество естественнонаучного образования в школах и создавать условия для роста мотивации детей школьного возраста к получению естественнонаучного образования, ранней профессиональной ориентации, направленной на выбор специальностей исследовательского, инженерно-технического и технопредпринимательского профиля в области высоких технологий.

О том, каких успехов достиг КалмГУ им. Б.Б. Городовикова в  этом направлении своей деятельности говорилось на видеоконференции «Сетевое взаимодействие вуза и школы в региональной системе образования», которая прошла 19 февраля 2018 года.

Кураторами мероприятия выступили Юшкова Елена Викторовна, к.т.н., доцент, руководитель направления по работе с региональными ресурсными центрами ШЛР и Даржинова Светлана Владимировна, к.п.н., доцент, директор музея, руководитель регионального ресурсного центра ШЛР на базе КалмГУ им. Б.Б. Городовикова.

 В конференции приняли участие Селянин Александр Александрович, генеральный директор АНПО «Школьная лига»; Казакова Елена Ивановна, д.п.н., профессор, чл-корр. РАО, научный руководитель Программы;  Питкиева Татьяна Ивановна, заместитель министра образования и науки Республики Калмыкия; Сумьянова Елена Владимировна, к.ф.-м.н., доцент, декан факультета физики, математики и информационных технологий; Громова Римма Дубиновна, хранитель фондов музея; руководители образовательных учреждений и учителя - координаторы Программы, студенты и школьники.

Со словами приветствия к участникам конференции обратился Александр Александрович Селянин, который поблагодарил всех за активное сотрудничество в рамках Программы и отметил, что КалмГУ им. Б.Б. Городовикова, как региональный ресурсный центр Школьной лиги РОСНАНО в Калмыкии один из самых эффективно развивающихся.

Научный руководитель Программы Казакова Елена Ивановна в своём выступлении акцентировала внимание участников на то, что сегодня ещё очень многое предстоит менять в современном образовании. Мы должны готовить молодых людей к жизни в высокотехнологичном мире, но вместе с тем сочетать эти высокие технологии с уважением к нравственным ценностям. Сегодня очень важно чтобы Человек состоялся, смог реализовать весь свой потенциал. И мы с Вами вместе должны подумать об общих действиях, осмыслить имеющиеся перспективы и увидеть новые горизонты.

 Юшкова Елена Викторовна отметила, что проводимая в 5 раз видеоконференция стала традиционной площадкой для обсуждения намечающихся перспектив в образовании, осмысления имеющегося опыта, местом доброжелательной и взаимно заинтересованной встречи. Она поблагодарила Даржинову С.В. за оперативную работу в части организации Всероссийской школьной Недели высоких технологий и технопредпринимательства на базе университета с 12 по 18 марта 2018 года.

  Об основных направлениях деятельности системы дополнительного образования в Республике Калмыкия в 2018 году говорила Питкиева Татьяна Ивановна. В частности, сообщила, что сегодня появляются новые возможности, в том числе и финансовые, для эффективной работы в обозначенном направлении. Например, намечается открытие Кванториума на базе КалмГУ; идёт работа по открытию модельного центра, как интегратора всех форм дополнительного образования в регионе; будет отремонтирован Дом детского творчества (из фонда Президента РФ выделено 65 миллионов рублей) и т.д. Вместе с тем, отметила, что во многом, благодаря плодотворному сотрудничеству АНПО «Школьная лига» и КалмГУ им. Б.Б. Городовикова в рамках реализации сетевой программы «Школьная лига РОСНАНО», в регионе создана инновационно-образовательная среда для вовлечения молодёжи и детей в активную деятельность, направленную на модернизацию экономики и социальной жизни в регионе. Татьяна Ивановна выразила огромную благодарность Селянину А.А., Казаковой Е.И., Юшковой Е.В., ректору университета Салаеву Б.К. и Даржиновой С.В. за столь эффективную работу.

Итоги сетевого взаимодействия КалмГУ им. Б.Б. Городовикова с АНПО «Школьная лига» подвела в своём выступлении Даржинова Светлана Владимировна: «На сегодня в нашем  регионе создана региональная сеть из 26 образовательных учреждений», которая в самое ближайшее время ещё более расширится, так как на участие подали заявки  ещё 17 школ Малодербетовского, Юстинского и Целинного районов. Региональным ресурсным центром выработан календарь проводимых ключевых событий: НАНовый год, деловая игра-конкурс «Журналист», каникулярная школа «Наноград. Калмыкия», Всероссийская школьная неделя высоких технологий и технопредпринимательства, музейная конференция, сетевая видеоконференция, образовательные путешествия и многое другое…

Из года в год количество участников Программы увеличивается. В 2017 году оно достигло почти 5000 человек. Это школьники, учителя, преподаватели, студенты, руководители образовательных учреждений различного уровня. А это огромный человеческий потенциал, способствующий личностному развитию молодёжи и повышению качества нашего образования».

Затем учителя – координаторы Программы «Школьная лига РОСНАНО» поделились опытом апробации STA-студий в своих школах.

Лиджиева Ирина Григорьевна, учитель Хар-Булукской СОШ Целинного района: «Получение учебных модулей STA-студии позволило нам научить детей навыкам совместной проектной работы, помогло  преодолеть барьеры между разными дисциплинами естественнонаучного цикла. Каждая точка пространства может работать не только в урочное время, но и во внеурочное время, когда ребята могут осваивать новые технологии. В будущем в наших планах проведение индивидуальных занятий, дискуссий и мастер-классов, выставок,   кинопоказов, которые еще больше повысят интерес учащихся к изучению нанотехнологий».

Мушаева Байрта Михайловна, завуч Хар-Булукской СОШ Целинного района: «Впервые в этом учебном году при проведении Недели науки учебные модули были использованы при проведении игр-путешествий в мир разных наук среди учащихся начального звена обучения. Учащиеся 5 класса выступили модераторами игры-путешествия, помогали учителям – предметникам. В ходе решения интересных задач в кабинете химии школьники ознакомились с учебными материалами  модулей, просмотрели медиаматериалы учебного модуля «Лаборатория кота Шредингера», получили звание «Младшего научного сотрудника»».

Сангаджиев Чингиз Геннадьевич, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 10 им. В.А. Бембетова»: «Работа с модулями позволила сделать образовательный процесс более личностно-значимым для учеников, более практико-ориентированным, более меж- и надапредметным и ориентирующимся при этом на современные технологии. Мы видим смысл нашего участия в Школьной лиге РОСНАНО не только в том, чтобы увлекать учащихся высокими технологиями, популяризировать естественнонаучное направление. Но, прежде всего, в гармоничном многостороннем развитии личности ребенка как творческого и самостоятельно думающего человека, который после окончания школы сумеет найти свое место в современном быстро меняющемся мире».

Джамбышева Байрта Алексеевна, учитель химии РНГ имени преподобного Сергия Радонежского: «Получив модули, мы почувствовали большую ответственность  за продвижение этого уникального проекта. Было создано сообщество «Увлеченные наукой». Мы обсуждаем интересные вопросы из мира высоких технологий, выпускаем газету «Школьное технопредпринимательство», проводим интересные опыты, эксперименты из серии «Сделай сам» и обьясни научную сторону вопроса. В своей работе активно используем медиатеку ШЛР.  Нам нравится участвовать в проектах «Школа на ладони». Решая их, всегда продвигаешься вперед. Спасибо за прекрасную возможность идти вперед».

Убушаева Камилла Сергеевна, учитель математики и информатики РНГ имени преподобного Сергия Радонежского: «Есть ещё один важный момент, о котором мне хочется сказать. Это то, что дети с ограниченными возможностями здоровья прекрасно чувствуют себя в этом инновационном пространстве. У меня среди учеников 2 ребёнка с ОВЗ, так они имеют такие замечательные успехи! Таврданов Наран разработал проект беседки, крыша которой построена из солнечных панелей».

После выступлений учителей состоялись прения, в которых  активное участие приняли: Бембиев А., Кузьмицкая С., Бембиева В.В., Манджиева Н.Н., Вилкова Е.М., Тавунова Л.А., Эрендженов А.В., Чемидова Т.Г., Манжаева С.Н. и др.

По итогам видеоконференции свой комментарий (контент-анализ) дала научный руководитель Программы «Школьная лига РОСНАНО» Казакова Елена Ивановна и в частности, отметила: «В состоявшемся  разговоре  не было формализма, бюрократизма, и я получила огромное удовлетворение от него. Сегодня здесь звучали очень правильные слова «мотивация», «интерес», «увлечение», «увлечённость». С точки зрения филологии это является очень важным признаком для того, что мы делаем.  Нам крайне важно представить друг другу и сообществу имеющиеся практики, услышать доброжелательную и содержательную оценку, получить моральную поддержку своей деятельности. Также нам было важно соотнести свои опыты и эксперименты с имеющейся традицией, услышать новые идеи и задуматься о не осознаваемых ранее проблемах, увидеть другие горизонты развития Программы. И в этой связи, в свете всего представленного, предлагаю КалмГУ – региональному ресурсному центру «Школьной лиги РОСНАНО» подготовить к апрелю этого года Программу нашей совместной деятельности и представить нам для рассмотрения. Также, не могу не отметить и тот факт, что у Вас есть замечательная поддержка от ректора КалмГУ Салаева Бадмы Катиновича,  который находит возможности и для финансовой и моральной поддержки Проекта. СПАСИБО! ».

                                    Выступления в прениях

Бембиев Александр, учащийся 10 класса РНГ им. Преподобного Сергия Радонежского: « Многим из нас работа с  модулями помогла определиться с выбором профессии. Кто-то заинтересовался программой «Школьная лига РОСНАНО», кто-то получил  ценный опыт и полезные знания. Учителя с удовольствием участвуют вместе с нами в опытах и исследованиях».

Кузьмицкая Софья, студентка 1 курса направления «психология» КалмГУ им. Б.Б. Городовикова: «С моими однокурсниками, Джалом и Саналом, очень часто участвуем в мероприятиях, проводимых КалмГУ-региональным ресурсным центром Программы  «Школьная лига РОСНАНО». Хочу отметить, что каждый раз,  встречаясь с ребятами из разных районов Калмыкии, из городских и из сельских школ, особенно из сельских,  мы видим, как сильно все они заинтересованы в той новой для них информации, которую получают, участвуя в этих мероприятиях.».

Бембиева Виктория Владимировна, учитель РНГ им. Преподобного Сергия Радонежского: «Хочу сказать слово от родительской общественности. Два года назад мой сын Александр стал одним из участников Школьной лиги. Заметила в нем перемены в лучшую сторону. Сын стал больше интересоваться учебой, оценки улучшились, а, следовательно, повысилась самооценка. Появилась уверенность в себе и своих силах».

Вилкова Елена Михайловна, учитель Приютненского лицея им. И.Г. Карпенко Приютненского района: «Участие в Программе стало прекрасной возможностью для личностного роста. От всего сердца благодарю родной КалмГУ, лично ректора Салаева Бадму Катиновича за его постоянную заботу и внимание к нам и неустанного организатора всех событий Программы в регионе Даржинову Светлану Владимировну. Конечно же, слова моей благодарности обращены и к заместителю министра образования и науки РК Питкиевой Татьяне Ивановне,  научному руководителю Программы Казаковой Елене Ивановне, всей команде «Школьной лиги РОСНАНО», Ведь без их соучастия мы не получили бы тех значительных результатов, которые имеем на сегодня! СПАСИБО ВСЕМ!».

 

  Музей. 

 Фотографии студии «Пеликон»


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: