Размышления на тему мелкой моторики.

Султанбекова Александра Аркадьевна

Введение или размышление «по заданной теме».

Добрый день, дорогие друзья: коллеги, родители, опекуны и просто неравнодушные люди!

Иногда очень хочется поделиться своим видением мира, тем, чем живешь и дышишь. Особенно хочется этим поделиться, когда твердо уверен,  что твое знание точно принесет пользу тому, кто этого захочет! Ведь столько наработок, столько изучено, опробовано и применяется мною на практике. Вдруг это будет полезно молодым коллегам? А вдруг прочитают родители? И мы, учителя, вместе с родителями, сможем работать в одном направлении, помогая нашим деткам. Ведь они так же становятся нашими, и мы так же радуемся их успехам и переживаем из-за неудач…

Так вот, рассуждаю я, надо бы написать эпиграф к своей статье. Недолго думая, решила: пусть это будет фраза Василия Александровича Сухомлинского: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Что может более ёмко и точно описать работу учителя технологии в коррекционной педагогике 8 вида? Но, к своему стыду, я подзабыла (за давностью лет) имя и отчество гениального педагога. Как обычно «поисковик» нам помог, я «забила» фразу «на кончиках пальцев» и, помимо фразы В.А. Сухомлинского увидела еще много подобных фраз. Все они, конечно, обозначают разное, но мне захотелось всё это объединить.

К примеру:

  • Мир на кончиках пальцев и Чудеса на кончиках пальцев.
  • Сказки на кончиках пальцев и Речь на кончиках пальцев.
  • Ум на кончиках пальцев и Дар на кончиках пальцев.

 «А ведь и правда, - размышляла я, - как же много зависит от наших рук, и как много мы можем добиться, развивая пальчики при занятиях с детьми. Причем играя, незаметно и ненавязчиво и в школе и дома».

Поэтому первоначальная идея: написать статью о том, почему руки развивать необходимо, трансформировалась в идею написать серию статей о способах развития и влияния на развитие ребенка через руки, через кончики пальцев, точнее, через мелкую моторику.

Я работаю учителем технологии в школе, которая реализует адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС О УО (ИН) как в начальных классах, так и в средней и старшей школе. Дети – они всегда дети. Не смотря на то, вундеркинды они или с умственной отсталостью. Всем детям одинаково нужна любовь и внимание. И, даже если ребёнок проявляет гениальность, а вы, взрослые, эту гениальность не поддерживаете и не развиваете, то вырастет он посредственным, поскольку деткам нужна поддержка и мотивация от старших. Ребятам 8го вида особенно нужна поддержка взрослых и близких. И не просто поддержка, а любовь (чувства), они очень тонко ее чувствуют.

Мне близка тема отдельных специализированных школ. Инклюзия, конечно модна сейчас, но дети, которых перевели в нашу школу из общеобразовательных школ все как один жалуются, что над ними издевались сверстники не понимая и не принимая их особенностей. И вспоминают они те годы обучения с неприязнью. У нас в школе все дети равны. И их различия мы называем особенностями. Да, именно так: у всех нас свои особенности и мы должны друг друга любить и терпеть особенности других. Так я говорю детям, когда они пытаются обижаться или злиться на своих одноклассников. Все мы должны друг друга любить и терпеть. У всех нас есть свои особенности. Особенно мы, взрослые, понимающие и дарящие свою любовь осознанно.

Но у взрослых есть еще одна задача, помимо социализации детей -  это их обучение и развитие. Чем мы можем помочь особым деткам?

Все уроки, и занятия, конечно же важны. Но очень важно на каждом уроке развивать мелкую моторику, и активно использовать межпредметные связи. Например, на чтении можно сделать буквы (пластилин, проволока, сложить из счетных палочек и тд и тп). На математике – цифры. На окружающем мире – аппликацию из осенних листьев.

А на уроках ручного труда, к примеру, в младших классах, необходимо включать вопросы из окружающего мира, просить читать тему урока и текст в учебнике, записывать свои имя, фамилию и название работы. При обсуждении поделки обсуждать ее форму, размеры, цвет, материал, сравнивать с имеющимися предметами в классе или за окном. Таким образом, мы включаем межпредметные связи и помогаем ребенку ориентироваться во внешней среде. Во время физкультминутки успешно подключается самомассаж кистей рук, и так называемую «гимнастику для ума» (кинезиологические упражнения).

Далее я расскажу обо всем подробнее с примерами моих уроков. А вы согласны со мной? Так ли важно для особенных детей развивать пальчики и кисти рук? Что вы думаете по этому поводу?