Методическое объединение

Ирина Владимировна Ягупова

План работы и протокол заседаний методического объединения учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protokol_shmo_uchiteley_nachalnyh_klassov.docx0 байтов
Файл analiz_raboty_mo.docx0 байтов
Microsoft Office document icon plan_raboty_mo.doc0 байтов
Package icon pedsovet.zip201.83 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 «Система воспитательной работы классного руководителя по профилактике и предупреждению асоциального поведения учащихся»

                                                                                «Даже если человек страдает сам из-за себя,

                                                                                            разве не лучше, чтобы ему помогли,

                                                                                                        если кто-то на это способен?»

                                                                                                                             Серен Кьеркегор.

       Для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики асоциального поведения несовершеннолетних, необходимо, выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным действиям детей и подростков, дают мотивацию их поведения, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия.
    Падение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение, препятствуют развитию личностных, волевых качеств ребенка, а отсутствие должного внимания со стороны взрослых приводит к асоциальному поведению.
     
   Именно на образовательные учреждения  возлагается основная ответственность за воспитание подрастающего поколения и принятие необходимых мер для формирования здорового образа жизни, законопослушного поведения, предотвращения правонарушений среди учащихся и реабилитации подростков с девиантным и деликвентным поведением.

Предлагаю вам выполнить тест, который позволит каждому из нас определить эффективность воспитательно-профилактической работы в классе.

             Вместе мы сможем помочь детям, которые одиноки, направить их по правильному жизненному пути.

Подведение результатов:

От 20 до 24 «да». Вы на правильном пути. Работайте в том же направлении и ваш ученик обязательно исправится.

От 15 до 19 «да». К сожалению, вы еще не достаточно освоили методы и приемы работы с трудновоспитуемыми детьми, необходимо самосовершенствоваться и самообразовываться.

Менее 15 «да». Необходимо срочно пересмотреть свои взгляды на воспитание детей, иначе вас ждет педагогический провал.

Итак, каждый из вас определил, насколько рассматриваемая проблема актуальна и важна. Необходимым условием эффективности воспитательно – профилактической работы является ее систематичность. Каждая группа получает бланк-лист «Система деятельности классного руководителя по работе с трудновоспитуемыми детьми» и заполняет его, проставляя рядом с тем действием, которое в реальной личной практике по значимости является первым, вторым, и т.д.

Группы выполняют задание.

Бланк – лист

«Система деятельности классного руководителя по работе с трудновоспитуемыми детьми»

Действие – задача

Ранжирование

Сформировать потребность к самовоспитанию.

7

Выявить причины его трудновоспитуемости

2

Формирование положительных качеств личности

5

Подвергнуть ломке отрицательный стереотип поведения

4

Поставить психолого-педагогический диагноз

3

Сформировать положительный стереотип поведения подростка

6

Изучить личность подростка

1

Затем ведущий называет правильный ответ, а участники проводят самопроверку. Обсуждение задания.

Итак, задачи определены. Рассмотрим, каким образом их можно реализовать на практике.

Рекомендации классному руководителю по работе с трудновоспитуемыми детьми,

детьми группы «риска».

Документация

1.​ Индивидуальный дневник наблюдений, где ежедневно фиксируются успеваемость, посещаемость, поведение трудновоспитуемого ученика.

2.​ Характеристика трудновоспитуемого ученика.

3.​  Акты посещения семьи.

4.​ План профилактической работы на четверть.

5.​ Учет профилактической работы по форме:

Дата

Форма и содержание профилактической работы

Участники

мероприятия

Роспись ученика и участников

Основные направления профилактической работы.

1.​ Наблюдения за трудновоспитуемыми детьми, результаты фиксируются в индивидуальном дневнике наблюдений.

2.​ Систематическое отслеживание посещаемости занятий трудновоспитуемыми учениками. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.

3.​ Совместно с учителями-предметниками систематически держать на контроле вопрос успеваемости. Строго следить за выставлением оценок в дневник.

4.​ Иметь тесную связь с тренерами, руководителями кружков, тем самым контролировать занятость трудновоспитуемого в свободное время.

5.​ Установить шефство за трудновоспитуемым учеником.

6.​ Вовлекать трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, привлекать к участию в различных формах КТД, использовать общественные поручения.

7.​ Нейтрализовать вредное влияние родителей, стараться нормализовать семейную обстановку. Индивидуально работать с неблагополучными семьями.

8.​ Привлекать родительскую общественность для перевоспитания ребенка..

9.​ Проводить профилактические классные часы и коррекционно – развивающие занятия (тренинги, игры).

Психологические аспекты

1.​ Не используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных примерах.

2.​ В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно и уступить.

3.​ Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, вносящее поправки в услышанное.

4.​ Старайтесь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились с вами своими неприятностями.

5.​ Не ставьте на ребенке крест.

6.​ Не загоняйте ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.

7.​ Беседу всегда начинайте с дружеского тона.

8.​ Диалог с трудновоспитуемым ребенком начинайте с тех вопросов, мнения по которым совпадают.

9.​ В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных.

10.​ Умейте смотреть на вещи глазами ребенка.

Педагогические ситуации. Трудности в общении с ребенком и пути их устранения.

Как видите, в рекомендациях помимо организационно – деятельностных аспектов есть еще и психологические. Мы говорим, этот ребенок с девиантным поведением . помощью к науке «психологии».

Психологи выявили четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей.

а) Привлечь к себе внимание.

Если ребенок не получает нужного количества внимания, то он находит способ его получить: непослушание. Учителя то и дело отрываются от своих дел, делают замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание непослушанием все–таки получено, лучше уж такое, чем никакого.

б) Показать, что имеет власть над другими.

Детям особенно трудно, когда взрослые общаются с ними, в основном, в форме замечаний, указаний. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямством. Смысл такого поведения – отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность.

в) Отплатить, отомстить, взять реванш.

Дети часто обижаются на взрослых за несправедливое наказание, любимчиков… В глубине души ребенок переживает, а на поверхности – протесты, непослушаемость, неуспеваемость. Смысл плохого поведения: «Вы сделали мне плохо, пусть вам тоже будет плохо».

г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Ребенок потерял веру в собственные силы, накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, у него складывается низкая самооценка. Он может прийти к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится. Пусть я буду плохим».

Предлагаю группам проанализировать ситуации и выполнить задание.

Группы выполняют задание.

Ситуация 1: Ребенок шумит, встревает в разговор взрослых, не слушается. Взрослые обращают внимание на негативное поведение ребенка, раздражаются, делают ему строгое замечание.

Ответ: Прекращает на время, затем снова начинает. Цель: привлечь к себе внимание.

Рекомендации:

1.​ Игнорировать.

2.​ Обращать внимание, когда ведет себя хорошо.

3.​ Задать вопрос: Может быть, ты хочешь, чтобы я обратила на тебя внимание?

4.​ Оказывать ребенку положительное внимание. Придумать совместные занятия, игры, прогулки.

Ситуация 2: Ребенок отказывается делать то, что от него хотят. Взрослые пытаются использовать свою власть, чтобы его заставить, начинают сердиться.

Ответ: упрямится или усиливает неповиновение. Цель: показать, что имеет власть над другими

Рекомендации

Избегать борьбы за власть, уменьшить свою включенность в дела ребенка, избавить ребенка от излишнего диктата и давления. Для него важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач.

Ситуация 3: Ребенок вредит или портит вещи, может оскорбить. Взрослые считают ребенка подлым и злым, выражают свой гнев и обиду.

Ответ: Чувствует себя оскорбленным, стремится отплатить еще и за это. Цель: отплатить, отомстить, взять реванш.

Рекомендации

Не показывать свой гнев и обиду, выявить причину мести ребенка и попытаться наладить с ним доверительные отношения.

Ситуация 4: Ребенок не способен научиться самостоятельным навыкам, требует помощи. Взрослые соглашаются с тем, что ребенок ни на что не способен.

Ответ: ребенок остается беспомощным. Цель: продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Рекомендации:

Поверить в способности и возможности ребенка, дать ему понять, что в него верят. Найти доступный для ребенка уровень задач, организовать с ним совместную деятельность. При этом ребенка нельзя критиковать. Ищите любой повод, чтобы его похвалить, отмечайте любой, даже самый незначительный успех. Постарайтесь подстраховать его, избавить от крупных провалов.

Подведение итогов .

Выполняя задание, вы убедились, что главные усилия нужно направить на то, чтобы переключить свои отрицательные эмоции (гнев, обиду, отчаяние) на конструктивные действия. Ведь чем больше недоволен взрослый, тем больше ребенок убеждается, что его действия достигли цели. Поэтому необходимо, прежде всего, изменить собственное отношение к ситуации и перейти к позиции помощи. Помните, при первых попытках улучшить взаимоотношения ребенок может усилить свое плохое поведение. Он не сразу поверит в искренность ваших намерений, и будет проверять их. Следующее задание является логическим заключением всего сказанного. Как известно, дети учатся у жизни. Чему? На этот вопрос ответите вы, продолжив предложенные фразы.

Дети учатся жить у жизни:

1.​ Если ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.

2.​ Если ребенок живет во вражде, он учится - быть агрессивным.

3.​ Если ребенка высмеивают – он становится замкнутым.

4.​ Если ребенок растет в упреках – он учится жить с чувством вины.

5.​ Если ребенок растет в терпимости – он учится понимать других.

6.​ Если ребенок растет в честности – он учится быть справедливым.

7.​ Если ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей.

8.​ Если ребенка поддерживают – он учится ценить себя.

9.​ Если ребенок живет в понимании и дружелюбии

– он учится находить любовь в этом мире.

10.​ Если ребенка хвалят – он учится быть благородным.

Спасибо за внимание и удачи в воспитательно – профилактической работе.

Бланк – лист

«Система деятельности классного руководителя по работе с трудновоспитуемыми детьми»

Действие – задача

Ранжирование

Сформировать потребность к самовоспитанию.

Выявить причины его трудновоспитуемости

Формирование положительных качеств личности

Подвергнуть ломке отрицательный стереотип поведения

Поставить психолого-педагогический диагноз

Сформировать положительный стереотип поведения подростка

Изучить личность подростка

Бланк – лист

«Система деятельности классного руководителя по работе с трудновоспитуемыми детьми»

Действие – задача

Ранжирование

Сформировать потребность к самовоспитанию.

Выявить причины его трудновоспитуемости

Формирование положительных качеств личности

Подвергнуть ломке отрицательный стереотип поведения

Поставить психолого-педагогический диагноз

Сформировать положительный стереотип поведения подростка

Изучить личность подростка

Ситуация 1: Ребенок шумит, встревает в разговор взрослых, не слушается. Взрослые обращают внимание на негативное поведение ребенка, раздражаются, делают ему строгое замечание.

Задание:

Как вы думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?

Выберите цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:

а) Привлечь к себе внимание.

б) Показать, что имеет власть над другими

в) Отплатить, отомстить, взять реванш.

г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Как бы вы поступили в этом случае?

Ситуация 2: Ребенок отказывается делать то, что от него хотят. Взрослые пытаются использовать свою власть, чтобы его заставить, начинают сердиться.

Задание:

Как вы думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?

Выберите цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:

а) Привлечь к себе внимание.

б) Показать, что имеет власть над другими

в) Отплатить, отомстить, взять реванш.

г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Как бы вы поступили в этом случае?

Ситуация 3: Ребенок вредит или портит вещи, может оскорбить. Взрослые считают ребенка подлым и злым, выражают свой гнев и обиду.

Задание:

Как вы думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?

Выберите цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:

а) Привлечь к себе внимание.

б) Показать, что имеет власть над другими

в) Отплатить, отомстить, взять реванш.

г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Как бы вы поступили в этом случае?

Ситуация 4: Ребенок не способен научиться самостоятельным навыкам, требует помощи. Взрослые соглашаются с тем, что ребенок ни на что не способен.

Задание:

Как вы думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?

Выберите цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:

а) Привлечь к себе внимание.

б) Показать, что имеет власть над другими

в) Отплатить, отомстить, взять реванш.

г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Как бы вы поступили в этом случае?

Входной тест для классных руководителей.

На каждый вопрос отвечаем  «да» или «нет»

1.​ Веду наблюдения за трудновоспитуемыми детьми, фиксируя результаты в индивидуальном дневнике наблюдений.

2.​ Ежедневно слежу за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми учениками.

3.​ Ставлю в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.

4.​ Совместно с учителями-предметниками постоянно держу на контроле вопрос успеваемости.

5.​ Строго слежу за выставлением оценок в дневник.

6.​ Имею тесную связь с руководителями кружков, контролирую занятость трудновоспитуемого в свободное время.

7.​ Ежедневно уделяю внимание трудновоспитуемому.

8.​ Каждую четверть заслушиваю трудновоспитуемых на классных собраниях. При необходимости приглашаю на Совет профилактики школы.

9.​ Не использую нравоучений. Не подчеркиваю проступки, воспитываю на положительных примерах.

10.​ Вовлекаю трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, использую общественные поручения.

11.​ Обучаю детей методам самовоспитания.

12.​ Нейтрализую вредное влияние родителей, стараюсь нормализовать семейную обстановку.

13.​ Привлекаю родительскую общественность для перевоспитания трудновоспитуемых детей.

14.​ Поддерживаю тесную связь с социальным педагогом.

15.​ В конфликтных ситуациях не стараюсь одержать победу любой ценой, считаю, что иногда можно и уступить.

16.​ Действую только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушиваю все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказываю мнение, вносящее поправки в услышанное.

17.​ Стараюсь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились со мной своими неприятностями.

18.​ Не ставлю на ребенке крест.

19.​ Не загоняю ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.

20.​ Беседу всегда начинаю с дружеского тона.

21.​ Диалог начинаю с тех вопросов, мнения по которым совпадают.

22.​ В процессе общения инициативу держу в своих руках, стараюсь диалог вести на равных.

23.​ Умею смотреть на вещи глазами подростка.

24.​ Общаясь с подростком, стараюсь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.