Конспект логопедического занятия для детей с аграмматической дисграфией.

 

Занятие  «Путешествие в Песочный город»

Цель занятия: активизация позитивного восприятия жизни, коррекция развития познавательных процессов, развитие образного мышления.

Оборудование: песочница, коллекция фигурок, карточки со словами, мел, доска, коктейльные трубочки, влажные салфетки.

Содержание занятия

 

Ритуал приветствия.

Игра «Путешествие в песочный город»

Ведущий. Итак, мы отправляемся в наше путешествие в Песочный город. На чем отправляются в путь? На транспорте. А какой вид транспорта выберем: наземный, водный, воздушный? Наземный. А поедем по дорогам мы необычным способом. Каждый из вас едет по своей дороге, которую сначала себе нарисует на песке.

Упражнение № 1. «Узоры на песке»

Ведущий. Проехав по дорогам, мы оказались у одного и того же места. В песочнице построены ворота. Ребята, эти ворота ведут в необычный город, но, чтобы в него попасть, нужно выполнить задание.

Упражнение № 2. «Дружба»

Цель: развитие памяти, установление закономерностей.

Ведущий.Я принесла вам игрушки — шишку, ракушку, цветок, медведя, кузнечика, ежика, лису. В руках у меня карточки со словами. Вы должны прочитать слово и подумать, с какой игрушкой оно подружится и почему. Повторите, глядя на игрушку, какое слово было загадано». (Шишка — лес, ракушка — море, цветок — запах, медведь — зоопарк, кузнечик — трава, ежик — колючки, лиса — хитрость.)Молодцы!

Упражнение № 3. «Маршрут»

Цель: выполнение работы по инструкции.

Ведущий.Сегодня в городе праздник. Я приготовила подарки, положила их в сундучок и спрятала под одним из деревьев. Но под каким, забыла. Я постараюсь вспомнить свой путь вслух, а вы слушайте внимательно и выполняйте все, что я говорю, в песочнице.

Поставьте свои машинки в начало пути, к маленькой яблоньке. От маленькой яблоньки идите вверх до большой яблони, от нее влево до домика, от домика вниз до синего дерева, от синего дерева вправо до домика, от домика до цветущего домика. (Дети в песочнице выполняют словесные указания, передвигая свою фигурку по определенному пути.)

А сейчас посмотрим, что же прячется под этим деревом? (Дети сами выкапывают сундучок.) Из вас получились хорошие искатели клада. А сейчас мы поиграем в прятки.

Упражнение № 4. «Песочные прятки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

Ведущий. Один из вас выберет семь любых игрушек. Внимательно рассмотрите их, а потом отвернитесь. Я закопаю все игрушки, а вы должны вспомнить их. А теперь давайте найдем их в песке.

Упражнение № 5. «Что изменилось?»

Цель: развитие объема внимания.

Ведущий. Посмотрите и запомните, на каком месте стоит каждая игрушка. Игрушки поменяются местами, а вы в это время отвернетесь. Теперь посмотрите и скажите, кто не на своем месте?

(В норме дети должны запомнить от 7 игрушек.)

Упражнение № 6. «Песочный ветер»

Цель: тренировка способности творчески и самостоятельно мыслить, давать собственные ответы на неоднозначные вопросы, научить детей управлять вдохом–выдохом.

Ведущий. Настало время ветров, на город налетел сильный ветер. Песчинки поднялись в воздух, и все жители спрятались по своим домам. А дети, пока гуляет ветер, находятся в школе на занятиях.

(Используя одноразовые трубочки для коктейля, надо выдуть из трубочки на песок, например, букву «А», затем придумать слова, начинающиеся на эту букву.)

Ветер закончился, и наше путешествие тоже подошло к концу.

Заключение

Вопросы для рефлексии:

— Что вам запомнилось?

— Чему научило сегодняшнее занятие?

— Что возьмете с собой после занятия?

— Где вам пригодится умение запоминать и быть внимательным?

Пожелание песочной стране.

Ритуал прощания с песочницей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsii_disleksii_u_mladshih_shkolnikov.docx40.15 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекции дислексии у младших школьников

Как заставить детей возненавидеть чтение?


Дислексия наиболее ярко начинает проявляться в младшей школе. В возрасте 7-8 лет ребенок не может справиться с освоением навыков чтения. Он путает слоги, медленно составляет слова и, даже если справляется с прочтением предложения, не может понять смысл озвученного. При этом, школьник отличается нормальным уровнем умственного развития и богатым воображением.

Специалисты утверждают, что раннее начало коррекции дислексии позволяет устранить патологию или, как минимум, помогает ребенку успешно справляться с ее проявлениями. Лечением заболевания занимается логопед или дефектолог узкой специализации, но терапевтический процесс обязательно должен проходить в тесном сотрудничестве с родителями малыша.

Если ваш младший школьник испытывает явные сложности в освоении навыков чтения или находится в группе повышенного риска развития данного отклонения, то представленные ниже задачи и упражнения подойдут вам как нельзя лучше. Они помогут развивать у школьника логическое мышление и абстрактные представления, сформируют навыки чтения и восприятия информации, а также повысят концентрацию внимания.

1. Артикуляционная гимнастика

Начинать занятия следует с разминочных упражнений:

  • вдыхаем через нос – выдыхаем ртом;
  • вдыхаем – задерживаем на несколько секунд дыхание – выдыхаем;
  • делаем неполный вдох – не полностью выдыхаем воздух.

После этого следуют упражнения, развивающие четкость и внятность произношения. Ребенку предлагается дополнять фразы ассоциативными звуками:

  • муха летит по комнате «з-з-з»;
  • собака рычит на кошку «р-р-р»;
  • змея ползет в траве «ш-ш-ш»;
  • шмель садится на цветок «ж-ж-ж»;
  • лошадка бежит по полю «цок-цок-цок» и др

Глубоко вдохнуть и на одном выдохе прочитать все согласные буквы в строке:

  • КНШЛЖЗЦСБТМПВЧФ;
  • ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН;
  • ВДГБФКЗРЧПТКЗРМ;
  • ЧМКПБРВСФЩМЖДШХ.

Прочитать чистоговорки медленно и внятно:

  • ру-ру-ру – убежала кегуру;
  • ты-ты-ты – замяукали коты;
  • чи-чи-чи – покатились все мячи.

Прочитать шепотом в умеренном темпе:

  • арна – арла;
  • аржа – арка;
  • арла – арма;
  • арба – арфа.

Прочитать громко и как можно быстрее:

  • жечь – печь – лечь;
  • дверь – червь – зверь;
  • мел – кол – ил;
  • жарь – парь – гарь.

Прочитать вслух скороговорки, поговорки и пословицы:

  • каково волокно, таково и полотно;
  • полили ли лилию, видели ли Лидию;
  • корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали;
  • на гору гогочут гуси, под горой огонь горит;
  • наш дуда и туда, и сюда.

2. Игра «Что в сундучке?»

Для данного упражнения необходимо изготовить объемные буквы алфавита. Сделать их можно из пластилина, глины, или же вырезать из твердого картона. Буквенный материал помещается в коробку или непрозрачный мешочек. Ребенку предлагается несколько вариантов данной игры:

  1. Необходимо, не доставая из коробки, определить на ощупь букву алфавита и описать ее. После этого вынуть букву, убедиться в правильности ответа и составить с ней слова. Можно усложнять задачу, требуя, чтобы эта конкретная буква находилась в начале, конце или средине придуманного ребенком слова.
  2. В коробку помещаются буквы, из которых можно составить несколько коротких слов. Ребенок достает буквы, выполняет поставленную задачу, после чего придумывает предложения с разгаданным словом.

3. Работа с мячиком

Вам понадобится резиновый мячик, который легко сжимается, и любая детская книга с легким текстом. Ребенку необходимо читать слова по слогам, сопровождая озвучивание каждого слога стискиванием мяча двумя руками или поочередно правой и левой.

4. Игра «лесенка»

Ребенку предлагается прочитать слова с различным количеством слогов, которые расположены в виде лесенки:
ЁЖ
РАК
СВОЙ
КОМОК
ЛОШАДЬ
ДЕВОЧКА
ПРЕЗИДЕНТ
ШЕСТЕРЕНКА
ШЕЛКОВИСТЫЙ

При этом, школьнику необходимо выполнить несколько заданий:

  1. прочитать слова, расположенные в «лесенке», сверху вниз;
  2. если встречается непонятное слово, следует узнать, что оно означает, и прочитать его несколько раз;
  3. если слово сложно прочесть целиком, необходимо поделить его на слоги или буквы, а потом соединить в одно целое;
  4. прочитать «лесенку» с низу вверх.