Умные пальчики. Тактильные дощечки.


Один из видов занятий с использованием "тактильных дощечек".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon taktilnye_doshechki45.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Тактильные дощечки»

Диагностические обследования, которые проводят специалисты и педагоги в детских садах и начальных школах, показывают: словарный запас большинства детей не соответствует их возрасту. В частности, они очень редко используют качественные прилагательные, метафоры, фразеологические обороты и т. п. Это одна из причин трудностей в школьном периоде при написании детьми творческих работ, пересказе текстов и т. п. Другой причиной является «недоразвитие» творческого воображения. Почему недоразвитие? Да потому, что воображение присуще каждому ребенку, но его надо развивать. Так, если в дошкольном и младшем школьном возрасте у ребенка не развили творческое воображение через игровую и учебную деятельность, то в будущем он не станет творческой личностью, а скорее всего будет исполнителем чьей-либо воли. Поэтому задача педагога – находить все новые и новые пути развития творческого воображения и речемыслительной деятельности.

Исходя из этого, я предлагаю новые виды занятий с использованием «тактильных дощечек».

Известно, что совершенствование мелкой моторики играет не последнюю роль в общем развитии ребенка, особенно его речевых способностей. Я предлагаю на основе развития тактильных ощущений формировать творческое воображение детей, мышление, внимание память, связную речь, умение пересказывать.

Требования к занятиям

  • Занятия с использованием «тактильных дощечек» проводятся или индивидуально, или по подгруппам (не более 5-6 детей); если детей больше, то контроль за правильностью выполнения заданий затрудняется, а продуктивность занятия снижается.
  • Оптимальный размер «тактильных дощечек» - не менее 6×10 см, что примерно соответствует размеру детской ладошки. Если дощечка меньше, то при ее обследовании дети используют только подушечки пальцев – мы же должны научить их проводить обследовательские движения всей кистью.
  • Дощечки покрываются различными материалами (ткань, крупы, бумага, природный материал и т. д.), которые создают разнообразную поверхность (твердая, мягкая, ворсистая, шероховатая, ребристая и т. д.).
  • Количество «тактильных дощечек» рассчитывается так: дощечек с однотипным покрытием должно быть не менее трех на каждого ребенка.
  • Работа с «тактильными дощечками» строится в три этапа.

Первый этап

Цель:

Познакомит с пособием, ввести в активный словарь прилагательные, характеризующие качества, учить группировать «тактильные дощечки» по отдельным признакам при помощи зрительных и тактильных ощущений.

Приемы:

1. Тактильное обследование окружающих предметов с называнием качества поверхности.

2. Обследование «тактильных дощечек», сравнение их поверхностей между собой и окружающими предметами.

3. Обучение приемам обследования.

4. Нахождение дощечки по описанию.

5. Описание заданной дощечки.

Примечание:

Работа проводится как при помощи зрительного анализатора, так и при его выключении.

Второй этап

Цель:

Учить соотносить поверхности дощечек с определенным предметом, животным, эмоциональным состоянием.

Приемы:

1. Найди такую же дощечку.

2. Разложи дощечки по степени гладкости, ворсистости их поверхности и т. п.

3. Найди дощечку, похожую на котика.

4. Какое животное напоминает дощечка? Какую вещь?

5. Найди самую злую дощечку, самую добрую, самую грустную и т. п.

6. Какая дощечка тебе больше нравится, какая меньше, какая не нравится?

7. Разложи дощечки по «сюжету».

Пример:

Собака бежит за кошкой (дети выкладывают друг за другом две тактильные дощечки, которые, по их мнению, соответствуют кошке и собаке). По дороге (дощечка) ползет змея (дощечка). Цыплята (дощечка) клюют зернышки (дощечка).

Третий этап

Цель:

Учить составлять рассказы с опорой на «тактильные дощечки» и тактильные ощущения, давать оценку своему эмоциональному состоянию.

Приемы:

1. Составление тактильных рассказов на основе сопоставления поверхностей (по ходу рассказа ребенок выкладывает друг за другом дощечки).

1а. Составление «неподвижных» рассказов (дощечки не передвигаются).

Пример:

Жил-был колючий ежик (подбирается дощечка) под не очень колючей елкой (дощечка). А рядом росла мягкая, шелковистая трава (дощечка), в которой ползали маленькие букашки (дощечка). В гости к ежику иногда приходили пушистая белка (дощечка) и не очень пушистый зайчик (дощечка). И они все вместе шли гулять по твердой дороге (дощечка).

1б. Составление «подвижных» рассказов, где уже выложенные дощечки по ходу рассказа используются вновь.

Пример:

Жил-был колючий ежик (подбирается дощечка) под не очень колючей елкой (дощечка). А под елкой росла мягкая, шелковистая трава (дощечка), в которой ползали маленькие букашки (дощечка). В гости к ежику (ребенок вспоминает, какую дощечку он выкладывал на слово «ежик», берет ее и кладет на новое место) иногда проходили пушистая белка (дощечка) и не очень пушистый зайчик (дощечка) и тогда они все вместе: ежик (берется ранее выложенная дощечка, которая соответствовала «ежику»), белка (ребенок берет дощечку, которую он уже выкладывал на слово «белка»), заяц (берется ранее выложенная дощечка) начинали кувыркаться в мягкой, шелковистой траве (берется ранее выложенная дощечка), где ползали маленькие букашки (берется дощечка, которая, по мнению ребенка, соответствует этой «букашки») под высокой колючей елкой (берется ранее выложенная дощечка).

2. Воспроизведение рассказа по уже выложенным дощечкам.

3. Составление рассказов на сопоставление качества поверхности с эмоциями и их воспроизведение по «тактильным дощечкам».

Пример:

Был солнечный денек (подбирается дощечка). Солнышко на небе улыбалось (дощечка). На поляне веселились зайчата (дощечка). Вдруг солнышко нахмурилось (дощечка). Оно увидело что-то нехорошее (дощечка). Оказывается, в кустах прятался злой волк (дощечка). Но зайчата его увидели и разбежались. Волк разозлился (дощечка) и ушел ни с чем. Солнышко снова улыбалось (дощечка). А веселые зайчата вернулись на полянку (дощечка).

Еще один пример:

Хитрая кошка (дощечка) крадется по траве (дощечка) к дереву (дощечка), чтобы достать маленьких, пушистых, беззащитных птенчиков (дощечка).

4. Составление рассказов о себе.

Пример:

          Я добрый мальчик (девочка) (дощечка). Когда я вижу, что кого-то обижают, то у меня настроение такое (дощечка). Про злых людей я думаю, что они вот такие (дощечка). Когда мне покупают новую игрушку, то у меня вот такое настроение (дощечка). Когда я обманываю, то у меня вот такое настроение (дощечка). Когда меня обманывают, то у меня вот такое настроение (дощечка).  

           Последовательное прохождение всех этапов, использование всех приемов, а также творческий подход педагога к выбору и составлению предложений и рассказов помогут развивать у ребенка эмоционально окрашенное восприятие окружающего мира, обогатят его речемыслительную деятельность, а, следовательно, окажут плодотворное влияние на его развитие в целом.

Психологический аспект

На занятиях с использованием «тактильных дощечек» необходимо выяснять, почему ребенок выбрал именно ту или иную дощечку. Это даст возможность определить, понимает ли ребенок данное задание, а также оценить его эмоциональное состояние (в семье, детском саду, в разные временные отрезки, разных ситуациях). Можно предложить ребенку выложить такой сюжет: «Мама, папа, я – вот и вся моя семья». И выяснить, почему каждому члену семьи соответствует именно эта дощечка. Можно предложить ребенку            

а) выложить дощечки, которые соответствуют его друзьям; б) выбрать ту дощечку, которая, по мнению ребенка, подходит ко всему детскому коллективу; в) показать дощечку, которая подходит к его настроению, когда он утром пришел в детский сад и т. д.

Такие тесты дают большие возможности для психолого-педагогического обследования ребенка. Но необходимо учитывать, что однократные тесты не дают полной картины психологического состояния ребенка: сегодня себя или своих близких он сопоставляет с одними тактильными ощущениями, а в следующий раз – с другими. Следовательно, проводить тесты с использованием «тактильных дощечек» необходимо многократно или в совокупности с другими тестами.

Использованная литература:

Гин С.И. «Мир фантазии» 2006г.

Гин С.И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду». 2010г.