Воспитательная программа "Вместе -мы сила"

Брюховец Оксана Васильевна

Программа рассчитана для учащихся 1-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_programma_vmeste_-my_sila.docx46.38 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная программа

«Вместе мы - сила»

                                             

                                   Брюховец О.В.

                учитель начальных классов

Актуальность и принципы

Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский 

          Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.

      В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.

      Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.

     Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

      Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

     Я разработала программу воспитательной работы в начальной школе. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

      Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года  обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.

     На   втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие».

        Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.    

         Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.

         В основе программы заложены принципы:

- ориентация на общечеловеческие ценности (человек, добро, красота, отечество, семья, культура, знания, труд, мир) как основу здоровой жизни;

- ориентация на социально-ценностные отношения (способность обнаружить за словами, событиями, действиями, предметами, поступками внутренний мир человека),- субъективность (содействие педагога развитию способности ребенка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и  жизни);

- принятие ребенка как данности (т.е. признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).    

    Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся реализуется  на ступени начального общего образования с учётом  культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов. Направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально- педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.  Ведущая, ценностное и содержательно определяющая роль в создании социально открытого, нравственного уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения.

                                       Воспитательный идеал воспитанника

  • добрый, не причиняющий зла живому,
  • честный и справедливый,
  • любящий и заботливый,
  • трудолюбивый и настойчивый,
  • творящий и оберегающий красоту мира,
  • стремящийся к знаниям и критично мыслящий,
  • смелый и решительный,
  • свободолюбивый и ответственный,
  • самостоятельный и законопослушный,
  • чувствующий связь со своим народом, страной, культурой,
  • бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам,
  • патриотичный,
  • толерантный

Цели и задачи программы:

Цели воспитательной работы:

  • Создание дружного классного коллектива с навыками самоуправления.
  • Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения.
  • Формирование здоровья ребенка и обучение его сохранению и совершенствованию своего психического и физического здоровья.
  • Развитие умения общаться и сотрудничать.
  • Задачи:
  •  формировать уважительное отношение к членам своей семьи, воспитывать семьянина, любящего свою семью;

  •  формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения, сознательное отношение к своим обязанностям;

  • способствовать становлению активной гражданской позиции учащихся;

  • прививать навыки культуры общения, развивать нравственно-личностные качества (доброта, желание помочь другим людям);

  •  прививать навыки здорового образа жизни;

  •  прививать любовь к природе;

 

  • формировать эстетические вкусы, развивать творческие способности.                                                                

Участники программы.

Программа предлагается для учащихся 1—4-х классов общеобразовательной школы и реализуется в ходе УВП. В реализации программы участвуют: учащиеся, родители, педагоги, администрация школы, социальный педагог.

Сроки реализации программы.

        Программа рассчитана на  четыре учебных года 2016-2020 г.

1-й  этап

«Давайте, знакомиться»

1 класс

2 –й этап

«Кто шагает дружно вряд…»

2 класс

( деятельность по сплочению классного коллектива)

3 этап

«Вместе мы - сила»

3-4 классы

                                   

Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы.

Теоретические занятия:

  • беседы, рассказы, убеждения учителя;
  • слушание;
  • решение проблем;
  • обсуждение прочитанной литературы;
  • исследование (обучение установлению причинно-следственных связей).

Практические занятия:

  • игры;
  • ролевые игры;
  • рассказывание истории, сказок;
  • импровизированные сценки, спектакли;
  • дебаты;
  • мозговой штурм или мозговая атака;
  • изготовление газеты;
  • моделирование;
  • тренинги;
  • опросы, анкетирование.

Экскурсии:

  • посещение библиотек;
  • посещение театра;
  • посещение развлекательных центров;
  • посещение музеев;
  • посещение лесопарка.

Предполагаемым результатом данной воспитательной программы  является постоянное участие родителей в учебно-воспитательном процессе; осознание норм социального поведения; снижение уровня конфликтности, агрессивности и правонарушений школьников; улучшение состояния здоровья детей; повышение мотивации к обучению; формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправленияЭто необходимо учащимся при переходе  в среднее  образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

       Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.

Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.

В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:

  • умение выслушивать его до конца;
  • не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
  • открытость и доступность учащимся.

Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении,

доверии, справедливости и требовательности.

Пояснительная записка

Наша методика воспитания

должна основываться на… внимании

к отдельному человеку, к его удачам и

неудачам, к его затруднениям,

 особенностям, стремлениям.

А. С. Макаренко

«Все мы родом из детства…». Неважно, кем сказаны эти слова, важно, что сказаны для многих из нас забывших, откуда мы родом. Именно детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для Себя и Себе делают нас теми, кем становимся в своей взрослой жизни. Именно в детстве находится ключик к потаенным дверцам в душах взрослых, разгадки их поступков, объяснение их целей, неудач, побед. Именно в детстве может произойти такое событие, которое, если не перевернет, то очень сильно повлияет на будущую жизнь ребенка. Вот почему важно чаще всматриваться в чистые глаза Детства, чтобы не пропустить момент зарождения Добра, остановить чуть проклюнувшееся Зло или увидеть в них с удивлением отражение наших неверных поступков. Вот почему чаще надо обращаться к ребенку, чтобы проверить, не разучились ли мы быть по-детски искренними, веселыми, не умер ли в нас тот великий Философ, имя которому Справедливость, Доброта, Любовь, Понимание. Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях – преподавателя и классного руководителя, воспитателя. В традиционной педагогике существует условное разделение учебного и воспитательного процесса. Такое разделение связано с представлением о ведущей роли обучения в развитии личности. Гуманистическая педагогика строит школу развития, где педагогический и воспитательный процессы рассматриваются как синонимы.

Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому, должны найти нравственные силы, знание, мудрость, ту педагогическую теорию, которые помогут осуществить задачу нравственного воспитания детей, раскрыть её духовные качества, развить нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор, нравственные самоопределения.

 В современных условиях экономической нестабильности, когда большинство семей сосредоточено на проблемах экономического выживания, дети, может быть как никогда прежде, нуждаются в организованном общении, в различных формах объединений. Применение на практике коллективной организаторской деятельности поможет поддержать интерес ребёнка к различным видам внеурочной деятельности, познавательную и социальную активность детей. Задача педагога в том, чтобы выделить в окружающем мире ведущие ценности и создать условия для активного приобщения детей к ним.

Каким должно быть воспитательное пространство, чтобы ребёнок, сохраняя свою индивидуальность, мог бы вступать во взаимодействие с окружающим миром, быть терпимым и открытым к контактам, принимать решения и осознавать их последствия?

Чтобы стать личностью, следует помнить и о нравственных традициях, сложившихся издавна на Руси. Так как одним из определений воспитания является «...понятие о воспитании  как о передаче  социального опыта от одного поколения другому, подрастающему, а, следовательно, речь идет о формировании у молодежи определенных знаний и умений, и о способности применять эти знания на практике»

     Меня привлекла идея профессора Н.М. Таланчука о целесообразности использования системно-ролевого подхода в воспитательной работе с учащимися. Он исходит из того, что процесс формирования личности происходит  благодаря наследованию и приумножению человеком социальных ценностей. По мнению профессора, социальные ценности - это истины жизни, добытые  опытом предыдущих поколений существующие в виде знаний, норм поведения и отношений между людьми Наследование социальных ценностей  возможно лишь тогда, когда человек входит в какое-то сообщество людей и выполняет в нем  определенные социальные роли.

Внутреннее воспитательное пространство организуется через основные сферы деятельности ребёнка. Внешнее пространство помогает ребёнку овладеть разнообразным социальным опытом и самоопределиться в этой жизни. Усилия классного руководителя должно быть направлено на достижение максимальной эффективности учебно-познавательного процесса на развитие личности ребёнка.

В этой связи следует признать актуальным и целесообразным поиск способов и технологий насыщения среды развития ребёнка подлинными ценностями мировой и национальной культуры, формирования на этой основе духовно богатой и нравственно чистой внутренней и внешней культуры личности, патриота школы-гражданина России. Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияния социальной, природной, предметно-эстетической среды.

Воспитательная система – это неотъемлемая часть детского коллектива, которая предполагает поэтапное создание условий для развития личности ребёнка, т. е. создание системы отношений, помогающих ребёнку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности. К этим сферам относятся:

  • познание (знание, учёба, информация);
  • практическая деятельность (умения, навыки, трудовая деятельность);
  • игра (игровая активность, реализация природных и творческих   способностей);  
  • физическое развитие (реализация физических возможностей);
  • отношения (познание себя, людей, взаимоотношений).

Содержание программы «Вместе мы - сила» соответствует возрастным особенностям  ребенка, его интересам и потребностям. Она ориентирована на воспитание  в человеке ответственности, порядочности, уважения мнения других людей, чувства коллективизма и взаимопомощи. Воспитательная работа проходит по следующим трем этапам:

  1. «Давай знакомиться!» (1 класс)

Задача: изучить потребности, интересы и склонности первоклассников, помочь в безболезненном адаптировании к школьной жизни.

  1. «Кто шагает дружно вряд…» (2 класс), деятельность по сплочению классного коллектива.

Задача: способствовать установлению более тесных контактов между учениками, учителем и родителями, формированию классного коллектива.

  1. «Вместе мы – сила» (3-4 класс)

Задача: развивать умение организовывать коллективно – творческое дело, воспитывать самостоятельность.

Духовно-нравственное становление детей, молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни - есть важнейшая составляющая развития общества и государства. Выражением государственной политики в области воспитания стали принципы гуманистического характера воспитания, сформулированные в Законе РФ « Об образовании».

Воспитание в российском обществе реализуется в современных условиях экономического и политического реформирования, которое вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения, дезорганизацию семей. Разрушение нравственно-этических норм поведения и традиций семейного уклада, рост беспризорности. Развитие средств массовой информации и коммуникации преобразили информационное поле, в  котором происходит воспитательный процесс. На детей обрушивается поток низкопробной продукции, идет пропаганда насилия, вседозволенности, бескультурье и аморальность. Это негативно сказывается на неокрепшей психике детей.

       Меня часто  волнует вопрос: « Почему наши дети стали озлобленными, ничем не интересуются, перестали мечтать?» Виноваты ли  в этом только средства массовой информации и улица? А ответ очень простой. Детей нужно воспитывать. Им нужно простое человеческое общение.

 Школа остается основным социальным институтом, где обеспечивается воспитательный процесс. Дабы  этот процесс сделать целенаправленным, управляемым и, самое важное, эффективным, мною разработана данная воспитательная программа.

Данная программа позволит мне максимально развить способности детей, предоставляя им проиграть разные «роли», основанные на опыте предыдущих поколений. И, самое важное, усвоить этот опыт и применять в своей жизни. Так как  младший школьный возраст является  стадией активного накопления социального опыта. Маленький человек к этому периоду уже многого достиг в понимании своего места среди людей. Он ориентируется в семейно-родственных отношениях, познает мир через взаимодействие со сверстниками, изучение природной среды, проявляет себя в этом мире, способен сделать нечто доброе, полезное. Я разделяю точки зрения ученых, психологов, педагогов,  которые считают основой творческого потенциала личности именно младший школьный возраст.

Программа «Вместе мы - сила» включает в себя 4 (с 1-4 класс)  периода обучения, где каждый последующий период опирается на предыдущий.

 Управление в классе осуществляется через  совет класса, классное собрание.

Функции данного совета:

- помощь в организации и проведении классных часов

- анализ деятельности своих членов отдела

- -подготовка информации о проделанной работе

При проведении внеклассных мероприятий и творческих дел  собирается совет класса.

Совет класса - это временное собрание детей и родителей, помогающее подготовиться к внеклассным мероприятиям и КТД, общешкольным мероприятиям.

Направление «Моё здоровье»

Цели:

  • Использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека.
  • Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
  • Способствовать стремлению к воспитанию в человеке воли, характера, стремлению к достижению поставленной цели.

Задачи воспитания:

  • Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования  собственного здоровья.
  • Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению  физического и психического здоровья.
  • Учить детей рациональному правильному питанию.
  • Способствовать стремлению детей понять окружающий мир и анализировать своё отношение к нему.

Основные моменты деятельности классного руководителя:

  • Сотрудничество с медицинским персоналом школы, больницей села с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.
  • Сотрудничество с  родителями учащихся и учителем-предметником в рамках обозначенной проблемы.
  • Сотрудничество с психологической  службой школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.
  • Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
  • Формирование собственной Я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
  • Изучение спортивных интересов учащихся, потребностей в занятиях физкультурой и спортом.
  • Контроль результативности занятий физкультурой и спортом.

Формы работы:

  • Спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы, района, области.
  • Встречи со  старшеклассниками,  активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, спортсменами, семейными династиями, активно занимающимися спортом;
  • Походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;
  • Спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные  журналы;
  • Беседы и дискуссии, оздоровительные минутки и игры, связанные с физкультурой и спортом.
  • Тематические консультации для родителей;
  • Обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по  этой проблеме. 

Направление «Интеллект»

Цель: 

 

  • Оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои  интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

Задачи воспитания:

  • Определить  круг реальных  учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.
  • Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
  • Формировать  интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
  • - Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.

Основные моменты деятельности классного руководителя:

  • Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организации коррекционной работы.
  • Интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры умственного труда.
  • Организация и проведение внеклассных мероприятий,  позитивно влияющих на  интеллектуальное развитие учащихся.
  • Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных  умений.

Формы работы:

  • Конкурсы внутри класса по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников.
  • Интеллектуальные игры внутри класса, пареллели, среди школ района.
  • Интеллектуальные бои.
  • Спецкурсы для  интеллектуального развития.
  • Кружки по интересам.

Направление «Общение»

Цели:

  • Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами.
  • Передача учащимся знаний, умений, навыков, социального общения людей, опыта поколений.

Задачи воспитания:

  • Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.
  • Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик»,  «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».
  • Создавать в  детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.
  • Учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.

Основные моменты деятельности классного руководителя:

  • Изучение способности к общению каждого ученика  детском коллективе.
  • На материале диагностики определение проблем в общении учащихся и организация коррекционной работы.
  • Изучение исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли и значения для последующих поколений.
  • Обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения.
  • Создание положительных ситуаций общения, формирование  умений  общаться, проявляя положительные  эмоции.
  • Организация просвещения и  консультирования родителей по проблеме общения.
  • Изучение положения  отдельных учащихся и всего класса в целом в детском коллективе.
  • Обучение родителей активным формам общения с детьми с  использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения.

Форма работы:

  • Интерактивные игры.
  • Тематические классные часы.
  • Тренинг общения детей и родителей.
  • Самопрезентации и самопредставление.
  • Праздники, конкурсы, ролевые игры.

Направление «Нравственность»

Цели:

  • Обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
  • Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых ситуациях.

Задачи воспитания:

  • Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.
  • Формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
  • Создать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений.
  • Развивать у учащихся потребность в совершенствовании нравственных поступков.

Основные моменты деятельности классного руководителя:

  • Развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
  • Знакомство учащихся с нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.
  • Формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

Формы работы:

  • Тематические классные часы по нравственной тематике.
  • Дискуссии по нравственной тематике.
  • Изучение нравственного наследия мира.
  • Читательские конференции.
  • Организация  циклов бесед  «Уроки нравственности».
  • Праздники, сюрпризы, конкурсы.
  • Экскурсии, поездки, походы.
  • Изучение нравственного наследия своей страны.
  • Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.

Направление «Досуг»

Цель: 

  • Создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в  реальных  жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи воспитания:

  • Создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.
  • Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям.
  • Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.
  • Использование досуговой деятельности как средство развития эстетических умений учащихся и  становление этических понятий.

Основные моменты деятельности классного руководителя:

  • Изучение потребностей, интересов и желания ребят в организации и проведении досуговых мероприятий.
  • Просвещение и консультация в выборе кружков, клубов, секций.
  • Представление учащимся права выбора формы участия в досуговой деятельности.
  • Изучение отношения учащихся класса к участию в досуговой деятельности и результативности участия в различных внеклассных мероприятиях.
  • Предоставление  родителям учащихся класса необходимой  информации об участии учеников в жизни классного коллектива,  демонстрация достижений учащихся.
  • Стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни классного коллектива и жизни  школы.

Формы работы:

  • Празднование памятных дат в жизни  учащихся.
  • Празднование памятных дат календаря.
  • Посещение театров, музеев, выставок.
  • Театрализованные представления.

Направление «Семья»

Цель: 

  • Максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
  • Осознание учащимися значимости семьи в жизни любого человека.

Задачи воспитания:

  • Организация и совместное проведение досуга  детей родителей.
  • Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
  • Создание  условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов,  детей и родителей.
  • Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.

Основные моменты деятельности классного руководителя:

  • Изучение семей учащихся, ситуации развития  ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций  семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.
  • Создание банка данных о семьях учащихся.
  • Изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся.
  • Создание благополучной среды общения «учитель – ученик – родитель».
  • Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную  индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.
  • Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и  благополучия ребенка.
  • Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.

Формы деятельности классного руководителя:

  • Тематические классные часы.
  • Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек.
  • Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября,  День Учителя).
  • Походы выходного дня, экскурсии, викторины.
  • Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.
  • Дни открытых дверей.

Предполагаемые результаты реализации программы

- высокий уровень сплоченности коллектива

- активное участие родителей в делах класса

-способность ученика соблюдать правила для учащихся, правила ЗОЖ

-повышение уровня культуры учащихся    (культуры общения)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

-активизация интереса к творческим занятиям

-увеличение уровня личностных достижений учащихся ( победы в конкурсах, соревнованиях)

Изучение эффективности воспитательной системы

Для определения эффективности  выбранной системы воспитания учащихся целесообразно использовать различные диагностические методики.

Критерии

Показатели

Методики

1

Нравственная развитость

Сформированность основных нравственных качеств личности.

Активность уч-ся.

Методика

С.М. Петровой

« Пословицы» (анкетирование)

2

Формирование личностных качеств

Определение изменений, происшедших  в личности школьника в течение года.

Методика « Репка»

3

Изучение уровня удовлетворенности школьной жизнью

Определение степени удовлетворенности школьной жизнью.

Методика А. А. Андреева.

4

 Оценка  родителями  роли образовательного учреждения  и педагога в воспитательном процессе.

Получить количественную информацию

Комплексная методика для родителей разработана А. А. Андреевым

                                     

Модель выпускника начальной школы

Знания и умения

  1. Достаточный уровень базовых знаний общеобразовательных программ по предметам учебного плана, необходимый для продолжения обучения на ступени основного общего образования.
  2. Овладение навыками учебной деятельности, навыками самоконтроля учебных действий.
  3. Умение решать проектные задачи.
  4. Овладение основами ИКТ с целью самостоятельного приобретения знаний.
  5. Умение работать со словарями, энциклопедиями, картами, атласами.

Здоровье

  1. Ценностное отношение к сохранению здоровья.
  2. Знание основных факторов среды, негативно влияющих на здоровье человека, понимание механизма их влияния и последствий.
  3. Знание  способов здоровьесбережения.
  4. Получение опыта здоровьесбережения.
  5. Овладение основами личной гигиены и

здорового образа жизни.

     6. Соблюдение режима дня.

  1. Стремление стать сильным, быстрым, ловким и

закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.

Творчески развитая личность, умеющая мыслить, организовать свою деятельность для решения учебных задач.

Познавательная деятельность

  1. Мотивация достижения успеха.
  2. Самостоятельно работающая личность.
  3. Учебно-познавательные интересы.
  4. Ответственность за результат обучения.
  5. Участие в конкурсах, олимпиадах.

Культура личности, жизненная и нравственная позиция

  1. Социальная мотивация.
  2. Уверенность в себе.
  3. Инициативность, самостоятельность.
  4. Навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

Список литературы:

  1. Алферов А.Д. Психология развития школьников. – Ростов-на-Дону: Феникс
  2. Афанасьева Т. М. Семья. М., 1996
  3. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 2005
  4. Бурова А., Лихачев Б., Эстетическое воспитание школьника, Педагогика, 1974
  5. Буковская Г. В. Первые шаги воспитания. – Тамбов. 1995.
  6. Кульневич С. В. Воспитательная работа в начальной школе. Т. Ц. Учитель
  7. Нечаев М. П. Управление воспитательным процессом в школе. Педагогика, 1999
  8. Сухомлинский В. А., Духовный мир школьника, Москва 1981
  9. Теплов Б.М., Проблема индивидуальных различий, М., 1961
  10. Хрипкова А.Г., Младший школьник, Издательство «Педагогика», 1981