Научно-методическая деятельность.

Штаюнда Светлана Николаевна

Химия. 

 

В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место, определяемое ролью соответствующей науки в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира. Наблюдается тенденция развития современной химии, повышение её роли в естествознании и обществе. Химия имеет большое значение в  воспитании экологической культуры людей, поскольку значительная часть экологических проблем имеет в своей основе преимущественно химическую природу. Недостаточность химической и экологической грамотности порождает угрозу безопасности человека и природы.

       Химия как учебный предмет призвана вооружить учащихся химическими знаниями, необходимыми для повседневной жизни, производственной деятельности, продолжения образования, правильного поведения в окружающей среде.

Правовые акты, необходимые учителю при организации образовательного процесса по учебному предмету

 

  • Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года  (редакция от 31.12.2014г. с изменениями от 06.04.2015г.)
  • Федеральный закон «О наркотических  средствах и психотропных веществах»  от 08.01.1998№3-ФЗ(ст.39).
  • Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 (в ред. от 19.10.2009 года, с изменениями от 31.01.2012 года),
  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 года № 1312 (в ред. приказа Минобрнауки России от 03.06.2011 года № 1994),
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897
  • Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год, утвержденные приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253
  • Постановление Правительства Российской Федерации  от 8.12.2011 N 1023 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ".
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189(ред. от 24.11.2015 с изменениями, вступившими в силу с 02.01.2016г)г. Москва"Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998г. № 681 (Собрание  законодательства Российской Федерации, 1998, №27,ст. 3198; 2006,№ 29, ст. 3253, от 9 июня  2010, № 419)
  • ПриказМинобрнауки России от 30 марта 2016 г. № 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания»
  • Приказ  № 1577Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»
  • Приказ  № 1578 Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 N 241, от 30.08.2010 N 889, от 03.06.2011 N 1994, от 01.02.2012 N 74);
  • Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями 6 февраля, 17 ноября 2004 г., 8 июля 2006 г., 4 июля 2007 г., 22 июня, 21, 31 декабря 2009 г., 21 апреля, 30 июня, 29 июля, 30 октября, 27 ноября, 8декабря 2010 г., 25 февраля, 11 марта, 7 июля, 6 октября, 8 декабря 2011 г., 22 февраля, 3 марта, 23 апреля, 18 мая, 4 сентября, 1 октября, 19, 23 ноября 2012 г., 26 февраля, 13 июня, 10 июля, 9 сентября, 7 ноября, 16 декабря 2013 г., 22 марта, 31 мая, 23 июня, 25 октября, 9 декабря 2014 г., 27 февраля, 9 апреля, 8 мая, 2 июля, 12 октября 2015 г., 1 апреля 2016 г., 18 января 2017 г.);
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 г. № 640 «Об утверждении Правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ»;
  • Постановление Правительства РФ от 9 июня 2010 г. № 419 «О представлении сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с их оборотом» (с изменениями и дополнениями от 22 декабря 2011 г., 1 октября, 13 декабря 2012 г., 6 августа 2015 г., 29 декабря 2016 г.);
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18октября2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"(в ред. Приказов Министерства труда и социальной защиты РФ от 25.12.2014 N 1115н, от 05.08.2016N 422н) (Зарегистрировано в Минюсте России 06декабря 2013 г. N 30550);
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15);
  • Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)
  • Закон «Об образовании» Республики Карелия от 20.12.2013 N 1755-ЗРК
    Республиканский базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Республики Карелия, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия от 05.05.2006 года № 599 (в ред. от 23.07.2011 года № 352)
  • Региональный (национально-региональный) компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия от 05.05.2006 года № 598
  • Приказ Министерства образования Республики Карелия от 03.02.2012 г. № 79 «Об организации образовательного процесса в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования».

 ( (Методические рекомендации по организации образовательного процесса в рамках учебного предмета «химия» в 2017-2018 учебном году. Составитель: Авдеева И.В., методист по химии отдела естественно-математического образования) 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для успешной работы учителя и обучающихся имеется необходимый учебно-методический комплект, реализующий авторскую программу О. С. Габриеляна.

Класс

УМК

8

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009
  2. Габриелян О.С.  Химия. 8 класс Учебник.  М.: Дрофа, 2014
  3. Габриелян О.С., Купцова А.В. Методическое пособие. 8 – 9 классы. М.: Дрофа, 2012
  4. Габриелян О.С., Купцова А.В. Программа основного общего образования по химии. 8 – 9 классы. Учебно-методическое пособие.М.: Дрофа, 2012
  5. Габриелян О.С., Купцова А.В. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. М.: Дрофа, 2014
  6. Габриелян О.С. , Яшукова А.В. Рабочая тетрадь. 8 класс. М.: Дрофа, 2014
  7. Гамбурцева Т.Д. Рабочие программы. Химия 7 – 9 классы. М.: Дрофа, 2014
  8. Троегубова Н.П.. Поурочные разработки по химии. 8 класс. М.: Дрофа, 2014  
  9. Журин А.А., Заграничная Н.А. Химия: метапредметные результаты обучения. 8 – 11 классы. М.: ВАКО, 2014
  10. Габриелян О.С., Лысова Г.Г.. Химия. Тесты, задачи, упражнения. М.: Издательский дом «Академия», 2014
  11. Габриелян О.С., БерезкинП.Н., Ушакова А.А., Майорова Г.В., Кузьмина Н.В. Контрольные и проверочные работы. 8 класс. М.: Дрофа, 2017  
  12. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс /О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова, А.В. Яшукова – М.: Дрофа, 2002
  13. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 8 класс» /О.С.Габриелян, П.Н.Березкин и др.- М.: Дрофа, 2007
  14. Рябов М.А. , Невская Е.Ю. Тесты по химии. К учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 8 класс»– М.: Экзамен, 2016
  15. Павлова С.Н. Контрольные и самостоятельные работы по химии. М.: Экзамен, 2016
  16. Асанова Л.И. Рабочая программа. Химия 8 класс. М.: ВАКО, 2016
  17. Мультимидийное приложение к учебнику Габриеляна О.С. Химия 8 класс, М.:Дрофа, 2014
  18.  Аликберова Л.Ю.  «Занимательная химия», М, «АСТ – Пресс», 2002г.
  19. Савельев А.Е.. Основные понятия и законы химии. Химические реакции. – М.: Дрофа, 2008.

9

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009
  2. Габриелян О.С.  Химия. 9 класс Учебник.  М.: Дрофа, 2017
  3. Габриелян О.С., Купцова А.В. Методическое пособие. 8 – 9 классы. М.: Дрофа, 2012
  4. Габриелян О.С., Купцова А.В. Программа основного общего образования по химии. 8 – 9 классы. Учебно-методическое пособие.М.: Дрофа, 2012
  5. Габриелян О.С., Купцова А.В. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. М.: Дрофа, 2014
  6. Габриелян О.С. , Сладков С.А.  Рабочая тетрадь.9  класс. М.: Дрофа, 2017
  7. Горковенко М.Ю.  Поурочные разработки по химии. 9 класс. М.: Дрофа, 2014  
  8. Журин А.А., Заграничная Н.А. Химия: метапредметные результаты обучения. 8 – 11 классы. М.: ВАКО, 2014
  9. Габриелян О.С., Лысова Г.Г.. Химия. Тесты, задачи, упражнения. М.: Издательский дом «Академия», 2014
  10. Габриелян О.С., Березкин П.Н., Ушакова А.А., Майорова Г.В., Кузьмина Н.В. Контрольные и проверочные работы. 9 класс. М.: Дрофа, 2017
  11.  Стрельникова Е.Н. Контрольно-измерительные материалы. Химия 9 класс  М.: ВАКО, 2014
  12. Леонтович А.В., Саввичев А.С.  Исследовательская  и проектная работа школьников. 5 – 11 классы. М.: ВАКО, 2015
  13. Михалёва Т.Г., Стрельникова Е.Н. Разработка педагогических тестов по химии. Леонтович А.В., Саввичев А.С.  Исследовательская  и проектная работа школьников. 5 – 11 классы. М.: ВАКО, 2014
  14. Мультимидийное приложение к учебнику Габриеляна О.С. Химия 9 класс, М.:Дрофа, 2014
  15. Добротина Д.Ю. ОГЭ. Химия. Типовые экзаменационные варианты. М.: Национальное образование, 2017
  16. Корощенко А.С., Купцова А.В. Химия. ОГЭ – 2016 М.: Астрель, 2016
  17. Еремин Е.А., Кузьменко Н.Е.  «Справочник школьника по химии 8-11 класс, М, «Дрофа», 2000 г.
  1.  Павлова С.Н. Контрольные и самостоятельные работы по химии. 9 класс.  М.: Экзамен, 2015
  2. Рябов М.А. Тесты по химии. 9 класс.  М.: Экзамен, 2016
  3. Сидорова М.И. Рабочая программа по химии 9 класс. М.: ВАКО, 2016

ЦОР

СD. Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ. Химия(8-11)

СD. Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ. Химия 8 кл.

СD. Лицензионная копия от «1-С», Школа. Химия 8 кл.

ЦОР к учебнику О.С.Габриелян. Химия. 8 класс. – М.: ООО «Дрофа», 2007.

СD. Самоучитель. Химия для всех- ХХ1 "1С" и ММТ и ДО"

СD. Химия. Интерактивные творческие задания 8-9 кл. ЗАО «Новый диск», 2007

СD. Виртуальная химическая лаборатория 8 кл ЗАО Новый диск», 2007

 

  1. http://olimp.distant.ru/ - дистанционная олимпиада школьников, задания и ответы.
  2. http://www.alhimik.ru - полезные советы, эффектные опыты, химические новости, виртуальный репетитор.
  3. http://www.alleng.ru/edu/chem6.htm - олимпиады по химии, задачи и задания олимпиад по химии различных лет (с ответами и решениями, и без ответов).
  4. http://www.chem.msu.su/rus/olimp - задачи химических олимпиад. Международные олимпиады, Менделеевская олимпиада, Химико-математические олимпиады, Всероссийские олимпиады школьников по химии. Материалы 1997-2004г. В большинстве случаев задания с решениями, как правило, формата pdf, не забудьте поставить себе любой Acrobat Reader.

5.tasks.ceemat.ru - книга-задачник, где можно найти задания с различных олимпиад и турниров школьников по химии. Для школьников и учителей, занимающихся подготовкой школьников к олимпиадам



Предварительный просмотр:

Биология.

Предмет «Биология» занимает одно из ведущих мест в системе школьного образования. Особенностью биологии является то, что ее объекты, будучи живыми существами, являются одновременно и её субъектами. Это придает биологии привлекательность и служит залогом личного и общественного интереса к ней. Биология традиционно относится к комплексу естественных наук и обычно рассматривается в ряду с главными из них - физикой и химией. Но даже при самом поверхностном сопоставлении этой триады, обращает на себя внимание неимоверная сложность объекта изучения - живой природы.

Фундаментальные биологические знания несут важнейшую мировоззренческую функцию, ставя вопросы о жизни, её происхождении, цели и ценности, о происхождении человека, его развитии, интеграции в природный мир и роли в нем. Особенностью биологии является не только то, что она позволяет лучше узнать окружающую природу, но и то, что она служит основой для медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, экологии, занимающих все более важную роль в нашей повседневной жизни.

Нормативное обеспечение преподавания Биологии в условиях реализации ФГОС ООО и СОО.

Документы федерального уровня

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897).
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413).
  • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253).
  • Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Минобрнауки России от 24.11.2011 № МД1552/03).
  •  Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года № 189, с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г.).
  • Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания (Приказ Минобрнауки России от 30.03.2016 № 336).
  • О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения (Письмо Минобрнауки РФ от 04.03.2010 № 03-412).

Документы регионального уровня

  • Закон Республики Карелия от 20.12.2013 N 1755-ЗРК «Об образовании» (принят ЗС РК 19.12.2013).

(Методические рекомендации по организации образовательного процесса в рамках учебного предмета «Биология» в 2017-2018 учебном году в условиях реализации ФГОС ООО и СОО)

 Составитель: Е.В. Дементьева, заведующая отделом естественно-математического образования, канд. биол. наук)

УМК по биологии.


Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

1.Учебно-теоретические материалы:

1. Рабочие программы Биология. 5 – 9 классы: учебно-методическое пособие. Составитель Пальдяева Г.М. М.: Дрофа, 2014.

2. Сонин Н.И., Захаров В.Б. «Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс» М.: Дрофа,2012; (ФГОС).

3. Рабочая программа к учебнику Сонина Н.И. , Плешакова А.А. «Биология. Введение в биологию». 5 класс. УМК «Сфера жизни» Авт.-сост. Е.А.Сарычева. М. Дрофа 2013.

4. Сонин Н.И., Плешаков А.А. «Биология. Введение в биологию». 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (концентрический курс) с электронным приложением.— М.: Дрофа,2012

5. Рабочая программа к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. УМК «Сфера жизни» авт.-сост. И.В.Константинова Волгоград: «Учитель», 2013

6. Учебник. Сонин Н.И. «Биология. Живой организм». 6 класс. учебник для общеобразовательных учреждений (концентрический курс) с электронным приложением. М.: Дрофа,2013

7. Рабочая программа по биологии. 7 класс. Сост. Мишакова В.Н., М.: ВАКО, 2016

8. Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учебник с электронным приложением. — М.: Дрофа, любое издание после 2016 г.

9. Гусева А. Рабочая программа. Биология. К УМК Сонин Н. И., Сапин М. Р. М.: ВАКО, 2017

10. Сонин Н. И., Сапин М. Р. Биология. Человек. 8 класс: учебник с электронным приложением. — М.: Дрофа.

11. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Агафонова И. Б., Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности. 9 класс: учебник с электронным приложением. — М.: Дрофа, 2017

12. Журин А. А., Иванова Т. В., Рыжаков М. В. Учебные планы школ России.— М.: Дрофа.

2.Методические и дидактические материалы:

1. ФГОС. В.Н.Кириленкова, В.И.Сивоглазов Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина, А.А.Плешакова «Биология. Введение в биологию». 5 класс. М.: Дрофа,2013

2. ФГОС. З.А.Томанова, В.И.Сивоглазов Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. М.: Дрофа,2014

3.ФГОС. Биология. Введение в биологию . 5 класс. Технологические карты уроков по учебнику Н.И.Сонина, А.А.Плешакова. авт.-сост. И.В.Константинова. Волгоград: «Учитель», 2013

4.ФГОС. Г.А.Воронина Тесты по биологии. к учебнику Н.И.Сонина, А.А.Плешакова «Биология. Введение в биологию». 5 класс. М.: «Экзамен»,2013

5.ФГОС. Н.А.Богданов, Н.П.Балобанова Биология. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания 5 класс. М.: «Экзамен»,2013

6.ФГОС. Н.А.Богданов, Н.П.Балобанова Биология. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания 6 класс. М.: «Экзамен»,2014

7.ФГОС. Томанова З. А., Сивоглазов В. И. Биология. Живой организм. 6 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа, 2015

8. ФГОС. Багоцкий С. В., Рубачева Л. И., Шурхал Л. И. Биология. Живой организм. 6 класс: тестовые задания. — М.: Дрофа, 2016

9. ФГОС. Сонин Н. И., Кириленкова В.Н. Биология. Живой организм. 6 класс: дидактические карточки-задания. — М.: Дрофа,2011.

10.ФГОС. Марина А. В., Сивоглазов В. И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: методическое пособие.— М.: Дрофа, 2015.

11. ФГОС. Гуленков С. И., Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: тестовые задания. — М.: Дрофа, 2011.

12. ФГОС. Сонин Н. И., Семенцова В. Н., Мишакова В.Н. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: дидактические карточки-задания.— М.: Дрофа, 2011.

13. ФГОС. Ренева Н. Б., Сивоглазов В. И. Биология. Человек. 8 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа, 2016.

14. ФГОС. Гуленков С. И., Сонин Н. И. Биология. Человек. 8 класс: тестовые задания. — М.: Дрофа, 2011.

15. ФГОС. Сонин Н. И., Дагаев А.М. Биология. Человек. 8 класс: дидактические карточки-задания — М.: Дрофа, 2010.

16. ФГОС. Константинова И.В. Технологические карты уроков по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина. М.: Дрофа, 2016

16. ФГОС. Петрова О. Г., Сивоглазов В. И. Биология. Общие закономерности. 9 класс: методическое пособие.— М.: Дрофа, 2016

17. ФГОС. Сивоглазов В. И., Козлова Т. А. Биология. Общие закономерности. 9 класс: дидактические карточки-задания.— М.: Дрофа,2007

18. ФГОС. Сонин Н. И., Захаров В. Б. Методическое пособие к линии учебников «Биология. 5—9 классы» (УМК «Сфера жизни»). — М.: Дрофа, 2017

3.Пособия для учащихся:

1.ФГОС. Н.И.Сонин, «Биология. Введение в биологию». 5 класс. Рабочая тетрадь (концентрический курс) М.: Дрофа,2013

2.ФГОС. Н.И.Сонин, «Биология. Живой организм». 6 класс. Рабочая тетрадь (концентрический курс) М.: Дрофа,2013

3.ФГОСАкперова. И.А., Сысолятина Н.Б., Сонин Н.И. Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. М.: Дрофа,2014

4. ФГОС. Сонин Н. И., Агафонова И. Б. Твои открытия. 6 класс: альбом-задачник к учебнику «Биология. Живой организм».— М.: Дрофа, 2015.

5. ФГОС. Семенцова В. Н., Сивоглазов В. И. Биология. Живой организм. 6 класс: тетрадь для оценки качества знаний.— М.: Дрофа.

6. ФГОС. Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: рабочая тетрадь.— М.: Дрофа.

7. ФГОС. Огородова Н. Б., Сысолятина Н. Б., Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений.— М.: Дрофа.

8. ФГОС. Семенцова В.Н., Сивоглазов В. И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: тетрадь для оценки качества знаний: В 2 ч.— М.: Дрофа.

9. ФГОС. Сонин Н. И., Агафонова И. Б. Биология. Человек. 8 класс: рабочая тетрадь.— М.: Дрофа, 2017.

10. ФГОС. Сысолятина Н. Б., Сычева Л. В., Сонин Н. И. Биология. Человек. 8 класс: тетрадь для лабораторных и практических работ.— М.: Дрофа, 2017.

11. ФГОС. Семенцова В. Н., Сивоглазов В. И. Биология. Человек. 8 класс: тетрадь для оценки качества знаний.— М.: Дрофа.

12. ФГОС. Цибулевский А.Ю., Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности. 9 класс: рабочая тетрадь.— М.: Дрофа.

13. ФГОС. Сивоглазов В. И., Кириленкова В. Н., Петрова В.М., СмирноваН. А.Биология. Общие закономерности. 9 класс: тетрадь для оценки качества знаний.— М.: Дрофа.

4.Электронные пособия по предмету:

Биология 6 класс (электронное учебное издание к учебнику Н.И.Сонин)

Биология. Живой организм. 6 класс

Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс

Биология. Весь школьный курс

Открытая биология (полный интерактивный курс биологии)

Уроки биологии Кирилла и Мефодия «Растения. Бактерии. Грибы» 6 класс

Уроки биологии Кирилла и Мефодия «Животные» 7класс.

Мультимедийное приложение к учебнику А.А.Плешакова, Э.Л.Введенского «Биология. Введение в биологию». 5 класс. Линия «Ракурс» М. Электронные издания: ООО «Русское слово-учебник »; ООО «ЦАЙТ» программная оболочка, дизайн. 2013. (ФГОС. Инновационная школа).

Интернет ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/ - свободная энциклопедия;

http://bio.1september.ru/ - электронная версия газеты «Биология»;

http://www.uchportal.ru – учительский портал (Методические разработки для уроков биологии, презентации);

http://www.uroki.net – разработки уроков, сценарии, конспекты, поурочное планирование;

http://www.it-n.ru – сеть творческих учителей;

http://festival.1september.ru/ - уроки и презентации;

http://infourok.org/ – разработки уроков, презентации.

Итоговая аттестация выпускников:

http://www.fipi.ru    - Федеральный институт педагогических измерений;

http://ege.edu.ru  - Официальный информационный портал Единого государственного экзамена;

http://www.edu.ru      -  Федеральный портал «Российское образование»

http://www.rustest.ru    - ФГБУ «Федеральный центр тестирования»;

http://ege.karelia.ru/  - Единый государственный экзамен в Республике Карелия

http://gia.edu.ru       - Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации

Содержание обучения. Технологии обучения

http://www.ebio.ru/ - Биология. Электронный учебник

http://fcior.edu.ru/  - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.



Предварительный просмотр:

Моя Карелия.

Все 5-е, 6-е и 7-е классы общеобразовательных организаций работают в 2017/2018 учебном году по федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (далее - ФГОС ООО).

Классы, перешедшие в 2012 и 2013 годах в пилотном режиме на ФГОС ООО (в 2017/2018 учебном году 8-е и 9-е классы соответственно) продолжают работать по ФГОС ООО с учетом приказов Министерства образования Республики Карелия от 3 февраля 2012 года № 79 «Об организации образовательного процесса в соответствии с Федеральным  государственным образовательным стандартом основного общего образования», от 22 марта 2013 года № 295 «Об организации образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными стандартами основного общего образования», от 7 марта 2014 года № 229 «Об организации образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными стандартами основного общего образования».

Учебные планы для 5-х-9-х классов образовательных организаций, реализующих ФГОС ООО, разрабатываются в соответствии с ФГОС ООО и с учетом «Примерной основной образовательной программы основного общего образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15).

Министерство образования Республики Карелия рекомендует руководителям общеобразовательных организаций, реализующим ФГОС начального общего образования, основного общего образования включить в часть, формируемую участниками образовательного процесса изучение учебных предметов «Край, в котором я живу» в 2-х-4-х классах; «Моя Карелия» в 5-х- 7-х классах. Это позволит сохранить сложившуюся практику реализации региональной составляющей образования в Республике Карелия. Учебные предметы «Край, в котором я живу», «Моя Карелия» изучаются в школах Республики Карелия с 2006 года и по своим концептуальным подходам полностью соответствуют требованиям ФГОС. Реализуемая модель регионального компонента содержания образования в Республике Карелии основана на принципах деятельностного подхода в обучении, дает  возможности для активизации познавательной деятельности обучающихся, для формирования у них универсальных учебных действий,  исследовательских и проектных умений, навыков гражданской активности. Региональная  составляющая образовательного процесса направлена на решение важнейших задач поликультурного образования и формирования культуры межэтнических и межконфессиональных отношений.

Учебно-методическое обеспечение учебного предмета  

«Моя Карелия»:

Кутьков, Н. П. Моя Карелия. Путешествие по родному краю : книга для учащихся 5-го класса / Н. П. Кутьков. - Петрозаводск : Фонд творческой инициативы, 2010. - 119 с. 

Кутьков, Н. П. Моя Карелия. Путешествие по родному краю : учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений Республики Карелия / Н. П. Кутьков. - Издание 2-е, исправленное и дополненное. - Петрозаводск : Фонд творческой инициативы, 2013. - 119 с. 

Кутьков, Н. П. Моя Карелия. Путешествие по родному краю : учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений Республики Карелия / Н. П. Кутьков. - Издание 3-е, исправленное и дополненное. - Петрозаводск : Фонд творческой инициативы, 2015. - 119 с. 

Григорьевская, Н. Ю. Моя Карелия. Путешествие по родному краю : 5 класс : рабочая тетрадь [к учебнику Н. П. Кутькова "Моя Карелия. Путешествие по родному краю"] / Н. Ю. Григорьевская, О. В. Николаенко.  - Петрозаводск : Фонд творческой инициативы, 2015. - 56 с.

Моя Карелия : учебник для 6-го класса общеобразовательных учреждений Республики Карелия / [Т. И. Агаркова и др.]. - Петрозаводск : Фонд творческой инициативы, 2014. - 142 с.

Моя Карелия : портфолио исследователя : 6 [класс : учебное пособие для обучающихся общеобразовательных учреждений Республики Карелия / Т. И. Агаркова и др.]. - 1-е издание. - Петрозаводск : Фонд творческой инициативы, 2015. - 40 с. 

Моя Карелия : учебник для 7-го класса общеобразовательных учреждений Республики Карелия / [Т. И. Агаркова и др.]. - Петрозаводск : Фонд творческой инициативы, 2012. - 175 с.

Моя Карелия : учебник для 7-го класса общеобразовательных учреждений Республики Карелия / [Т. И. Агаркова и др.]. - Петрозаводск : Фонд творческой инициативы, 2014. - 175 с.

Моя Карелия : учебник для 8-го класса общеобразовательных учреждений Республики Карелия / [Т. И. Агаркова и др.]. - Петрозаводск : Фонд творческой инициативы, 2013. - 231 с.

Моя Карелия : учебник для 8-го класса общеобразовательных учреждений Республики Карелия / [Т. И. Агаркова и др.]. - Петрозаводск : Фонд творческой инициативы, 2015. - 231 с.

Моя Карелия : учебник для 9-го класса общеобразовательных учреждений Республики Карелия / [Т. И. Агаркова и др.]. - Петрозаводск : Фонд творческой инициативы, 2014. - 215 с.

Примерная программа  учебного предмета «Моя Карелия». Проект размещен в Методическом кабинете «Моя Карелия» на сайте «Этнокультурное образование Республики Карелия», адрес сайта: http://edu-rk.ru/.

Материал предоставила Григорьевкая Наталья Юрьевна. Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования РК «Карельский институт развития образования». Центр этнокультурного образования.



Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии.

                                                             « Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он будет только подражать, копировать»

(Л.Н. Толстой)

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, главное, научить ребенка  учиться, самостоятельно добывать знания и использовать полученные знания на практике.

В педагогике все большую значимость приобретают новые педагогические технологии. Несмотря на то, что разработаны и апробированы различные модели проведения уроков с применением педагогических технологий, совершенных моделей на сегодняшний день нет, и учителя, по-прежнему, находятся в поиске.

 В своей работе я использую следующие педагогические технологи:

1). Информационно – коммуникационная технология

Применение ИКТ  способствует  достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

Мои уроки становятся красочными, интересными, динамичными, увлекательными и познавательными с использованием ИКТ. Практически на всех уроках я активно использую интерактивную доску, которая позволяет конструировать и применять разнообразные задания, да и просто писать на ней намного приятней, чем на простой доске. Практически на каждом уроке  биологии, географии, Моей Карелии я использую электронные презентации, которые нахожу в Интернете, создаю сама или мои ученики. Использование ИТК позволяет  совершать виртуальные путешествия, заглянуть в самые различные уголки мира, увидеть животных и растения разных материков и т.д. В условиях школьной лаборатории нельзя провести некоторые  химические опыты, но теперь есть уникальная возможность увидеть опыт или сделать его в безопасном режиме виртуальной лаборатории. Если раньше ученикам приходилось готовить сообщение или доклад со сложным поиском картинок, то сейчас ученики с удовольствием сопровождают свои выступления электронными презентациями. С помощью ИТК я стараюсь разнообразить усвоение знаний: онлайн тесты, интерактивные задания. Благодаря Интернету мои ученики имеют возможность принять  участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, курсах.  ИКТ позволяют разнообразить внеурочную деятельность

2). Проектная технология

 Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач.

На уроках я использую мини-проекты, в ходе работы над которыми ученики активно взаимодействуют друг с другом, распределяют роли, учатся высказывать своё мнение, слушают товарищей, ищут материал в различных источниках, проводят опыты и эксперименты, делают выводы и представляют свой продукт.  Проекты бывают индивидуальные и групповые, краткосрочные и долгосрочные, предметные и межпредметные, исследовательские, познавательные, творческие, часто дети стараются привлекать родителей к работе над проектом, особенно в 5, 6 классах.

3). Здоровьесберегающие технологии  

 

Учитель может знать свой предмет, но не знать ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности, его возможности. Я считаю, что школе необходим педагог, осознающий свою ответственность за эмоционально-комфортное развитие и здоровье школьника, педагог,  умеющий отстаивать интересы ребенка. На своих уроках я соблюдаю санитарно-гигиенические требования и правила ТБ, чёткую организацию труда, дозировку учебной нагрузки, место и длительность применения ТСО, смену видов  деятельности. Строю уроки с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей, включаю в уроки технологические приемы и методы, способствующие самопознанию и самооценки, использую различные источники получения информации, чтобы задействовать все каналы получения знаний. Стараюсь на уроках и во внеурочной деятельности создавать благоприятный психологический климат, создаю ситуацию успеха и эмоциональной разрядки. Регулярно провожу динамические пауза и физкультминутки.

Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья  школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата; способствует укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

4). Игровые технологии

 

«Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» 

                                                                                         А.С. Макаренко

Для ребенка игра – прежде всего увлекательное  занятие.  В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой  более важным, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения. Игровые элементы  я использую  на разных этапах урока или могут посвятить весь урок: урок-путешествие, урок-сказка, пресс-конференция, аукцион, дискуссия, деловая или ролевая игра.  Учащимся очень нравятся соревнования и игры, особенно при обобщении или актуализации знаний: эстафета, турнир, ребусы, кроссворд, викторины, инсценировка, мозговая атака.  В результате использования игровой технологии стимулируется познавательная деятельность, формируется ассоциативное запоминание, усиливается мотивация изучения предмета. Обучение в игре позволяет научить взаимодействовать, обосновывать.

5).Технология интегрированного обучения

Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

Я веду несколько предметов естественнонаучного  цикла,  зачастую  материал отдельных предметов переплетается и интегрированные уроки способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, созданию  целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон; побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности.

Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы,  наблюдения учащихся. Например, при изучении темы «Значение физических упражнений для правильного формирования скелета» я провожу интегрированный урок с учителем физической культуры; лабораторную  работу « Модификационная изменчивость» с учителем информатики, урока «Климат Карелии» с учителем математики, урок «Байкал» с учителем литературы.

6). Технология модульного обучения

 

Обучающийся с небольшой помощью учителя или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Моя функция как учителя является  информационно-контролирующей до консультативно-координирующей. С помощью модулей обеспечивается осознанное самостоятельное достижение обучающимся определённого уровня предварительной подготовленности. Основная цель современной школы – создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.

Обучение основано на формировании механизма мышления, а не на эксплуатации памяти!

Применение модульного обучения положительно влияет на развитие самостоятельной деятельности учащихся, на саморазвитие, на повышение качества знаний. Учащиеся умело планируют свою работу, умеют пользоваться учебной литературой. Хорошо владеют общеучебными навыками: сравнения, анализа, обобщения, выделения главного и т.п. Активная познавательная деятельность учащихся способствует развитию таких качеств знаний, как прочность, осознанность, глубина, оперативность, гибкость.

Модули я использую при проведении практических работ по биологии, химии, географии.

7). Технология проблемного обучения

 

          Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие.
  Технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т. е.

  • строят гипотезу,
  • намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,
  • аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности. Наименьшая познавательная самостоятельность учащихся имеет место при проблемном изложении : сообщение нового материала осуществляется самим преподавателем. Поставив проблему, учитель вскрывает путь ее решения, демонстрирует учащимся ход научного мышления, заставляет их следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками научного поиска. В условиях частично-поисковой деятельности работа в основном направляется преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа на отдельные части проблемы.

Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.

8). Технология критического мышления

 

В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и  представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. На своих уроках я использую методические приемы критического мышления:  «Кластер», таблица,  интеллектуальная разминка,  «Составление синквейнов» ,    приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»,    Круги по воде,

 Да – нет,  « Взаимоопрос»,  «Перепутанные логические цепочки»

9). Технология творческих мастерских

Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности.

Мастерская схожа с проектным обучением, потому что есть проблема, которую надо решить. Педагог создаёт условия, помогает осознать суть проблемы, над которой надо работать. Учащиеся формулируют эту проблему и предлагают варианты её решения. В качестве проблем могут выступать различные типы практических заданий.

В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы деятельности, и обучение идёт от одной к другой. Данную технологию я чаще использую на уроках предмета Моя Карелия.

10). Личностно-ориентированные технологии и технологии развивающего обучения. 

Методическую основу большинства таких технологий составляют дифференциация и индивидуализация обучения, которые позволяют учитывать индивидуальные особенности обучающихся, совершенствовать приёмы взаимодействия педагога и детей с установкой на саморазвитие личности. Основной путь реализации личностно-ориентированных технологий – разработка и внедрение интегрированных программ, переход от программирования знаний, умений и навыков к прогнозированию путей развития личности ребенка.

11). Технологии дифференцированного обучения 

Я  делю обучающихся на условные группы с учетом типологических особенностей. При формировании групп  я учитываю  личностное отношение обучающихся к учебе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета.  Создаю дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов освоения программы.

Список  используемой литературы.

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М. Дрофа ,2003г.
  2. Кульневич С.В. «Современный урок» (серия). Ростов –на-Дону: «Учитель», 2005 г.
  3. МанвеловС.Г. Конструирование современного урока. - М.:Просвещение, 2002.
  4. Селевко Г.К. «Энциклопедия образовательных технологий» (серия).М.Народное образование , 1998 г.
  5. «Современные образовательные технологии». М: КноРус,2009.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Исследовательская и проектная  деятельность.

Организация учебно-исследовательской и проектной  деятельности  на основной ступени обучения.

Для того, чтобы получить новые знания, надо провести исследование этого знания, теоретические знания должны подкрепляться практикой. Учебно-исследовательская деятельность подразумевает, что обучающийся будет самостоятельно получать новые и значимые для себя знания, путем исследования.  При исследовании обучающийся занимается решением творческой задачи с неизвестным результатом. Проектная деятельность подразумевает игровую или творческую деятельность, направленную на достижение заранее известного результата. Исследовательскую деятельность обычно осуществляет один обучающихся, а проектную могут выполнять несколько детей.

Например, мы решили проверить семена моркови, укропа, свёклы, петрушки на всхожесть – это будет учебно-исследовательская деятельность, потому что мы не знаем процент всхожести семян.  Если результат, к которому мы идем известен, то это будет проектная деятельность. В любом случае, все начинается с гипотезы, которая должна быть научной, а не взята из каких-то сомнительных источников. Обучающийся должен быть заинтересован в своем исследовании, иначе он не будет активно работать. Для того, чтобы начать исследовательскую деятельность, необходимо узнать  в классе, что бы они хотели исследовать («Коллективный разум»). Потом из общего числа выбрать наиболее интересные темы и предложить обучающимся разделиться на группы или индивидуально  выполнять исследование. Иногда ученик называет глобальную тему, которую исследовать достаточно сложно,  например: «Фотосинтез – самый главный процесс на Земле». Задача учителя будет заключаться в том, чтобы совместно с учеником придти к теме, которую реально можно исследовать. Многие пытаются выбрать оригинальную тему, которая не дает точного ответа, а что же будет исследовать ученик. Тема должная давать четкое представление, что будет в работе. Название должно отражать суть содержания исследования. Нельзя выбирать темы, которые нереально исследовать, например: влияние алкоголя и курения на подростков; действие токсичных веществ на живые организмы.

Методики исследования: нельзя проводить исследование только по литературным источникам, обязательно должна присутствовать практика: анкетирование, исследования в природе, в аптеках, магазинах, на огороде, в лаборатории. Мы находим информацию, а потом обязательно проводим опыты, т.е. сносим свой вклад в исследование. Обязательно при проведении опытов, должна присутствовать контрольная группа, с которой мы сравниваем свое исследование. Некоторые исследования требуют очень длительного времени, поэтому временной показатель необходимо учитывать при организации работы. Чаще всего и учителя и ученики выбирают кратковременные проекты.  Выборка должна быть достаточной, условия и особи одинаковыми. При проведении исследовании необходимо использовать специальное оборудование и тщательно записывать результаты в отдельном блокноте или полевом дневнике, учитель должен обучить правильно и грамотно вести записи, составлять таблицы. Доказательством проведенного исследования, являются фотографии, поэтому при любом исследовании используется фотоаппарат. Желательно фотографировать все этапы своего исследования.

После проведения исследования, важно правильно оформить свою работу. Титульный лист оформляется по эталону. В введении указывается актуальность, проблема и как пришли к этой теме, цель и задачи. Цель должна соответствовать теме исследования. Любая цель это достижения задач, они должны быть отражением того, что мы хотим сделать. В задачах не должно быть таких пунктов, как изучить литературу, подобрать методики, сделать выводы – это все входит в цель исследования. Цель должна соответствовать результатам.  Введение не должно быть большим.

Обзор литературы: всегда приветствуется, когда ребенок использует книги, чем больше, тем лучше. Конечно, сейчас много информации берут из интернета – это быстро, удобно, можно копировать, но часто информация может быть недостоверной. Сравнение информации по разным текстам и источникам информации. Обязательно делать ссылки на источник информации. На все таблицы, диаграммы схемы тоже должна быть ссылка.

После оформления работы, необходимо подготовить доклад. Презентация должна быть не скучной, если будет один текст таблицы и диаграммы, то на них неинтересно будет смотреть. Слайды презентации должны соответствовать выступлению: цель, задачи, объект исследования, методики. Заключение делается в свободной форме, а выводы обязательно нумеруются  и они более краткие по сравнению с заключением.

 



Предварительный просмотр:

 Вариант 1. Задание 22 и 23.

Даны вещества: Na2CO3, HCI, AgNO3, KCI, Na2SO4, метилоранж. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии хлорид серебра. Составьте схему превращений, в результате которых можно получить указанное вещество. Запишите уравнение двух реакций.  Для второй реакции составьте сокращенное ионное уравнение.

Задание  23.

Подготовьте лабораторное оборудование, необходимое для проведения эксперимента. Проведите реакции в соответствии с составленной схемой превращений. Опишите изменения, происходящие с веществами в ходе проведенных реакций. Сделайте вывод о химических свойствах веществ( кислотно-основных, окислительно-восстановительных), участвующих в реакции, и классификационных признаках реакции.

Вариант 2. Задание22 и 23.

Даны вещества: MgO, H2SO4, MgSO4, AICI3, BaCI2, Zn. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии сульфат бария. Составьте схему превращений, в результате которых можно получить указанное вещество. Запишите уравнение двух реакций.  Для второй реакции составьте сокращенное ионное уравнение.

Задание  23.

Подготовьте лабораторное оборудование, необходимое для проведения эксперимента. Проведите реакции в соответствии с составленной схемой превращений. Опишите изменения, происходящие с веществами в ходе проведенных реакций. Сделайте вывод о химических свойствах веществ( кислотно-основных, окислительно-восстановительных), участвующих в реакции, и классификационных признаках реакции.

Вариант 3. Задание 22 и 23.

Даны вещества: NaOH, СuSO4, Cu, HNO3, Ba(NO3)2, фенолфталеин. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии нитрат меди (II). Составьте схему превращений, в результате которых можно получить указанное вещество. Запишите уравнение двух реакций.  Для второй реакции составьте сокращенное ионное уравнение.

Задание  23.

Подготовьте лабораторное оборудование, необходимое для проведения эксперимента. Проведите реакции в соответствии с составленной схемой превращений. Опишите изменения, происходящие с веществами в ходе проведенных реакций. Сделайте вывод о химических свойствах веществ( кислотно-основных, окислительно-восстановительных), участвующих в реакции, и классификационных признаках реакции.

Вариант 1.

HCI NaCI AgCI

Na2CO3 + 2HCI = 2NaCI + H2O + CO2

Реакция ионного обмена между солью и кислотой с выделением бесцветного газа.

NaCI + AgNO3 = NaNO3 +AgCI

Реакция ионного обмена между двумя солями с образованием белого творожистого осадка.

CI -  + Ag+ = AgCI

Вариант 2

MgO MgSO4 BaSO4

MgO + H2SO4  = MgSO4 + H2O

Реакция между основным оксидом и кислотой с образованием соли и воды. Растворение белого порошка оксида магния.

MgSO4 + BaCI2 = Mg CI2 + BaSO4

Реакция ионного обмена между двумя солями с образованием осадка. Выпадение белого мучнистого осадка.

SO4 2- + Ba 2+ = BaSO4

Вариант 3.

СuSO4 Сu(ОН)2 Сu(NO3)2

СuSO4 + 2NaOH = Na2SO4 + Сu(ОН)2

Реакция ионного обмена между солью и щелочью с образованием нерастворимого основания. Выпал осадок синего цвета.

Сu(ОН)2 + 2HNO3 = Сu(NO3)2 + 2H2O

Реакция обмена между основанием и кислотой с образованием соли и воды. Синий осадок растворился, образовался раствор соли зеленого цвета.

Сu(ОН)2 + 2H+ = Сu 2+ + 2H2O