Социальный проект "Диалог поколений"
Пояснительная записка
В современном мире немаловажную роль в укреплении связей между поколениями, воспитании духовно-нравственных ценностей и в проявлении гражданских инициатив является взаимодействие между молодежью и пожилыми людьми. Изучая историю страны через судьбы старших, подрастающее поколение учится гражданской ответственности, уважению к старшим и сохранению исторической преемственности поколений. Проект «Диалог поколений» предусматривает взаимодействие между поколениями учащихся и пожилыми людьми и инвалидами. Проект разработан в целях усиления патриотического воспитания, формирования гражданской позиции у подростков, уважение к людям старшего поколения и сохранения преемственности поколений.
Предполагалось, что вовлечение подростков в проект будет способствовать гражданско-патриотическому и нравственно-эстетическому воспитанию, совершенствованию навыков культурного поведения и общения, воспитанию уважительного отношения к окружающим. Это особо актуально, когда коллектив 6-В класса представлял собой разноликий контингент учащихся, сформированный из учеников, обучавшихся в школах: № 17 и № 10, № 2. За два года в класс поступили из других школ 12 учеников. Сложный процесс формирования коллектива негативно влиял на дисциплину и успеваемость в классе. Важно было сформировать общие интересы и традиции. Одновременно с проектом «Диалог поколений» традиционными стали и другие мероприятия: «Дни именинника», «Огоньки», «Летопись класса».
Проект «Диалог поколений» включает широкий спектр мероприятий:
- Проведение классных часов на гражданско-патриотические темы;
- Участие подростков в школьных концертах, конкурсах, выставках, акциях гражданско-патриотической тематики;
- Встречи и беседы с представителями старшего поколения: с ветеранами труда, ветеранами ВОВ, военнослужащими, людьми творческих профессий;
- Шефство над ветеранами с целью оказания помощи и эмоционально положительного общения;
- Создание подарков и поздравление ветеранов с Днём рождения и с праздниками;
- Участие подростков в школьных концертах, конкурсах, выставках, акциях гражданско-патриотической тематики.
Проект реализуется с обучающимися 6В – 7В класса в течение двух лет с 2015г. по 2017г. под руководством классного руководителя Н. Д. Хлебодаровой. Проект обсуждался с родителями и был утверждён на родительском собрании, что зафиксировано в протоколе №1 от 11.09.2015г. родительского собрания на тему: «Взаимодействие семьи и школы в учебно-воспитательном процессе. Участие в проекте «Диалог поколений».
Часть I Реализация гражданско-патриотического направления
социального проекта «Диалог поколений»
В настоящее время, когда происходят глобальные перемены в экономической, политической, социокультурной жизни страны и одновременно с этим наблюдается снижение нравственной устойчивости человека, его способности к сохранению национальных ценностей, особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа гражданина – истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами. Одним из направлений учебно-воспитательной работы школы и классного руководителя является патриотическое воспитание подрастающего поколения, поскольку детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Эта работа направлена на формирование у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, упрочнению Российской Федерации. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание школьников.
Сейчас защита Отечества – долг гражданина РФ. Это отражено в статье №59 Конституции РФ. В фильме «Офицеры» звучат прекрасные слова: «Есть такая профессия – Родину защищать». Защита Отечества – священное дело. Это убеждение сформировалось исторически. Дело в том, что в давние времена перед битвами войска «освящались». Они как бы прикасались к священным символам Отечества: знамёнам, иконам. Всегда стояли и будут стоять на страже Отечества простые солдаты!
Военно-патриотическое воспитание тесно переплетается с гражданско-патриотическим, нравственным воспитанием и может быть реализовано с помощью многообразных форм и методов. В 6 «В» классе выбрана форма социального проекта «Диалог поколений».
Обычно понятие «диалог поколений» ассоциируется с общением детей и пожилых ветеранов Великой Отечественной войны или труда, но при этом упускается из вида и другой аспект преемственности – это общение детей со взрослыми, но не преклонного возраста. В реализации этого аспекта преемственности заключается особенность проекта.
В современном мире немаловажную роль в укреплении связей между поколениями, воспитании духовно-нравственных ценностей и в проявлении гражданских инициатив является взаимодействие между молодежью и пожилыми людьми.
Изучая историю страны через судьбы старших, подрастающее поколение учится гражданской ответственности, уважению к старшим и сохранению исторической преемственности поколений.
Актуальность проекта заключается в том, что в наше время существует недостаток в общении подрастающего поколения с пожилыми людьми. Возникает необходимостью в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании молодежи. В уважительном отношении к пожилым людям и инвалидам, в стремлении быть похожими на них, оказывать им помощь.
Новизна проекта связана с использованием понятий «поколение» и «диалог». Их значение сводится к следующему:
* для детей – обмен, осведомленность о жизненном пути, проблемах и трудностях пожилых, оказание им помощи в освоении знаний, в т.ч., современных информационных технологий, реализации совместных инициатив;
* для старшего поколения – взаимодействие внутри коллектива и с подрастающим поколением, спасение от одиночества, передача молодежи исторической правды, социального опыта, осознание своей активной роли в социально-экономическом и демократическом развитии страны;
* для общества - устанавливаются отношения между поколениями, снижается социальная напряженность, формируется толерантность, партнерские отношения для достижения взаимопонимания и согласия.
Проект «Диалог поколений» включает в себя три направления:
* «Дорогою добра» (организация досуга).
* «Территория партнерства» (обучение компьютерной грамотности пожилых людей и инвалидов силами учащихся лицея).
* «Умелые ручки» (творческая мастерская), а также сбор макулатуры и на вырученные деньги приобретение востребованных предметов для инвалидов.
Целевые группы, на которые направлен проект:
- учащиеся МБОУ СШ №10 6 В - 7В класса;
- пожилые люди и инвалиды; ветераны ВОВ, «дети войны»; ветерны труда (Брайцева А.М., Махалова В. Н., Киселёва Н. Н., Шушкевич З. И., Иванова Н.В. и др.)
Цель проекта:
1. Создание условий для диалога между представителями разных поколений;
2. Формирование у подрастающего поколения гражданской ответственности, уважение к старшим и сохранение исторической преемственности поколений.
Задачи проекта:
- изучить историю страны через судьбы участников проекта;
- организовать детей на дела, направленные на заботу и помощь о старшем поколении;
- помочь пожилым людям и инвалидам повысить социальную активность;
- укрепить значимость и важность старшего поколения в сегодняшнем дне;
- организовать общение и взаимодействие детей с пожилыми людьми и инвалидами через реализацию данных проектов;
3
- усилить патриотическое воспитание детей и сформировать твердую гражданскую позицию;
- укрепить духовную связь между поколениями.
Реализация проекта рассчитана на 2015-2017 гг.
Для реализации достижения поставленной цели, а именно:
1. Создание условий для диалога между представителями разных поколений: 2. Формирование у подрастающего поколения гражданской ответственности, уважение к старшим и сохранение исторической преемственности поколений. Выделено три направления: образовательное, воспитательное и эстетическое.
Проект предполагает работу с пожилыми людьми и инвалидами и учащимися 6 -В класса в форме совместных творческих, познавательных и досуговых мероприятий.
Характеристика проекта
1. Организация совместных мероприятий учащихся с пожилыми людьми - ветеранами труда.
Особая значимость духовно-нравственного направления проекта «Диалог поколений» в том, что результат его двухсторонний и старшее поколение и дети становятся социально значимыми единицами в обществе. У пожилых людей появляется уверенность в будущем своих внуков, а у детей - нравственные идеалы.
2. Посещение учащимися ветеранов труда, беседы с ними и оказание им помощи.
Учащиеся запланировали акцию «Ветеран живёт рядом». Они взяли шефство над ветеранами труда – учителями, имеющими награды за высокое профессиональное мастерство и многолетний труд в сфере образования: над Брайцевой А.М., Махаловой В. Н., Киселёвой Н. Н., Шушкевич З. И., Ивановой Н.В. Дети разделились на 3 группы по 6 человек, составили списки и график посещения ветеранов, назначили ответственных. Они решили, что будут посещать ветеранов не реже 1 раза в неделю, а также поздравлять с праздниками: с началом учебного года, с Днём учителя, с Днём рождения, с Новым годом, с 8 Марта, с Днём Победы. Дети подумали, чем могут помочь ветеранам и решили, что могут выносить мусор, сходить в магазин, отнести на почту письмо и т. п. В этот же день дети побывали у ветеранов труда, вручили цветы и поздравили с праздником. В процессе общения с людьми старшего поколения подростки узнали много нового о школе, в которой учатся. Они внимательно слушали, как в годы ВОВ в школе №10 работал госпиталь для тяжелораненых бойцов, как выступали перед ними с концертами совсем молоденькие З. И. Шушкевич и А. М. Брайцева. Вместе с ветеранами дети рассматривали фотографии тех далёких лет. Ветераны вспоминали свою юность и молодели душой, а ребята обогащались новыми знаниями.
В дальнейшем ученики тщательно следили за выполнением принятых решений в рамках организованной ими акции «Ветеран живёт рядом».
3. Сбор макулатуры и на вырученные деньги приобретение и вручение подарков для ветеранов труда.
Дети посетили ветеранов труда, поздравили их с профессиональным праздником и вручили подарки: цветы, конфеты в презентабельных упаковках, открытки. В непринуждённой доброжелательной обстановке дети общались с достойными людьми старшего поколения. Зоя Ивановна, Ангелина Михайловна, Наталья Викторовна интересовались проблемами детей, давали советы. Ребятишки рассказывали о событиях в школе, раскрывали свои секреты. Ветеранам приятно было осознавать, что могут помочь в воспитании подрастающего поколения. Дети духовно обогащались.
4. Создание презентации «Мои родные и близкие защитники».
Учащиеся собрали информацию о родных и близких защитниках Отечества: фотографии, записи бесед. Дети обработали материал и составили презентацию, которая была представлена на родительском собрании нравственной тематики. В процессе выполнения этой работы дети узнавали много интересного о героическом прошлом старшего поколения, обогащались духовно, становились добрее, приобщались к духовно-нравственным ценностям.
5. Укрепление духовной связи между поколениями.
В процессе реализации духовно-нравственного направления проекта «Диалог поколений» происходило общение между учениками и представителями военных профессий, устанавливалась тесная духовная связь. На классных часах в 6-В классе часто проводил беседы «О доблести и мужестве» подполковник отдела военкомата г. Бор М. Н. Овсянников.
Изучая историю страны через судьбы старших, дети учились гражданской ответственности, уважению к пожилым людям. Они становились толерантными, стали пытаться оценивать свои поступки с точки зрения лучших представителей нашего общества и национальных героев. Всё это способствовало сохранению исторической преемственности поколений.
Ожидаемый результат
Особая значимость духовно-нравственного направления проекта «Диалог поколений» в том, что результат его двухсторонний и старшее поколение и дети становятся социально значимыми единицами в обществе. У людей старшего возраста появляется осознание своей значимости в процессе передачи социального опыта и уверенность в будущем своих внуков, а у детей - нравственные идеалы.
Взаимосвязь рассмотренных направлений иллюстрируют диаграммы 1 и 2 в приложениях 1и 2.
Часть II Реализация духовно-нравственного направлени социального проекта «Диалог поколений»
Направление «Дорогою Добра»
Пояснительная записка
Когда человек стареет, уходит на пенсию, происходит изменение его жизненного статуса, определенной роли в обществе и семье. Эта неопределенность часто негативно влияет на психологическое состояние пожилых людей. Они чувствуют невостребованность своего жизненного опыта, знаниям и таланту. Им крайне необходимо общение, ощущение своей полезности и причастности к каким - либо делам.
Наша взаимосвязь основана на преемственности и связи поколений. Не секрет, что в наши дни разрыв в понимании между поколениями увеличивается. В данное время важно наладить постоянное общение молодежи с пожилыми людьми на основе традиционных форм и неформальных методов работы. Форумом для встреч поколений станет созданный с этой целью проект «Дорогою Добра». В его работе должны воплотиться традиционные ценности: милосердие, благотворительность, толерантность и почтительное отношение к старшим. Сегодня очень важно развивать эти ценности в подрастающем поколении.
Описание проекта
Актуальность проекта состоит в том, что через досуговые мероприятия необходимо наладить связь между поколениями, сблизить ценностные ориентации молодёжи и старшего поколения, воспитать у молодёжи духовные качества: милосердие, сострадание, сочувствие, уважение, а также оказать взаимопомощь и поддержку путём развития взаимных интересов и совместных дел.
Цель программы:
1. Предоставление возможности активного участия пожилых людей и инвалидов совместно с учащимися в досуговых мероприятиях.
Задачи проекта:
- Создать обстановку семейного праздника, досуга, в котором принимают участие оба поколения.
- Сформировать интерес к традиционной культуре своего народа и родного края.
- Развивать духовно-эмоциональную связь между поколениями.
- Воспитывать уважение к людям старшего возраста
Реализация проекта рассчитана на 2015 – 2017гг.
В проекте «Дорогою Добра» предусмотрено устраивать тематические и праздничные мероприятий, совместные чаепития, проведение лекций, совместные беседы, вечера воспоминаний, организация совместных прогулок, которые дети и пожилые люди совершают вместе.
6
Классные часы и праздничные мероприятия часто приходила ветеран журналистики И. А. Вахомская. Она читала свои стихи, знакомила детей с народными традициями, с истоками русской культуры, прививала детям интерес к русским обрядам. На прогулках проводились наблюдения за живой природой. Совместные прогулки способствовали улучшению физической формы, формированию положительных эмоций, улучшению настроения и самочувствия. Во время общения дети приобщаются к историческому прошлому своего народа через рассказы о войне, о легендарных героях прошлых лет, узнают о своих замечательных земляках, знакомятся с достопримечательностями родного города.
Ожидаемые результаты
Мероприятия проекта «Дорогою Добра» оказывают положительное воздействие на воспитание подрастающего поколения, уважительное отношение к пожилым людям, доставляя им радость в общении с детьми. Проект позволит пожилым людям и инвалидам почувствовать себя нужными и интересными современному обществу, способными осуществить свои самые смелые мечты в плане развития своих творческих способностей.
Тематический план
№ п/п | Наименования мероприятия | Срок реализации |
1 | День пожилого человека «Мы славим седину»
| октябрь |
2 | «Новогодние чудеса»
| декабрь |
3 | «От всей души»
| февраль |
4 | «Весенняя капель»
| март |
5 | «Живая память» 9 мая
| май |
6 | «Вместе весело шагать по просторам»
| июнь |
Проект сопровождается приложениями:
В приложениях 1и 2 представлены диаграммы, которые отражают взаимосвязь мероприятий, направленных на достижение цели. В приложении 3 представлен сценарий одного из мероприятий - «Мы славим седину». В приложениях 4-6 представлен фото отчёт.
Заключение
В течение двух лет с 2015г. по 2017г. было реализовано два взаимосвязанных направления социального проекта «Диалог поколений»:
1. Гражданско-патриотическое направление;
2. Духовно-нравственное направление: «Дорогою Добра».
Оба направления реализовывались в течение двух лет. В течение 2015-2016 учебного года в проекте участвовали 24 ученика 6 «В» класса. В течение 2016-2017 учебного года в проекте участвовали 26 учеников 7 «В» класса.
Выводы:
- Итоги социального проекта «Диалог поколений» совпали с ожидаемыми результатами.
- В процессе выполнения социального проекта «Диалог поколений» решены все поставленные задачи и достигнута цель проекта:
- Укрепилась духовная связь между поколениями;
- Укреплялось духовное, нравственное здоровье детей,
- Результаты проекта оказали положительное влияние на обе целевые группы: старшее поколение и дети осознали себя социально значимыми единицами в обществе. У людей старшего возраста появилось осознание своей значимости в процессе передачи социального опыта, а у детей формировались идеалы патриотизма.
- В результате повысилась эффективность воспитательной работы по направлению «Нравственность»: улучшилась успеваемость и дисциплина.
Рекомендации
Социальный проект «Преемственность поколений» имеет теоретическое и практическое значение:
- Работу предлагается использовать учителям для выбора способа организации внеурочной деятельности и для оформления результатов;
- Студенты могут воспользоваться методикой данного проекта для создания курсовых проектов;
- Для старшеклассников эта работа может оказаться полезной при оформлении социальных проектов для участия в конкурсах.
- Необходимо обратить внимание на то, что существуют разные формы передачи подрастающему поколению социального, военно-патриотического, духовно-нравственного опыта старшего поколения;
- Следует расширить возможности воспитательной работы путём включения в целевые группы социальных проектов наряду с пожилыми людьми молодой контингент старшего поколения;
- Рекомендуется решать проблему духовно-нравственного воспитания учащихся в комплексе с православными традициями.
Список литературы
1. Источники:
1.1. Гареев М.А. «Полководцы Победы и их военное наследие», М., 2014.
1.2. Лукьянова В.П. «Педагогические условия патриотического воспитания старшеклассников в учебно-воспитательном процессе современной школы», М., 2013.
2. Статьи:
1. Бурлаков А.И., Похилюк А.В. «О некоторых особенностях современных условий формирования патриотического сознания молодежи» // Современный патриотизм: борьба идей и проблемы формирования. СПб., 2012г., №3.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39 КБ | |
| 42 КБ | |
| 2.5 МБ | |
| 271.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Диаграмма 2. Реализация проекта
Ожидаемый результат проекта
Особая значимость гражданско-патриотического направления проекта «Диалог поколений» в том, что результат его двухсторонний и старшее поколение и дети становятся социально значимыми единицами в обществе. У людей старшего возраста появляется осознание своей значимости в процессе передачи социального опыта, а у детей истинные идеалы.
Приложение 2
Диаграмма 1. Реализация проекта
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Сценарий праздника Международного дня пожилого человека
«Мы славим седину»
Ведущий:
Добрый день, уважаемые гости.
Есть в разгаре осени
Праздник необычный, -
Небо блещет просинью,
Солнцем симпатичным.
Только называется он
Непарадным словом, -
Праздник именуют
День человека пожилого
Сегодня вас, пришли поздравить
ученики 6-В класса школы № 10
1 ученик
Сегодня славим седину
Усталые морщинистые руки
А ведь бывало в старину
Не знали эти руки скуки
2 ученик
Вся ваша жизнь наполнена трудом
Теплом души и радостью согрета
Да поглядите, поглядите вы кругом
Милее лиц не видела планета.
3 ученик
И пусть гуляет осень на дворе
И мир перелистнул страницу века,
Как хорошо, что есть в календарях
День пожилого человека. (все вместе)
4 ученик
Вы достигли возраста такого
Что просится приветственное слово
Примите наши поздравленья
Здоровья, счастья и добра
И пусть плохого настроенья
У вас не будет никогда
5 ученик
На мир смотрите с наслажденьем
И грусть отступит и беда
Успех, удача и везенье
Пусть вам сопутствует всегда.
(у учащихся в руках разноцветные шары)
6 ученик
Крутится, вертится шарик земной.
Годы, как птицы, летят чередой
С праздником вас мы поздравить пришли,
И Вам в подарок шары принесли.
7 ученик
В красных шарах выраженье любви,
Мы их с собою сейчас принесли.
Дружбы и верности пламенный знак,
Мы принесли его в наших сердцах.
8 ученик
В синих шарах голубые мечты,
Чтобы мечтали по-прежнему Вы
Чтобы сбывались мечты все у Вас,
Этого мы все желаем сейчас.
9 ученик
В шаре зелёном надежда живет
В то, что счастливым окажется год.
В то, что на свете не будет войны,
Будут леса и сады зелены.
10 ученик
Черный же шар мы с собой не несли
Не потому, что его не нашли.
А потому, что в сердцах у друзей
Лишь пожелания солнечных дней
Ведущий
А сейчас Маша, Катя и Кристина исполнят песню «Замечательный сосед»
1 ученик
Не страшны вам года
Хоть волосы седые
Коль сохранили навсегда
Вы чувства молодые.
2 ученикРецепта долголетья нет-
Хотя мы все о нём мечтаем.
Здоровья, счастья, долгих лет
От всей души мы вам желаем.
3 ученик
За годом год бегут года
Бегут они неутомимо
Спешат года назло всегда
Но пусть они проходят мимо
4 ученик
Ведите с ними рьяно бой
Живите дольше, не старейте
И всем врагам наперекор
Лекарств как можно меньше пейте
5 ученик
Не подыскать такого слова
Чтоб в полной мере пожелать
Вам хорошего здоровья,
И никогда не унывать
6 ученик
Желаем счастья и добра
Поменьше горя печали
Чтоб было больше светлых дней
А хмурые, не посещали
1 ученик
Люди пожилые,
Сердцем молодые.
Сколько повидали
Вы путей-дорог.
Горячо любили,
И детей растили,
И надеждой жили:
Меньше бы тревог!
2 ученик
Люди пожилые,
Матушка Россия
Вас не баловала
Легкою судьбой.
Дай вам бог покоя,
Чтобы над рекою
Солнце озаряло
Купол голубой
3 ученик
Люди пожилые,
Вы во всем такие:
Отдаете душу,
Опыт и любовь
Дорогому дому,
Миру молодому
И всему, что сердце
Вспоминает вновь.
4 ученик
Люди пожилые
Пусть года былые
Будут вам опорой,
Дети — все поймут:
И поклон вам низкий
От родных и близких
И от всей Отчизны
За бесценный труд
Ведущий
Ребята подготовили для вас поздравительные открытки, принимайте их
(Дети дарят открытки с поздравлением, текст поздравления в приложении А)
Ведущий
А сейчас мы вас приглашаем пройти в столовую на кружечку ароматного чая
Стихи для поздравительной открытки:
Уважаемая (ый) ____________________________________________ С праздником! Теплый день осенний Солнцем позолочен, Радостной работой Ветер озабочен. Кружит листопадом Осени в усладу, Седину ласкает пожилым в награду. В этот день октябрьский По веленью века Чествует природа Пожилого человека! Ученики 6-В класса МБОУ СШ № 10 |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложение 5
Фотоотчет
Праздничный концерт «Мы славим седину»
