Социальный проект "Диалог поколений"

Надежда Дмитриевна Хлебодарова

Пояснительная записка

 

В современном мире немаловажную роль в укреплении связей между поколениями, воспитании духовно-нравственных ценностей и в проявлении гражданских инициатив является взаимодействие между молодежью  и пожилыми людьми. Изучая историю страны через судьбы старших, подрастающее поколение учится гражданской ответственности, уважению к старшим и сохранению исторической преемственности поколений. Проект «Диалог поколений» предусматривает взаимодействие между поколениями учащихся и пожилыми людьми и инвалидами. Проект разработан в целях усиления патриотического воспитания, формирования гражданской позиции у подростков, уважение к людям старшего поколения и сохранения преемственности поколений.

Предполагалось, что вовлечение подростков  в проект будет способствовать гражданско-патриотическому и  нравственно-эстетическому  воспитанию, совершенствованию навыков культурного поведения и общения,  воспитанию уважительного отношения к окружающим. Это особо актуально, когда коллектив 6-В класса представлял собой разноликий контингент учащихся, сформированный из учеников, обучавшихся в школах:   № 17 и  № 10, № 2. За два года в класс поступили из других школ 12 учеников. Сложный процесс формирования коллектива негативно влиял на дисциплину и успеваемость в классе. Важно было сформировать общие интересы и традиции. Одновременно с проектом «Диалог поколений» традиционными стали и другие мероприятия: «Дни именинника», «Огоньки»,  «Летопись класса».  

Проект «Диалог поколений» включает широкий спектр мероприятий:

  • Проведение классных часов на гражданско-патриотические темы;
  • Участие подростков в школьных концертах, конкурсах, выставках, акциях  гражданско-патриотической тематики;                                                  
  • Встречи и беседы с представителями старшего поколения: с ветеранами труда, ветеранами ВОВ, военнослужащими, людьми творческих профессий;
  • Шефство над ветеранами с целью оказания помощи и эмоционально положительного общения;
  • Создание подарков и поздравление ветеранов с Днём рождения и  с праздниками;
  •  Участие подростков в школьных концертах, конкурсах, выставках, акциях  гражданско-патриотической тематики.

Проект реализуется с обучающимися 6В –  7В класса в течение двух лет с 2015г. по 2017г. под руководством классного руководителя Н. Д. Хлебодаровой. Проект обсуждался с родителями и был утверждён на родительском собрании, что зафиксировано в протоколе №1 от 11.09.2015г.  родительского собрания  на тему: «Взаимодействие семьи и школы в учебно-воспитательном процессе. Участие в проекте «Диалог поколений».

                                           

Часть I  Реализация гражданско-патриотического направления

                                     социального проекта «Диалог поколений»                                  

  В настоящее время, когда происходят глобальные перемены в экономической, политической, социокультурной жизни страны и одновременно с этим наблюдается снижение нравственной устойчивости человека, его способности к сохранению национальных ценностей, особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа гражданина – истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами. Одним из направлений учебно-воспитательной работы школы и классного руководителя является патриотическое воспитание подрастающего поколения, поскольку детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

          Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Эта работа направлена на формирование у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, упрочнению Российской Федерации. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание школьников.

          Сейчас защита Отечества – долг гражданина РФ. Это отражено в статье №59 Конституции РФ. В фильме «Офицеры» звучат прекрасные слова: «Есть такая профессия – Родину защищать». Защита Отечества – священное дело.  Это  убеждение сформировалось исторически. Дело в том, что в давние времена перед битвами войска «освящались». Они как бы прикасались к священным символам Отечества: знамёнам, иконам. Всегда стояли и будут стоять на страже Отечества простые солдаты!

           Военно-патриотическое воспитание  тесно переплетается с гражданско-патриотическим, нравственным воспитанием и может быть реализовано с помощью многообразных форм и методов. В  6 «В» классе выбрана форма социального проекта «Диалог поколений».

          Обычно понятие «диалог поколений» ассоциируется с общением детей и пожилых  ветеранов Великой Отечественной войны или труда, но при этом упускается из вида и другой аспект преемственности – это общение детей со взрослыми, но не преклонного возраста. В реализации этого аспекта преемственности заключается особенность  проекта.

В современном мире немаловажную роль в укреплении связей между поколениями, воспитании духовно-нравственных ценностей и в проявлении гражданских инициатив является взаимодействие между молодежью  и пожилыми людьми.

Изучая историю страны через судьбы старших, подрастающее поколение учится гражданской ответственности, уважению к старшим и сохранению исторической преемственности поколений.

         Актуальность  проекта заключается в том, что в наше время существует недостаток в общении подрастающего поколения с пожилыми людьми. Возникает необходимостью в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании молодежи. В уважительном отношении к пожилым людям и инвалидам, в стремлении быть похожими на них, оказывать им помощь.

Новизна  проекта связана с использованием понятий «поколение» и «диалог». Их значение сводится к следующему:

* для детей – обмен, осведомленность о жизненном пути, проблемах и трудностях пожилых, оказание им помощи в освоении знаний, в т.ч., современных информационных технологий, реализации совместных инициатив;

* для старшего поколения – взаимодействие внутри коллектива и с подрастающим поколением, спасение от одиночества, передача молодежи исторической правды, социального опыта, осознание своей активной роли в социально-экономическом и демократическом развитии страны;

* для общества - устанавливаются отношения между поколениями, снижается социальная напряженность, формируется толерантность, партнерские отношения для достижения взаимопонимания и согласия.

    Проект «Диалог поколений» включает в себя  три направления:

* «Дорогою добра» (организация досуга).

* «Территория партнерства» (обучение компьютерной грамотности пожилых людей и инвалидов силами учащихся лицея).

* «Умелые ручки» (творческая мастерская), а также сбор макулатуры и на вырученные деньги приобретение востребованных предметов для инвалидов.

Целевые группы, на которые направлен проект:

  • учащиеся МБОУ СШ №10  6 В - 7В класса;
  • пожилые люди и инвалиды; ветераны ВОВ, «дети войны»; ветерны труда (Брайцева А.М., Махалова В. Н., Киселёва Н. Н., Шушкевич З. И., Иванова Н.В. и др.)

Цель проекта:

1. Создание условий для диалога между представителями разных поколений;

2. Формирование у подрастающего поколения гражданской ответственности, уважение к старшим и сохранение исторической преемственности поколений.

Задачи проекта:

  • изучить историю страны через судьбы участников проекта;
  • организовать детей на дела, направленные на заботу и помощь о старшем поколении;
  • помочь пожилым людям и инвалидам повысить социальную активность;
  • укрепить значимость и важность старшего поколения в сегодняшнем дне;
  • организовать общение и взаимодействие детей с пожилыми людьми и инвалидами через реализацию данных проектов;

                                                    3

  • усилить патриотическое воспитание детей и сформировать твердую гражданскую позицию;
  • укрепить  духовную связь между поколениями.

Реализация проекта рассчитана на 2015-2017 гг.

Для реализации достижения поставленной цели, а именно:

1. Создание условий для диалога между представителями разных поколений: 2. Формирование у подрастающего поколения гражданской ответственности, уважение к старшим и сохранение исторической преемственности поколений. Выделено три направления: образовательное, воспитательное и эстетическое.

Проект предполагает работу с  пожилыми людьми и инвалидами и учащимися  6 -В класса в форме совместных творческих, познавательных и досуговых мероприятий.

 

                                      Характеристика проекта

 

   1. Организация совместных мероприятий учащихся с пожилыми людьми - ветеранами труда.

Особая значимость духовно-нравственного направления проекта «Диалог поколений»  в том, что результат его двухсторонний и старшее поколение и дети становятся социально значимыми единицами в обществе. У пожилых людей появляется  уверенность в будущем своих внуков, а у детей -   нравственные идеалы.

2.  Посещение учащимися ветеранов труда, беседы с ними и оказание им помощи.

Учащиеся запланировали акцию «Ветеран живёт рядом». Они взяли шефство над ветеранами труда – учителями, имеющими награды за высокое профессиональное мастерство и многолетний труд в сфере образования: над Брайцевой А.М., Махаловой В. Н., Киселёвой Н. Н., Шушкевич З. И., Ивановой Н.В.  Дети разделились на 3 группы по 6 человек, составили списки и график посещения ветеранов, назначили ответственных. Они решили, что будут посещать ветеранов не реже 1 раза в неделю, а также поздравлять с праздниками: с началом учебного года, с Днём учителя, с Днём   рождения, с Новым годом, с 8 Марта, с Днём Победы. Дети подумали, чем могут помочь ветеранам и решили, что могут выносить мусор, сходить в магазин, отнести на почту письмо и т. п. В этот же день дети побывали у ветеранов труда, вручили цветы и поздравили с праздником. В процессе общения с людьми  старшего поколения подростки узнали много нового о школе, в которой учатся. Они внимательно слушали, как в годы ВОВ в школе №10 работал госпиталь для тяжелораненых бойцов, как выступали перед ними с концертами совсем молоденькие  З. И. Шушкевич  и А. М. Брайцева. Вместе с ветеранами дети рассматривали фотографии тех далёких лет. Ветераны вспоминали свою юность и молодели душой, а ребята обогащались новыми знаниями.

В дальнейшем ученики тщательно следили за выполнением принятых решений в рамках организованной ими акции «Ветеран живёт рядом».

 3. Сбор макулатуры и на вырученные деньги приобретение и вручение подарков для ветеранов  труда.

Дети посетили ветеранов труда, поздравили их с профессиональным праздником и вручили подарки: цветы, конфеты в презентабельных упаковках, открытки. В непринуждённой доброжелательной обстановке дети общались с достойными людьми старшего поколения. Зоя Ивановна, Ангелина Михайловна, Наталья Викторовна интересовались проблемами детей, давали советы. Ребятишки рассказывали о событиях в школе, раскрывали свои секреты. Ветеранам приятно было осознавать, что могут помочь в воспитании подрастающего поколения. Дети  духовно обогащались.

 4. Создание презентации «Мои родные и близкие защитники».

Учащиеся собрали информацию о родных и близких защитниках Отечества: фотографии, записи бесед. Дети обработали  материал и составили презентацию, которая была представлена на родительском собрании нравственной тематики. В процессе выполнения этой работы дети узнавали много интересного о героическом прошлом старшего поколения, обогащались духовно,  становились добрее, приобщались к духовно-нравственным ценностям.

5. Укрепление духовной связи между поколениями.

В процессе реализации духовно-нравственного направления проекта «Диалог  поколений» происходило  общение между учениками и представителями военных профессий, устанавливалась тесная духовная связь.  На классных часах в 6-В классе часто проводил беседы «О доблести и мужестве» подполковник отдела военкомата г. Бор М. Н. Овсянников.

Изучая историю страны через судьбы старших, дети учились гражданской ответственности, уважению к пожилым людям. Они становились  толерантными, стали пытаться оценивать свои поступки с точки зрения  лучших представителей нашего общества и национальных героев. Всё это способствовало сохранению исторической преемственности поколений.

         Ожидаемый результат

Особая значимость духовно-нравственного направления проекта «Диалог поколений»  в том, что результат его двухсторонний и старшее поколение и дети становятся социально значимыми единицами в обществе. У  людей старшего возраста появляется осознание своей значимости в процессе передачи социального опыта и уверенность в будущем своих внуков, а у детей -   нравственные идеалы.

Взаимосвязь рассмотренных направлений иллюстрируют диаграммы 1 и 2 в приложениях 1и 2.

 

Часть II    Реализация духовно-нравственного направлени социального проекта  «Диалог поколений»

    Направление «Дорогою Добра»

 

                                  Пояснительная записка

         Когда человек стареет, уходит на пенсию, происходит изменение его жизненного статуса, определенной роли в обществе и семье. Эта неопределенность часто негативно влияет на психологическое состояние пожилых людей. Они чувствуют невостребованность своего жизненного опыта, знаниям и таланту. Им крайне необходимо общение, ощущение своей полезности и причастности к каким - либо делам.

         Наша взаимосвязь основана на преемственности и связи поколений. Не секрет, что в наши дни разрыв в понимании между поколениями увеличивается. В данное время важно наладить постоянное общение молодежи с пожилыми людьми на основе традиционных форм и неформальных методов работы. Форумом для встреч поколений станет созданный с этой целью проект «Дорогою Добра». В его работе должны воплотиться традиционные ценности: милосердие, благотворительность, толерантность и почтительное отношение к старшим. Сегодня очень важно развивать эти ценности в подрастающем поколении.

                                                  Описание проекта

 

Актуальность  проекта состоит в том, что через досуговые мероприятия необходимо наладить связь между поколениями, сблизить ценностные ориентации молодёжи и старшего поколения, воспитать  у молодёжи духовные качества: милосердие, сострадание, сочувствие, уважение, а также оказать взаимопомощь и поддержку путём развития взаимных интересов и совместных дел.

Цель программы:

1. Предоставление возможности активного участия пожилых людей и инвалидов совместно с учащимися  в досуговых мероприятиях.                                                               

Задачи проекта:

  1. Создать обстановку семейного праздника, досуга, в котором принимают участие оба поколения.
  2. Сформировать интерес к традиционной культуре своего народа и родного края.
  3. Развивать духовно-эмоциональную связь между поколениями.
  4. Воспитывать уважение к людям старшего возраста

Реализация проекта рассчитана на 2015 – 2017гг.

В проекте «Дорогою Добра» предусмотрено устраивать  тематические и праздничные мероприятий, совместные чаепития, проведение лекций, совместные беседы, вечера  воспоминаний, организация совместных прогулок, которые дети и пожилые люди совершают вместе.

6

Классные часы и праздничные мероприятия часто приходила ветеран журналистики И. А. Вахомская.  Она читала свои стихи, знакомила детей с народными традициями, с истоками русской культуры, прививала детям интерес к русским обрядам. На прогулках проводились наблюдения за живой природой. Совместные прогулки способствовали улучшению  физической формы, формированию положительных эмоций, улучшению настроения и  самочувствия. Во время общения дети приобщаются к историческому прошлому своего народа через рассказы о войне, о легендарных героях прошлых лет, узнают о своих замечательных земляках, знакомятся с достопримечательностями родного города.

 Ожидаемые результаты

         Мероприятия проекта «Дорогою Добра» оказывают положительное воздействие на воспитание подрастающего поколения, уважительное отношение к пожилым людям, доставляя им радость в общении с детьми. Проект позволит пожилым людям и инвалидам почувствовать себя нужными и интересными современному обществу, способными осуществить свои самые смелые мечты в плане развития своих творческих способностей.

                                                     

Тематический план

№ п/п

Наименования мероприятия

Срок  реализации

1

День пожилого человека «Мы славим седину»

  • концерт
  • чаепитие

октябрь

2

«Новогодние чудеса»

  • новогоднее представление
  • русские новогодние обряды

декабрь

3

«От всей души»

  • вечер воспоминаний
  • концерт

февраль

4

«Весенняя капель»

  • концерт «Дорогим бабушкам»
  • чаепитие

март

5

«Живая память» 9 мая

  • воспоминания ветеранов
  • праздничный концерт

май

6

«Вместе весело шагать по просторам»

  • прогулка по Музею леса

июнь

 

Проект сопровождается  приложениями:

В приложениях 1и 2 представлены диаграммы, которые отражают взаимосвязь мероприятий, направленных на достижение цели.  В приложении 3 представлен сценарий одного из мероприятий - «Мы славим седину». В приложениях 4-6 представлен фото отчёт.

 

Заключение

В течение двух лет с 2015г. по 2017г.  было  реализовано два взаимосвязанных направления  социального проекта «Диалог поколений»:

 

1. Гражданско-патриотическое направление;

2. Духовно-нравственное направление: «Дорогою Добра».

Оба направления реализовывались в течение двух лет. В течение 2015-2016 учебного года в проекте участвовали 24 ученика 6 «В» класса. В течение 2016-2017 учебного года в   проекте участвовали 26 учеников 7 «В» класса.

 

                                                      Выводы:

 

  • Итоги социального проекта «Диалог поколений» совпали с ожидаемыми результатами.
  • В процессе выполнения социального проекта «Диалог поколений» решены все поставленные задачи и достигнута цель проекта:
  • Укрепилась духовная связь между поколениями;
  • Укреплялось духовное, нравственное здоровье детей,
  •  Результаты проекта оказали положительное влияние на обе целевые группы: старшее поколение и дети осознали себя социально значимыми единицами в обществе. У людей старшего возраста появилось осознание своей значимости в процессе передачи социального опыта, а у детей формировались  идеалы патриотизма.
  • В результате повысилась эффективность воспитательной работы по направлению «Нравственность»: улучшилась успеваемость и дисциплина.

 

                                           Рекомендации

 

Социальный проект «Преемственность поколений» имеет теоретическое и практическое значение:

  • Работу предлагается использовать учителям для выбора способа организации внеурочной деятельности и для оформления результатов;                                           
  • Студенты могут воспользоваться методикой данного проекта для создания курсовых проектов;
  •  Для старшеклассников эта работа может оказаться полезной при оформлении социальных проектов для участия в конкурсах.
  • Необходимо обратить внимание на то, что существуют разные формы передачи подрастающему поколению социального, военно-патриотического, духовно-нравственного опыта  старшего поколения;
  • Следует расширить возможности воспитательной работы путём включения в целевые группы социальных проектов наряду с пожилыми людьми молодой контингент старшего поколения;
  • Рекомендуется решать  проблему духовно-нравственного воспитания учащихся  в комплексе с православными традициями.

 

Список литературы

 

1. Источники:

1.1. Гареев М.А. «Полководцы Победы и их военное наследие»,  М., 2014.

1.2. Лукьянова В.П. «Педагогические условия патриотического воспитания старшеклассников в учебно-воспитательном процессе современной школы», М., 2013.

2. Статьи:

1. Бурлаков А.И., Похилюк А.В. «О некоторых особенностях современных условий формирования патриотического сознания молодежи» // Современный патриотизм: борьба идей и проблемы формирования. СПб., 2012г., №3.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                        Приложение 1

                      Диаграмма 2.  Реализация проекта

        

 Ожидаемый результат проекта

          Особая значимость гражданско-патриотического направления проекта «Диалог поколений» в том, что результат его двухсторонний и старшее поколение и дети становятся социально значимыми единицами в обществе. У людей старшего возраста появляется осознание своей значимости в процессе передачи социального опыта, а у детей  истинные идеалы.

                                                                                                           Приложение 2

                 Диаграмма 1.  Реализация проекта



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Сценарий праздника Международного дня пожилого человека

«Мы славим седину»

Ведущий:

Добрый день, уважаемые гости.

Есть в разгаре осени

Праздник необычный, -

Небо блещет просинью,

Солнцем симпатичным.

Только называется он  

Непарадным словом, -

Праздник именуют

День человека пожилого

Сегодня вас, пришли поздравить

ученики 6-В класса школы № 10

1 ученик                                                              

Сегодня славим седину

Усталые морщинистые руки

А ведь бывало в старину

Не знали эти руки скуки

2 ученик

Вся ваша жизнь наполнена трудом

Теплом души и радостью согрета

Да поглядите, поглядите вы кругом

Милее лиц не видела планета.

3 ученик

И пусть гуляет осень на дворе

И мир перелистнул страницу века,

Как хорошо, что есть в календарях

День пожилого человека. (все вместе)

4 ученик

Вы достигли возраста такого

Что просится приветственное слово

Примите наши поздравленья

Здоровья, счастья и добра

И пусть плохого настроенья

У вас не будет никогда

5 ученик

На мир смотрите с наслажденьем

И грусть отступит и беда

Успех, удача и везенье

Пусть вам сопутствует всегда.

(у учащихся в руках разноцветные шары)

6 ученик

Крутится, вертится шарик земной.

Годы, как птицы, летят чередой

С праздником вас мы поздравить пришли,

И Вам в подарок шары принесли.

7 ученик

В красных шарах выраженье любви,

Мы их с собою сейчас принесли.

Дружбы и верности пламенный знак,

Мы принесли его в наших сердцах.

8 ученик

В синих шарах голубые мечты,

Чтобы мечтали по-прежнему Вы

Чтобы сбывались мечты все у Вас,

Этого мы все желаем сейчас.

9 ученик

В шаре зелёном надежда живет

В то, что счастливым окажется год.

 В то, что на свете не будет войны,

Будут леса и сады зелены.

10 ученик

Черный же шар мы с собой не несли

Не потому, что его не нашли.

 А потому, что в сердцах у друзей

Лишь пожелания солнечных дней

Ведущий

А сейчас Маша, Катя и Кристина исполнят песню «Замечательный сосед»

1 ученик

Не страшны вам года

Хоть волосы седые

Коль сохранили навсегда

Вы чувства молодые.

2 ученикРецепта долголетья нет-

Хотя мы все о нём мечтаем.

 Здоровья, счастья, долгих лет

От всей души мы вам желаем.

3 ученик

За годом год бегут года

Бегут они неутомимо

Спешат года назло всегда

Но пусть они проходят мимо

4 ученик

Ведите с ними рьяно бой

Живите дольше, не старейте

И всем врагам наперекор

Лекарств как можно меньше пейте

 5 ученик

Не подыскать такого слова

Чтоб в полной мере пожелать

Вам хорошего здоровья,

И никогда не унывать

6 ученик

Желаем счастья и добра

Поменьше горя печали

Чтоб было больше светлых дней

А хмурые, не посещали

1 ученик

Люди пожилые,

 Сердцем молодые.

Сколько повидали

Вы путей-дорог.

Горячо любили,

И детей растили,

И надеждой жили:

Меньше бы тревог!

2 ученик

 Люди пожилые,

Матушка Россия

Вас не баловала

Легкою судьбой.

Дай вам бог покоя,

Чтобы над рекою

Солнце озаряло

Купол голубой

3 ученик

 Люди пожилые,

Вы во всем такие:

Отдаете душу,

Опыт и любовь

Дорогому дому,

Миру молодому

И всему, что сердце

Вспоминает вновь.

4 ученик

Люди пожилые

Пусть года былые

Будут вам опорой,

Дети — все поймут:

И поклон вам низкий

От родных и близких

И от всей Отчизны

За бесценный труд

Ведущий

Ребята подготовили для вас поздравительные открытки, принимайте их

(Дети дарят открытки с поздравлением, текст поздравления в приложении А)

Ведущий

А сейчас мы вас приглашаем пройти в столовую на кружечку ароматного чая

                              Стихи для поздравительной открытки:

Уважаемая (ый)

____________________________________________

С праздником!

Теплый день осенний

Солнцем позолочен,

Радостной работой

Ветер озабочен.

Кружит листопадом

Осени в усладу,

Седину ласкает

пожилым в награду.

В этот день октябрьский

По веленью века

Чествует природа

Пожилого человека!

Ученики 6-В класса МБОУ СШ № 10


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                       Приложение 5

                                                              Фотоотчет

Праздничный концерт «Мы славим седину»