Эссе. Я - Учитель

Кускова Екатерина Владимировна

Эссе. Я - Учитель

 

Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней – один из элементов нравственности, частица мировоззрения.

К. Паустовский

 

           Учитель – это актер и режиссер, писатель и поэт в одном лице. Это очень интересная работа: каждый день отличается от предыдущего, каждый урок не похож на другой, каждый ученик индивидуален. Конечно, профессия учителя самая увлекательная, благородная, уважаемая, но в то же время очень сложная. Поэтому и учитель должен быть индивидуальным, творчески настроенным. Учитель не просто учит, он оставляет след в душе каждого ученика. Ведь именно педагог помогает сформироваться этой маленькой душе. Несомненно, имеют значение личные особенности и качества учителя. Можно до бесконечности долго перечислять качества учителя, говорить о значимости. Но самым главным качеством, на мой взгляд, является нравственность. Нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.

          Профессию учителя я выбрала еще в детстве. Будучи совсем маленькой, я играла в школу с куклами и подружками-сверстницами. В школьные годы была организатором веселых переменок. Многие игры сочиняла сама. Это были и подвижные, и интеллектуальные, и ролевые. Причем, играли все: и малыши, и одноклассники, и старшеклассники. Мне нравилось придумывать викторины об окружающем мире для друзей, многие задания брала из «Лесной газеты» В. Бианки. Любовь и интерес к природе  во мне пробудила моя бабушка. Она была травницей, мне казалось, что про лес и травы она знает все! Именно через интерес к природе, через познание окружающего мира я захотела научиться передавать эти знания.  Неудивительно, что после школы я выбрала педагогический колледж. Для себя определила, что  буду учителем начальных классов. Первый учитель – это образец для малышей. Это человек, который ведет детей в мир знаний, от первого учителя зачастую зависит успешность ребенка. Учитель начальных классов – тот, кто дает старт во всю школьную жизнь каждому ребенку.

           Какими же качествами должен обладать учитель начальных классов? Кто-то скажет, что главное - это знания. Зачастую педагоги, имея глубокие знания по предмету, не в состоянии донести их до детей, по той самой причине, что детей они не любят, и долгий процесс обучения, разъяснения, повторения им попросту тяжек.

           На чем же строится любовь к детям? Ведь любовь учителя – это не материнское чувство. Любовь учителя строится на уважении, на вере в ребенка, на желании помочь ему реализоваться. Ни один учитель не будет успешен без доброжелательности к ребенку. Дети – самые лучшие психологи. И если учитель будет носить маску «добренького», то школьники быстро это почувствуют. К такому педагогу хорошего отношения не будет.

           По-моему,  важнее знаний - любознательность, то есть желание узнавать новое. Если учитель не желает пополнять свой багаж знаний, то он не сможет привить детям желания учиться. Ученики такого педагога никогда не испытают наслаждения от познания.

           Также неотъемлемым качеством учителя является честность. Очень важно быть искренним с ребенком. Стоит солгать единожды, и доверие ребенка к учителю будет потеряно навсегда. Учитель должен всегда выполнять свои обещания.

           Трудно, но очень важно быть справедливым. Справедливым ко всем и к каждому. Быть справедливым всегда, в любой ситуации. У детей обостренное чувство справедливости. Каждый ученик стремится стать любимым для учителя. Мне, как педагогу, важно относиться к каждому ученику беспристрастно, справедливо оценивать их способности, поступки.

           Необходимым для учителя качеством является строгость. Видя вседозволенность, дети очень быстро начинают управлять ситуацией. Моя задача: мастерски направить детей в  выгодную для всего коллектива сторону, не позволяя наглеть, и «садиться на шею».

           Внимательность – одно из самых главных качеств. В школу приходят дети из разных семей. Бывает и из благополучных семей дети часто портятся, и все это проявляется именно в школе, среди сверстников. Моя задача - вовремя заметить, что с ребенком что-то не так и постараться повлиять на ситуацию.

           Все эти качества я воспитываю и преумножаю не только в себе, но и стараюсь сформировать в каждом ученике. Ведь доброжелательность, честность, справедливость, внимательность - это общечеловеческие нравственные качества. А так важно, чтобы каждый ребенок был  ЧЕЛОВЕКОМ. Чем больше добрых людей, тем добрее мир. Где,  как ни в природе, в окружающем нас мире,  можно бесконечно этому учиться?

           Именно желание вести детей по доброй дороге осознанного бережного отношения к природе повлияло на выбор направления высшего образования. Я окончила педагогический университет по специальности учитель биологии. Экологическое воспитание и образование – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Экологическое воспитание значимо, в первую очередь, с позиций личностного всестороннего развития ребенка. Развитие эмоций, умения сочувствовать.

           Ведь прекрасен и удивителен окружающий нас мир! Голубое небо, ласковое солнце, раздольные луга, зеленые леса, величественные горы, лазурные воды, неповторимый мир  растений и животных.  Все создано разумно и удобно для жизни живых существ. Да, природа щедра и бескорыстна. Она даёт человеку для жизни всё - пищу, воду, одежду, топливо, окружает красотой. Но так ли все хорошо в этом мире?

           Беспощадно  вырубаются леса, осушаются болота, добываются полезные ископаемые, возделываются земли, строятся  города, заводы, фабрики, которые  загрязняют  водоёмы и атмосферу. Растут  горы промышленных и бытовых отходов, ядохимикатов. Люди это делают всё для того, чтобы быть сытыми, в тепле, чтобы было меньше работы и можно было бы беззаботно отдыхать и делать только то, что нравится. Люди привыкли быть потребителями. Лишь единицы задумываются,  в каком состоянии находится наша планета, каково существам, живущим вокруг. Из-за разрушения и загрязнения мест обитания  многие виды животных  исчезли с лица Земли, а некоторые находятся на грани исчезновения. С каждым годом ресурсы планеты всё больше истощаются, чаще случаются экологические катастрофы, в которых гибнут тысячи жизней. А человечество всё так же движется вперёд, по пути технического прогресса, забывая, что если бы не было природы, то не было бы и самого человека.

            А ведь человек – самое развитое среди живых существ на планете Земля. Это лицо, наделенное достояниями культуры: духовной, нравственной, материальной, культуры взаимоотношений и экологии. Экологическая культура есть одна из составных общечеловеческих отношений человека и окружающей среды.

            Так зачем же своими руками уничтожать тот  мир, в котором  живёшь? Что же нужно для того, чтобы достигнуть высокого качества жизни и начать подниматься по ступенькам новой цивилизации? Необходима массовая экологическая культура. Сразу и в один миг, конечно, невозможно изменить мышление миллиардов людей.  Поэтому проблема "правильного" восприятия природы, равно как и "экологической культуры" выходит в настоящий момент на передний план. Путь к её формированию – это дальнейшее развитие экологического образования, где важное место для этого  отводится школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.

            К числу важнейших понятий, обязательных для экологического образования школьников, принадлежит понятие человека как биосоциального существа, кровно связанного со средой обитания, хотя и сумевшего преодолеть свою полную зависимость от неблагоприятных природных условий и явлений. При изучении вопросов, связанных с человеком, его здоровьем, отдыхом и трудом, учащиеся подводятся к мысли, что для его нормальной жизни нужны благоприятные природные условия, которые нужно сохранять и умножать. Содержание нравственных норм и правил поведения человека в природном окружении раскрываются  перед детьми постепенно, по мере изучения  охраны конкретных объектов природы.

            Любовь к природе тесно связана с культурой поведения, которой так не хватает большинству. Достаточно обратить внимание на свалку мусора возле баков или приехать отдохнуть на речку и взглянуть на кострища с бутылками вокруг, как сразу становится ясно, как же далеки мы от решения данной  проблемы.

            Поэтому я стремлюсь обратить внимание своих учеников на все эти проблемы, быть для них близким человеком, наставником и другом, который не только поможет усвоить учебный материал, но и  научит радоваться окружающему миру, познавать и сохранять этот мир в своей первозданной красоте и неповторимости. Потому что,  как сказал Н.И. Сладков: «Заставить полюбить природу нельзя, но помочь полюбить можно»  

            Я постоянно учусь видеть в каждом ребенке личность, ценить его уникальность, учусь сотрудничать с детьми, вести учебный диалог, который предполагает совместный поиск ценности и смысла изучаемой проблемы. Ведь только доверительные отношения помогут детям раскрыться и вместе со мной отправиться путешествовать в страну знаний, совершать «великие открытия», познавать этот чудный, удивительный мир. Неповторимое ощущение испытываешь, когда ребенок самостоятельно делает эти открытия, какой неподдельной радостью светятся при этом его глаза. Один ребенок движется быстрее, другой медленнее, но главное - не стоит на месте. Они вместе учатся радоваться победам одноклассников и сочувствовать друг другу при неудачах.

            Для меня очень важно научить детей верить в себя. А для того, чтобы ребенок поверил в свои силы, я сама должна верить в него.  Помогая ученику быть успешным, развивая его способности, способствуя раскрытию таланта, сам учитель не может быть при этом неуспешным. Вместе с учениками развивается и педагог. Этот путь взаимного развития долог и сложен.   Но я верю, что  дорогу  осилит  идущий!

            Профессия учителя - самая лучшая. Самая добрая профессия на земле. Профессия педагога - особенная. Эта работа такого рода, что о ней не забудешь, выйдя за порог школы. Школьные проблемы, бесконечные стопки тетрадей, подготовка к урокам не дают покоя и дома.

            Учитель  должен постоянно повышать уровень своего образования, оттачивать свое мастерство, он всегда должен оставаться молодым в своей работе – шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске. Как интересно общаться с тобой ученикам, если ты несешь в себе что-то новое, доселе неизведанное! Максим Горький писал: «Всегда – учиться, все – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь». Ты, будто магнит, притягиваешь к себе детей, а они уходят от тебя, пополнив свой багаж знаний. Так незаметно проходят прекрасные незабываемые школьные годы.

            Я – учитель! Я очень люблю своих учеников!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2020_kuskova_e.v._esse_ya-uchitel_oformlenie.docx1.61 МБ

Предварительный просмотр: