"Зеленая" педагогика

Кускова Екатерина Владимировна
Экологическая педагогика
- новая ветвь педагогического знания, интегрирующая в себе необходимые сведения о человеке, полученные другими науками (философией, физиологией, гигиеной, медициной, анатомией, антропологией, психологией, экономикой и др.) и на этой основе разрабатывающая системы природосообразного и культуросообразного воспитания, образования, обучения. Эти воспитательно-образовательные системы – системы нового типа, обеспечивающие целостное единство человека, природы и социума. Эту педагогику часто называют нравственной педагогикой, ибо в ее основе лежит духовно-нравственное воспитание человека. Человек несет нравственную ответственность за сохранение себя как вида на Земле, за животный и растительный мир. Он призван и способен создавать на земле своего рода «моральные сообщества». Экологическая педагогика несет новую экологическую этику.
 

В начальной школе закладываются основы знаний о природе, о ее значении в жизни людей, о том, что человек - часть природы; о положительном или отрицательном воздействии человека на природу и природы на человека, об экологическом значении природных компонентов: воздуха, воды, почвы для растений, животных и человека. Здесь школьники получают элементарные представления о природных ресурсах и их рациональном использовании. Поэтому экологическое образование и воспитание в начальной школе представляю  под общим термином  "зелёная" педагогика».

 

В образовательной деятельности младших школьников "зелёная" педагогика – это:

-организация коммуникативной, игровой, продуктивной деятельности детей;
- проведение уроков с использованием дидактических игр экологического содержания согласно перспективному планированию;
- проведение внеклассных и внешкольных мероприятий совместно с родителями и детьми (выполнение творческих и индивидуальных заданий с детьми, совместные экскурсии;
- изготовление и презентация учащимися продуктов проектной деятельности на основе эко-конструирование (создание лэпбуков, экологических плакатов, конструирование из бросового материала).

 

 

Полезные ссылки на материалы по экологическому образованию школьников:

Программа «Зеленые вузы России»: greenuniversity.ru 

Методические разработки игровых интерактивных уроков по разным экологическим темам: экокласс.рф

Методические материалы для проведения занятий о заповедных территориях России: заповедныйурок.рф

Пакет методических материалов о переработке отходов для начальной школы: разделяйиздравствуй.рф

Онлайн-флешмоб «Узнай свою природу»: ecowiki.ru/ecoeducation 

Полезные сайты и паблики об экологичности:

ecowiki.ru/uznaj-svoyu-prirodu-poleznye-sajty-i-pabliki-ob-ekologichnosti

Международный фестиваль зеленого документального кино «Экочашка»: ecocup.ru/ru/

Скачать:


Предварительный просмотр:

Короткие рассказы и стихотворения для детей для обсуждения

Как много нового и увлекательного, неожиданного и интересного можно узнать о жизни растений и животных из произведений известных поэтов и писателей. Они с большой человеческой любовью раскрывают всю прелесть и загадочность, земную красоту природы, которая возвышает духовный потенциал человека. Вот отрывки из некоторых произведений.

Белкина сушильня

Белка отвела под кладовую гнездо на дереве. В гнезде у нее сложены лесные орешки и еловые шишки. Белка собрала разные грибы — маслята и подберезовики. Она насадила их на сучки и сушит про запас. Это корм на зиму. (В.Бианки)

Лесной оркестр

Наступило лето. Идут самые длинные дни. В лесу распевают соловьи. Птицы поют днем и ночью. Когда они спят? Летом сон их короток. Взошло солнце. Запели все лесные жители. Скрипят жуки и кузнечики. Жужжат веселые шмели и пчелы. Радостно свистит иволга. Дятлы нашли сухие сучья. Это у птиц -барабан. Палочками стучит крепкий нос. Хорош лесной хор! (В.Бианки)

Зеленая аптека

В лесу, в поле вы попадаете в зеленую аптеку. Вот стебелек горняка. Это пастушья сумка. Семена этого растения созревают в коробочках. В них — ценное лекарство. Оно останавливает кровь. На пустырях растет ядовитая белена. Из листьев ее делают лекарство от боли. (В.Бианки)

Для чего нужен нос?

Животным носы помогают жить. Ими они чувствуют запахи еды и своих врагов. Дятел носом долбит деревья и вытаскивает насекомых. Рыба-меч страшным носом протыкает рыб. Свинья носом роет землю, отыскивает корешки. Своим носом-иголочкой комар сосет кровь. Хобот у слона— это руки, нос и душ в жаркую погоду. Попугай цепляется за ветки своим крючковатым клювом. (Н.Цицин)

Бабочка

Словно соткана из дрожи

Эта бабочка похожа

На порхающий цветок,

Легкая, как детский вздох,

И когда я безмятежно

Засыпаю,

В сердце нежно

Бьется тихое тепло,

Как у бабочки крыло...» (Г.Юдин)

 Цветы, цветы

Цветы, цветы! Вовсю цветут, качаясь,

Как бы гирляндой рощу огибая.

Как розовая земля от иван-чая,

От колокольчиков какая голубая!

Поляна убралась, как молодая,

Без свах, без лент, без всякого участья.

Цветы, к земле любимой припадая

Цветут и задыхаются от счастья!.. „

Иван Никитин “В гостях у рябины»

«Вот-вот и морозы нагрянут,

Осенние краски увянут,

И только рябина одна

По-прежнему будет красна.

И станет гореть на ветру. Разгораться.

Притихшие птицы К рябине слетятся,

Ягоды вкусной В гостях поклюют,

Согреются возле огня

И споют. (Г. Прокофьев)

 Осень

Все в ней мне нравится: и простота наряда,

И бархат, и парча, и золота струя,

И яхонт, и янтарь, и гроздья винограда,

Которыми она обвешала себя.

И тем дороже мне, чем ближе их утрата,

Еще душистее цветы ее венка

И в светлом зареве прекрасного заката

Сил угасающих и нега, и тоска. (П.Вяземский)



Предварительный просмотр:

Экологические стихи и песенки для детей

Наша земля — это наш дом. Стихи про экологию природы школьников помогут осознать необходимость его сохранить.


1. Птичка

Она шоссе перелетала.
Водитель не затормозил,
И птичка бедная попала
Под тяжело груженный ЗИЛ.

Возьми она чуть-чуть повыше –
Она б себя уберегла:
Она не только что над крышей,
Над лесом пролететь могла!

Был майский вечер тих и светел,
В сиренях пели соловьи.
И этот случай не отметил
Дежурный местного ГАИ.
(С. Михалков)
***
2. Вишня

В ясный полдень, на исходе лета,
Шел старик дорогой полевой;
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нес ее домой.

Он глядел веселыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу.

Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть идет и вширь и в высоту
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету.

Путники в тени ее прилягут,
Отдохнут в прохладе, в тишине,
И, отведав сочных, спелых ягод,
Может статься, вспомнят обо мне.

А не вспомнят — экая досада, —
Я об этом вовсе не тужу:
Не хотят — не вспоминай, не надо, —
Все равно я вишню посажу!»
(М. Исаковский)
***
3. На городском субботнике

На городском субботнике
Отличные работники.
Прибрать сегодня город
Пришли и стар и молод.

Собрали́сь пенсионеры
Чистить улицы и скверы.
– Вам помощники нужны?
Предложения слышны.

Это вышел третий класс
На уборку в первый раз.
Только слышится: – Давай!
На работу налетай!

Кто-то мусор собирает,
Кто-то деревца сажает,
Кто-то в клумбах копошится,
Всюду радостные лица.

На городском субботнике
Все дворники, все плотики.
Даже беспокойный мэр
Помогать пришёл в наш сквер.

Никто ни с кем не ссорится,
У всех работа спорится.
Третий класс решил на «пять»
Город к празднику прибрать.
(Н. Анишина)
***
4. Обращение дерева к Человеку

– Эй, Человек, я – ДЕРЕВО!
Высокое, могучее!
Пока еще в лесу стою
И шелестю пока.
Лесная вся промышленность
Ждет не дождется случая
Свалить, срубить, спилить меня –
Ищите дурака!

Пусть только хоть попробует!
Хочу ее заранее
Предупредить по-дружески,
Министра – в том числе:
Что б из меня ни сделали –
Напрасны все старания!
Я это с виду смирное,
Пока стою в земле.

Но только преврати меня
В различные изделия –
Я шкафом с диким ужасом
Вдруг заскриплю в ночи!
Занозой табуреточной
В твоем зароюсь теле я!
Паркетом под тобой сгнию –
Хоть падай, хоть кричи!

Случайно в унитаз спущусь
Зарплатой за три месяца!
Столом я рухну на гостей,
Министра – в том числе...
Не проще ль, чем рубить меня,
Взять сразу и повеситься?
Веревку можешь не искать –
Она лежит в дупле!
(И. Шевчук)
***
5. Прогулка

Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят!

Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке
Тут и там – пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!

Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли –
Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо...
– Эй, ребята! – крикнул Дима. –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!

Мы купались,
Загорали,
Жгли костер,
В футбол играли –
Веселились, как могли!
Пили квас,
Консервы ели,
Хоровые песни пели...
Отдохнули – и ушли!

И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора!

Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
(С. Михалков)
***
6. Хоть трава не расти

Всё меньше нетронутых мест на планете.
По тундре разлиты озёра из нефти.
И вихри враждебные вьются из труб...
Живая природа – уже полутруп.

Поставил её человек на колени.
Всё дальше на север уходят олени...
Мы денег побольше хотим огрести.
А что после нас?
ХОТЬ ТРАВА НЕ РАСТИ.
(А. Усачёв)
***
7. Унылый гражданин

Жужжит пчела – она летит
На свой медовый луг.
Передвигается, кряхтит,
Ползет куда-то жук.

Висят на нитке паучки,
Хлопочут муравьи,
Готовят на ночь светлячки
Фонарики свои.

Остановись! Присядь!
Нагнись
И под ноги взгляни!
Живой живому удивись:
Они ж тебе сродни!

Не так ли щепочку свою
Мы тащим в общий дом
И шепчем брату-муравью:
– Крепись, браток! Дойдем!

Иной, что сеть свою плетет,
Не схож ли с пауком?
Вот этот ползает, а тот
Порхает мотыльком.

А ты меж них и мимо них,
А иногда по ним
Шагаешь на своих двоих,
Унылый гражданин...
(С. Михалков)
***
8. Плохой дядя

Этот дядя не жалеет
Что в лесу окурок тлеет...
На такого дядю глядя,
Мы, ребята, скажем речь:
– Как же вам не стыдно, дядя?
Лес нам надо уберечь!
***
9. Деревце

Была горячая пора:
Всё лето жарила жара,
И я про клён не забывал,
Пять раз в неделю поливал.

И выжил в это лето клён!
Меня повыше ныне он,
И зеленеет по весне.
Иду – он веткой машет мне.

Привет, привет, дружок! Расти!
Рад, что помог тебя спасти.
Не зря прожита жизнь моя:
Хоть что-то с пользой сделал я!
(А. Дмитренко)
***

10. Огонь – это не игрушка!


За окном мороз трещит,
Спит на печке Мурка,
В печке жар – огонь горит,
Греет Мурке шкурку.

Поскользнулся рыбачок,
Промочил одежду,
Живо сделал костерок,
Стал сухим, как прежде!

Возле леса на заре
Шумные туристы,
Кашу варят на костре,
Чай с травой душистой.

От огня – тепло и свет!
Он, как друг хороший!
Но, наделать много бед
Без присмотра может!

Незаметно подползёт,
Жгучий и опасный,
Кустик тут же обовьёт
Лентой ярко – красной.

Затрещит и запоёт,
Силу набирая.
Зверь лесной из нор уйдёт,
Жизнь свою спасая.

Укротить и потушить
Пламя очень трудно!
Где теперь лисичке жить?!
Нет норы уютной!
Не вернётся больше в дом
Зайка и лягушка!

Будь внимателен с огнём!
Это не игрушка!
(Т. Ефимова)
***
11. Кормилец

Я единственный кормилец
Всех ворон и голубей,
Ждёт мой крошечный гостинец
Каждый крошка-воробей.

Только выйду на крыльцо,
Узнают меня в лицо,
И гурьбой с окрестных крыш:
– Чем, родимый, угостишь?
(А. Орлова)
***
12. Окружающая среда

Всё – от старой сосны у забора
До большого тёмного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.

А ещё и медведь, и лось,
И котёнок Васька небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.

Я люблю на озере тишь,
И в пруду отраженья крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису...
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда!
(Л. Фадеева)
***
13. Экологическая песня-переделка (на мелодию песни «Вышла мадьярка на берег Дуная»)

Издавна люди повсюду сорили,
Вот и в Твери мужички
Выпили дружно, потом покурили,
Бросили в воду «бычки».

Нежно течение их подхватило,
Словно заботливый друг,
Волга могучие воды катила
Вместе с «бычками» на юг.

Припев:
Река течёт,
Людей влечёт
В дальние дали.
Уже века
Несёт река,
Что люди в неё накидали.
Уже века
Несёт река,
Что люди в неё накидали.

Волга у Сызрани вовсе не Уже
Той, что была у Твери.
Жители тоже нисколько не хуже –
Всюду и сплошь – волгари…

Глянули в реку – «бычки» увидали
Со своего бережка.
Фантики в воду они накидали –
Их принимала река.

Припев.

Дети Самары, резвясь после школы,
Лепту не меньше внесли:
Бросили тару из-под кока-колы –
Волны её унесли.

В устье волжане хотели бы тоже
В воду «бычки» покидать,
Но не везёт им с рекою, похоже, –
Там уж воды не видать!
Припев.
(А. Дмитренко)
***
14. Наша планета

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
(Я. Аким)
***
15. О чём просит рыбка

Удружил бы
Ты, рыбак,
Угостил бы
Просто так:

Без подвоха,
Без крючка
Подарил бы
Червячка!
(С. Погореловский)
***
16. Будь человеком

В лесу мурашки-муравьи
Живут своим трудом,
У них обычаи свои
И муравейник – дом.

Миролюбивые жильцы
Без дела не сидят:
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки в детский сад.

Рабочий муравей спешит
Тропинкой трудовой,
С утра до вечера шуршит
В траве и под листвой.

Ты с палкой по лесу гулял
И муравьиный дом,
Шутя, до дна расковырял
И подпалил потом.

Покой и труд большой семьи
Нарушила беда.
В дыму метались муравьи,
Спасаясь кто куда.

Трещала хвоя. Тихо тлел
Сухой, опавший лист.
Спокойно сверху вниз смотрел
Жестокий эгоист...

За то, что так тебя назвал,
Себя я не виню, –
Ведь ты того не создавал,
Что предавал огню.

Живешь ты в атомный наш век
И сам – не муравей,
Будь Человеком, человек,
Ты на земле своей!
(С. Михалков)
***
17. Лети!

Хорошо в непроглядную вьюгу
Приютить чуть живую пичугу,
А весной, переждав непогоду,
Отпустить её в лес – на свободу.
(Ю. Могутин)
***
18. Я лес люблю

Я лес люблю. Сосновый лес,
Чтоб сосны были до небес.
Чтобы кололи облака
Об иглы белые бока,
Чтоб солнце пряталось в ветвях,
Чтоб хвоей воздух крепко пах,
Чтоб, если лечь, закрыв глаза,
Казалось: это паруса
Полощет ветер над тобой
Или шумит морской прибой,
И ты плывёшь на корабле
Вперёд, к неведомой земле.
(А. Стариков)
***
19. Берегите землю!

Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
(М. Дудин)
***
20. Саранки

Разбрелись по всей полянке
Ярко-красные саранки.
Их весёлый, бодрый цвет
Так и просится в букет!
Но срывать мы их не будем.
Пусть растут на радость людям!
(Н. Ярославцев)
***
21. Живой Букварь

Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.
Паучок терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Солнце учит доброте:
Каждый день, зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом.
И взамен ни у кого
Не попросит ничего!
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.
(В. Орлов)
***
22. Благодарность за пикник

Приехала как-то семья на пикник –
В реке поплескаться, пожарить шашлык.
Лес встретил их щедро, как добрых друзей:
Малиной попотчевал, пел соловей.

И как благодарность, на месте стоянки...
Остались пакеты, бутылки и банки.
Ох, лесом сейчас быть совсем нелегко.
Ему бы за вредность давать молоко!
(А. Сметанин)
***
23. Недалекое будущее

Человек идет скучает
В одиночестве в лесу,
По дороге не встречает
Ни оленя, ни лису...

Не летит пчела на клевер,
Уток нету в камышах...
Вместо птиц китайский плеер
Заливается в ушах.

Не цветет в траве фиалка.
Рыбы нет в глубинах рек.
Слева – свалка, справа – свалка,
Посредине – человек.

Что стоишь – глядишь уныло?
Раньше думать надо было!
(А. Игнатова)
***
24. Учитесь у природы

Нас в классе – тридцать пять ребят.
И все о чём-то говорят.
Никто не слушает урок:
Нам не идёт учёба впрок.

Наш пятый"Г" пошёл в поход.
Вот мимо поля он идёт.
Овечки бродят по траве.
Вожак пасёт их громким:"БЕ-Е-Е!"

Всего две буквы : "Б" и "Е",
А в стаде понимают все...
Учитель посмотрел на класс:
– А сколько нужно слов для вас?
(А. Млынаш)
***
25. Давайте вместе Землю украшать

Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
(Е. Смирнова)
***
26. Покормите птиц

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна, —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А. Яшин)
***
27. Что нельзя купить?

Я с утра брожу босой,
Весь обрызганный росой,
С птицей, возле тополька,
Воду пью из родника.
Где-то дома, у метро,
Пепси-кола и ситро,
Карусели, зоосад,
Всюду вывески висят.
Если деньги накопить,
Можно многое купить,
Дом, одежду и завод,
Самолёт и пароход.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу.
И не спрятать в кошелёк
Родничок и тополёк.
(В. Орлов)
***
28. Люблю птиц

Я, ребята, птиц люблю.
Никогда их не ловлю
Ни ловушками,
Ни в сети.
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону.
Ни сороки,
Ни вороны,
Ни скворца,
Ни воробья
Не обидел в жизни я!
(Г. Ладонщиков)
***
29. Пруд пруди

Ходит нынче на природу
Пропасть всякого народу:
Рыбаков хоть пруд пруди,
А червя – пойди найди!

Ни в лесу не заблудиться,
Ни в горах тебе свалиться…
Там туристы – шасть да шасть! –
Негде яблоку упасть.
(А. Усачёв)
***
30. Пришла беда

Под высокою сосной,
Защищая лес родной,
Муравейник жил без бед
Двадцать зим и двадцать лет.

А потом пришла беда:
Ни потоп, ни холода,
Ни лесной пожар, ни свалка.
А пришёл... Кирюша с палкой.
(А. Сметанин)
***
31. Здравствуй, лес!

Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится –
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, – мы свои!
(С. Погореловский)
***
32. Дельный совет

Юрка с нашего двора
Снегиря поймал вчера.
Всем хвалиться начал:
– Вот!
В клетке он теперь живет.
Но ребята зашумели:
– Что ты, Юрка,
В самом деле,
Запер в клетку снегиря?
Отпусти!
Не мучай зря!
Снегири ведь не игрушки –
Наши гости снегири! –
Ты бы лучше не ловушку
А кормушку смастерил!
(Г. Ладонщиков)
***
33. Поэт и девчонка

Грачонок выпал из гнезда
У самого окошка.
Поэт подумал: «Вот беда,
Грачонок выпал из гнезда.
А ну как рядом кошка?!

Ведь ей, плутовке, лишь прыжок –
И разом делу точка.
Ну хоть бы кто-нибудь помог!»
ПРЕКРАСЕН МИР, НО И ЖЕСТОК –
Мелькнула в мыслях строчка.

Мгновенно он раскрыл тетрадь
И вдохновенно, с ходу,
Поэму начал сочинять
О том, как надо охранять
Родную мать-природу.

Он бил стихом больней кнута!
А бедного грачонка
Почти под носом у кота
Успела взять из-под куста
Прохожая девчонка.
(В. Сапронов )
***
34. Экологическое

Земля дымила дымом,
Земля пыхтела паром,
Земля травилась ядом
И взрывами тряслась.

Земля леса рубила,
Земля леса сжигала,
Земля леса топила,
Ну, словом, зарвалась.

Потом она спросила:
- А где же атмосфера?
Мне что-то стало душно,
Ах, мне нехорошо!

Ах, дайте кислороду
И чистенькую воду!
Нормальную погоду!
Но поезд-то ушел.
(Р. Алдонина)
***
35. Мы экологами стали

Нам значки сегодня дали,
Мы экологами стали!
Мы в любую непогоду
Охранять хотим природу.

Чтоб цвели сады и скверы,
Чтобы всем нам лучше стать,
Мы хорошие манеры
Будем младшим прививать.

Чтоб деревья и цветы
Город украшали,
Чтобы этой красоты
Люди не ломали.

Со своих дворов начнём,
Мусор быстро соберём.
Стёкла битые кругом,
Не походишь босиком.

Грабли, вёдра и лопаты
Разобрали все ребята.
Навалились на дела,
И работа в ход пошла.

Клумбы новые разбили,
Маргаритки посадили.
Чтоб деревья не грустили,
Их водою напоили.

Тут же к нам со всех концов
Прилетело сто скворцов.
Ищут корм своим птенцам
И разносят по домам.

Мы трудились, мы старались,
Превратили двор в оазис.
От работы так устали,
Что "зелёными" все стали!
(Н. Анишина)
***
36. Экологическая песня-переделка (на мотив песни «Три белых коня»)

Погибли рыбы, камыши завяли.
Радужный слой, не видно дна.
Это за городом речка чистая,
Это за городом речка чистая.
Ну, а в городе – грязна, грязна, грязна.

И уносят меня, и уносят меня
В дымящую грязную даль
Три грязных коня, эх, три грязных коня:
Воздух, Земля и Вода.

Навек засох лес, мазутом пропахши,
Птицы навек умолкли тут.
Только трубы, без конца дымящи,
Только трубы, без конца дымящи,
Мне навстречу всё бегут, бегут, бегут.

Погибли рыбы, камыши завяли.
Один я грязи не боюсь.
Это за городом грустил немало,
Это за городом грустил немало,
Ну, а в городе смеюсь, смеюсь, смеюсь.

И уносят меня, и уносят меня
В дымящую грязную даль
Три грязных коня, эх, три грязных коня:
Воздух, Земля и Вода.
***
37. Липка

Я густой, кудрявой
Вырасту на славу, –
Примечай меня!
Я медовым цветом
Расцветаю летом, –
Береги меня!
А в денек горячий
В тень от солнца спрячу, –
Поливай меня!
Ливень льет порою,
Я от ливня скрою, –
Не ломай меня!
Хорошо обоим
Нам расти с тобою, –
Полюби меня!
В свет широкий выйдешь,
Всю страну увидишь, –
Не забудь меня!
(П. Воронько)
***
38. Ромашки

Разоделись все ромашки
В белоснежные рубашки.
Не хочу на них гадать,
Чтоб листки не оборвать.

С кем дружить – и так я знаю,
Без ромашек отгадаю.
Лучше лепестки не рвать,
Проще взять и посчитать.

Пусть растут они привольно…
И цветам бывает больно.
(Е. Малёнкина)
***
39. Про рыбалку

Мы ходили на рыбалку,
Рыбок удили в пруду.
Витя выловил мочалку,
А Егор – сковороду.

Коля – корку мандаринки,
Саша – старые ботинки,
А Сабина и Сосо –
От машины колесо.

Мне попались две подмётки,
Боре – банка от селёдки,
А Серёжка на крючок
Пакли выудил клочок.

Целый день в пруду упрямо
Рыбу мы удили зря.
Много выудили хлама,
И ни разу – пескаря.

Должен знать и помнить каждый:
Если мусор сыпать в пруд,
То в таком пруду однажды
Рыбы попросту помрут.
(А. Ерошин)
***
40. В природе столько красоты!

В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.

Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...

Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.
(В. Чижов)
***
41. Мусорная фантазия

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.

Но когда летать начнут в школу на ракете –
Пострашней произойдут беды на планете…
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты...

Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок –
На прогулку не ходи: береги затылок!

Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?..
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!
(А. Усачёв)
***
42. Зяблик

Хотел иметь я птичку
И денег накопил,
И вот на Птичьем рынке
Я Зяблика купил.

Сидел мой Зяблик в клетке
И зёрнышки клевал
И, как в лесу на ветке,
Всё пел и распевал.

Ребята заходили
На Зяблика смотреть,
И каждому хотелось
Такого же иметь.

Я с Зябликом возился,
Хоть было много дел.
А через две недели
Певец мне надоел.

Однажды я за город
Уехал на три дня,
И он на это время
Остался без меня.

Когда же из деревни
Вернулся я домой,
Лежал в пустой кормушке
Голодный Зяблик мой.

Я спас его от смерти –
Я выходил его
И выпустил на волю
Живое существо.

Хотят ко дню рожденья
Мне подарить щенка,
Но я сказал: "Не надо!
Я не готов пока!"
(С. Михалков)
***
43. Сломанное дерево

Пусть посадят пять деревьев,
Пусть посадят сто деревьев,
Двести, триста или даже
Целый миллион –

Всё равно их будет меньше,
На одно их будет меньше,
То, которое сломали
Я ли, ты ли, он…
(О. Бундур)
***
44. Благодарность ёжика

Однажды на дачный порожек
Зашёл любознательный ёжик.
Навстречу ему потянулась рука,
Другая рука налила молока.
Крошили печенье в глубокое блюдце
И ёж, уходя, обещал им вернуться.

А вечером думал, гуляя в лесу:
– Я завтра рукам червяков принесу.
(Ю. Симбирская)
***

45. Храм природы

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
(А. Смирнов)
***
46. Что ты тискаешь утёнка?

Что ты тискаешь утенка?
Он малыш, а ты — большой.
Ишь, задравши головенку,
Рвется прочь он всей душой…

Ты представь такую штуку, —
Если б толстый бегемот
Захотел с тобой от скуки
Поиграть бы в свой черед?

Взял тебя бы крепко в лапу,
Языком бы стал лизать,
Ух, как стал бы звать ты папу,
И брыкаться, и кричать!..

Ты снеси утенка к утке,
Пусть идет купаться в пруд,—
Лапы мальчика не шутка,
Чуть притиснешь — и капут.
(Саша Чёрный)
***
47. Лес – наш друг!

И не сразу, и не вдруг,
Мы узнали: ЛЕС – наш друг.
Нет без ЛЕСА кислорода,
Сникнет сразу вся природа,
Без него дышать не сможем
И никто нам не поможет.
Сдуют ветры урожай
И тогда – прости, прощай!
Обмелеют наши реки,
Высохнут они навеки,
Заболеют все зверушки
Вплоть до маленькой норушки.
Нет без ЛЕСА нам лекарств,
На столах не будет яств.
Пропадёт тогда планета,
Горько мне писать всё это.
А поэтому, друзья,
Призываю всех вас я:
Каждый кустик берегите,
Без нужды костры не жгите,
Цените каждую травинку
И на листике дождинку.
Сбережём ЛЕС от огня
Для тебя и для меня.
Красота живая – ЛЕС,
Пусть растет он до небес!
(Н. Филимоненко)
***
48. Новогодняя песенка гринписевца

А Новый Год-то на носу,
Томятся ёлочки в лесу,
И зайцы прыгают вокруг:
Ах, не срубил бы кто их вдруг!

Иду по новенькой лыжне,
И никакой пилы при мне,
И топора нет за ремнём –
Есть только мир и я при нём.

За тенью свет, за светом тень,
У сосен шапки набекрень,
А белки лущат семена
И мирно дремлет тишина.

Я тишине отнюдь не враг,
Иду по лесу просто так
И ёлочкам машу рукой:
Я не нарушу ваш покой!
(И. Белкин)
***
49. Смерть берёзы

Она пощады не просила,
Когда пришла её пора.
И горьким соком оросила
Стальное жало топора.

Потом бестрепетно лежала
Наискосок через тропу
И жизнь по капле источала
На придорожную траву.

В закатном свете тучи плыли…
И пень, торчащий из земли,
Снующим роем облепили
Из ближней кочки муравьи.

А парень в серой кепке в клетку
В ладони изредка плевал
И от ствола за веткой ветку,
Как птице крылья, обрубал!

Потом он шёл, беря левее,
Туда, где запад плавил медь.
И долго в сумерках, белея,
Плыла берёзовая жердь…
(В. Сапронов )
***
50. Костёр

Костёр, забытый, под золой
Не полыхал огнём.
Хоть был, казалось, не живой,
Дремала искра в нём.
Гуляка-ветер, озорник,
Проснувшись поутру,
Губами смелыми приник
К дремавшему костру.
Спросонья задрожал костёр,
И, разгоняя тьму,
Он руки робкие простёр
В объятия к нему.
И грива жаркая огня
Взметнулась к той поре,
Как грива рыжего коня
На утренней заре.
И ветер с ней играл, смеясь,
Будил ответный жар,
Огню свою диктуя власть…
…И вырастал пожар…

Он рос и силу набирал
Без лишней суеты:
Огонь-убийца пожирал
Деревья и кусты.
Трещали, рушились стволы,
В его аду горев,
И были капельки смолы,
Как слёзы, на коре.
Забыв укромное жильё
И с ужасом в душе,
Бежало в панике зверьё,
Теряя малышей,
Стараясь обогнать беду –
(Спастись бы самому!) –
И задыхаясь на бегу,
И падая в дыму…

Того виню я в драме сей,
Тому я шлю укор,
Кто по халатности своей
Не загасил костёр.
Земли родной храня красу,
Покой лесов храня,
Ты ради баловства в лесу
Не разводи огня,
Чтоб чьи-то души не украв,
С собою быть в ладу,
Чтоб искра твоего костра
Не принесла беду.
(Т. Шашева)
***
51. Не надо мусорить в лесу!

Не надо мусорить в лесу,
Природы портя всю красу,
Должны мы срочно прекращать
Леса в помойку превращать!

В лесу играйте и гуляйте,
Но мусор там не оставляйте –
Когда лес чист, красив, опрятен,
То отдых в нём вдвойне приятен!
(М. Крюков)
***
52. Лилия

Не нужно было лилию срывать,
цветов озёрных белую сестрицу,
чтобы потом рубашкой укрывать
от солнца, как подстреленную птицу.
И крикнули встревоженно суда,
вздохнули ивы, сгорбившись устало,
и погрустнели небо и вода,
как будто им чего-то не хватало.
И вовсе не обрадовалась мать…

Не нужно было лилию срывать!
(М. Вейцман)
***
53. Не стреляй в перелётную птицу...

Не стреляй в перелётную птицу!
Не взводи равнодушный курок!
Без того нелегко ей летится
На чужбину в назначенный срок.

Без того тяжело и тоскливо,
Прорезая курлыканьем даль,
На продрогшие голые нивы
Журавлиная льётся печаль.

Это – плач по гнездовью родному,
Расставания тягостный звук.
Неужели тебе не знакома
Безысходная горечь разлук?

Неужели на трудных дорогах
Отшумевших и нынешних дней
Не терял ты сражённых до срока,
Не дошедших до цели друзей?

Вот и птицы, как люди, рыдают
С той же болью горячей в груди.
Скольких, скольких они растеряют
На неласковом долгом пути!

Скольких скосит безжалостный выстрел!
Сколько их от предательских ран
Прочеркнут замирающим свистом
Камышовую хлипкую рань…

Не стреляй в перелётную птицу!
(В. Сапронов )
***
54. Я не убью тебя, лебедь

Я не убью тебя, лебедь,
Взмывший над сонным прудом;
Что ж ты в безоблачном небе
Машешь тревожно крылом?

Я не срублю тебя, ёлочка,
В эту прозрачную тишь;
Что же ты каждой иголочкой
У придорожья дрожишь?

Я не сорву тебя, ландыш,
В чуткой лесной полутьме;
Что ж ты, невиннейший, плачешь?
Или не веришь ты мне?!
(В. Сапронов )
***
55. Покормите, люди, птиц!

Покормите, люди, птиц:
Свиристелей и синиц,
Воробьев и снегирей.
Покормите их скорей!

Были чтоб у птиц всегда
Зерна, семечки, вода,
Знали, что их любят, ждут,
И всегда приют найдут.

Воробьишка прилетал,
Снег немножко притоптал.
Перья распушил слегка,
Знать, искал он червяка.

Но под снегом гололед,
Корма здесь он не найдет.
На деревьях не красно,
Ветви голые давно.

И в лесу кормушек нет,
Где найти ему обед?
Вот летят гурьбою птицы
В город наш, чтоб прокормиться.

Покормите поскорей
Наших маленьких друзей!
Все пернатые важны,
Помогать мы им должны.
(Г. Рукосуева)



Предварительный просмотр:

Фрагменты уроков

Литературное чтение: С.Есенин «Поёт зима-аукает» (2 класс, «Школа России»).

На уроке использованы репродукции картин двух известных художников: «Первый снег» А.Пластова и «Зимний пейзаж» И.Грабаря.

-Какое настроение возникает у вас, когда вы смотрите на картину А.Пластова «Первый снег»? (Радостное, весёлое, хочется выбежать во двор, протянуть руки и поймать снежинку).

-А когда вы смотрите на картину И.Грабаря «Зимний пейзаж»? (торжественное, и в тоже время возникает ощущение холода, мороза)

-Что изобразил художник на своей картине? (зимний лес).

-Какие деревья в этом лесу?

-Каким словом называют лес, в котором растёт много сосен? (Сосновый бор).

-Сосны покрыты иголками, хвоей, и если мы прислушаемся в таком лесу, то услышим шорох, еле слышный звон.

А какие ещё деревья нарисовал художник? (Берёзы, осины). Они покрыты инеем.

Подберите слова, с помощью которых можно описать эти деревья. (Мохнатые, пушистые, сказочные).

-Да, ребята, зима - удивительное время года, она бывает разной: весёлой, радостной , торжественной, величавой, холодной, неуютной.

-Что вам очень нравится зимой? А что вы зимой не очень любите? Какие стихи о зиме вы знаете?

-Сегодня мы познакомимся со стихотворением С.Есенина «Поёт зима, аукает..» С.Есенин - прекрасный русский поэт. Он родился и вырос в селе Константиново, под Рязанью, на берегу реки Оки. С.Есенин очень любил родную природу и воспел её в своих стихах.

(Чтение стихотворения учителем)

- Какое чувство возникло у вас, когда вы слушали это стихотворение? (Было жалко воробьишек, им так холодно)

-Как автор описывает зиму? (Как живое существо).

-Что она делает? (Аукает, баюкает лес)

-С помощью, каких слов автору удаётся создать грустное настроение?

-Как вы думаете, почему автор пишет о воробьишках? (Потому, что они бедствуют от холода и голода зимой. И мы должны об этом помнить и помогать зимой птицам, которые зимуют в нашей местности).

-Какими словами автор показывает нам своё отношение к птичкам?(Он жалеет бедных птичек. Он пишет, что они голодные, усталые, дремлют у мёрзлого окна).

Такая работа над лирическим стихотворением помогает мне, как учителю, решить сложные задачи воспитания, развития, обучения учащихся на уроках чтения.

Изобразительное искусство «Рисуем бабочек» (1 класс, «Школа России»)

Фрагмент урока. Тема: «Рисуем бабочек».

Рассматривание картинок с изображением бабочек. Какие бывают бабочки. Определение расцветки каждой бабочки, её уникальность.

- Давайте рассмотрим бабочек повнимательнее. Знаете ли вы названия этих бабочек?

- Бабочка-крапивница. Коричнево-оранжевая. Почему она так называется? (ее гусеницы питаются листьями крапивы)

 - Махаон – относится к семейству парусников. Что общего между парусом и этой

бабочкой? (большие крылья)

- Какого цвета крылья этих бабочек? (желтые с синими, красными, белыми черными узорами)

- Из-за красоты этих бабочек массово отлавливали для украшений. Теперь махаоны взяты под защиту и занесены в Красную книгу.

- Эта бабочка называется совка. Какого цвета ее крылья? Как вы думаете, почему ее так назвали? (похожа на сову).

- Совка, как и сова, ночное животное.

- Очень часто названия бабочек даны по их цвету. Догадайтесь, как называются эти бабочки? (голубянка, лимонница, белянка)

- На что похожи бабочки?

- Чем они похожи на цветы?

- Как связаны бабочки и цветы? (бабочки питаются нектаром, на своих крыльях переносят пыльцу с одного цветка на другой, помогая растениям)

Математика «Решение задач с величинами» (4 класс, «Школа России»)

- Рассмотрите иллюстрации на развороте. О каких животных представлена информация в таблицах?

- Какие животные являются хищными? Какой хищник является самым крупным?

- Какое морское животное – самое крупное? Что вы знаете об остальных животных на этих иллюстрациях?

- Составьте задачи, используя табличные данные.

- Как можно сравнить этих животных? (по весу, по размеру).

Русский язык «Обучающее изложение по рассказу Н.Сладкова «Отважная птичка»»  (4 класс, «Школа России»)

- Прочитайте текст. Определите тип текста. О ком говорится в тексте? Какова его тема? Что вы знаете о поползнях?

- Послушайте статью об этой птице (учитель читает отрывок статьи «Поползень» из школьной энциклопедии «Птицы России».

По́ползень  - небольшая подвижная птица длиной 12—14,5 см, размахом крыльев 22,5—27 см и весом 20—25 г; с плотным телосложением, большой головой и короткой, почти незаметной шеей. Оперение пушистое, густое. Поползни широко распространены в Европе , Азии и Северной Африке . Обычны как в средней полосе России , так и в Сибири , где гнездятся в лиственных, хвойных и смешанных лесах, а также в садах и парках населённых пунктов. В поисках корма ловко передвигается по стволам и ветвям деревьев, зачастую вниз головой или даже вверх ногами.

- Почему птица так называется?

- Какая она по размеру?

- Почему такая маленькая птичка так отважно сражалась со змеей?

- Какими качествами обладают поползни по отношению к детенышам?

- Почему гюрза ползла к гнезду поползня? (змея является хищником, она подползла к гнезду с птенцами в поисках пищи)



Предварительный просмотр:

«Земля и человечество» (4 класс, «Школа России»)

урок окружающего мира с использованием игровой технологии

Выполнила:

Кускова Екатерина Владимировна,

учитель начальных классов

НРМОБУ «Салымская СОШ № 1»

        Тема урока: Обобщающий урок по теме «Земля и человечество»

Цель: систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения - глазами астронома, географа, историка, эколога.

Учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2ч.  /А.А.Плешаков-М.: Просвещение, 2018.

Продолжительность урока: 40 минут. 

Форма организации учебного занятия: игра по станциям.

Место проведения: кабинет начальных классов

Формы организации работы с учащимися:  индивидуальная, групповая, фронтальная.

Тип учебного занятия: урок обобщения и систематизации знаний.

Межпредметные связи: история, география, экология, астрономия.

Основные методы обучения: метод деятельностного подхода.

Приемы обучения: «Лесенка успеха», блиц-опрос.

Средства обучения: мультимедийная составляющая урока – презентация PowerPoint,  интерактивная доска.

Цель использования мультимедийного компонента – создание визуального ряда, который помогает учащимся в решении проблемы наглядности материала на уроке; оценка деятельности, повышение мотивации учащихся к учению.

Педагогические технологии: игровая, информационная, технология развития критического мышления.

Формы и методы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль

Ожидаемые результаты:

Предметные:

- должны знать основные понятия, изученные в разделе;

- иметь представление о предметных областях: история, география, астрономия, экология.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД:

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной  речи; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- оформлять свои мысли в письменной форме с учетом учебной задачи, темы, заданного объема;

Регулятивные УУД

- осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.

- анализировать и оценивать результаты своей деятельности;

- планировать и распределять время на выполнение учебного задания;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

Познавательные УУД:

-  уметь строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста

- осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей;

- выделять информацию, которая необходима для решения поставленной задачи, отсеивать лишние данные;

Личностные:  координировать свои действия в условиях групповой деятельности; осознавать личностную ответственность за результат выполненной работы; проводить самооценку собственной учебной деятельности на основе критериев ее успешности.

Технологическая карта урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный этап (1 минута)

- Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

На все вопросы отвечать.

Дети разделены на 3 команды и рассаживаются в соответствии с назначенными местами; организуют свое рабочее место.

Класс предварительно путём жеребьёвки делится на три команды, назначаются капитаны, команды придумывают названия и представляют их.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся  (2 минуты)

- В течение нескольких уроков мы открывали знания, отвечали на вопросы и сами готовили интересные задания астрономии, географии, истории, экологии. Начинаем последний, обобщающий урок раздела «Земля и человечество». Определите цель нашего урока.

- Оцените свои знания.  Перед вами представлена «Лесенка успеха», на которой три ступени: «низкая», «средняя» и «высокая».  Возьмите на столе стикер, напишите на нём своё имя и прикрепите  её к ступени того уровня, которого, как вы считаете, достигли в результате изучения раздела «Земля и человечество».  

Создаёт условия для самооценки с помощью приёма «Лесенка успеха» 

Определяют проблему урока, формулируют цель – обобщить и систематизировать знания по разделу.

Стикер со своим именем прикрепляют к той ступени «Лесенки успеха», которой достигли учащиеся уровня в результате изучения раздела (самооценка).

3. Актуализация знаний (4 минуты)

- Материал раздела «Земля и человечество» можно разделить на 4 предмета.

-Определите, как называются эти предметы?

- Проверим готовность команд к игре.

Учитель проводит блиц-опрос

1. История. Назовите век по году: 988 г. – принятие христианства на Руси, 1147 г. – первое упоминание о Москве, 1240 г. - Невская битва, 1484 г. – строительство Благовещенского Собора, 1703 г. – основание С-Петербурга, 1961 г. – полет Ю. А. Гагарина в космос.

2. География.

- Назовите материки нашей планеты.

- Самый большой океан?

- Самый холодный океан?

- На какой карте можно определить границы государств?

- На какой карте обозначена высота гор?

- На глобусе или карте форма географических объектов передана точнее?

3. Астрономия. Назовите планеты Солнечной системы по порядку.

4. Экология. Объясните, в чем различие между Всемирным природным и Всемирным культурным наследием.

- Молодцы! Вы очень быстро справились с вопросами. Я уверена, что вы готовы начать игру.

-Командиры команд, подойдите и получите  оценочные листы для команды.

Командиры команд оценивают качество выполнения работы каждого участника своей команды и отмечает на оценочном листе количество правильных (+) и неправильных (-) ответов.

(Приложение 1)

-Надеюсь, что работа будет интересной и продуктивной! Как в любой командной игре мы будем подсчитывать результаты и выявим лучших.

Дети называют предметные области: история, география, астрономия, экология.

Называют века по датам

(ответы детей: Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Евразия;

Тихий

Северный Ледовитый

Политическая

Физическая

На глобусе

(называют планеты по порядку от Солнца)

(Культурные объекты созданы людьми)

Командиры получают оценочные листы.

4. Обобщение и систематизация знаний (28 минут)

Подготовке к игре - 3 минуты 

Как и в любой игре сегодня вам предстоит неукоснительно соблюдать правила:

Учитель знакомит учащихся с правилами игры:

1. Ведущий – учитель, который в ходе урока кратко комментирует ответы учащихся.

2. Право хода разыгрывается по жребию (1,2,3).

3. В дальнейшем в командах распределяют (между членами команды) последовательность выбора заданий для команды во II и III раундах (каждый участник сможет выбрать задание для своей команды).

4.  При правильном ответе на вопрос на счет команды поступает соответствующее цене вопроса количество баллов, право ответить на этот вопрос переходит к соперникам, первыми поднявшим руки, но при этом очерёдность выбора заданий не меняется.

5.   Если команда выбрала сектор «Задай вопрос соперникам», то она определяет, какая команда будет отвечать на вопрос. Баллы получают обе команды. Та, которая  сформулировала корректный вопрос и та, которая дала правильный ответ.  

6. Если команда выбрала сектор «Секретное задание», то отвечают все команды, за скорость начисляется дополнительный балл к указанной цене вопроса.

7.   Один из членов команды (по очереди) читает задание. Команды в течение 30 секунд выдвигает гипотезы, принимает решение и даёт ответ.

8. Становится победителем команда, набравшая наибольшее количество баллов.

9. Победители получают нагрудные значки “Знаток истории” I, II, III степени.

10.   Сегодня команды будут работать под руководством наших доблестных капитанов, которые принимают решения и курируют работу в группах.

Принимают правила игры. 

Проведение игры – 25 минут

Итак, начинаем игру! (звучит аудиозапись гонга)

- Капитанов прошу подойти к столу и взять лист. На обратной стороне листа вы увидите цифры 1, 2, 3. Данные цифры обозначают последовательность (очередность) ответов команд или  выбора заданий.

Задания таковы: вам необходимо дать правильный ответ на задание. Один из членов команды (в установленной очерёдности) читает задание.

- На экране представлена таблица. 

В первом столбце представлены номинации: «История», «География», «Астрономия», «Экология», «Исправь ошибки». В строках указана  стоимость заданий, соответствующий баллу. Члены команд, в установленной очередности, подходят  к интерактивной доске и прикасаются к цифре, соответствующей выбранной номинации и значимости количества баллов.  Обратите внимание: цифры в таблице, которые поменяли свой цвет, предупреждают вас о том, что данное задание уже выполнено.

(Приложение 2)

Учитель после сверки с эталоном прикасается фигуре в форме планеты, тем самым вернув команды к исходной позиции – таблице.

Учитель фиксирует результаты на доске.

Организует:

- построение проекта выхода из затруднений.

- анализ решения, выявление и фиксация способов деятельности;

- сопоставление учащимися своих работ по эталону с фиксацией результатов.

Контролирует исполнение правил игры.

Оценивает уровень усвоения материала. Определяет затруднения.

Создаёт условия для самореализации, самоутверждения.

Изменение модели игры:

1. В случае сниженного темпа работоспособности предусмотрен вариант остановки игры после любого вопроса, кратного трем (чтобы каждая команда выбрала вопрос). Главное, провести рефлексию игры, подвести итоги.

2. В случае высокого темпа работы учащихся (ответы получены менее, чем за 30 секунд) можно предложить учащимся второй раунд игры - индивидуальный тест из 5 заданий с выбором правильных ответов. В приложении 3 предусмотрено три варианта теста, к каждому подходит один ключ. После выполнения заданий теста проводится взаимопроверка. Каждый ученик, правильно выполнивший все задания  теста приносит команде по 1 баллу.

Бланки с тестами учитель собирает для выставления отметок за урок.

Капитаны вытягивают листы и определяют последовательность выбора заданий для своей команды.

Разрешают проблемную ситуацию; взаимодействуют в группе; исправляют ошибки и сверяют решение с эталоном; выполняют задание, результат сравнивают с эталоном и оценивают себя

Капитаны выполняют задания.

Команда в течении 30 секунд выдвигает гипотезы, принимает решение и даёт ответ не позже установленного времени.

Сверяют ответ с эталоном (очередной клик мышки)

Члены команд, в установленной очередности, подходят к доске, выбирают задание и озвучивают её

Команда (в течении 30 секунд) выдвигает гипотезы, принимает решение и даёт ответ не позже установленного времени. Сверяют ответ с эталоном (очередной клик мышки.

5. Рефлексия учебной деятельности  (5 минут)

- Игра подошла к концу. Подсчитаем баллы.

- Соперники были достойными, чувствовался накал страстей. Сегодня нет проигравших и победителей. Возможно, какой-то команде фортуна была более благосклонна.

- На доске видим результаты команд. Считаю, что участники, давшие большее количество правильных ответов  заслужили звания «Знаток по теме «Земля и человечество»» и получают нагрудные знаки 1, 2, 3 степени. Каждая команда также достойна грамоты.

Учитель вручает нагрудные знаки участникам, давшим большее количество правильных ответов, командирам вручаются грамоты для команд.

- А сейчас вернёмся к «Лесенке успеха».

Проанализируйте успешность освоения раздела «Земля и человечество» по результатам пройденной игры, оцените эффективность своей работы на уроке. Если вы считаете, что доказали своей деятельностью  знания и умения их применять, поднимите стикер со своим именем на ступень выше, если вы считаете, что знания остались на прежнем уровне - можете оставить на той же ступени. На стикере можете нарисовать смайлик, соответствующий вашему настроению.

- Благодарю вас за плодотворную работу! Сегодняшний урок был для вас полезным, потому что вы смогли обобщить знания по таким предметам, как история, география, астрономия, экология.

Урок закончен.

Учащиеся подсчитывают баллы на доске. Капитаны подсчитывают количество правильных ответов участников своей команды.  Озвучивают результаты своей деятельности.

- анализируют и осмысливают, проговаривают (фиксируют) свои достижения;

- анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала;

- определяют своё эмоциональное состояние на конец урока;

- осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат;

- оценивают эффективность своей деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления;

- проводят самооценку своей деятельности, успешности на уроке;

- анализируют, оценивают и обсуждают процесс игры;

-оценивают результат деятельности каждого члена команды;

- выставляют оценки членам команды с комментированием ответа.

Команды на местах оценивают работу каждого члена команды во время игры. Каждый ученик обосновывает «место смайлика»- уровень деятельности на уроке. Члены команды могут одобрить или не согласиться с мнением выступающего. Командиры вывешивают лесенку успеха на доску под результатами игры своей команды.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                       

Кускова Екатерина Владимировна,

учитель начальных классов

НРМОБУ «Салымская СОШ №1»

Тема: Подробное изложение повествовательного текста

Цели:

Предметные

1.Обобщение представлений  о композиции повествовательного текста.

2.Формирование умения определять тему и главную мысль текста.

3.Формирование умения составлять заключительную часть текста.

 4. Формирование умения составлять план в соответствии с композицией текста.

5. Формирование умения записывать текст изложения по плану.

Метапредметные

Осуществлять анализ, синтез, делать выводы, обобщения.

Регулятивные

Умение прогнозировать, определять цели урока, осуществлять самоконтроль написанного.

Коммуникативные

Умение вступать в речевое общение, строить высказывания, умение аргументировать.

Личностные

Развитие интереса к изучению родного языка.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент

Речёвка, направленная на положительную мотивацию к изучению нового материала (хоровое чтение)

Учитель: Добрый день, ребята!

Я рада вас всех сегодня видеть такими бодрыми, весёлыми!

Я сегодня удалец!

Я сегодня молодец!

Всё сумею, всё смогу

И другому помогу!

2. Актуализация знаний

- Ребята, мы знаем,  что об одном и том же можно рассказывать и кратко, и подробно. Всё зависит от условий нашего общения. Например, придя домой, мы  иногда подробно рассказываем родителям о целом дне школы или класса.

- Где ещё вы используете подробный пересказ?

 - Умение подробно излагать - очень сложное, но в жизни оно необходимо каждому. С этой целью мы будем писать подробные изложения.

-Что значит написать изложение?

-Что необходимо для написания изложения?

- Как мы обычно работаем над изложением?

- Какие операции надо выполнить, готовясь к изложению?

- Чему вы будете учиться,  работая над изложением?

Учитель фиксирует цель на доске.

( Рассказываем товарищам о поездке, своих приключениях).

Сначала готовимся, потом пишем.

Определить тему, главную мысль, составить план, выбрать слова опоры, пересказа

Учиться создавать текст, учиться записывать текст.

3. Постановка целей и задач

- Отгадайте загадку:

Птичка шумная, свищит.
Прозывался  он -  ямщик.
Схватит в клюв жука - еда.
По стволам туда- сюда
Ползает он целый день
Называют ...

- Что вы знаете о поползнях?

- Обыкновенный поползень занимателен целым рядом своих повадок и свойств. Он вполне заслуживает титула "короля древесных стволов и толстых ветвей", по которым лазает вверх и вниз (причём вниз головой!) с поразительной проворностью, недоступной, например, дятлам или пищухам. Оригинален также и окрас этих птичек: у самца и самки спинка - пепельно-серая, грудка - жёлто-красная, через глаз проходит чёрная полоса, у молодых она коричневатая.

- Как вы поняли, почему птица так называется?

- О ком вы будете писать изложение?

Поползень

Ответы детей, описание птицы по фото

О поползне

4. Работа по теме урока

А)  Знакомство с текстом изложения

- У известного писателя Н.И.Сладкова есть произведения, в которых он делится с читателями своими наблюдениями.

По рассказу Н.И. Сладкова мы сегодня напишем изложение.

- Откройте учебник на стр. 101 упр.180.Прочитайте текст изложения и ответьте на вопрос, о чём говорится в тексте?

- Знаете ли вы, кто такая гюрза?

- Одной из самых опасных и ядовитых змей  на планете является змея гюрза. В основном длина ее достигает 100-150 см, но встречались виды, которые вырастали до двух метров. Гюрза относится к семейству гадюк и на данный момент считается самой крупной змеей этого вида, масса тела ее может достигать 3-5 кг.

- Почему такая маленькая птичка так отважно сражалась со змеёй?

О том,  как птичка скалистый поползень защищала птенцов от гюрзы.

Это змея.

Поползень защищал своих птенцов

Б) Анализ структуры текста

-К какому типу речи вы бы отнесли этот текст?

Докажите это.

Когда вы слушали текст,  перед вами возникла одна картинка или несколько?

- У вас возникло несколько сменяющих друг друга картин, следовательно, к какому типу речи отнесёте текст?

-Вспомним,  из каких  частей состоит любой текст повествования?

- С чего всё началось? Прочитайте.

- Как называется такая часть?

- Что происходит дальше? Прочитайте.

-Как называется эта часть?

- Найдите самый острый интересный момент. Прочитайте.

- Как его называют?

- Как называется последняя часть текста?

- О чём в ней говорится?

- Что мы составили?

На доске.

  1. Завязка.
  2. Развитие действия.
  3. Кульминация.
  4. Развязка.

- Так строится любой текст повествования. Схема не отражает  конкретного содержания текста, чтобы понять и пересказать текст, что надо составить?

Повествование.

В тексте рассказывается о том, что произошло, что случилось.

Несколько. Сначала увидели птенца на земле, потом как ребята кладут птенца в гнездо.

Вспоминают типы текстов, определяют тип данного текста.

 Это текст повествование.

Вспоминают структуру повествовательного текста, называют части.

-Текст повествования состоит из 4 частей.

Кричит птичка скалистый поползень.

Это начало действия или завязка.

Развитие действия.

     

 

Кульминация.

Конец действия или развязка.

Чем всё закончилось.

Схему текста повествования.

Надо составить план.

В) Составление плана текста

Поработаем над каждой частью  в отдельности.

В каком предложении отражено основное  содержание первой части?

- Что вызвало тревогу?

-Как можно короче  выразить эту основную мысль. Сократите предложение до пункта плана.

- Назовите предложение, в котором выражена главная мысль второй части.

- Где было гнездо поползня?

- Как птица пыталась защитить птенцов?

- Какой художественный приём использовал автор в этом предложении?

- С чем сравнил поползня?

- Почему у него родилось такое сравнение?

- В каком ещё предложении используется такой же приём?

- Почему сравнивает змею с вопросительным

знаком?

- Какое предложение передаёт отчаяние поползня?

- Какое образное выражение использует здесь автор?

- Как его поняли?

-Сократите предложение до пункта плана.

- Какими словами выражена главная мысль третьей части?

- Какое чудо произошло?

- Было ли страшно поползню?

- Сильный ли был удар маленькой птички?

- Почему автор называет такое поведение чудом?

Как озаглавим третью часть?

Закончен ли текст?

О чём можно сказать в заключительной части?

С какого предложения можно начать четвёртую часть?

- Как озаглавим эту часть?

- Определите главную мысль текста.

- Озаглавьте текст.

Итак, ребята, у нас получился следующий план рассказа

План

1.Тревога

2.Гюрза у гнезда.

 3.Случилось чудо

 4Птенцы в безопасности.

- Что ещё кроме плана поможет вам пересказать текст? Что необходимо выписать из текста?

- Какая часть речи поможет вам вспомнить ключевые действия?

Выпишите слова - опоры к первой части.

- Что такое ущелье?

Ущелье-расселина в горах.

Узкая глубокая с обрывистыми склонами долина.

- Какие слова возьмёте из 2 части?

- Какие слова возьмёте из третьей части?

- Какие слова  использованы в тексте, когда говорится о змее?

Посмотрите как автор избегает повторов, нам надо поучиться этому у автора.

В ущелье гор тревога.

Кричит птичка.

Зашёлся криком.

1.Тревога.

 

Ещё немного гюрза заползёт в гнездо.

На отвесной скале.

Поползень юлой крутится вокруг змеи и кричит.

Сравнение

С юлой.

Крутятся одинаково на месте.

Зашёлся криком.

Долго крича, как бы онеметь, затихнуть, обессилить.

2.Гюрза у гнезда

Змея сорвалась со скалы.

3. Случилось чудо.

Поползень спас птенцов.

Всё хорошо.

Все спасены.

Птенцы в безопасности.

Читают план.

Слова опоры.

Глаголы.

Ущелье, кричит, скалистый

Ползёт юлой крутится кричит зашёлся криком изогнулось заползёт

Юлой крутится

Изогнулось вопросительным знаком

Случилось, вспорхнул ударил сорвалась

Гюрза, змея,

ядовитая змея, зелёное тело

Г) Орфографическая подготовка

- Давайте поиграем в игру «Эхо». Я вам буду говорить  слова орфоэпически, как  они произносятся, а вы повторять хором орфографически, как пишутся.

Учитель называет слова:

Тривога

атвеснай

Палзёт

идавитая

Зилёнае

Изагнулась

Вапрасительным

Нимного

Запалзёт

Вспархнул

Сваим

Сарвалась

- Поиграем в игру «зоркий глаз». Зоркий глаз будет у того кто найдёт в тексте предложение с однородными членами и назовёт однородные члены.

- В этом предложении перед однородными членами есть обобщающее слово чудо, после обобщающего слова всегда ставится двоеточие.

- Найдите предложение, которое отличается от всех остальных по цели высказывания.

- Найдите предложения, где автор поставил знак тире.

- Возьмите маленький листочек, я разрешаю вам выписать из текста 4 любых трудных слова  и использовать их в дальнейшем в качестве опорных.

тревога

отвесной

Ползёт

ядовитая

Зелёное

Изогнулось

Вопросительным

Немного

Заползёт

Вспорхнул

Своим

сорвалась

Выбирают предложение, называют однородные члены, приводят доказательства.

Выбирают предложение, обосновывают свой выбор.

Что случилось? Предложение по цели высказывания вопросительное остальные повествовательные.

Читают предложения. Кричит птичка - скалистый поползень .Ещё немного -и гюрза заползёт в гнездо.

Анализируя текст, выбирают трудные слова и выписывают на листок.

Д) Повторное чтение текста

В последний раз перед записью прочитайте текст. Мысленно перескажите его.

Каждый самостоятельно читает текст.

5. Самостоятельная запись текста

Закройте учебники, отложите их в сторону.

Откройте тетрадь, спишите с доски число. Название вида работы.

 Ниже заголовок.

Пользуясь планом и словами опорами, напишите изложение.

- Когда напишите, чем закончите  работу?

- Что будете проверять?

-Что поможет проверить получился ли текст?

Что ещё нужно проверить?

Что вам поможет?

Возьмите её.

Как поможете себе в случае затруднения? Что сделаете сначала?

Если это не поможет, что сделаете?

Какой будет следующий шаг, если и это не поможет?

Какой последний шаг в случае затруднения?

Приступайте к работе.

Памятка

1.Читаю как написано.

2.Выделяю те места, где сомневаюсь.

3.Помогаю себе

Вспомню правило

Спрошу у взрослых

Посмотрю в словаре

Посмотрю слова - опоры

Открывают тетради, записывают число, заголовок, пишут изложение.

Проверим.

Получился ли текст? Проверим орфограммы.

План

Орфограммы.

Памятка.

Попытаюсь вспомнить правило.

Посмотрю слова опоры.

Посмотрю в словаре.

Спрошу у взрослого.

Самопроверка написанного

Проверяют работу, пользуясь памяткой

Итог урока

-Чему учились на уроке?

-Кто справился с работой?

- Кто желает прочитать заключительную часть своего изложения?

-Кому ещё нужно время?

- Что было самым трудным на сегодняшнем уроке?

- Что было сложнее пересказать текст или написать без ошибок?

-Вы согласны, что изложение сложный вид работы, чтобы научиться писать изложения, нам ещё предстоит над этим поработать не один урок.

Составлять текст. Пересказывать текст. Записывать текст. Составлять план. Вибирать слова - опоры.

Составлять заключительную часть.

По желанию читают конец действия. Развязку.