Классное руководство

Андрийченко Ирина Васильевна

программа воспитательной работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни нам дарят только жизнь, а другие – добрую жизнь.

Аристотель

Личность – это тот, кто приближается к разгадке своего бытия.

Р. Эмерсон

Воспитание культурного человека – это воспитание не только и не столько успешно обучающегося и образованного, сколько воспитание человека нравственного, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества и использовать их в повседневной жизни, демонстрируя это своим поведением, общением, деятельностью.

В настоящее время это достаточно не просто, нравственные приоритеты теряют свою значимость и привлекательность. Именно поэтому основой всякой воспитательной системы школы становится воспитание нравственности.

Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. Исходя из определения воспитания,  в традиционной педагогике основу любой воспитательной системы как процесса составляет личностный опыт воспитанника, в котором есть свои ценности, умения и способности, социальные навыки и способы поведения. Воспитатель, зная особенности личностного развития учащихся, должен использовать их для дальнейшего самосовершенствования и саморазвития.

Создание условий для личностного развития осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, труде.

Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.

Задачи программы:

  • Помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;
  • Создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
  • Формирование системы ценностных ориентаций обучающихся, как основы их воспитанности;
  • Формирование классного коллектива как воспитательной системы;
  • Организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
  • Вовлечение учащихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;
  • Диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся;
  • Воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость  и желания творить добро; формирование нравственного отношения  к человеку, труду, природе;
  • Формирование здорового образа жизни школьника;
  • Воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению  истории родного края, города;
  • Гуманизация воспитательного процесса, создание условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию;
  • Поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию и развитию классного коллектива;
  • Совершенствование ученического самоуправления, развитие и упрочнение детской организации;
  • Совершенствование методического мастерства классного руководителя, его сотрудничество с школьными службами;
  • Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
  • Создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышение активности родительского сообщества: привлечение родительской общественности к участию в самоуправлении класса и  школы;
  • Воспитание учеников  в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.

Принципы воспитательной деятельности

Принцип природосообразности. Недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделывать ребенка. Природа – это корни, воспитание – крона.

Деятельностный принцип. Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, ее живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого ребенка. Чем богаче классная (школьная) деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей.

Принцип целостности в воспитании. Надо научиться  понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального;

Возрастной принцип. Знание половозрастных особенностей детей.

Механизм и реализация проекта.

Механизм реализации программы основывается на совершенствовании и активизации  работы классного руководителя в процессе образования, воспитания, развития учащихся 5-11 классов.

Программа осуществляется:

  • Через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
  • Через методическое обеспечение (семинары, курсы, консультации, педсоветы, мастер-классы);
  • Через систему дополнительного образования;
  • Через систему КТД и традиционных дел ОУ;
  • В ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (социальный педагог, психолог, библиотекарь, педагоги-организаторы);
  • В ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
  • Через сотрудничество с детскими общественными организациями;
  • Через систему взаимодействия с культурными и образовательными учреждениями города (школы, музеи, библиотеки, КДЦ, КДК);

Методы:

  • Научно-исследовательский;
  • Метод проектов
  • Коммуникативная методика;
  • Личностно-ориентированный метод;
  • Метод креативного мышления;
  • Репродуктивный метод;
  • Метод критического мышления;

Формы работы:

  • Классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации;
  • Тренинги, занятия;
  • Конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы, представления, выступления, фестивали;
  • Дебаты, дискуссии, консилиумы, круглые столы, конференции;
  • Встречи с интересными людьми, клубы по интересам;

Приоритетные направления работы

  • Интеллектуально-познавательная деятельность «Малая академия наук»
  • Спортивно-оздоровительная деятельность «Гармония здоровья»
  • Духовно-нравственная деятельность «Свеча надежды»
  • Творческо-эстетическая деятельность «Созвучие юных сердец»
  • Гражданско-патриотическая деятельность «Колокола времен»
  • Работа с семьей «Кладезь семейной мудрости»

Взаимодействие классного руководителя и классного коллектива с социальными службами

Сотрудничество классного коллектива и классного руководителя с культурными и образовательными учреждениями города

1 направление «Малая академия наук».

Знание – столь драгоценная вещь, что ее не зазорно добывать из любого источника.

АБУ-ль-ФАРАДЖ Аль-Исфахани

Цель работы – оказание помощи учащимся в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.

Задачи:

  • Помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;
  • Создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
  • Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;
  • Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
  • Формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования;

Виды деятельности:

  • Изучение результативности учебной деятельности учащихся класса за каждый год для организации коррекционной работы;
  • Сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося;
  • Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся;
  • Сотрудничество с психологической службой для организации коррекции интеллектуальных умений учащихся.

Содержание интеллектуального воспитания:

  • Развитие интеллекта посредством развития всех познавательных функций человека: психических процессов ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи;
  • Умственное просвещение учащихся в области наук, деятельности, общения;
  • Формирование механизма самоорганизации умственной деятельности;
  • Развитие индивидуальных интеллектуальных способностей и познавательных возможностей учащихся;
  • Развитие сознания и самосознания учащихся, их творческого потенциала;
  • Формирование профессионального мышления. Умственное воспитание осуществляется, прежде всего, через образование и обучение.

2 направление «Гармония  здоровья».

Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который  знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.

Сократ

Цель работы – использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимися их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.

Задачи:

  • Формирование здорового образа жизни школьников;
  • Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;
  • Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;

Виды деятельности:

  • Сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения и медицинскими учреждениями города с целью изучения состояния физического здоровья учащихся  класса;
  • Сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками;
  • Сотрудничество с психологической службой школы для изучения физического и психического состояния учащихся и возможной коррекции здоровья учащихся;
  • Сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися;
  • Формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;
  • Организация внеклассных мероприятий, формирующих позитивное отношение к занятиям физкультурой и спортом.

Содержание физического воспитания:

  • Совершенствование организма человека, предполагающее развитие двигательной и костно-мышечной системы, нервной системы, пропорций тела человека при сохранении и укреплении здоровья. От физического состояния зависит успешность учебной, профессиональной деятельности, счастье всей жизни человека;
  • Просвещение учащихся в вопросах физической культуры и личной гигиены;
  • Формирование механизма физического самовоспитания, стимулирование самовоспитания воли, выносливости, настойчивости, самодисциплины;
  • Разностороннее развитие конкретных спортивных умений и мастерства;
  • Развитие профессионально-значимых физических качеств, обеспечивающих повышение работоспособности, устойчивости нервной системы, появления хорошего самочувствия;
  • Индивидуальная работа с физически одаренными ребятами с учетом их интересов и склонностей.

3 направление  «Свеча надежды».

Нравственность – это разум сердца.

Гейне.

Высшая мудрость – различать добро и зло.

Сократ.

Цель работы – помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.

Задачи:

  • Формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;
  • Формировать у  учащихся осознание ценности человеческой жизни;
  • Формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;
  • Воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро;
  •  формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;

Виды деятельности:

  • Развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
  • Развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
  • Воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях;
  • Знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей и их умением выживать в трудных жизненных ситуациях;
  • Воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самосовершенствования;
  • Формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы;

Содержание нравственного воспитания:

  • Моральное воспитание – формирование сознания, нравственных чувств и навыков нравственного поведения;
  • Этическое воспитание – формирование правил хорошего тона, культуры  
  • Патриотическое воспитание –  формирование чувства любви и ответственности за свою Родину, готовности встать на защиту Родины и своего народа;
  • Формирование духовных начал человека, его стремление к познанию себя и своего места на земле;
  • Нравственное просвещение в вопросах морали, этики, политики (мораль представляет собой совокупность правил, норм поведения людей, их обязанности по отношению к себе, другим людям, обществу; критерии различения зла и добра, хорошего и плохого, достойного и позорного);
  • Развитие механизмов нравственного самовоспитания, саморегуляции поведения;
  • Воспитание чувств личной ответственности за свои поступки и деятельности;
  • Формирование не только взглядов и отношений, но и убеждений человека, требующих реализации в поведении и поступках;

4 направление «Созвучие юных сердец».

Доброта – это то, что может услышать и увидеть слепой.

Марк Твен.

Душа человека – величайшее чудо мира.

         Данте Алигьери.

Цель работы – гармонизация и развитие творческих способностей, приобщение учащихся к эстетическим ценностям.

Задачи:

  • Создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
  • Организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
  • Гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию;

Виды деятельности:

  • Изучение потребностей, интересов и желаний учащихся, в организации и проведении внеклассных мероприятий;
  • Стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни класса и школы;
  • Изучение способности к общению каждого ученика;
  • Эстетическое образование, теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
  • Художественное воспитание;
  • Воспитание творческих способностей и потребностей;

Содержание эстетического воспитания:

  • Развитие эстетического восприятия окружающего мира и способности ценить и создавать прекрасное;
  • Развитие эстетических чувств и эмоций, развитие воображения4
  • Эстетическое просвещение учащихся в области искусства, культуры;
  • Индивидуальное эстетическое воспитание, направленное на развитие художественных задатков, способностей и склонностей учащихся;
  • Формирование механизма эстетического самообразования;
  • Формирование эстетических отношений, восприятия, чувств, вкуса и идеала;

5 направление «Колокола времен».

Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же.

Радищев А.Н.

Цель работы – формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.

Задачи:

  • Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
  • Формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей;
  • Обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;
  • Воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства,  уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.

Виды деятельности:

  • Изучение правовых норм государства, законов и формирование у учащихся ответственного отношения к ним;
  • Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
  • Сотрудничество с организациями в целях правового просвещения учащихся;
  • Формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости.

Содержание гражданско-патриотического воспитания:

  • Освоение соответствующих норм гражданского поведения и правил обеспечения безопасности жизнедеятельности;
  • Воспитание гражданско-патриотических чувств, стремление к самореализации личности;
  • Развитие навыков самостоятельной работы, эффективного взаимодействия с людьми в современном поликультурном обществе;

6 направление «Кладезь семейной мудрости».

Будущее нации  - в руках матерей.

    Оноре де Бальзак

Семья – один из шедевров природы.

  Д. Сантаяна

Цель работы – максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи:

  • Организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
  • Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
  • Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;
  • Организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности;
  • Создание благоприятной атмосферы общения, направленное на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель-ученик – родитель»;

Виды деятельности:

  • Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями;
  • Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;
  • Изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка;
  • Поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы;

Содержание работы:

  • Совместная творческая деятельность учащихся и педагогов;
  • Консультрование и решение проблем семейного воспитания детей-подростков;
  • Родительское собрание – не собрание для нотации, а встреча единомышленников;
  • Работа со школьным психологом, социальным педагогом, врачом для решения возникших вопросов и проблем;

Организация работы с одаренными детьми

Отличительные особенности одаренных детей

  1. имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления.
  2. имеют доминирующую, активную познавательную потребность;
  3. испытывают радость от умственного труда;

Принципы работы с одаренными детьми:

  • принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка);
  • принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
  • Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;
  • Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам и т.д.;
  • Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимся;
  • Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Внеурочная воспитательная деятельность – это организованные и целенаправленные занятия (мероприятия) с учащимися воспитательного и образовательного характера, процесс организации досуга учащихся. Внеурочная воспитательная деятельность направлена на повышение уровня нравственной, правовой, физической, эстетической, социальной культуры учащихся. Дети овладевают навыками и умениями организации социально значимой деятельности, развивают свои способности, учатся сотрудничать, помогать, поддерживать друг друга, развивают толерантность, учатся быть добрыми.

Принципы организации внеклассной воспитательной работы:

  • Добровольность участия детей в соответствии с их интересами и способностями;
  • Систематичность в организации;
  • Личностно ориентированный подход в развитии и формировании личности ребенка;
  • Создание условий для проявления творческих возможностей, взглядов, мнений, свободы мысли;
  • Сочетание массовых, групповых и  индивидуальных форм работы;
  • Сочетание игры с опорой на духовные ценности;

Любое воспитательное мероприятие имеет смысл, если:

  • Предварительно создается небольшая временная инициативная группа учащихся, которая определяет цель, подготавливает проект и план (композицию, сценарий) проводимого мероприятия, выступает основным организатором и координатором при его подготовке и аналитиком после проведения;
  • Педагог владеет знаниями, умениями и опытом в организации воспитательных мероприятий;
  • Педагог является авторитетным, уважаемым человеком в коллективе учащихся;
  • Педагог умеет организовать воспитательное взаимодействие применительно к конкретным условиям и особенностям коллектива школьников и интересам учащихся;
  • В подготовке, проведении, обсуждении результатов принимают участие и учителя, и дети, и родители;
  • Деятельность направлена не на получение наград, а на позитивные изменения в развитии и саморазвитии личности;
  • Участники строят отношения на основе сотрудничества и сотворчества, развивают в себе качества толерантной личности.

Критерии и способы изучения эффективности воспитательной деятельности

Критерии

Показатели

Методики

1. Интеллектуальная развитость

1. Освоенность образовательной программы.

2. развитость познавательных интересов.

3. Способность к проведению научного поиска.

Анализ текущей и итоговой аттестации

Школьный тест умственного развития (ШТУР) 8-9 классы.

2.   Нравственная развитость

1. Сформированность основных нравственных качеств личности.

2. Социальная активность учащихся.

Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте».

Методика Петровой С.М. «Пословицы для определения направленности личности». Педагогическое наблюдение.

3. Коммуникативная развитость

1. коммуникабельность.

2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся

« я в глазах других» (анализ портфолио). Методика Овчаровой Р. В для выявления коммуникативных склонностей учащихся. Педагогическое наблюдение.

4. развитость креативных способностей

1. Способность к оригинальному мышлению.

2. Стремление к творчеству.

Тест П. Торранса. Педагогическое наблюдение.

5. Сформированность классного коллектива

1. Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе.

2. Сформированность индивидуальности классного коллектива.

Методика А. Н. Лутошкина для определения степени удовлетворенности учащихся коллективом. Социометрия.

6. Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества

1. Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в классе.

2. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своих детей.

Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью».

Методика Е. Н. Степанова для выявления уровня удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения.


Предварительный просмотр: