Взаимодействие с родителями

Андрийченко Ирина Васильевна

Программа работы с родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа работы с родителями

«Родители, дети, школа»

Возраст учащихся:16-18лет

Срок реализации : 2016-2017

Автор –составитель:

Андрийченко И.В. учитель         биологии, классный руководитель

Когалым, 2016

Пояснительная записка

  1. Актуальность.

Политические, социальные и экономические  преобразования,  происходящие в нашей стране, требуют новых  подходов к воспитанию детей и их  родителей в социокультурной  среде.

        Согласно концепции  общественного воспитания в настоящее время  главные воспитательные функции должны  принадлежать  семье, т.е. семья выступает как воспитательная единица  во взаимодействии семьи и  школы  в воспитании и обучении детей.

Существует ряд  проблем:

        - Как найти  подход  каждой семье  и  оказать  необходимую помощь?

        - Как,  работая с  неблагополучными семьями, не  потерять благополучные?

        - Как скоординировать  работу всех служб  на благо семьи?

        - Как  изменить  взгляды  родителей и  сделать   их сотрудниками  и    соавторами  всего учебно-воспитательного   процесса в классе, школе  вместе с учителями?

        - Как построить работу с семьями на авторитете и доверии:  учеников,  родителей, педагогов, администрации, поселения?

          Решение этих проблем возможно в рамках программно-целевого  подхода к работе с различными категориями семей.

2. Общая характеристика программы.

        Предполагаемая программа предусматривает систему  новых подходов в воспитании детей и их родителей. Она должна быть  гуманизированной,  комфортной и безопасной, способствовать самореализации личности, удовлетворению ее творческих интересов и склонностей.

        Принцип  связи школы с жизнью  предполагает такую   организацию  воспитания и образования, чтобы  учащиеся не замыкались в школьной среде, что должно  обеспечиваться разными путями.  Воспитывать – это значит  организовать содержательную жизнь и  развивающую деятельность детей   совместно со  взрослыми, где у тех и у других будут  свои роли, цели, взаимные отношения.

        В работе с различными категориями семей сложился  определенный стиль  работы как  школы, так и других общественных формирований.  Совместно с администрацией, социальной службой школы проводятся  различные  встречи, консультации, посещение семьи. Вопросы  о родителях, не занимающихся воспитанием детей,  рассматриваются на всех уровнях (от родительского комитета класса до муниципальных  комиссий). Прочно вошли в практику открытые уроки,  родительские собрания, совместные педконсилиумы, педсоветы, где  решают, и учат, и  советуются с  родителями как  воспитателями. Школьная администрация организовывает  выступления  специалистов: врачей, психологов, юристов и т.д., учителя проводят лекции, беседы  по  вопросам воспитания и развития детей,  конференции с целью  обучения  родителей и привлечения их к  проблемам  школы. Кроме школы этим занимаются  учреждения вне школы:  библиотеки, средства массовой информации,  кружки и  секции, система дополнительного образования.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопроса обучения и воспитания ребенка. Другой негативной  тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. А это не всегда приносит позитивные результаты.

Современный педагог должен хорошо представлять себе эти особенности семьи, а также и то, что именно семье принадлежит основная роль в формировании личности ребенка. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, на его характер, поведение.

Учитывая все эти факторы, педагогу следует тщательнее выбирать направления и формы работы с родителями. Ведь становление личности во многом зависит от окружающей его социальной среды. Взаимодействие педагогов с родителями учащегося как раз и направлено на создание такой воспитательной среды. Установлению партнерских отношений педагогов с семьей каждого обучающегося, созданию атмосферы взаимоподдержки и общности интересов учителя, ученика и родителей способствует программа «Родители, дети, школа», которая позволяет скоординировать усилия  классного руководителя, психолога, родительских организаций.

Участники реализации программы.

В реализации программы принимают участие родители, дети, члены педагогического коллектива, представители различных организаций, учреждений и общественности.

Цели и задачи программы.

Целью программы является создание открытой социально-педагогической системы, готовой к взаимодействию с родителями в воспитании и обучение подрастающего поколения.

Задачи:

-        установление постоянной связи с родителями, взаимопонимание и согласованное

    взаимодействие семьи и школы ;

-  оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании и обучении детей;

-  привлечение родителей к управлению школой;

-  обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;

- установление связи с правоохранительными и другими заинтересованными органами по  

  охране прав детей и семьи в целом;

 - организация общественно значимой деятельности родителей и учащихся, формирование  

  активной  педагогической позиции родителей.

Основные направления работы:

  • создание системы социальной и социально-психологической помощи семье;
  • изучение личности каждого ребенка, его ближнего окружения, основных факторов, влияющих на формирование его нравственных установок, жизненного  опыта, состояния здоровья  каждого учащегося;
  • изучение социального состава семей класса, круга интересов, склонностей, социальных проблем, различных социальных групп;
  • пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

Основные направления реализации программы:

  • выявление   различных категорий семей: полные и неполные; благополучные и неблагополучные; семьи группы риска; малообеспеченные; опекаемые; многодетные;
  • оформление индивидуальной карточки семьи, банка данных;
  • изучение жизненного пространства ребенка, анализ социума каждой семьи;
  •  участие в родительских конференциях, собраниях.
  • организация серии психолого-педагогических семинаров, тренингов по данной проблеме;
  • обобщение и распространение опыта воспитания детей благополучных семей;
  • групповые и индивидуальные консультации.

Ожидаемые результаты.

  • Укрепление связи с семьёй;
  • Повышение психолого-педагогического просвещения родителей;
  • Повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей.

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит создать  систему работы с различными категориями семей в данных условиях и оказать помощь детям и родителям, направить их к социально-одобряемому образу жизни и поведения.

Сроки реализации программы.

        Программа рассчитана на 1 год.

Формы работы с родителями:

Коллективные :

  • родительские собрания;
  • круглые столы;
  • лектории;

Групповые:

  • работа с родительским комитетом;
  • тренинги;

Индивидуальные:

  • беседы;
  • консультации;



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6» города Когалыма

(МАОУ «Средняя школа № 6»)

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МАОУ «Средняя школа №6»

от 31.08.2018 г.,№359

                           

        ПРОГРАММА

 работы с родителями (законными представителями)  обучающихся  

«СОДРУЖЕСТВО »

Автор – составитель:

Андрийченко И.В.

учитель биологии

Реализация программы: 2 года

                           

г. Когалым, 2018г.

Программа  «Содружество»

работы с родителями (законными представителями)  обучающихся  

Учитель биологии: Андрийченко Ирина Васильевна

МАОУ «Средняя школа №6» города Когалыма

Назначение  Программы

Настоящая  Программа  определяет  цели, задачи  и  направления  деятельности  учителя предметника с  родителями  обучающихся с  10 по 11  класс.

Программа  работы  с  родителями  предназначена  для:

- повышения педагогической культуры родителей, пополнение  арсенала  их  знаний  по  конкретному  вопросу  воспитания  ребенка  в  семье  и  школе;                  

- содействия    родителям  (законным представителям) в обучении обучающихся, вовлечения  их в образовательный процесс;

- выработки  коллективных  решений  и  единых  требований  к  воспитанию и обучению  детей, интеграции  усилий  семьи  и  учителя  в  деятельности  по  развитию

 личности  ребенка;

- пропаганды  опыта  успешного  семейного  воспитания,

профилактики  неверных  действий  по  отношению  к  своему  сыну  или  дочери  со            стороны  родителей.

Нормативная  база для  разработки  Программы  работы  с  родителями

1. Закон  РФ  «Об  образовании».

2. Устав МАОУ «Средняя школа №6»

3.  Конвенция  о  правах  ребенка.

Сроки  и  этапы  реализации  Программы

Программа  ориентирована  на  2018-2020  годы.

  1. этап  реализации  Программы 2018  учебный год

На данном этапе производиться  анализ  и  изучение  изменений в семейных отношениях семей обучающихся   и  создание  условий  для  участия  семей  в воспитательном  и образовательном процессе.

2  этап – основной  2019-2020 уч. год

Работа  с  проблемными  семьями,сотрудничество  учителя  и  родителей  в  организации  воспитательной  и образовательной работы  с обучающимися.

1 Содержание  проблемы  и  обоснование  необходимости  ее  решения программным  методом.

       Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это  персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества;  социально-экономический определяется имущественными характеристиками   занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованости жилища, особенностей образа жизни;  демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону  развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

 Значительное место в системе работы учителя предметника с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление  психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков  области воспитания. Родители и педагоги - две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика, и противопоставлять их не следует. Но современные родители - это воспитанники нашей отечественной школы, они несут на себе  ее достоинства и недостатки. Как хочется сделать родителей настоящими и искренними помощниками! Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. То, что учитель должен знать своих учеников, не вызывает сомнения. Задача учителя предметника сегодня – обеспечить развитие каждого ученика, создав необходимые для этого условия. Чтобы человека воспитывать и обучать, его надо знать во всех отношениях – это аксиома педагогики. Но в работе с родителями есть свои проблемы. Если подойти к оценке родителей дифференцированно, то следует отдавать отчет в том, что они разные. Можно выделить 3 группы.

1.  Родители, которые хотят и умеют общаться со своими детьми (если не умеют, то учатся этому). В школе таких родителей немного, и они образуют меньшинство среди родительского коллектива школы.

2.  Группа родителей, которые хотят, но не умеют воспитывать, поэтому у них с детьми есть проблемы; таких родителей большинство.

3.  Родители, которые не могут и не хотят заниматься своими детьми, дети предоставлены сами себе, точнее – социальной стихии; таких родителей немного, но именно они поставляют школе и социуму детей “группы риска”, “трудных”.

С первой группой родителей работать легко, по существу, они все делают сами, с ними нужно лишь поддерживать связь; с последней работать бесполезно (хотя это тоже спорно), более того, обращение педагогов к ним за помощью может только ухудшить положение. Вторая, большая часть родителей, занимается воспитанием, но они не владеют ни методиками, ни народной педагогикой, не обладают часто и здравым смыслом. Они воспитывают детей так, как воспитывали их. Не учет этих обстоятельств, приводит со временем к плачевным результатам. Но обнаруживается этот факт слишком поздно. Родители приходят за помощью к школе тогда, когда дети практически вышли у них из повиновения, а они утратили всякое влияние.  Все нужно делать вовремя. В том числе и воспитывать. Поэтому не должно быть той традиционной работы с родителями, спонтанных и несистемных воспитательных бесед, тем более, что они имеют целью не благополучие личности ребенка, а решение проблем успеваемости и поведения. Если говорить о существенном повышении качества семейного воспитания, то я полагаю, что надо учить родителей “любить” и воспитывать своих детей тогда, когда они этого желают сами, и задача учителя предметника  – научить их этому желанию. Но самое главное – знание законов развития и поведения воспитанника, внутренних, скрытых от глаз, мотивов его поведения. Как бы там ни было, учитель предметник не может заниматься воспитанием детей в отрыве от семьи, ибо ребенок находится под одновременным воздействием и педагогов, и родителей.

II. Основные  цели  и  задачи   Программы

Цель: 

-создание  условий для обучения обучающихся, единого  подхода родителей (законных представителей), классного  руководителя  и учителя предметника, объединенного  общими  целями  и  ответственностью, действующего  на  демократических  и  гуманистических  принципах;                    

  - повышения  педагогической  культуры  родителей (законных представителей), пополнение  арсенала  их  знаний  по  конкретному  вопросу  воспитания и обучения  ребенка  в  семье  и  школе;              

  - выработки  коллективных  решений  и  единых  требований  к  воспитанию  детей, интеграции  усилий  семьи  и  учителя предметника  в  деятельности  по  развитию  личности  ребенка;                                               

  -пропаганды  опыта  успешного  семейного  воспитания, профилактики  неверных  действий  по  отношению  к  своему  сыну  или  дочери  со  стороны  родителей (законных представителей).

III. Система  программных  мероприятий

Программа  включает  следующие  мероприятия  по  приоритетным  направлениям  в  сфере  совместной  деятельности  учителя предметника, родителей (законных представителей)  и   обучающихся:  

-изучение  семей  слабоуспевающих обучающихся;

-работа  с  родителями (законными представителями);

-сотрудничество  учителя предметника  и  родителей (законных представителей)  в  организации  экскурсий, предметных недель;

-работа  с  семьей  в  системе  дополнительного  образования;

1.Изучение  семей  учащихся

Цель:

Предусматриваются:

- изучение  семей  слабоуспевающих обучающихся;

- создание  банка  данных;

- формирование  единых  педагогических  требований;

- составление  социальных  паспортов  семей слабоуспевающих обучающихся;

-организация бесед с родителями (законными представителями) обучающихся;

- диагностика  «Ребенок глазами родителей», «Анализ  и  оценка  ситуации  в семье», «Родитель глазами ребенка»  и  др.

2. Работа  с  родителями

Цель:  повышения  педагогической  культуры  родителей, пополнение  арсенала  их  знаний  по  конкретному  вопросу  воспитания и обучения ребенка  в  семье  и  школе.

Формы работы:

1.         Коллективная:

Задачи:

1.         координировать работу родителей, детей и родителей (законных представителей)  по разрешению различных проблем, возникающих в ходе образовательного процесса по предмету;

2.         инструктировать их по вопросам психологической подготовки и поддержки своих детей в период итоговой аттестации выпускников;

3.         стимулировать совместное участие детей и их родителей (законных представителей)  в реализации плана.

2.         Индивидуальная:

Задачи:

1.         организовать психолого-педагогическое просвещение  родителей (законных представителей) слабоуспевающих обучающихся;

2.         оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций.

Способы реализации:

-  консультации родителей;

- дни  «открытых  уроков»;

- индивидуальная  работа  с  родителями;

- внеклассные  мероприятия  с  привлечением  родителей.

3. Работа  с  семьей  в  системе  дополнительного  образования

Цель: развитие  познавательных  способностей   обучающихся.

Предусматриваются:

- оказание  помощи  в  посещении   обучающихся  в  кружок предметной направленности;

- участие родителей совместно с детьми в школьных мероприятиях.

Механизм  оценки   результатов включает следующие критерии:

-  уровень  педагогической компетентности родителей;

- уровень вовлеченности в реализацию  Программы «Содружество» родителей и учащихся;  

- положительная динамика успеваемости обучающихся;

- новые формы сотрудничества  семьи и школы.

Мероприятия

по  реализации  Программы «Содружество» работы с родителями (законными представителями)  обучающихся на 2018/2020  учебный год

Одной  из  важных  форм  установления  контактов  учителя предметника,  с  семьями обучающихся  является  классное  родительское  собрание.

Главное  его  предназначение – согласование, координация  и  интеграция  усилий  учителя предметника и  семьи  в  создании  условий  для  развития   физически  здоровой  личности  ребенка.

Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводятся итоги успеваемости, но и рассматриваются актуальные  педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к той или иной проблеме.   При подготовке информации учителя предметника на  родительском собрании следует учитывать ряд важных положений:

- атмосфера сотрудничества школы и семьи по реализации программы  усиления плюсов и ликвидации минусов в обучении и поведении ребенка.

- интонация собрания: советуем, размышляем вместе.

- профессиональный задел педагога - знания, компетентность (знание жизни  каждого ребенка не только в школе, но и за ее пределами, представление  об уровне их потребностей, состоянии здоровья, отношений в детском   коллективе).

-добрые, доверительные отношения (доброжелательность, сердечность, взаимопонимание, взаимопомощь).

- главные показатели эффективности родительского собрания - это активное участие родителей, атмосфера активного обсуждения поставленных  вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.     

Сентябрь

  1. Родительское собрание «Наши задачи на новый учебный год». 

Предложения к плану. Реклама курсов внеурочной деятельности, кружков естественно-научного направления.

2.         Знакомство с родителями (законными представителями) обучающихся.

Ноябрь

       1. Предварительные итоги учебы за 1 полугодие.

Декабрь

  1. День «открытых уроков»
  2. Итоги учебы по предмету за 1 полугодие.

Февраль, апрель                                               

  1. Анкетирование родителей «Как помочь ребенку обрести уверенность в себе?»
  2. Беседа с родителями (законными представителями)  слабоуспевающих обучающихся.

Май

1.         Индивидуальные беседы с родителями об успеваемости их детей, подготовке к сдаче ГИА по биологии.

2.         Итоги успеваемости по предмету за год, подготовка к сдаче ГИА.  

 В 2019 - 2020 учебном году продолжила  работу по   реализации  Программы «Содружество».  

Проанализировав итоги работы, пришла к выводу, что необходимо скорректировать деятельность. Работу построила по направлениям деятельности:

Основные направления деятельности:

-привлечение родителей, семей к решению проблем слабоуспевающего ребенка;

- оказание  помощи родителям (законным представителям) слабоуспевающих обучающихся.

- повышение педагогической культуры родителей.

- проведение совместных мероприятий детей, родителей (законных представителей).

- подготовка учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА по предмету.

Привлечение родителей,

семей к решению проблем слабоуспевающих обучающихся

Мероприятия

Деятельность

Сроки

Ролевая игра «Решаем проблемы вместе»

Игре предшествовал подготовительный этап в ходе которого были проведены исследования, выявившие наиболее актуальные проблемы. На заседании были сформированы 2 совместные группы из детей, родителей.  Каждой группе предлагалось решить какую-то проблему. Предложенные варианты выносились на всеобщее обсуждение.

ноябрь    2017

«Марафон добрых дел»

- помощь  родителей (законных представителей) в организации  мероприятий направленных на улучшение успеваемости обучающихся по предмету

2017-2018

2019-2020

Проведение совместных мероприятий детей, родителей, учителя предметника

Мероприятия

Деятельность

Сроки

Акция «Кормушка»

Изготовление кормушек

Зимой, ежегодно

Трудовые десанты

Уборка территории школы

В течение всего периода

В мире интересных людей

Организация встреч, экскурсий естественно – научного направления

В течение всего периода

Здоровый образ жизни

Профилактические беседы

Родители – медики проводят беседы о вреде курения, алкоголя

В течение всего периода

Конкурс плакатов

Семейный конкурс плакатов

«Мы здоровая семья»

Январь 2019

Участие родителей в традиционных школьных мероприятиях

Оказание различной помощи семье

Мероприятия

Деятельность

Сроки

Психолог – педагогическая  помощь

-организация встреч с психологом, психологические тренинги

-помощь в разрешении проблемных ситуаций слабоуспевающих обучающихся

В течение всего года

Профилактика негативного семейного воспитания

- индивидуальные профилактические беседы

В течение всего года

Подготовка учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА

Мероприятия

Деятельность

Сроки

Родительское

собрание

«Готовимся к сдаче ГИА»

На собрании рассказала о процедуре сдачи ГИА по биологии, дала рекомендации по подготовке к сдаче ГИА

октябрь 2019 года

Оформление информационного стенда  «Сдаем ЕГЭ»

На стенде размещается вся  информации об экзаменах: сроки, бланки. Вывешиваются результаты пробных контрольных работ. Советы и рекомендации по подготовке к успешной сдаче ЕГЭ

в течение года

Проведение Смотра Знаний учащихся

Родители приглашаются на уроки, занятия элективных курсов, кружка, где учащиеся показывают готовность к сдаче ЕГЭ

Март 2020 года