Самообразование по теме: "Арт-терапия с использованием прозрачного мольберта и метода "Sand-art"

Адьяева Байрта Николаевна

Тема по самообразованию:

В 2022-2023 учебном году мной была выбрана тема "«Арт-терапия с использованием прозрачного мольберта и метода «Sand-art». Для раскрытия направления, изучила теоретический материал, который позволил перейти от теории к практике в моей работе.

Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Это метод воздействия  на человека с помощью рисования, лепки, танцев, сказок. Все это очень близко детям. В этом одно из преимуществ арт-терапии для детей. Она способствует самовыражению: застенчивым и нерешительным в своих действиях она помогает избавиться от страха; гиперактивным, агрессивным –переключиться на более спокойный вид деятельности. И, что очень важно, позволяет любому быстро и просто научиться отображать воображаемый мир.
Во избежание смешивания терапевтических и образовательных компонентов некоторые авторы публикаций используют вместо слов «арт-терапия» такие понятия, как «арт-метод», т.е. «методы, основанные на творческой активности», «методы творческого самовыражения».

Арт-метод в научно-педагогическом понятии – это забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами спонтанной художественной деятельности.
Арт-терапевтические методы работы с детьми и взрослыми – это безопасный способ разрядки разрушительных эмоций. Он позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять, повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни, снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением у детей, работой у педагогов и воспитанием у родителей. Современная  арт-терапия включает множество направлений. Я выбрала два метода:

Арт- терапия с использованием прозрачного мольберта

Прозрачный мольберт из небьющегося стекла в раме на ножках. Прекрасный дидактический материал, для развития творческих способностей дошкольников. Занятия живописью на стекле- отличный способ творческого самовыражения человека любого возраста.

Большой проблемой современного мира является компьютерная техника, планшеты, пользование которыми неограниченно во времени. Отрываясь от своих гаджетов, они сталкиваются с некоторыми проблемами.

У детей возникают трудности в общении со сверстниками. Ребенок плохо социализирован.

Метод «Sand- art»

Метод «sand- art»  (дословно – рисование песком) – это необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Он с удовольствием использует миниатюрные фигуры людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов. При этом малыш выражает на песке то, что спонтанно возникает в его сознании. Другими словами, ребенку на час предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир,  может расслабиться, успокоиться. Почему именно песок? Потому что игры на песке одна из форм естественной деятельности ребенка. Песок развивает творческие способности ребёнка и воображение. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря этому происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития. Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снимают психическое напряжение у ребенка.

 

Цель: повысить уровень собственной компетентности в применении прозрачного мольберта, метод «Sand-art» с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1. Рассмотреть важность и актуальность проблемы выбранной темы самообразования;

2. Разработать систему изучения новых форм и приемов технологий арт-терапии;

3. Провести самоанализ и самооценку собственных занятий;

4. Провести цикл занятий по заявленной тематике;

5. Научиться применять методы арт-терапии;

6. Укрепить материально-техническую базу.

Источники самообразования:

  • методическая литература;
  • СМИ(газеты,журналы);
  • Интернет;
  • Видео, ауди материалы;
  • Мастер-классы;
  • Мероприятия по обмену опытом.

Формы самообразования:

1. Индивидуальная - изучение новинок методической литературы.

2. Групповая - участие в методических объединениях, семинарах, мастер-классах, курсы повышения квалификации.

Ожидаемый результат:

· Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);

· Стабилизация эмоционального состояния детей и их физическое оздоровление;

· Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;

· Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;

· Формирование самосознания и адекватной самооценки;  

· Совершенствование игровой деятельности (песочная терапия);

· Установление сотрудничества с родителями;

· Приобретение мною опыта самостоятельного выбора исследовательско - творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.

 · Распространение педагогического опыта: выступление на методических объединениях , участие в конкурсах разного уровня по теме самообразования.

 

Основные этапы работы по самообразованию

Этапы

Содержание работы

Сроки реализации

Практическая деятельность

Аналитико-диагностический

1.Постановка проблемы.

2.Изучение литературы. 3.Ознакомление с основными теоретическими положениями.

 4. Изучение образовательных технологий. 5.Определение цели и задач работы над темой.

6.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

7.Прогнозирование результатов

 

Сентябрь-Октябрь

1.Изучение литературы

 2.Изучение методического комплекса к реализации данного направления.  3.Изучение опыта педагогов (интернет-ресурсы)

4. Изучение содержания  и основных теоретических основ инновационных технологий в ДОУ в современных условиях.

5. Обобщение полученных теоретических знаний.

6.Разработка методического материала

Практический

1.Апробация новых методов и приёмов на занятиях.

2.Подбор дидактического материала.

3.Формирование

методического комплекса.

4.Корректировка работы.

5.Внедрение опыта работы.

Ноябрь-

Апрель

1.Овладение достижения педагогической науки.

2.Открытые мероприятия.

3.Разработка дидактических материалов, презентаций.

Итоговый

1.Оформление результатов работы.

2.Подведение итогов.

3.Определение перспектив в работе.

Май

1.Транслирование опыта работы в социальной сети ВК.

2.Участие в

конкурсах разного уровня

 

Календарно-тематический план

Месяц

Мероприятие

Участники

Сентябрь

Ознакомительное занятие с использованием прозрачного мольберта и светового планшета.

Воспитатель и дети

Октябрь

 - «Здравствуй, Песочная страна!»

- «Рисуем настроение»

Воспитатель и дети

Ноябрь

 - «В гостях у Песочной Феи»

- «Игры на прозрачном мольберте»

Воспитатель и дети

Декабрь

 - «День Рождения Машеньки»

 - «Радость»

Мастер-класс «Волшебное стекло!» Рисование нетрадиционными способами

Воспитатель, родители, дети и воспитатели группы

Январь

Самостоятельные игры

 с песком, прозрачным мольбертом.

Воспитатель и дети

Февраль

- «Рисуем борцики на песке и на прозрачном мольберте»

- «Защитники Отечества»

Воспитатель и дети

Март

- «Портрет мамы» рисование на прозрачном мольберте и световом планшете.

Воспитатель и дети

Апрель

«Как ты прекрасна степь моя в апреле» Иллюстрация к стихотворению Д.Кугультинова на прозрачном мольберте и световом планшете.

Воспитатель и дети

Май

 Мастер-класс «Песочная страна!» Рисование нетрадиционными способами

Воспитатель, родители и дети, воспитатели группы