Педагогический всеобуч для родителей

Викулова Наталья Яковлевна

 Педагогический всеобуч

Ребенок 3—4 лет

Возрастные периоды развития детей связаны с определенными новообразованиями.

В возрасте 3—4 лет малыш учится ставить перед собой цели и пытается достигать их. Для развития этого навыка старайтесь в каждом случае находить форму, в которой он может реализовать свои намерения и планы.

В период от 2 лет 6 месяцев до 3 лет 6 месяцев ребенок переживает так называемый кризис 3 лет. Общаться с детьми, которые проходят кризис, трудно. Их поведение — непрерывная череда желаний, которые выражаются в виде бесконечных «хочу — не хочу», «буду — не буду». Важно понять, что это не капризы. Чем строже вы будете вести себя с детьми, тем упрямее и несноснее они будут становиться. Не случайно говорили в Древней Индии: «До 5 лет ребенок — ваш царь. С 5 до 10 — ваш слуга. С 10 до 15 — ваш брат, а после — ваш друг или враг в зависимости от того, как вы его воспитали».

Часто так называемые ужасные трехлетки обязаны своей репутацией слову «нет». «Ты хочешь пойти в магазин вместе с мамой?» — «Нет». — «Мы сейчас поспим немножко?» — «Нет». Взрослые, задающие подобные вопросы, действительно хотят получить на них ответ, а дети чувствуют свою значительность, отклоняя предложения взрослых, и именно от этого получают удовлетворение. Некоторые этим выводят из себя родителей, но причина кроется не в упрямстве малышей, а в неверном поведении взрослых. Ваше требование должно выполняться независимо от мнения ребенка. Не вступайте с ним в конфронтацию — просто перехитрите его. Малыш не хочет уходить с игровой площадки. «Ты знаешь, что мы сейчас будем делать? Мы пойдем домой и будем...» Пока маленький упрямец поглощен разговором, вы уже дошли до подъезда. С детьми следует обращаться мягко, без физического принуждения.

Некоторые родители буквально вбивают в детей послушание и покорность, но это проигрышная позиция. Наиболее опасен вариант, когда взрослые начинают бить детей, считая, что дают им хороший урок послушания. Дети не извлекают урока из оскорблений. В присутствии наказывающих взрослых они внутренне съеживаются, а позже вымещают агрессию на товарищах по играм.

Не задавайте детям вопросов, на которые не хотите получить отрицательный ответ. Не спрашивайте, хочет ли ребенок пойти с вами к врачу, пока не будете готовы принять его «нет» в качестве ответа. Просто сообщите ему, куда вы идете. Если же в этом посещении нет ничего привлекательного для ребенка, придумайте что-нибудь.

Как поладить с детьми

• Не принимать их слишком всерьез.

• Проводить свою линию, независимо от их мнения и желания.

Дети этого возраста требуют уважения к себе, своим намерениям и воле. Их упрямство, как правило, имеет целью продемонстрировать окружающим, что эта воля у них есть. Различные качества — умный, умелый, добрый, храбрый — они теперь относят к себе, и для них очень важна положительная оценка взрослых.

Индивидуализм детей зачастую становится причиной обострения их взаимоотношений, поскольку каждый стремится настоять на своем. От взрослого в этот период требуется большое терпение. Показывайте детям способы разрешения конфликтов, позволяющие учитывать интересы обеих сторон, учите договариваться. Когда вам будет особенно тяжело, вспомните, что период кризиса закончится и малыш станет более миролюбивым и покладистым.

В этом возрасте возможны конфликты из-за «расхождения во взглядах». Одна девочка считает, что мишка, наблюдающий в детском саду за одеванием детей, может простудиться, и хочет убрать его в шкаф. Другая же настаивает, что он должен сидеть на своем месте и наблюдать за всеми детьми.

Трехлетний ребенок — неутомимый деятель. Он постоянно что-то строит, с удовольствием клеит, лепит, рисует. В то же время он еще не готов выслушивать долгие рассказы о чем-то отвлеченном, чего он не может непосредственно наблюдать. Его мир существует здесь и сейчас. Он активно исследует и познает то, что попадается ему на глаза и с чем можно практически манипулировать.

Ребенок начинает гордиться своими умениями. Поэтому, научившись клеить, он может подолгу просто наклеивать одну бумажку на другую, осваивая новый способ деятельности и наслаждаясь тем, что у него это получается. 3—4 года — наиболее благоприятный возраст для овладения навыками ручного труда. Не случайно в так называемых традиционных культурах детей именно с 3 лет начинали учить пользоваться охотничьим ножом, управлять парусом и т. п.

Подробно и не спеша показывайте детям все этапы осуществления какого-либо действия, совершенствуйте навыки самообслуживания. Если именно в этом возрасте вы научите малыша правильно мыть руки и вытирать их, чистить зубы, полоскать рот после еды, складывать одежду в шкафу, он и в дальнейшем будет педантично придерживаться заведенного порядка.

Ребенок с удовольствием будет упражняться во вновь освоенном способе действия, если вы попросите его показать вам, как это надо делать, научить вас. Используйте этот прием для совершенствования тех навыков, которым вы обучаете малыша.

Если в 2 года ребенок доволен любым результатом своей деятельности, то к 3 годам он становится более критичным и более реально оценивает свои успехи. Рассматривая то, что у него получилось, и сопоставляя результат с тем идеальным образом, который теперь ясно присутствует в его сознании, он начинает стремиться к совершенству. Поэтому малыш уже может огорчиться, если у него не получается задуманное. Показывайте детям, как можно улучшить их работу.

Непосредственные наблюдения — источник расширения кругозора ребенка, развития его представлений о мире. Поэтому важно заботиться о том, чтобы его опыт был как можно более разнообразным. Гуляйте с малышом по городу, ходите на небольшие экскурсии, учитывайте реальные познавательные интересы детей. Мальчиков, например, скорее будут интересовать подробности устройства автомобиля, чем домашнее хозяйство.

После 3 лет малыш вступает в новую эпоху своей жизни, в новый возраст, который принято называть дошкольным. Конечно, каждый возраст прекрасен по-своему, но важность и очарование Дошкольного возраста нужно подчеркнуть особо.

• Воображение начинает работать так ярко и так интенсивно, что трудно отличить выдуманное от реального.

• Игра и жизнь неразделимы настолько, что бывает сложно определить, играет ребенок или нет, потому что он все делает, играя.

• Он активно действует, невозможно заставить малыша немного посидеть спокойно, молча; желание что-то делать - бегать, прыгать, играть с игрушками, говорить - переполняет дошкольника.

• В жизнь ребенка входят сверстники; общие игры, ссоры, привязанности, согласие и разногласия постепенно заполняют круг его интересов.

• Каждый день приносит что-то новое, малыш открывает мир (знакомится с людьми, природой, окружающими предметами, узнает о добре и зле).

• Ребенок уже может рассказать об увиденном, о том, что его волнует, что он хочет, поэтому впечатления дошкольного детства надолго остаются в памяти человека и нередко согревают его жизнь в зрелые годы.

Это самая счастливая пора детства. Дошкольное детство приносит радость и взрослым, находящимся рядом с малышом. В этот период ребенок еще очень привязан к маме, папе, воспитателю, полностью открыт для них (в дальнейшем эта очаровательная детская непосредственность, увы, теряется). В то же время это уже не беспомощный младенец, а достаточно самостоятельный человек со своими желаниями и представлениями. С ним многое можно делать вместе, его можно увлечь играми, рассказами, занятиями. Общаясь с детьми, взрослые как бы заново переживают счастливую пору дошкольного детства.