Транслирование педагогического опыта

Барабанщикова Елена Васильевна

Являюсь членом  творческой группы МАДОУ № 113 с 2019 года.

1. Образовательный семинар «Развивающие ориентиры современной образовательной среды ДОО. Современный детский сад: инструменты для эффективной организации образовательного процесса» Участник. 17-19 апреля 20178 года.

2. Участие в открытии нового детского сада № 1 «Номина». Проведение мастер класса для детей и родителей «Кукла из пряжи».01.06.2019 г.

3. Первая международная научно-практическая онлайн- конференция «Трудные вопросы логопедической практики в современных условиях». Участник. 2-27 мая 2020 год.

4. Выступление на педагогическом совете. Доклад «Организация НОД в форме совместной партнерской деятельности»

5. Выступление на педагогическом совете. Доклад «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

6. Участие в Сетевом семинаре-практикуме «Методологические, психофизиологические и психолого-педагогические основы математического образования детей дошкольного возраста» для слушателей курсов переподготовки ГАУ ДПО РБ БРИОП (вторая сессия). 28.01.2020 г.

Образовательный семинар «Развивающие ориентиры современной образовательной среды ДОО» 2018 год

Первая международная научно-практическая онлайн-конференция «Трудные вопросы логопедической практики в современных условиях» 2020 год

Практико ориентированный республиканский семинар «Актуальные и инновационные подходы к организации коррекционно-развивающей деятельности с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях деятельности консультативного центра ДОУ» 2001 год

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация НОД в форме совместной партнерской деятельности». Выступление на педагогическом совете

 «Организация НОД в форме совместной партнерской деятельности». Выступление на педагогическом совете

Выступление воспитателя Барабанщиковой Елены Васильевны

на педагогическом совете

«Организация НОД в форме совместной партнерской деятельности».

Партнерская позиция воспитателя предполагает принятие демократического стиля отношений. Партнёр - всегда равноправный участник дела, связанный с участниками взаимным уважением.

В процессе деятельности предполагается свободное размещение детей, их перемещение при необходимости, разрешено свободное общение (дети могут обсуждать работу, задавать вопросы). Все дети в поле зрения воспитателя, который может пересесть к любому ребенку, если видит, что кому-то требуется помощь.

Организация непосредственно образовательной деятельности в форме партнёрства не означает хаоса и произвола.

На разных этапах НОД партнерская позиция проявляется особым способом:

-на начальном этапе - дети приглашаются к непринуждённой деятельности («Давайте сегодня, Кто хочет, устраивайтесь по-удобнее). Главное, что бы ребенку было интересно. Непосредственная мотивация в дошкольном возрасте намного сильнее, чем широкие социальные мотивы поведения. Отсюда главным в воспитательной работе с дошкольниками должен быть принцип заинтересованности ребёнка.

В дошкольном возрасте непосредственная мотивация обуславливается потребностью в новых впечатлениях. Это базовая потребность ребенка, возникающая в младенческом возрасте, является движущей силой его развития. На следующих этапах развития эта потребность преобразуется в познавательную потребность различных уровней.

Дети включаются в НОД из интереса к предложениям воспитателя, из стремления быть вместе со сверстниками. Постепенно у них возникает привычка к дневному ритму «рабочей деятельности».

Наметив задачу для совместного выполнения, я, как равноправный участник, по ходу работы предлагаю возможные способы её реализации.

-в ходе процесса деятельности - дети получают новые знания, способы действий через решение проблемных ситуаций, проведении элементарных опытов, экспериментировании, в развивающих играх, продуктивной деятельности и т. д.

Вырабатывается порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение друг с другом по ходу работы и перемещение по мере необходимости. По ходу работы дети могут обратиться к воспитателю, получить необходимый совет, помощь. Однако при оказании помощи я стараюсь придерживаться следующих правил: не спешу на помощь, стараюсь побудить ребенка к самостоятельному решению. Лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся прошлый опыт. Детям предоставляется возможность самостоятельного решения поставленных задач. Моя задача - поддерживать детскую инициативу и творчество, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми универсальных умений:

-поставить цель (или принять её от воспитателя);

-обдумать путь к её достижению;

-осуществить свой замысел;

-оценить полученный результат с позиции цели.

Задача развития данных умений решается в разных видах деятельности. При этом используются такие средства как: опорные схемы, наглядные модели, пооперационные карты.

На заключительном этапе деятельности- каждый ребенок решает сам, закончил он работу (исследование) или нет. Объём работы каждый ребенок определяет для себя сам. Дети, которые закончили работу раньше, могут заниматься тем, что их интересует. Если ребенок не справился с работой, он может продолжить её в последующие дни.

Дети, не принявшие участия в совместной деятельности (в рамках НОД)ориентируются на результативную самостоятельную деятельность. Результаты совместной и самостоятельной деятельности обязательно обсуждаются и оцениваются.

Результаты продуктивной самостоятельной деятельности, как и совместнойдоводятся до состояния выставочных работ.

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых, я стараюсь создать условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Например: проблемные, творческие ситуации, побуждают детей активно применять свои знания и умения, усложняя задачи, поддерживается желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, дети нацелены на поиск новых, творческих решений.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Наша задача - развивать интерес к творчеству. Этому способствует словесное творчество и создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде. Именно в увлекательной творческой деятельностиперед дошкольниками возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения.

Наши дети с удовольствием откликаются на предложение поставить спектакль, подготовить концерт, создать летопись события, оформить ее в книгу.

В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности. Детям доступно многообразие способов познания: наблюдение, самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация, простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Развиваются возможности памяти, увеличивается её объём, произвольность запоминания информации.

Для запоминания дети сознательно прибегают к повторению, использованию группировки, составлению несложного опорного плана, наглядно-образные средства.

Особо подчеркивается роль книги как источника новых знаний. Обращаясь к книге, мы показываем, что она может дать ответы на самые сложные вопросы. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошкольников и побуждает в них стремление к овладению чтением.

Таким образом, организация НОД в форме совместной партнёрской деятельности способствует развитию у детей активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема доклада: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников

Слайд 2

Цель: формировать у детей интерес к математике, с помощью интересных заданий и игр, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности. Задачи: - активизировать умственную деятельность; - заинтересовывать математическим материалом; - увлекать и развивать детей; - закреплять полученные знания и умения; - упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Слайд 3

Актуальность выбранной темы: Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Когда внимание ребёнка приковано к игре, к выполнению игровых задач, он сам того не замечая преодолевает трудности математического характера, учится оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке.

Слайд 4

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов. Игру необходимо использовать в обучении детей математике, так как игра положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка.

Слайд 5

Особенности развивающих игр предлагаемые детям для усвоения математических представлений. Развивающая игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Развивающая игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств. Все психологические новообразования берут начало в развивающей игре. Развивающая игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике. Развивающая игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

Слайд 6

Условия: Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей Последовательность и систематичность при использовании развивающих игр математического содержания.

Слайд 7

Типы игр логико-математического содержания настольно-печатные игры игры на объемное моделирование игры на плоскостное моделирование игры на составление целого из частей игры-забавы игры с числами, числовым рядом.

Слайд 8

Игры – движения 1)Задачи на построение простых фигур; 2)Задачи на построение сложных фигур; 3)Задачи на преобразование фигур (головоломки- добавь/убери палочки)

Слайд 9

ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной.. Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развить у детей представление о числе на основе счета и измерения. Комплект состоит из 116 пластмассовых призм 10-ти различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10 мм и является кубом. Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Класс белых чисел образует число один. Палочки 2,4,8 образуют «красную семью», (2 – розовый, 4- красный, 8- вишневый цвет), 3,6,9 – «синюю семью»(голубой – 3, фиолетовый – 6, синий – 9. ) «Семейство желтых» составляют числа кратные 5: 5- (желтый) и 10 (оранжевый).Класс черных чисел образует число 7.

Слайд 10

Логические блоки Дьенеша Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур : а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); б) трех цветов (красные, синие и желтые); в) двух размеров (большие и маленькие); г) двух видов толщины (толстые и тонкие). В наборе нет ни одной одинаковой фигуры . Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Слайд 11

Игры – головоломки.Танграм Одна из первых древних игр головоломок. Родина возникновения - Китай, возраст - более 4 000 лет. Головоломка представляет собой квадрат разрезанный на 7 частей: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Суть игры - собирать всевозможные фигурки из данных элементов по принципу мозаики. Всего насчитывают более 7 000 различных комбинаций. Самые распространенные из них - фигуры животных и человека. Игра способствует развитию образного мышления, воображения, комбинаторных способностей, а также умения визуально делить целое на части.

Слайд 12

Игры на плоскостное моделирование

Слайд 13

Сфинкс В состав относительно несложной головоломки "Сфинкс" входит семь простых геометрических фигур: четыре треугольника и три четырехугольника с разным соотношением сторон. Игра развивает восприятие формы, способность выделять фигуру из фона, выделение основных признаков объекта, глазомер, воображение (репродуктивное и творческое), зрительно-моторную координацию, зрительный анализ и синтез, умение работать по правилам.

Слайд 14

Листик Геометрическая фигура сложной конфигурации, напоминающая схематичное изображение человеческого сердца или листа дерева, разделенная на 9 элементов. Особенно хорошо из элементов этой головоломки получаются силуэты различных видов транспорта. Полученные изображения напоминают детские рисунки (собачки, птички, человечки). Конструируя простые образные фигуры, дети учатся восприятию формы, способности выделять, фигуру из фона, выделению основных признаков объекта. Головоломка развивает глазомер, аналитико-синтетические функции, воображение (репродуктивное и творческое), зрительно-моторную координацию, умение работать по правилам.

Слайд 15

Система Никитиных, игры и занятия Очень интересная система развивающих игр создана знаменитыми русскими педагогами-новаторами Борисом Павловичем (1916-1999) и Еленой Алексеевной (р.1930) Никитиными. Каждая игра представляет собой НАБОР ЗАДАЧ, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ. Задачи расположены примерно в порядке ВОЗРАСТАНИЯ СЛОЖНОСТИ, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному. Задачи имеют очень ШИРОКИЙ ДИАПАЗОН ТРУДНОСТЕЙ: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Некоторые из Никитинских игр очень похожи на блоки Фребеля.

Слайд 16

Развивающие игры Никитиных. Сложи узор Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий. Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье – самостоятельно придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков. Уникуб Широкий диапазон заданий "Уникуба" может увлекать детей от 2 до 15 лет. Первое впечатление – нет одинаково окрашенных кубиков, все 27 - разные, хотя использованы всего три цвета, а граней у кубика 6. Потом оказывается, что, кроме единственных, есть и 8 триад, по числу граней каждого цвета, но есть ли они и по взаимному расположению? Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности.

Слайд 17

Методика Воскобовича . Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. "Геоконт", "Игровой квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича"), "Складушки", "Цветовые часы" сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше - "Прозрачный квадрат", "Прозрачная цифра", "Домино", "Планета умножения", серия "Чудо-головоломки", "Математические корзинки". Появились и первые методические сказки. Технология Воскобовича - это как раз путь от практики к теории. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

Слайд 19

Решение логических задач Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное? Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале? Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом? Алик, Ваня и Вова жили в разных домах. Два дома были в 3 этажа, один в 2 этажа. Алик и Боря жили в разных домах, Боря и Вова тоже в разных домах. Кто где жил? Коля, Ваня и Сережа читали книги. Один о путешествиях, другой о войне, третий о спорте. Кто о чем читал, если Коля не читал о войне и о спорте, а Ваня не читал о спорте?... Решение логических задач

Слайд 20

Решение логических задач Решение логических задач Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное? Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале? Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом? Алик, Ваня и Вова жили в разных домах. Два дома были в 3 этажа, один в 2 этажа. Алик и Боря жили в разных домах, Боря и Вова тоже в разных домах. Кто где жил? Коля, Ваня и Сережа читали книги. Один о путешествиях, другой о войне, третий о спорте. Кто о чем читал, если Коля не читал о войне и о спорте, а Ваня не читал о спорте?...

Слайд 21

Шуточные задачи по математике Шуточные задачи по математике для дошкольников Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой) Курица, стоящая на одной ноге, весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на двух ногах? (2 кг) Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 6 яиц? (4 мин) На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4 яблока)

Слайд 22

Знакомство детей с числами и цифрами Знакомство детей с числами и цифрами Играя и выполняя упражнения, дети постепенно: — овладевают умением выделять образы цифр; — закрепляют навыки последовательного счета; — учатся соотносить количество предметов с определенной цифрой; — развивают зрительную память и ручную моторику, внимание и мышление; — овладевают различными речевыми умениями и навыками.

Слайд 23

Педагогические ситуации Воспитатель повесил на доске таблицу с различным расположением фигур на плоскости. Дети внимательно ее рассмотрели, рассказали, где какая фигура находится. Затем, когда таблицу убрали, они должны были выложить фигуры на своих листках. Все правильно выполнили задание. Но вызванный ребенок не смог рассказать, где какая фигура находится. Воспитатель упорно добивался от него правильного ответа, остальные дети в это время начали играть с фигурами, шуметь. Вопрос: Что неправильно сделал педагог? Предложите правильное поведение педагога.

Слайд 24

Головоломки с палочками на построение Из 7 палочек надо составить 3 треугольника; Составить ромб из 5 палочек; Составить прямоугольник из 8 палочек.

Слайд 25

Головоломки с палочками на преображение 1. Сложите 5 квадратов из 16 палочек. Затем уберите 4 палочки, чтобы получилось 3 квадрата; 2. Сложите домик из 11 палочек. Затем переложите 1 палочку, чтобы дом смотрел в другую сторону; 3. Сложите корову из 15 палочек. Затем переложите 3 палочки так, чтобы корова взмахнула хвостом и оглянулась.

Слайд 27

Играя с ребёнком, вы получаете ощущение радости, открываете в нём новые, удивительные черты характера, прививаете ему желание учиться, познавать новое.