3.3. Учёт индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения.


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 2 КЛАССА

Адаптированная рабочая программа по математике для Шестакова Александра,учащегося 2 в класса, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по математике  для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов  М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой ,программе соответствует учебник:  Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. и др. Математика 2 класс. В 2 частях. М.: «Просвещение», 2016г. часть 1 ,2 часть М., «Просвещение», 2016 год.

В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности учащегося с ЗПР  и специфика усвоения им учебного материала.

Обучение математике во 2 классе, связано в том  числе, с формированием словесной речи учащихся. Поэтому, обучая математике, необходимо развивать устную и письменную речь учащихся. От учащихся необходимо требовать (по возможности) правильного произношения математических терминов, правильной грамматической структуры предложений. Перечень основного речевого материала указан в тематическом планировании (словарь). Весь речевой материал учащиеся должны понимать и по возможности проговаривать.

Программа обучения школьников с ЗПР предусматривает коррекцию нарушений развития и социальной адаптации.

Рекомендации ТПМПК по созданию специальных образовательных условий.

  1. ТПМПК рекомендовано обучение по АООП НОО учащихся с ЗПР по 4-й класс (включительно).
  2. Учащийся обучается по АООП НОО учащихся с ЗПР МБОУ СОШ №22 с учетом работоспособности и особенностей психофизиологического развития учащегося.

Особые образовательные потребности учащегося:

- занятия с логопедом, направленные на коррекцию смешанной дисграфии,  на почве нарушения языкового анализа и синтеза;

- занятия с учителем-дефектологом по развитию познавательной деятельности, оказание помощи в освоении АООП;

- занятия с психологом по развитию мыслительных функций, формирования произвольного внимания и памяти учащегося.

АООП НОО с ЗПР предполагает, что учащийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения.

МЕСТО  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Данная программа реализуется в 2019-2020 учебном году в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №22 имени Г.Ф. Пономарева. В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 136 часов (34 учебные недели)  в год при 4 часах в неделю.

№ п/п

Содержание разделов

Общее количество часов

Контрольные работы

1

Числа от 1 до 100. Нумерация

16 ч

2

2

Сложение и вычитание

71 ч

4

3

Умножение и деление

17ч

1

4

Табличное умножение и деление

24 ч

2

5

Итоговое повторение

1

6

Итого

136

10

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные всодержании курса:

— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также дляоценки их количественных и пространственных отношений.

— Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта,измерения, прикидки результатаи его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы),записи и выполнения алгоритмов.

 — Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения математики во втором классе

Дети научатся:

Получат возможность научиться:

- названия и последовательность чисел от 1 до 100;

- названия компонентов и результатов сложения и вычитания;

- правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в два действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);

- названия и обозначение действий умножения и деления;

- таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка.

-читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;

- находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более легких случаях устно, в более сложных – письменно;

- находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);

- решать задачи в 1 – 2 действия на сложение и вычитание и задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления;

- чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка;

- находить длину ломаной, состоящей из 3 – 4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырехугольника).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (136 часов)

Раздел

Тема

Основное содержание

Основные виды учебной деятельности (УУД)

Формы организации учебных занятий

Формы контроля

1

Числа от 1 до 100. Нумерация

Новая счетная единица – десяток. Счет десятками. Образование иНазывать чисел, их десятичный состав. Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные. Порядок следования чисел при счете.Сравнение чисел.

Единицы длины: сантиметр, дециметр,  миллиметр, метр

Соотношения между ними. Длина ломаной. Периметр многоугольника. Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Определение времени по часам с точностью до минуты. Монеты (набор и размен).Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого.Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание. Практические работы: Единицы длины. Построение отрезков заданной длины. Монеты (набор и размен).

Десяток, сравнение чисел, сантиметр, дециметр, метр, миллиметр, ломаная, периметр, многоугольник, час, минута, рубль, копейка.

Образовывать, называть и записывать числа в пределах 20.

Сравнивать числа и записывать результат сравнения.

Образовывать, называть и записывать числа в пределах 100.

Сравнивать числа и записывать результат сравнения.

Упорядочивать заданные числа.

Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа.

Классифицировать (объединять в группы) числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними.

Сравнивать числа и записывать результат сравнения.

Контроль знаний. Выполнять сложение и вычитание вида 30 + 5, 35 - 5, 35 – 30.

Заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых.

Сравнивать стоимость предметов в пределах

100 р. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

урок

Административная контрольная работа №1 (входной контроль)

Контрольная работа№2

2

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание

  1. Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
  2. Числовое выражение и его значение.
  3. Порядок действий в выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и без них).
  4. Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений.
  5. Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания).
  6. Проверка сложения и вычитания.
  7. Выражения с одной переменной видаа+ 28, 43-6.
  8. Уравнение. Решение уравнения.
  9. Решение уравнений вида 12 + х =12, 25 – х = 20, х – 2= 8 способом подбора.
  10. Углы прямые и непрямые (острые, тупые). Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника.
  11. Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге.
  12. Решение задач в 1 – 2 действия на сложение и вычитание.
  13. Практические работы: Сумма и разность отрезков. Единицы времени, определение времени по часам с точностью до часа, с точностью до минуты. Прямой угол, получение модели прямого угла; построение прямого угла и прямоугольника на клетчатой бумаге.

Задача, числовое выражение, порядок действий, сочетательное свойство сложения, переместительное свойство сложения, уравнение, угол, прямоугольник, сумма, разность.

Составлять и решать задачи, обратные заданной.

Объяснять ход решения задачи. Обнаруживать и устранять логические ошибки и ошибки в вычислениях при решении задачи. Отмечать изменения в решении задачи при изменении её условия или вопроса. Определять по часам время с точностью до минуты. Вычислять длину ломаной. Читать и записывать числовые выражения в два действия.

Вычислять значения выражений со скобками и без них, сравнивать два выражения.

Применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях.

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Собирать материал по заданной теме. Составлять план работы. Моделировать и объяснять ход выполнения устных действий сложение и вычитание в пределах 100. Выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 (табличные, нумерационные случаи, сложение и вычитание круглых десятков, сложение двузначного и однозначного чисел и др.). Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Выстраивать и обосновывать стратегию успешной игрыВычислять значение буквенного выражения с одной переменной при заданных значениях буквы, использовать различные приёмы при вычислении значения числового выражения, в том числе правила о порядке выполнения действий в выражениях, свойства сложения, прикидку результата.

Решать уравнения вида 12 + х = 12, 25 - х = 20, х - 2 = 8, подбирая значение неизвестного.

Различать прямой, тупой и острый угол. Чертить углы разных видов на клетчатой бумаге. Чертить прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге.,Работать в группах: анализировать и оценивать ход работы и её результат.

урок

Проверочная работа

Контрольная работа №3

Арифметический диктант

Контрольная работа №4

Арифметический диктант

Контрольная работа №5

Контрольная работа №6

3

Числа от 1 до 100. Умножение и деление

  1. Конкретный смысл иНазывать действий умножения и деления. Знаки умножения • (точка) и деления: (две точки).
  2. Называть компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и записи выражений.
  3. Переместительное свойство умножения.
  4. Взаимосвязи между компонентами и результатом действия умножения; их использование при рассмотрении деления с числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3.
  5. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2 – 3 действия (со скобками и без них).
  6. Периметр прямоугольника (квадрата).
  7. Решение задач в одно действие на умножение и деление.

Умножение, деление, компоненты умножения, компоненты деления, задача.

Моделировать действие умножение с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей. Заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение — суммой одинаковых слагаемых (если возможно). Моделировать с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей. Познакомить с Называтьми компонентов и результата умножения. Умножать 1 и 0 на число. Использовать переместительное свойство умножения при вычислениях. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия умножения. Решать текстовые задачи на умножение. Находить различные способы решения одной и той же задачи. Контроль знаний. Вычислять периметр прямоугольника.

Моделировать действие деление с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей. Познакомить с названием компонентов и результата деления.

Решать текстовые задачи на деление. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Контроль знаний.

Работать в паре: оценивать правильность высказывания товарища, обосновывать свой ответ.

урок

Арифметический диктант

Контрольная

работа № 7

Проверочная работа

Контрольная работа №8

Контрольная работа №9

Проверочная работа

4

Итоговое повторение

  1. Числа от 1 до 100. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 100: устные и письменные приемы.
  2. Решение задач изученных видов.

Сложение, вычитание, письменные приемы, задача.

Образовывать, называть и записывать числа в пределах 100.

Сравнивать числа и записывать результат сравнения. Решать уравнения.

Применять письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком, выполнять вычисления и проверку. Применять письменные приёмы умножения и деления.

Решать задачи арифметическим способом. Записывать решения с помощью выражения.

Объяснять ход решения задачи. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Оценивать результаты, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

урок

Контрольная работа №10

ИТОГО

136 часов

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рабочая программа реализуется через использование учебно-методического комплекта:

Для обучающихся:

  1. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В  2 ч. Ч.1, 2 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.]– М.: Просвещение, 2016

Для учителя:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
  2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для   образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы основного общего образования.

Информационно-коммуникативные средства:

  1. Электронное приложение к учебникуМ.И.Моро, М.А.Бантовой,  Г.В.Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В Степановой «Математика. 2 класс»(CD).
  2. CD «Тренажер по математике. 2 класс»
  3. CD «Начальная математика». Программно-методический комплекс.
  4. http:// school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых ресурсов)
  5. http://www.openclass.ru/node/234008 ( Сетевое сообщество учителей «Открытый класс», коллекция ЭОР для 1-2 классов)
  6. http://nachalka.info/demo?did=10013028//d=1005521 (Уроки для начальной школы от «Кирила и Мефодия»
  7. http://nachalka.school-club.ru/about/133/  (Презентации для начальной школы от «Кирила и Мефодия»
  8. http://festival.1september.ru

Наглядные пособия:

Таблицы к основным разделам арифметического  материала, содержащегося в программе по математике.

Материально-технические средства:

1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров, картинок.

2.Компьютерная техника.

3.Интерактивная доска.

4.Видеопроектор.

5.Экспозиционный экран.

 



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ДЛЯ 2 КЛАССА

 УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для Шестакова Александра, учащегося 2 в класса, разработана на основе   Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автораА.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 класс» (учебно-методический комплект «Школа России») с грифом «Рекомендовано» МОРФ, Москва Просвещение 2014 г., программе соответствует учебник:  А.А.Плешаков. «Окружающий мир». 2 класс, часть 1 ,2 часть М., «Просвещение», 2014 год.

Рекомендации ТПМПК по созданию специальных образовательных условий:

1) ТМПК рекомендовано обучение по АООП НОО учащегося с ЗПР по 4-й класс (включительно).

2) Учащийся обучается по АООП НОО учащихся с ЗПР МБОУ СОШ №22 имени Г. Ф. Пономарева с учётом работоспособности и особенностей психофизического развития учащихся с ЗПР.

Адаптированная программа по окружающему миру предполагает:

• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ;

• достижение планируемых результатов освоения программы, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ОВЗ, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;

• становление и развитие личности обучающегося в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;

• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;

• обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий ;

• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы.

Особые образовательные потребности учащегося:

- занятия с логопедом, направленные на коррекцию НР;

- занятия с психологом по развитию, коммуникативных навыков, мыслительных процессов, формирования произвольного деятельности учащегося.

АОП НОО с ЗПР предполагает, что учащийся получает образование, полностью, соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения.

МЕСТО  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Данная программа реализуется в 2019-2020 учебном году в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №22 имени Г.Ф. Пономарева. В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 68 часов (34 учебные недели)  в год при 2 часах в неделю.

Раздел

Общее количество часов

Проектная

 деятельность

Практическая работа

Проверочная работа

Тесты

1

Где мы живем?

4 часа

1

1

2

Природа

20 часов

1

5

1

1

3

Жизнь города и села

10 часов

1

1

1

1

4

Здоровье и безопасность

9 часов

1

1

1

5

Общение

7 часов

1

1

1

1

6

Путешествия

17 часов

2

3

1

1

7

Повторение пройденного

1 час

68 часов

6

11

6

5

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения «Окружающий мир» во втором  классе

дети научатся:

получат возможность научиться:

  • связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
  • наблюдать за погодой и описывать её;
  • уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
  • пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
  • различать изученные группы растений и животных;
  • приводить примеры достопримечательностей родного края;
  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
  • назвать нашу планету, родную страну и ее столицу, регион, где живут учащиеся; родной город;
  • различать государственную символику России;
  • называть государственные праздники;
  • называть основные свойства воздуха. воды;
  • выделять общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  • называть правила сохранения и укрепления своего здоровья;
  • соблюдать основные правила поведения в окружающей среде;

  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
  • различные объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
  • различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
  • показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
  • описывать отдельные изученные события из истории Отечества;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • решать практические задачи с помощью наблюдений, сравнений, измерений;
  • ориентироваться на местности с помощью компаса;
  • уметь определять температуру воздуха. воды и тела человека с помощью термометра;
  • устанавливать связь между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  • осуществлять уход за растениями и животными;
  • выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  • оценивать воздействие человека на природу, участвовать в ее охране;
  • удовлетворять познавательные интересы, осуществлять поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (68 ЧАСОВ)

Раздел

Тема

Основное содержание

Основные виды учебной деятельности (УУД)

Форма организации учебных занятий

Формы контроля

11

Где мы живем?

Родная страна.

Город и село. Проект «Родной город (село)»

Природа и рукотворный мир

Проверочная работа по разделу «Где мы живём?»

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Познавательные: 1.Ориентироваться в учебнике.2.Осуществлять поиск необходимой информации, используя справочные материалы учебника. 3.Понимать информацию.4.Наблюдать и самостоятельно делать выводы.Регулятивные:1.Самостоятельно организовывать своё рабочее место. 2.Определять цель учебной деятельности с помощью учителя. 3.Осуществлять само и взаимопроверку работ. Коммуникативные: 1.Участвовать в диалоге; задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.2.Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в решении проблемы (задачи).

Урок

22

Природа

Неживая и живая природа.

Явления природы

Что такое погода?

В гости к осени (экскурсия)

В гости к осени (урок)

Звездное небо

Заглянем в кладовые Земли

Про воздух…

… И про воду

Какие бывают растения?

Какие бывают животные?

Невидимые нити

Дикорастущие и культурные растения

Дикие и домашние животные

Комнатные растения

Животные живого уголка

Про кошек и собак

Красная книга. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»

Проверочная работа по разделу «Природа»

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды

от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические  связи  между растениями  и  животными: растения – пища   и   укрытие   для   животных;   животные – распространители  плодов  и  семян растений  (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Познавательные:

1. Ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Подробно и кратко пересказывать прочитанное или прослушанное.

3. Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы.

4. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

5. Выполнять задания по аналогии.

6. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно  продолжать их по установленному правилу.

Регулятивные:

1. Самостоятельно организовывать своё рабочее место.

2. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

3. Определять план выполнения заданий на уроке.

4. Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя.

5. Корректировать выполнение задания. Коммуникативные:

1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

2.Читать вслух и про себя тексты учебника, понимать прочитанное.

3. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.

4. Выполнять различные роли в группе,

сотрудничать в решении проблемы (задачи).

5. Выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

Урок

Практическая работа №1 «Как измерить температуру»

Практическая работа №2 «Горные породы и минералы»

Практическая работа №3 «Вода, ее значение для растений, животных, человека»

Практическая работа №4 «Уход за комнатными растениями»

Практическая работа №5 «Уход за домашними животными»

Тест №1 Отрицательное влияние людей на растения и животных.

33

Жизнь города и села

Что такое экономика?

Из чего что сделано?

Как построить дом

Какой бывает транспорт?

Культура и образование

Все профессии важны. Проект «Профессии»

В гости к зиме. Экскурсия

Проверочная работа по разделу «Жизнь города и села»

Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии»

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и   т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Познавательные:

1. Ориентироваться в учебнике (система обозначений, структуру текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы.

3. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

4. Ориентироваться в рисунках, представленных в учебнике.  

5. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.        

Регулятивные:

1. Самостоятельно организовывать своё рабочее место.

2. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

3. Определять план выполнения заданий на уроке.

4. Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя.  

 5. Оценивать выполнение своего задания.

Коммуникативные:

 1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.

2. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в решении проблемы(задачи).

3Выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

Урок

Практическая работа №6 «Наш дом. Домашний адрес»

Тест №2 Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.  

44

Здоровье и безопасность

Строение тела человека

Если хочешь быть здоров

Берегись автомобиля!

Школа пешехода

Домашние опасности

Пожар!

На воде и в лесу

Опасные незнакомцы

Проверочная работа по разделу «Здоровье и безопасность»

Строение тела человека

Если хочешь быть здоровым

Предупреждение наиболее распространенных заболеваний детей.

Воспитание ответственного отношения к своему здоровью

Правила безопасного

поведения на улицах и дорогах

Домашние опасности

Противопожарная безопасность

Лесные опасности

Правила безопасного поведения на воде

Очень подозрительный тип…

Познавательные:

 1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий  

2.Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.                 Регулятивные:

1. Самостоятельно организовывать своё рабочее место.

 2. Определять план выполнения заданий.  

3. Оценивать выполнение своего задания.

Коммуникативные:

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.

2. Оформлять свои мысли в письменной и устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3. Соблюдать в повседневной жизни, нормы речевого этикета и правила устного общения.

Урок

Практическая работа №7 «Отработка правил перехода улиц»

Тест №3 Опасные незнакомцы.

65

Общение

Наша дружная семья

Проект «Родословная»

В школе

Правила вежливости

Ты и твои друзья

Мы – зрители и пассажиры

Проверочная работа по разделу «Общение»

Наша дружная семья

В школе

Правила вежливости

День рождения

Мы – зрители и пассажиры

Экскурсия в городскую библиотеку «Весенние мотивы»

Познавательные:

1. Ориентироваться в учебнике (система обозначений, структуру текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы.

3. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

4. Ориентироваться в рисунках, представленных в учебнике.  

Регулятивные:

1. Самостоятельно организовывать своё рабочее место.

2. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

3. Определять план выполнения заданий на уроке.

4. Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя.  

Коммуникативные:

 1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.

2. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в решении проблемы(задачи).

Урок

Практическая работа №8 «Отработка основных правил этикета»

Тест №4 Мы – зрители и пассажиры.

66

Путешествия

Посмотри вокруг

Ориентирование на местности

Формы земной поверхности

Водные богатства

В гости к весне (экскурсия)

В гости к весне (урок)

Россия на карте

Проект «Города России»

Путешествие к Москве. Московский Кремль

Город на Неве

Путешествие по планете

Путешествие по материкам

Страны мира. Проект «Страны мира»

Впереди лето

Проверочная работа по разделу «Путешествия»

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»

Посмотри вокруг

Для чего нужен компас?

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги

Водоёмы

Ознакомление с формами земной поверхности и водоёмами родного края

В гости к весне

Изображение нашей страны на карте

Как читать карту

Москва-столица России

Московский Кремль и другие достопримечательности столицы

Знакомство с другими городами нашей страны

Карта мира. Материки и океаны.

Страны мира

Путешествие в космос

 «Впереди лето»

Познавательные:

1. Ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Подробно и кратко пересказывать прочитанное или прослушанное.

3. Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы.

4. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

5. Выполнять задания по аналогии.

6. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно  продолжать их по установленному правилу.

Регулятивные:

1. Самостоятельно организовывать своё рабочее место.

2. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

3. Определять план выполнения заданий на уроке.

4. Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя.

5. Корректировать выполнение задания. Коммуникативные:

1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

2.Читать вслух и про себя тексты учебника, понимать прочитанное.

3. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.

4. Выполнять различные роли в группе,

сотрудничать в решении проблемы (задачи).

5. Выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

Урок

Практическая работа №9 «Как пользоваться компасом»

Практическая работа №10 « Как читать карту»

Тест №5 Путешествие в космос

77

Повторение пройденного

Игра «Проверим себя». Обобщение изученного материала

Урок

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рабочая программа реализуется через использование учебно-методического комплекта:

Для обучающихся:

Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1 и 2. – М.: Просвещение, 2014

Для учителя:

  1. Плешаков А.А. Рабочие программы. Окружающий мир. 1-4 класс. – М.: Просвещение, 2014.
  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
  3. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы дляобразовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы основного общего образования.
  4. CD-ROM. Электронное приложение  к учебнику Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. - М.: Просвещение, 2014.
  5. Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир». – М., Экзамен, 2014

Информационно-коммуникативные средства:

1. CD-ROM. Электронное приложение  к учебнику Плешаков А.А. Окружающий мир.

Мир вокруг нас. - М.: Просвещение, 2014.

  1. http:// school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых ресурсов)
  2. http://www.openclass.ru/node/234008 ( Сетевое сообщество учителей «Открытый класс», коллекция ЭОР для 1-2 классов)
  3. http://nachalka.info/demo?did=10013028//d=1005521 (Уроки для начальной школы от «Кирила и Мефодия»
  4. http://nachalka.school-club.ru/about/133/  (Презентации для начальной школы от «Кирила и Мефодия»
  5. http://festival.1september.ru

Наглядные пособия:

  1. Таблицы к основным разделам  материала, содержащегося в программе по окружающему миру.
  2. Наборы предметных (сюжетных) картинок.

Материально-технические средства:

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров, картинок.
  2. Компьютерная техника.
  3. Интерактивная доска.
  4. Видеопроектор.
  5. Экспозиционный экран.