Публичная лекция

Хечиева Галина Савровна

В своем произведении украинский поэт Лев Ионович Болеславский  писал:

 «Творящий бедности не знает.

Далекий от мирских щедрот,

Добычею богатств не занят, -

Он из души их достает» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnaya_lektsiya.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Публичная лекция по теме:

«Творящий бедности не знает.

Далекий от мирских щедрот,

Добычею богатств не занят, -

Он из души их достает»

В своем произведении украинский поэт Лев Ионович Болеславский  писал:

 «Творящий бедности не знает.

Далекий от мирских щедрот,

Добычею богатств не занят, -

Он из души их достает»

В его произведении есть два противопоставляющих другу по смыслу слова: бедность и богатство.

 В мире есть два понятия раскрывающие эти два  противопоставления:

  • Это материальные – бедность и богатство
  • Духовная бедность и богатство

Сочетание этих двух понятий в каждом человеке может быть разным

  • Для кого-то материальное превалирует над духовным богатством, тогда в этот  кисет, как условный сосуд, человек с такой  жизненной установкой, что будет складывать и хранить?

(деньги, украшения, золото, …..)

  • Для других людей материальное тождественно духовному, в этом кисете, на пополам с материальным богатством, что он будет хранить?

(фото детей, любимую книгу, диск с любимой песней)

  • Есть люди, для которых материальное и духовное не сопоставимы, у них будет  2 кисета, в каждом из которых,  в отдельности друг от друга, он будет собирать, то, что на какой-то момент ему кажется важным. Важно материальное будет наполнять этот кисет, важно духовное – второй.
  • А есть еще люди, для которых понятие материальных благ, входят в понятие духовное, люди  которые «далекие от мирских забот» «Творящие бедности не зная», богатство которых в их необъятной душе….

Вот о каких людях – творцах писал Лев Болесвавский.

Его слова как никогда актуальны для современной действительности  дошкольного образования. Когда наряду с реализациями вектора развития  ребенка – дошкольника, встает вопрос, нет, не вопрос, а проблема духовного наполнения ребенка.

Согласно определению в философском словаре понятие «духовность» рассматривается как внутренний, индивидуальный мир личности, проявленный определёнными нравственными качествами, потребностями, устремлениями, ценностями.

В современной системе дошкольного образования духовное воспитание является одним из самых востребованных понятий.  Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В образовательном стандарте выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

     В дошкольном детстве  характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности,  этот возраста является благоприятным для нравственного и духовного воспитания.

Уважаемые коллеги, перечислите виды деятельности через которые мы, педагоги можем сформировать духовно-нравственные качества детей?

(беседы, музыка, рисование, чтение, лепка, драматизация) Благодарю!

Перечисленные вами виды деятельности, во многом относятся к разным видам художественного творчества. Одна из задач современного педагога быть настоящим творцом. Как вы понимаете слово педагог-творец?

«Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ребенке  его неповторимо индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства» – отмечал В.А. Сухомлинский.

Творческий характер педагогической деятельности является важнейшей ее особенностью. Уровень творчества в деятельности педагога отражает то, в какой степени он использует свои возможности для достижения поставленных целей. В отличие от творчества в других сферах деятельности (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально нового, оригинального. Целью педагогической деятельности всегда остается развитие личности ребенка. Конечно, творчески работающий воспитатель создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего результата. Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений, навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций.

Творчество может проявляться во всех компонентах педагогической деятельности, охватывать все ее стороны: планирование, организацию, реализацию воспитательно-образовательного процесса, анализ результатов.

В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Но область проявления творчества педагога нельзя сужать, сводить к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Творчество может проявляться и при решении коммуникативных задач. В разных ситуациях педагог должен уметь управлять своим психическим и эмоциональным состоянием, действовать в публичной обстановке: уметь оценить ситуацию общения; используя разнообразные приемы, привлечь внимание ребенка или группы детей и т.п.

Творческую и духовно наполненную личность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств:

· гражданственность (социальная ответственность; готовность личности деятельно, энергично содействовать решению общественных проблем);

· любовь к детям (гуманизм, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, внимательность, душевность, вежливость и т.д.);

· оптимизм (вера в силы и возможности позитивного развития ребенка);

· справедливость (честность, совестливость, способность действовать беспристрастно);

· общительность (педагогический такт, коммуникабельность);

· требовательность к себе и к детям (ответственность, организованность, самокритичность, добросовестность, правдивость, дисциплинированность, гордость, чувство собственного достоинства, разумность, скромность, инициативность, активность);

· альтруизм – бecкopыcтиe (бескорыстная забота о благе других);

· волевые качества (целеустремленность, выдержка, самообладание, уравновешенность, настойчивость, энергичность, решительность, терпеливость, смелость);

· толерантность – терпимость, снисходительность к людям;

· педагогическая наблюдательность (проницательность, педагогическая зоркость);

· эмпатия (умение понимать внутреннее, психическое (эмоциональное) состояние ребенка и сопереживать с ним это состояние не только на словах, но и на деле; эмоциональная отзывчивость);

· интеллигентность (духовность);

· современность (наличие у учителя ощущения своей принадлежности к одной эпохе с учениками);

· доминантность (деловитость, склонность вести за собой, принятие ответственности за других, умение руководить);

· креативность (творчество).

Духовно богатому педагогу-творцу присущи все эти качества. Каждый педагог продолжает дело своих предшественников, каждый так или иначе преобразует педагогическую действительность, но творчески работающий воспитатель  видит значительно шире и дальше, он вносит кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером того, про кого говорят творящий, духовные богатства,  которого неисчерпаемы.

 

Держа в руках этот кисет,  наполненный духовной мудростью калмыцкого народа, хотелось бы напомнить вам 2 пословицы:

«Авдрин хазн чилдг, альхна хазн чилдго» («Богатства сундука заканчиваются, а богатство рук нет»)

«Үүдәгч күүнд меҗә уга» («Для творческого человека нет границ»).

Благодарю за внимание!