Методический блок

Наталья Викторовна Горюшкина

Дополнительная общеразвивающая программа "Креативный художник"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kreativny_khudozhnik.docx131.7 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность

Актуальность программы обусловлена тем, что с самого раннего детства дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в изобразительном творчестве через визуальные ощущения и теми материалами, которые оставляют видимый след. Становясь старше, дети приобретают в начале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают уже новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Именно в этот момент педагогу нужно сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Включить дополнительно в образовательный процесс самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расческу, зубную щетку, ватную палочку, нитки и многое другое. Такое нетрадиционное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).

Программа разработана с учетом требований Федерального закона от 29.12.2012 №273 "Об образовании в Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 19.04.2017 № 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года", Распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р "Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей", Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196  "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".

Дополнительная общеразвивающая  программа соответствует  большинству государственных приоритетов, определённых  Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р), так как её содержание направлено на  духовное, нравственное и трудовое воспитание учащихся. Таким образом,  можно говорить о соответствии содержания учебного процесса в рамках программы современным требованиям.

Направленность

Дополнительная общеразвивающая программа "Креативный художник" имеет художественную направленность.

Отличительные особенности

Отличительной особенностью дополнительной общеразвивающей программы "Креативный художник" является то, что она имеет инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей, способствующие их всестороннему развитию: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием различных материалов, батик, тампонированием и др.  Используются самодельные инструменты, природные  и бросовые материалы для нетрадиционного рисования.

Адресат программы

Содержание программы объединения  составлена с учетом возрастных особенностей, предназначена для детей  5-7 лет. Продолжительность реализации программы — 1 год

Занятия проводятся 2 раз в неделю.

Цели и задачи программы

Цель программы:

Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Обучить техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования с использованием различных изоматериалов.
  • Обучить приемам нетрадиционных  техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
  • Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.

Развивающие:

  • Содействовать формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
  • Содействовать развитию у детей навыков самоанализа, необходимых для оценки собственных работ.
  • Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

Воспитательные:

  • Создать условия для формирования нравственных качеств личности учащихся.
  • Создать условия для формирования самостоятельности в творчестве.
  • Создать условия для формирования внимания, аккуратности, целеустремлённости.

Объем и срок освоения программы

Общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы – 144.

Срок освоения программы определяется содержанием программы и составляет 1 год.

        

количество недель

количество месяцев

количество часов

1 год обучения

36

9

144

Формы обучения

Форма обучения учащихся – очная.

Исходя из  целей и задач раздела учебного плана, занятия обычно проводятся всем составом, но могут проводиться  по группам (2-6 человек), с применением выполнения самостоятельной работы учащимися. Условный уровень освоения программы – ознакомительный.

Режим занятий

Занятия в объединении проходят один раз в неделю по два часа с 10 минутным перерывом.

Планируемые результаты вытекают из целей и задач программы и представляют собой требования к знаниям и умениям учащихся и их конкретные  достижения – личностный результат. Личностный результат предусматривает достижения учащихся не только в рамках реализации программы, но и в результате применяемых полученных знаний и умений в других областях деятельности.

Учащийся будет знать

Учащийся будет уметь

Личностный результат

- традиционные материалы, которыми можно рисовать

- нетрадиционные способы и материалы: пальчики, ладошки, пробковые и картофельные печатки, ватные палочки, губка;

- цвета и оттенки (красный, желтый, синий, зелёный, белый, чёрный, коричневый, оранжевый, голубой, серый).

- виды изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, графика);

- теплые и холодные оттенки спектра;

- правильно работать карандашом, фломастером, кистью; изменять положение руки в зависимости от приёмов рисования;

- владеть нетрадиционными изобразительными техниками: рисование пальчиками, ладошкой, печатание различными печатками, тычкование полусухой жёсткой кистью, рисование ватными палочками, тампонирование губкой резерв из свечи в сочетании с акварелью, оттиск различными печатками и мятой бумагой, предметная монотипия, акварель по-сырому;

- использовать разнообразие цвета, смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка;

- участие в  конкурсах муниципального уровня детского и юношеского изобразительного искусства "Мир книги", "Я рисую мир"" и др.

- участие в интерактивных выставках

- участие в выставках объединения, организованных в   МБОУ ДО "Починковский ЦДО"

Учебный план

Разделы

Форма промежуточной аттестации

Теория

Практика

Всего

Выставка

1

Вводное занятие

1

2

3

2

Необычное рисование

15

15

30

3

  1. Оттиск

8

15

23

4

  1. Монотипия

6

15

21

5

  1. Рисуем руками

10

20

30

6

Рисуем предметами быта.

15

20

35

7

Итоговое занятие. Промежуточная аттестация.  

2

2

Итого:

55

89

144

Содержание учебного плана

Содержание учебного плана дополнительной общеразвивающей программы "Креативный художник" содержит 5 разделов: "Необычное рисование", "Оттиск", "Монотипия", "Рисуем руками", "Рисуем предметами быта".

Вводное занятие

Теория

Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом обучения.  Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом. Требования по охране труда и пожарной безопасности. Оборудование и материалы, необходимые для занятия. Знакомство с правилами поведения в образовательной организации. Техника безопасности при работе с инструментами (карандаш, цветные карандаши,  кисти, акварельные краски) правила их использования.

Раздел 1 "Необычное рисование"

Теория. Знакомство с новой техникой рисования. Беседа "Рисовать как Ван Гог.  Рассказ "Одуванчик". Алгоритм  выполнения рисунка. Знакомство с новой техникой рисования.  Беседа "Что такое пейзаж". Показ репродукции Исаака Левитана "Золотая осень". Виды полевых цветов. Просмотр мультфильма "Будни аэропорта". Алгоритм работы в технике рисования восковой свечой. Домашние животные. Рассказ "Животные у нас дома".   Знакомство с известными и редкими видами цветов.  Виды рыб. Беседа "Аквариум у вас дома". Беседа "Праздники у мамы".  Виды ягод (съедобные/несъедобные). Составление рассказа "Как я собирал ягоды". История кружева. Стихи о кружеве.  Рассказ о космосе. Просмотр видеофильма "Космос".  Рассказ Носова "Клякса". Что такое зооопарк. Животные зоопарка.   Домашние животные. Петух. Виды кошек. Мини-инсценировка "Кошка с котятами". Рассказ о первом полете в космос. Рассказ о первом космонавте.  

Практика. Выполнения рисунка по технике Ван Гога. Создание рисунка в технике мятая бумага. Зарисовка осеннего пейзажа по мокрой бумаге. Подготовка мыльной воды для создания пузырей. Рисование мыльными пузырями. Зарисовка самолета. Выполнение рисунка "Мой маленький друг". Рисование в технике влажным по влажному. Создание заготовки для выполнения рисунка. Выполнение рисунка в технике граттаж. Создание узелковой заготовки для выполнения рисунка. Рисование "Картина маме". Рисование в технике "восковые мелки+акварель". Перенос кружева на бумагу. Дополнение рисунка. Создание заготовки для изготовления рисунка. Процарапывание рисунка. Рисование "Веселый зоопарк". Создание рисунка жесткой полусухой кистью. Выполнение рисунка "Космос".

        

Раздел 2 "Оттиск"

Теория.  Знакомство с понятием "оттиск".  Беседа "Мак-еда или цветок?".  Беседа "Заготовки на зиму".  Знакомство с деревьями по виду листьев.  Сравнение картинок "Зимний лес" и  "Летний лес". Беседа "Изменения леса зимой".  Беседа "Какие могут быть штампики".

Практика. Создание рисунка в технике оттиск. Создание рисунка "Поле с маками". Выполнение рисунка в технике оттиск "Банка с компотом". Создание рисунка "Зимний лес". Выполнение печатания курочки с цыплятами при помощи ластика. Выполнения рисунка с помощью штампика.

Раздел 3 "Монотипия"

Теория. Подарки для мамы. Какого цвета бывают розы.  Знакомство с понятием "монотипия". Виды бабочек.  Что такое узор.  Как образуются узоры на стекле.  Знакомство с понятием "монотипия". Отличительные особенности осеннего леса.

Практика. Выполнение рисунка пеной для бритья. Складывание листа пополам (создание заготовки). Выполнение рисунка в нетрадиционной технике мотипия. Создание рисунка "Осенний лес".

Раздел 4 "Рисуем руками"

Теория. Прочтение отрывка А. Н. Толстого "Жар-птица".  Животные, которые живут в море.  Разновидности кактусов. Где обитают черепашки.

Практика. Выполнение рисунка пальчиками и ладошками. Создание рисунка ладошками. Закрепление навыков вырезания. Создание рисунка пальчиками.

Раздел 5 "Рисуем предметами быта"

Теория. Что такое ниткография.  Техника безопасности при работе с острыми предметами. Просмотр фильма "Ежик". Беседа по фильму.  Техника безопасности при работе с острыми предметами. Лечебные свойства одуванчика.  Как получается мед. Жизнь пчелы.  Понятие пейзажа. Рассматривание пейзажей известных художников.  Что такое пустыня. Чтение стихотворения "Верблюд".  Зимние птицы. Особенности снегирей. Что такое "Осень". Презентация "Как меняется день на ночь".

Практика. Рисование линиями. Рисование воздушно-пузырчатой пленкой. Рисование по мокрой бумаге. Выполнение "Заката" восковой свечой. Рисуем разным диаметром горлошек. Рисование мятой бумагой. Выполнение рисунка в нетрадиционной технике "Ниткография". Рисование одноразовыми вилками. Выполнение рисунка с помощью трубочки, ватной палочки и соли. Выполнение рисунка с помощью расчесывания краски вилкой. Создание рисунка "Снегирь".

Итоговое занятие

Практика. Промежуточная аттестация. Выставка работ учащихся.

Календарный учебный график

занятий группы по дополнительной общеразвивающей программе "Креативный художник" на 2021 – 2022 уч. год

Год  обучения

Сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

Всего уч. нед.

Всего часов

30.08-05.09

06.09-12.09

13.09-19.09

20.09-26.09

27.09-03.10

04.10-10.10

11.10-17.10

18.10-24.10

25.10-31.10

01.11-07.11

08.11-14.11

15.11-21.11

22.11-28.11

29.11-05.12

06.12-12.12

13.12-19.12

20.12-26.12

27.12-02.01

03.01-09.01

10.01-16.01

17.01-23.01

24.01-30.01

31.01-06.02

07.02-13.02

14.02-20.02

21.02-27.02

28.02-06.03

07.03-13.03

14.03-20.03

21.03-27.03

28.03-03.04

04.04-10.04

11.04-17.04

18.04-24.04

25.04-01.05

02.05-08.05

09.05-15.05

16.05-22.05

23.05-29.05

30.05-05.06

06.06-12.06

13.06-19.06

20.06-26.06

27.06-03.07

04.07-10.07

11.07-17.07

18.07-24.07

25.07-31.07

01.08-07.08

08.08-14.08

15.08-21.08

22.08-28.08

29.08-.09

общ.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

36

1гоб.

2

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

2

4

4

4

4

2

4

4

4

4

4

4

4

2

144

1гоб.

2

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

2

4

4

4

2

144

       -  неделя с порядковым номером

        

      - учебные занятия с количеством часов по неделям (педагог д. о. Горюшкина Н. В.)    

      - учебные занятия с количеством часов по неделям (педагог д. о. Субботина О. П.)    

             -  каникулярное время, праздничные дни

           - неделя, на которой проходит промежуточная аттестация учащихся

Рабочая программа на 2021 – 2022 уч.год

к дополнительной общеразвивающей программе "Креативный художник"

группы  1 года обучения.

(место проведения занятий: МБОУ ДО "Починковский ЦДО")

Педагог: Н.В. Горюшкина

п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во

часов

Форма занятия

Форма

контроля

1

03.09.2021

Вводное занятие. "Путешествие в золотистый лес"

2

Виртуальная экскурсия

Собеседование

2

08.09.2021

Пейзаж "Осень золотая" (выдувание из трубочек)

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

Раздел "Оттиск"

3

10.09.2021

Осенние разноцветные листья (печатание листьями)

2

Практическое занятие

Игра

4

15.09.2021

"Курочка с цыплятами" (печатание с помощью ластика, акварель)

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

Раздел "Необычное рисование"

5

17.09.2021

Рисование железной губкой "Пейзаж"

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

6

22.09.2021

Рисование линиями или рисуем как Ван Гог "Натюрморт"

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

7

24.09.2021

Рисование воздушно-пузырчатой пленкой.

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

8

29.09.2021

Рисование по мокрой бумаге "Осенний пейзаж"

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

Раздел "Рисуем руками"

9

01.10.2020

Рисование пальчиками +аппликация " Кактус"

2

Практическое занятие

Игра

10

06.10.2021

Рисование ладошкой "Фламинго"

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

11

08.10.2021

"Золотая рыбка"(техника тычка)

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

Раздел "Рисуем предметами быта"

12

13.10.2021

Рисуем пакетом "Розы в вазе"

2

Практическое занятие

Собеседование

13

15.10.2021

Рисование одноразовыми вилками "Ежик"

2

Практическое занятие

Наблюдение педагога

14

20.10.2021

Рисование марлей "Пейзаж"

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

Раздел "Рисуем руками"

15

22.10.2021

Морское животное (рисование ладошками)

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

16

27.10.2021

Нарисуем "Черепашку"

2

Практическое занятие

Наблюдение педагога

Раздел "Необычное рисование"

17

29.10.2021

"Закат" (восковая свеча, акварель)

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

18

03.11.2021

"Мыльные пузыри"(отпечатки с разными диаметром горлошек)

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

19

05.11.2021

"Веселый зоопарк" (кляксография)

2

Практическое занятие

Собеседование

20

10.11.2021

"Земляничная поляна" (восковые мелки+акварель)

2

Практическое занятие

Наблюдение педагога

Раздел "Монотипия"

21

12.11.2021

Монотипия "Осенний лес"

2

Практическое занятие

Собеседование

22

17.11.2021

Рисование пеной для бритья "Розы для мамы"

2

Практическое занятие

Собеседование

Раздел "Оттиск"

23

19.11.2021

Оттиск картофелем "Фрукты"

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

24

24.11.2021

Штампики (крышки)

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

Раздел "Необычное рисование"

25

26.11.2021

Рисование мятой бумагой "Кит"

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

26

01.12.2021

Рисование ватной палочкой "Кактус"

2

Практическое занятие

Наблюдение педагога

27

03.12.2021

Рисование мыльными пузырями "Цветочное поле"

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

28

08.12.2021

"Волшебное кружево" (фроттаж)

2

Практическое занятие

Наблюдение педагога

Раздел "Монотипия"

29

10.12.2021

Бабочки (монотипия)

2

Практическое занятие

Собеседование

30

15.12.2021

"Стрекоза из трубочек"(шаблон, пластилин, трубочки)

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

31

17.12.2021

"Осень"(монотипия)

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

Раздел "Оттиск"

32

22.12.2021

Оттиск яблоком "Банка с компотом"

2

Практическое занятие

Наблюдение педагога

Раздел "Необычное рисование"

33

24.12.2021

Узелковый батик "Картина маме"

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

34

29.12.2021

Рисование в технике эбру

"Черепашка"

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

35

12.01.2022

"Снеговик из ватных дисков" (воздушная-пузырчатая пленка)

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

Раздел "Монотипия"

36

14.01.2022

"Зимний пейзаж"(рисование с помощью соли)

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

37

19.01.2022

Рисование на пене для бритья "Волшебные узоры"

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

38

21.01.2022

Рисование свечой "Снежинки"

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

Раздел "Необычное рисование"

39

26.01.2022

"Паучок"(рисование акварельными красками, соль, восковая свеча)

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

40

28.01.2022

Мой маленький друг (техника тычка)

2

Практическое занятие

Собеседование

41

02.02.2022

Рисование на мятой бумаге "Одуванчики"

2

Практическое занятие

Наблюдение педагога

42

04.02.2022

Рисование пальчиками "Павлин"

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

Раздел "Оттиск"

43

09.02.2022

Оттиск мятой бумагой "Поле с маками"

2

Практическое занятие

Собеседование

44

11.02.2022

Оттиск овощами (корзинка овощей)

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

Раздел "Необычное рисование"

45

16.02.2022

Волны (рисование зубной щеткой)

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

46

18.02.2022

Техника "Влажным по влажному" - "Цветы"

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

47

25.02.2022

Техника процарапывания "Аквариум" (граттаж)

2

Практическое занятие

Наблюдение педагога

48

02.03.2022

Техника рисования восковой свечой  "Самолет"

2

Практическое занятие

Собеседование

Раздел "Рисуем руками"

49

04.03.2022

Рисование пальчиками и ладошками "Жар- птица"

2

Практическое занятие

Наблюдение педагога

Раздел "Рисуем предметами быта"

50

09.03.2022

"Букет" (набрызг зубной щеткой по шаблону)

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

51

11.03.2022

Отпечаток ватной палочкой "Соты с пчелами"

2

Практическое занятие

Собеседование

52

16.03.2022

"Слон"(техника тычка ватной палочкой)

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

53

18.03.2022

Рисование бутылкой "Сакура"

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

54

23.03.2022

Рисование с помощью пластиковой пленкой

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

Раздел "Оттиск"

55

25.03.2022

Зимний лес (отпечаток капустным листом)

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

56

01.04.2022

Отпечаток ватной палочкой "Бабочка коробочка"

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

Раздел "Необычное рисование"

57

06.04.2022

Рисование в черном белом цвете

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

58

08.04.2022

"Таинственный космос"  (граттаж)

2

Практическое занятие

Собеседование

59

13.04.2022

Рисование втулкой "Лев"

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

60

15.04.2022

Набрызг по шаблонам "Дерево"

2

Практическое занятие

        Наблюдение педагога

Раздел "Рисуем предметами быта"

61

20.04.2022

Рисование пейзажа (трубочка+ватная палочка+соль)

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

62

22.04.2022

"Сердечки рисуем втулкой (отпечаток)

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

63

27.04.2022

"Мороженка"(ватными палочки)

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

Раздел "Необычное рисование"

64

29.04.2022

Рисуем пятнами (надувной шарик)

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

65

04.05.2022

Тычок жесткой полусухой кистью "Котенок"

2

Практическое занятие

Наблюдение педагога

66

06.05.2022

Набрызг "Космос"

2

Практическое занятие

Собеседование

67

11.05.2022

Пластилинография "Петух"

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

Раздел "Рисуем предметами быта"

68

13.05.2022

Рисование фигур поролоном "Орнамент"

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

69

18.05.2022

Рисуем попугая поролоном

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

70

20.05.2022

Расчесывание краски вилкой "Верблюд в пустыне"

2

Практическое занятие

Наблюдение педагога

71

25.05.2022

Экскурсия "Яркое лето"(рисование на асфальте)

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

72

27.05.2022

Итоговое занятие.

Итоговая аттестация.

2

Выставка

Смотр знаний, умений и навыков

Рабочая программа на 2021 – 2022 уч.год

к дополнительной общеразвивающей программе "Креативный художник"

группы  1 года обучения.

(место проведения занятий: МБОУ ДО "Починковский ЦДО")

Педагог: О.П.Субботина

п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во

часов

Форма занятия

Форма

контроля

1

03.09.2021

Вводное занятие. "Путешествие в золотистый лес"

2

Виртуальная экскурсия

Собеседование

2

05.09.2021

Пейзаж "Осень золотая" (выдувание из трубочек)

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

Раздел "Оттиск"

3

10.09.2021

Осенние разноцветные листья (печатание листьями)

2

Практическое занятие

Игра

4

12.09.2021

"Курочка с цыплятами" (печатание с помощью ластика, акварель)

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

Раздел "Необычное рисование"

5

17.09.2021

Рисование железной губкой "Пейзаж"

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

6

19.09.2021

Рисование линиями или рисуем как Ван Гог "Натюрморт"

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

7

24.09.2021

Рисование воздушно-пузырчатой пленкой.

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

8

26.09.2021

Рисование по мокрой бумаге "Осенний пейзаж"

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

Раздел "Рисуем руками"

9

01.10.2020

Рисование пальчиками +аппликация " Кактус"

2

Практическое занятие

Игра

10

03.10.2021

Рисование ладошкой "Фламинго"

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

11

08.10.2021

"Золотая рыбка"(техника тычка)

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

Раздел "Рисуем предметами быта"

12

10.10.2021

Рисуем пакетом "Розы в вазе"

2

Практическое занятие

Собеседование

13

15.10.2021

Рисование одноразовыми вилками "Ежик"

2

Практическое занятие

Наблюдение педагога

14

17.10.2021

Рисование марлей "Пейзаж"

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

Раздел "Рисуем руками"

15

22.10.2021

Морское животное (рисование ладошками)

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

16

24.10.2021

Нарисуем "Черепашку"

2

Практическое занятие

Наблюдение педагога

Раздел "Необычное рисование"

17

29.10.2021

"Закат" (восковая свеча, акварель)

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

18

31.10.2021

"Мыльные пузыри"(отпечатки с разными диаметром горлошек)

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

19

05.11.2021

"Веселый зоопарк" (кляксография)

2

Практическое занятие

Собеседование

20

07.11.2021

"Земляничная поляна" (восковые мелки+акварель)

2

Практическое занятие

Наблюдение педагога

Раздел "Монотипия"

21

12.11.2021

Монотипия "Осенний лес"

2

Практическое занятие

Собеседование

22

14.11.2021

Рисование пеной для бритья "Розы для мамы"

2

Практическое занятие

Собеседование

Раздел "Оттиск"

23

19.11.2021

Оттиск картофелем "Фрукты"

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

24

21.11.2021

Штампики (крышки)

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

Раздел "Необычное рисование"

25

26.11.2021

Рисование мятой бумагой "Кит"

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

26

28.12.2021

Рисование ватной палочкой "Кактус"

2

Практическое занятие

Наблюдение педагога

27

03.12.2021

Рисование мыльными пузырями "Цветочное поле"

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

28

05.12.2021

"Волшебное кружево" (фроттаж)

2

Практическое занятие

Наблюдение педагога

Раздел "Монотипия"

29

10.12.2021

Бабочки (монотипия)

2

Практическое занятие

Собеседование

30

12.12.2021

"Стрекоза из трубочек"(шаблон, пластилин, трубочки)

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

31

17.12.2021

"Осень"(монотипия)

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

Раздел "Оттиск"

32

19.12.2021

Оттиск яблоком "Банка с компотом"

2

Практическое занятие

Наблюдение педагога

Раздел "Необычное рисование"

33

24.12.2021

Узелковый батик "Картина маме"

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

34

26.12.2021

Рисование в технике эбру

"Черепашка"

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

35

14.01.2022

"Снеговик из ватных дисков" (воздушная-пузырчатая пленка)

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

Раздел "Монотипия"

36

16.01.2022

"Зимний пейзаж"(рисование с помощью соли)

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

37

21.01.2022

Рисование на пене для бритья "Волшебные узоры"

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

38

23.01.2022

Рисование свечой "Снежинки"

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

Раздел "Необычное рисование"

39

28.01.2022

"Паучок"(рисование акварельными красками, соль, восковая свеча)

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

40

30.01.2022

Мой маленький друг (техника тычка)

2

Практическое занятие

Собеседование

41

04.02.2022

Рисование на мятой бумаге "Одуванчики"

2

Практическое занятие

Наблюдение педагога

42

06.02.2022

Рисование пальчиками "Павлин"

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

Раздел "Оттиск"

43

11.02.2022

Оттиск мятой бумагой "Поле с маками"

2

Практическое занятие

Собеседование

44

13.02.2022

Оттиск овощами (корзинка овощей)

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

Раздел "Необычное рисование"

45

18.02.2022

Волны (рисование зубной щеткой)

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

46

20.02.2022

Техника "Влажным по влажному" - "Цветы"

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

47

25.02.2022

Техника процарапывания "Аквариум" (граттаж)

2

Практическое занятие

Наблюдение педагога

48

27.02.2022

Техника рисования восковой свечой  "Самолет"

2

Практическое занятие

Собеседование

Раздел "Рисуем руками"

49

04.03.2022

Рисование пальчиками и ладошками "Жар- птица"

2

Практическое занятие

Наблюдение педагога

Раздел "Рисуем предметами быта"

50

06.03.2022

"Букет" (набрызг зубной щеткой по шаблону)

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

51

11.03.2022

Отпечаток ватной палочкой "Соты с пчелами"

2

Практическое занятие

Собеседование

52

13.03.2022

"Слон"(техника тычка ватной палочкой)

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

53

18.03.2022

Рисование бутылкой "Сакура"

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

54

20.03.2022

Рисование с помощью пластиковой пленкой

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

Раздел "Оттиск"

55

25.03.2022

Зимний лес (отпечаток капустным листом)

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

56

27.03.2022

Отпечаток ватной палочкой "Бабочка коробочка"

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

Раздел "Необычное рисование"

57

01.04.2022

Рисование в черном белом цвете

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

58

03.04.2022

"Таинственный космос"  (граттаж)

2

Практическое занятие

Собеседование

59

08.04.2022

Рисование втулкой "Лев"

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

60

10.04.2022

Набрызг по шаблонам "Дерево"

2

Практическое занятие

        Наблюдение педагога

Раздел "Рисуем предметами быта"

61

15.04.2022

Рисование пейзажа (трубочка+ватная палочка+соль)

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

62

17.04.2022

"Сердечки рисуем втулкой (отпечаток)

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

63

22.04.2022

"Мороженка"(ватными палочки)

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

Раздел "Необычное рисование"

64

24.04.2022

Рисуем пятнами (надувной шарик)

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

65

29.04.2022

Тычок жесткой полусухой кистью "Котенок"

2

Практическое занятие

Наблюдение педагога

66

06.05.2022

Набрызг "Космос"

2

Практическое занятие

Собеседование

67

08.05.2022

Пластилинография "Петух"

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

Раздел "Рисуем предметами быта"

68

13.05.2022

Рисование фигур поролоном "Орнамент"

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

69

15.05.2022

Рисуем попугая поролоном

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

70

20.05.2022

Расчесывание краски вилкой "Верблюд в пустыне"

2

Практическое занятие

Наблюдение педагога

71

22.05.2022

Экскурсия "Яркое лето"(рисование на асфальте)

2

Практическое занятие

Выполнение практического задания

72

27.05.2022

Итоговое занятие.

Итоговая аттестация.

2

Выставка

Смотр знаний, умений и навыков


Формы аттестации

Аттестация учащихся проводится на основании Положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования "Починковский Центр дополнительного образования".

Промежуточная аттестация проводится по итогам реализации дополнительной общеразвивающей программы  в конце учебного года в период 15 – 30 мая (в соответствии с календарным учебным графиком).

Форма проведения промежуточной аттестации: выставка

Оценочные материалы

Для определения достижения учащимися планируемых результатов в программе используется следующая диагностическая методика:

1.Определение уровня знаний  - Высокий уровень (ВУ), Средний уровень (СУ), Низкий уровень (НУ)

2.Определение уровня умений - Высокий уровень (ВУ), Средний уровень (СУ), Низкий уровень (НУ)

3. Определение уровня воспитанности - Высокий уровень (ВУ), Средний уровень (СУ), Низкий уровень (НУ)

Диагностика  достижения учащимися образовательных результатов по темам ведётся в течение года.

1.Определение уровня знаний и умений в конце учебного года:

Раздел 1 "Необычное рисование"

Знания

ВУ

СУ

НУ

1.Виды изобразительного искусства, художественный материал и инструменты (графитный карандаш, цветные карандаши, кисти, акварельные краски);

2. Основные и дополнительные цвета;

3.Техника безопасности при работе с инструментами (карандаш, цветные карандаши,  кисти, акварельные краски) правила их использования.

Виды изобразительного искусства, художественный материал, инструменты знает полностью

Основные и дополнительные цвета знает полностью.

Техника безопасности при работе с инструментами выполняется  полностью

Виды изобразительного искусства, художественный материал, инструменты знает, но делает ошибки не более 2-х раз

Нарушения основных и дополнительных цветов  не более 2-х раз.

Техника безопасности при работе с инструментами  соблюдается не полностью

Виды изобразительного искусства, художественный материал, инструменты знает, но делает ошибки частые более 2-х раз

Частые (более 2-х раз) нарушения основных и дополнительных цветов.

Техника безопасности при работе с инструментами  неоднократно нарушается

Умения

ВУ

СУ

НУ

1.Проверка практических навыков карандашом, цветными карандашами, фломастерами, акварельными красками, кистью;

2.Пользоваться палитрой,

смешивать цвета на палитре для получения нового оттенка.

Чёткое и грамотное выполнение практических навыков в полном объёме, самостоятельно.

Выполнение практических навыков с небольшими затруднениями.

Выполнение практических  навыков с обращением за помощью к  педагогу или товарищам.

Личностный результат

ВУ

СУ

НУ

Создание папки-портфолио с рисунками

В папке имеются 10-15 рисунков

В папке имеются 5-10 рисунков

В папке имеется меньше 5 рисунков

Раздел 2 "Оттиск"

Знания

ВУ

СУ

НУ

Что такое оттиск. Чем можно делать оттиск

Знает определение оттиска. Правильно называет предметы, с помощью которых можно делать оттиск.

Знает определение оттиска не точно. Называет не все предметы, с помощью которых можно делать оттиск.

Не знает определение оттиска. Неправильно называет предметы, с помощью которых можно делать оттиск.

Умения

ВУ

СУ

НУ

1.Проверка практических навыков изображать отдельные предметы,

последовательно изображать предметы;

2.Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам;

3.Рисовать по памяти, по представлению.

Чёткое и грамотное выполнение практических навыков в полном объёме, самостоятельно.

Выполнение практических навыков с небольшими затруднениями

Выполнение практических  навыков с обращением за помощью к  педагогу или товарищам.

Личностный результат

ВУ

СУ

НУ

1. Создание папки-портфолио с рисунками

В папке имеется 4-5 рисунков

В папке имеется 3-2 рисунка

В папке имеется меньше 2 рисунков

Раздел 3 "Монотипия"

Знания

ВУ

СУ

НУ

1.Понятие монотипия, симметрия;

2.Основные правила монотипии;

Понятие монотипия, симметрия  формулирует без ошибок

Основные правила монотипии называет полностью

Долго думает над формулировкой понятий, но справляется самостоятельно

Нарушение основных правил монотипии, не более 2-х раз

Допускает ошибку в одном из понятий

Частые (более 2-х раз) нарушения основных правил монотипии

Умения

ВУ

СУ

НУ

1.Проверка практических навыков составлять простейшие сюжетные композиции;

2.Различать основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет).

Чёткое и грамотное выполнение практических навыков в полном объёме, самостоятельно.

Чётко и грамотно, быстро различает основные жанра изобразительного искусства.

 Выполнение практических навыков с небольшими затруднениями

Долго думает, но различает самостоятельно

Выполнение практических  навыков с обращением за помощью к  педагогу или товарищам.

Различает основные жанры, обращаясь за помощью педагога или товарищей.

Личностный результат

ВУ

СУ

НУ

1. Создание папки-портфолио с рисунками

В папке имеется 4 рисунка

В папке имеется 2-3 рисунка

В папке имеется меньше 2 рисунков

Раздел 4 "Рисуем руками"

Знания

ВУ

СУ

НУ

Как закрашивать изображение руками, дополняя предмет дополнительными деталями.

Знает, как закрашивать изображение руками, дополняя предмет дополнительными деталями самостоятельно.

Частично знает, как закрашивать изображение руками, дополняя предмет дополнительными деталями.

Не знает, как закрашивать изображение руками, дополняя предмет дополнительными деталями.

Умения

ВУ

СУ

НУ

Аккуратно набирать краску для рисования руками.

Рисование в данной технике.

Чёткое и грамотное выполнение практических навыков в полном объёме, самостоятельно.

Выполнение практических навыков с небольшими затруднениями

Выполнение практических  навыков с обращением за помощью к  педагогу или товарищам.

Личностный результат

ВУ

СУ

НУ

Создание папки-портфолио с рисунками

В папке имеется 3 рисунка

В папке имеется 2 рисунка

В папке имеется меньше 2 рисунков

Раздел 5 "Рисуем предметами быта"

Знания

ВУ

СУ

НУ

Название и назначения нетрадиционных  материалов (кружево, мятая бумага, пена для бритья и др.), ручных инструментов и приспособлений (ножницы, кисточки, трубочки и др.)

Названия и назначения материалов знает полностью

Названия и назначения материалов знает, но делает ошибки не более 2-х раз

Названия и назначения материалов знает, но делает ошибки  более 2-х раз

Умения

ВУ

СУ

НУ

Проверка практических навыков составлять по рисованию предметами, предложенными педагогом.

Чёткое и грамотное выполнение практических навыков в полном объёме, самостоятельно.

Выполнение практических навыков с небольшими затруднениями

Выполнение практических  навыков с обращением за помощью к  педагогу или товарищам.

Личностный результат

ВУ

СУ

НУ

Создание папки-портфолио с рисунками

В папке имеется 5-7 рисунков

В папке имеется 2-4 рисунка

В папке имеется меньше 2 рисунков

Методические материалы

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии необходимо использовать дополнительные стимулы в виде:

  • дидактических, игр-экспериментов, творческих игр, которые мотивируют детей;
  • просьбы о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь, им важно почувствовать себя значимыми;
  • музыкального сопровождения;
  • живая, эмоциональная речь педагога.

В программе используются такие нетрадиционные техники, как:

  • Тычок жесткой полусухой кистью.
  • Рисование пальчиками.
  • Рисование ладошкой.
  • Оттиск смятой бумагой.
  • Восковые мелки и акварель.
  • Свеча и акварель.
  • Монотипия предметная.
  • Цветной граттаж.
  • Кляксография.
  • Кляксография с трубочкой.
  • Набрызг.
  • Отпечатки листьев.
  • Монотипия пейзажная.

Для реализации программы применяются следующие виды занятий:

Вводное занятие – педагог знакомит учащихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год.

Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (учащиеся получают преимущественно теоретические знания).

Экскурсии – для сбора природного материала.

Практические занятия – проводится после усвоения детьми полученных знаний в практической работе.

Выставка -  представление творческих работ учащихся по темам.

Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год.

Педагог может использовать дистанционные образовательные технологии – при условии перехода на дистанционное обучение. Занятия ведутся в соответствии с положением о реализации дополнительных общеразвивающих программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования "Починковский Центр дополнительного образования".

Применение дистанционных образовательных технологий опирается на  тесное сотрудничество в родителями, которые регистрируются в созданных педагогом группах ВКонтакте и помогают ребёнку познакомиться с информацией и выполнить задание.

Исходя из специфики программы, возможно применение следующих новых форм занятий:

-  Дистанционные занятия с созданием группы  в социальной сети "ВКонтакте"

- Консультации родителей (по скайпу, в форуме созданной контактной группы, по мобильному телефону).

- Чат-занятия (учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату)

Для работы по дополнительной общеразвивающей программе "Креативный художник" используется следующий дидактический материал:

  • "Картотека дидактических игр по нетрадиционному рисованию"
  • картинки: "Осень"; "Зима"; "Весна"; "Лето";
  • листовки: "Раскрась картинку", "Дорисуй вторую половинку", "Дорисуй картинку", "Рисунок по точкам",  "Раскрась по цифрам", "Рисунок по пунктирным линиям".
  • Конспекты занятий

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Занятия  проводятся в МБОУ ДО "Починковский ЦДО" - в кабинетах "Прикладное творчество", "Художественное творчество".  Кабинеты оснащен необходимой мебелью для проведения занятий.

Для полной реализации дополнительной общеразвивающей программы "Креативный художник" имеется следующее техническое обеспечение:

- фартук и нарукавники

-альбомы

- акварель

- гуашь  

- кисть  

- палитра         

- непроливайка  

- клей

- цветная бумага

- ножницы  

- пластилин  

- простые карандаши  

- цветные карандаши

- фломастеры

- ластик

- мелки восковые

- доска для лепки

- свеча

-губка

-ватные палочки

Информационное обеспечение

- Интернет-источники:

Материалы сайтов:

1.Сайт   "Учебно-методический кабинет". Статья "Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей".

http://ped-kopilka.ru/blogs/toporkova-natalja-yurevna/konkurs-konsultacija-dlja-roditelei-netradicionye-tehniki-risovanija-v-sovmestnoi-dejatelnosti-detei-i-roditelei.html

2. Сайт   "Учебно-методический кабинет". "Нетрадиционные техники рисования в начальной школе"

https://www.metod-kopilka.ru/netradicionnie-tehniki-risovaniya-v-nachalnoy-shkole-63129.html 

3. "Инфоурок.ру"- материалы для учителей. Конспект занятия "Нетрадиционные техники рисования".

https://infourok.ru/otkrytyy_urok_po_risovaniyu_netradicionnye_tehniki_risovaniya-147836.htm 

Кадровое обеспечение

В 2021-2022 учебном году реализацию  дополнительной общеразвивающей программы "Креативный художник" осуществляют педагог дополнительного образования Субботина Ольга Павловна, стаж работы 2 года;  и педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Горюшкина Наталья Викторовна, стаж работы 15 лет.

Список литературы

Для педагога

  1. Давыдова, Г. Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники. – М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2016. –112 с.
  2. Левина, С. А. Физкультминутки. Вып. 1 / авт.-сост. С. А. Левина, С. И. Тукачева.– Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2016. – 67 с.
  3. Лыкова И. А. Цветные ладошки. Рисуем без кисточки – "Цветной мир", 2012. – 8с.
  4. Черепкова, Н. А. Рисование разными способами с детьми старшего дошкольного возраста (6–7 лет). – СПб.: "Издательство "ДЕТСТВО_ПРЕСС", 2017. –48 с.
  5. Шаляпина, И. А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2017.– 64 с.
  6. https://www.maam.ru/detskijsad/netradicionoe-risovanie-s-detmi.html - Рисование с детьми «21 способ рисования нетрадиционными техниками»

Для родителей и учащихся

  1. Лыкова И. А. Цветные ладошки. Рисуем без кисточки – "Цветной мир", 2012. – 8с.
  2. Черепкова, Н. А. Рисование разными способами с детьми старшего дошкольного возраста (6–7 лет). – СПб.: "Издательство "ДЕТСТВО_ПРЕСС", 2017. –48 с.
  3. Шаляпина, И. А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2017.– 64 с.
  4. https://www.maam.ru/detskijsad/netradicionoe-risovanie-s-detmi.html - Рисование с детьми «21 способ рисования нетрадиционными техниками»