Страничка для воспитателей

Винтер Прасковья Леонидовна

На страничке представлены консультации и методические рекомендации для  работы воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Шевелевский детский сад»

Консультация для воспитателей

Тема: «Обучение дошкольников правилам безопасного поведения на улицах города»

Мальчик переходит дорогу на зеленый свет

                                                                                          Составил: ст.воспитатель

                                                                                          Винтер П.Л.

д.Шевели, 2019

Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды – обязанность родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному  поведению на улице нужно проводить уже в младшем возрасте. При этом педагог должен четко знать все особенности воспитания дорожной грамотности у дошкольников.

Цели и задачи подготовки дошкольников к безопасному

поведению на дорогах.

Цели и задачи формирования у дошкольников знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах определяются обществом, исходя из региональных особенностей дорожного движения, динамики развития транспортных средств, дорог и т.д.

Среди факторов, влияющих на формулировку целей и задач, безусловно, являются дорожно-транспортные происшествия с участием детей. К другим факторам можно отнести:

  1. Стремление ребенка к самостоятельности (я сам) и неумение

адекватно оценивать свои силы и возможности. Улица полна неожиданностей и для того, чтобы успешно ориентироваться в условиях дороги высокий уровень самоконцентрации воли и внимательности, способность  координировать свое внимание на основном и не отвлекаться на второстепенных деталях дорожного движения.

2. Следующим фактором является недостаточный опыт. Общения детей с дорогой, слабая обученность дорожной азбуке, неумение использовать правила безопасности на дорогах.

3. Низкий уровень общего и психо- физиологического развития и др.

Кроме субъективных факторов, влияющих на формирование целей и задач, можно выделить и объективные. К ним относятся: значительное увеличение интенсивности движения на дорогах и плохое состояние дорожного покрытия, появление на улицах автомобилей иностранных марок более скоростных и бесшумных.

При формулировке целей и задач обучения детей ПДД следует учесть и культуру поведения детей в общественном транспорте.

Культура поведения – это неотъемлемая составная часть общей культуры личности. В процессе передвижения человека по населенному пункту, в общественном транспорте, появляется его отношение к окружающим, в том числе к старшим, умение соблюдать правила пользования общественным транспортом и т.п. Следовательно, основными целями изучения правил дорожного движения и поведения на улице являются:

- Снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей младшего школьного возраста посредствам повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;

- Развития психо-физиологических качеств ребенка;

- Формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

Среди задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, подготовка ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению) в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах- одна из важнейших. Эта задача в процессе обучения правилам дорожного движения в воспитании дошкольников дифференцируется на ряд частных задач:

- Формирование координации движения;

- Совершенствование навыков ориентации в пространстве;

- Формирование реакции и быстроты мыслительных действий и деятельности в условиях

дорожного движения;

- Повышение уровня психо- физиологических качеств, обеспечивающих безопасность

ребенка на улице;

- Формирование мотивационно-повиденческой культуры ребенка, как основы

безопасности в условиях общения с дорогой и улицей.

Реализация вышеперечисленных целей и задач обучения ПДД в детских дошкольных учреждениях возможна только в том, случае, если учебно- воспитательный процесс будет всеми

необходимыми для этого учебно- методическими, дидактическими и материально- техническими условиями.

Окружающая среда ребенка – это не только семья, детский сад, но и детская площадка, двор и конечно, улица. Она приковывает к себе особое внимание ребенка. В самом деле, на улице множество быстродвижущихся, ярких, разнообразных машин; автомобилей, автобусов, мотоциклов и т.д. Много зданий, много людей. В каждом возрасте, начиная с дошкольного, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это и влечет ребенка на улицу, где он одновременно и зритель, и участник, и где может себя как-то проявить. А здесь как раз и подстерегает его беда, которая на официальном языке называется «дорожно-транспортное происшествие». Ребенку все интересно на улице, и он стремиться туда, не понимая еще, что на проезжей части может появиться машина или перебежит дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта – это большая опасность.

Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.

Несчастных случаев на дорогах будет меньше, если взрослые не оставят ребенка без присмотра на улице или во дворе дома. Вовремя полученные знания о поведении ребенка на улице сохранят здоровье и жизнь.

Важно как можно раньше научить ребенка правилам поведения на улицах и дорогах. Знакомить детей с азбукой дорожного движения необходимо до школы, когда ребенок начинает осознавать окружающий мир, он способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Именно в этом возрасте ребенок должен получить первые сведения о правилах движения и поведения на улице. Он должен понять опасность уличного движения, но в тоже время не испытывать боязни к улице, так как чувство страха парализует способность не растеряться в момент возникшей опасности.

Велика воспитательная роль детских садов. Здесь дошкольники обучаются читать сигналы светофора и регулировщика, знакомятся со значением дорожных знаков и запоминают законы улиц и дорог. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.

Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно – образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроения ребят.

Инновационный подход к организации дидактических занятий с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач:

развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;

обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;

формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.

В общую программу воспитания дошкольников должны быть включены вопросы, раскрывающие содержание терминов "опасность" и "безопасность".

Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

Воспитательный процесс рекомендуется осуществлять:

через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.;

в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике.

Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, т. е. понимание ребенком того, что является правильным или неправильным. Также большое значение имеет формирование у дошкольника привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и т. д.).

Воспитывая дошкольников, педагог применяет такие методы, как внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.

Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

Таким образом, программа воспитания и проведения дидактических занятий имеет целью не столько обучение дошкольников непосредственно правилам дорожного движения (их, кстати, хорошо должен знать сам педагог), сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

При этом необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении.

Рекомендуется использовать на занятиях с дошкольниками новые педагогические технологии:

моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;

самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей;

интерактивный опрос;

коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде.

Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода воспитатель может помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.

При переходе из одной возрастной группы в другую ребенок должен иметь определенные знания по основам безопасного поведения на улице. Начинать обучение необходимо уже с младшего дошкольного возраста, постепенно наращивая знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения.

Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил дорожного движения с родителями должна проводиться определенная работа: ежедневные беседы, рекомендации, советы, родительские собрания, анкетирование, привлечение родителей для изготовления атрибутов и т.д.

Частыми гостями детского сада должны стать сотрудники Госавтоинспекции, которые не только рассказывают детям о правилах дорожного движения, становятся участниками игр на специально расчерченной площадке на территории детского сада, но и проводят консультации для родителей и дают свои рекомендации им.

Таким образом, единство требований семьи и детского сада обеспечит практическое применение, и соблюдение детьми правил дорожного движения. 

Ориентиры по профилактике

детского дорожно – транспортного травматизма

1 младшая группа

На 3-м году жизни дети могут ориентироваться лишь в привычной для них обстановке. В пределах групповой комнаты они усваивают понятия «близко - далеко», «низко - высоко», «большой - маленький».

Поэтому в работе с детьми 1 младшей группы важное значение имеет дальнейшее формирование пространственной ориентировки. Начинать целесообразно на ограниченной плоскости (лист бумаги, стол).

В течение года дети должны научиться различать легковые и грузовые машины, уметь называть части автомобиля: кабину, колеса, окна, двери. С этой целью воспитатель проводит с детьми наблюдения за различными видами транспорта (в зависимости от окружающих условий).

Для расширения и закрепления знаний детей о транспорте в группе должны быть книги, иллюстрации с изображением разнообразных машин. Воспитатель учит детей правильно отвечать на вопросы: «Какие машины едут», «Кто управляет автомобилем».

Для развития ориентировки в пространстве, умений действовать по сигналу используются игры «Бегите ко мне», «Поезд», «К куклам в гости».

В играх у детей закрепляются представления о направлении «вперед - назад».

2 младшая группа

С детьми 3-4 лет воспитатель продолжает работу по расширению представлений об окружающем, формированию ориентировки в пространстве, учит понимать и употреблять понятия «здесь», «там», «вверху», «внизу», «близко», «далеко». Он организует и постоянно направляет познавательную деятельность детей на предметы, явления и события, которые не только способствуют развитию представлений об окружающем, но и дают первоначальные элементарные знания правил дорожного движения.

Детей знакомят с дорогой, улицей, тротуаром, некоторыми видами транспорта. Они узнают, что люди ездят в легковых автомобилях, автобусах (троллейбусах, трамваях). Грузы возят на грузовых машинах. Автомобилем управляет шофер. Он осторожно ведет машину.

Большое внимание уделяется развитию ориентировки детей в пространстве на музыкальные и физкультурных занятиях: при выполнении упражнений, построений и перестроений, при проведении подвижных игр, когда дети учатся быстро находить свое место, действовать точно по сигналу воспитателя, подчиняться игровым правилам.

На занятиях по развитию элементарных математических представлений детей учат различать направления «вперед», «назад», «сзади», «налево (слева)», «направо (справа)».

Представления о транспорте, улице, полученные детьми на прогулках, занятиях, постепенно закрепляются и расширяются при каждом удобном случае воспитателем, родителями.

Воспитатель подбирает книги, иллюстрированные яркими рисунками различных видов транспорта, объясняет их назначение, рассказывает о разных частях автомобиля, старается активизировать восприятие детей вопросами. Учитывая односложности ответов детей данного возраста воспитатель дополняет и повторяет ответ ребенка.

Большое место в ознакомлении детей 4-го года жизни с некоторыми правилами дорожного движения отводится прогулкам. Дети наблюдают за движением транспорта и пешеходов, узнают, что пешеходы идут по тротуару, машины едут по дороге, учатся узнавать известные им по рисункам автомобили и их детали, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в окружающем.

В течение года прогулки периодически повторяются, с тем, чтобы закрепить имеющиеся у детей представления о правилах дорожного движения.

Средняя группа

С детьми 4-5 лет воспитатель продолжает работу по развитию ориентировки в окружающем. Более широкой становится программа целевых прогулок.

Воспитатель должен познакомить детей с трудом водителей некоторых видов транспорта; в легковых автомобилях и некоторых видов транспорта; в легковых автомобилях автобусах ездят люди, на грузовых машинах привозят в детский сад продукты и другие грузы; в кабине за рулем сидит шофер, он ведет машину быстро и осторожно, чтобы не произошло аварии.

С целью обогащения опыта детей, закрепления их представлений транспорте на целевых прогулках проводятся наблюдения. Дети уточняют особенности передвижения, определяют сходство и отличие троллейбуса, трамвая, автобуса, машины.

Детей знакомят с конкретными правилами дорожного движения, рассказывают им о назначении желтого сигнала светофора, объясняют правила поведения пешеходов: ходить по улице спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара; переходить дорогу только по переходу, при зеленом свете светофора. Воспитатель знакомит детей со словами «проезжая часть», «односторонне и двустороннее движение», «пешеход», «наземный (подземный) переход».

Старшая группа

В предшествующих группах дети знакомились с некоторыми правилами дорожного движения. В старшей группе представления детей уточняются и дополняются.

На экскурсиях, целевых прогулках закрепляется представление детей о проезжей части, осевой линии. Их знакомят с перекрестком, дорожными знаками («Пешеходный переход», «Перекресток», «Пункт питания», «Телефон», «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи»). Дают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров:

- пешеходам разрешается ходить только по тротуару;

- идти следует по правой стороне тротуара;

- пешеходы переходят дорогу шагом в местах, где имеются пешеходная дорожка и указатели перехода;

- при двустороннем движении смотрят вначале налево, а дойдя до середины - направо;

- пассажиры ожидают транспорт на специальной остановке;

- пассажиры с детьми могут входить в транспорт с передней площадки;

- в транспорте каждый должен вести себя спокойно, чтобы не мешать остальным пассажирам.

Подготовительная группа

Работу с детьми 6-7 лет по ознакомлению с правилами дорожного движения надо организовать так, чтобы знания, полученные на занятиях, экскурсиях и прогулках, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. Первокласснику приходится порой самостоятельно переходить улицу. К этому его надо подготавливать.

Прежде всего в подготовительной к школе группе необходимо закреплять, расширять и углублять представления о правилах дорожного движения, полученные в других группах.

С этой целью с детьми 6-7 лет проводятся наблюдения за движением транспорта, работой водителя, сигнализацией светофора. Расширять знания детей о работе сотрудников ГБДИ, контролирующих движение на улице.

Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием.

Закрепляется правильное употребление пространственной терминологии ( слева - справа, вверху - внизу, спереди - сзади, напротив, вдоль, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине и т. д. ). Дети должны хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.

Детей подготовительной к школе группы знакомят с новыми для них правилами пешеходов и пассажиров:

- переходить улицу на перекрестках (где нет указателей),

- в местах, где есть пешеходные тоннели или мосты, пешеходы должны пользоваться только ими,

- прежде чем переходить дорогу, пешеход должен убедиться в полной безопасности. Запрещается пересекать путь приближающемуся транспорту:

- там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть для перехода дороги можно только при зеленом сигнале светофора, светового указателя или при разрешающем жесте регулировщика,

- пешеходы должны быть внимательны к окружающим, взаимновежливыми,

- ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси разрешается лишь на посадочных площадках, а там, где их нет, - на тротуаре (обочине дороги)



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Шевелевский детский сад»

Консультация для воспитателей

Тема: «Содержание уголков безопасности

дорожного движения в группах»

Уголок ПДД в средней группе

                                                                                   Составил: ст.воспитатель

                                                                                   Винтер П.Л.

д.Шевели, 2019

Разработка различных методических материалов для дошкольных образовательных учреждений, в т. ч. по пропаганде безопасности дорожного движения, является одной из форм работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Правовой основой, регламентирующей эту деятельность, являются:

- Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";

- Приказ Минобразования России от 22.08.1996 № 448 "Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений" (вместе с Временными (примерными) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении в части формирования у детей, начиная с младшего дошкольного возраста, навыков безопасного поведения на улице);

Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды – обязанность родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному поведению на улице нужно проводить уже в младшем возрасте.

Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма во многом обусловлен недостатками в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице.

Инновационный подход к организации дидактических занятий с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач:

- развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;

- обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;

- формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.

При переходе из одной возрастной группы в другую ребенок должен иметь определенные знания по основам безопасного поведения на улице. Начинать обучение необходимо уже с младшего дошкольного возраста, постепенно наращивая знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения.

Что должен знать воспитатель о ПДД Каждый воспитатель должен хорошо знать правила дорожного движения, для того, чтобы вести воспитательную работу с детьми и родителями, обеспечивать безопасность воспитанников.

Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны;

Там, где нет тротуаров, нужно ходить по краю проезжей части, по левому краю дороги, навстречу движению, чтобы видеть движущийся транспорт и вовремя отойти в сторону;

Пешеходы обязаны переходить улицу только шагом по пешеходным переходам, с обозначенными линиями или указателем «пешеходный переход», а не на перекрёстках с необозначенными переходами – по линии тротуара;

Прежде чем сойти на проезжую часть при двустороннем движении, необходимо убедиться в полной безопасности;

Запрещается пересекать путь движущимся транспортным средствам, выходить из-за транспорта на проезжую часть;

В местах перехода, где движение регулируется, пешеходы должны переходить улицу только при зелёном сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика (когда он повернулся к нам боком);

В местах, где переходы не обозначены и где движение не регулируется, пешеходы должны во всех случаях пропускать приближающийся транспорт. Запрещается переходить улицу около кругового или крутого поворота;

Группы детей разрешается водить только по тротуару, не более чем в два ряда (дети идут, взявшись за руки). Впереди и позади колонны должны находиться сопровождающие с красными флажками;

Перевозить детей разрешается только в автобусах, двери и окна которых должны быть закрыты. На лобовом стекле иметь опознавательный знак «Дети».

В первой младшей группе дети знакомятся с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоят машины. Обучаться различать красный и зелёный цвета.

Следовательно, в игровом уголке должны быть:

- Набор транспортных средств

- Иллюстрации с изображением транспортных средств

- Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.

- Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.)

- Атрибуты для игры в гараж - различные машины, набор инструментов (гаечный ключ, молоточек, отвёртки, насос, шланг).

-Атрибуты для игры «Водитель и автомобиль», «Автомобили и светофоры».

- Строительный материал для постройки домиков, машин

- Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».

Так, в первой младшей группе детей учат различать красный и зелёный цвета. Детям при этом можно пояснить, что красный и зелёный цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зелёный разрешает (желательно показать им сначала светофоры с кружочками, а затем с человечками). При проведении игры «Красный – зелёный» воспитатель поясняет, что если он показывает красный кружок – надо стоять, а если – зелёный – повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляется привычка осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на зелёный сигнал светофора.

Во второй младшей группе дети продолжают работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умение различать красный, жёлтый, зелёный цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому, к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить: Дорожный знак особых предписаний «место остановки автобуса или троллейбуса».  Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку». Игрушки (мелкие машинки, макеты домов, строитель) для игры «Улица города». Простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть. Макет транспортного светофора (плоскостной).

В средней группы новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны чётко представлять, что когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал.

В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:

- Дорожный знак особых предписаний

- «Пешеходный переход».

- Дорожный знак сервиса «Автозаправочная станция».

- Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»

- На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.

Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге.

В средней группе, закрепляя понятия «тротуар» и «проезжая часть», дети знакомятся с местами движения машин и людей, отрабатывают навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны. Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. После чего следует объяснить детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему (остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа).

Работа с детьми дошкольного возраста по теме ПДД: 4-5 лет

 Содержание работы:

Знание об общественном транспорте, знакомство с грузовым транспортом;

Знание улицы: проезжая часть, тротуар, перекрёсток, пешеходный переход, островок безопасности;

Дорожные знаки: сигнал запрещён, пункт медпомощи, пункт питания, автозаправочная станция, пешеходный переход;

Правила дорожного движения: переход улицы пешеходом, поведение в общественном транспорте, о чём говорят знаки.

Развивающая среда:

Макет: перекрёсток, зебра, островок безопасности;

Крупные и мелкие дорожные знаки;

Картинки на классификацию видов транспорта;

Информация для родителей «Что должны знать дети о правилах дорожного движения;

Фланелеграф: машины, дорожные знаки.

Художественная литература:

Н. Носов «Автомобиль»

Дорохов «Заборчик вдоль тротуара»

В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки».

Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:

- Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу. Также, необходим набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как:

- информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;

-  предупреждающие знаки – «Дети»;

-  запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»;

- предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»;

- знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»;

- знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».

Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр. Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица». Кроме того,  детей старшей группы знакомят с работой регулировщика. Значит, в уголке БДД должны быть схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.

УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ

Самое ценное - здоровье и жизнь ребенка, поэтому вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города необходимо уделять большое внимание. К сожалению, многим родителям свойственно заблуждение, что ребенка надо учить безопасному поведению на улицах ближе к тому времени, когда он пойдет в школу. Но так думать опасно! Ведь у детей целый комплекс привычек складывается с самого раннего детства, в том числе и манера поведения. Поэтому педагогам и родителям стоит донести информацию до детей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения. Родители для детей являются образцом поведения на улицах и дорогах. Нарушение родителями правил приводит к тому, что дети, подражая им, вырабатывают манеру опасного для жизни и здоровья поведения, которая в последствии может привести к непоправимой беде.

Анализ ДТП, в которых пострадали дети, показал, что 80% из них произошли в радиусе одного километра от дома, т.е. в тех местах, где ребята должны были бы хорошо знать условия движения транспорта, места пешеходных переходов, установки светофоров, заведомо опасные участки. И хотя в дошкольных учреждениях педагоги проводят занятия с детьми по изучению ПДД, привлекая сотрудников ГИБДД, на радио и телевидении выходят специальные передачи, готовятся и продаются плакаты, брошюры и т.д., ситуация к лучшему не меняется. Более того, из года в год детский травматизм растет.

Большинство родителей, видя опасное для жизни и здоровья поведение детей, прибегают, как правило, к брани, многословным предупреждениями даже наказаниям. Однако, такой метод не дает эффект, ведь ребенок 3-5 лет (а часто и старше) не осознает опасности: для него транспорт — приятное средство передвижения, а не источник угрозы. Ничто так не влечет малыша, как автомобиль, будь то игрушечный или настоящий.

Между тем, детей можно научить выполнять все требования безопасности, не прибегая к запугиванию, внушить то, что проезжая часть предназначена исключительно для транспортных средств, а не для игр, а еще до того, как они пойдут в школу сформировать умение ориентироваться в транспортной среде, прогнозировать разные ситуации, правильно определять место, где можно переходить дорогу, а перед переходом быть достаточно терпеливым и всегда оглядываться по сторонам, прежде, чем сойти с тротуара.

Терпение и настойчивость — вот что станет эффективными средствами в обучении детей, то чего нам так не хватает в повседневной жизни.        

По данным ГИБДД, основными факторами, провоцирующими несчастные случаи на дорогах, являются:

- переход проезжей части в неустановленном месте;

- неожиданный выход из-за стоящего транспортного средства;

- нетрезвое состояние водителей и пешеходов.

Причиной многих ДТП чаще всего становятся сами дети. Приводит к тому незнание элементарных основ ПДД и безучастное отношение взрослых. Предоставленные самим себе, дети особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что дети не умеют в должной степени управлять своим поведением, у них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке, поэтому безмятежно выбегают на дорогу перед машиной, они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру. Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка.

Для этого важно знать, что:

начиная с 3-4 лет: дети могут отличить движущую машину от стоящей, но о тормозном пути еще представления не имеют;

начиная с 6 лет: обладают довольно ограниченным углом зрения, большинство не определяют, что движется быстрее: велосипед или машина; еще не умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного;

начиная с 7-8 лет: уже могут реагировать мгновенно, уверенно отличают правую и левую сторону; могут определять, откуда доносится шум; могут отказаться от начатого действия: ступив на проезжую часть, вновь вернуться на тротуар, но по-прежнему не распознают опасные ситуации на дороге и улице.

Помните! Улица для маленького человека — сложный, коварный, обманчивый мир, полный скрытых опасностей. Научите ребенка безопасно жить в нем.



Предварительный просмотр:

Физическое воспитание ребенка-дошкольника не может быть достаточно полноценным, если оно строится без учета особенностей возраста. Ребенок - это не «маленький взрослый», между ним и взрослым человеком разница не только количественная, но во многом и качественная. С первого взгляда видно, что ребенок не только меньше ростом, но и пропорции тела у него другие - больше голова, короче ноги. Изучение анатомии и физиологии показывает, что и строение внутренних органов, и работа их у ребенка во многом иные. Но главное - это то, что ребенок иначе воспринимает окружающий мир и по-своему реагирует на него.

 Подвижный, впечатлительный, склонный к подражанию, живо интересующийся всем окружающим, ребенок особенно легко поддается воспитательным воздействиям. Понятно, как велика ответственность воспитателя, имеющего дело с неустойчивым, находящимся в процессе роста и формирования организмом.

Воспитатель, хорошо изучивший особенности развития детского организма, может полнее и лучше развернуть работу с детьми, не боясь причинить вред неокрепшему детскому организму. Знание этих особенностей поможет ему сознательно подойти к каждому из применяемых им средств и методов физического воспитания и даст возможность творчески работать дальше в этом направлении.

Характерные особенности детского организма.

Рост и развитие. Ребенок отличается от взрослого прежде всего тем, что он растет и развивается. Процессы роста и развития детей глубоко затрагивают детский организм, они влияют на весь облик ребенка - физический и психический.

«Рост» и «развитие» - понятия близкие, но все же их не надо смешивать, так как они не совпадают одно с другим.

Рост, с биологической точки зрения, представляет собою размножение клеток, из которых состоят ткани нашего тела.

С невероятной быстротой происходит размножение клеток в утробном периоде существования ребенка. Но и после рождения ребенка рост его клеточных элементов идет очень быстро. Известно, что за первый год жизни ребенок в три раза увеличивает свой вес и вырастает на 25 см, что составляет 50% первоначальной длины его тела. В дальнейшем энергия роста постепенно затихает. Прирост ткани замедляется и, наконец, совсем прекращается. Это не значит, что тканевые элементы взрослого организма представляют собой застывшую форму. В некоторых тканях и органах всю жизнь не прекращается размножение клеток. Так, постоянно отмирают верхние клетки кожного эпителия; они превращаются в роговой слой, слущиваются с поверхности кожи и заменяются новыми. Непрерывно разрушаются красные клетки крови и пополняются новыми, поступающими из костного мозга. Но во всех этих случаях размножением клеток лишь пополняется убыль. В молодом же организме количество новых клеток увеличивается, и увеличение это тем больше, чем организм моложе.

Под развитием надо понимать качественные изменения в строении органов и тканей, ведущие к их более совершенной работе.

В отличие от роста, развитие может происходить и без увеличения числа клеток. Установлено, например, что рост клеточных элементов мозга прекращается значительно раньше, чем других органов. Заключенный в тесную черепную коробку, мозг уже в дошкольном возрасте мало увеличивается в размерах. Но в нервных клетках и в нервных волокнах совершаются качественные изменения: отростки нервных клеток становятся более ветвистыми, волокна покрываются миэлиновой оболочкой и т.д.

Огромный путь развития, который проходит ребенок в течение первых лет своей жизни, был бы невозможен без этих тонких изменений в строении нервной ткани.

Рост и развитие организма имеют свою закономерность. После бурного роста первых лет жизни наступает относительное затишье - ребенок ежегодно вырастает примерно на 6 см и прибавляет в весе около 2 кг. После 7 лет прибавка в росте устанавливается на 5 см в год с тем, чтобы дат] новый подъем в период полового созревания (12-15 лет).

Таким образом, физическое развита ребенка нельзя изобразить в виде постепенно и гладко нарастающей кривой. Она имеет скорее волнообразную форму.

Волнообразная кривая роста в большей мере связана с деятельностью желез внутренней секреции. В начале дошкольной возраста еще большее влияние оказывает вилочковая (или зобная) железа, расположенная за грудной костью. Она считается железой роста и имеет тем большее значение, чем моложе ребенок. Она влияет на общее питание ребенка, рост скелета, способность тканей задерживать воду. С возрастом она постепенно уменьшается в размерах и к началу полового созревания совсем перестает действовать.
Во второй половине дошкольного возраста присоединяется влияние железы придатка мозга (гипофизис). Усиливается рост ног, живее протекают процессы окисления. К концу дошкольного возраста постепенно увеличивается влияние половых желез и щитовидной железы. Под действием гормонов этих желез энергичнее становится обмен веществ, уменьшается количество жировой ткани, ребенок теряет округленные формы, вытягивается.

На рост и развитие оказывает большое влияние питание. Понятно, что если ребёнок будет получать пищу в недостаточном количестве, то он не сможет пополнить траты организма на строительство новых тканей, на усовершенствование их структуры. И действительно, исследования, проведенные над физическим развитием дошкольников в годы войны и разрухи, обнаружили значительное отставание их в росте, весе и других показателях. Но дело не только в количестве. Пища должна заключать в себе все вещества, входящие в состав клетки. Заботясь о полноценности питания, мы тем самым оказываем влияние на рост и развитие ребенка.
Рост и развитие могут задерживаться не только от недостатка питания. Иногда организм под влиянием того или иного заболевания плохо усваивает пищу или понижается его способность к усвоению отдельных элементов. Так, при заболевание рахитом плохо усваиваются соли кальция, вследствие чего развитие роста идет неправильно, кости долго остаются мягкими, легко искривляются. При заболеваниях щитовидной железы (микседема) наблюдается остановка в росте, замедление процессов обмена, понижение умственных способностей. С такими заболеваниями необходимо бороться своевременным применением лечебных и профилактических мероприятий.

Большое влияние на рост и развитие оказывает работа растущего органа. Орган, находящийся в бездействии, беднее снабжается кровью, хуже питается и начинает отставать в росте и развитии. Если после травмы ноги продержать ребенка долгое время в гипсовой повязке (от чего в настоящее время большинство хирургов уже отказываются), то нога, по сравнению со здоровой, становится тоньше и несколько короче. Под влиянием движения эта разница быстро сглаживается.

Систематическое наблюдение за ходом роста и развития ребенка имеет большое значение.

При оценке физического развития детей нужно учитывать возможность индивидуальных отклонений, часто встречающихся в дошкольном возрасте. Повторные измерения через определенные промежутки времени дают более полное представление о ходе физического развития каждого ребенка.

Характерной чертой детского организма надо считать также его пластичность. Под пластичностью подразумевается способность легко изменяться под влиянием различных условий - благоприятных и неблагоприятных. Ткани и органы молодого, растущего организма находятся еще как бы в состоянии неустойчивого равновесия; даже незначительное отклонение от нормальных условий жизни может оказать заметное влияние, замедлить темп их развития. Мы знаем, как легко теряет ребенок в весе под влиянием погрешности в диете, нарушения режима. Нередко приходится наблюдать временную задержку в развитии после какого-либо инфекционного заболевания. Бывает, например, что ребенок, уже умевший свободно передвигаться без посторонней помощи, теряет эту способность, и ему приходится снова учиться ходить.
Вместе с тем немало и обратных примеров. Стоит только слабому ребенку попасть в хорошие условия жизни, пользоваться заботливым уходом, как его силы быстро восстанавливаются, физическое развитие улучшается. Многие детские врачи даже по отношению к больным детям прибегают к лекарствам лишь в исключительных случаях. В своем лечении они опираются именно на эту пластичность детского организма. Они ставят больного ребенка в условия максимального пользования светом, воздухом, соответствующим питанием и уходом и получают прекрасные результаты.

Пластичность детского организма, его недостаточная сопротивляемость неблагоприятным условиям, или, как обычно говорят, «ранимость», обязывают нас к тому, чтобы особенно внимательно подойти и к жизненной обстановке ребенка, и к методам воспитательных воздействий. Вся воспитательная работа должна быть построена так, чтобы не только не нарушать процессов роста и развития, но, пользуясь пластичностью детского организма, направлять это развитие по правильному пути.

Не ставя своей задачей изложить все особенности строения и функций организма ребенка-дошкольника, остановимся лишь на тех из них, которые имеют наибольшее значение для работы по физическому воспитанию.

Особенности отдельных систем и органов

Костная система. Скелет ребенка во многом отличается от скелета взрослого. Прежде всего бросается в глаза различие в соотношении частей скелета. Чем моложе ребенок, тем ярче это различие. Новорожденный имеет большую голову, массивное туловище и короткие руки и ноги. Преобладание туловища над конечностями, по-видимому, связано с тем исключительным значением, которое имеют пищеварительные процессы в ранние годы жизни.

Соотношение частей скелета меняется, как только в жизни ребенка большую роль начинают играть движения. С этих пор начинается усиленный рост ног. Длина нижнего отрезка туловища (до лонного сочленения), составляющая у новорожденного 38% общей длины тела, в 3 года увеличивается до 42,6%, а у 6-летних достигает уже 49,5% (у взрослых - 50,6%).

Скелет ребенка отличается от скелета взрослого также формой позвоночника и грудной клетки. У новорожденного позвоночник, если смотреть на него сбоку, представляет почти прямую линию, а не изогнутую, как у взрослых. Первый изгиб позвоночника образуется в шейной части, когда ребенок научается держать головку. Пока не было этого изгиба, центр тяжести головы приходился впереди длинной оси туловища, и голова при вертикальном положении ребенка падала на грудь. Когда ребенок начинает сидеть и стоять, появляется еще изгиб - в поясничной части. Этот изгиб выправляет вновь изменившееся соотношение центров тяжести головы, туловища, конечностей. Эти естественные кривизны позвоночника, у взрослого принимающие стационарную форму, у ребенка дошкольного возраста еще не закреплены. В лежачем положении они выпрямляются благодаря мягкости, эластичности позвоночника и соединяющих позвонки хрящей. Благодаря этой же мягкости, эластичности позвоночник легко принимает и ненормальные изгибы, которые в дальнейшем могут повести к искривлениям. Если присмотреться к ребенку, несущему тяжесть в правой руке или сидящему за высоким столом со спущенным вниз левым локтем, то нетрудно заметить, что левое плечо (а вместе с ним и левая лопатка) у него ниже правого, позвоночник в грудной части дает изгиб в правую сторону, а в поясничной - в левую.

При других неправильных положена может получиться слишком большой 1 гиб позвоночника назад в грудной и шейной части и перегиб в поясничной. Вначале отклонения эти легко сглаживаются при перемене положения. С течением времени они могут принять более постоянную форму и в дальнейшем перейти в стойкое искривление в боковом направлении (сколиоз)или в передне - заднем (кифоз, лордоз).

Грудная клетка ребенка также отличается большой мягкостью. Она легко изменяет свою форму, если ее стеснять тесной одеждой (узкие лифчики), при неправильной позе - налегание грудью на стол и т. п.
В работе по физическому воспитанию необходимо считаться с этой податливостью костей ребенка, предупредить возможность ненормальных изменений. Важно иметь удобную мебель, соответствующую росту ребенка, постоянно следить за позой детей, за тем, чтобы они не носили тяжестей в одной руке, чтобы одежда была рациональна. Но, кроме того, огромное значение имеет забота воспитателя о достаточной подвижности детей, о подборе игр и упражнений, способствует правильному держанию тела.

Грудная клетка ребенка менее подвижна, чем у взрослого. Это зависит от расположения рёбер. У новорожденного ребра расположены параллельно друг другу и идут прямо. В акте дыхания рёбра у новорожденного принимают незначительное участие. Расширение грудной клетки при вдохе происходит вследствие уплощения высоко стоящего купола диафрагмы. Когда ребенок становится старше, начинает стоять и ходить, ребра постепенно опускаются вниз и у взрослого принимают наклонное положение. Тогда во время вдоха вместительность грудной клетки увеличивается за счет не только опускания диафрагмы, но и подымания ребер вверх. У дошкольника ребра уже не имеют горизонтального положения, как у новорожденного, но наклон их все же меньше, чем у взрослого, поэтому дыхание менее глубоко, более поверхностно, чем у взрослого.

Мягкость и податливость костей ребенка объясняются особенностями строения костной ткани. Она содержит меньше плотных веществ и больше воды. В ней еще много мягкой хрящевой ткани, которая постепенно заменяется твердой путем отложения минеральных солей.

Рост и развитие кости, а иногда и форма костей в большей мере связаны с работой мышц, которые в дошкольном возрасте также имеют свои особенности.

Мышцы ребенка. Мускулатура ребенка по сравнению с мускулатурой взрослого развита слабо. У новорожденного вес ее составляет 23% веса всего тела, в дошкольном возрасте - 27, а у взрослого здорового человека (мужчины) относительный вес мускулатуры достигает 42%. Волокна мышечной ткани тоньше, мышцы более водянисты.

Развитие мышц идет в определенной последовательности. Сначала развиваются крупные мышечные группы, позднее мелкие. Поэтому маленьким детям легче даются движения всей рукой, чем мелкие движения кистью, пальцами. Мышцы-сгибатели развиты лучше, чем разгибатели, в течение всего дошкольного возраста.

Вследствие этого ребенок часто принимает согнутое положение во время своих игр и охотнее выполняет движения, связанные с работой сгибающих мышц, чем разгибающих. В задачи физического воспитания входит развитие и укрепление разгибателей (спиныу шеи)у помогающих правильному держанию тела.

Работоспособность мышц у дошкольника значительно ниже, чем в более поздних возрастах; утомление мышцы наступает скорее. Установлено, что утомление мышцы зависит не только от количества работы, но и от характера этой работы.

Работа мышц по своему характеру может быть динамической и статической.

Если человек возьмет в руку гирю и несколько раз поднимет и опустит ее, он совершит видимую на глаз работу, которую легко измерить: достаточно умножить вес гири на длину пройденного пути. Если же он вытянет руку с гирей и будет стараться известное время удержать ее в этом положении, то напряжение мышц получится не меньшее, чем в первом случае, хотя гиря остается неподвижной, и измерить величину работы труднее.

Работа, связанная с попеременным напряжением и расслаблением мышц, сопровождающаяся движением в суставах, называется динамической.

Динамическая работа менее утомительна для ребенка. Он значительно меньше устанет, если в течение 10 секунд несколько раз подымет руки до горизонтального положения и опустит их снова, чем если продержит их столько же времени, не опуская. Во время динамической работы мышца обильнее снабжается кровью, в ней усиливаются окислительные процессы. Отработанные продукты поступают в кровь и уносятся ею. Смена напряжения и расслабления мышц благоприятствует току крови.

В отличие от динамической, статическая работа не дает видимого результата - передвижения в пространстве. Она направлена к тому, чтобы удержать тело (или отдельные его части) в определенном фиксированном положении. Статическая работа характеризуется более или менее длительным напряжением мышечных групп. При статическом напряжении скорость тока крови уменьшается, вымывание продуктов распада затрудняется, подвоз питательного материала становится меньше.

Упражнения, требующие статического напряжения мышц, сильно утомляют детей.

Влияние динамической и статической работы мышц на рост и развитие костей также различно. Динамическая работа мышц, вызывая усиленный приток крови не только к самим мышцам и к костям, на которых они находятся, способствует росту костей в длину. Дети, которые в период интенсивного роста конечностей много бегают, прыгают и совершают другие динамические упражнения, в результате приобретают более правильные пропорции тела, чем дети малоподвижные, ведущие сидячий образ жизни.

Кожа. Кожа ребенка также имеет свои особенности. Она значительно тоньше и нежнее, чем кожа взрослого, поэтому несколько хуже играет свою защитную роль по отношению к глубже лежащим тканям: меньше защищает их от механического или химического раздражения, от действия резких температур. Она легче подвергается ранениям. Известно, что через неповрежденную кожу не проникает ни один микроб. При нарушении же целостности кожи открываются «входные ворота» для всевозможных инфекций. Кровеносные сосуды кожи мягки, эластичны, могут вместить большое количество крови. Через тонкие кожные покровы кровь легко отдает свое тепло, благодаря чему тепловое равновесие организма нарушается быстрее, чем у взрослого.

Процесс кожного дыхания (поглощение кислорода и выделение углекислоты через кожу) в детском возрасте происходит энергичнее, чем у взрослых, и играет большую роль в общем обмене веществ. Он протекает нормально при двух условиях -чистоте кожи и, по возможности, частом непосредственном соприкосновении ее с воздухом. Для правильной постановки физического воспитания огромное значение имеет и уход за кожей ребенка: забота о ее чистоте, целости и т.п. и укрепление кожи, как защитного органа.

Особенности органов дыхания и кровообращения. Устройство дыхательного аппарата ставит ребенка, по сравнению со взрослым, в невыгодное положение. Указанные выше особенности строения грудной клетки (незначительный наклон ребер, высокое стояние диафрагмы) уменьшают размах дыхательных движений. Поверхностное дыхание ведет к застою воздуха в плохо вентилируемых частях легких. Само строение легочной ткани до 7 лет еще не достигает полного развития. Невыгодным также является узость носовых ходов, трахеи, бронхов. Даже при легком насморк дыхание сильно затрудняется, ребенок дышит открытым ртом. Струя воздуха, проходящая при нормальном дыхании через фильтр носовых ходов, где она согревается, увлажняется и освобождается от пыли, при дыхании открытым ртом попадает непосредственно в легкие. Все это увеличивает возможность проникновения инфекции.

В связи с указанными особенностям понятно, какое огромное значение имее для ребенка чистота вдыхаемого воздуха вообще, а тем более во время движения, когда ребенок дышит усиленно. Понятны также становится требование приучить ребёнка во время физических упражнени дышать через нос. Количество дыхательных движений у ребёнка дошкольного возраста - 22-24 в минуту, в то время как взрослого всего 16. Это надо учитывав при проведении с детьми физических упражнений, темп которых должен быть согласован с темпом дыхания ребенка.

Сердечно-сосудистая система ребенк хорошо приспособлена к потребностями растущего организма. Сердечная мышца не подвергавшаяся ещё отрицательным воздействиям различных сердечных ядов (никотин, алкоголь), не утомленная слишком напряжённой деятельностью или влиянием тяжелых переживаний, работает хорошо. Сосуды относительно широки, ток крови свободно проходит по ним. Несколько хуже обстоит дело с обратным током крови - по направлению к сердцу. Но тут приходит на помощь подвижность ребёнка: сокращение мышц помогает движению крови - мышцы во время работы выдавливают венозную кровь по направлению к сердцу.
Пульс у ребенка до 1 года - 120-130 минуту, у дошкольника - 90-100, у взрос лого - 70-74.

Однако сердце ребенка работает хорошо лишь при условии частого, хотя и кратковременного отдыха. Сердце быстро утомляется от напряженной работы. Оно легко возбуждается и не сразу может приспособляться к внезапно изменившейся нагрузке. Ритмичность его сокращений легко нарушается.

При выборе физических упражнений надо учитывать особенности сердечно-сосудистой системы ребёнка и его дыхательного аппарата. Органы дыхания и кровообращения приспособляются к требованиям, которые предъявляет к ним та или иная работа. Под влиянием посильных упражнений они развиваются и крепнут, но выбор этих упражнений должен соответствовать возрастным особенностям.

Упражнения скоростного характера даются детям легко, если идут в индивидуальном темпе, с перерывами по мере надобности. Сердечно-сосудистая система хорошо справляется с такой нагрузкой. Перерывы дают возможность регулировать дыхание. Дети очень любят быстрые движения, с увлечением бегают и прыгают и сравнительно мало устают от этого. Но если дать детям упражнение, требующее очень большой скорости, например соревновательный бег на определенную дистанцию, то дети устают значительно скорее, часто у них появляется учащенное сердцебиение и одышка.

Неподходящими для дошкольного возраста надо считать упражнения силового характера: подъём и переноска тяжести, перетягивание и т.п., так как они предъявляют слишком большие требования к дыхательному аппарату и сердечно-сосудистой системе ребенка. Кроме того, и скелет ребенка не обладает еще достаточной прочностью, необходимой для силовых упражнений. Это не значит, конечно, что нужно избегать всех движений, которые требуют от детей некоторого напряжения. Ребенок получает удовлетворение от движений, сопровождающихся известной затратой энергии. Они не принесут ему вреда в том случае, если вызванное им напряжение посильно и недлительно. Но специальных упражнений на развитие силы в дошкольном возрасте давать не следует.

Малоподходящими для дошкольного возраста являются упражнения, требующие выносливости: продолжительный бег, длительная ходьба или даже нетрудные сами по себе, но долго продолжающиеся однообразные упражнения. Дети скоро отказываются от таких упражнений или делают их неохотно, легко отвлекаются, сами пытаются внести разнообразие. По-видимому, однообразная длительная работа не только действует на сердечно-сосудистую систему ребенка, но и вызывает утомление нервной системы.

Нервная система. Влияние особенностей нервной системы ребенка на характер его движений исключительно велико. Управление работой мышц выполняется при помощи двух как бы независимых друг от друга систем.
Вегетативная нервная система заведует работой гладкой мускулатуры, не подчиняющейся нашей воле. Она руководит бессознательными физиологическими процессами в организме. Дыхание, сердцебиение, расширение и сужение сосудов, перистальтика желудочно-кишечного канала и пр. находятся в ее ведении.

Работой произвольных мышц (скелетной мускулатуры) управляет центральная нервная система - головной и спинной мозг. Для простых рефлекторных движений, например отдергивания руки при легком уколе булавкой, достаточно руководства спинного мозга. Человек может выполнять их и без участия сознания (например, во сне).

Более сложные движения требуют участия головного мозга - различных его отделов. Так, для того чтобы ребенок стал на ноги и начал ходить, должны быть готовы к действию части мозга, заведующие функцией равновесия (мозжечок, клетки полукружных каналов и пр.). А для того чтобы он мог произвольно менять скорость или направление ходьбы (например, по условному сигналу), нужно уже высокое развитие сознания. Ребенок должен понять, что от него требуется, заметить данный сигнал, дать себе отчет в его значении и суметь ответить на него именно так, как надо. Для этого необходима работа высших отделов нервной системы, расположенных в коре головного мозга.

Несмотря на кажущуюся независимость этих двух систем, связь между ними все же имеется. Вегетативная нервная система влияет на питание мышц; кроме того, она как бы держит мышцу в определенной степени готовности к работе: импульс к движениям со стороны центральной нервной системы под ее влиянием может быть выполнен быстро и энергично или медленно и вяло.

Работа произвольной мускулатуры, в свою очередь, может влиять на состояние вегетативной нервной системы. Так, установлено, что у физкультурников под влиянием систематических упражнений дыхание становится более медленным и глубоким, устанавливается лучшая регуляция просвета кровеносных сосудов, улучшается перистальтика и т.п.

К моменту рождения нервная система ребенка еще далеко не готова к выполнению своих многообразных функций. Более закончена в своем строении вегетативная нервная система, поэтому процессы кровообращения, дыхания, пищеварения у новорожденного происходят без затруднения, хотя кое в чем они протекают иначе, чем у взрослых. Различия эти постепенно сглаживаются, но частично сохраняются в течение всего дошкольного возраста. Хорошо функционирует спинной мозг. Что касается головного мозга, то строение его у новорожденного еще не закончено: клетки серого вещества еще не все обладают ветвящимися отростками, характерными для созревшей нервной клетки; волокна белого вещества мозга и периферических нервных стволов не имеют достаточно развитого изолирующего слоя - миелиновой оболочки. Но масса головного мозга относительно велика: на 1 кг веса у новорожденного приходится 109 г головного мозга, у дошкольника 5 лет - 69 г, а у взрослого -только 17,5 г.

Позднее других отделов нервной системы развивается кора головного мозга, обладающая самой сложной структурой. Рост сознания, развитие высших психических функций идут параллельно с развитием мозговой коры. В этом отношении ребенок за период 3-7 лет также проходит большой путь развития. Ввиду этого в старших возрастных группах воспитатель чаще прибегает к воздействию на сознание ребенка, чем в младших, где он больше опирается на характерную для дошкольного возраста эмоциональность восприятия.

Воспитание эмоций и рост сознания ребенка тесно связаны с общей воспитательной работой. Физическое воспитание располагает особенно большими возможностями влиять в указанном направлении. Подвижные игры и другие умело подобранные физические упражнения, вызывая высокий эмоциональный подъем, требуют большой сознательности, сообразительности, быстрой ориентировки, выдержки и т.д.

В дошкольном возрасте можно отметить ряд особенностей, связанных с недостаточным развитием нервных механизмов, управляющих движениями.

У младших детей даже привычные, часто повторяющиеся движения еще недостаточно определенны. Одно и то же движение ребенок 3 лет часто выполняет по-разному. При ходьбе или беге он делает то более короткие, то более длинные шаги, отклоняется от взятого направления то вправо, то влево. Влезая на лестницу или взбираясь на заборчик, он иногда пользуется попеременно обеими ногами, иногда приставляет одну ногу к другой. Во время еды возьмет ложку то так, то иначе. Дело идет медленно и не всегда удачно.

Постепенно с возрастом и благодаря упражнению вырабатывается определенная последовательность выполнения движений, правильный темп. Движение, прежде требовавшее сосредоточенного внимания ребенка, теперь выполняется почти автоматически. Автоматизм привычных, часто повторяющихся движений сберегает нервную энергию. Идя по привычной дороге, одеваясь, умываясь, человек может думать о самых серьезных вещах, решать в уме сложные задачи и т.п. Умение правильно, даже не думая об этом, бегать, прыгать дает возможность совершенствовать движения, хорошо выполнять более сложные задания, связанные с этими движениями.

Важно, чтобы при автоматизации часто повторяющихся движений закреплялись правильные навыки.

Физическое воспитание должно помочь этому. С другоь стороны, оно должно научить не подчиняться слепо выработанному автоматизму движения, а уметь управлять своимь движениями: в случае надобности изменить привычный темп движения, его ско рость, направление и т.п.

Особенностью движений детей являет ся также недостаточная координирован ность (взаимная согласованность) работь мышц.

Всякое, даже несложное движение тре бует работы многих мышц. Например, при сгибании руки в локте работает не только двуглавая мышца плеча (бицепс), но и другие, действующие в одном с ней на правлении. Одновременно несколько на прягаются и мышцы противоположного действия - разгибатели предплечья. Эт придает движению плавность, облегчает возможность в любой момент изменить скорость движения, затормозить его в случае надобности.

Координация движений дает большую экономию в затрате энергии. Ребёнок младшего дошкольного возраста, бросая мяч воспитателю, делает много лишних движений: подымается на носочки, наклоняется вперед, растопыривает пальцы. Принимая брошенный ему мяч, он не только хватает его кистями рук, но и весь сгибается, прижимает мяч к груди и т.п. Если игры с мячом повторяются часто, то через некоторое время совершается отбор нужных движений и ребенок свободно бросает и ловит мяч (на небольшом расстоянии), не делая лишних усилий.

Умение согласовать работу отдельных мышц вырабатывается не сразу. Координация движений улучшается с возрастом, особенно если дети имеют возможность упражняться в различного рода движениях.

К особенностям, связанным с уровнем развития центральной нервной системы, надо отнести также недостаток точности в движениях детей. Для того чтобы выполнить какое-нибудь движение точно в соответствии с данным заданием, нужно хорошо осознать движение, суметь напрячь нужные мышцы с достаточной силой и выключить из работы другие, ненужные, правильно дозировать напряжение мышц во время их работы и т.д.
Для такой сложной регуляторной деятельности необходимо высокое развитие коры головного мозга. Поэтому упражнения, требующие большой точности движения, плохо выполняются детьми и скоро утомляют их.

Утомление нервной системы в дошкольном возрасте вообще наступает довольно быстро. Оно выражается часто в возбуждении детей, ссорах друг с другом, невнимании к словам воспитателя и т.п. В более серьезных случаях оно отражается на общем поведении ребенка, его аппетите, сне, настроении. Причины утомления нервной системы могут быть различны. Иногда оно наблюдается при перегрузке движением, вследствие физической усталости, поэтому очень важно точно дозировать занятия, проводимые с детьми, внимательно следить за нагрузкой детей во время их самодеятельных игр.

Ещё скорее наступает утомление после деятельности, требующей большого напряжения, внимания, особенно если это требование предъявляется извне, а не является результатом внутренней заинтересованности ребенка. Утомляет большое количество впечатлений, частая смена их. Но утомляют ребенка также и скучные, однообразные занятия, не вызывающие у него эмоционального подъема. Все эти особенности необходимо учитывать в воспитательной работе с детьми.

Изучая изменения в строении и функциях отдельных систем и органов, мы видим, как в связи с процессами роста и развития детского организма изменяются и движения ребенка.

Для правильной постановки работы по физическому воспитанию особенно важно знакомство с ходом развития таких основных движений тела, как бег, ходьба, прыжки, метание, лазанье. Дети охотнее всего пользуются ими в играх; трудно представить себе дошкольника, который не любил бы бегать, прыгать, лазать и т.п.

Эти движения легко даются детям, не требуют от них большой затраты внимания. Физиологическое значение их очень велико. Они повышают обмен веществ, вызывают усиленную деятельность сердечно-сосудистого и дыхательного аппарата, вовлекают в работу большую часть мышц и тем самым способствуют их развитию, а также росту и развитию костных рычагов. Нормальное развитие ребенка без них немыслимо.

Воспитательное значение этих движений огромно, поэтому в работе по физическому воспитанию дошкольников они занимают очень большое место.

Изучение развития основных движений ребенка дает существенные указания для выбора физических упражнений в разных возрастных группах дошкольников.

Правильный подбор игр и упражнений, в свою очередь, влияет на развитие основных движений. В этом отношении большое значение имеет постановка физического воспитания в детском саду, постоянное внимание воспитателя к развитию движений ребенка в его повседневной жизни и на специальных занятиях.



Предварительный просмотр:

Семинар

«Психическое здоровье детей в ДОУ»

Цель: систематизировать знания педагогов о психическом здоровье, создавать условия в учреждении для охраны психического здоровья детей

«Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия»  (формулировка, разработанная ВОЗ). О физическом здоровье мы уже много говорили и много сделали для его сохранения у наших воспитанников, теперь давайте поговорим о психическом здоровье.

Какая наука его изучает? Психология. Психология – это наука о душе. Значит, психическое здоровье – это душевное здоровье. Оно включает в себя нормальное эмоциональное, поведенческое и социальное самочувствие. Пословица говорит, что в здоровом теле живёт здоровый дух. Мы видим, что физическое и психическое, а также социальное здоровье взаимосвязаны между собой.

Период дошкольного детства является важным в психическом развитии ребёнка, в это время активно формируются системы психических функций: речь, мышление, память.

Цель практической работы с детьми – это психическое здоровье ребёнка, а личностное развитие – условие достижения этого здоровья. Нарушение психического здоровья связано как с соматическими заболеваниям или дефектами физического развития, так и с неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику ребёнка и связанными с социальными  условиями.

Признаки психического здоровья:

  • Способность справляться с трудностями в сложных незнакомых ситуациях;
  • Чувство уверенности и доверия;
  • Формы проявления эмоций и поведения соответствуют ситуации и вероятным чувствам ребёнка;
  • Достаточный диапазон чувств.

Психологический аспект психического здоровья предполагает внимание:

  • К внутреннему миру ребёнка: его уверенности или неуверенности к себе, в своих силах, его отношению к людям, окружающему миру;
  • к  обеспечению психологического комфорта для здоровья развивающей личности.

Ребёнок  - дошкольник приходит в детский сад, и мы продолжаем его развитие, используя программы по дошкольному образованию. Принципы, положенные в основу программ, способствуют укреплению и сохранению физического, психического и социального здоровья детей.

Назовите эти принципы:

* уважение к свободе и достоинству  каждого ребёнка как маленького, но полноправного человека;

* создание условий для развития его индивидуальности;

*обеспечение атмосферы психологического комфорта в группе;

* учёт психологических особенностей детей при отборе содержания и методов обучения и воспитания;

* обеспечение качественной подготовки к школе;

*наличие свободного педагогического пространства для проявления личности и индивидуальности воспитателей. Эти принципы положены в основу программы «Радуга». Как вы думаете, для чего нужен последний принцип?

Только свободная и творческая личность может воспитать свободного и творческого человека.

— Если обратиться к программно – методическому пособию В.Т.Кудрявцева, Б.Б.Егорова «Развивающая педагогика оздоровления», то авторы исходят из представления о ребёнке как целостном духовно – телесном организме – средоточии, посреднике и преобразователе значимых для него природно – и социально – экологических связей. Методика этих авторов способствует укреплению физического и духовного здоровья ребёнка.

Чтобы помочь ребёнку сохранить его психическое здоровье, надо хорошо знать особенности его психического развития.

Обратимся к программе «Радуга» и составим таблицу психологических особенностей детей дошкольного возраста.

Таблица №1.

Психологические особенности детей дошкольного возраста

2 -3 года

3 – 4 года

4 -5 лет

5 -6 лет

6 – 7 лет

Используя программу «Радуга», заполните таблицу. Обратите внимание воспитателей на то, какие психические процессы преобладают в каждой возрастной группе.

Таблица №2.

Методы и приёмы по реализации программы

2 -3 года

3 – 4 года

4 -5 лет

5 -6 лет

6 – 7 лет

Используя эти таблицы и знание педагогами программы, ответим на вопросы, касающиеся теории психического здоровья.

1. Чем характеризуется год «большого скачка»?

— К основным изменениям, которые должны произойти  2 – 3 года, относятся следующие:

*интенсивное развитие речи;

* появление целенаправленности;

*начало осознания самого себя.

2. Почему происходит «кризис трёх лет» и его симптомы?

— Ребёнок начинает приобретать своё «Я» и становится независим от взрослых, окружения.

Его симптомы:

  • Негативизм – стремление всё сделать наоборот, вопреки требованиям или просьбам старших.
  • Упрямство – он проверяет, может ли он что – то потребовать и выполнят ли его просьбу.
  • Строптивость – направлена против норм поведения, установленных взрослыми.
  • Своеволие – всё хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых.
  • Протест – бунт – ребёнок находится в состоянии войны с окружающими, проявляет негатив к игрушкам.
  • Деспотизм или ревность – проявление своей власти над окружающими взрослыми, ревность же – к детям

.

3. Характерная особенность детей 4-го года жизни.

— Это их стремление к самостоятельности.

4. Назовите важнейшее условие полноценного развития ребёнка.

— Хорошие отношения с воспитателем.

5. Перечислите новые возможности детей средней группы.

—У детей появились способность к целеполаганию,  отношение к продукту своих целенаправленных действий и способность на основе достигнутых целей ставить новые цели.

6. Какое новообразование появляется у 5- летнего ребёнка?

— Появление произвольности – решающее изменение в деятельности ребёнка, когда целью последней становится  не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением.

7. Что  означает психологическая подготовка к школе?

Она включает в себя:

— формирование определённого отношения к учёбе в школе как к серьёзной и социально значимой деятельности, т.е. мотивацию учения;

— обеспечение определённого уровня интеллектуального развития;

—развитие эмоционально – волевой сферы

8. Как вы понимаете 3 «П» В.А.Петровского?

Понимание ребёнка – смотрю на мир глазами ребёнка.

Принятие ребёнка – я тебя люблю такого, какой ты есть.

Признание ребёнка – ты мой партнёр, включаю тебя в свою взрослую жизнь.

9. Перечислите признаки психомоторного неблагополучия во внешних проявлениях ребёнка:

  • Сгорбленность, приниженность, подавленность, напряжённость;
  • Позы – застывшие, скованные и однообразные;
  • Движения – бесцельные, непродуктивные при высокой эффективности или психомоторная заторможенность;
  • Жестикуляция и мимика – вялые, бедные, маловыразительные, гримасничанье или неподвижность лица;
  • Речь невнятна, невыразительная, монотонная, возможно заикание.

6.  Как проявляются социальные навыки ребёнка?

— Осознаёт себя как личность, отделяет себя от взрослого, как бы снова открывает для себя мир людей, своё место в этом мире,как самостоятельная личность.

7.  Как ребёнок постигает социальный мир?

— Впитывает поведение взрослых и подражает им. Легко верит. Следует наглядному примеру.

 

Рекомендации по поддержанию у ребёнка психического здоровья:

1. Поддерживать у ребёнка положительную самооценку. Не бывает плохих детей, бывают неадекватные поступки. Каждый ребёнок талантлив, надо лишь во время заметить этот талант и дать ему проявиться.

2. Содействовать эмоциональному благополучию. В хорошем эмоциональном состоянии человек успешно преодолевает различные препятствия.

3. помочь ребёнку осознавать свои эмоции.

Ребёнку необходимо помочь познать свои эмоции через проговаривание его состояния: «Я вижу, что ты поссорился с Димой и тебе сейчас плохо, потому что ты злишься на него».

4. Помочь ребёнку контролировать эмоции и управлять ими.

Это может быть переключение внимания ребёнка, разговор с ним о его недовольстве, рисование страхов и уничтожение рисунка. В трудных случаях стоит обратиться к психологу.

5. Помочь ребёнку управлять своим временем, поведением. Давать ребёнку право, чем ему заниматься,  научить его планировать своё время.

Режимные моменты и их влияние на психическое здоровье детей

Регламентированная и нерегламентированная деятельность ДОУ

Что это даёт для психического здоровья ребёнка

1. Приход в детский сад и встреча с воспитателем и другими детьми

2. Ритуальная встреча со всеми

3. Планирование своего проживания в детском саду

4.Приём пищи в разные режимные моменты (завтрак, обед, полдник, ужин)

5. Свободная деятельность

6. Занятия

7. Игры (подвижные, дидактические, сюжетно – ролевые)

8. Прогулка

9. Экскурсия

10.Общение6 с другими детьми

11. Общение с сотрудниками

!2. Подведение результатов прошедшего дня



Предварительный просмотр:

             Рисунки одной линией

E:\РИСУНКИ ОДНОЙ ЛИНИЕЙ\image (1).jpg

E:\РИСУНКИ ОДНОЙ ЛИНИЕЙ\image (2).jpg

E:\РИСУНКИ ОДНОЙ ЛИНИЕЙ\image (3).jpg

E:\РИСУНКИ ОДНОЙ ЛИНИЕЙ\image (4).jpg

E:\РИСУНКИ ОДНОЙ ЛИНИЕЙ\image (5).jpg

E:\РИСУНКИ ОДНОЙ ЛИНИЕЙ\image (6).jpg

E:\РИСУНКИ ОДНОЙ ЛИНИЕЙ\image (7).jpg

E:\РИСУНКИ ОДНОЙ ЛИНИЕЙ\image (8).jpg

E:\РИСУНКИ ОДНОЙ ЛИНИЕЙ\image (29).jpg

E:\РИСУНКИ ОДНОЙ ЛИНИЕЙ\image.jpg