2.6. Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях

Чылбак-оол Любовь Кара-Саловна

Доклады, справки-подтверждения, грамоты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад21.6 КБ
Microsoft Office document icon доклад81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Хайыраканская средняя общеобразовательная школа

Дзун-Хемчикского района РТ

ДОКЛАД

на тему: «Роль школьного библиотекаря в формировании культуры чтения младших классов»

Выполнила: педагог-библиотекарь

Чылбак-оол Л. К-С.

2017г.


Роль школьного библиотекаря в формировании культуры чтения младших классов

Цель: распространение опыта работы. 

Основной задачей школьной библиотеки является привитие любви к книге и воспитание культуры чтения. Воспитание культуры чтения – это одна из важнейших задач школьного библиотекаря. К этой цели можно прийти многими путями. В своей работе я пытаюсь достичь её, работая с ребенком, учителями, родителями.

Книга – это фундамент, на котором строится культура нации.

Культура чтения:

- это умение ориентироваться в книжном мире, быстро и продуктивно усваивать содержание книг;

-  совокупность интереса и любви к книге, широкого знакомства с литературой, специальных знаний о книге и способах работы с ней;  

- умение читать книгу с максимальной пользой;

- умение понимать значение книги в жизни людей, ее места среди других видов массовой информации.

 В понятие культуры чтения художественной литературы входит любовь к искусству слова, наслаждение чтением.
     Несмотря на интервенцию новых носителей информации, книжная культура сохраняет свое значение.  Если учащиеся не будут читать, а вместо раскрытой книги устремят свой взгляд в монитор компьютера, исчезнут живой диалог, живое общение. Во всем должна быть мера. Использование готовых материалов, предлагаемых компьютерными программами, лишает детей умения фантазировать, способности воображать. Читая в первый раз книгу, каждый из нас включает свое собственное воображение и в нем, в этом волшебном персональном театре, человек проигрывает все то, что читает. Так рождается творческая, душевно богатая личность, так пополняется и богатеет словарный запас.  
      Книга входит в жизнь ребенка с раннего детства. Ещё не умея читать, ребёнок, слушая сказки и рассказы, пытается сопереживать героям, повторяет их слова. У каждого ученика есть талант и его надо открыть, вырастить и воспитать.

Читатель в ребенке начинается раньше, чем он научится читать. Умение составлять слоги и слова – это лишь техника, настоящее чтение – это источник духовного обогащения. И очень много может дать ребенку школьная библиотека.

В библиотеке нашей школы создана непринужденная дружеская атмосфера общения с маленьким читателем, вызванная обоюдным интересом к книге.

Педагогически целенаправленное воздействие на ребенка-читателя опирается на учет возрастных индивидуально-психологических особенностей его личности. Начальный период школьного детства 6-7 лет характеризуется несоответствием между относительно высокими требованиями.

 Наше первое знакомство с читателями происходит на экскурсии, когда учитель приводит первоклассников в библиотеку. Для малышей здесь все необычно, ведь они попали в «книжное царство – мудрое государство». С этого момента я стараюсь проявить искренний интерес к каждому ребенку, следить, чтобы первоклашки не уставали, не теряли радости от чтения, чтобы чтение не становилось еще одним заданием сверх уроков. Моя задача – наладить с ними в дальнейшем тесный контакт, привить любовь к книге. Это одна из самых сложных задач работы библиотекаря. Одной из задач, стоящих перед библиотекарем в руководстве чтением детей 7 лет, является воспитание устойчивого интереса к книге и желание преодолеть трудности чтения. Записывая первоклассников в библиотеку, узнаю у классных руководителей, как они читают, и делаю в формулярах соответствующие пометки о технике чтения. Ведь чтобы посоветовать малышу интересную и нужную книгу, важно знать, во-первых, как он читает, во-вторых, о чем любит читать.

Во 2 классе школьники уже самостоятельно читают небольшие рассказы, отрывки, а главным образом сказки, любят рассказы о животных. В целом учащиеся 1-2-х классов составляют очень интересную группу читателей. Хотя у них слабая техника чтения, но очень высок интерес к познанию, они любят фантазировать. У них много вопросов «Почемучек».

Ученики 3-х классов вполне овладели техникой чтения. Дети этого возраста умеют не только передать содержание прочитанного и указать, что им особенно понравилось, но и по-своему оценить поступки героев книги. Живой интерес школьников этого возраста вызывают многие темы и вопросы. Однако свое отношение к прочитанному они еще не могут выразить в суждениях. Всю гамму своих переживаний они чаще выражают одним словом – “нравится”. Этот универсальный критерий отношения к прочитанному характерен именно для данного возраста. Таким образом, 8, 9 лет – начало интенсивного самостоятельного чтения.

В этом возрасте дети всегда читали сказки. Но именно сказки не стоят на первом месте в чтении нынешних детей, которых больше интересуют приключения, комиксы, смешарики. И это заставляет серьезно задуматься. Все-таки младшим школьникам необходимо читать больше сказок, ведь сказки уносят их в мир, полный чудес, развивают у детей фантазию. Сказка помогает детям понимать, что такое добро и зло, правильно оценивать поступки героев – положительных и отрицательных. Простой, понятный детям стиль изложения развивает речь, учит родному языку.

С переходом в 4 класс у школьников сказывается более широкий диапазон интересов, связанный со школьной программой; они шире знакомятся с вопросами естествознания и истории.

Сближает библиотекаря с читателем беседа о ранее прочитанных или прослушанных ребенком книгах. Некоторые дети берут одну книгу несколько раз. Оказывается, это наиболее полюбившаяся книга.

Чаще всего ученики младшего школьного возраста предпочитают сами выбирать книги. Как выбирают книги дети младших классов? Очень просто. Кого-то книга может привлечь необычной расцветкой обложки, красивым рисунком, а кого-то таинственным или многообещающим заглавием. «Картинки хорошие, значит, и книжка хорошая», - простодушно объясняет ребенок свой выбор. Это, однако, не означает, будто он безразличен к содержанию и к художественным достоинствам книги. Малыши просто еще не умеют четко формулировать свои требования.

При записи книги в формуляр, зная способности чтения ребенка, я в тактичной форме, ненавязчиво предлагаю ему те книги, которые для данного читателя будут более необходимы.

В повседневной работе я использую методы групповой работы с детьми: рекомендательные беседы, беседы о прочитанном, слушаю выразительное чтение стихов тувинских и русских поэтов, провожу индивидуальные консультации у книжных полок, обзоры книжных выставок.

Книжные выставки экспонируются в течение определенного времени, призваны возбудить интерес к литературе, а также к определенным вопросам и темам. В течение учебного года в библиотеке работают постоянные и переменные выставки.

          Дети эмоциональны. Они, как правило, тут же хотят поделиться пережитым. И это желание я поощряю. Пусть они сами рассказывают то, что они услышали или прочитали. Пусть рассказывают так, как им хочется. Важно внимательно выслушать может быть не слишком умелый и сбивчивый рассказ, пытаясь понять суть того, что вынес ребенок из прочитанного. Это лучше и ценнее, чем когда ребенок молчит и ничего не отвечает.
Ребята младшего школьного возраста наиболее активные читатели стихов. Важно, чтобы они запоминали фамилии наших отечественных классиков: Барто, Маршака, Михалкова, Чуковского. Ведь читая наизусть стихи, имя автора не запоминают, либо запоминают чисто механически, не соотнося его в сознании с конкретным человеком, что говорит о недостаточной читательской культуре.

            В борьбе за пылкий ум и отрытую душу юного читателя нельзя забывать о такой эффективной форме работы, как массовые мероприятия. Форма их проведения может быть самой разнообразной, но любое даёт блестящую возможность для пропаганды книги; руководства чтением, даже используя традиционные формы работы, важно готовиться к каждому с душой, искать, думать, фантазировать. Можно применять жанр телевизионной игры в оригинальной форме: «Звёздный час» — «Друг, дружочек» ( о животных), интеллектуальное казино «Что, где, когда?» (по стране литературных героев), «Счастливый случай» (1-4 класс), игра — путешествие «По стране Читалии» (по любимым сказкам, 1—4 класс), Надолго остаются в памяти театрализованные формы, инсценировки. Широко используются и такие формы: конкурсы рисунков по любимым книгам, книжные выставки (юбилейные, тематические), беседы, диспуты, викторины. Как веселый запоминающийся праздник проходит Неделя детской книги, целью «Недели детской и юношеской книги» является воспитание культуры чтения, привитие любви к книге, расширение кругозора у детей, активизация детского творчества, выявление лучших читателей. В начале учебного года в библиотеке объявляется о начале конкурсов «Лучший читатель» и «Самый читающий класс». Ребята стараются прочесть как можно больше интересных и нужных книг, чтобы участвовать в конкурсах. В весенние каникулы завершаются все подсчеты, приготовления к празднику. Готовятся призы, дипломы.

Ежегодно в октябре месяце проводится Международный месячник школьных библиотек. Где читатели также могут проявить свою выдумку и фантазию, участвуя в конкурсах, выставках детских рисунков, встречах с любимыми литературными героями. Главное, чтобы детям было интересно, весело и в памяти осталась связь: «Праздник — библиотека — книга» и вновь, и вновь хотелось читать!

Таким образом, школьная библиотека, применяя различные методы, педагогические и информационные технологии, является активным участником учебно-воспитательного процесса. Она прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую ответственность.
         А Сухомлинский еще в середине ХХ века писал, что «Школа – это, прежде всего, книга, а воспитание – прежде всего, слово, книга и живые человеческие отношения».

Мы – дети и взрослые любим книгу! Она помогает нам лучше узнать и понять друг друга, способствуя тому, чтобы взрослых память о детстве, откуда все они родом, просветляла, возвышала, а у детей путь к взрослой жизни был не таким тернистым. Ибо детство неизбежно уходит от нас, а книги остаются с нами навсегда!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Хайыраканская средняя общеобразовательная школа

Дзун-Хемчикского района РТ

ДОКЛАД

на тему: «Педагогическая деятельность школьного библиотекаря в формировании читательской культуры»

Выполнила: педагог-библиотекарь

Чылбак-оол Л. К-С.

2016г.

Введение

Актуальность   выбора темы состоит в том, что только недавно   заговорили  о введении новой должности в системе школьного образования «педагог-библиотекарь». В условиях современных информационных технологий  библиотекарь должен соответствовать новому содержанию работы в школьной библиотеке.

Цель: определить и описать  наиболее эффективные формы, методы и технологии в формировании читательской культуры школьников.

Задачи:

  • 1.Изучить литературу по проблеме;
  • 2.Описать теоретические  основы исследования: 1)раскрыть основные понятия;  2)выявить психолого-педагогические основы деятельности библиотекаря;
  • 3.Описать формы и методы деятельности библиотекаря;

Система общего обязательного образования для многих граждан РФ является первым, а для значительной части – важнейшим институтом социализации. Именно в школе закладываются основы для будущих социальных достижений обучающихся, формируются их личность, отношение к себе и окружающим, культурная компетентность. От состояния школы сегодня зависит дальнейшая судьба отечественной науки, экономики, искусства и общества в целом. Система обязательного образования пока остается единственной институциональной структурой, несущей ответственность за развитие базовых компетенций населения.


Педагогическая деятельность школьного библиотекаря в структуре общей педагогики

Цель библиотеки - приобщить учащихся к культуре, представленной в форме текста, изображения или звука. При этом отмечается, что следует пробуждать у детей, подростков и старшеклассников желание создавать и собственную культуру.

Цель педагогов направлена на развитие учащегося как деятельной и творческой личности. Получается, что  задачи перед всеми, кто работает в школе  одни и те же: развитие и воспитание личности.

                        Особенности педагогической деятельности

Педагогическую деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной мере средства массовой информации. Однако в первом случае эта деятельность — профессиональная, а во втором — общепедагогическая, которую вольно или невольно осуществляет каждый человек и по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.

 Основные направления педагогической деятельности школьного библиотекаря

В соответствии с требованиями ФГОС, в процессе учебной и внеурочной деятельности в образовательных организациях должны формироваться личностные результаты образовательной деятельности. Они предполагают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Итак, ребенок может уметь и читать, и писать, знать правила орфографии, пунктуации, морфологии. Это позволяет называть его грамотным. Но ученик может и не обладать в этом случае языковой культурой, которую  он приобретает тогда, когда, как минимум, овладеет различными стилями устной и письменной речи. Но грамотность является необходимой предпосылкой и основой языковой культуры. Поэтому было бы примитивно и наивно сводить познавательную культуру ученика к владению им общепредметными умениями, однако без учебно-управленческих, учебно-информационных и учебно-логических умений формирование такой культуры без помощи взрослых,  в том числе библиотекаря, маловероятно. Педагогическая составляющая была и раньше присуща  библиотекарю. Давно ушло в прошлое, когда библиотекарь был техническим работником: только выдавал  книги, получал их обратно.

Теперь сложность состоит в том, чтобы совместить педагогическую деятельность и библиотечную.

         Направления работы школьной библиотеки по формированию информационной культуры школьников

Информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой.

Библиотекарь должен решать задачи по информационной культуре вместе с учителями. И в большей степени, чем учитель, потому что больше связан  с информацией. Эти задачи решаются через направления:

1.Комплектование библиотечного фонда. Если учебной литературой школы  уже обеспечены, идёт пополнение каждый год, то художественный фонд давно не пополняется из-за недостатка финансирования. Нет новой детской художественной литературы, «старая» детская – в ветхом состоянии, не соответствует ни каким санитарным  нормам и правилам.

2.Информационная и методическая работа. Это направление поставлено в школах на должный уровень. Библиотекарь работает  с информацией, используя разные технологии, в т.ч. и информационные (курсы по ИТ). Методическая работа осуществляется через взаимодействие с педагогическим коллективом школы, через посещение районных, областных семинаров библиотекарей - выступления на педагогических Советах и методических объединениях и т.п.

3.Массовая работа со школьниками. Эта работа идёт через коллективно-творческие дела, мероприятия в школе при подготовке  к праздникам, проектной деятельности.

4.Индивидуальная работа с читателями. Через отзывы о прочитанной книге, через рисунки к прочитанному, через суждения и реплики, через вопросы по книге, через ответы  детей библиотекарь ведёт диалог с читателем.

5.Систематическое повышение собственного профессионального уровня осуществляется через курсы повышения квалификации, районные и областные семинары разной тематики, выступления на различных мероприятиях.

Среди основных направлений модернизации общего образования, с учётом которых разработан стандарт, названы:

  • личностная ориентация содержания образования;
  • деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
  • формирование ключевых компетенций — готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

В результате дискуссий деятелей образования стала ясна необходимость описания нового типа образовательного результата, не сводимого к простой комбинации сведений и навыков и ориентированного на решение реальных задач.

2.3.Мыслительная деятельность читателя

Чтение — одно из самых лучших упражнений по развитию мозга. Уже известно, что конкуренты чтению как “развивающие” компьютерные игры, показали весьма  средние  результаты. А чтение развивает внимание, память, обогащает словарный запас, развивает речь, грамотность.

Чтение — сложнейшее упражнение для мозга. Л.С.Выготский утверждал, что   в чтении «принимают участие высшие психические функции в части мышления».[1]В этом его польза и это же причина трудностей в обучении чтению и письму.

Обучение чтению и письму рассматривалось всеми цивилизациями как ключевая ступень в интеллектуальном развитии человека, причем несмотря ни на какие трудности и временные затраты. Как оказалось, за подобным представлением стоит не только “внешняя” полезность чтения письма, но и сам способ функционирования нашего мозга.

Мозг человека, умеющего читать, работает заметно более сложным образом, чем мозг неграмотного. Причем мозг человека, упражнявшегося в чтении в детстве, умеет лучше активировать все свои ресурсы, чем мозг человека, обучившегося грамоте, уже, будучи взрослым.

Сюзан Гринфилд, которая уже 20 лет изучает физиологию мозга и считается одним из самых авторитетных специалистов в этой области, утверждает, что ничто не развивает детский мозг так, как книга: литературное произведение —  лучший катализатор для мыслительных процессов. При чтении или прослушивании книги задействуются максимальное число областей мозга, утверждает она. Именно от количества прочтенных в детстве книг зависит стройность логического мышления и умение сосредотачиваться в старшем возрасте, говорит Гринфилд.
«Детям проще развивать свой мозг, чем взрослым людям, — подытоживает Гринфилд. — Именно поэтому родителям очень важно читать своим малышам как можно больше книжек». И в дальнейшем, «…как бы хорошо ни был грамотен ребенок, чтение вслух должно составлять одно из самых широких мероприятий семьи». Желательно, чтобы такое чтение сделалось привычным. При этом если сначала читают взрослые - родители, бабушка и т.п,то в дальнейшем можно практиковать чтение по очереди: взрослый – ребёнок, ребёнок-взрослый. Идеально, если такое чтение происходит не специально для ребенка, а в кругу семьи, с расчетом на то, что оно вызовет и коллективный отзыв и обмен мнениями. Только при помощи такого коллективного чтения можно направить читательские вкусы ребенка и выработать в нем привычку критически относиться к прочитанному.

Независимо от чтения вслух необходимо прививать ребенку и охоту самому посидеть за книжкой. Родители могут принести много пользы, если не оставят самостоятельное чтение ребёнка  без своего внимания. Это внимание должно выражаться в следующем:

а) должен контролироваться самый подбор литературы, так как еще теперь приходится наблюдать, как наши дети держат в руках книги, неизвестно откуда пришедшие;

б) родители должны знать, как ребенок читает книгу; в особенности нужно бояться бессмысленного проглатывания страницы за страницей, безвольного следования только за внешней интересностью книги, за тем, что называется фабулой;

в) наконец, необходимо приучать ребенка к бережливому отношению к книге.

Литература

Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. Практический справочник:ок.11000 синонимов.рядов.-7-е изд.,стер.-М.:Рус.яз.,1993.-495с.…

Андреев О. А. Учитесь быстро читать / О. А. Андреев, Л. Н. Хромов. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.

Андрианова Л.М. Библиотечная работа и со взрослыми. Школьная библиотека.-2006,№3