1.1. Наличие стабильных положительных результатов коррекции развития адаптации обучающихся и воспитанников

Корнеева Татьяна Альбертовна

1.1. Наличие стабильных положительных результатов коррекции развития адаптации обучающихся и воспитанников

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога Корнеевой Татьяны Альбертовны в МКДОУ «Детский сад №30» проводится системно на основе годового плана работы в форме групповых и индивидуальных занятий. Наличие положительной динамики и устойчивости результата коррекции и развития ребенка, с которым работает педагог-психолог можно определить по итогам работы над данным видом деятельности. Приоритетными направлениями деятельности педагога-психолога ДОУ является психологическое сопровождение:

- групп раннего возраста в период адаптации;

- подготовительных групп дошкольной организации;

- социально-коммуникативное развитие дошкольников.

Психологическое сопровождение заключается в следующем:

- оказание консультативной помощи педагогам, родителям воспитанников;

- тесное взаимодействие с воспитателями и родителями групп;

- организация и проведение родительских собраний, семинаров-практикумов по подготовке детей к детскому саду, школе, обучению психологическим, развивающим, коммуникативным играм;

- выпуск наглядно-информационных материалов (памятки, рекомендации, брошюры, буклеты)

- организация групповых и индивидуальных развивающих занятий ведется коррекционно-развивающая работа на основе Программы психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик- семицветик» под ред. Н.Ю.Куражевой, коррекционно-развивающих занятий под ред. В.Л.Шарохиной, Л.И. Катаева, а с детьми раннего возраста по программе А.С. Роньжиной «Диагностика уровня адаптированности ребёнка к дошкольному учреждению», для работы с детьми с особенностями в развитии разработаны индивидуальные адаптированные образовательные маршруты в соответствии с рекомендациями ЦПМПК.

Всесторонний обхват всех участников воспитательно-образовательного процесса в группах раннего возраста позволяет пройти период адаптации детьми более успешно, в подготовительной группе подготовится к школьному обучению, что выявляется в результате диагностических обследований детей.

 Адаптация. В период поступления воспитанников в дошкольное учреждение в группах проводилось наблюдение, целью которого было определение особенностей привыкания детей к условиям дошкольного образовательного учреждения. В процессе наблюдения фиксировались следующие показатели психического здоровья ребенка:

- эмоциональное состояние;

- социальные контакты со взрослыми и детьми;

- познавательная и игровая деятельность;

- реакция на изменение привычной ситуации.

 

 

 

Показатели уровня адаптированности к дошкольному учреждению

по программе А.С. Роньжиной «Диагностика уровня адаптированности ребёнка к дошкольному учреждению»

 

п/п

Период

Поступило детей в ДОУ

Количество детей с разным уровнем адаптации (по степени)

Легкая

Средняя

Тяжелая

1

2019-2020 уч.г.

42

35

7

 -

2

2020-2021 уч.г.

44

37

7

1

3

2021-2022 уч.г.

47

41

6

-

4

2022-2023уч.г.

46

44

2

-

 

Итого

179

157

22

1

 

Таким образом за отчетный период:  

      157 детей адаптировались в легкой форме, у таких детей нормализовался сон, они нормально начинали есть. Настроение бодрое, приподнятое, дети спокойно прощались утром с родителями. Высокий уровень интереса к окружающему, хорошая речевая и познавательная активность. Заболеваемость на среднем уровне.

     У 22 детей острая фаза адаптационного процесса проходила в степени средней тяжести: они переболели по 1-2 раза; у них наблюдались признаки психического стресса: страх, упрямство, плаксивость, капризность. Но по истечению 2 месяцев поведение у них нормализовалось и самочувствие улучшилось.

 Дети с тяжелой формой адаптации практически отсутствуют.

 У большинства детей эмоциональное состояние стало стабильное, во взаимоотношениях с взрослыми начинали проявлять инициативу, в деятельности либо подражали взрослым, либо наблюдали за действиями взрослых и сверстников, стремясь познать новое, у многих детей появились элементы сюжетно – ролевой игры.

Выводы:  Таким образом можно сделать вывод, что для большинства детей процесс адаптации проходил на высоком и среднем уровне. Этому способствовала совместная работа всех участников образовательного процесса и проведённые мероприятия:

 1.     Занятия психолога с детьми в адаптационный период по программе Роньжина А.С.

 2.     Систематическое консультирование родителей и педагогов.

 3.     Распространение информации по адаптации: памятки, буклеты, стендовая информация.

 4. Прием детей в группу осуществлялся по индивидуальному графику, с постепенным увеличением времени пребывания ребенка в ДОУ - с 2 часов до перехода на полный день.

 5.     Учёт индивидуальных особенностей детей.

 6. Организация игровой деятельности, которая способствовала формированию у детей уверенности в самих себе и своих возможностях и закладывала основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю, а также основы доброжелательного отношения детей друг к другу.

 С детьми, имеющими низкий уровень адаптации были продолжены занятия в индивидуальной форме, а также были проведены дополнительные консультации с родителями с целью выявления причин и оказания помощи.

  Основными причинами низкого уровня адаптированности послужили: не соблюдение режима дня и частые пропуски. 

Готовность к школьному обучению.

Одним из направлений работы педагога-психолога ДОУ является психодиагностика, где важное место отводится диагностике готовности к школе. От уровня готовности к школе зависит успешность обучения в школе и его адаптация к новым условиям. Это делает актуальным проведение диагностики готовности к школе. Используемая методика: Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду.

        Важным компонентом школьной готовности является интеллектуальная готовность. В таблицах 1-4 представлены данные об уровне развития познавательных процессов за 2019 – 2023 учебные года.

 

Таблица 1. Развитие памяти.

Период

Общее количество детей

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Количество детей

Процент

Количество детей

Процент

Количество детей

Процент

2019-20 уг

69

40 чел.

58%

23 чел.

33%

6 чел.

9%

2020-21 уг

74

58 чел.

78%

12 чел.

16%

4 чел.

6%

2021-22 уг

76

59 чел.

78%

14 чел.

18%

3 чел.

4%

2022-23 уг

81

62 чел.

77%

15 чел.

18%

4 чел.

5%

 

Таблица 2. Развитие внимания.

Период

Общее количество детей

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Количество детей

Процент

Количество детей

Процент

Количество детей

Процент

2019-20 уг

69

38 чел.

55%

22 чел.

32%

9 чел.

13%

2020-21 уг

74

42 чел.

57%

26 чел.

28%

6 чел.

15%

2021-22 уг

76

46 чел.

61%

24 чел.

32%

6 чел.

7%

2022-23 уг

81

49 чел.

60%

24 чел.

30%

8 чел.

10%

 

Таблица 3. Развитие мышления.

Период

Общее количество детей

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Количество детей

Процент

Количество детей

Процент

Количество детей

Процент

2019-20 уг

69

45 чел.

65%

22 чел.

32%

2 чел.

2%

2020-21 уг

74

52 чел.

70%

19 чел.

26%

3 чел.

4%

2021-22 уг

76

55 чел.

72%

17 чел.

23%

4 чел.

5%

2022-23 уг

81

61 чел.

75%

16 чел.

20%

4 чел.

5%

 

 

Таблица 4. Развитие воображения.

Период

Общее количество детей

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

 

Количество детей

Процент

Количество детей

Процент

Количество детей

Процент

2019-20 уг

69

50 чел.

48%

17 чел.

48%

2 чел.

4%

2020-21 уг

74

54 чел.

52%

20 чел.

48%

0 чел.

0%

2021-22 уг

76

53 чел.

70%

22 чел.

29%

1 чел.

1%

2022-23 уг

81

64 чел.

79%

15 чел.

19%

2 чел.

2%

 

В таблице 5 представлены результаты диагностики познавательных процессов.

Период

Общее количество детей

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

 

Количество детей

Процент

Количество детей

Процент

Количество детей

Процент

2019-20 уг

69

52 чел.

75%

14 чел.

20%

3 чел.

4%

2020-21 уг

74

59 чел.

80%

11 чел.

15%

4 чел.

5%

2021-22 уг

76

58 чел.

76%

15 чел.

20%

3 чел.

4%

2022-23 уг

81

62 чел.

77%

15 чел.

18%

4 чел.

5%

Таблица 5. Общие показатели готовности к школе.

     Важным компонентом готовности к школьному обучению является мотивационная и

 

Выводы:

    Диагностика в начале учебного года позволила определить общий уровень готовности к школе, включающих в себя личностный, мотивационный и познавательный компонент, выявить сильные и слабые стороны в развитии ребёнка, а также выявить детей, нуждающихся в коррекционно-развивающей работе. Были выявлены основные проблемы в развитии произвольного внимания, словесно-логического мышления, воображения. У большинства детей хорошо развита кратковременная слуховая память и наглядно-образное мышление. Таким образом по результатам диагностики в начале учебного года была сформирована коррекционно-развивающая группа детей с низким уровнем развития познавательных процессов.

    Диагностика в конце учебного года позволила выявить динамику в развитии познавательных процесс и в формировании мотивационной, личностной готовности. Результаты, полученные в конце учебного года, говорят о положительной динамике в развитии познавательных процессов детей подготовительных групп, а также о динамике в мотивационной и личностной готовности.  

    Достичь положительной динами позволили:

  1. Систематические коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими низкий уровень развития, направленные на предупреждение школьной дезадаптации;
  2. Совместная работа всех участников образовательных отношений;
  3. Высокая посещаемость детей коррекционно-развивающих занятий;
  4. Вовлеченность родителей (законных представителей) в коррекционно-развивающий процесс.

     Процент детей, имеющих низкий уровень развития познавательных процессов на конец учебного года составил 10 % (4 человека). Отсутствие динамики у этих детей связано с частыми пропусками занятий и отсутствуем интереса родителей (законных представителей) к коррекционно-развивающему процессу.

Психокоррекционная работа проводится в двух направлениях: индивидуальная и групповая. Индивидуальная психокоррекционная работа педагога-психолога осуществляется на основе выборки воспитанников, нуждающихся в коррекционной работе. Опираясь на результаты проведённой диагностики, а также по запросам родителей, педагогов и администрации ДОУ, проводились занятия с детьми, имеющими трудности в обучении, поведении и адаптации.

 

Общее количество групповых и индивидуальных занятий

по Программе психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик- семицветик» под ред. Н.Ю.Куражевой.

 

п/п

Период

Количество занятий

групповых

индивидуальных

всего

1

2019-2020 уч.г.

224

56

280

2

2020-2021 уч.г.

224

53

277

3

2021-2022 уч.г.

224

62

286

4

2022-2023уч.г.

224

58

282

 

Итого

896

229

1125

 

Групповая коррекционно-развивающая работа проводится в соответствии с планом работы педагога- психолога.

Представленные результаты работы демонстрируют улучшение показателей развития познавательной активности, повышения уровня развития внимания, памяти, мышления.

Особое место в работе педагога-психолога занимает индивидуальная работа. Занятия посещают дети с трудностями обучения и воспитания.

 

Количество воспитанников

с индивидуальным образовательным маршрутом

 

п/п

Период

Количество детей

На начало учебного года

На конец учебного года

1

2019-2020 уч.г.

-

-

2

2020-2021 уч.г.

1

4

3

2021-2022 уч.г.

5

7

4

2022-2023 уч.г.

7

10

 

Оценка эффективности работы показала, что индивидуальные и групповые занятия интересны и актуальны для детей. В ходе анализа коррекционной и развивающей работы в ДОУ можно сделать вывод о тенденции повышения положительной динамики за отчетный период.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon nalichie_stabilnyh_rezultatov_pp.pdf2.36 МБ

Предварительный просмотр: