1.4 Работа с родителями

Корнеева Татьяна Альбертовна

1.4 Работа с родителями

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №30»

 

 

 

 

 

Перспективный план

работы с родителями

воспитанников ДОУ

педагога-психолога

 

 

 

                         педагог-психолог

Корнеева Т.А.

 

 

 

 

г. Элиста

Эффективность работы педагога-психолога в ДОУ во многом зависит от правильно выбранных форм и методов работы с родителями при условии применении их в системе.

Задачи:      1. Установление партнерских отношений с семьей воспитанника, объединение усилий для развития и воспитания ребенка;

2. Создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки и проникновения в проблемы друг друга.

3.Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

4. Обучение методам игрового взаимодействия с ребенком; созданию оптимальной развивающей среды дома.    

Правила взаимодействия:

1. Проявлять доброжелательное отношение к родителям и ребенку, с уважением относиться к мнению родителей, их опыту, не допускать оценочных суждений, как со своей стороны, так и со стороны родителей по отношению друг к другу;

2.Описывать психологические феномены доступным, понятным языком, избегая употребления профессиональной терминологии;

3.Следовать принципу конфиденциальности, не предоставляя посторонним людям никакой информации о конкретных детях, диагностических данных и т.д.

4.Акцентировать внимание родителей на их собственных возможностях и ресурсах, поддерживать их позитивную оценку себя в качестве родителя.    

Формы работы педагога-психолога с родителями подразделяются на групповые, индивидуальные и наглядно-информационные.

  1. Групповые формы работы с родителями наиболее распространены. Они подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы).  Это совместные мероприятия педагога-психолога, педагогов и родителей. В некоторых из них участвуют и дети.  

Перечислю некоторые групповые формы работы, применяемые в нашем дошкольном учреждении:

  • Дни открытых дверей;
  • родительские собрания, включающие выступление психолога;
  • анкетирование/опрос родителей;
  • групповые беседы, лекции и консультации психолога
  • психологические игры, упражнения, занятия для родителей с элементами тренинга;
  • проведение психодиагностики ребенка в присутствии родителей.

При проведении Дня открытых дверей психолог знакомит родителей с основными направлениями свой работы, со своим кабинетом, сенсорным кабинетом, расписанием работы, рассказывает о том, с какими вопросами можно обращаться к психологу. Нередко родители не видят разницы между психологом и психиатром и не хотят идти на консультацию к педагогу-психологу.

На первых встречах с родителями (часто это бывают родительские собрания) проводятся анкетирования/опросы родителей, проводится сбор информации о семье, о запросах, интересах, потребностях в психолого-педагогической информации. Как показывают проведённые опросы родителей, они не всегда компетентны в вопросах психического развития ребёнка, а также есть темы, которые актуальны для всех категорий родителей (особенности того, или иного возрастного периода). Почти в каждой семье стоит проблема – чем занять ребёнка дома. Родители младших дошкольников испытывают трудности, связанные с кризисом трёх лет, капризами и упрямством. Родителей старших групп интересуют проблемы, связанные с ранней готовностью к школе. Эти темы можно обсудить и на индивидуальной беседе с родителем, а также на родительских собраниях и поместить информацию в уголок для родителей.

Анкетирование родителей детей подготовительных групп «Готов ли ваш ребёнок к школе?» актуализирует некоторые аспекты школьной готовности ребенка.

В конце учебного года проводится опрос родителей, позволяющий оценить результаты работы психолога (родители указывают темы наиболее удачных выступлений психолога, выделяют «трудные» вопросы, оценивают результат практического применения полученных знаний, сообщают о произошедших переменах в семейном взаимодействии)

Анализируя анкеты родителей, психолог подбирает темы групповых консультаций, лекций, бесед.

Вот некоторые темы групповых консультаций педагога-психолога:

 «Поощрения и наказания ребёнка в семье»

«Секреты общения в семье»

«Что такое школьная готовность»

«Что делать, если ребенок лжет?»

«Старшие и младшие дети»

«Воспитание ребенка без отца»

«Женские роли в семье»

«Капризы ребенка»

«Ребенок и компьютер»

«Раннее интеллектуальное развитие ребенка»

«Типы семейного воспитания»

Психологические игры, упражнения, занятия с элементами тренинга могут проводиться как отдельно, так и в рамках родительского собрания, Родительской гостиной, групповых семейных консультаций. Они направлены на знакомство родителей между собой (обычно вновь созданные группы), на групповую сплоченность, на выявление стиля семейного воспитания, способствуют оптимизации семейного общения, конструктивному решению конфликтов. Психологические игры, упражнения помогают формированию у родителей практических навыков воспитания детей.

 Проведение психодиагностики ребенка в присутствии родителей - совмещение психодиагностики и консультирования по её итогам, что позволяет родителям более полно увидеть те или иные проблемы в развитии ребенка. Особенно действенен такой подход при определении готовности ребенка к школьному обучению, но он имеет и свои ограничения (например, при нарушениях семейного общения, при авторитарных родителях). По итогам психодиагностики родителям даются рекомендации.

  1. Индивидуальные формы предназначены для индивидуальной работы с родителями (или другими членами семьи) воспитанников. К ним можно отнести индивидуальные психологические консультации и беседы.  

Педагог-психолог широко использует в своей практике индивидуальные консультации с родителями. Проанализировав причины обращения родителей нашего ДОУ к психологу, можно выделить наиболее часто встречающиеся:

- проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада;

- проблемы поведения (агрессивное поведение, капризы, упрямство);

- детские страхи;

- проблемы в развитии познавательных процессов (внимания, памяти, мышления т.д.);  

- внутрисемейные конфликты (ситуация развода родителей, конфликты между бабушкой и родителями);

- воспитание ребенка в неполной семье;

- нарушения речи у ребенка;

- консультации по результатам психодиагностики, мониторингов.

На индивидуальных консультациях психолог применяет все основные методы консультирования: беседа, интервью, наблюдение, активное и эмпатическое слушание. От правильности выбора методов зависит эффективность работы психолога: установление контакта с членами семьи, доверительных отношений, выдвижение психологом верной гипотезы, правильность рекомендаций по развитию и воспитанию ребенка. При проведении индивидуальных консультаций особенно ярко виден уровень профессионализма психолога.

К индивидуальным формам работы относится и такая форма как беседа с родителями воспитанников по вопросам развития и воспитания детей, которая может происходить в групповой комнате, в фойе, во время утреннего приема или в конце дня, когда родители забирают ребенка. В отличие от психологического консультирования беседа с родителями является более кратковременной и  решает менее сложные задачи.

3. Наглядно-информационные формы работы педагога-психолога с родителями играют роль опосредованного общения между психологом и родителями.

Из наглядно-информационных форм работы психолога в нашем детском саду используются следующие:

  • информационные стенды для родителей;
  • памятки;
  • буклеты.

С целью психологического просвещения родителей в приемных групп на стендах вниманию родителей представлены печатные материалы по темам:

- «Детские страхи»;

- «Как заучивать наизусть стихи с детьми (рекомендации психолога)»;

- «Причины детской агрессии»;

- «Поиграем вместе с детьми»;

- «Игры и упражнения для развития памяти»;

- «Ребенок и ТВ»;

- «Как помочь ребенку полюбить детский сад»;

- и другие.

В заключение, необходимо отметить, что использование в системе разнообразных форм и методов психологической работы с родителями в ДОУ привело к следующим положительным результатам:

  1. Родители стали проявлять больший интерес к содержанию образовательного процесса в ДОУ.
  2. Возросла активность родителей на родительских собраниях (чаще возникают дискуссии по инициативе родителей, приводят примеры из собственного опыта, повысилась активность при анализе педагогических ситуаций и др.).
  3. Увеличилось число вопросов к педагогу-психологу, касающихся ребенка внутреннего мира, его личности.
  4. Возросло количество индивидуальных консультаций по инициативе родителей.

 

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

с родителями воспитанников, в том числе

воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью

МКДОУ «Детский сад №30»

 

Категории

Содержание работы

Группы

Сроки

выполнения

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Работа с родителями

1. Анкетирование родителей, вновь прибывших детей.

 2. Анкета «Ваш ребёнок скоро станет школьником».

 3. Анкетирование «Удовлетворённость работой ДОУ».

 4. Диагностика.

младшая

 

Подготови-тельная

Все группы

 

 

По запросу родителей, педагогов, администрации

Сентябрь

 

Февраль

 

Май

 

 

В течение года

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Работа с родителями

1. Беседы-консультации с родителями вновь поступивших детей.

 

2. Групповая консультация «Роль родителей в процессе адаптации».

 

3. Упражнения и игры, направленные на развитие мыслительной деятельности и речи ребенка с ЗПР.

4. Консультация «Основные

Направления деятельности взрослых в семье» (познавательное развитие).

5. Упражнения и игры, направленные на развитие восприятия и пространственной ориентировки ребенка.

6. Воспитание ответственности и самостоятельности.

7. Индивидуальные консультации родителей по различным проблемам психологического содержания. 

8. Консультации с родителями по результатам диагностики интеллектуального, психического развития и эмоциональной сферы.

 

 

 

 

 

Индивидуально

 

 

 

Группа детей раннего возраста

Информационный стенд

 Индивидуально

 

 

 

Информационный стенд

 

 

Индивидуально

 

 

 

 

Индивидуально

 

 

Индивидуально

 

 

 

 

Индивидуально

 

Июль-август

В течение года

Сентябрь

 

 

 

Ноябрь

 

 

 

Декабрь

 

 

 

Декабрь

 

 

 

 

В течение года

 

Март

 

 

 

 

В течение года

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Работа с родителями

1. «Психологические особенности детей дошкольного возраста».

2. «Маленький человек в новой среде» (проблема адаптации).

 

3. «Капризы и упрямства детей дошкольного возраста».

4. «Готовность к школе».

 

5. Оформление стенда «Советы психолога»:

  • «Как сделать период адаптации малыша к новым условиям наиболее мягким? Как вести себя родителям, что стоит объяснить малышу заранее?»
  • «Как бороться с детской истерикой»
  • « Как правильно хвалить ребенка»
  • «Ребёнок у экрана»
  • «Как родителям помочь застенчивому ребенку»
  • «Ребёнок с синдромом гиперактивности»
  • «Агрессивный ребёнок»
  • «Возрастные кризисы 3-х и 7-ми лет»
  • «Скоро в школу».

6. Групповые родительские уголки в группах по темам:

«Как подготовить ребенка к ДОУ»

«Как помочь ребенку в период адаптации»

«Как играть с ребенком»

«Как справиться с детскими капризами»

«Поощрение и наказание»

«Если ребенок кусается, грызет ногти»

«Как провести с ребенком выходной день»

«Рекомендации родителям по формированию у детей навыков самообслуживания»

«Воспитание бережного отношения к вещам»

«Читаем вместе»

«Мальчики и девочки - два разных мира»

«Секреты общения с ребенком в семье»

«Поощрение и наказания ребенка в семье»

«Если в семье один родитель»

«Условия поло-ролевого воспитания ребенка»

«Влияние родительских установок на развитие»

«Взаимодействие с трудными детьми»

«Как надо вести себя родителям с гиперактивным ребенком»

«Роль отца в воспитании детей»

«Как предупредить отклонения в поведении ребенка»

«Пальчиковая гимнастика как средство развития тонкой моторики дошкольников»

«Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста»

«Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста»

«Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка»

«Тревожный ребенок»

«Гиперактивный ребенок»

«Агрессивный ребенок»

«Воспитываем усидчивость»

«Родительский авторитет»

«Развитие речи дошкольников 5-6 лет через чтение художественной литературы»

«Воспитание культуры поведения старших дошкольников средством художественной литературы»

«Развития тонкой моторики дошкольников»

«Психологические особенности детей 6-7 лет»

«Психологическая готовность ребенка к школе»

«Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе»

«Кризис семи лет»

«Стили взаимодействия взрослых с детьми»

«Десять заповедей для родителей бедующих первоклассников»

«Почему он не хочет учиться»

«Развитие творчества в изобразительной деятельности»

7. Составление и распространение памяток и рекомендаций.

Во всех возрастных группах

 Группа детей раннего возраста

 

 

2-я младшая

 

 

Подготови-тельная

Все группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Младший возраст

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средний возраст

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Старший возраст

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовительный возраст

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По запросу

 

 

Сентябрь

Октябрь

 

Октябрь

 

 

 

Ноябрь

 

 

 Май

 

В течение года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение года

 

 

 

Типология методик психологического обследования

детско-родительских отношений в семье

 

Предлагаемые родителям:

  • Родительское               сочинение «История жизни моего ребенка»
  • Опросник родительских отношений Варги-Столина - ОРО
  • Опросник стиля родительского воспитывающего поведения Э.Г. Эйдемиллера - АСВ
  • Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой ОДРЭВ

Предлагаемые независимо и одновременно детям и родителям:

  • Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И.М. Марковской
  • Самооценочная методика в варианте, когда, например, родители оценивают ребенка и дают оценки за ребенка, а затем обсуждают отличия в оценках родитлей от самооценки, полученной от ребенка, и наоборот
  • Методика «Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания в средней группе

«Особенности детей 4–5 лет. Игра и сказка»

Добрый вечер, уважаемые родители!

Сегодня мы с вами поговорим о психологических особенностях детей 4-5 лет и о том, что важно развивать в детях данного возраста и на что стоит обратить особое внимание в воспитании детей.

А для начало поиграем

Упражнение «Пожелание»

Родители встают в круг, педагог-психолог пускает по кругу бубен.

Ты катись, веселый бубен,

Быстро-быстро по рукам.

У кого веселый бубен,

Тот пожелание скажет нам.

Психолог. Ну, вот и лето прошло. А как вы его провели, мы сейчас узнаем с помощью упражнений…

Упражнение «Как мы провели лето»

- встаньте те, кто, ходил со своим ребенком в лес… (на рыбалку);

- встаньте те, купался, плавал вместе с ребенком, загорал на пляже;

- у чьих детей от загара сгорела спина;

- кто читал детям книги;

- кто купил своему ребенку мяч или любой другой предмет для двигательной активности;

- чьи дети помогали родителям в огороде;

- чей ребенок научился чему-нибудь новому.

Итак, начнем, к основным психическим процессам относятся :

-восприятие

-внимание

-память

-мышление -воображение -речь

К 4-5 годам у ребенка возрастает сила нервных процессов, повышается их подвижность. Постепенно совершенствуется возможность сопровождать речью свою игру, дети без труда воспринимают указания взрослого в процессе различной деятельности. Однако нервные процессы у ребенка среднего дошкольного возраста еще далеки от совершенства.

Преобладает процесс возбуждения над процессом торможения. При нарушении привычных условий жизни, при утомлении это проявляется в бурных эмоциональных реакциях, несоблюдении правил поведения. Средние дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Если ребенок перевозбужден, нужно переключить его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ему восстановить силы и успокоиться.

На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек и совместных игр. Их речевые контакты становятся более длительными и активными.

Так же новые черты появляются в общении средних дошкольников со взрослыми. Они стремятся к познавательному, интеллектуальному общению.

Это проявляется в многочисленных вопросах детей : «Зачем»«Почему»«Когда»«Для чего» и т. д. Нередко дети многократно обращаются с одним и тем же вопросом и от взрослых требуется большое терпение. Серьезную ошибку совершает взрослый, если отмахивается от вопросов ребенка, не замечает их или раздражается. Доброжелательное отношение взрослого к детским вопросам помогает развивать познавательную активность и укрепляет доверие ребенка к взрослому. Замечено, что дети, не получающие от взрослого ответы на волнующие вопросы, начинают проявлять черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим.

В этом возрасте дети становятся более любознательными, активными и физически выносливыми.

Следует обратить внимание на то, что в этом возрасте недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера. (т. е можно корректировать)

В этом возрасте основной деятельностью ребенка становится сюжетно-ролевая игра. Игра вдвойне интересней ребенку, когда он чувствует поддержку и заинтересованность самых близких и любимых людей – родителей. Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельный, творческий характер игры.

К сожалению, как показывает опыт, родители редко играют с детьми. Причин этому очень много. Одни заняты на работе или по дому, другие считают, что ребенок вполне самостоятелен и игра в одиночестве будет способствовать его развитию, но увы это не так.

Чем интересней и разнообразней будут ваши игры с ребенком, тем гармоничней будет его встреча со взрослой жизнью. Игра доставляет ребенку очень много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишайте его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.

Ну, если совсем нет времени поиграть, то в этом случае вам на помощь приходит книжка, совместное чтение книг. Те минуты, которые вы проведете вместе, читая книгу, помогут сохранить контакт с ребенком и будут полезны для его развития.

Возьмите все по цветку раскрасьте их. А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по форме, размеру. Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? Мы - взрослые люди при одинаковых условиях делаем все по-разному. Отсюда наше правило:

Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим!

Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется мониторинг. Это мы будем делать для того, чтобы знать, как и что делать с этим завтра. Это мы будем делать для того, чтобы, расти каждый день. Причем не только в знаниях, но и в поступках. Любите своих детей! Всего доброго!



Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания

в старшей, подготовительной к школе группе

«Работа педагога-психолога в ДОУ»

    Здравствуйте, Уважаемые родители! Меня зовут Татьяна Альбертовна, я работаю психологом в нашей детском саду. Занятия провожу индивидуальные и групповые.  Сегодня Вашему вниманию представляю выступление на тему: «Работа педагога-психолога в ДОУ».

    Хочу спросить у вас: какое определение можете дать Вы, Кто такой психолог? (ответы родителей).

ПСИХОЛОГ - специалист в области психологии, как правило с высшим образованием, знающим психику человека.

   Чтобы наша встреча был продуктивной и комфортной для всех, я предлагаю познакомиться.

 Игра знакомство.

    Участники садятся в круг, каждый поочерёдно произносит своё имя и добавляет характерное качество на первую букву имени. Каждый последующий участник, называет имена и черты предыдущих, так, что последний называет всех присутствующих.

Это позволяет хорошо запомнить имена всех родителей, вносит элемент игры, снимает напряжение и растерянность, иногда скованность.

Спасибо!

А теперь продолжим….

Основные функции педагога-психолога в детском саду —

создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

Работа педагога-психолога в детском саду имеет ряд особенностей.

Прежде всего, психолог имеет возможность наблюдать детей не один год, в разных видах деятельности,

- игре,

- общение со сверстниками, взрослыми;

- получать необходимые сведения о развитии ребёнка от воспитателей, родителей, других специалистов детского сада.

Эти факторы облегчают сбор диагностической информации о психическом развитии детей, позволяют оказывать более эффективную помощь.

 Основными обязанностями психолога является:

1. психологическое просвещение.

2. психологическая профилактика (своевременное предупреждение возможных нарушений психического здоровья детей)

3. психокоррекция (деятельность направленная на исправление особенностей психологического развития)

4. психодиагностика (подбор методического материала для индивидуально- психологических особенностей каждого ребенка)

5. психолого-педагогический консилиум (психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка).

Основной целью психолога является:

Обеспечение психического здоровья и эмоционального благополучия детей, создание оптимальных условий для развития возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка.

Перед детским психологом стоят несколько задач:

1.  Реализовать в работе с детьми возможности развития каждого возраста;         

2. Развивать индивидуальные особенности ребенка;

3. Создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду;

 4. Оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.

Психологическую помощь педагог- психолог оказывает: родителям, педагогам, и главное – детям. А сейчас я хочу рассказать подробнее о направлениях работы.

  • Психологическое просвещение

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, и родителей, а именно: 

- повышение уровня психологических знаний; 

- включение имеющихся знаний в структуру деятельности

Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и тренингов.

  • Психодиагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно -образовательного процесса. 

Проводится: 

Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.

Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.

  • Психопрофилактика

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса. 

Для этого предусмотрено: 

Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

- анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;

- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;

  • Коррекционная и развивающая работа. 

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития. 

       В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития.

       Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют в конечном счете на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом.

Зона компетенции педагога-психолога в диагностическом обследовании дошкольников.Педагог-психолог осуществляет:

  • Психологическую диагностику познавательных процессов детей
  • Психологическую диагностику личностных качеств.
  • Диагностику психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе.

Старший возраст (5-6 лет):

•  внимание, память, мышление, воображение

• общая моторика;

• самооценка, статус в группе;

• мотивация;

• произвольность;

• коммуникативные навыки;

Подготовительная к школе группа (6-7 лет):

• мотивация;

• произвольность;

• самооценка;

• память, воображение, мышление;

•коммуникативные навыки.

      Групповые и индивидуальные  занятия я провожу по программе психологических занятий «Цветик-семицветик» Н.Ю. Куражевой. Эта программа  разработана для работы с детьми разных возрастов, каждое занятие построено в игровой форме, доступной и интересной для детей. В этом году приобретены рабочие тетради также по этой программе. Мой кабине находится в мультимедийном центре, поэтому зачастую для занятий я использую интерактивную доску, создаю игровые задания для развития психических процессов. Современных детей привлекает компьютерные технологии,  поэтому эти занятия им  очень нравятся.

Сейчас я предлагаю Вам пройти тест : « Знаете ли Вы своего ребёнка?».

“Знаете ли Вы своего ребенка?

(Из книги одного из ведущих специалистов США в области детской психологии Алана Фромма “Азбука для родителей”, Лениздат, 1991. с.13)

Как определить, здоровы ли Ваши дети душевно? Адаптированы ли они? Вот ряд вопросов, которые сами по себе Вам могут быть полезны:

  1. Легко ли рассмешить Вашего ребенка?
  2. Как часто он капризничает: реже одного- двух раз в неделю?
  3. Ложится ли спать спокойно, не выведя из терпения всех?
  4. Все ли он ест, достаточно ли, не капризничает ли при этом?
  5. Имеются ли у него друзья, которые хорошо относятся к нему и с которыми он охотно проводит время?
  6. Часто ли он выходит из себя?
  7. Всегда ли нужно присматривать за ним, быть в курсе его дел?
  8. Удается пи ему ночью спать спокойно?
  9. Нет ли у него вредных привычек, действий или навязчивых фантазий?
  10. Можете ли Вы оставить его одного на время, не опасаясь, что он расстроится так, будто Вы покидаете его навсегда?
  11. Хорошо ли он ведет себя со сверстниками, не нуждается ли при этом в особом присмотре или контроле с Вашей стороны?
  12. Нет ли у него каких-либо незначительных страхов?

    Если Вы ответили положительно на все вопросы - можете быть спокойны, Ваш ребенок хорошо адаптирован к жизни, хотя полной адаптации, конечно, не бывает. Во всяком случае, больше восьми “да” - это все-таки хорошая адаптация.

Если у Вас оказалось много ответов “нет” (больше восьми), то это указывает на наличие сложностей адаптации у ребенка.

Вам стоит обратиться к детскому психологу или хотя бы самостоятельно понаблюдать за ребенком, поговорить с ним.

Если у Вас приблизительно одинаковое количество отрицательных и положительных ответов, то это означает, что у Вашего ребенка есть какие-то конкретные проблемы, мешающие ему адаптироваться в некоторых жизненных ситуациях.

Что это за проблемы - попробуйте узнать, поговорив со своим ребенком.

Возможно, с Вашей помощью он с ними сможет справиться.

Родители анализируют результаты теста.

Уважаемые родители!

Мы сами строители своих судеб…. И только благодаря нашим совместным усилиям мы можем чего-то добиться.

Поэтому, родители, приглашаю Вас к сотрудничеству в деле воспитания наших детей.

Спасибо за внимание!

    Перед уходом оставьте пожалуйста оценку нашей встрече. В корзиночку положите соответствующий смайлик. Желтый смайлик - встреча была полезной, Зеленый - бесполезной.

Спасибо! До новых встреч!



Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания

 «Особенности адаптации ребенка в ДОУ».

Цель: познакомить родителей, с тем как протекает процесс адаптации у малышей в детском саду.

Задачи:

- Довести до родителей, что такое адаптация.

- Ознакомить родителей с режимными моментами.

Ход собрания.

Уважаемые родители!  Ваш малыш подрос. Он узнаёт родителей, улыбается, сидит, берет игрушки, лепечет, начинает говорить, рассуждать, общаться. Какое счастье! Сам начинает кушать, улыбаться, научился пользоваться ложкой! Пришла пора идти в детский сад. Ребенок должен знать, что на свете есть и другие дети.

Многие из вас волнуются, тревожатся о том, будет ли хорошо ребёнку в детском саду, не начнёт ли он болеть, капризничать, расстраиваться при расставании с родителями. Иными словами, насколько успешно ребёнок сможет адаптироваться, т.е. приспособиться к среде детского сада, к его условиям. Эти опасения не случайны. Процесс адаптации может привести к позитивным и негативным результатам. Два основных критерия успешной адаптации:
•    Внутренний комфорт;
•    Адекватность поведения.
   Отрыв ребёнка от дома, родных, встреча с новыми взрослыми могут стать для ребёнка психогенными факторами, стрессом. Малыш воспринимает эту ситуацию как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. По силе переживаемых ощущений, эмоций такое состояние можно сравнить с разрывом пуповины ребёнка при рождении. Это объясняется тем, что жизненный опыт ребёнка, приспособление к новым условиям (а любое приспособление требует разрушения некоторых сложившихся связей и быстрого образования новых) сопряжено с трудностями, особенно в раннем детстве. Поэтому очень важно осуществить плавный переход из семьи в детский сад.
   Всё вышеперечисленное имеет особое значение для психологического и физического здоровья ребёнка, его развития и успешного комфортного пребывания в детском учреждении. К сожалению, этот процесс протекает иногда сложно и болезненно. Посещение детского сада становится стрессовой ситуацией. Ребёнок испытывает внутренний дискомфорт, который приводит к капризам, истерикам, отказам от еды, сна, общения со сверстниками, болезнями. Появляются нежелательные для его возраста привычки (снова начинает сосать палец, грызть ногти). Это свидетельствует о трудностях адаптационного процесса. Трудности в адаптации испытывают чрезмерно опекаемые в семье дети, дети, у которых не привиты элементарные навыки самообслуживания, самостоятельности. Родители, несмотря на стремление ребёнка сделать что-то самостоятельно, стараются помочь ему – так быстрее, меньше хлопот.
   Ребёнок чувствует себя в детском саду беспомощным и не приспособленным к новым условиям. Дети, привыкшие к общению только с родителями, лишённые возможности общаться со сверстниками, также испытывают трудности, потому что навык общения уже сформирован (ребёнок должен видеть, что существуют такие же, как он, дети, со своими потребностями, желаниями). Наличие у ребёнка стереотипов, которые формируются в семье, и накладывают отпечаток на его поведение, и  затрудняют процесс адаптации.
   Например, ребёнок приучен засыпать только в том случае, если рядом ложится мама.
   Итак, чтобы помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада, необходима подготовительная работа с ним.
   Помогут в этом следующие рекомендации:
1.    Готовьте ребёнка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте парки, детские площадки, приучайте к игре в песочницах, ходите на дни рождения друзей, новогодние праздники.
2.    Максимально приближайте домашний режим к распорядку дня в детском учреждении (упорядочить часы сна, бодрствования, питания и т.д.), при выполнении режимных моментов поощряйте и развивайте детскую самостоятельность.
3.    О предстоящем поступлении в детский сад беседуйте с ним, как о радостном событии. Воздержитесь о собственных опасениях в присутствии ребёнка.
4.    Придите заранее в детский сад и познакомьтесь с обстановкой, с детьми, с воспитателями. Лучше это сделать когда дети гуляют на улице или играют в групповой комнате.
5.    Познакомьтесь с воспитателями группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребёнка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи нуждается. Определите, какие методы поощрения приемлемы для вашего ребёнка.
6.    В первые дни посещения садика не оставляйте ребёнка одного, побудьте с ним какое – то время. Не оставляйте ребёнка на целый день. Не опаздывайте, хотя бы в первые дни забирайте ребёнка вовремя.
7.    Дайте ребёнку в детский сад любимую игрушку, уговорите оставить её переночевать в садике, а наутро снова с нею встретиться. Если ребёнок не соглашается, пусть игрушка ходит с ним ежедневно и знакомится там с другими детьми. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, не было ли ей грустно. Таким образом вы узнаете, как ребёнку удаётся привыкнуть к детскому саду.
8.    Поиграйте с ребёнком с домашними игрушками в детский сад, распределите роли детей, воспитателей. Помогите игрушке найти ей друзей и по решайте проблемы вашего ребёнка через неё, ориентируя на игру, на положительные результаты.

 Детский сад – новый период в жизни не только ребёнка, но и вас – взрослых

Давайте поговорим об адаптации ребенка к детскому саду.

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. То есть каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы Вам рассказать.

Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка:

- Тревога, связанная со сменой обстановки (ребёнок до 3 лет ещё нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей) и режима (ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал. В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребёнка нарушается, это может спровоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ).

- Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в ДОУ. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в саду приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма. - Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду. - Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомится и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать. По тому, как дети приспосабливаются к садику, их можно разделить на три основные группы.

Легкая адаптация - почти половина детей составляет самую благополучную группу - они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием. Обычно период адаптации составляет 3-4 недели. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны вам в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.

Средняя степень адаптации - поведение ребенка: Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование).

Тяжелая степень адаптации - дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Может возникнуть регресс (обратное развитие, недержание мочи, короткие вспышки температуры (адаптационные свечи); бывают сложные психические реакции организма (например; ложный круп, обмороки, сыпь). Это наиболее неблагоприятный вариант.

Огромное влияние на то, как ребенок будет чувствовать себя в новой обстановке, играет распорядок дня.

Чтобы привыкание ребенка к детскому саду проходило как можно быстрее и легче, Вам необходимо придерживаться следующих рекомендаций.

Рекомендации родителям.

• вести беседы с ребенком о детском саде. Говорить ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

• Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день сразу, как можно раньше забирать домой. Начинайте посещение ДОУ по алгоритму, предложенному специалистами.

• Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.

• Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе. Посоветуйтесь с воспитателями, они подскажут, как лучше одевать ребенка.

• Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте на конец года:

- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними.

- знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания, стремиться проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении.

- стремиться к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого.

- проявляется интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

-у ребенка развита крупная моторика, он стремиться осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Режим дня — это рациональное чередование видов деятельности и отдыха в течение суток с учетом возрастных возможностей и особенностей человека. С режимом дня вы можете познакомиться на информационном стенде для родителей.

Выбор родительского комитета.

Он создаётся в целях обеспечения постоянной связи воспитателей с родителями, содействует объединению усилий семьи и детского сада в деле развития, обучения воспитанников, в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья, свободного и гармоничного развития личности ребенка, в защите законных прав и интересов детей; в организации и проведении массовых воспитательных мероприятийВоспитатель разъясняет родителям полномочия и обязанности родительского комитета.

Чтобы привыкание ребенка к детскому саду проходило как можно быстрее и легче, Вам необходимо придерживаться следующих рекомендаций

Дорогие родители! Заканчивая свои рекомендации, хотелось бы заострить Ваше внимание не нескольких моментах.

Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Например, старайтесь первое время одевать его в знакомую одежду, дать с собой в садик любимую игрушку.

Памятка для родителей.

Первые дни в детском саду очень важны. Именно от них зависит, какое отношение к садику сложится у ребенка. А это влияет на то, как часто он будет болеть, и как к нему будут относиться другие детишки. Чтобы ребенок максимально легко прошел адаптацию к детскому садунеобходимо знать следующее:

Привыкание

Привыкание к садику должно происходить постепенно: сначала оставляете ребенка в детском саду на час - два, потом до обеда или до тихого часа. Скорее всего, воспитательница сама вам скажет, когда следует начать оставлять ребенка на дневной сон. Если ему нравится находиться в детском саду, на второй-третьей неделе можно уже забирать его после полдника.

Дорога в детский сад

Начав посещать садик, ходите каждый будний день. Ребенок должен уяснить, что садик теперь будет всегда. Это ускорит его адаптационный период.

Если у дверей садика ребенок начинает плакать и просить вернуться, ни в коем случае не делайте этого. Иначе он еще много раз будет устраивать вам такую сцену.

Как правило, через 1-2 месяца ребенок привыкает к тому, что теперь ему постоянно надо будет ходить в детский сад.

Расставание

Большинство детей плачет при расставании с мамой, потому что под угрозой главная потребность малыша - безопасность и защищенность. Перед тем как отправить его в группу, поцелуйте ребенка, улыбнитесь и скажите, что скоро за ним вернетесь.

Это даст ему уверенность, что все будет хорошо и с ним ничего не случится.

Расставание должно быть коротким и радостным. Некоторые дети проще спокойнее расстаются с папами, нежели с мамами. Попробуйте этот вариант, может быть ребенку так будет легче прощаться.

Очень важно, чтобы у родителей не было сомнений в том, что ребенку нужно обязательно ходить в детский сад. Иначе малыш будет чувствовать ваше беспокойство, а это может повлиять на его адаптацию к детскому саду.

Чаще всего, зайдя в группу, малыш начинает играть и на время забывает о маме. Не переживайте, с вашим ребенком работают опытные воспитатели.

Как одеть

Одевайте ребенка так, чтобы он чувствовал себя раскованно и свободно. Одежда и обувь должны быть удобными и легко застегиваться. Одевайте ребенка в опрятную, недорогую одежду.

Что взять с собой

Можно взять в детский сад любимую вещь (чаще всего игрушка). Это поможет малышу чувствовать с собой частичку дома. Оставьте в шкафчике садика носовые платки и запасной комплект одежды.

Дома

В первые дни посещения садика происходит сильная нагрузка на нервную систему. Ребенку необходимо быстро приспособиться к постоянному взаимодействию с малознакомыми людьми и к длительному отсутствию мамы. Так что не нагружайте малыша новыми впечатлениями. Выходные проводите спокойно, в кругу семьи.

После того, как вы забрали ребенка из садика, играйте и общайтесь с ним. Пусть он забудет о группе и отдыхает. Не спрашивайте, нравится ли ребенку в саду и пойдет ли он туда завтра. Это наведет его на мысли, что возможно ему там будет плохо и в садик можно не ходить. Если вы хотите поговорить о садике, лучше спросить ребенка что он ел и какие игрушки ему понравились.

Во время стресса иммунная система замедляет свою активность. Чтобы ребенок реже болел, постарайтесь делать так, чтобы он получал максимум положительных эмоций, хорошо питался и много спал. Во время адаптационного периода, не наказывайте малыша за капризы и выходки, чаще обнимайте и говорите, что вы его любите.

Ни в коем случае не пугайте ребенка походом в сад. Он должен уяснить, что пребывание в садике - это не наказание, а удовольствие.

Если у вас есть недовольство садиком, не обсуждайте их в присутствии ребенка.

Как же надо готовить родителям ребенка к поступлению в детский сад?

Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.

Не отдавать ребенка в детский сад в разгаре кризиса трех лет.

Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и их ввести в режим дня ребенка дома.

Повысить роль закаливающих мероприятий.

Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет.

Стараться отдать его в группу сада, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.

Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детсад.

Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.

Готовить вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.

Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.

Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.

Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.

Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал впервые посещать детский сад?

Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.

Щадить его ослабленную нервную систему.

Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.

Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.

Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.

Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.

Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.

При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: