Подготовка к ЕГЭ

Саитбаталова Альбина Бикбулатовна

В данном разделе будут приведены рекомендации при подготовке к ЕГЭ по физике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_podgotovki_k_egeh_po_fizike.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система подготовки к ЕГЭ по физике.

Вопрос о системе подготовки к ЕГЭ в настоящее время решается практически всеми регионами России. Море «желтой» литературы захлестывает и дезориентирует ребят, их родителей и даже учителей, поставленных в потовую ситуацию всеобщим базовым образованием по физике. В этих условиях выработка конструктивной, взвешенной, согласованной позиции учителей, преподавателей ВУЗов, базирующихся на лучших традициях отечественной школы, особенно необходима. Опыт показывает, что подготовить ребят к успешной сдаче ЕГЭ только за 2 часа в неделю – невозможно.  Необходимый уровень подготовки возможен лишь при минимуме 4 часа в неделю, когда задействован факультатив и элективный курс.

Основная задача ЕГЭ по физике – оценить подготовку выпускников 11 кл. общеобразовательных учреждений с целью государственной (итоговой) аттестации и отбора выпускников для поступления в средние специальные и высшие учебные заведения.

В свете модернизации системы образования и введения ЕГЭ прослеживается необходимость в специальной дополнительной подготовке учащихся в режиме тестирования. Безусловно, ее следует начинать еще в основной школе с 7 класса, а в старшей школе такая подготовка становится наиболее актуальной.

Технология подготовки к ЕГЭ по физике по своей специфике довольно сильно отличается от подготовки к традиционному вступительному экзамену. Необходимо более целенаправленно на уроках и дома внедрять задания, отражающие разные виды деятельности учащихся, которые они должны освоить в ходе изучения физики от умения воспринимать информацию до умения использовать физические понятия, связанные с жизнедеятельностью человека.

Как научиться решать задачи по физике? Прежде всего необходимо понимать теорию. Зубрить формулы и законы, но обязательно вникать в суть физических явлений. Поэтому:

  1. постепенное освоение теории всего пятилетнего школьного курса физики, задания ЕГЭ охватывают всю программу, любой пробел в знаниях обернется на ЕГЭ потерей баллов;
  2. самое трудное – научиться решать задачи. В физике нет алгоритмов и готовых рецептов. Каждая задача уникальна и требует своего особенного подхода. Чтобы увидеть путь решения, нужны знания, навыки и развитая интуиция. Все это приходит с опытом. А опыт нарабатывается в результате решения десятков и сотен задач.    

В процессе преподавания курса физики и проведения тематического контроля знаний необходимо:

1) использовать тестовые задания, в частности, направленные на проверку понимания смысла понятий, физических величин и законов, причинно-следственных связей между физическими величинами, графических интерпретаций этих зависимостей; изучение физики в 10 – 11 кл. целесообразно строить с учетом того, что курс основной школы является замкнутым, и, следовательно ее выпускники имеют представление о большом числе понятий, физических величин и законов, изучаемых на старшей ступени;

2) методика преподавания должна быть связана с включением учеников в процесс тематического планирования и открытостью требований к усвоению знаний, которые должны сопровождаться соответствующими КИМ(ми).

Не стоит забывать и о тех вопросах курса физики основной школы, которые являются частью тематических разделов курса средней школы, но, как правило не повторяются в учебно-методических материалах для старших классов. В начале изучения каждой из тем в 10-11 кл. целесообразно выявлять степень усвоения тех опорных знаний по данной теме, которые должны быть усвоены в основной школе. И еще в рамках обобщающего повторения в конце 11 класса рекомендуется предусмотреть повторение следующих элементов из курса основной школы: давление твердых тел, гидростатическое давление, сила Архимеда и плавание тел, простые механизмы.

При планировании подготовки к экзамену следует обратить внимание на обобщенный план экзаменационной работы, определить соотношение вопросов по различным разделам и в соответствии с этим распределить отведенное на повторение время.

Для каждой из тем необходимо выделить следующие этапы:

- повторение теоретического материала и тренировка в выполнении тестовых заданий;

- самостоятельное выполнение теста из заданий с выбором ответа по каждой из выделенных подтем;

- решение тестовых задач;

- тренировочная контрольная работа по решению задач и оформление ответов с учетом требований ЕГЭ;

- обобщающее повторение всей темы с разбором основных ошибок;

- самостоятельное выполнение тренировочного тематического теста в форме ЕГЭ.

Для усвоения теоретического материала оптимальны:

  1. учебники Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б. «Физика-10» и «Физика-11» (базовый и профильный уровни, М.: Просвещение,2010-2012 г).
  2. для повторения теоретического материала перед ЕГЭ оптимально использование «Иллюстрированного Атласа по физике», В.А. Касьянов, М., «Экзамен 2010» -краткого и наглядного учебного пособия, с помощью которого аргументированное изложение материала гораздо легче усваивается и запоминается из-за использования простых физических моделей и аналогий;
  3. тематические варианты ЕГЭ, помещенные в тетрадях для контрольных работ для 10-11 кл. (профильный уровень), Касьянов В.А., Мошейко Л.П., (М., «Дрофа», 2006г.); каждая к.р. является тематической имитацией ЕГЭ;
  4. для финального контроля следует прорешать на время 2 – 3 прошлогодних варианта ЕГЭ и один демонстрационный нынешнего года.

Подготовка к ЕГЭ по такой методике дала бы безусловно положительные результаты.