Системно- деятельностный подход на уроках физики

Саитбаталова Альбина Бикбулатовна

Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности. Точно так же деятельностные способности формируются у ребѐнка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включѐн в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistemno-deyatelnostnyy_pohod_na_urokah_fiziki.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Системно- деятельностный подход в преподавании физики.

Когда людей станут учить не тому,

Что они должны думать, а тому, как

Они должны думать, то тогда

Исчезнут всякие недоразумения.

Наша школа вступила в период больших перемен. Это сейчас осознается всеми, заставляет задуматься многих, особенно педагога, будь он практик или теоретик. Основной целью стратегии модернизации российского образования является достижение нового качества образования, которое будет соответствовать социально-экономической ситуации в России, а также основным направлениям мирового развития. Одним из ключевых факторов успеха является деятельность профессионально и информационно компетентного учителя, опирающаяся на знание человеческой природы, использование инновационных методов и подходов в обучении, научно-

исследовательскую деятельность, ответственность и инициативу, способность адаптироваться к быстро меняющейся ситуации. Один из путей достижения стратегической цели развития образования в нашей стране – совершенствование технологий преподавания. Без них сегодня невозможен прогресс в таких наиболее интеллектуальных областях, как наука и образование. Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности. Ещѐ Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно, только играя самому. Точно так же деятельностные способности формируются у ребѐнка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включѐн в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Таким образом, вместо двух проблем – передать знания и сформировать умения по их применению – перед обучением теперь стоит одна: сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренных пределах.

Деятельностный подход, опирающийся на работы Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и развитый в трудах Б. Ц. Бадмаева, В. В. Давыдова, И. И. Ильясова, 3. А. Решетовой, Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридмана, Д. Б. Эльконина и др., является законченной теорией учения, признанной в мире.

1


Деятельностный подход к жизни вообще является значительным достижением психологии. Он основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека. По Леонтьеву, человеческая жизнь

– это «совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей». Для учителя это означает, что в процессе обучения он должен решать задачу формирования у обучаемых умения осуществлять деятельность, систему операций, которая обеспечивает решение задач определенного типа( способом действий) Таким образом, конечной целью обучения является формирование способа действий.

 Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

 Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

 Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или е совпадать.

Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.

Учебное действие – действие по созданию образа.

Образ – слово, рисунок, схема, план.

Оценочное действие – я умею! У меня получится! Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так

то…. (формирование мировоззрения) Согласно этой теории целью

обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела.

П. Я. Гальперин в своих исследовании поставил вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы научиться что-либо делать, а для этого – узнать, как это надо делать. Т.е. цель обучения – дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям.

Исследования психологов показали, что теоретические знания быстро забываются (закон Эббингауза, «сдать (экзамен) и забыть, как страшный сон»), умения – сохраняются на годы, а приобретенные навыки остаются навсегда («мастерство не ржавеет»). Современные психолого-педагогические исследования показали, что в памяти человека запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит. Следовательно, наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в соответствующее действие. Эти данные показывают целесообразность использования интерактивных методов обучения. Интерактивные методы обучения формируют у обучаемых не просто знания-

2


репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки и правильного принятия решений. Всякое обучение основам наук в то же время является и обучением соответствующим умственным действиям,

  • формирование умственного действия невозможно без усвоения определенных знаний. Поэтому первичными с точки зрения целей обучения являются деятельность и действия, входящие в ее состав, а не знания.

Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности. Точно так же деятельностные способности формируются у ребѐнка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включѐн в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Можно сформулировать следующие дидактические принципы деятельностного подхода в обучении физике:

Принцип деятельности. Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.

Принцип непрерывности. Такая организация обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.

Принцип целостного представления о мире. У ребѐнка должно быть сформировано обобщѐнное, целостное представление о мире (природе

— обществе — самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук. Принцип минимакса. Школа предлагает каждому обучающемуся

содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Принцип  психологической  комфортности  предполагает  снятие

стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к выбору оптимального варианта.

Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

При этом элементы знания, которые изучаются в школьном курсе физики, принято делить на следующие основные группы: понятия о физических объектах, физических явлениях, физических величинах;

физические законы; научные факты; физические теории; измерительные приборы и технические устройства. Каждый элемент

3


знания является результатом определенной деятельности, которую принято называть деятельностью по созданию знания. Как видно, метапредметность в физике особенно наглядна, поэтому необходимо усиление физического образования, которое должно происходить на основе системного обновления содержания, методики и технологий обучения физике. Основные условия и механизмы процесса познания, а также структура учебной деятельности наиболее полно описывается системно-деятельностным подходом. При преподавании физики это означает следующее: окружающий мир - объект познания учащимися, он имеет системную организацию. Любой исследуемый физический объект рассматривается, с одной стороны, как некая сложная система, состоящая из отдельных взаимодействующих между собой элементов. С другой стороны, эта система, являясь частью более общей системы, взаимодействует с другими системами, т.е. с окружающей средой. Исследуемый в физике объект не может существовать вне систем. Подход изучения таких объектов называется системным. В результате обучения учащийся должен приобрести универсальные умения и освоить универсальные действия. При таком подходе результатами школьного образования должны стать умения учиться

  • познавать мир, организовывать совместную деятельность, исследовать проблемные ситуации, ставить и решать задачи. Деятельностный подход при изучении физики ориентирует учащихся не только на усвоение отдельных понятий, положений и законов физики, и вообще знаний, но и на способы этого усвоения, на развитие творческого потенциала ученика. Деятельность рассматривается как процесс развития личности через ряд последовательных самостоятельных действий обучаемого.

  • процессе обучения физике учащийся должен приобрести личный опыт с учетом общественно выработанного опыта предыдущих поколений. Знания не являются самодостаточными - они не являются основной целью физического образования, они выполняют лишь второстепенную роль, выступая как средство обучения. При этом целью учителя является организовать деятельность учащихся по решению практических задач, формирование способов действий, обеспечивающих в будущем решение конкретных задач данной личностью. Изменение содержания физического образования не может рассматриваться в отрыве от применения современных эффективных технологий обучения по проектированию, организации и проведению учебного процесса с активным участием детей. Деятельностный характер обучения должен стать основным критерием выбора той или иной технологии, ее направленность на поддержку индивидуального развития учащегося, предоставление ему свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора способов образования и методик оценивания результатов. От нынешнего ученика требуется умение управлять своей образовательной деятельностью на рефлексивной основе, для этого необходимо овладеть диагностическими навыками самоконтроля и

самооценки. Компетентность ученика дополняется знаниями

4


методологического характера и навыками организационной, конструктивной, коммуникативной деятельности. Становится понятно, что новое качество обучения требует наполнения деятельности учителя новым содержанием.

Основу содержания деятельности составляют три взаимосвязанные этапы урока: целеполагание, совместная продуктивная деятельность, рефлексия. Этап целеполагания занимает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения: учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. В структуре традиционного урока рефлексия, как отдельный этап не присутствовала, так как деятельность педагога была ведущей, и всю ответственность за образовательный результат брал на себя учитель. В новой позиции ответственность за результат в большей степени делегируется ученику, поэтому рефлексия результата и процесса необходима. В урочной деятельности разные ее виды присутствуют на всех этапах урока: промежуточная при отработке знаний, анализе усвоения и коррекции, итоговая определяет обратную связь, то есть, соответствие поставленной цели результату всей деятельности, как для отдельного ученика, так и для группы или класса в целом. Таким образом, у учащихся формируются навыки самоконтроля и самооценки. Возникает мотивация на дальнейшую учебную работу, на самореализацию через творческую и практическую деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов.

Потребность деятельности изначально заложена в природе ребенка. Осознание потребности порождает мотивы деятельности. От сформированyости же мотивов у учащихся во многом зависит успех урока. Поэтому при подготовке к уроку учитель в первую очередь должен осмыслить, чем он может увлечь ребенка, как открыть ему дорогу к исследованию, какие вопросы могут возникнуть у ученика, т.е. как обеспечить необходимую мотивацию. Важно, чтобы перед тем, как приступить к изучению нового материала, ученик испытывал бы потребность

  • этом, мог сказать себе: "Я хочу!", и достичь этого - первая задача учителя. Только добившись этого, учитель может направить свои усилия на обеспечение самостоятельной деятельности учащихся, т.е. добиться того, чтобы они осознали способ собственной деятельности. В результате ученик переходит из состояния "Хочу, но не знаю" в состояние "Хочу и знаю, что и как надо делать, чтобы удовлетворять свою потребность". Для того,

чтобы обучение не потеряло своей психологической завершенности и педагогического смысла, необходим третий этап обучения. Суть его заключается в том, чтобы перевести ученика в состояние "Хочу, знаю, могу!". В результате реализации этого чувства, у каждого ученика складывается личный опыт знаний и самоудовлетворения мотивов деятельности. Только тогда, когда ученик пройдет через три этапа обучения (деятельности) – желания, овладения и применения - можно говорить о его завершенности. Вовлекая каждого ученика в деятельностное обучение,

5


учитель заставляет его задумываться над своими потребностями, целями и способами их реализации, развивает у него навыки аналитической дея-тельности, что является основой не только для мышления, но становится осознанным основанием для деятельности внешней, материальной. Вопрос реализации принципа деятельностного подхода в обучении является одним из труднейших в педагогической практике. Поэтому очень важен опыт, который складывается в работе того или иного учителя.

Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством.

Искусство основано на интуиции,

технология – на науке.

  • искусства все начинается, технологией – заканчивается, чтобы затем все началось сначала

В.П. Беспалько.

Можно выделить два принципиально разных подхода к обучению. Один из них - педагогический. Целью и смыслом обучения здесь является приобретение некоей системы знаний. Тот, кто учится, должен приобрести знания, выучить определенный учебный материал. В противовес этому подходу формулируем методологические принципы деятельностного обучения. Дадим путь к проектированию целей обучения как в масштабах школы, так и в рамках отдельного предмета. По сути дела «знаниевый» подход отождествляет глаголы «знать» и «помнить», и если даже речь идет о решении задач, то, как правило, все сводится к запоминанию решения. Другой подход - психологический - предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность. В процессе обучения человек должен приобрести личный опыт, который во многом является отражением общественно выработанного опыта, опыта старших поколений в определенной области человеческой практики. Это деятельностный подход. На первый план здесь выходит дело, а знания играют второстепенную роль, являясь средством выполнения этого дела и средством обучения. Думаю, всем понятно, что именно деятельностный подход в описанном выше понимании обеспечивает прогресс человечества, именно он востребован в обществе, живущем по принципам рыночных отношений. Для реализации деятельностного подхода в своей практике учитель должен принять сформулированные ниже положения. Прежде всего, надо признать, что:

 обучение - это передача опыта общественно-исторической практики, опыта предыдущих поколений, но не передача знаний.

 что при проектировании и организации обучения первичными являются заданная данным предметом деятельность и действия, составляющие эту деятельность, но не знания;

 что конечной целью обучения является формирование способа действий, обеспечивающих осуществление будущей профессиональной деятельности, но не запоминание знаний;

6


 что содержание обучения составляет заданная система действий и те знания, которые обеспечивают выполнение всех этих действий, но не какая-то заданная система знаний;

 что знания не самодостаточны, они являются всего лишь средством выполнения действий и обучения им, но не его целью; знания играют служебную роль, объясняя и подготавливая практические действия;

что в процессе обучения учащиеся должны осуществлять

учебную деятельность, которая моделирует будущую профессиональную деятельность, а не просто накапливать знания;

 что механизмом осуществления учебной деятельности является решение задач, а не проработка учебного материала, и если школьник не решает учебные задачи, то это значит, что его учебная деятельность не организована;

 что в современном понимании знать - значит с помощью знаний осуществлять определенную деятельность, а не только помнить определенные знания;

 что усваивать знания можно, только оперируя ими, а не просто запоминая их;

 что обучение представляет собой совокупность двух взаимосвязанных, но самостоятельных деятельностей: деятельности обучающего и деятельности обучаемого (то есть учебной деятельности), а не «целенаправленный педагогический процесс»;

что деятельность учителя заключается в проектировании и

организации учебной деятельности, в управлении учебной деятельностью, а не в «передаче» знаний.

Речь идет не о забвении всего наработанного, а о переосмыслении подхода к обучению, о пересмотре используемых средств и технологий обучения, их коррекции.

  • деятельности учителя можно выделить три центральных аспекта: - проектирование совместной учебной деятельности; - организация и обеспечение учебной деятельности; - управление учебной деятельностью.

Проектирование  учебной  деятельности предполагает  проектирование

  • целей, содержания, технологий обучения, с помощью которых усваивается содержание, системы контроля, позволяющей осуществлять управление учебной деятельностью. Эту работу необходимо начинать не с определения того, что ученик должен знать, а с анализа его деятельности в будущей жизни. Вначале надо понять, что выпускник должен будет делать. Причем не в общих формулировках, как это принято в настоящее время, а в деталях, на уровне действий. Рассмотрев теории воспитания и образования педагогов прошлого, изучив и проверив на практике методы и приемы работы педа-гогов-новаторов - наших современников, мы продолжаем задавать себе массу вопросов. Почему, несмотря на разветвленную методику опроса, на

7


разнообразие методов объяснения и закрепления учебного материала, на попытки развивать память и логику, на отработанную методику решения физических задач - учащиеся не показывают качественного овладения физикой? Интерес к предмету проявляют единицы. Многие ученики не представляют общей картины мира: механической, электрической, атомной, энергетической, не говоря уже о всеобщей, физической. Конечно, овладение этими знаниями не самоцель, но, что еще хуже, мы не видим и усиления познавательной активности ученика, которая помогла бы ему добрать недостающие знания. Это может быть связано, как считает австрийский философ и педагог Р.Штайнер, «с забвением эмоциональной сферы ребенка, с попытками свести все обучение к абстрактным законам, к холодному логическому знанию,» т.е. к преподаванию науки о природе, каковой является физика, в отрыве от этой самой природы, в узких рамках, школьных кабинетов. Другой опасностью являются как раз прекрасно оборудованные мультимедийные кабинеты физики, в которых все реальные процессы, эксперименты, лабораторные работы, демонстрации заменены на их виртуальные аналоги. Даже интерактивность не обеспечивает реальной деятельности, а лишь ее жалкий суррогат. Основным приоритетным направлением в обучении старшеклассников остается развитие критического мышления. Необходимость в нем продиктована сегодняшним временем: уметь быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации

  • находить нужное, уметь осмыслить и применить полученную информацию. Развитие критического мышления ориентировано на выработку таких

качеств личности, как рефлективность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Вывод: системно-деятельностный подход становится эффективным, когда учителю удаѐтся перевести собственную цель - "научить ребѐнка"

  • собственную цель ученика - "научиться". Системно-деятельностный подход в обучении физике отводит ученику роль не объекта, а субъекта учебного процесса и способствует формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций. Нет неспособных учеников, есть непродуманные средства воздействия на ученика.

  • настоящее время во всех нормативных документах, регулирующих учебный процесс, делается акцент на то, что одной из главных целей обучения и воспитания является подготовка учащихся к повседневной жизни. Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. В Концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам. В ФГОС красной нитью проходит

8


переход от простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к развитию способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Одним из условий решения современных задач образования является формирование универсальных учебных действий, ключевых образовательных компетенций учащихся на основе системно-деятельностного подхода. Большая роль при этом отводится естественнонаучным дисциплинам. К настоящему времени разработаны и используются в образовательной практике такие педагогические технологии как исследовательские, проектные, информационные, ТРИЗ, кооперативно-групповые и другие, которые позволяют учителю перейти на качественно новый уровень работы, направленный на достижение основных результатов обучения и воспитания. При системно-деятельностном подходе к обучению

  • детей формируются навыки самообразования, процесс обучения строится на основе осознанного целеполагания, а уровневая организация учебной деятельности создаѐт ситуацию выбора для ученика. Обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом. Особенностью предмета физика является тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни. В процессе обучения физики, основное внимание, согласно новым требованиям ФГОС, уделяю не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Реализацию системно-деятельностного подхода в преподавании физики осуществляю через решение следующих основных задач:

-освоение структуры деятельности с позиции системно-деятельностного подхода; -дифференциация предметного содержания, обеспечивающая освоение

базового и повышенного уровня обучения; -разработка и отбор средств, методов, приемов, использование технологий, обеспечивающих системно - деятельностный подход в обучении; -создание простой и объективной системы мониторинга, рефлексия учебно-познавательной деятельности. Особенности предмета физика позволяют широко применять в учебном процессе такие методы обучения как исследовательский и проектный, такие технологии как ТРИЗ (технология решения изобретательских задач), и кооперативно-групповая.

Каким образом согласно стандартам второго поколения будет реализован на практике деятельностный подход к обучению физике?

9


Во-первых, деятельностный подход реализуется в самом определении целей образования, а значит в требованиях к результатам среднего образования. Цели образования выступают не в виде суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть выпускник, а в виде

характеристик сформированности познавательных и личностных способностей. Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.

Во-вторых, задачей современной системы образования становится не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности «универсальных учебных действий». В этом смысле универсальные учебные действия представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.

В-третьих,        деятельностный        подход        реализуется        в        требованиях        к

содержанию учебных программ. Учебные программы должны предусматривать такую систему задач и средств их решения, которые обеспечили бы высокую мотивацию учеников и их интерес к предмету, формирование универсальных учебных действий, и, как следствие, усвоение системы знаний и формирование компетентностей.

Сторонники «значимого для человека обучения» считают, что основными целями его является не только приобретение знаний, но и воспитание личности ученика, развитие его на основе собственной

самостоятельной учебной деятельности. Следовательно школьники должны усвоить структуру фундаментальных физических теорий, а также научиться оперировать категориями этих теорий.

«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению» В.Г. Белинский

10


Литература:

  1. Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.

  1. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.

  1. Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. Режим доступа:[http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/K olyada.pdf]

  1. Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника. Режим доступа:[http://www.proshkolu.ru/user/UshakovaOU/file/754302/]

  1. Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/419748/]

  1. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа:[http://omczo.org/publ/393-1-0-2468]

  1. Деятельностный метод в школе. Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/527236/]
  2. Системно-деятельностный подход в обучении. Режим доступа:

[http://chel-siao.narod.ru/]

  1. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС. Режим доступа:

[http://school1884.ru/]

10. Ярцева, С. В. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии / С. В. Ярцева // Биология в школе. - 2010. - N6. - С. 23-27

11. Дмитриев, С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.-N 6. - С. 30-39.

12. Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. - 2003. - №

  1. - С.

13. Бубашнѐва Н. В. «Деятельностный подход в обучении физике». — Биробиджан, ОблИУУ, 2005, — 36 с.

14. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учеб.

пособие для студентов высших пед. уч. заведений С. Е. Каменецкий, Н.

С. Пурышева, Н. Е. Важеевская и др.; Под ред. С. Е. Каменецкого, Н. С.

Пурышевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.

15. Шаталов В.Ф. Точка опоры. – М.: Педагогика, 1987. – 160с.

11


16. Кубанская школа – научно методический журнал 1/2009год – Ганн Ю.Л. Активные и информационно-коммуникативные формы организации учебного процесса.

17. Директор сельской школы журнал – 3/2011 год – Окушова Г.А. Технологическая компетентность современного учителя сельской школы.

12