Разработка "Методики и направления определения готовности детей к школе"

Криницына Анастасия Вячеславовна


Материалы будут полезны педагогам, психологам и родителям

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика школьной мотивации.

  1. Методика «Разговор о школе» (разработана М.Р. Гинзбургом)

Известно, что для шестилетних детей наиболее характерными являются следующие учебные мотивы: собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности (учебный); широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения (социальный); «позиционный мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими  (позиционный); «внешние» по отношению к самой учебе мотивы, например подчинение требованиям взрослых и т.п. (внешний); игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую учебную сферу (игровой); мотив получения высокой отметки (отметка).

В основу методики положен принцип «персонификации» мотивов. Детям предлагается небольшой рассказ, в котором каждый и исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед малышом выкладывается схематический, соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.

Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (если эксперимент проводится с девочкой, то в рассказе фигурируют девочки) разговаривали про школу. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил».

На столе перед ребенком выкладывается карточка со схематическим рисунком, который характеризует внешний мотив.

Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился». Выкладывается карточка с рисунком, в основе которого учебный мотив.

Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть». Выкладывается карточка, на которой изображены фигурки двух детей, играющих в мяч (игровой мотив).

Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я вувствую себя взрослымс, а до школы я был маленьким». Выкладывается карточка на которой изображены две схематические фигурки взрослого и ребенка, стоящие спиной друг к другу.; у взрослого – портфель в руках, у ребенка – игрушечный автомобиль (позиционный мотив).

Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься – сможешь стать кем захочешь». Выкладывается карточка, на которой схематическая фигурка направляется к зданию школы (социальный мотив).

Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки». Выкладывается карточка с изображением фигурки ребенка с тетрадкой в руках.

После прочтения рассказа экспериментатор задает ребенку следующие вопросы: кто, по-твоему, из них прав? Почему? С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание ответа ребенку недостаточно ясно, ему напоминают рассказ, показывают соответствующие картинки. Сделанные выборы рассматриваются как приоритетная актуальная учебная мотивация ребенка. Особое внимание необходимо уделить первым двум выборам и соотношению их содержания.

  1. Методика «Беседа о школе» (разработана Т.А. Нежновой)                

Экспериментатор знакомится с ребенком, спрашивает его, нравится ли ему в школе. В зависимости от ответа задается первый вопрос «Беседы».

  1. Что тебе нравится (не нравится) в школе больше всего? Что для тебя самое – самое интересное, привлекательное, любимое в школе?

Далее экспериментатор говорит: Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но только это будут истории не про то, что с тобой уже было или случалось, а про то, что могло бы случиться, потому, что случалось с другими. А ты будешь мне говорить, что бы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой.

  1. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: «ребенок (имя), ты ведь у меня еще маленький, трудно тебе в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы отпустили на месяц, на полгода, на год. Хочешь?» Что ты ответишь маме?
  2. Представь себе, что мама так и сделала (послушалась тебя или поступила по-своему), договорилась, и тебя отпустили из школы с завтрашнего дня. Встал утром Я, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай что хочешь…Что бы ты стал делать, чем бы ты стал заниматься в то время, когда другие ребята в школе?
  3. Представь себе, что ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже шесть лет, но он ходит не в школу, а в детский сад. Он тебя спрашивает: «Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к 1-му классу» Что ты посоветуешь?
  4. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты ходил в школу, а, наоборот, к тебе бы каждый день приходила учительница и учила бы тебя одному всему, чему учатся в школе. Ты согласился бы учиться дома?
  5. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время, а можем попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню бывала у вас вместо учительницы». Как по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница или чтобы мамы заменяли учителя?
  6. Представь, что есть две школы – школа А и Б. А школе А расписание уроков в 1-м классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения, математики, а уроки рисования, музыки, физкультуры – не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика редко – по одному разу в неделю. В какой школе ты бы хотел учиться?
  7. В школе А от первоклассника строго требуют, чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что- то сказать или выйти. А в школе Б не делают замечания, если встаешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. В какой школе ты хотел бы учиться?
  8. Представь себе, что в какой-то день ты очень старательно работал на всех уроках, и учительница сказала: «Сегодня учился очень хорошо, просто замечательно, я хочу как-то особенно отметить тебя за такое хорошее учение. Выбирай сам: дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить?» Что бы ты выбрал?

Классификация ответов:

        Все ответы разделяются на две категории – А и Б.

        А

Вопрос 1: Уроки грамоты, счета – занятия, по содержанию и форме не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка;

Вопрос 2: Несогласие ребенка на «отпуск».

Вопрос 3: Учебные занятия – высказывания, описывающие распорядок дня, в который обязательно включены действия по самообразованию;

Вопрос 4: содержательная сторона подготовки к школе – освоение некоторых навыков чтения, счета, письма;

Вопрос 5: несогласие на обучение на дому

Вопрос 6: выбор учителя

Вопрос 7: выбор школы А

Вопрос 8: выбор школы А

Вопрос 9: выбор оценки

              Б

Вопрос 1:

Вопрос 2:

Вопрос 3:

Вопрос 4:

Вопрос 5:

Вопрос 6:

Вопрос 7:

Вопрос 8:

Вопрос 9:

При интерпретации полученных результатов необходимо помнить, что должны оцениваться не только количественные, но и качественные показатели. К ним относятся и общее поведение ребенка в ходе тестирования, и интерес, с которым ребенок берется за каждое новое задание, и темп работы, и готовность идти на контакт с экспериментатором, и утомляемость, и пр.

Диагностика умственного развития

  1. Методика «образец и правило»

Методика направлена на выявление уровня организации действий, умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая влияние посторонних факторов. Материалом служат задания, представленные в приложении (стр. 150 кн. А.Л. Венгера).

Каждое задание представляет собой фигуру – образец и расположенные справа от нее «точки» разной формы (мелкие кружочки, треугольники и крестики).

Инструкция: Детям раздаются карандаши и задания. Каждый лист должен быть подписан. Давая детям инструкцию, нужно иметь перед собой ее текст, чтобы она была воспроизведена дословно. Проверяющий, держа в руках такой же лист с заданиями, как у детей, говорит: «У вас у всех такие же листы, как у меня. Видите, здесь были точки (проверяющий указывает пальцем на вершины треугольника, изображенного в верхней левой части листа). Их соединили так, что получился такой рисунок (проверяющий проводит пальцем по сторонам треугольника). Рядом тоже есть точки (указываются «точки» справа от треугольника-образца). Вы сами соедините их так, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут (проверяющий снова указывает на образец). Здесь есть лишние точки – вы их оставите, не будете соединять. А теперь посмотрите: точки все одинаковые или разные?»

Когда дети ответят, что точки разные, проверяющий говорит: «Правильно, они разные. Одни точки – как маленькие крестики, другие – как маленькие треугольники, есть точки как маленькие кружки. Вам нужно запомнить правило: нельзя проводить линию между одинаковыми точками. Нельзя проводить линию между двумя треугольниками, или между двумя кружочками, или между двумя крестиками. Линию можно проводить только между двумя разными точками. Если какую-то линию вы проведете неправильно, скажите нам (имеются в виду проверяющий и ассистент), мы сотрем ее ластиком. Когда нарисуете эту фигурку, рисуйте следующую. Правило остается таким же: нельзя проводить линию между двумя одинаковыми точками».

Затем детям предлагают приступить к выполнению задания. По ходу его выполнения проверяющий и ассистент по просьбе детей стирают указанные ими линии, следят за тем, чтобы, окончив решение задачи каждый ребенок переходил к следующей. Никакие дополнительные разъяснения  детям не даются, все их действия поощряются, даже в случае совершенно неверного решения. По просьбе ребенка ему может быть индивидуально повторена инструкция. При прямом вопросе может быть объяснено, что наличие в изображенной фигуре двух одинаковых точек не запрещено правилом: единственное требование состоит в том, чтобы такие точки не были соединены отрезком («линией»). Пассивных детей нужно ободрять, стимулировать, объясняя, что «лучше решить задачу с ошибкой, чем вовсе не решить».

Обработка результатов.

За каждую из 6 задач ставится оценка, которая может колебаться от 0 до 2 баллов. Нарушением правила считается проведение хотя бы одной линии между одинаковыми «точками» или использование точки, отсутствующей в задаче – например поставленной ребенком самостоятельно (за исключением тех случаев, когда имеется лишь небольшая неточность, вызванная моторными или сенсомоторными трудностями). В случае, если в какой-либо задаче проведено меньше трех линий, за нее также ставится 0 баллов.

В случае, если нарушено правило, но правильно воспроизведен образец, ставится 1 балл. Все варианты, оценивающиеся как правильно воспроизводящие образец, представлены в приложении (стр.152 кн. А.Л. Венгера). Любые другие варианты оцениваются как неправильно воспроизводящие образец.

В случае если соблюдено правило, но неправильно воспроизведен образец, тоже ставится 1 балл. Правило считается соблюденным, если имеется не менее трех линий, все линии проведены между «точками», имеющимися в задаче (то есть не используются точки, отсутствующие в задаче), и ни одна линия не проведена между одинаковыми точками.

В случае если соблюдено правило и правильно воспроизведен образец, ставится 2 балла. Все фигуры, оцениваемые 2 баллами, приведены в приложении (стр. 154). Если фигура не завершена (отсутствует хотя бы одна из линий), то ставится 1 балл (за соблюдение правила).

Погрешности в проведении линий (кривые линии, «дрожащая» линия и т.п.) не снижают оценки.

Общий балл за выполнение задания выводится путем суммирования баллов, полученных за каждую задачу. Он может колебаться в пределах от 0 (если во всех задачах нарушено правило и неправильно воспроизведен образец) до 12 баллов (если во всех задачах соблюдено правило и правильно воспроизведен образец).

  1. «Лабиринт – лесная почта».

Методика предназначена для выявления особенностей развития наглядно-образного мышления у детей в возрасте 5-8 лет. Она состоит из 12 задач, в которых используются условно-схематические изображения для ориентировки в пространстве. Первые две задачи вводные (тренировочные), последующие 10 – диагностические. Ребенку предлагают отыскать путь в разветвленной системе дорожек, пользуясь условным обозначением этого пути (направлением движения, несколькими ориентирами или тем и другим одновременно).

Стимульным материалом служит изображение полянок с разветвленными дорожками и домиками на их концах, а также «писем», условно указывающих путь к одному из домиков, помещенных под полянкой. Вводные задачи состоят из двух задач – задачи «А» и задачи «Б». Решение каждой из задач проверяется экспериментатором. Далее следуют основные задачи. На рисунках к задачам 1-2 изображены только разветвленные дорожки и домики в конце них; на всех остальных каждый участок дорожки помечен ориентиром, причем в задачах 3,4 одинаковые по содержанию ориентиры даны в разной последовательности;  задачах 5,6 каждое разветвление помечено двумя одинаковыми ориентирами. В задачах 7-10 два одинаковых ориентира даны в разных последовательностях и расставлены не на отрезках пути, а в точках разветвления. На «письмах» к задачам 1,2 изображена ломаная линия, показывающая направление пути, по которому должен вестись поиск. В «письмах» к задачам 3-6 в определенной последовательности снизу вверх даны изображения тех предметов, мимо которых надо идти. В «письмах» к задачам 7-10 изображены одновременно и повороты пути (ломаная линия), и необходимые ориентиры.

Чтобы найти нужный путь, ребенок должен учитывать в задачах 1,2 направления поворотов, в задачах 3,4 характер ориентиров и их последовательность, в задачах 5,6 – сочетания ориентиров в определенной последовательности, в задачах 7-10 – одновременно ориентиры и направления поворотов.

Инструкция. Детям в начале дают две вводные задачи, затем по порядку задачи 1-10.

Инструкция дается после того, как дети открыли первый листок тетради с вводной задачей.

«Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо посмотреть на письмо (экспериментатор указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено). В письме нарисовано, что надо идти мимо травки, мемо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете правильный домик. Найдите этот домик, а я посмотрю, не ошиблись ли».

Проверяющий смотрит, как ребенок решил задачу и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки. Переходя ко второй вводной задаче, проверяющий говорит: «здесь тоже два домика, и опять нужно найти домик. Но письмо тут другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом повернуть в сторону».

Проверяющий при этих словах проводит рукой по чертежу в «письме». Решение задачи снова проверяется, ошибки объясняются и исправляются. Затем идет решение основных задач. К каждой из них дается краткая дополнительная инструкция.

К задачам 1,2:

«В письме нарисовано, как надо идти в какую сторону поворачивать. Начинайте двигаться от травки. Найдите нужный домик и зачеркните его».

К задаче 3:

«Смотрите на письмо. Надо идти от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо березки, потом елочки. Найдите нужный домик и зачеркните его».

К задаче 4:

«Смотрите на письмо. Надо пройти от травки, сначала мимо березки, потом мимо грибка, мимо елочки, потом стульчика. Отметьте домик».

К задачам 5,6:

Будьте очень внимательны. Смотрите на письмо, отыщите нужный домик и зачеркните его».

К задачам 7-10:

«Смотрите на письмо, в нем нарисовано, как нужно идти около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте внимательны, отыщите нужный домик и зачеркните его».

Оценка результатов:

При оценке результатов необходимо учитывать номер выбранного домика и номер задачи. Номер выбранного домика и оценка заносится в протокол. Все оценки суммируются. Максимальное количество очков – 44.

Интерпретация полученных результатов:

38-44 балла – дети с детальным соотнесением одновременно двух параметров. Имеют достаточно полные и расчлененные пространственны представления.

31-38 – дети с незавершенной ориентировкой на два параметра (обычно решают правильно первые 6 задач). При учете одновременно двух параметров постоянно соскальзывают к одному. Это обусловлено недостаточной стойкостью и подвижностью в развитии пространственных представлений.

24-31 балл – дети с четкой завершенностью ориентировки только на один признак. Им доступно построение и применение пространственных представлений простейшей структуры

18-24 – для этих детей характерна незавершенная ориентировка даже на один признак. Они членят задачу на этапы, но к концу работы теряют ориентир. У них только начинает формироваться способ наглядно-образной ориентировки в пространстве.

Менее 18 баллов – дети с неадекватными формами ориентировки. Они предпринимают попытку найти нужный домик, но их выбор случаен. Это обусловлено несформированностью умения соотносить схему с реальной ситуацией, т.е. неразвитостью наглядно-образного мышления.

Шкала оценок.

№ до-

миков

№ задачи

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

1

0

0

1

1

0

0

2

4

0

2

1

0

0

1

1

0

0

2

2

0

3

1

0

0

1

1

0

0

4

0

2

4

1

0

0

1

1

0

2

2

0

0

5

2

0

0

2

4

0

0

0

0

0

6

2

0

0

2

3

0

0

0

2

0

7

4

0

0

4

2

0

2

0

0

2

8

3

0

0

3

2

0

0

2

0

4

9

0

2

4

0

0

1

2

0

4

2

10

0

2

3

0

0

1

0

2

2

2

11

0

3

2

0

0

1

0

0

0

4

12

0

4

2

0

0

1

0

0

0

2

13

0

1

1

0

0

3

4

0

0

4

14

0

1

1

0

0

4

2

2

0

6

15

0

1

1

0

0

2

2

0

0

2

16

0

1

1

0

0

2

2

0

2

2

17

2

2

18

2

4

19

0

0

20

2

0

21

6

0

22

4

0

23

2

2

24

2

0

25

0

0

26

2

4

27

0

0

28

2

0

29

0

2

30

0

0

31

4

0

32

2

0

Протокол к методике «Лабиринт»

Ф.И. ребенка___________________________

Класс/группа ___________Дата____________

Проверяющий __________________________

п/п

р-ка

Задача №

Сум-ма

При-меча-ния

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

Диагностика сформированности приемов учебной деятельности.

Диагностика сформированности предпосылок учебной деятельности направлена на определение готовности будущего школьника к новому для него виду деятельности – учебной. В отличие от игровой, учебная деятельность имеет ряд специфических особенностей. Она предполагает ориентацию на результат, произвольность и обязательность.

Большая часть учебных заданий, с которыми сталкивается первоклассник, направлена на выполнение ряда условий, некоторых требований, ориентацию на правило и образец. Именно эти умения относятся к так называемым предпосылкам учебной деятельности, т.е. к тем, которые не являются в полной мере учебными действиями, но необходимы для начала ее усвоения.

От этих умений в значительной степени зависит успешность обучения на первых порах усвоения знаний и требований школы.

1.Методика «Домик».

Методика предназначена для определения уровня сформированности у детей 6-7 лет умения ориентироваться на образец. С этой целью испытуемому предлагается точно скопировать его. Кроме того, данная методика позволяет выявить у ребенка степень развития произвольного внимания и сформированности пространственного восприятия.

Ребенку предлагается как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы ему предлагается проверить. Все ли верно, и исправить неточности, которые он заметит.

Точное воспроизведение оценивается в 0 баллов, за каждую ошибку начисляется 1 балл. Ошибками считаются:

а) неправильно изображенный элемент; правая и левая части забора оцениваются отдельно;

б) замена одного элемента другим;

в) отсутствие элемента;

г) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;

д) сильный перекос рисунка.

***

2. Методика «Графический диктант»

Данная методика используется для определения уровня развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства.

Материал состоит из 4 диктантов, первый из которых – тренировочный.

  1. «начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на какую-либо точку в тетради. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».

  1. «Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна направо. А теперь сами продолжите рисовать этот же узор».

3) «Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжите рисовать этот узор».

4) «поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово «налево» выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево (слово «налево» опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжите рисовать этот узор».

        На самостоятельное выполнение каждого узора дается полторы-две минуты. Общее время проведения методики обычно составляет около 15 минут.

Анализ результатов:

Безошибочное воспроизведение узора – 4 балла. За 1-2 ошибки ставят 3 балла. За большое число ошибок – 2 балла. Если ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков, то ставится 1 балл. Если правильно воспроизведенных участков нет, то ставят 0 баллов. Указанным образом оцениваются три узора (один тренировочный). На основе полученных данных возможны следующие уровни выполнения:

10-12 баллов – высокий;                                  6-9 баллов – средний;

3-5 баллов – низкий;                                         0-2 балла – очень низкий.

Диагностика памяти.

  1. Методика 10 слов.

Эта методика направлена на изучение словесной (слуховой) памяти. Ее желательно проводить в первой половине обследования, чтобы ребенок не был усталым (утомление сильно сказывается на продуктивности запоминания).

Инструкция. «Сейчас я прочитаю тебе слова. Ты их все выслушаешь и постараешься запомнить. Когда я кончу читать, ты повторишь все слова, которые запомнил. Слова можно называть в любом порядке».

После сообщения инструкции ребенку зачитывают слова. Читать их нужно четко, достаточно громко и не слишком быстро (приблизительно одно слово в секунду). Если ребенок пытается начать воспроизведение до завершения чтения, то его останавливают, желательно жестом и продолжают чтение. Во время проведения этого теста недопустимы никакие отвлекающие факторы (нельзя позволить, чтобы кто-то вставал, заходил в экспериментальную комнату или выходил из нее).

        Сразу же по окончании ребенку говорят: «Повтори слова, которые ты запомнил». Слова, называемые ребенком, отмечают в первой пустой строке протокола. Когда ребенок кончает воспроизведение слов, его надо похвалить за то, как много слов он запомнил (даже если в действительности результаты воспроизведения низки), и сказать: «А теперь мы попробуем выучить оставшиеся слова. Я снова прочитаю тебе все слова, а когда я кончу читать, ты повторишь все слова, которые вспомнишь, и те, которые ты в первый раз уже называл, и те, которые в первый раз ты забыл». Затем процедура повторяется снова, зачитываются все 10 слов). Результаты воспроизведения фиксируются во втором столбце протокола. Если при воспроизведении ребенок, вопреки инструкции, называет только вновь запомненные слова, не называя тех, которые он воспроизвел в 1 раз, то ему напоминают: « Те слова, которые ты говорил в прошлый раз, тоже надо называть снова».

        Затем, если выучены не все слова, та же процедура повторяется в третий раз. Если теперь воспроизведены 9 или10 слов, то процедура заканчивается, в противном случае она повторяется  в четвертый раз. Далее повторять выучивание нецелесообразно, даже если выучены не все слова.

        Спустя 30-40 минут, в течение которых либо проводятся другие методики, либо начинается завершающая беседа с клиентом, ребенка снова просят вспомнить слова, которые он выучил (на этот раз слова предварительно не зачитываются). Результаты заносятся в пятую строку протокола.

        Для этой методики имеется несколько стандартных наборов слов. Приведем одно из них:  дом, лес, кот, ночь, окно, сено, мед, игла, конь, мост.

        Обработка результатов:

        Оценка результатов основывается, в первую очередь на кривой выучивания слов. Кривая выучивания слов – это график, на котором по горизонтальной оси откладывается номер повторения, по вертикальной – число воспроизведенных слов. Основные виды графиков – следующие:

  • растущий график (благоприятный), когда с каждого следующего чтения воспроизводится все больше слов; допустимо, чтобы в двух (но не более) пробах подряд воспроизводилось одно и то же число слов;
  • график, имеющий плато, когда в трех пробах подряд воспроизводится одно и то же количество слов;
  • график со спадом, когда после какого-либо из чтений воспроизводится меньше слов, чем после предыдущего чтения.

Растущий график  говорит о благоприятной динамике выучивания. В норме дети 6-8 лет, с четвертой пробы выучивают все 10 или, по крайней мере, 9 слов. При нормальной памяти дети 9-10 лет обычно могут воспроизвести 9 -10 слов уже с третьей пробы. Если результаты более низки, то это показатель снижения словесной (слуховой) памяти. Важным дополнительным показателем является количество слов, воспроизведенных с первой попытки. Для 6 лет нормальным является воспроизведение с первой пробы не менее четырех слов ( в среднем – шесть), для более старших детей – не менее пяти слов (в среднем – семь). Если с первой попытки воспроизведено меньшее число слов, но остальные показатели нормальны, то, скорее всего, в начале выполнения задания было случайное отвлечение внимания.

График, имеющий плато, часто свидетельствует о нарушениях слуховой памяти. Однако если это плато находится на относительно высоком уровне ( не ниже 7 слов) и с первой пробы воспроизведено нормальное количество слов, то это скорее всего показатель низкой мотивации, а не снижения памяти.

График со спадом характерен для нарушения внимания, в особенности – при астении или при нарушениях мозгового кровообращения. Даже при высоком итоговом результате (а также при достаточно высоком результате первой пробы) график со спадом – это повод для предположения о наличии тех или других неврологических нарушений или о состоянии усталости.

Устойчивость запоминания проверяется при отсроченном воспроизведении слов. После отсрочки для детей 6-7 лет нормально воспроизведение не менее шести слов (в среднем – восемь), для более старших детей – не менее семи слов (в среднем – восемь-девять).

        Диагностика внимания.

  1. Кодирование.

Этот тест направлен на исследование внимания и темпа деятельности. Принцип его построения восходит к «Корректурной пробе» Бурдона. Предлагаемая модификация в основных чертах воспроизводит вариант, используемый в тесте Векслера. Однако у Векслера используются разные задания для детей до 8 лет и после 8 лет. Методика «Кодирование» пригодна для использования на протяжении всего младшего школьного возраста.

Материалы: лист с фигурками, в каждой из которых ребенок должен будет нарисовать определенный символ, и карандаш. Тест проводится с фиксацией времени, поэтому для него необходим секундомер или (что менее удобно) часы с секундной стрелкой. Рабочий лист представлен в приложении3 (кн. Венгера). В верхней части листа показано, какой символ должен быть нарисован внутри каждой из фигур. Следующая укороченная строка – тренировочная. Далее идут тестовые строки.

Инструкция: «Здесь нарисованы разные фигуры. В каждой из них надо поставить свой значок. Наверху показано, в какой фигуре какой значок нужно рисовать (проверяющий указывает на верхнюю часть листа). Нарисуй нужные значки в фигурах внутри рамки (проверяющий указывает на тренировочную строку)». Если во время тренировки ребенок допускает ошибки, то проверяющий указывает на них и предлагает их исправить. После того, как тренировочные фигуры заполнены, проверяющий говорит: «теперь поставь нужные значки в остальных фигурах. Начинай с первой фигуры и иди дальше, не пропуская ни одной. Постарайся сделать это побыстрее».

Когда ребенок приступает к заполнению тестовых фигур, проверяющий засекает время через минуту он отмечает в протоколе номер фигуры, заполняемой ребенком в данный момент. По истечении второй минуты выполнение задания прекращается.

Оценка результатов:

Основной показатель в этой методике – количество фигур правильно маркированных за 2 минуты работы. Другой показатель, который необходимо учитывать при оценке выполнения этой методики, - количество ошибок, то есть неправильно помеченных или пропущенных фигур. Дополнительную иныормацию дает изменение эффективности работы от первой ко второй.

Количество правильно маркированных фигур.

возраст

6 лет

7 лет

8 лет

9 лет

10 лет

среднее знач.

24

29

33

39

47

Нижняя граница нормы

12

19

23

25

30

Количество ошибок.

При отсутствии нарушений внимания неправильно маркированных (пропущенных) фигур или совсем нет, или очень немного (не более двух-трех).

Большое количество ошибок при низком темпе деятельности – показатель либо серьезных нарушений внимания, либо особо низкой мотивации. Оно также нередко встречается при общей задержке психического развития и при умственной отсталости.

Большое количество ошибок при высоком темпе деятельности – показатель установки на скорость работы в ущерб ее качеству. Такая установка типична для импульсивных детей с низким уровнем самоконтроля.

Изобилие ошибок в сочетании со средним темпом деятельности – наиболее характерный признак нарушений внимания как такового (плохой концентрации внимания, его неустойчивости, отвлекаемости).

Изменение продуктивности от первой минуты ко второй.

Обычно на второй минуте продуктивность несколько выше, чем на первой (на 10-20%). Это обусловлено эффектом врабатывания, тренировки. Если рост продуктивности более высок, то это говорит о замедленном вхождении в деятельность. Если же, напротив, продуктивность на второй минуте ниже, чем на первой, то это показатель высокой утомляемости, частый признак астенического состояния.

  1. Счет по Е. Крепелину. (модификация Шульте)

Методика была предложена для исследования работоспособности – упражняемости, выявления параметров утомляемости и «врабатываемости». Для детей наиболее удобно использовать эту методику в модификации Р. Шульте. Ребенку предлагают производить сложение (или вычитание – в зависимости от знака перед строкой) двух цифр. При этом его предупреждают. Что специалист будет делать свои пометки на листе. Каждые 30 секунд (или каждую минуту) делается отметка на листе, в том месте, где в настоящий момент остановился ребенок. Счет производится в уме, ребенок дает лишь устные ответы.

По результатам деятельности ребенка могут быть построены различные кривые, отражающие характеристики работоспособности, указывающие на наличие истощаемости или пресыщаемости, особенности внимания.

Анализируемые показатели:

  • темп деятельности;
  • наличие процессов истощения или пресыщения деятельности (дифференциация процессов);
  • «врабатываемость» в деятельность (по временным характеристикам деятельности);
  • параметры внимания (устойчивость внимания, возможность его переключения).

Примечание:

        В данном варианте методика может использоваться с момента овладения ребенком счетными операциями в пределах 20.

Диагностика памяти и мышления.

        Пиктограмма.

Методика «Пиктограмма» предложена А.Р. Лурией как метод исследования мышления и памяти. В дальнейшем с помощью данного метода были разработаны критерии оценки личностных и эмоциональных особенностей. Этот тест, как и «Рисунок человека», позволяет получить представление о состоянии разных психических процессов: мышления, памяти, воображения, об уровне организации действий, о личностных и эмоциональных особенностях ребенка.

Инструкция. «Сейчас мы посмотрим, как ты запоминаешь слова. Чтобы тебе легче было их запомнить, сделай к каждому слову какой-нибудь простой рисунок. Он не должен быть хорошим. Надо только, чтобы потом он напомнил тебе это слово. Слов будет довольно много; надо, чтобы все рисунки поместились на этой странице. Писать слова и буквы нельзя». Затем ребенку по одному зачитываются слова или простые словосочетания для запоминания. После каждого слова (словосочетания) ему предлагается достаточно времени для того, чтобы он успел сделать рисунок. Если ребенок медленно работает, его можно поторопить: «заканчивай этот рисунок, я даю следующее слова», - но все равно надо дождаться, пока он закончит. В случае, когда все рисунки не помещаются на одном листе, надо дать второй (а иногда и третий), но напомнить: «Старайся, чтобы все рисунки поместились на одной странице».

По завершении каждого рисунка у ребенка спрашивают: «Как этот рисунок поможет тебе вспомнить слово?» Объяснения записывают в протоколе. Если ребенок отказывается давать объяснения (например, говорить: «Просто напомнит»), то не следует настаивать. Иногда ребенок дает объяснения сам, без дополнительного вопроса.

Если ребенок не понимает смысла задания, можно спросить его: «О чем тебе напоминают слова веселый праздник?» Предположим, ребенок отвечает: «О елке». Тогда вы говорите ему: «Вот и нарисуй елку, а потом она напомнит тебе слова веселый праздник». Подробное объяснение дается только один раз. Если его окажется недостаточно, то от проведения методики придется отказаться.

Для методики «Пиктограмма» существует несколько стандартных наборов слов и словосочетаний. Пример: Веселый праздник, болезнь, тяжелая работа, вкусный ужин, строгая учительница, теплый ветер, дружба, обман, слепой мальчик, сомнение, семья, развитие.

После того, как закончен рисунок к последнему слову, лист с рисунками убирается. Через 30-40 минут, в течение которых проводятся другие методики, ребенку дают лист со сделанными им рисунками и предлагают вспомнить слова. В протоколе записывается, как ребенок воспроизводит  каждое из слов и словосочетаний.

Показатели умственного развития.

Методика «П» позволяет исследовать особенности мышления и опосредованного запоминания. При оценке умственного развития используются следующие критерии:

Адекватность ассоциаций

Этот показатель характеризует степень соответствия смысла изображения смыслу слов, предложенных для запоминания. Существуют различные виды снижения адекватности ассоциаций.

  • отдаленность или неточность смыслов проявляется в частичной подмене смысла слов ( например, к слову «дружба» рисуются коньки с объяснением: «мы с моим другом вчера ходили на каток»). Этот признак может рассматриваться как негативный, начиная с семилетнего возраста.
  • Серьезный признак нарушения адекватности ассоциаций – опора на звуковую форму слов, а не на их смысл (например, к слову «обман» рисуется тарелка с объяснением: «Обман – а тут манная каша»). Этот признак должен настораживать проверяющего независимо от возраста ребенка.
  • Одно из наиболее распространенных нарушений адекватности, свидетельствующее о невысоком уровне интеллектуального развития в младшем школьном возрасте, - это единообразие рисунков, когда рисунки к разным словам практически не отличаются.

Абстрактность – конкретность рисунков.

Абстрактный рисунок говорит о высоком уровне интеллектуального развития и характеризуется экономностью, отсутствием лишних деталей.

Чрезмерная конкретность рисунка, обилие однообразных деталей (например, к словосочетанию «веселый праздник» нарисована елка с большим количеством шариков) свидетельствует о конкретности мышления. Начиная с восьмилетнего возраста это может рассматриваться как негативный показатель.

В ряде случаев конкретность рисунка говорит не о снижении уровня абстрагирования, а о художественно-образном  стиле мышления. В этих случаях детали разнообразны, а рисунок в целом, оригинален, не стандартен. В отличие от этого, при конкретности, вызванной снижением возможностей к абстрагированию, детали однообразны, а рисунок в целом стандартен.

Понимание отвлеченных понятий.

Возможность понять используемые в «П» отвлеченные понятия и найти адекватные ассоциации показывает уровень развития абстрактного мышления и уровень общей осведомленности ребенка.

возраст

Нормы выполнения задания

9-10 лет

отсутствие рисунков или неадекватные рисунки к таким словам, как «развитие», «сомнение», «обман», - свидетельство либо чрезмерной конкретности мышления, либо недостаточного запаса знаний (м.б. и того и др. одновременно).

7-8 лет

Соответствующим возрастной норме считается наличие адекватного рисунка хотя бы к одному-двум из этих слов.

6 лет

отсутствие рисунков (их неадекватность) ко всем подобным словам вполне допустимо (так как конкретность мышления в этом возрасте – нормальное явление).

Воспроизведение заданных слов.

При воспроизведении слов ребенок должен выполнить операцию, обратную по отношению к выполненной ранее операции обозначения. Общее количество правильно воспроизведенных слов отражает уровень опосредованного запоминания – культурной формы памяти.

Приблизительные границы нормы для разных возрастов

возраст

Возрастные нормы воспроизведения слов

9-10 лет

9-12 слов и словосочетаний

8 лет

8-10 слов и словосочетаний

7 лет

7-10 слов и словосочетаний

6 лет

6 – 9 слов и словосочетаний из 12.

Если заданные слова регулярно заменяются синонимами, то это может свидетельствовать о снижении механической памяти при нормальном развитии опосредования, однако следует более тщательно проанализировать характер замен. Так, если регулярно производится замена  на слова с более конкретным значением Я(например, вместо «веселый праздник» - «новый год»), то это может быть показателем конкретности, недостаточной обобщенности мышления, даже если по самим рисункам этого не видно (что бывает, в частности, при плохой технике рисунка). Иногда замены производятся под влиянием эмоционального отношения к запоминаемым словам и вообще не свидетельствуют о каких-либо особенностях памяти или мышления. Так словосочетание «строгая учительница» младшие школьники нередко воспроизводят как «злая учительница». И дело не только в том, что слово «строгая» не всегда входит в их активный словарь. Бывает, что школьный опыт ребенка дает ему все основания отождествлять учительскую строгость со злостью, так что подобная замена характеризует подчас не только ребенка, сколько его учительницу. Особенно выразительно это проявляется в массовом обследовании, когда целый класс устойчиво дает такую синонимическую замену, в отличие от параллельного класса, где эта замена редка.

Показатели личностных особенностей и сферы общения.

Показатели импульсивности.

По расположению рисунков на листе можно судить об уровне организации действий и, в частности, о ее нарушениях, вызванных импульсивностью. Хорошая организация действий проявляется в том, что рисунки располагаются строками или столбцами. Более низкий уровень организации – случайное расположение рисунков на листе. Если при этом достаточно легко можно определить, где кончается один рисунок и начинается другой, то для возраста в 6-7 лет этого вполне достаточно. Начиная с восьмилетнего возраста такое расположение говорит о низком уровне организации действий, однако не может рассматриваться как отклонение от нормы. Если же рисунки налезают друг на друга, так что становится непонятно, где кончается один и начинается другой, то это показатель импульсивности (даже в шестилетнем возрасте). Такая импульсивность часто возникает в состоянии острой тревоги (хотя может быть вызвана и другими причинами).

Очень мелкие рисунки, сосредоточенные в углу листа, так что остальная часть листа остается пустой, служат частым признаком снижения настроения, депрессивных тенденций.

Показатели эмоциональной нагрузки.

Работа с эмоционально нагрузочным понятием обычно сопровождается повышением мышечного тонуса, который обнаруживается в усилении нажима на карандаш. Поэтому при чтении пиктограммы полезно, перевернув лист, посмотреть, на каких рисунках карандаш сильно продавливал бумагу. Например, если сильным нажимом выделено слово «обман» это может свидетельствовать о том, что ребенка часто обвиняют во лжи (возможно справедливо).

Об эмоциональной нагрузке свидетельствует также локальный отказ от рисования (если, конечно, он не связан с трудностью символизации абстрактных понятий) и забывание определенных слов. Например, если ребенок говорит, что не может сделать рисунок к слову «дружба», или на стадии воспроизведения оказывается не в состоянии вспомнить это слово, то это часто служит признаком неблагополучия в сфере общения.

Эмоциональная нагрузка может проявиться в частичном уходе от задания или специфическом содержании рисунков. Примером может служить отсутствие каких-либо атрибутов слепоты (палочки, очков, повязки) в рисунке к словосочетанию «слепой мальчик». Если для запоминания слова «дружба» изображены не люди, а животные, это позволяет заподозрить нагрузочность соответствующей сферы.

Признаками эмоциональной нагрузки являются также застревание на каком-то отдельном рисунки, его предельная детализация  или же неожиданная схематизация; сильное увеличение, или напротив, уменьшение одного из рисунков по сравнению с остальными; спонтанная вспышка мимической активности или словесных комментариев или же напротив, неожиданная замкнутость ребенка, охотно комментировавшего прочие слова, - т.е любые формы особой выделенности отдельного рисунка на фоне других. Гораздо реже дети любовно и подробно прорисовывают и комментируют не травматическую сферу, а сферу поддержки, эмоционального комфорта. Тогда она выступает как островок благополучия в море эмоциональных нагрузок.

Реакция на слова, нагрузочные для всех людей («слепой мальчик», «болезнь»), характеризует не область эмоциональной травмы, а общую устойчивость к стрессу. Поскольку это все же всего лишь слова, то в норме их стрессовая нагрузка довольно слаба. Если словосочетание «слепой мальчик» вызывает сильную реакцию, то это свидетельство низкой устойчивости к стрессу.

Показатели тревожности.

В пиктограмме встречаются те же показатели тревожности, что и в рисунке человека. Наряду с этим имеются и специфические признаки, характерные именно для пиктограммы. В частности, при повышенной тревожности ребенок, опасаясь забыть слово, часто вводит в рисунок массу дублирующих друг друга уточнений (например, к словам «вкусный ужин» рисуется и тарелка, и чашка, и часы, напоминающие о вечернем времени, и луна, напоминающая о том же).

При детализации, порожденной тревожностью, отсутствует целостный художественный образ, характерный для детализации при художественно-образном складе мышления. В отличие от детализации, вызванной недостаточным развитием абстрагирования, в данном случае отсутствуют специфические трудности при работе с абстрактными понятиями («развитие», «сомнение»). Если у ребенка действительно плохая память (что устанавливается по методике «10 слов»), то уточняются детализация – это проявление вполне оправданных компенсаторных механизмов. О детализации как признаке тревожности в «П» можно говорить лишь при нормальной памяти.

Отделение рисунков друг от друга линиями или рамочками, нумерация рисунков тоже могут говорить о тревожной заботе ребенка не перепутать рисунки между собой. Это проявления особой педантичности, которая чаще всего служит компенсаторным механизмом при высокой тревожности.

Показатели, характеризующие сферу общения.

Мерой общительности служит количество людей, изображенных на пиктограмме. Полное отсутствие людей или их наличие всего в одном-двух рисунках указывает на сниженную потребность в общении.

Замена людей на животных говорит, как правило, об инфантильности и/или о некоторой боязни общения, чрезмерной робости, застенчивости.

Если рисунки людей в пиктограмме подробны, а не условны, то их можно интерпретировать на основе тех же критериев, что и тест «Рисунок человека». Так, отсутствие кистей рук при детальной прорисовке других частей тела обычно указывает на серьезные проблемы в сфере общения.

Если изображений людей очень много и они присутствуют практически в каждом рисунке, то это, как правило, свидетельство острой неудовлетворенности потребности в общении (при высокой выраженности этой потребности). Исключение составляют неадекватные изображения, где практически один и тот же рисунок человека (людей) символизирует самые разные понятия.

Изучение самооценки младшего школьника.

  1. методика Дембо-Рубинштейна

Методика предназначена для изучения особенностей самооценки (в более младшем

возрасте используется тест «Лесенка»).

1 этап: Ребенку дается лист бумаги, на котором нарисована шкала « На этой шкале здесь (экспериментатор показывает на один из полюсов) находятся самые здоровые люди земли, а здесь (показывает на другой полюс) самые больные люди земли. Отметь, в каком месте ты находишься на этой шкале».

Вторая шкала «самые счастливые – самые несчастные»

  1. «самые умные – самые глупые»
  2. «самые красивые – самые некрасивые»
  3. «с хорошим характером – с плохим характером»

Если у испытуемого очень много вопросов, вероятно, что у него повысилась тревожность в процессе тестирования.

Можно предложить испытуемому выделить еще шкалы. Экспериментатор, в зависимости от задач исследования может сам добавлять шкалы, для получения более полной информации.

После ответов испытуемого, ему задаются вопросы: «каких людей можно считать здоровыми? А каких людей можно назвать больными? и т.д. по всем пяти (или более) шкалам. Если ребенок затрудняется в ответе можно предложить ему вспомнить какого-нибудь знакомого, которого он мог бы назвать …

2 этап: Ребенка спрашивают, «как по твоему мнению ответила бы о тебе твоя мама?»

Сравнение ответов на первом и втором этапах позволяет выявить….

Изучение организации действий.

1. «Сложная фигура».

Методика разработана А.Реем. Позволяет оценить развитие восприятия, пространственных представлений, координации глаз – рука, зрительной памяти, уровень организации и планирования действий (упрощенный вариант, рассчитанный на младших школьников).

Для проведения теста потребуются фигура–образец, нелинованная бумага и цветные карандаши.

Ребенку предлагают перерисовать фигуру–образец на отдельном листе. Ему дается один из цветных карандашей, которым проверяющий предварительно написал в протоколе цифру «1». Примерно через 30 секунд этот карандаш забирают и дают ребенку следующий, предварительно написав им в протоколе цифру «2». Смену карандашей продолжают и далее, до завершения работы. Таким образом, рисунок ребенка получается разноцветным, причем цвет позволяет определить последовательность изображения разных частей фигуры.

По окончании работы фигура-образец и рисунок, сделанный ребенком, убираются. Через 15-20 минут ребенку дают новый лист бумаги и говорят: «Попробуй вспомнить ту фигуру, которую ты перерисовывал. Все, что сможешь вспомнить, нарисуй на этом листе». После этого повторяется процедура, описанная выше (со сменой карандашей) с тем отличием, что на этот раз образец отсутствует и ребенок делает рисунок по памяти. На этом этапе многие дети утверждают что ничего не помнят. В этом случае надо сказать: «Конечно, никто не может запомнить такую сложную фигуру. Но все-таки хоть что-нибудь из нее ты, наверняка, запомнил. Это и нарисуй».

 В промежутке между копированием образца и его воспроизведением по памяти ребенку даются задания, не требующие рисования.

Оценка результатов:

Способ воспроизведения фигуры

При оценке способа воспроизведения учитываются:

а) степень адекватности воспроизведения общей структуры фигуры (большой прямоугольник, расчлененный на 8 секторов, в которых расположены мелкие фигуры);

б) последовательность изображения разных деталей.

Нулевой уровень: изображение не имеет никакого отношения к образцу.

Первый уровень: детали изображаются в случайной последовательности, без какой-либо системы.

Второй уровень: воспроизведение начинается с отдельных треугольных секторов.

Третий уровень: имеет два варианта:

– воспроизведение начинается с маленьких прямоугольников, объединяющих по два или четыре треугольных сектора,                                                                            

– воспроизведение начинается с большого прямоугольника, затем он заполняется внутренними деталями в случайном порядке, без какой-либо системы.

Четвертый уровень: сначала изображается большой прямоугольник, затем проводятся некоторые, но не все из основных разделяющих его линий (двух диагоналей, вертикали и горизонтали), затем изображаются внутренние детали (и, возможно, оставшиеся линии, разделяющие большой прямоугольник).

Пятый уровень: сначала изображается большой прямоугольник, затем проводятся все основные разделяющие его линии (две диагонали, вертикаль и горизонталь), затем изображаются внутренние детали.

        Способ воспроизведения свидетельствует об уровне планирования и организации действий. В младшем школьном возрасте он тесно связан с уровнем развития логического мышления (операций анализа и синтеза).

        Для шестилетнего возраста нормальными являются второй и третий уровни. Допустим также первый уровень, который, однако свидетельствует о невысоком уровне развития организации действий. Нулевой уровень говорит об импульсивности, которая может быть вызвана интеллектуальным отклонением, органическим поражением мозга или серьезной педагогической запущенностью.

Для 7 – 8 лет уже и первый уровень – это показатель инфантильности, задержки в развитии планирования и организации действий.

Для 9 лет нормальными являются третий и четвертый уровни. Второй уровень – некоторая задержка в развитии планирования и организации действий. Первый уровень – показатель грубых нарушений.

В 10 лет нормальны четвертый и пятый уровни. Второй и третий – показатели некоторой задержки в развитии планирования и организации действий.

        Снижение уровня организации действий может вызываться состоянием острой тревоги (обычно оно связано с общим сильным повышением уровня тревожности, но иногда бывает следствием острого стресса).

        Возрастные нормы, отражающие способ воспроизведения, одинаковы для непосредственного копирования образца и для его воспроизведения по памяти. Однако если снижения уровня организации действий вызвано интеллектуальными нарушениями, то при воспроизведении по памяти способ обычно оказывается более низким, чем при копировании. Если же снижение объясняется состоянием острой тревоги, то при воспроизведении по памяти способ не ниже, чем при копировании, а в некоторых случаях даже выше. Это объясняется тем, что при наличии образца усиливается сосредоточенность на мелких деталях, вызванная опасением пропустить какую-либо из них и отвлекающая ребенка от анализа фигуры в целом.

        Правильность воспроизведения.

В качестве отдельных деталей рассматриваются следующие:

  1. большой прямоугольник;
  2. диагональ прямоугольника;
  3. вторая диагональ прямоугольника;
  4. вертикальная ось прямоугольника;
  5. горизонтальная ось прямоугольника;
  6. круг в секторе 1;
  7. горизонтальная линия в секторе 2;
  8. три вертикальные линии в секторе 3 (все три линии засчитываются за одну деталь, если изображено другое число линий, то деталь не засчитывается);
  9. прямоугольник, занимающий сектора 4 и 5.
  10. три наклонные линии в секторе 7 (все три линии засчитываются за одну деталь, если изображено другое число линий, то деталь не засчитывается).

За деталь «1» ставится 2 балла, если пропорции прямоугольника близки к образцу, 1 балл – если изображен прямоугольник, вытянутый по горизонтали, или квадрат, а также в случае, если сильно искажена форма (углы далеки от прямых или скруглены). За каждую из деталей «2», «3», «4», «5» ставится по 2 балла, если она делит прямоугольник примерно на две половины, 1 балл – в противном случае (оценка производится на глаз). За наличие каждой из деталей «7», «8», «9», «10» ставится по 1 баллу. Если деталь расположена в требуемом секторе и в правильном повороте, то за нее ставится еще один дополнительный балл (если отсутствует большой прямоугольник, то дополнительный балл не ставится , если прямоугольник имеется, но не разделен на сектора, то дополнительный балл ставится в случае, когда деталь находится на правильном месте по отношению к прямоугольнику). Максимальный балл за воспроизведение деталей – 20 (пропорции большого прямоугольника близки к образцу, остальные детали изображены на правильных местах и в правильном повороте). Минимальный балл – 0 (не изображена ни одна из деталей образца).

Ориентировочные значения нижней границы нормы по воспроизведению деталей приведены в таблице:

Возраст

6 лет

7 лет

8 лет

9 лет

10 лет

Копирование

5 баллов

8

10

12

14

Воспроизведение по памяти

5

6

8

9

10

        Правильность воспроизведения деталей при копировании образца отражает уровень развития восприятия, образных представлений, координации глаз-рука. Правильность воспроизведения по памяти – показатель уровня развития зрительной памяти.

Диагностика тревожности.

Методика Филлипса.



Предварительный просмотр:

Психодиагностика готовности детей к школе.

Для личного пользования психологами комплекса. Строго конфиденциальная информация.

Критерий

Уровень развития-нужное подчеркнуть

Занимался ли ранее с психологом индивидуально. Если «ДА» - по какой проблеме.

Да/ нет

Насколько психологически готов к школе в целом?

Высокий уровень / средний / низкий

Психофизическая готовность

Общая моторика: хорошо двигается / есть небольшие затруднения / есть проблемы с движениями

Здоровье: здоров/ есть хронические заболевания/ ребёнок с ОВЗ (каковы диагнозы:_____________)

Есть ли неврологические проблемы: да / нет

Как развито внимание

Высокий уровень,/ средний,/ низкий

Память

Высокий уровень, /средний,/ низкий

Мелкая моторика

Высокий уровень,/ средний,/ низкий

Ведущая рука

Правая, /левая, /амбидекстр

Мышление

Высокий уровень, /средний, /низкий

Пространственное восприятие

Высокий уровень, /средний, /низкий

Умственная работоспособность

Высокий уровень, /средний, /низкий

Коммуникативная готовность (умение общаться с детьми)

Высокий уровень, /средний, /низкий.

Очень разговорчив, /общителен,/ замкнут.

Доброжелателен / агрессивен.

Коммуникативная готовность (умение общаться с педагогом)

Высокий уровень, /средний, /низкий.

Доброжелателен / агрессивен.

Имеет границы субординации /нет границ со взрослым

Особенности эмоционально-волевой сферы

Тревожен/ уверен в себе/ излишне самоуверен.

Самооценка: высокая/средняя/низкая.

Эмоционально неустойчив/ эмоционален/ сдержан.

Высокий самоконтроль/ средний самоконтроль/ волевая сфера сформирована слабо

Умение следовать инструкции, выполнять правила

Высокий уровень/ средний/ низкий

Мотивация поступления в школу

Не хочет идти в школу/ игровая мотивация/  невысокая учебная мотивация/ средняя учебная мотивация/ высокая учебная мотивация.

Готов принять позицию школьника/не готов,

Особенности поведения

Ленив/ трудолюбив.

Соблюдает, нарушает дисциплину.

Неактивен, умеренно активен в поведении, гиперактивен

Умеет преодолевать трудности/ «опускает руки».

Медлителен/работает в общем темпе/  быстр.

Сфера интересов

Интересы: спорт, игры настольные, подвижные, компьютерные, ЛЕГО, игрушки, рисование, танцы,  музыка, творчество, чтение, музеи, окружающий мир (другое:……………………………………….)

Есть ли таланты:………………………………

Особенности семейного воспитания

Стиль: авторитарный, демократический, либеральный, гиперопека, гипоопека

Психологические трудности взаимоотношений в семье: есть/ нет.

Семья: полная/  неполная.

Прочие психологические особенности:

……………………………………………………

Итоги. Над какими проблемами необходимо работать

……………………………………………………

Нуждается ли в помощи психолога:

В индивидуальной форме: да/ по возможности /нет

В групповой форме: да,/ по возможности, /нет

Нейропсихолога: да,/ по возможности,/ нет

Семейного психолога: да,/ по возможности/, нет

Коррекционного психолога: да, /по возможности, /нет

Невролога:да,нет

Психоневролога:да, нет



Предварительный просмотр:

Диагностика адаптации первоклассников к школе

Луговых Татьяна Алексеевна 

Проблема оценки уровня адаптации ребенка к школе, предупреждения возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии первоклассников неизбежно ставит перед школьным психологом задачу выбора соответствующих диагностических средств.

Большинство авторов, исследующих проблемы адаптации, приводит различные батареи методик, позволяющие осуществить глубокий анализ вариантов и причин дезадаптации, выстроить соответствующие стратегии коррекционной и развивающей работы [1,2,4,6]. Однако, как правило, все эти подходы объединяет одно обстоятельство: речь идет об углубленном индивидуальном обследовании.

Возникает вопрос: каким образом и кто (учитель, администрация школы, родители?) и по каким критериям выявляет категорию детей, нуждающихся в помощи психолога? Как показывает опыт, помимо первоклассников, имеющих действительные трудности в адаптации, в эту группу нередко включают и других детей. С другой, – в нее не попадают те первоклассники, внешний рисунок поведения которых не демонстрирует дезадаптации, но они испытывают глубинные трудности как в усвоении программы, так и в эмоциональной сфере (тот вариант, когда адаптация к школе происходит за счет развития личности и здоровья ребенка). Не секрет, что нередко ребенка приводят к психологу тогда, когда риск дезадаптации благодаря неадекватному педагогическому воздействию со стороны родителей, а иногда, к сожалению, и учителя, стал реальностью.

Все это, а часто также желание администрации школы получить информацию об уровне адаптации всех учащихся первых классов ставит перед школьным психологом задачу проведения массового исследования процесса адаптации первоклассников к школе по окончании первой четверти.

По моему мнению, выбор методик для массового исследования адаптации должен удовлетворять следующим требованиям:

  • Измерять ключевые параметры адаптации-дезадаптации
  • Полученная в результате обследования информация должна быть не только констатирующей, но и ориентирующей психолога в причинах возможной дезадаптации
  • Быть экономичной по форме проведения и затратам времени

Изучение литературы по данной проблеме, практика работы в школе показывает, что процесс адаптации у первоклассников характеризуется следующими основными изменениями:

  • Происходит физиологическая подстройка деятельности функциональных систем организма первоклассника в соответствии с изменившимися режимом и нагрузкой
  • Формируются и осваиваются способы и приемы новой деятельности – процесса учения
  • Эмоциональная сфера первоклассника оценивает изменения в окружающей реальности как субъективно комфортные/дискомфортные и таким образом осуществляет регуляцию его поведения и деятельности

Для общей оценки уровня адаптации первоклассника к школе необходимо получить качественные показатели этих изменений.

Программа изучения уровня адаптации первоклассников к школе может быть представлена в следующей таблице:

Компоненты адаптации

Эмпирические характеристики

Методики

Физиологическая подстройка организма

Отсутствие заболеваний в период адаптации

Отсутствие психосоматической симптоматики

Опрос родителей

Анализ медицинской статистики

Способность организма к энергозатратам

Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”

Освоение способов и приемов новой деятельности

Усвоение программы обучения

Экспертная оценка учителя

Эмоциональное принятие новой социальной ситуации

Эмоционально положительное восприятие процесса учения

Опрос родителей

Методика “Домики”

Эмоционально положительное отношение к учителю

Методика “Домики”

Эмоционально положительное отношение к себе в новой роли

Методика “Домики”

Опрос родителей

Эмоционально положительное восприятие отношений с одноклассниками

Методика “Домики”

Опрос родителей

Таким образом, для оценки успешности адаптации первоклассников необходимо:

  • Проанализировать данные о заболеваемости первоклассников и их обращениях за медицинской помощью в школе за прошедший период
  • Опросить родителей
  • Проинтервьюировать учителя
  • Провести групповое обследование первоклассников с помощью методики личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”

Процедуры диагностики и способы обработки данных

1.Опрос родителей. <Приложение 1>. Поскольку время и сроки этого мероприятия зависят не от психолога, целесообразно начать именно с этого. Опрос может быть проведен в групповом варианте – на родительском собрании или путем раздачи текста опросника родителям и последующим сбором заполненных ответов. И тот и другой способы имеют свои преимущества и недостатки, хорошо известные практикам.

Текст опросника приведен в приложении, установить его авторство не представляется возможным, так как он опубликован в добром десятке пособий с незначительными вариациями.

Поскольку мы используем его в конкретных целях, важно, чтобы его текст содержал вопросы о возможных симптомах психосоматических явлений, нарушениях сна, аппетита, и заболеваниях ребенка в адаптационный период. На мой взгляд, нецелесообразно использовать при опросе такие формулировки, как “признаки детской нервности”, так как это вызывает неадекватную реакцию родителей. Лучше просто перечислить ее конкретные проявления.

Обработка данных, полученных с помощью опросника, не представляет трудности. В конечном итоге возможны следующие варианты:

  • Психосоматических симптомов, заболеваний нет
  • Изредка имеют место функциональные нарушения
  • Имели место заболевания, наблюдается психосоматическая симптоматика.

2. Анализ данных медицинской статистики. Нас интересует следующая информация:

  • Болезни первоклассников в адаптационный период
  • Обращения за медпомощью по поводу возможной психосоматической симптоматики и травм (бывает, что родители, особенно если первоклассник посещает группу продленного дня, об этом попросту не знают)
  • Отказы родителей от плановых прививок, мотивированные плохим самочувствием ребенка (не секрет, что в начальной школе родители часто сами лечат ребенка, оставляя его дома на 2-3 дня, поэтому такое отсутствие ребенка в школе может быть не зафиксировано как заболевание)

3. Экспертный опрос учителя. Опрос учителя (или учителей) целесообразно провести используя сокращенный вариант карты наблюдений М.Битяновой [1]. Нет необходимости заполнять карту на всех учащихся класса. Попросите учителя оценить деятельность следующих детей:

  • вызывающих опасения у самого учителя
  • имеющих отклонения, недостаточный уровень развития, зафиксированные при приеме ребенка в школу
  • часто болеющих, проявляющих психосоматическую симптоматику
  • имеющих инверсии цвета, слабую дифференциацию социальных эмоций и показавших негативное эмоциональное отношение к себе, процессу учения и учителю (по методике “Домики”).

Полученную информацию целесообразно интерпретировать вместе с учителем в следующих трех категориях:

  • первоклассник усваивает школьную программу полностью
  • первоклассник усваивает школьную программу частично (в этом случае необходимо уточнить, в чем конкретно заключается эта неполнота)
  • первоклассник не усваивает школьную программу (имеет смысл конкретизировать – не принимает учебную задачу, имитирует учебные действия и др.)

4. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”.

Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой [3] и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.

Для проведения методики необходимы следующие материалы:

  • Лист ответов <Приложение 2>
  • Восемь цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.

Исследование лучше проводить с группой первоклассников –10-15 человек, детей желательно рассадить по одному. Если есть возможность, можно привлечь для помощи старшеклассников, предварительно их проинструктировав. Помощь учителя и его присутствие исключается, так как речь идет об отношении детей к школьной жизни, в том числе и к учителю.

Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.

Инструкция: сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Найдите в своем листочке задание №1. Это дорожка из восьми прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. И так далее.

Найдите задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который по-вашему подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.

Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.

Если детям непонятно, что обозначает слово, нужно его объяснить, используя глагольные предикаты и наречия.

Найдите задание №3. В этих домиках мы делаем что-то особенное, и жильцы в них – необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.

Обозначения домиков:

№2 – твое настроение, когда ты идешь в школу,
№3 – твое настроение на уроке чтения,
№4 – твое настроение на уроке письма,
№5 – твое настроение на уроке математики
№6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем,
№7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками,
№8 – твое настроение, когда ты находишься дома,
№9 – твое настроение, когда ты делаешь уроки,
№10 – придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике. Когда вы закончите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живет и что он делает (на ответном листе делается соответствующая пометка).

Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, кроме того эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).

Процедура обработки начинается с задания №1. Вычисляется вегетативный коэффициент [5] по формуле:

ВК= (18 – место красного цвета – место синего цвета) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета)

Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:

  • 0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка
  • 0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.
  • 0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.
  • Свыше 2,0 – перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.

Далее рассчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Определенный порядок цветов (34251607) – аутогенная норма – является индикатором психологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения (СО) сначала вычисляется разность между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета. Затем разности (абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка. Числовые значения СО интерпретируются следующим образом:

  • Больше 20 – преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.
  • 10 – 18 – эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.
  • Менее 10 – Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.

Задания №2 и №3 по сути расшифровывают эмоциональную сферу первоклассника и ориентируют исследователя в вероятных проблемах адаптации.

Задание №2 характеризует сферу социальных эмоций. Здесь надо оценить степень дифференциации эмоций – в норме позитивные чувства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные – коричневым и черным. Слабая или недостаточная дифференциация указывает на деформацию в тех или иных блоках личностных отношений:

Счастье-горе – блок базового комфорта,
Справедливость – обида – блок личностного роста,
Дружба – ссора – блок межличностного взаимодействия,
Доброта – злоба – блок потенциальной агрессии,
Скука – восхищение – блок познания.

При наличии инверсии цветового градусника (основные цвета занимают последние места) у детей часто наблюдается недостаточная дифференциация социальных эмоций – например, и счастье и ссора могут быть обозначены одним и тем же красным цветом. В этом случае надо обратить внимание, как раскрашивает ребенок парные категории и насколько далеко отстоят пары в цветовом выборе.

Актуальность переживания ребенком того или иного чувства указывает его место в цветовом градуснике (задание №1).

В задании №3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам. Понятно, что при наличии проблем в какой-то сфере, первоклассник раскрашивает именно эти домики коричневым или черным цветом. Целесообразно выделить ряды объектов, которые ребенок обозначил одинаковым цветом. Например, школа-счастье-восхищение или домашние задания – горе–скука. Цепочки ассоциаций достаточно прозрачны для понимания эмоционального отношения ребенка к школе. Дети со слабой дифференциацией эмоций скорее всего будут амбивалентны и в эмоциональной оценке видов деятельности. По результатам задания №3 можно выделить три группы детей:

  • с положительным отношением к школе
  • с амбивалентным отношением
  • с негативным отношением

Следует отметить, что при крайне низких или крайне высоких показателях ВК и СО, сомнениях в чистоте исследования данная методика может быть продублирована по той же схеме, но индивидуально, со стандартными карточками из теста Люшера.

Далее заполняется сводная таблица <Приложение 3>. Вегетативный коэффициент, данные опроса родителей и анализ медстатистики характеризуют в целом физиологический компонент адаптации первоклассника к школе. Для удобства все данные можно свести к трем категориям:

  • достаточный физиологический уровень адаптации (нет психосоматики, энергетический баланс в норме)
  • частичный физиологический уровень адаптации (наблюдаются либо психосоматические проявления, либо низкий энергетический баланс)
  • недостаточный физиологический уровень адаптации (заболевания в период адаптации, психосоматические проявления, низкий энергетический баланс)

Экспертная оценка учителя характеризует деятельностный компонент адаптации первоклассника.

И, наконец, суммарное отклонение от аутогенной нормы является интегрированным показателем эмоционального компонента адаптации. В сводной таблице имеет смысл отразить знак отношения (положительный, амбивалентный, отрицательный) первоклассника к учению, учителю, одноклассникам и себе.

Сопоставление показателей физиологического, деятельностного и эмоционального компонентов позволит квалифицировать уровень адаптации первоклассников как:

  • достаточный
  • частичный
  • недостаточный (или дезадаптация)

Таким образом, на основе полученных данных можно достаточно обоснованно выделить первоклассников, которые нуждаются в индивидуальном внимании психолога. Представляется целесообразным выделить две группы таких детей:

  • первоклассников с недостаточным уровнем адаптации
  • первоклассников с частичной адаптацией

Детей из первой группы необходимо обследовать индивидуально, выявить причины и факторы дезадаптации, по возможности провести необходимую коррекционную работу. Как показывает практика, именно эти первоклассники долгое время будут требовать внимания и помощи как со стороны психолога, так и учителя.

Вторая группа – первоклассники с частичной адаптацией – чаще нуждается в краткосрочной оперативной помощи со стороны психолога. Данные об их эмоциональном состоянии, материалы опроса учителя и родителей дают достаточно информации для такой работы. Причинами неполной адаптации часто могут быть повышенная тревожность, вызванная неумеренными ожиданиями родителей, изменение характера детско-родительских отношений, перегрузка дополнительными занятиями, низкая самооценка, слабое здоровье и т.д. Нередко эти дети не вызывают опасений учителя, так как они усваивают программу и выполняют правила поведения школьника, однако зачастую это происходит за счет физического и психологического здоровья маленького школьника. В зависимости от конкретной ситуации психологу следует проконсультировать родителей и учителей, дать рекомендации по преодолению выявленного психологического неблагополучия.

Литература.

  1. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М: Изд-во “Совершенство”, 1998.
  2. Диагностика школьной дезадаптации. Под ред. Беличевой С.А. Консорциум “Социальное здоровье России”, М.,1995
  3. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб., 2002.
  4. Психолог в начальной школе: Учебно-практическое пособие / Г.С.Абрамова, Т.П.Гаврилова, А.Г.Лидерс и др.; под ред. Т.Ю.Андрущенко. – Волгоград: Перемена, 1995.
  5. Тимофеев В., Филимоненко Ю. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М.Люшера. СПб., 1995 .
  6. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб., 1999.



Предварительный просмотр:

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СКОРО В ШКОЛУ! Рекомендации психолога . Родительское собрание для родителей будущих первоклассников

Слайд 2

Подготовила: педагог-психолог ГБОУ СОШ № 121 Криницына Анастасия Вячеславовна, к.пед.н .

Слайд 3

Готовность к школе Психологическая готовность Интеллектуальная, мотивационная, волевая, коммуникативная Физическая готовность Здоровье, моторика рук, движения, возраст Специальная готовность Чтение, счет, учебные умения

Слайд 4

Психологическая готовность к обучению в школе включает: интеллектуальную готовность; мотивационную готовность; эмоционально-волевую готовность; коммуникативную готовность .

Слайд 5

Интеллектуальная готовность Ориентировка в окружающем. Запас знаний. Желание узнавать новое. Развитие образных представлений. Развитие речи и мышления в соответствии с нормой . Развитие внимания , памяти , воображения.

Слайд 6

Все интеллектуальные функции должны стать сознательно управляемыми. необходимо уметь определенное время работать, сосредоточившись на задании .

Слайд 7

Ребенку важно научиться владеть пальчиками – ведь теперь он будет учиться писать . Поэтому ему нужно уметь: правильно держать ручку; пользоваться ножницами; рисовать и лепить; обводить контуры и заштриховывать фигуры.

Слайд 8

мотивационная готовность Наличие у ребенка познавательных интересов: любит книги; любит решать задачки и кроссворды и др. интеллектуальные задания; любознателен; задает много вопросов. ГОТОВ ПРИНЯТЬ РОЛЬ ШКОЛЬНИКА

Слайд 9

« Социальная позиция школьника » Сформированность « социальной позиции школьника »: Понимание необходимости учения и того, что учеба отличается от игры, она требует ответственности и серьезности. Эмоционально –благополучное отношение к школе.

Слайд 10

Признаки познавательной активности Ребенок занимается умственной деятельностью. Предпочитает сам найти ответ на загадку, вопрос. Просит почитать книги, дослушивает до конца. Положительно относится к занятиям, связанными с умственным напряжением. Часто задает вопросы. Дожидается ответа на поставленный вопрос.

Слайд 11

Эмоционально-ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ способностей ставить цель, намечать план действий, выполнить его, проявив усилия, оценить результат, длительно выполнять непривлекательную работу. Способность управлять эмоциями и поведением. Умение организовывать рабочее место. Стремление преодолевать трудности. Стремление к достижению результата своей деятельности . Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Слайд 12

Коммуникативная готовность - умение строить взаимоотношения с людьми : играть и общаться с ребятами ; быть включенным в коллектив и уметь жить по его законам; общаться со взрослыми; доброжелательность и отсутствие агрессивности.

Слайд 13

Желание учиться, идти в школу. Стремление узнавать новое. Закрепляйте положительное отношение ребенка к школе. Никогда не запугивайте ребенка, рассказывая о школе.

Слайд 14

Играя с ребенком, используйте игры с правилами (домино, лото, шашки, подвижные игры и т. д.). Следите за тем , чтобы ребенок выполнял правила игры.

Слайд 15

Учите ребенка устанавливать причинно-следственные связи. Решайте вместе с ним логические задачи: загадки, ребусы, кроссворды.

Слайд 16

При общении с ребенком называйте его друзей по имени. Не критикуйте сверстников ребенка! Если возникнет необходимость, лучше проанализировать сложную (иногда конфликтную) ситуацию вместе с ребенком. Приглашайте друзей ребенка в гости, участвуйте в играх.

Слайд 17

Организовывайте с ребенком совместную деятельность. Не обсуждайте при нем взрослых. Объясняйте ему правила общения с учителем и другими взрослыми людьми.

Слайд 18

Как подготовить РЕБЁНКА к школе Если ребёнок никогда не ходил в детский сад, постарайтесь, чтобы оставшееся время перед школой он пообщался со сверстниками. Покажите , как правильно собирать портфель. Выучите вместе домашний адрес и телефон . Дети часто стесняются просить у учителя разрешения выйти во время урока, так что проговорите этот момент. Поддерживайте ребёнка во всем. Хвалите за дело, говорите, как здорово у него получается. Это придаст ему уверенности в себе.

Слайд 19

Спасибо за внимание!